Глава 1. Теоретические основы разработки фирменного стиля 9
1.1 Роль фирменного стиля в создании оригинального образа. Элементы
фирменного стиля 9
1.2. Современные тенденции в разработке фирменного стиля 15
1.3. Принципы применения фирменного стиля в детском эстетическом
пространстве 20
Глава 2. Дизайн концепция разработки фирменного стиля для детского развлекательного центра «Чудо-парк» 24
2.1 Формирование концепции и выявление потребностей детского
развлекательного центра «Чудо-парк» 24
2.2 . Обзор и сравнение фирменного стиля конкурентов 29
2.3. Этапы разработки фирменного стиля для детского развлекательного центра
«Чудо-парк» 33
Заключение 39
Библиографический список 42
Приложение 47
Проблема разработки фирменного стиля на сегодняшний день особо актуальна, так как в связи с насыщением рынка новыми компаниями, возникает острая необходимость привлечь внимание именно к своему проекту, сделать его узнаваемым и приятным для восприятия потребителем. Для этого используется фирменный стиль и все его компоненты, которые должны четко соответствовать основным идеям проекта, компании и товара и быть в ногу с веяниями современного дизайна.
Фирменный стиль, в современном понимании, создает визуальную систему, которая позволяет узнавать бренд без опоры на логотип. Это может быть цвет, иллюстрации, баннеры, корпоративный персонаж, определенный стиль графической продукции и т.д. Подразумевается, что потребитель сможет идентифицировать продукт по всевозможным элементам компании, даже если логотип отсутствует.
Чем ближе образ компании, созданный с помощью фирменного стиля, к потребителю, тем выше уровень лояльности целевой аудитории. Это в свою очередь приведет к возрастанию популярности данного проекта и росту узнаваемости в обществе.
В качестве примера для разработки фирменного стиля была взята сеть детских развлекательных центров «Чудо-парк» города Реутов Московской области. Эта сеть не имела общей системы коммуникации с клиентами с помощью визуальных элементов. Все рекламные материалы были разобщены и не объединяли филиалы сети. Используемый логотип был устаревшим и не привлекал потенциальных посетителей. Сеть детских развлекательных центров «Чудо парк» остро нуждалась в едином стиле всех элементов коммуникации с потребителем.
Литературу, посвященную данной теме, можно разделить на ряд направлений - работы, посвященные процессу дизайнерского творчества, работы, связанны с брэндингом и маркетингом и работы, освещающие психологическую сторону разработки фирменного стиля.
Наиболее полезной, в плане дизайнерского процесса, стала книга Двида Эйри «Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера». В данной работе подробно показан путь бренда от начальных эскизов и до конечной реализации. На примере работ опытных дизайнеров показаны главные идеи фирменного стиля. Главным из факторов в создании фирменного стиля, по мнению Дэвида Эйри, является насмотренность дизайнера, умение сравнивать и анализировать тысячи логотипов, которые присутствуют в нашей повседневной жизни. Понимание почему один логотип отпечатывается в сознание, а другой забывается, только отведя от него взгляд. На внушительном объеме примеров, представленных в книге, можно подсознательно привить вкус и собственное восприятие, которое поможет дизайнеру создать наиболее качественный и востребованный фирменный стиль.
О. Яцюк в своей труде «Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий» дает полное систематизированное руководство о графическом дизайне и принципах его создания. Выделены такие темы как композиция, основы цветоведения, шрифты, типографика. Наряду с рекомендациями по созданию фирменного стиля, были полезны также советы по применению его на web страницах и при печати. На примере классических произведений и опыте рассмотрены основные приемы, используемые в графическом дизайне.
Владимир Курушин в своей работе «Дизайн и реклама. От теории к практике» рассматривает графический дизайн, различные виды и формы его использования. Отмечается отличие растровых и векторных изображений, обрасти их применения на практике. Подробно описано ка разрабатывать макеты, чтобы они соответствовали требованиям типографий. Следовательно, дизайнер должен знать основные правила и принципы работы в графических редакторах. Это и многое другое подробно рассмотрел Курушин.
Говоря о фирменном стиле невозможно было не затронуть и маркетинговый аспект. Ведь фирменный стиль это в первую очередь коммуникация с клиентом. Основы брэндинга рассматриваются в следующих работах.
