ГЛАВА I ЗНАЧЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ, МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 9
1.1 Понятия «наглядно-образное мышление» и «мелкая моторика» в психолого¬педагогической науке 9
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления и мелкой моторики у
детей младшей возрастной группы 18
1.3 Конструирование и его влияние на развитие детей младшей возрастной
группы 29
ГЛАВА II СОЗДАНИЕ МАКЕТА КОНСТРУКТОРА ИЗ 3D ПАЗЛОВ ПО
ТЕМЕ «ФЕРМА» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ .... 36
2.1 Обучающая и развивающая функции конструктора из 3D пазлов 36
2.2 Этапы разработки макета конструктора из 3D пазлов 41
2.3 Апробация дидактической игры - конструктора из 3D пазлов в развитии
детей младшей возрастной группы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Сегодня можно обратить внимание на то, что большая часть родителей и воспитателей, при подготовке ребенка к школе, делают акцент на чтении и счете, порой совсем забывая про развитие движений пальцев и кистей рук ребенка. Учителя отмечают, что учащиеся первых классов очень часто испытывают трудности в овладении навыком письма, так как у многих детей в дошкольном возрасте не сформировалась слаженная работа мелких мышц кисти и всей руки. Таким образом, развитие мелкой моторики способствует в дальнейшем успешному овладению письмом.
Наш мир стремительно развивается, изобретаются вещи, которые призваны облегчать жизнь человеку и экономить его время: куртка на молнии, ботинки на липучках, футболка вместо рубашки с пуговицами. Дело в том, что эти же вещи лишают ребенка больше работать руками, максимально, исключая мелкие движения пальцев.
Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и сегодня, так как повышаются требования к уровню подготовки детей к школе.
В своей работе - «Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму», автор Г.В. Беззубцева доказывает утверждение, что одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению является успешно развитая мелкая моторика кистей рук и считает, что необходимо с раннего возраста заинтересовывать ребенка в развитии моторики, превращая обучение в интересную игру [4].
Исследователи М.М. Кольцова, Р.С. Немов, Э.Я. Степаненкова и Г. Люблина сходятся в утверждении, что именно движения рук играют одну из самых важных ролей в развитии ребенка на всех его этапах [19, 28, 41, 3].
В дошкольном возрасте (от 3-х до 7-ми лет) развитие всех способностей ребенка, и умственных и творческих считается наиболее активным и продуктивным. Различные упражнения для развития пальцев рук в этом
возрасте: лепка, рисование, физические упражнения (лазание, висы),
конструирование, способствуют зарождению высокого уровня умственных способностей ребенка: мышления, логики, памяти, внимания и речи.
Л.Н. Галигузова в труде под название «Ранний возраст: развитие процессуальной игры» говорит о необходимости уже с первого года жизни вводить элементы конструктивной деятельности в игровой процесс ребенка, ведь они способствуют развитию восприятия, наглядно-образного мышления и мелкой моторики [10].
Авторы Г.В. Урадовских и Л.А. Парамонова в своей работе «Роль конструктивных задач в формировании умственной активности (старший дошкольный возраст)» утверждают, что практическая работа по выявлению отдельных сторон, раскрытию качеств предметов и явлений, а также по выявлению зависимостей и связей между ними служит толчком для умственного развития ребенка младшей возрастной группы [30].
Также Л.А. Парамонова в своем труде «Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» говорит о том, что конструирование тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры [31].
Дошкольное детство является своего рода возрастом игры. В работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и А.В. Запорожца, игра рассматривается в качестве творческой деятельности ребенка, ведь игра предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Огромное значение в игре имеет импровизация, что и связывает ее с творчеством [9, 48, 15].
Стоит отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Становится актуальной проблема ее исправления. Одним из способов решения этой проблемы и является развитие мелкой моторики рук.
Связь мелкой моторики и речи обусловлена тем, что два центра головного мозга, один из которых отвечает за движение пальцев рук, а второй за речь, расположены очень близко друг к другу, следовательно, поступающие импульсы от движения кисти руки стимулируют активную деятельность речевой зоны головного мозга. Данная связь мелкой моторики и речи была подтверждена в своих трудах: доктором психологических наук Р.С. Немовым, а также исследователями института физиологии детей и подростков: Е.И. Исениной, М.М. Кольцовой и А.В. Антаковой-Фоминой [28, 16, 19, 2].
