Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ИНФОГРАФИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №89743

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дизайн

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 6
1.1 Понятие информационной культуры 6
1.2 Формирование информационной культуры учащихся 9
1.3. Закономерности восприятие школьной информации у детей школьного возраста 18
ГЛАВА 2. ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 28
2.1 Понятие инфографики и ее использование в образовательной
системе 28
2.2 Виды, принципы и способы создания инфографики 35
2.3 Наглядное пособие 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52


На сегодняшний день, в эпоху бурного развития информационных технологий, стремительного роста объема информации необходимы поиски эффективных способов ее обработки, представления и восприятия.
На всех этапах образования, особенно на школьном, всегда широко применялись методы наглядности и визуализации информации. Другими словами, в процессе обучения преподаватель предлагает осмыслить информацию и представить её в виде фигуры, объекта, изображения.
В современных условиях организации образования, где с каждым годом поток информации увеличивается, появляется потребность в новых методах визуализации. Одним из таких методов является инфографика, которая фактически передает информацию и знания с помощью рисунка.
Область применения инфографики позволяет наглядно передавать нужную информацию и дает возможность лучше воспринимать большие объемы цифровых данных, статистических сведений и объемных блоков информации. Благодаря такой визуализации текстовой материал и цифры воспринимаются намного проще, интереснее и, что самое главное, убедительнее. Главными достоинствами инфографики можно назвать эффектный дизайн, удобный масштаб и выжимка наиболее интересных и нужных сведений.
Инфоргафика, помимо учебного процесса, активно используется в печатных изданиях и интернет-СМИ, в рекламе, в маркетинге и PR.
Проблемами методологии наглядности и визуализации учебной информации занимались классики мировой и отечественной дидактики Коменский Я.А, Дж. Дьюи, Ушинский К.Д, Ленер И.Я, Махмутов М.И. Вопросы проектирования визуально-информационной модели рассмотрены в педагогических трудах Арановой С.В, Вербицкого А.А, Мамардашвили М.К, теоретика визуальных исследований Дж. Митчелла. Проблемы рассмотрения способа информатизации и визуализации изучались такими учеными, как Д. Желязны, В. Лаптев, Д Ланков, Э. Тафти и другие.
Одним из родоначальников современной инфографики является Эдвард
Тафти (EdwardR.Tufte), который создал концепцию, а также шикарную коллекцию инфографики. Иллюстративные материалы в его работах включают карты, гравюры, фотографии, изображения, которые созданы с помощью компьютера, а также встроенные объекты-задвижки, которые показывают сравнительные изменения в этих иллюстрациях как до, так и после воздействия их на пользователя. Именно Тафти определил пути использования инфографики в образовательной деятельности, как эффективный способ понимания теории.
Наиболее полное определение инфографике дает В. В. Лаптев: «Инфографика - это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний».
В трудах С. В. Арановой визуальное мышление представляется как «стимулятор развития и интеллекта, и личности в целом». При этом под визуальным мышлением понимается особая форма деятельности человека, содержание которой является оперированием и манипулированием наглядных образов, а результатом - порождение новых, часто абстрактных образов, несущих смысловую нагрузку и делающих значение видимым».
Дэн Роэм, Власова Н.С, Ковешникова Н.А объясняют интерес к визуализации «развитием человеческой деятельности, нарастанием потоков информации, для освоения которой становятся непригодными традиционные
