ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БАРНАУЛ
|
Введение 4
Глава 1. Понятие об экологической комфортности 7
1.1 Определение экологической комфортности 7
1.2 Факторы, влияющие на экологический комфорт 9
1.3 Методы оценки экологической комфортности 13
Глава 2. Общая характеристика г. Барнаул 17
2.1 Географическое положение 17
2.2 Геологическое строение и рельеф 18
2.3 Природно-климатические условия 20
2.4 Почвы и гидрография 22
2.5 Растительный и животный мир 23
2.6 Ландшафты 25
2.7 Население 27
2.8 Промышленность и сфера услуг 28
Глава 3. Оценка экологической комфортности среды г. Барнаул 32
3.1 Описание методики проведения оценки экологической
комфортности 32
3.2 Оценка шумового загрязнения 35
3.3 Оценка интенсивности автомобильных потоков 38
3.4 Оценка качества атмосферного воздуха 42
3.5 Расчет площади зеленых насаждений 45
3.6 Расчет плотности застройки 48
3.7 Оценка экологической комфортности по административным
районам города Барнаул 51
Заключение 56
Список использованной литературы и источников 60
Глава 1. Понятие об экологической комфортности 7
1.1 Определение экологической комфортности 7
1.2 Факторы, влияющие на экологический комфорт 9
1.3 Методы оценки экологической комфортности 13
Глава 2. Общая характеристика г. Барнаул 17
2.1 Географическое положение 17
2.2 Геологическое строение и рельеф 18
2.3 Природно-климатические условия 20
2.4 Почвы и гидрография 22
2.5 Растительный и животный мир 23
2.6 Ландшафты 25
2.7 Население 27
2.8 Промышленность и сфера услуг 28
Глава 3. Оценка экологической комфортности среды г. Барнаул 32
3.1 Описание методики проведения оценки экологической
комфортности 32
3.2 Оценка шумового загрязнения 35
3.3 Оценка интенсивности автомобильных потоков 38
3.4 Оценка качества атмосферного воздуха 42
3.5 Расчет площади зеленых насаждений 45
3.6 Расчет плотности застройки 48
3.7 Оценка экологической комфортности по административным
районам города Барнаул 51
Заключение 56
Список использованной литературы и источников 60
Рост урбанизации в сравнительно малом пространстве современных городов зачастую приводит к конфликту между обществом и окружающей средой. На более ранних этапах развития современных городов наиболее актуальными были вопросы контроля неограниченного роста площади городских поселений, сдерживание неуправляемого хозяйственного и демографического роста. На данный же момент наиболее актуальными становятся вопросы об устранении социальных проблем, повышении качества жизни населения и снижении антропогенной нагрузки на природную среду.
Неотъемлемой частью высокого качества жизни является обеспечение экологического комфорта населения. Именно в этом состоит актуальность выбранной темы. Также необходимость написания работы по данной теме диктуется отсутствием единого теоретического подхода к данному вопросу.
Для проведения оценки экологической комфортности необходимо провести анализ современных процессов, характерных для урбанизированных территорий, выявить их влияние на экологический комфорт, выбрать наиболее эффективную модель оценки и провести такую оценку для конкретного города.
В настоящий момент в научной среде выдвигаются различные концепции и подходы к вопросу оптимизации городской среды и создания более комфортных условий для жизни общества. Однако такие концепции зачастую не проходят проверку на практике в силу различных причин.
Также следует сказать, что на данный момент более развиты подходы регионального уровня. Город в таких подходах является лишь частью огромного целого, и вопросам оптимизации именно городской среды уделяется меньшее внимание, хотя город является основной единицей
концентрации населения. И подобные исследования должны проводиться именно на уровне города.
Итак, большинство научных работ подобной направленности либо выбирают слишком обширный объект исследования, например, Сибирский ФО, либо наоборот слишком узко специализированы на одном конкретном вопросе. В то время как решение проблем городской среды возможно только при комплексном подходе на уровне именно городского образования.
Объектом исследования является г. Барнаул, как сложная территориальная социально-экологическая система.
Предметом исследования являются факторы, особенности и закономерности территориальной дифференциации уровня экологической комфортности городской среды.
Целью работы является проведение оценки экологической комфортности на примере города Барнаул.
Задачи работы:
- изучить существующие методики оценки экологической комфортности и выбрать наиболее подходящую из них;
- провести анализ природных условий и антропогенных факторов исследуемого объекта - г. Барнаул;
- провести оценку экологической комфортности городской среды для территории г. Барнаул;
- провести анализ полученных данных об экологической комфортности исследуемого объекта и сформировать выводы.
Методологической основой работы выступает принцип взаимосвязи природных условий, социума и хозяйственной деятельности в городских геоэкосистемах. Все эти элементы взаимообуславливают друг друга, и их связь выражается в постоянном отрицательном и положительном влиянии на все элементы системы «природа - общество».