Марк Роуден в книге «Корпоративная идентичность. Создание успешного фирменного стиля и визуальные коммуникации в бизнесе» рассматривает взаимосвязь маркетинговых и визуальных коммуникаций с клиентами. Роуден рассматривает новый способ управления всеми видами маркетинга с помощью творческой составляющей. Объясняет, как продлить диалог между компанией и потребителем используя фирменный стиль и все его элементы.
Ведущий специалист в области бренд менеджмента, американский профессор Дэвид Аакер в своей работе «Создание сильных брендов» предлагает рассмотреть брендинг как основную составляющую успех компании. В полной мере исследовав проблемы создания брендов, Аакер дает руководство к успешному созданию идентичности своей компании. С помощью анализа и изучения всех методов создания бренда, сформировывает портфель знаний и рычагов влияния на целевую аудиторию.
Фирменный стиль также непосредственно связан с психологическим восприятием, особенно в детском эстетическом пространстве. На эту тему было найдено немного литературы. Книга Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» посвящённая психолого-педагогическим основам развития творческого воображения детей. В книге выделяется особое место значению воображения для детской творческой деятельности и наличие творческого потенциала в обыденной жизни человек. Рассматриваются связи воображения и реальности, описывается психологический механизм творческого воображения. Говоря о развитии воображения в детском возрасте, Л. С. Выготский подробно останавливается на его проявлениях в литературном, театральном и изобразительном творчестве дошкольников и младших школьников.
В.С. Мухина в своей книге «Возрастная психология» подробно рассматривает становление человека от младенчества к зрелости. Мухина описывает что происходит с человеком в определенный период жизни, что ему наиболее интересно. Наиболее полезными стали главы посвященные раннему, дошкольному и младшему школьному возрасту. Для создания более красочного и работающего фирменного стиля необходимо знать не только аспекты графического проектирования и маркетинга, но и психологические приемы, которые воздействую на ту или иную возрастную группу.
В данной работе также были использованы словари по дизайну и рекламе, например, «Словарь цвета для дизайнеров» Шона Адамса. Книга не только знакомит читателя с традиционными характеристиками цвета: тон, чистота, насыщенность, светлота, дает представление о схемах формирования цвета (CMYK и PMS), но и рассказывает о социокультурном значении цвета в разных странах, и дает понятные иллюстрации наиболее успешного применения.
Источники
В процессе создания фирменного стиля были использованы в качестве источников документальные материалы, как например закон ГК РФ Раздел VII
«Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» от 8.2.2006 N 230-Ф3 (ред. 23.05.208). В нем рассмотрены правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. Материалы опроса, который проходил в детском развлекательном центре с целью выявления наиболее популярных конкурентов детского развлекательного центра «Чудо- парк». Материалы интернет-сайтов, где представлен фирменный стиль конкурентов "Чудо-парка.
В литературе и источниках были исследованы такие темы, как творческий процесс дизайнера, брэндинг и маркетинг фирменного стиля и его психологические основы, которые влияют на потребителя. В процессе создания фирменного стиля детского развлекательного центра «Чудо-парк» были использованы приемы графической визуализации, психологические техники, рассчитанные на привлечение потенциальной аудитории. Фирменный стиль разработан в соответствии с правовой базой и с учетом конкурентной среды.
Объект исследования: фирменный стиль детского развлекательного центра
Предмет исследования: формирование фирменного стиля детского
развлекательного центра «Чудо-парк».
Цель исследования: теоретически обосновать и осуществить моделирование процесса создания фирменного стиля детского развлекательного центра «Чудо- парк».
К задачам относятся:
- проанализировать литературу и источники по данной теме;
- выявить роль фирменного стиля в создании оригинального образа
- изучить современные тенденции в разработке фирменного стиля
- понять принципы применения фирменного стиля в детском эстетическом пространстве
- проанализировать концепцию и потребности детского
развлекательного центра “Чудо-парк”
- сделать обзор и сравнение фирменных стилей конкурентов
- разработать фирменный стиль для детского развлекательного центра «Чудо- парк»
Методы исследования: методы количественной и качественной оценки, метод сравнительного анализа, метод проектирования, художественно-графическая визуализация.