Следовательно, развитие мелкой моторики способствует более быстрому функциональному созреванию мозга ребенка, а в особенности его речевой функции.
По мнению известного итальянского педагога Марии Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Это значит, что развитие мелкой моторики рук влияет на самостоятельность ребенка и формирование личности в целом [26].
Понимание педагогами и родителями значимости своевременного активного развития мелкой моторики сохранит физическое и психическое здоровье ребенка.
В дошкольном возрасте также начинает активно развиваться мышление. Оно определяется способностью к познавательной деятельности, к анализу и установлению связей между окружающими человека объектами и явлениями. В процессе развития ребенка последовательно возникают и в дальнейшем тесно взаимодействуют три основные формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное (словесно-логическое). Они являются взаимодополняющими друг друга формами, которые не прекращают свое развития на протяжении всей человеческой жизни.
Особое внимание стоит уделить именно изучению способов развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что в исследовании, проведенном под научным руководством известного советского психолога Даниила Эльконина в 80-х годах, ученые пришли к выводу, что для успешного обучения детей наибольшее значение имеет сформированность образного (наглядно-образного), а не логического мышления. Именно образное мышление позволяет ребенку наметить способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации или задачи. Если же эта функция передается логическому мышлению, то учет множества частных особенностей ситуации оказывается для ребенка затруднительным [48].
Вопросами развития мышления активно занимались такие психологи и педагоги, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Л.Л. Гурова, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, А.А. Люблинская, Г.И. Минская и многие другие.
Психолог Н.Н. Поддъяков в своих исследованиях приходит к выводу, что в процессе предметной деятельности (конструирование, изобразительная деятельность и т. д.) ребенок дошкольного возраста распознает существенные связи явлений и отражает их в образной форме, то есть в форме представлений, которые в сумме с элементарными понятиями могут стать ядром иерархической системы знаний [34].
Развитое наглядно-образное мышление даёт возможность ребенку решать поставленную задачу мысленно, благодаря воображаемым или уже имеющимся в памяти образам. Такой вид мышления преобладает в дошкольном возрасте и связан с овладением ребенком таких навыков как: аппликация, рисование, лепка, конструирование и т. д.
Авторы: А.А. Люблинская, Ж. Пиаже и А.В. Запорожец, рассматривают возникновение наглядно-образного мышления в качестве главного связующего момента в умственном развитии ребенка [23, 33, 15].
Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько в учебном пособии по детской психологии пишут о том, что высшую форму наглядно-образного мышления можно считать итогом интеллектуального развития дошкольника [18].
Таким образом, можно утверждать, что исследование методов развития мелкой моторики и наглядно-образного мышления у детей младшей возрастной группы, является актуальным.
Объектом исследования данной работы является обучающая и развивающая функции дидактической игры - конструктора из 3D пазлов, а предметом - роль конструирования в развитии наглядно-образного мышления и мелкой моторики детей младшей возрастной группы.
Целью данной работы является изучение возможностей развития наглядно-образного мышления и мелкой моторики с помощью конструирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятия «наглядно-образное мышление» и «мелкая моторика» в психолого-педагогической науке.
2. Исследовать особенности развития наглядно-образного мышления и мелкой моторики у детей младшей возрастной группы.
3. Рассмотреть конструктивную деятельность, в качестве одного из способов развития детей младшей возрастной группы.
4. Выявить обучающую и развивающую функции конструктора из 3D пазлов.
5. Разработать макет конструктора из 3D пазлов для детей младшей возрастной группы.
6. Апробировать дидактическую игру - конструктор из 3D пазлов в развитии детей младшей возрастной группы.
Для реализации поставленных задач были задействованы такие методы педагогического исследования, как анализ, моделирование, наблюдение, экспериментальный метод.
Первая глава работы посвящена изучению понятий «наглядно-образное мышление», «мелкая моторика», «конструктивная деятельность» и выявлению их роли в развитии детей младшей возрастной группы.
