Оглавление 6
Введение 7
1 Экономического регулирования деятельности естественных монополий в РФ
на примере железнодорожного транспорта 10
1.1 Монополия. Определение, причины возникновения 10
1.2 Естественная монополия как особая структура рынка 15
1.3 Антимонопольное регулирование в РФ на примере железнодорожного
транспорта 20
2 Общая характеристика Эксплуатационного локомотивного депо Тайга 29
2.1 История образования. Организационно-правовая форма предприятия 29
2.2 Основной вид деятельности организации, миссия, цель, задачи, функции.. 31
2.3 Общая характеристика системы учета и основные технико-экономические
показатели работы ТЧЭ-12 36
2.4 Организационная структура. Анализ персонала эксплуатационного
локомотивного депо Тайга 44
2.5 Основные результаты деятельности предприятия 48
2.6 Имущество предприятия и эффективность использования основных средств 53
3 Экономический анализ и возможные пути повышения 55
эффективности деятельности ТЧЭ-12 55
3.1 Анализ затрат предприятия 55
3.2 Текущее финансирование предприятия 66
3.3 Мероприятия, рекомендуемые для оптимизации расходов и повышения
эффективности деятельности предприятия 67
4. Социальная ответственность 72
4.1 Определение стейкхолдеров предприятия 74
4.2 Определение структуры программ КСО 75
4.3 Затраты на программы КСО 80
4.4 Оценка эффективности программы КСО 81
Заключение 84
Список использованных источников 88
Приложение А 92
Объектом исследования является Эксплуатационное локомотивное депо
Тайга структурное подразделение Западно-Сибирской дирекции тяги –
структурного подразделения Дирекции тяги – филиала открытого акционерного
общества «Российские железные дороги» (ТЧЭ-12).
Цель работы - исследование методов экономического регулирования
деятельности естественных монополий.
В процессе исследования проводились: определение особенностей
экономической деятельности ТЧЭ-12 и разработка предложений по повышению
эффективности финансовой деятельности предприятия.
В результате исследования был проведен анализ финансовой
деятельности предприятия - структурного подразделения организации,
входящей в естественную монополию в сфере железнодорожного транспорта,
выявлены ее основные экономические проблемы и пути решения.
Степень внедрения: разработанные мероприятия рекомендованы к
внедрению в анализируемой организации.
Область применения: мероприятия по оптимизации расходов и другие
предложенные мероприятия могут быть использованы на практической
деятельности анализируемого хозяйствующего субъекта.
Экономическая эффективность/значимость работы: разработанные
мероприятия экономически целесообразны для применения и экономически
эффективны.
В будущем планируется применение разработанных мероприятий в
практике в ТЧЭ-12.
Введение
Актуальность темы исследования. Предприятия, относящие к особому
типу рыночной структуры – естественной монополии, играют огромную роль в
развитии экономики страны. К естественным монополиям относятся такие
предприятия, которые по причине технологической специфики производства
или особенностей оказания услуг не имеют и (или) общество по ряду причин
считает нецелесообразным для них наличие конкурентов. В настоящее время в
сфере естественных монополий Российской Федерации происходит
существенное реформирование, в том числе в этой сфере активно формируются
конкурентные рынки. В связи с этим, важным моментом является обоснование
финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою
деятельность в сфере естественно-монопольного типа рынка, оценка их
экономической эффективности, определение экономического вклада таких
организаций в общий уровень благосостояния общества.
Естественные монополии – это, как правило, отрасли общественного
пользования, к которым относятся железнодорожный транспорт, а также
воздушный и муниципальный, электроэнергетика, газовое хозяйство,
водоснабжение, связь, радиовещание и телевидение и др. В данных отраслях
производства за счет эффекта масштаба можно достичь очень низких издержек,
при этом производимые продукты и услуги являются социально значимыми для
всего общества. По этой причине необходима защита потребителей от
дискриминации и от монопольно высоких цен. Государственное регулирование
деятельности естественных монополий необходимо для соблюдения
(уравновешивания) балансов интересов естественных монополий и
потребителей.
В соответствии с классическими определениями естественной
монополией принято считать такое состояние товарного рынка, при котором
удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в
силу технологических особенностей производства (в связи с существенным8
понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения
объема производства), а товары, производимые субъектами естественной
монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с
чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами
естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на
этот товар, чем спрос на другие виды товаров[1].
Причины возникновения и развития естественной монополии указаны в
работах признанных классиков экономической науки А. Курно, Дж.Ст. Милля,
К. Маркса, Л. Вальраса, А. Пигу, А. Маршалла, Т. Фарерра, Дж. Робинсон,
Э. Чемберлина, Ф. Рамсея.
В работах известных экономистов изначально большое внимание
уделялось проблемам монополизма как такового и специфике естественномонопольного эффекта. Ими были выявлены негативные
последствия монопольной власти, обоснована необходимость государственного
вмешательства в деятельность монополий.