Новизна дипломной работы заключается в том, что в данном исследовании была проведена работа по созданию фирменного стиля реально существующего детского развлекательного центра «Чудо-парк» в городе Реутов, который ранее не имел такового. Были использованы самые актуальные на данный момент приемы для создания удачного стиля компании.
В первой главе были рассмотрены основные понятия фирменного стиля, его элементы. Приведена актуальная литература, которая отражает основные принципы создания фирменного стиля в соответствии с современными веяниями дизайна. Было изучено влияние фирменного стиля в детской среде.
Вторая глава описывает сферу деятельности детского развлекательного центра «Чудо парк», проанализированы уже имеющиеся наработки фирменного стиля компании, предложены варианты по совершенствованию отдельных его элементов, разработаны новые носители фирменного стиля, а также правила по созданию системы идентификации для компаний, ориентированных на целевую аудиторию компании.
Подводя итог, можно утверждать, что сегодня роль фирменного стиля, создающего уникальный и узнаваемый образ компании, очень важен и актуален. Разработка фирменного стиля - это не просто создание бессистемного набора носителей айдентики, это отражение целей и идеи компании. Исследования темы фирменного стиля, особенностей его создания, а также проанализировав сделанные разработки фирменного стиля для детского развлекательного центра «Чудо-парк», сформулировали следующие основные выводы:
1. Современный уникальный дизайн фирменного стиля - неотъемлемая часть любой компании, которая рассчитывает на успех на рынке. Положительное впечатление о компании и чувство надежности у потребителя - заслуга грамотно разработанной графической идентификации. Первыми коммуникаторами с потребителем являются логотип и фирменный стиль в целом, поэтому так важно тщательно проработать все его элементы и серьезно отнестись к реализации.
2. Фирменный стиль - это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих единое идейное пространство, отражающее компанию.
Фирменный стиль включает в себя разработку таких элементов, как логотип, товарный знак, слоган, графические и цветовые константы, создания носителей фирменного стиле, в том числе бланков, конвертов, визитных карточек, упаковок, рекламных материалов, сувенирной продукции и т. п. Для рекламной деятельности важно цвета, выбранные в фирменном стиле, они не только вызывают определённое состояние человека, ребенка в соответствии с его эмоциональным состоянием, но также формируют его эмоции, чувства и ощущения.
3. Анализ компании и рынка необходим для профессионального подхода к цели. Миссия, стратегия, целевая аудитория - это те константы, которые нужно проанализировать в первую очередь. А проводя анализ рынка, увеличивается шанс не повторить ошибок конкурентов и возможно перенять положительный опыт.
В данном исследовании была проведена работа по созданию фирменного стиля реально существующего детского развлекательного центра «Чудо-парк» в городе Реутов, который ранее не имел такового. Необходимость разработки элементов фирменного стиля для детского развлекательного центра «Чудо- парк» обусловлена увеличивающимся количеством детских центров на рынке, а также отсутствием комплексного подхода к фирменному стилю. В связи с возрастными особенностями потребителя создали дизайна фирменного стиля, который понятен и приятен всем возрастам, т.е. логотип игривый, отражает любознательность детского возраста, подходит как девочкам, так и мальчикам, идентифицирует целевую аудиторию.
Проведенная работа стала вкладом в улучшение элементов фирменного стиля детского развлекательного центра «Чудо-парк». Была проанализирована деятельность детского центра; были достигнуты цели, поставленные в начале исследования - разработка фирменного стиля для детского развлекательного центра. Для осуществления данной цели были выполнены следующие задачи - проанализированы источники по теме; определено понятие «фирменный стиль», его роль, задачи, функции и основные элементы; изучены этапы разработки фирменного стиля; изучены основные современные тенденции в создании фирменного стиля; изучены вопросы эстетического восприятия детей; проанализированы уже существующие аналоги и сделаны выводы о том, какие приёмы, акценты лучше всего использовать при создании фирменного стиля; выдвинута концепция проектного решения; обосновано цветографическое решение в фирменном блоке; разработан логотип для детского развлекательного центра «Чудо-парк» и других констант. Дизайн фирменного стиля положительно воспринимается визуально, и запоминается в детском и взрослом сознании.
