Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №89741

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дизайн

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ
КНИЖОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ 9
1.1 История становления художественного оформления книги 9
1.2 Средства художественного оформления детской книги 14
1.3 Книжная иллюстрация как средство развития визуальной
культуры 22
ГЛАВА II РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО ТЕХНИКАМ
КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ 27
2.1 Анализ аналогов методических пособий для детей 27
2.2 Методические требования разработки методического пособия... 32
2.3 Этапы разработки методического пособия 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
9 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 54
ИЛЛЮСТРАЦИИ 66


Иллюстрация - вид книжной графики, ее основа. Термин "иллюстрация" можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. Иллюстрация - это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение.
Книжная графика — это не только графика изобразительная. Она может быть также и орнаментальной и, наконец, шрифтовой (это нарисованные или написанные рукой художника заголовки). С помощью оформительских средств можно значительно усилить воздействие книги на человека, сделать ее содержание более понятным и доступным, привлечь к ней внимание еще до того, как читатель узнает содержание. Именно художник книги средствами изобразительного искусства воплощает идейно-художественный замысел, создает художественный образ на основе литературного источника, оформляет художественно-декоративный облик книги.
На протяжении многих веков, несмотря на развитие современных компьютерных технологий, книга, как источник информации, не утратила своей актуальности и продолжает играть огромную роль в развитии человеческого общества. Это произведение художественной и печатной продукции с использованием достижений современных цифровых и компьютерных технологий имеет огромное значение для оптимального функционирования современной культуры и науки.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что как бы ни менялся мир, не менялись способы получения данных, основным источником информации всегда был и будет печатный продукт. Первые шаги в познании окружающего мира ребёнок делает в детском саду, затем в школе, постигая шаг за шагом тайну букв и цифр с помощью книг, журналов и других печатных материалов. Книга играет огромную роль в развитии личности ребенка, именно поэтому приобщение детей к чтению художественной литературы в современном обществе является важной задачей. Детская иллюстрированная литература развивает воображение ребенка, питает его внутренний мир, мотивирует на более вдумчивое прочтение произведений, их глубокое изучение. Такие книги прививают эстетический вкус юному читателю, формируют его креативность. Иллюстрация помогает лучше понять текст, раскрывает его содержание в зрительных образах. Со дня своего появления, главной задачей книги было и остается сейчас, сберечь и донести накопленные знания. Ребёнок постигает художественную литературу через иллюстрации которые создают зрительные образы, остающиеся в памяти детей на многие года. Значимость иллюстрации в книгах для детей не ограничивается лишь объяснением написанного, она должна «расти» вместе с ребенком, помогая ему гармонично развиваться, активизировать его творческий потенциал и наклонности.
Появляется необходимость проследить исторические этапы
возникновения и развития книгопечатания, подчеркнуть художественные и технические особенности, а также роль и место книги в эстетическом воспитании подрастающего поколения, влияние на человека и общество печатной продукции в целом. Изучить вопросы формирования и создания художественного образа средствами графики на основе литературного текста.
На сегодняшний день в книжной отрасли заметно возрос интерес к выпуску изданий иллюстрированной художественной литературы. Будучи представленным, в основном, так называемыми «эксклюзивными» изданиями, этот тип изданий, тем не менее, получает определенное развитие и постоянно пополняется новыми наименованиями. Это позволяет надеяться на возможность «возрождения» иллюстрированной художественной литературы как значительного сегмента книжного рынка. Иллюстрация - важнейший элемент оформления книги как единого целостного организма.
Задача иллюстрации - помочь читателю усвоить содержание книги в соответствии с замыслом автора.
В педагогической работе книгу необходимо рассматривать, с точки зрения семиотики, как науку о знаках и знаковых системах. Нужно подчеркнуть, что история книги тесно связана с историей изобразительного искусства, художественной и печатной графики, так как именно художникам принадлежала видная роль в создании первых книжных миниатюр, рукописных книг. Они были создателями и творцами художественного оформления, шрифта, украшений и рисунков.
Цель исследования - Изучить книжную иллюстрацию как средство эстетического развития детей младшего школьного возраста
Задачи исследования:
□ Проанализировать книжную иллюстрацию как средство развития визуальной культуры;
□ Выявить этапы становления художественного оформления книги;
□ Определить методические требования разработки методического пособия;
□ Изучить методические основы разработки книжной иллюстрации;
□ Разработать методическое пособие по техникам книжной
иллюстрации.
Объект исследования - иллюстрирование книги в современном графическом дизайне.
Предмет исследования - методическое пособие по техникам книжной иллюстрации.