По мнению автора, наиболее оптимальной является модель, когда пространственная схема экологической комфортности ассиметрична морфологии социальной структуры. Другими словами, наибольшая антропогенная нагрузка и хозяйственное воздействие целесообразно в местах, где наблюдаются наименьшие показатели экологической комфортности.
Среди методов, используемых в работе были применены следующие: сравнительный, картографический, социологический, исторический методы; а также различные методы физико-географического и экономико-географического анализа.
Материалы данной работы могут применяться на практике государственными административными органами, которые осуществляют управление и проектирование городскими образованиями, в качестве примера для проведения анализа экологической комфортности городской среды, а также в ходе управленческой и прогнозной деятельности.
Неотъемлемой частью высокого качества жизни является обеспечение экологического комфорта населения. Именно в этом состоит актуальность выбранной темы. Также необходимость написания работы по данной теме диктуется отсутствием единого теоретического подхода к данному вопросу.
Для проведения оценки экологической комфортности необходимо провести анализ современных процессов, характерных для урбанизированных территорий, выявить их влияние на экологический комфорт, выбрать наиболее эффективную модель оценки и провести такую оценку для конкретного города.
В настоящий момент в научной среде выдвигаются различные концепции и подходы к вопросу оптимизации городской среды и создания более комфортных условий для жизни общества. Однако такие концепции зачастую не проходят проверку на практике в силу различных причин.
Также следует сказать, что на данный момент более развиты подходы регионального уровня. Город в таких подходах является лишь частью огромного целого, и вопросам оптимизации именно городской среды уделяется меньшее внимание, хотя город является основной единицей
концентрации населения. И подобные исследования должны проводиться именно на уровне города.
Итак, большинство научных работ подобной направленности либо выбирают слишком обширный объект исследования, например, Сибирский ФО, либо наоборот слишком узко специализированы на одном конкретном вопросе. В то время как решение проблем городской среды возможно только при комплексном подходе на уровне именно городского образования.
Объектом исследования является г. Барнаул, как сложная территориальная социально-экологическая система.
Предметом исследования являются факторы, особенности и закономерности территориальной дифференциации уровня экологической комфортности городской среды.
Целью работы является проведение оценки экологической комфортности на примере города Барнаул.
Задачи работы:
- изучить существующие методики оценки экологической комфортности и выбрать наиболее подходящую из них;
- провести анализ природных условий и антропогенных факторов исследуемого объекта - г. Барнаул;
- провести оценку экологической комфортности городской среды для территории г. Барнаул;
- провести анализ полученных данных об экологической комфортности исследуемого объекта и сформировать выводы.
Методологической основой работы выступает принцип взаимосвязи природных условий, социума и хозяйственной деятельности в городских геоэкосистемах. Все эти элементы взаимообуславливают друг друга, и их связь выражается в постоянном отрицательном и положительном влиянии на все элементы системы «природа - общество».
По мнению автора, наиболее оптимальной является модель, когда пространственная схема экологической комфортности ассиметрична морфологии социальной структуры. Другими словами, наибольшая антропогенная нагрузка и хозяйственное воздействие целесообразно в местах, где наблюдаются наименьшие показатели экологической комфортности.
Среди методов, используемых в работе были применены следующие: сравнительный, картографический, социологический, исторический методы; а также различные методы физико-географического и экономико-географического анализа.
Материалы данной работы могут применяться на практике государственными административными органами, которые осуществляют управление и проектирование городскими образованиями, в качестве примера для проведения анализа экологической комфортности городской среды, а также в ходе управленческой и прогнозной деятельности.
В ходе проведенного исследования экологической комфортности городской среды на примере города Барнаул был проведен анализ теоретических положений и методологических подходов к оценке экологической комфортности. Был подробно описан объект исследования и оценка отдельных административных районов города по уровню экологической комфортности по основным факторам, определяющим экологический комфорт проживания.
Данные, полученные в ходе работы, были представлены в виде картографического материала, составленного автором по результатам исследования, а также в виде таблиц с подробным описанием методики оценки и полным представлением данных исследования.
Для проведения оценки экологической комфортности был выбран метод балльной оценки. При использовании такого метода данные приводятся в единое поле оценки, где могут быть сопоставлены между собой
Ранжирование показателей производилось, основываясь на диапазоне значений и среднестатистических значениях.
Такой метод делает возможным соотнесение разнородных факторов между собой, и дает возможность их оценки.
Метод балльной оценки наиболее соответствует цели, поставленной в данной работе, а также возможностям для проведения практических исследований.