В фирменном стиле используются два вида шрифта: PollywogCyr и Helvetica, каждый из которых применяется по своим назначениям. Форма и цвет в логотипе «Чудо-парка» дополняют друг друга они яркие и привлекают внимание к логотипу. Разработаны: макет входной карты посетителей, макеты фирменных конвертов, дизайн фирменной футболки сотрудников сети «Чудо- парк», макеты подарочных карт, рекламный плакат, рекламный плакат для социальных сетей, расписание анимированных программ, дизайн меню, шаблон для бейджей сотрудников, шаблон для публикаций в социальных сетях.
Результаты разработки фирменного стиля для детского развлекательного центра «Чудо-парк» были внедрены на практики и используются в соответствии со всеми рекомендациями (Приложение 4). Это привело к привлечению новых посетителей, увеличению лояльности уже постоянных клиентов и к объединению всех визуальных элементов рекламы.
Каждый элемент фирменного стиля играет большую роль в создании и поддержании узнаваемости компании, поэтому был разработан уникальный дизайн, выбраны определённые цвета и шрифты, ставшие фирменными. В заключение, необходимо еще раз подчеркнуть, что фирменный стиль - это характерный для данной фирмы язык, своеобразное удостоверение личности предприятия, его опознавательный знак, визитная карточка. Все функции фирменного стиля, так или иначе, связаны с созданием образа предприятия, который запоминается и является привлекательным для целевой аудитории.
Источники:
1. Официальный сайт детского развлекательного центра «Замания»
http s: //zamania. ru/
2. Официальный сайт детского развлекательного центра «JokiJoya»
http s: //j oki-joya. ru/
3. Официальный сайт детского развлекательного центра «Кидбург»
https://kidburg.ru/
4. Официальный сайт детского развлекательного центра «Чудо-парк» http: //chudo-park. ru/
5. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. Изданы в соответствии с ГК РФ Раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» от 8.2.2006 N 230-Ф3 (ред. 23.05.208)
6. Результаты опроса среди посетителей детского развлекательного центра «Чудо-парк»
Литература:
7. Аакер Д., Создание сильных брендов./-М.: ИД Гребенников, 2008.-440с.
8. Алиева, Н.З. Физика цвета и психология зрительного восприятия [Текст] / Н.З. Алиева. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 208 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Электронный ресурс]. - URL: http://pedlib.ru/Books/7/0060/7_0060-.shtml (дата обращения 02.04.208).
10. Гриднева Е.А. Фирменный стиль, как проблема современной эстетики.2007.-№6. [Электронный ресурс].-/URL: https://cyberleninka.ru/article/n/firmennyy- stil-kak-problema-sovremennoy- estetiki (дата обращения 29.04.209)
11. Годин, А.М. Брендинг: учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. / А.М. Годин. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 203. — 84
12. Гольман И.А., Рекламная деятельность: Планирование. Технологии.
Организация / - М.: Гелла-принт, 2002. - 4 с.
13. Головлёва Е.Л., Торговая марка: теория и практика управления / - М.: ООО «Вершина», 2003. - 76 с.
14. Добробабенко Н.С. «Фирменный стиль: принципы разработки.- М: Инфра-М., 2003» -c. 67
15. Долгих Н. Н. Цветоведение и колористика: учебно-методическое
пособие: [для студентов вузов по направлению подготовки 54.03.0 - "Дизайн", профиль подготовки "Графический дизайн"] / Долгих Н. Н., Долгих Н. А. - Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 206.
16. Джоунс Дж., Роль рекламы в создании стильных брендов / - М.: Фаир- Пресс, 2005. - 496 с.
17. Душкина.М.Р., PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология / - СПб.: Питер, 200. - 560 с.
18. Дэвида Эйри, Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера / - СПб.: Питер, 206. - 224с.
19. Дегтярев А.Р., Изобразительные средства рекламы: Слово, композиция, стиль, цвет / - М.: Фаир-Пресс, 2006. - 256 с.
20. Желондиевская Л. В. Формальные изобразительные средства графической
композиции. -2007. - №76. [Электронный ресурс].- /URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formalnye-izobrazitelnye-sredstva- graficheskoy-
kompozitsii (дата обращения 05.03.9).
21. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство / Н. М. Зубарева. - М.: Просвещение, 202. - с.