Материалы работы исследуются на основе изучения и понимания анализа данных по оформлению книги с применением целостного системно-методологического подхода к проблемам иллюстрирования книг в современном графическом дизайне. В обработке материала использованы методы сравнительного анализа, классификации и типологизации.
При анализе взаимоотношений литературного текста и
иллюстративного материала были использованы основные положения психологии восприятия художественных произведений (П.А. Дмитриева).
Работы искусствоведов и художников (В.А. Фаворского, А.А. Сидорова, В.Н. Ляхова, А.А. Вартанова, Ю.Я. Герчука, Q.II. Подобедовой, Н.Н. Розановой, Г.Е. Лебедева, Э.Д. Кузнецова, и др.) позволили охарактеризовать особенности книжных художественно-образных иллюстраций.
Общие труды, в которых рассматривается история данного вопроса и в частности, история создания детской иллюстрации это труды Е.В. Полевиной, Э.З. Ганкиной, Н.С. Бейнарис и др.
Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста раскрыты в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, В.А.Левина, Л.И. Божович.
В книге Ганкиной Э.З. «Русские художники детской книги», подробно и четко объясняется об истории детской книжной иллюстрации, пути ее становления. Большую часть внимания автор уделяет творчеству художников-иллюстраторов. Даёт развернутое объяснение стиля и особенностям творческого подхода каждого из них.
Полевина Е.В. в диссертационной работе «Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития младших школьников- читателей детских библиотек», очеподробно рассматривает влияние иллюстрации на создание связей визуального и вербального в мышлении ребёнка.
Детское чтение и детская книга в основном рассматривается с позиции значимости для формирования личности ребёнка текстового содержания книги, а также описаний воздействий иллюстративного ряда на детское восприятие, его эстетическое и нравственное воспитание.
Бейнарис Н.С. «Функции, значимость и особенности создания иллюстрации в концепции детской учебной книги», автор уделяет внимание ключевым этапам в развитии отечественной школы детской учебной иллюстрации, рассматривает иллюстрацию как основную составляющую детской учебной книги, определяет ее функции и значимость, а также на основе изученного материала, формулирует рекомендации для художников- иллюстраторов и редакторов детской учебной книги.
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Автор рассматривает психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. Книга снабжена специальным послесловием, в котором дается оценка трудам Л.С. Выготского в области детского творчества.
Герчук Ю. Я. «Советская книжная графика» Автором описывается специфический вид изобразительного искусства. В книге
рассматриваются основные этапы развития советской книжной графики, дается характеристика её жанров, анализируются произведения выдающихся советских художников.
Сидоров А.А. «Искусство книги» оказал большое влияние на развитие книжно-оформительского искусства в СССР. Он собрал большую коллекцию графики русских и иностранных художников, которую подарил государству. Сидоров сам занимался гравированием и большое значение придавал книжной иллюстрации, гармоничной связи текста с рисунком и оформлению обложки. Все эти аспекты подробно описаны им в работе «Искусство книги». Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». В книге представлены наиболее значимые произведения выдающегося отечественного психолога Лидии Ильиничны Божович. Завершает книгу последняя работа автора-доклад, подготовленный к конференции, посвященной Л.С. Выготскому, учителю и многолетнему соратнику Л.И. Божович.
Левин В.А. «Педагогика и психология. Воспитание творчества», автор книги, основываясь на анализе своего педагогического опыта и практики учителей, родителей, работников детских библиотек, рассматривает некоторые психологические закономерности детского творчества и предлагает "педагогическую стратегию" руководства литературным творчеством детей.
Историческую базу исследования составили работы отечественных художников, периодическая литература по исследуемой проблеме, данные интернет. Важнейшими источниками явились современные пособия обучающие рисунку.
Методы исследования: теоретико-аналитические (анализ литературы по теме исследования, учебной литературы); обобщающие (описание, синтез); интерпретации (объяснение); практические (макетирование, иллюстрирование).
Новизна исследования состоит, в первую очередь, в анализе книжной иллюстрации с позиций книжного дизайна. В дипломной работе показывается, что при формировании навыков иллюстрирования у детей младшего школьного возраста необходимо подходить к созданию книги с позиции целостного облика издания. Задача любого специалиста, принимающего участие в создании книги, заключается в том, чтобы сделать содержание книги как можно более доступным для читателя. «Коэффициент полезного действия» книги в высокой степени зависит от дизайнера.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам проделанной работы можно отметить, что развитие эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами книжной иллюстрации очень интересный и многогранный процесс, он содержит в себе множество нюансов. Книга не только внутренним содержанием, но и внешним видом буквально рассказывает об опыте прошлых поколений, несет в себе мудрость и справедливость.