Во второй главе определяются обучающая и развивающая функции конструктора из 3D пазлов, описываются этапы разработки макета конструктора из 3D пазлов по теме «ФЕРМА» для детей младшей возрастной группы и происходит анализ его апробации.
Поскольку сегодня существует проблема развития моторики и мышления детей, стоит уделять этим важным для жизни человека навыкам больше внимания.
В ходе исследований нам удалось установить, что возраст от 3-х до 7-ми лет является самым благоприятным для развития способностей ребенка, и умственных и творческих.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, были выявлены значения понятий «наглядно-образное мышление» и «мелкая моторика».
Наглядно-образным мышление можно назвать то мышление, при котором человек учится в своём воображении представлять последствия своих действий, возможные решения задач, при этом, не выполняя манипуляции с реальными, осязаемыми предметами. Именно способность решения ребенком задач в уме с опорой на образы (представления о предметах) является главной особенностью наглядно-образного мышления. Вся эта мыслительная деятельность происходит с помощью внутренних, психологических действий.
Данная форма мышления наиболее полно и развернуто проявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста, когда дети мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).
Можно сделать вывод, что наглядно-образное мышление - это главный помощник в познании дошкольниками окружающего мира. Этот вид мышления позволяет ребенку усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Развитие наглядно-образного мышления вносит большой вклад в общий процесс психического развития ребенка.
Что касается мелкой моторики, то это скоординированные действия нервной, костной и мышечной систем, в сочетании со зрительной системой, которые оказывают непосредственное влияние на развитие артикуляции ребенка в раннем возрасте. Мелкая моторика берет свое начало с самого рождения, уже на этом этапе она начинает развитие естественным образом на основе общей моторики. Можно утверждать, что своевременное развитие 59
мелкой моторики очень важно, ведь моторика оказывает большое влияние на формирование речи, мышления, воображения, памяти и наблюдательности ребенка. Также навыки мелкой моторики необходимы ребенку в его дальнейшей жизни, чтобы освоить конструктивную деятельность, овладеть письмом и рисованием, уметь выполнять разнообразные учебные и бытовые действия, где потребуются точные, скоординированные движения кистей и пальцев рук.
В ходе работы была рассмотрена конструктивная деятельность в качестве одного из способов развития ребенка. Именно конструктивная деятельность является основным направлениям в работе по формированию наглядно- образного мышления и развитию мелкой моторики у детей младшей возрастной группы.
Термин «конструирование» означает - создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Конструирование для детей, то есть детское конструирование - подразумевает художественно-изобразительную деятельность по созданию всевозможных построек из деталей конструктора, строительного и других материалов.
Конструктивная деятельность влияет на развитие познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, восприятия), раскрывает творческий потенциал личности ребенка. За счет конструктивной деятельности у ребенка воспитывается самостоятельность, формируются активность и инициатива, появляется мотивация. Занятия с конструктором прекрасно развивают мелкую моторику ребенка, в процессе он осваивает хватательный, держательный и удержательный навыки. Также работа с конструктором побуждает раннее появления речевых навыков, оказывают большое влияние на развитие наглядного, образного и схематического мышления ребенка, способствует формированию представлений о целостном образе предметов.
Так как конструктивная деятельность является одним из лучших способов развития ребенка, мы пришли к решению разработать конструктор для детей младшей возрастной группы. Нами был создан макет достаточно нового вида конструктора - конструктора из 3D пазлов.
По своему обучающему и развивающему потенциалу, 3D пазлы стоят на несколько ступеней выше обычных, так называемых 2D пазлов. Трехмерные пазлы - это нечто среднее между конструктором и привычными пазлами. Главное отличие - нужно складывать из фрагментов объемные фигуры. Для сборки не используется клей, элементы фиксируются и удерживаются благодаря форме краев.
Объемные пазлы развивают наглядно-образное мышление. Даже просто смотря на них по отдельности, ребенок уже способен в уме представить образ собираемого объекта.
3Д пазлы также оказывают неоспоримо большое влияние на развитие моторики, а в особенности мелкой моторики рук. Во время соединения деталей ребенок совершает множество мелких движений руками, при регулярном подходе усиливается скорость движений, их координация и точность.
Стоит отметить, что большинство ученых и педагогов в результате исследований пришли к утверждению, что 3D пазлы относятся к развивающим играм.