Объектом исследования в данной работе являлся г. Барнаул. Для оценки экологического комфорта проживания на данной территории был проведен анализ природных условий и антропогенных факторов, влияющих на предмет исследования. Для этого было описано географическое положение объекта, геологическое строение и рельеф территории, природно-климатические условия, почвы и гидрография, растительный и животный мир, ландшафтная структура территории, демографическая ситуация, а также были описаны основные области хозяйственной деятельности - промышленность и сфера услуг.
Для проведения оценки экологической комфортности городской среды были выделены следующие основные факторы, в большей степени ее определяющие:
Загрязнение:
- уровень шума;
- интенсивность автомобильных потоков;
- качество атмосферного воздуха;
Благоустройство:
- площадь зеленых насаждений;
- плотность городской застройки;
- наличие парков.
Уровень шума и интенсивность автомобильных потоков измерялись в полевых условиях по заранее составленной специально для целей исследования методике. Данные по качеству атмосферного воздуха и его загрязнению были взяты из ежегодных докладов о состоянии окружающей среды г. Барнаул, а также данные организаций, занимающихся мониторингом атмосферного воздуха на территории города.
Площадь зеленых насаждений, наличие парков, и плотность городской застройки выявлялись по картографическим материалам, в частности по генеральному плану городского округа.
В ходе проведения оценки экологической комфортности городской среды на примере г. Барнаул были сделаны следующие выводы:
1) наиболее комфортными для проживания районами города являются Октябрьский и Ленинский. Обусловлено это тем, что в данные районы включены обширные участки зеленых насаждений, в том числе парков, и естественной растительности, плотность застройки здесь ниже, чем в других районах и отличается меньшей этажностью. При этом в данных районах меньшее количество перегруженных автомагистралей, в отличие от других районов, что означает меньшую интенсивность автомобильных потоков, которая является одним из факторов, отрицательно влияющих на экологический комфорт проживания. Этот факт обуславливает меньшее загрязнение воздуха от передвижных источников. Хотя шумовое загрязнение и сравнительно такое же, как в остальных районах, жилой сектор здесь располагается зачастую на большем удалении от проезжей части, что снижает уровень воздействия на здоровье населения и повышает уровень экологической комфортности проживания;
2) средним уровнем экологической комфортности обладают Центральный и Индустриальный районы города Барнаул. К их основным проблемам относится перегруженность автомобильных дорог и слишком близкое расположение жилой застройки к оживленным автомагистралям. Данные районы имеют среднюю обеспеченность зелеными насаждениями и плотность застройки территории;
3) наименее благоприятным районом в плане экологической комфортности проживания является Железнодорожный район. Данный район имеет очень высокую плотность застройки, при малом количестве зеленых насаждений. В районе расположены крупные автомагистрали, обладающие большой пропускной способностью. Этот факт обуславливает значительное загрязнение воздуха от передвижных источников и в том числе шумовое загрязнение. Наименьшая оценка уровня экологической комфортности, полученная данным районом в большей степени обусловлена критически малым количеством зеленых насаждений и полным отсутствием лесопарковых зон.
В целом, для всей территории города Барнаул характерны проблемы, связанные с недостаточным озеленением территории, перегруженностью автомобильных дорог, что приводит к шумовому, световому загрязнению и загрязнению атмосферного воздуха, а также тот факт, что для Барнаула характерно близкое расположение объектов жилой застройки к автомобильным дорогам. Все это существенно снижает уровень экологической комфортности проживания на территории г. Барнаул. Хотя в сравнении с более крупными городами, данные отрицательные показатели могут казаться не такими значимыми, территория города Барнаула, все же, требует более рационального планирования в направлении повышения уровня экологической комфортности городской среды. В первую очередь, такие изменения должны коснуться количества зеленых насаждений, и более эффективной организации транспортной системы города.
Данные, полученные в ходе работы, были представлены в виде картографического материала, составленного автором по результатам исследования, а также в виде таблиц с подробным описанием методики оценки и полным представлением данных исследования.
Для проведения оценки экологической комфортности был выбран метод балльной оценки. При использовании такого метода данные приводятся в единое поле оценки, где могут быть сопоставлены между собой
Ранжирование показателей производилось, основываясь на диапазоне значений и среднестатистических значениях.
Такой метод делает возможным соотнесение разнородных факторов между собой, и дает возможность их оценки.
Метод балльной оценки наиболее соответствует цели, поставленной в данной работе, а также возможностям для проведения практических исследований.
Объектом исследования в данной работе являлся г. Барнаул. Для оценки экологического комфорта проживания на данной территории был проведен анализ природных условий и антропогенных факторов, влияющих на предмет исследования. Для этого было описано географическое положение объекта, геологическое строение и рельеф территории, природно-климатические условия, почвы и гидрография, растительный и животный мир, ландшафтная структура территории, демографическая ситуация, а также были описаны основные области хозяйственной деятельности - промышленность и сфера услуг.