Таким образом, детская книжная иллюстрация ведёт огромный путь от древних времен до сегодняшнего времени. Искусство иллюстрации дало нам множество одаренных художников-иллюстраторов. Сменились эпохи, а детская иллюстрация не стоит на месте, она постоянно развивается, охватывая все более и более большое количество техник и художественных стилей, молодых художников.
Пластический образ текста напрямую зависит от иллюстраций, которые сопровождают текст произведения. В настоящее время иллюстрацию относят к одному из жанров изобразительного искусства. Необходимо подчеркнуть, что ребенок воспринимает процесс чтения совсем по-другому, иллюстрация необходима для наиболее полного и глубокого восприятия литературного произведения.
Прикоснувшись к миру прекрасного ребенок меняется, искусство открывает перед ним огромный прекрасный мир, живущий по своим неведомым доселе законам, мир в котором царствует добро, искусство учит ребенка сочувствию, чуткому отношению к окружающим его вещам. Постепенно дети начинают видеть красоту красок, окружающих звуков, линий, форм. Если подходить к изучению иллюстрацию более тщательно, то можно обнаружить что так обозначают те работы, которые должны служить полному пониманию текста, находиться с ним в неразрывном симбиозе. Весьма часто иллюстрация взятая для изучения отдельно от текста, теряет свою прелесть, становится скучной и незначительной. Всё же иллюстрация сильно зависит от текста, от жанра произведения, его содержания.
Иллюстрация может как дополнить, сделать материал интереснее и глубже, так и упростить, снизить его художественную ценность.
Особенности производства и разработки художественного формы детской книги в первую очередь зависит для какой возрастной группы предназначена книга. Проходя через различные этапы развития ребенку свойственны характерные психологические особенности восприятия рисунка и окружающего мира. Дети видят текст книги и рисунки как единое целое, это помогает им воспринимать произведение более глубоко и чутко. Таким образом, иллюстрации просто необходима в книгах для детей, так им проще понять книгу. Детство протекает у всех по разному и эти индивидуальные особенности накладывают свой отпечаток, поэтому нет четкого перехода от одного этапа взросления к другому на степень внутреннего развития влияет множество факторов, зачастую качества иллюстрации заложенные в раннем возрасте важны и для остальных возрастных этапов развития.
Книжная иллюстрация не обособляется в пределах изобразительной графики она оказывает большое значение на становление сенсорного восприятия мира, совершенствует в ребенке эстетическую чуткость, чувство прекрасного, его память. Ведь в своих первых рисунках дети часто интуитивно изображают героев услышанных сказок, это значит что сказка достучалась до сердца ребенка оставила в нем свой след. Так с помощью иллюстрации ребенок постигает ещё новый для него мир, пытается в своих непосредственных ярких рисунках изобразить красоту слова. Развиваясь эмоционально и психофизически, постепенно ребенок развивается и у него появляется наиболее полное восприятие художественного произведения. Растет визуальная культура ребенка, выражающаяся, прежде всего, в выработке высокохудожественного вкуса, способствует живой работе воображения и мотивирует самому начать созидать что-либо, раскрыть творческие способности.
Проанализировав литературу по рисунку для самостоятельного изучения разным техникам рисования, различных тематических пособий, таких как учимся рисовать животных, цветы и т.п. В соответствии с современными требованиями рассмотренные издания демонстрируют высокий уровень познаний, а также грамотно составленные концептуальные составляющие: идею пособия, то есть что оно должно донести до читателя, содержание, те материалы, которые использованы в книге, оформление, шрифты, основные цвета пособия.
Разработка методического пособия по техникам книжной иллюстрации для детей младшего школьного возраста это то, что стало способом достижения цели выпускной квалификационной работы, а именно изучение книжной иллюстрации как средства эстетического развития детей младшего школьного возраста. В ходе работы было выполнено четыре иллюстрации, разработано внутреннее и внешнее оформление пособия.
Для достижения решения поставленных задач были использованы общенаучные методы: наблюдение, теоретический и сравнительный анализ; теоретические методы: изучение проектных концепций детских учебно-методических пособий; анализ учебно-методического пособия и его синтез, сбор первичной и вторичной информации.



1. Адамов Е. Б. Иллюстрирование художественной литературы/ Е. Б. Адамов - М., 1959. -88 с.;
2. Адамов Е.Б. Художественное конструирование и оформление книги/ Е. Б. Адамов - М., 1971-248с.;
3. Антонова, С.Г. Принципы формирования иллюстративного ряда издания Текст. / С. Г. Антонова // Книга: Исследования и материалы. Сб. 79. - М.: Терра, 2001. -107с.