В результате изучения литературы мы также пришли к выводу, что игра является основным видом деятельности детей от 3-х до 7-ми лет, она значительно влияет на развитие ребенка.
В процессе игровой деятельности у ребенка формируются психические качества и личностные особенности, то есть формируются произвольная память, мышление, концентрация внимания, воображение, навыки общения, коммуникации и др. Данный факт подтверждает, что занятия с конструктором из 3D пазлов имеют большой развивающий потенциал.
Созданный нами макет конструктора из 3D пазлов сделан из картона и является проектом для будущего производства на специализированном предприятии. Он предназначен для детей от 3-х до 7-ми лет. По статистике ребенку в этом возрасте в особенности буду интересны пазлы, рассказывающие об окружающем мире, поэтому темой для конструктора из 3D пазлов была выбрана «ФЕРМА» (сельскохозяйственное предприятие).
Данный конструктор предусмотрен для использования дома, при условии оказания помощи родителей, а также в центрах детского развития, где дети смогут собирать его под руководством учителя.
В набор конструктора входят 3 здания фермы, 7 видов животных, загон для животных, 3 дерева и игровое поле (территория фермы). Также были разработаны подставки для животных, инструкция по сборке и графический дизайн упаковки набора конструктора из 3D пазлов.
Конечным этапом создания набора конструктора из 3D пазлов стала его апробация. Детям в возрасте от 3-х до 7-ми лет предоставлялась возможность собрать конструктор, в качестве помощников в этом занятии выступали - один взрослый (координатор) и инструкции по сборке конструктора. Анализируя процесс апробации созданной дидактической игры - конструктора из 3D пазлов в развитии детей младшей возрастной группы, можно обратить внимание, что тема конструктора «ФЕРМА» вызвала у детей познавательный интерес. Также особую заинтересованность и увлеченность у детей вызвали конструкции домов. Все детали конструктора были удобны для сборки по легкости материала, по своему размеру и технологичности. В процессе сборки конструктора наблюдалось активное развитие мелкой моторики и наглядно-образного мышления детей. Все объекты набора конструктора были успешно собраны.
Подводя итоги, можно утверждать, что конструктор из 3D пазлов действительно имеет огромную обучающую и развивающую функции. Эта игра влияет как на психологическое развитие ребенка, так и на физическое, активно развивает мелкую моторику, воспитывает усидчивость и терпение, способствует развитию мышления и речи. Поэтому так необходимо прививать интерес детей к этому виду деятельности с раннего возраста.
1. Алексеева Т.Г. Психология и педагогика: метод. указания по изучению дисциплины / Т.Г. Алексеева. - Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2009. - 35 с.
2. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук (тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД) / Л.В. Антакова-Фомина. - Москва: Просвещение, 1974. - 235 с.
3. Афанасьева Т.И. Монтессори-метод в современном опыте / Т. Афанасьева, Г. Люблина, Д. Сороков, Л. Гребенников. - Москва: Моск. ун-та,
2003. - 257 с.
4. Беззубцева Г.В. Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет / Г.В. Беззубцева. - Москва: ГНОМиД, 2003. - 120 с.
5. Безруких М.М. Ступеньки к школе / М.М. Безруких. - Москва: ВЛАДОС, 2001. - 105 с.
6. Булычева А.И. Решение познавательных задач: возможные формы занятий / А.И. Булычева. - Москва: ГРНТИ, 1996. - 115 с.
7. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - Москва: Просвещение, 1988. - 144 с.
8. Венгер Л.А. Мухина B. C. Развитие мышления дошкольников // Дошкольное воспитание / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - 7-е изд. - Москва: Просвещение, 1974. - 150 с.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2009. - 203 с.
10. Галигузова Л.Н. Ранний возраст: развитие процессуальной игры // Дошкольное воспитание / Л.Н. Галигузова. - 4-е изд. -1993. - с.41-47
11. Гурова Л.Л. Функция наглядно-образных компонентов в решении задач // Вопросы психологии / А.А. Смирнов, В.Н. Колбановский. - 5-ое изд. - Москва: Просвещение, 1969. - 90 с.
12. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного
творчества / А.Н Давидчук - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 1976. - 790 с.