методы и средства. Для дальнейшего накопления, освоения, хранения, переработки и передачи информации необходимы новые, компактные, мобильные средства отражения объективного мира в сознании субъекта, и
визуализация - одно из этих средств».
Вербицкий А.А утверждает о появление новых средств представления информации: «Возникла потребность в новых эффективных средства
предоставления знаний учащимся. Этим требованиям отвечает инфографика, которая «выручает» в условиях избытка информации и недостатка времени на её осмысление».
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как инфографика при современном темпе развития образования является новым и эффективным способом получения и восприятия информации.
Целью работы является выявление роли инфографики в формировании информационной культуры учащихся среднего школьного возраста.
Задачи работы:
1. Рассмотреть роль информационной культуры в образовательном процессе.
2. Изучить понятие инфографики, ее виды и способы создания.
3. Разработать наглядное пособие по созданию инфографики.
Объект исследования - информационная культура.
Предмет исследования - применение визуализации в образовании
В работе использовались методы исследования: эмпирические, такие как наблюдение, теоретические, такие как моделирование, анализ и синтез.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с целью и поставленными задачами выпускной квалификационной работы нами были достигнуты:
1. Была изучена роль информационной культуры в образовательном процессе, через рассмотрение самого понятия информационной культуры и способов формирования информационной культуры у учащихся. На анализе литературы была построена классификация информационной культуры, были выявлены признаки информационной культуры у человека, и представлены два направления ее освоения у обучающихся. Нами были изучены закономерности восприятия информации у детей школьного возраста, где на основе литературы и собственных выводов, мы можем сказать с уверенностью, что визуальное восприятие информации у обучающихся ведет к более эффективному изучению школьных материалов.
2. Нами было изучено само понятие инфографики, где мы представили несколько его вариантов от различных авторов, Анализ определений понятия «инфографика» позволил нам сделать вывод, что его однозначного толкования пока нет. Была изучена история создания инфографики, где были описаны самые значимые на наш взгляд личности с их фундаментальными работами, а именно Отто фон Нейрат и Эдварт Тафти. Были составлены несколько классификаций видов, принципов и способов создания инфографики. На основе анализа современных и популярных интернет сервисов по созданию инфографики, мы выделили несколько самых удобных и функциональных онлайн конструкторов.
Итогом нашей работы и самой главной задачей было составление наглядного пособия по созданию инфографики, где мы описали основные принципы и составили конкретные указания по созданию качественной инфографики. На нашем пособии была проведена апробация вместе с учащимися школы от 13 до 17 лет, которые опираясь на данное пособие создали собственные примеры инфографики на различные темы.
Мы считаем, что данное пособие должно широко применяться в школьной программе, так как сейчас восприятие большого количества информации требует современных способов ее обработки. Сами обучающиеся отметили, что такой способ изучения школьного материала и его представления в виде уже готовой инфографики очень удобен, интересен и эффективен.
Следует отметить, что активное участие обучающихся в создании инфографики и обучение ее анализу способствует более эффективному формированию у них визуальных образов, с чем и связана в первую очередь цель использования визуализации в образовательном процессе.
Работа обучающихся с инфографикой как одним из видов несплошных текстов может быть направлена на развитие у них функциональной грамотности чтения, осмысленного понимания текста, усвоения тяжелых блоков информации.