Проблемы государственного регулирования естественных монополий
отражены в научных публикациях Д. Бъюкенена, Э. де Сото, Р. Коуза, П.
Милгрома, Д. Норта, М. Олсона и О. Уильямсона и др.
В отечественной литературе выделяют два направления исследования
естественных монополий: теоретическое и практическое. В рамках
теоретического направления, представленного работами С. Авдашевой, Н.
Белоусовой, Е. Васильевой, В. Гальперина, С. Игнатьева, Е. Корольковой, В.
Лившица, В. Моргунова, Н. Розановой и другими, проанализированы
достижения западной экономической науки в области теории естественных
монополий и их регулирования, обоснованы теоретические основы
реформирования отраслей с естественно-монопольным ядром в условиях
России.
Сделаем основные выводы по результатам работы в соответствии с
поставленными целями.
Естественная монополия представляет собой сложное противоречивое
экономическое явление, обладающее сетевым эффектом, положительным
эффектом масштаба производства и/или разнообразия, низкими
трансакционными издержками, свойствами субаддитивности функции
издержек и устойчивости. Данное явление представляет собой объективный
результат развития экономики. В реалиях современной рыночной экономики
естественная монополия является частью вертикально-интегрированной
рыночной структуры.
Сущность естественной монополии представляет собой совокупность
экономических отношений, возникающих между производителями,
производителями и потребителями однопорядковой группы товаров,
производителями и обществом в целом по поводу получения абсолютных и
относительных преимуществ на основе использования различных факторов,
позволяющих приобретать преимущества в издержках. К факторам,
позволяющим получать преимущества в издержках относят положительный
эффект от масштаба или разнообразия; наличие сетевого
эффекта, субаддитивности функции издержек, низких трансакционных
издержек; организация отрасли в виде горизонтально
и вертикально интегрированной фирмы.
Содержание естественной монополии мы определяем как
преимущественное положение экономического субъекта на рынке,
приобретаемое крупными формами хозяйствования в результате экономии от
масштабов, экономии от разнообразия, субаддитивности функции издержек,
экономии на трансакционных издержках, географического распределения и
создания системы совместного хозяйственного комплекса.85
Объективные законы развития технологических и производственных
процессов являются причинами существования и развития естественной
монополии. Предпосылкой ее функционирования является стремление к
увеличению прибыли за счет положительного эффекта от масштабов
производства. Причины и предпосылки к функционированию естественной
монополии заставляют элементы ее механизма, включающие субъекты
отношений (подразделения фирм; фирмы-конкуренты, производящие товарысубституты; производители и потребители, объединенные
целью удовлетворения потребностей) и объекты отношений (производственные
процессы, в результате которых образуется экономия на масштабах или
разнообразия), производить естественно-монопольный эффект.
За счет естественно-монопольного эффекта производитель получает
преимущества в издержках, а потребитель - положительные и отрицательные
проявления монопольной власти. Все это позволяет определить механизм
функционирования естественной монополии как совокупность устойчивых,
повторяющихся взаимосвязей, возникающих между субъектами рынка, в
результате которых проявляется положительный эффект масштаба и/или
разнообразия.
Государственное регулирование естественных монополий подчиняется
механизму, определяемому как совокупность взаимосвязанных и
взаимообусловленных действий государства, осуществляющихся в
разнообразных формах и предполагающих использование
различных инструментов, направленных на осуществление общественного
контроля за эффективностью их функционирования. В целом, механизм
государственного регулирования должен быть направлен на
совершенствование антимонопольного законодательства; активизацию
инновационной и инвестиционной политики; осуществление инвестирования и
контроля за деятельностью естественных монополий.
Во второй главе работы описана деятельность Эксплуатационного
локомотивного депо Тайга, история создания предприятия, организационно-86
правовая форма предприятия, миссия, цель, задачи предприятия,
характеристика системы учета и основные технико-экономические показатели
работы, рассмотрена организационная структура, основные результаты
деятельности. Изучены и проанализированы основные качественные
показатели использования локомотивов. Произведен анализ эффективности
использования основных средств предприятия на базе учетных данных за 2015-
2016гг.
В третьей главе работы рассмотрены особенности экономической
деятельности Эксплуатационного локомотивного депо Тайга – структурного
подразделение Западно-Сибирской дирекции тяги – структурного
подразделения Дирекции тяги – филиала открытого акционерного общества
«Российские железные дороги». Произведен подробный анализ затрат
предприятия, проведен анализ динамики и структуры текущего
финансирования, произведен анализ эффективности использования основных
средств на базе учетных данных за 2015-2016гг. Разработаны мероприятия для
оптимизации эксплуатационных расходов
О естественных монополиях в Российской Федерации: федер. закон Росс.