4. Арнхейм, Рудольф. Искусство и визуальное восприятие: монография/Р. Арнхейм ; сокр. пер. с англ. В. Н. Самохина ; общ. ред. и вступ. ст. В.П.
5. Брингхерст Р. Основы стиля в типографике / Р. Брингхерст - М.: изд. Д. Аронов, 2006- 192с.;
6. Бейнарис. Н.С. Функции, значимость и особенности создания иллюстрации в концепции детской учебной книги / Н. С. Бейнарис //Текст. Книга. Книгоиздание [Текст] = Text. Book. Publishing: научно¬практический журнал / Томский гос. ун-т. - Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2014. - № 1(5). - С. 115-125. - [11] с.
7. Волков Н.В. Курс макетирования и верстки / Н.В. Волков - М.: 2006¬66с.;
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С. Выготский; [Послесл. В.В. Давыдова]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 92 с.: ил.
9. Ганкина Э.З. Русские художники детской книги. М.: Советский
художник, 1963. - 290с.
10. Герчук Ю. Я. Советская книжная графика / Ю. Я. Герчук - М.: изд. Знание, 1986.-130с.;
11. Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги / Ю. Я. Герчук - М.: изд. Знание, 2000-220с.;
12. Глоцер В. Художники детской книги о себе и своем искусстве: сб. ст. /отв. ред.В. Глоцер. М.: Книга, 1987. - 305 с.
13. Гончаров А.Д. Об искусстве графики / А.Д. Гончаров - М.: изд. Книга, 1960.-84с.;
14. Гордон Ю. «Книга про буквы от Аа до Яя» / Ю. Гордон - М.: изд. Студии Артемия Лебедева, 2006.-382с.;
15. ГОСТ 7.60-2003 «Издание. Основные виды. Термины и определения»
16. Демосфенова Г.Л. Как иллюстрируется книга/ Г.Л Демосфенова- М.: Академия художеств СССР, 1961. - 67 с.
17. Дмитриева Н. Изображение и слово/ Н. Дмитриева - М., 1962-317с.;
18. Епифанов Г. Д. Методика иллюстрирования классических
произведений: Конспект лекций/ Г. Д. Епифанов - Л., 1961. -22 с.;
19. Кандинский В. Точка линия на плоскости/ В. Кандинский - СПб.: изд. Азбука-классика, 2005.-238с.;
20. Королькова А. Живая типографика. М.: IndexMarket 2007. — 228 с.;
21. Майсурадзе Ю.Ф. Энциклопедия книжного дела/ Ю.Ф. Майсурадзе - М.: изд. Юристъ, 2004.-528с.;
22. Пахомов В.В. Книжное искусство кн.1/ В.В. Пахомов- М.: изд. Искусство, 1961.-422с.;
23. Подобедова О. И. О природе книжной иллюстрации /О. И. Подобедова - М., 1973. 336 с.;
24. Пушкин в изобразительном искусстве [текст] / ред. Т. Теплова. - М.: ИзоГИЗ, 1961. - 105 с.: ил.
25. Рожнова О. И. История журнального дизайна/ О. И. Рожнова - М.: изд. Университетская книга, 2009.-272с.;
26. Рудер Э. Типографика/ Э. Рудер - М.: изд. Книга, 1982.-286с;
27. Сборник статей Мастера современной гравюры и графики - М.: изд. Государственное издательство, 1928.-192с;
28. Соколова Н.Д. О художниках книги: Образовательная
программа «Пусть в изобразительное искусство»: учеб. пособие: прилож. к учеб. курсу "Искусство графики" /Н. Д. Соколова; Мин-во образования и науки РФ, РГПУ им. А. И. Герцена, Мин-во
культуры РФ, ФГУК "Государственный Русский музей", РЦМПиДТ.
- СПб.,2008. - 144 с.: илл.
29. Туэмлоу Э. Графический дизайн: фирменный стиль. Новейшие
технологии и креативные идеи/ Э. Туэмлоу - М.: изд АСТ, 2006-256с.;
30. Устин В. Б. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика/ В. Б. Устин - М.: АСТ: Астрель, 2009.
31. Фаворский В.А. О графике как основе книжного искусства/ В.А. Фаворский.- М.: изд. кн.:Искусство книги, 1961- 264с.;
32. Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн / Дж. Феличи - СПб.: изд. БХВ - Петербург, 2004.-497с.;
33. Устин В. Б. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика/ В. Б. Устин - М.: АСТ: Астрель, 2009.
