ГЛАВА I. ФЛОРИСТИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН 5
1.1 Понятие и виды флористики 5
1.2 Основы композиции во флористики 13
1.3 Место учебной дисциплины «флористика» в дизайн-образовании 17
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ БУКЕТА 19
2.1 Виды учебных пособий 19
2.2 Анализ аналогов 26
2.3 Структура учебного пособия 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
В XXI веке профессия дизайнера - одна из наиболее востребованных и популярных. Она идеально подходит креативным и творческим людям, стремящимся к совершенствованию и видоизменению в лучшую сторону окружающего мира. Чтобы стать профессионалом в области художественного оформления и проектирования, то без образования, которое даст хороший институт дизайна, обойтись будет сложно.
Вузовские образовательные программы по направлению «Дизайн» предполагают подготовку специалистов для разных сфер художественного оформления и проектирования. В зависимости от профиля обучения выпускник вуза может стать дизайнером интерьера, ландшафта, одежды или полиграфической продукции.
Специалисты с дипломом дизайнера востребованы как в России, так за рубежом. Они могут занимать должности: художника-оформителя; дизайнера- архитектора; декоратора; иллюстратора; фоторедактора; web-дизайнера; ландшафтного дизайнера художественного консультанта; преподавателя творческих дисциплин и др. Такие факультеты как ландшафтная архитектура; флористика предполагает курс флористики, в котором студент получает все необходимые знания.
Анализ литературы показал, что изучением декоративно-прикладного искусства, в том числе флористики, ее влиянием на развитие творческого потенциала личности в отечественной науке занимались В.А. Барадулин, Ю.В. Максимов, Н.М. Ведерникова, Л.Н. Гончарова, Н.Т. Климова, Н.А. Поскребышева, Б.М. Тымкив, Е.Н. Хохлова, Л.В. Шевчук, Т.Я. Шпикалова И.Г. Димова. Что касается роли учебной дисциплины флористики в обучении студентов дизайнеров, данная тема в научной и учебной литературе представлена недостаточно полно.
Объектом исследования является дизайн-образование.
Предметом - учебная дисциплина «Флористика».
Цель работы заключается в исследовании роли учебной дисциплины «Флористика» дизайн-образовании и разработке учебного пособия по моделированию букета.
Задачи:
- рассмотреть историю флористики;
- показать основы композиции во флористики;
- определить место учебной дисциплины «флористика» в дизайн- образовании;
- рассмотреть виды учебных пособий;
- провести анализ аналогов;
- разработать учебное пособие по моделированию букета.
Методы исследования: анализ научной, учебной и методической литературы, реферативный метод изложения материала, метод синтеза и обобщений, метод сравнений, прикладные методы (составление композиции, фотографирование и др.).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения
Теоретическая значимость: систематизация и пополнение базы данных по флористическому дизайну, в частности автором составлена обширная классификация букетов и разработан глоссарий, включающий термины и определения, используемые во флористике.
Практическая значимость: разработанное учебное пособие может быть использована в обучении студентов дизайнеров, материалы, представленные в учебном пособие, могут быть полезны начинающим флористам.
Внимание к цветам появилось еще в древности, именно тогда начали создаваться первые букеты, венки и украшения из цветов. Все эти цветочные композиции считались непременным атрибутом пиров и торжеств. В Древнем Риме венки из роз надевали на головы гостей, а когда цветы увядали, их заменяли свежими. В Древней Индии настоящим фестивалем цветов был праздник встречи весны. В разных странах существовали особо почитаемые цветы, которым посвящали отдельные торжества.
Аранжировка цветов - особый вид искусства, которому может научиться каждый человек, любящий цветы, растения и, конечно, природу. А также понимающий и ценящий красоту растений, их краски, аромат и ту прекрасную энергию, которую они дарят нам и которая так необходима в нашей жизни.
Флористика очень древняя наука - её история начинается ещё до нашей эры, о чём свидетельствует венок из полевых цветов, найденный на груди мумии Тутанхамона. В Древнем Египте живые цветы, судя по настенным росписям, использовались в религиозных ритуалах. Упоминания об украшении цветами храмов встречаются также в буддийских книгах 735 г. нашей эры. И в Древней Греции, и в Средние века люди использовали растения и цветы для украшения своего жилища. Во времена Средневековья церковь считала использование цветов в светской жизни греховным, поэтому цветы использовались в основном для украшения церковных интерьеров. С течением времени, в эпоху Возрождения, искусство аранжировки снова стало бурно развиваться. В быт богатых людей прочно вошли пышные, многоцветные, красочные букеты в дорогих вазах. Часто в их оформлении использовали искусственные и сухие цветы, бабочек, птиц. Постепенно сложился обычай дарить цветы. В Англии, например, каждая леди должна была владеть основами аранжировки.
В последние годы флористика стала очень широким понятием. К ней относят и аранжировку живыми цветами и высушенными растениями, и гербаризацию, и цветочную живопись, которая не исключает аппликаций, коллажи с использованием цветочного материала, высушенного под прессом вместо красок и многое другое.