1. Авербух В. Л. Семиотика и основания теории компьютерной визуализации [Текст] // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. Электронный научный журнал. 2013. № 1. С. 26-41.
2. Аранова С. В. К методологии визуализации учебной информации. Интеграция художественного и логического [Текст]// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - № 2. - С.18-24.
3. Берулава Г.А. Методологические основания разработки новых технологий обучения в информационном обществе. [Текст] Гуманизация образования. 2009. № 1. С. 10-25.
4. Власова Н.С. Значение инфографики как средства визуализации учебной информации. Новые информационные технологии в образовании [Текст] Материалы VII международной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2014. - С. 392-394
5. Гендина Н. Формирование информационной культуры школьников [Текст] Программа и результаты исследования / Н. И. Гендина // Школьная библиотека, 2000. № 5.
6. Голубева Е. Информационная культура школьников [Текст] / Е. Голубева // Библиотека, 2005. № 10.
7. Ермолаева Ж.Е., Герасимова И.Н., Лапухова О.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. - 2014. - № 11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru.- Загл. с экрана Дата доступа: 12.05.2019
8. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-koncept.ru.- Загл. с экрана. Дата доступа: 12.05.2019
9. Инфографика как средство визуальной коммуникации // Научно-практические конференции ученых и студентов. Публикации Scopus. Авторские и коллективные монографии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sibac.info. Дата доступа:. 23.05.2019
10. Инфографика в образовании. [Электронный ресурс] - Режим
доступа: https://www.meteor-city.top. - Загл. с экрана. Дата доступа:
23.05.2019
11. История инфографики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://infographer.ru. - Загл. с экрана. Дата доступа 24.05.2019
12. Икона эпохи. Эдвард Тафти. [Электронный ресурс] - Электрон.дан. - Режим доступа: http://www.lookatme.ru. - Загл. с экрана. Дата доступа 24.05.2019
13. Как усилить внимание с помощью цветового контраста. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infogra.ru/. - Загл. с экрана. Дата доступа: 19.05.2019
14. Квитко А.Ю. Информационная культура личности.// Научные ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия 2.Философия. Социология. Право - 2010.№ 11.С. 163-169
15. К дизайну инфографики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.canva.com. - Загл. с экрана. Дата доступа: 12.05.2019
16. Кирилова Г. И. Подготовка специалиста среднего звена к непрерывной информационной деятельности [Текст] // Казань: ИСПО РАО, 1999.С. 48-55.
17. Лавриенко Н.А. Педагогический потенциал курса и условия повышения его эффективности: Автореф. дис. - М., 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sigla.rsl.ru. Дата доступа: 23.05.2019
18. Лапшева Е.Е., Храмова М.В. Развитие визуальной грамотности обучаемых средствами информационно - коммуникационных технологий [Текст] Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т.2. №18. С.53-56
19. Маккэндлесс Д. Инфографика. Самые интересные данные в графическом представлении [Текст] - М.: издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 16с.
20. Нефедьева К.В. Инфографика - визуализация данных в
аналитической деятельности [Текст] Научная статья. 2013. С. 89-93
21. Нурмеева Н. Р. Формирование информационной культуры учащихся на интегрированном уроке [Текст] // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Казань, 2004.
22. Останина А.И. Инфографика как средство визуальной коммуникации [Текст] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: XX международная. студ. науч.-практ. конф. 2014.
23. Практика визуального мышления. Оригинальный метод решения сложных проблем [Текст] / Дэн Роэм; пер с англ. П.Миронова. - М.: Манн, Иванов, Фербер, 2014г. - 254с.
24. Психофизиологические закономерности восприятия информации. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://medconfer.com. - Загл. с экрана. Дата доступа: 1.06.2019
25. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий [Текст] / Авторы адаптации: М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова / Под ред. Е. Н. Ястребцова. М. : 2006. 160 с.
26. Сиббет Д. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы [Текст] Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер,2013. - 280 с.
27. Смикиклас М. Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений [Текст] - СПб.:Питер,2014. - 152 с.
28. Формирование универсальных учебных действий в СПО: от действия к мысли. Система заданий: пособие для преподавателя/[Текст] А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011
29. Франц Р.В. Педагогическое взаимодействие в процессе самостоятельной работы учащихся как условие формирования информационной культуры школьников и студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.festival.1september.ru. - Загл. с экрана. Дата доступа: 1.06.2019
30. Фролова М.А. История возникновения и развития инфографики [Текст]// Вестник ПГГПУ. Информационные и компьютерные технологии в образовании. - 2014. № 10. С. 135-145
31. Философия и городское планирование. Как был придуман “первый”
визуальный язык ISOTYPE. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://designpub.ru/.- Загл. с экрана. Дата доступа: 13.05.2019
32. Харунжева Е.В., Харунжев А.А. Интегрированный урок как один из способов формирования информационной культуры [Текст] Научный журнал Академическая интеграция. 2003. № 3. С. 84-89
33. Чванова М.С., Храмова М.В. Развитие образовательных технологий нового технологического этапа развития общества [Текст] Психолого¬педагогический журнал Гаудеамус.2010. Т. 2. № 16. С. 79-87
34. 14 сервисов для создания инфографики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infogra.ru/. - Загл. с экрана. Дата доступа: 19.06.2019



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