Для проведения оценки экологической комфортности городской среды были выделены следующие основные факторы, в большей степени ее определяющие:
Загрязнение:
- уровень шума;
- интенсивность автомобильных потоков;
- качество атмосферного воздуха;
Благоустройство:
- площадь зеленых насаждений;
- плотность городской застройки;
- наличие парков.
Уровень шума и интенсивность автомобильных потоков измерялись в полевых условиях по заранее составленной специально для целей исследования методике. Данные по качеству атмосферного воздуха и его загрязнению были взяты из ежегодных докладов о состоянии окружающей среды г. Барнаул, а также данные организаций, занимающихся мониторингом атмосферного воздуха на территории города.
Площадь зеленых насаждений, наличие парков, и плотность городской застройки выявлялись по картографическим материалам, в частности по генеральному плану городского округа.
В ходе проведения оценки экологической комфортности городской среды на примере г. Барнаул были сделаны следующие выводы:
1) наиболее комфортными для проживания районами города являются Октябрьский и Ленинский. Обусловлено это тем, что в данные районы включены обширные участки зеленых насаждений, в том числе парков, и естественной растительности, плотность застройки здесь ниже, чем в других районах и отличается меньшей этажностью. При этом в данных районах меньшее количество перегруженных автомагистралей, в отличие от других районов, что означает меньшую интенсивность автомобильных потоков, которая является одним из факторов, отрицательно влияющих на экологический комфорт проживания. Этот факт обуславливает меньшее загрязнение воздуха от передвижных источников. Хотя шумовое загрязнение и сравнительно такое же, как в остальных районах, жилой сектор здесь располагается зачастую на большем удалении от проезжей части, что снижает уровень воздействия на здоровье населения и повышает уровень экологической комфортности проживания;
2) средним уровнем экологической комфортности обладают Центральный и Индустриальный районы города Барнаул. К их основным проблемам относится перегруженность автомобильных дорог и слишком близкое расположение жилой застройки к оживленным автомагистралям. Данные районы имеют среднюю обеспеченность зелеными насаждениями и плотность застройки территории;
3) наименее благоприятным районом в плане экологической комфортности проживания является Железнодорожный район. Данный район имеет очень высокую плотность застройки, при малом количестве зеленых насаждений. В районе расположены крупные автомагистрали, обладающие большой пропускной способностью. Этот факт обуславливает значительное загрязнение воздуха от передвижных источников и в том числе шумовое загрязнение. Наименьшая оценка уровня экологической комфортности, полученная данным районом в большей степени обусловлена критически малым количеством зеленых насаждений и полным отсутствием лесопарковых зон.
В целом, для всей территории города Барнаул характерны проблемы, связанные с недостаточным озеленением территории, перегруженностью автомобильных дорог, что приводит к шумовому, световому загрязнению и загрязнению атмосферного воздуха, а также тот факт, что для Барнаула характерно близкое расположение объектов жилой застройки к автомобильным дорогам. Все это существенно снижает уровень экологической комфортности проживания на территории г. Барнаул. Хотя в сравнении с более крупными городами, данные отрицательные показатели могут казаться не такими значимыми, территория города Барнаула, все же, требует более рационального планирования в направлении повышения уровня экологической комфортности городской среды. В первую очередь, такие изменения должны коснуться количества зеленых насаждений, и более эффективной организации транспортной системы города.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ОМОЛАЖИВАЮЩЕЙ ОБРЕЗКИ НА ЖИЗНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДРЕВЕСНЫХ ПОРОД ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ Г. БАРНАУЛА
Главы к дипломным работам, ботаника. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - ДИЗАЙН-ПРОЕКТ РЕНОВАЦИИ ЗДАНИЙ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ОАО «ХИТОН» В
ЦЕНТР ИСТОРИИ ДИЗАЙНА И СОВРЕМЕННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование культурно-досуговой инфраструктуры городского пространства (на примере города Пенза)
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2018 - Изучение особенностей возбудителя бурого цитоспорозного некроза тополя микромицета Cytospora chrysosperma Pers. Fr. в урбанистической среде (на примере г. Красноярска)
Главы к дипломным работам, биология. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - Оценка качества воздушной среды г. Барнаула
Бакалаврская работа, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ЛАНДШАФТОВ И ИХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ БИОИНДИКАЦИОННОГО МЕТОДА ДЛЯ АНАЛИЗА
ГЕОСИСТЕМЫ
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ АТМОСФЕРЫ К САМООЧИЩЕНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАРКАС ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ СОХРАНЕНИЯ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА НА ПРИМЕРЕ Г. КЕМЕРОВО
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018