Искусство составления букета требует тонкого художественного вкуса и мастерства. В переводе с французского языка слово «букет» означает - «красиво собранная группа цветов». Различное назначение букетов привело к появлению определенных принципов, правил и приемов в аранжировке цветов.
Уходу за цветами и их правильному использованию необходимо учиться, только в этом случае удачную композицию из растений можно приравнять к маленькому произведению искусства. Для этого цветы должны быть удачно подобраны по окраске и форме, а сосуд, в котором они находятся - гармонировать со стоящими в нем растениями.
Необходимо помнить, что, зная некоторые специальные приемы, можно продлить жизнь срезанным цветам, тем самым, продлив жизнь и составленной цветочной композиции.
1. Александер-Синклер Джеймс Цветочная радуга. Иллюстрированный справочник; Петроглиф - Москва, 2012. - 437 с.
2. Бегония Руби. Школа флористики. - М.: Эксмо, 2007. - 112 с.
3. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. - М.: Эксмо, 2016. - 64 с.
4. Блэклок Джудит. Уроки флористики. Букеты и композиции. Практические советы по аранжировке живых цветов. Пер. с англ. - М.: Фитон+, 2003. - 168 с.
5. Васильева Ю.Н. Дисциплина «флористика» как фактор развития личностных качеств студентов вуза // Царскосельские чтения. - 2010. - С.15-18.
6. Верхола А. Флористическая живопись. Картины из цветов и листьев своими руками. - СПб.: Питер, 2014. - 128 с.
7. Вирче Дорин, Ривс Роберт Цветочная терапия; Попурри - Москва, 2013. - 192 с.
8. Витвицкая М.Э. Искусство составления букетов: Великолепные букеты из цветов. Аранжировка. Флористика. Икебана. - М.: Лада: Рипол Классик, 2004. - 400 с.
9. Витвицкая, М.Э. Икебана, аранжировка, флористика. Искусство составления букетов; М.: Рипол Классик - Москва, 2007. - 221 с.
10. Губер Т. Флористика. Новые идеи для декорирования; Арт-Родник - Москва, 2012. - 703 с.
11. Зайцева А., Дубасова А. Фитоживопись: уроки росписи цветочными лепестками. - М.: Эксмо, 2011. - 64 с.
12. Захарюк Патрик. Картины из цветов и листьев. - М.: Контэнт, 2008. - 46 с.
13. Кияткин А.К. Искусство составления букета. - Ташкент: Изд-во ЦК Компартии Узбекистана, 1982. - 89 с.
14. Клевенская Т. М., Панкратов В. П. Цветочная аранжировка; Агропромиздат - Москва, 1988. - 176 с.
15. Корякина Н., Рутоло К. Креативная флористика / Floral Experiments; Русская коллекция - Москва, 2012. - 192 с.
16. Локрина Т. Школа флористики: Композиции с берестой. - М.: Ниола 21 век, 2005. - 96 с.
17. Массенет Д. Цветочная поэма; Книга по Требованию - Москва, 2012. - 534 c.
18. Мишукова Е. Полный курс флористики, параллельная техника. - М.: Ниола 21-й век, 2004. - 95 с.
19. Муромцева О.В. Методические аспекты обучения студентов составлению флористических композиций [Электронный ресурс] // Научный электронный архив. Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/5431
20. Новикова Е. Ф. Вдохновение. Аранжировка цветов. Флористика. - Москва, 1994. - 438 с.
21. Новикова И. В. Цветочная поляна. - М.: Академия Развития, 2010. - 451 с.
22. Оффенбах Дж. Цветочная песня. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 956 с.
23. Саркисова Л.С. Искусство букета. - М.: Реклама, 1974. - 48 с.
24. Серов Н.В. Символика цвета [Электронный ресурс] / Н.В. Серов. -
Санкт-Петербург: Страта, 2015. - 204 с. - Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=46 1136
25. Сидорова М. А. Европейская флористика. -М.: Ниола-Пресс, 2007. - 128 c.
26. Филиппова А.В. Фитоэргономика [Электронный ресурс]: учебное
пособие / А.В. Филиппова - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2013. - 110 с. - Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278834
Т1. Цветы к празднику [Электронный ресурс]/ сост. Л.Д. Бибанина, Н.П. Рудакова. - Москва: Белый город, 2012. - 20 с. - Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=44 1469
28. Шокорова, Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном
искусстве [Электронный ресурс]/ Л. В. Шокорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 74 с. Режим доступа: https://biblio-
online.ru/book/B914D183-8E9B405B-988B-05DD013B5191
29. Юань Чэн. Методика преподавания цветоведения в художественных вузах // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - С.488-491.
30. Cylinder Carly. The Flower Chef: A Modern Guide to Do-It-Yourself Floral Arrangements. Grand Central Life & Style, 2016. - 224 р.