34.Чихольд Я. Новая типографика руководство для современного дизайнера/ Я. Чихольд - М.: изд. Студии Артемия Лебедева, 2011.-248с.; 35.Чихольд Я. Облик книги/ Я. Чихольд - М.: изд. Студии Артемия Лебедева, 2009.-242с.;
36. Master pedagogy [Электронный ресурс] // URL: http://www.zelgo.ru/mpibos- 362-1.html (дата обращения 15.05.2019)
37. Книжные иллюстрации-как источник вспитания младшего поколения
школьников. [Электронный ресурс] // URL:
https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf (дата обращения
15.05.2019)
38. Требования к дизайну обложек книги [Электронный ресурс] // URL: http://blog-books.ru/articles/trebovanie-k-dizajnu-oblozhek-knig-1351.html (дата обращения 04.06.2019)
39. Сайт Архив [Электронный ресурс] // URL: https://artchive.ru/artists/2164~Ivan Jakovlevich Bilibin/(дата 05.06.2019)
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
1. "Остромирово евангелие "(середина XI в.) [Электронный ресурс] // URL: https://www.pinterest.ru/search/pins/345689076756543;
2. Федоров И. "Апостол"( 1564г.) [Электронный ресурс] // URL: https://www.pinterest.ru/search/pins/345670432432234;
3. Истомин К. «Букварь»(1694г.) [Электронный ресурс] // URL: https://www.pinterest.ru/search/pins/1234560987654242;
4. Бенуа А. В. «Азбука в картинках» (1903г.) [Электронный ресурс] // URL: https ://www.pinterest.ru/search/pins/;
5. Билибин И.Я. «Царевна-лягушка»( 1900г.) [Электронный ресурс] // URL: https ://artchive.ru/artists/2164~Ivan Jakovlevich Bilibin/;
6. Билибин И.Я. «Василиса Прекрасная покидает избу Бабы Яги»(1900г.) [Электронный ресурс] // URL: https://artchive.ru/artists/2164~Ivan Jakovlevich Bilibin/;
7. Билибин И.Я. «Иван Царевич и серый Волк »(1903г.) [Электронный ресурс] // URL:
https://artchive.ru/artists/2164~Ivan Jakovlevich Bilibin/;
8. Билибин И.Я. «Иван Царевич и серый Волк »(1903г.) [Электронный ресурс] // URL:
https://artchive.ru/artists/2164~Ivan Jakovlevich Bilibin/;
9. Лебедев В.В. «Слоненок» (1922г.) [Электронный ресурс] // URL: https://www.pinterest.ru/search/pins/ ?rs=ac&len=2&q=лебедев &eq=слоненок&etslf=|autocomplete|0;
10. Лебедев В.В. «Охота» (1925г) [Электронный ресурс] // URL: https://www.pinterest.ru/search/pins/ www.pinterest.ru/search/pins/ ?rs=ac&len=2&q=лебедев &eq=охота&etslf=|autocomplete|0;;
11. Пластов А.П. «Усатый полосатый»(1938г.) [Электронный ресурс] // URL: https://www.pinterest.ru/search/pins/ /87735435404256487/;
12. Васнецов Ю.А. «Лис и мышонок»(1961) [Электронный ресурс] // URL: https://www.pinterest.ru/search/pins/ /554435404102564400/;
13. Васнецов Ю.А. «Зайкина избушка» (1964г.) [Электронный ресурс]
// URL: https://www.pinterest.ru/search/pins/ /7643435404102567/;
14. Васнецов Ю.А. «Сборник Ладушки-потешки» (1961г.)
[Электронный ресурс] // URL: https://www.pinterest.ru/search/pins/;
15. Васнецов Ю.А. «Ерши малыши» (1963г.) [Электронный ресурс] // URL: https://www.pinterest.ru/search/pins/ /25644354041025/;
16. Чарушин Е.И. «Детки в клетки» (1935г.) [Электронный ресурс] //
URL: https://www.pinterest.ru/search/pins/ /45463540410256987/;
17. Винокур В.И. «Телефон» (1982г.) [Электронный ресурс] // URL: https://www.pinterest.ru/search/pins/ /1234678604102876/;
18. Спирин Г.К. «Филипок» (2000г.) [Электронный ресурс] // URL: https://www.pinterest.ru/search/pins/20987654245345769;
19. Черно-белая иллюстрация к советской книге[Электронный ресурс] // URL: https://www.pinterest.ru/search/pins/456098721423479;
20. Папенина М. «Босиком»(1962г.) [Электронный ресурс] // URL: https://www.pinterest.ru/search/pins/98732354657689.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