13. Епишкина Т. А. «Виды конструкторов для дошкольников». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-vidi- konstruktorov-dlya-doshkolnikov-2389618.html (дата обращения 08.05.2019)
14. Заесенок В.П. Подумай и ответь // Логические задачи / В.П. Заесенок. - Москва: Наука, 1996. - 224 с.
15. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии / Л.И. Анцыферова. - Москва: Наука, 1978. - 253 с.
16. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей / Е. И. Исенина. - Саратов: Сарат. ун-та, 1986. - 162 с.
17. Колесникова Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения / Е.В. Колесникова. - 2-е изд., переработанное. - Москва: Ювента,
2004. - 160 с.
18. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Детская психология / Я.Л Коломинский, Е.А. Панько. - Минск: Университетское, 1988. - 223с.
19. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. - Москва: Педагогика, 1973. - 142 с.
20. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова. - Москва: Просвещение, 1991. - 137 с.
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. - 3-е изд. - Москва: УРАО, 1997. - 176 с.
22. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка / А.А. Люблинская. - Москва: Просвещение, 1972. - 124 с.
23. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - Москва: Просвещение, 1971. - 410 с.
24. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко, В.Н. Колбановский. - Москва: Учпедгиз, 1947. - 104 с.
25. Минская Г.И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психол. наук / Г.И. Минская. - Москва: Академ. пед. наук РСФСР, Науч.-исслед. ин-т психологии, 1954. - 14 с.
26. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому / Составители М. В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - Москва: ИД "Карапуз", 2005. - 272 с.
27. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательский центр, 2006. - 608 с.
28. Немов Р.С. Общая психология. Том 3. Психология личности / Р.С. Немов. - Москва: Юрайт, 2012. - 752 с.
29. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л.Ф. Обухова. - Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999. - 138 с.
30. Парамонова Л.А. Роль конструктивных задач в формировании
умственной активности детей (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание / Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских. - 7-е изд. - Москва:
Просвещение, 1985. - 178 с.
31. Парамонова Л.А. Конструирование как средство
развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Л.А. Парамонова. - Москва: Первое сентября, 2010. - 179 с.
32. Петровский А.В. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва: Просвещение, 1976. - 479 с.
33. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - Москва: Римис, 2008. - 416 с.
34. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство / Н.Н. Поддьяков. - Москва: Речь, 2010. - 144с.
35. Поддьяков Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Н.Н. Поддьяков, А.Ф. Говоркова. - Москва: Педагогика, 1985. - 200 с.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб: Питер, 2004. - 720 с.
37. Рыжкова С. «Детское конструирование и формы его организации».
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.maam.ru/detskijsad/detskoe-konstruirovanie-i-formy-ego- organizaci.html (дата обращения 15.05.19)
38. Синельников В.Б. Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач // Дошкольное воспитание / В.Б. Синельников. - 8-е изд. - Москва, 1997. - 93-100 с.
39. Справочная информация [Электронный ресурс] // wikipedia: [Сайт] -Электронное издание. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Игрушка (дата обращения 20.05.2019)
40. Справочная информация [Электронный ресурс] // wikipedia: [Сайт] -Электронное издание. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Макет (дата обращения: 30.04.2019)
41. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и
развития ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Э. Я. Степаненкова. - 2-е изд., испр. - Москва: Издательский центр
«Академия», 2006. - 368 с.
42. Сычев А.С. Научно-исследовательская работа: «Собирая 3Д пазлы и ЛЕГО, познаем и созидаем» [Электронный ресурс] URL: https://school- science.ru/7/16/39009 (дата обращения 11.05.2019)
43. Теплов Б.М. Психология: учебник для средней школы / Б.М. Теплов. - Москва: Учпедгиз, 1951. - 259 с.
44. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику / Т.А. Ткаченко. - Москва: ЭКСМО, 2007. - 80 с.
45. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - Москва: Владос, 1995. - 291 с.
46. Цикото Г.В. Некоторые особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых дошкольников / Г.В. Цикото. - Москва: АПН СССР, 1971.
- 527 с.
47. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин.
- Москва: Педагогика, 1989. - 560 с.
48. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 2010. - 360 с.