Федерации от 17.08.1995 №147-ФЗ (в ред. от 03.01.2001)// Консультант
Плюс: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/ (дата обращения
5.05.2017г)
2. О защите конкуренции в Российской Федерации [Электронный ресурс]:
федер. закон Росс. Федерации от 26.07.2006 № 135-ФЗ // Консультант
Плюс: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения
5.05.2017г)
3. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации [Электронный
ресурс]: федер. закон Росс. Федерации от 10.03.2001 №17-ФЗ (в ред. от
03.01.2001)// Консультант Плюс: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40443 (дата обращения
5.05.2017г)
4. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической
деятельности предприятия: учеб.-практич. пособие. М.: Дело и Сервис,
2014. 256с.
5. Борисов Е.Ф. Экономика: учеб. М.: издательство Проспект, 2011. 320с.
6. Вечканов Г.С. Экономическая теория: учеб. пособие. М.:2014.448с.
7. Васюхин О.В. Основы ценообразования. СПб: СПбГУ ИТМО, 2011. 10с.
8. Воробьёва И.П., Громова А.С., Рыжкова М.В. Экономика: учеб. пособие.
Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. 264с.
9. Гавриленко Л.И., Иванкина Е.А. Экономическая теория.
Микроэкономика: учебное пособие. Томск: ТПУ, 2011. 208с.
10.Гальперова Е.В., Кононов Ю.Д. Изменение тарифов на электроэнергию:
оценка возможных последствий для экономики региона // Регион:
экономика и социология, 2014. № 2. C. 28–37.89
11. Городецкий А.Н., Павленко Ю.В. Реформирование естественных
монополий // Вопросы экономики, 2014 №1.С.137
12.Градов А.П. «Семь кругов» проблемной ситуации по уровням
управленческой иерархии // Научно-технические ведомости СанктПетербургского государственного политехнического университета.
Экономические науки, 2014. № 1(187). С. 20–27.
13.Груничев А. Монополии, монополизм и развитие конкуренции. //
РИСК.№14.2010.С.152-161.
14.Гусев К.Н. Российская экономика: от монополизации к модернизации. //
Банковское дело.№4.2010.С.14.
15.Ищенко О.А, Комарова Н.С. Современная экономика. Лекционный курс:
учебное пособие. Изд. 9-е.Ростов н/Д: Феникс, 2011. 416с.
16.Илюша А.В. О механизмах энергосбережения промышленных
предприятий в условиях реформирования электроэнергетики //
Промышленная энергетика, 2011. № 10. С. 9–11.
17.Мартусевич Р.А. Конкурсы за концессии в отраслях естественных
монополий в контексте тарифного регулирования // Вопросы экономики,
2010. N 4. С. 141-157.
18.Малкина М.Ю. Анализ особенностей функционирования естественных
монополий в Современной России // Экономический анализ: теория и
практика.№12.2012.С.56-63.
19.Мальцев А.А. Главные проявления влияния глобализации минерально –
сырьевого комплекса на экономику России. // Международная
экономика.№1.2010.С.26.
20.Меркулова, Ю. Особенности российского отраслевого монополизма //
Общество и экономика. 2009. N 4/5. С. 26-56.
21.Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]: URL:
http://rzd.ru/ (дата обращения: 9.04.2017 г.)
22.Полондопуло В.Ф. Антимонопольное регулирование и защита
конкуренции: общий обзор // Конкурентное право.№1.2011.С.3-14.90
23.Прудников В.М. Прогноз на 2011-2013 гг.: развитие отраслей
промышленности // Экономист.№11.2010.С.127.
24.Пулова Л.Б. Институциональные перемены и модернизация // Известия
СПбУЭФ. 2014. № 2. С. 9-14. Паничкина Г.В. Основы управления
конкурентоспособностью.
25.Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики: Учебник. М.:
ИНФРА-М, 2010г. 672 с.
26.Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы //
Социологические исследования. 2011. № 1. С. 5-18.
27.Русак Е.С. Экономика предприятия: ответы на экзаменационные вопросы
/ Е.С. Русак, Е.И. Сапелкина. 2-е издание. Минск: Тетра Системс, 2010.
475 с.
28.Родин А.В. Факторы, влияющие на формирование тарифной политики в
электроэнергетике, и социально-экономические последствия ее
реализации // Вестник МГТУ, том 14, 2011. №1. С. 210–213.
29.Сайт Федеральной антимонопольной службы [Электронный ресурс] //
URL: http://www.fas.gov.ru/ (дата обращения: 11.04.2017г.)
30.Социальная ответственность: Методические указания ТПУ, Изд-во
Томского политехнического университета. сост. Н.В. Черепанова. Томск,
2015. 21 с.
31.Сидоров В.А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов. М.:
«Элит», 2010.528с.
32.Терёшина Н.П., Епишкин И.А. Экономика железнодорожного
транспорта. М.: МИИТ, 2012. 346 с.
33.Экономика и управление в энергетике: учебник для магистров / под общ.
ред. Н.Г. Любимовой, Е. С. Петровского. М.: Издательство Юрайт, 2015.
485 с.
34.Якубов М.А. Анализ продуктового портфеля ‒ ключевой метод
стратегического планирования бизнеса в рамках разработки, выпус