22. ИттенИоханнес, Искусство цвета/-М.: Аронов, 208.- 96 с.
23. Капр А. Эстетика искусства шрифта: тезисы и маргиналии со 52 иллюстрациями / [пер. с нем. В.П.Милютина]. - М: Книга,200.- 26 с.
24. Казакова Т.Г., Теория и методика развития детского изобразительного творчества / М.: Владос,2006.- 272с
25. Куприна Ю.П. Дизайн логотипа и его особенности.- 204.- №3(06).
[Электронный ресурс].-/иКЬ:ййр8://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/й17ауп- logotipa-i-ego- osobennosti (дата обращения 05.03.9)
26. Курушин В.Д. Дизайн и реклама. От теории к практике /- СПб.: ДМК- Пресс, 207.- 308 с.
27. Краузе, Д. Разработка логотипа/ Джим Краузе. — СПб.: Питер, 203. — 272 с
28. Лесняк В., Графический дизайн (основы профессии) / - М.:
ИндексМаркет, 20. - 46 с.
29. Мизурина П.А., Товарный знак как идентификатор бренда.-204.- №5(6).[Электронный ресурс].-
/URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tovarnyy-znak-kak-identifikator-brenda (дата
обращения 6.04.209).
30. Миронов Ф.Д., Компьютерная графика в дизайне/-СПб.: БХВ-Петербург, 2008.-560 с.
31. Мухина В.С., Возрастная психология/-М.: Академия, 2006.- 608с.
32. Муштаев.Д., Новые тенденции в создании фирменных стилей.-208
[Электронный ресурс].-/URL: https://www.marketing.spb.ru/lib-
comm/brand/corporate_id.htm (дата обращения 20.04.9)
33. Немировский К., Дизайн рекламных материалов .-206 [Электронный ресурс].-URL: http://psyfactor.org/ lib/recl6 (дата обращения:05.05.209)
34. Номейн.А., Фирменный стиль: факторы, влияющие на запоминание/-М.: Издательские решения, 208.- 6с.
35. Устин В.Б., Композиция в дизайне. Методологические основы
композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве:
Учебное пособие / Устин В.Б. М.: АСТ: Астрель, 2007. - 239 с.
Зб.Уэйншенк C., 00 главных принципов дизайна/- СПб.: Питер, 202. - 272с.
37.Овчинникова Р.Ю., Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования/— М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2009. — 238с.
38. Рожков И.Я. Брендинг: учеб. для бакалавров. Серия бакалавр.
Углубленный курс/ -М.: Юрайт, 203.- 69 с.
39. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Прикладная информатика (по обл.)»/.- М: Питер,
2006. - 59с.
40. Роуден Марк, Корпоративная идентичность. Создание успешного
фирменного стиля и визуальные коммуникации в бизнесе/-М.: Добрая книга,
2007. - 296 с.
41. Ромат Е.В. Реклама/ -СПб.: Питер, 200.-276 с.
42. Саунина В.М., Цветоведение. Основы изобразительной грамоты для начинающих/ -М: Издательские решения,208.- 20 с.
43. Собчик, Л. Н. Метод цветовых выборов — модификация восьмицветового теста Люшера : практическое руководство. — СПб. : Речь, 202. — 28 с.
44. Синяева И.М., Сфера PR в маркетинге / И.М.Синяева, В.М. Маслова, В.В. Синяев / М.: Юнити-Дана, 2007. - 383 с.
45. Траут Д., Дифференцируйся или умирай! Выживание в эпоху убийственной конкуренции. 2-е изд., обновленное и дополненное // Д.Траут, С.Ривкин/ -СПб.: Питер, 2008.-288 с.
46. Туэмлоу Э., Графический дизайн. Фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи/ -М: Графический дизайн. Фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи/ АСТ, Астрель, 2006.- 208с.
47. Шуванов В.И., Психология рекламы / - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 35 с.
48. Шпикерманн Э., О шрифте/-М.: Манн, Иванов и Фербер, 206.- 208 с.
49. Якобсон П.М., Психология художественного восприятия. 3-е изд., обновленное и дополненное/-М.: Искусство, 2004.- 04с.
50. Яцюк О.Г., Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий/ СПб.: БХВ-Петербург, 2004. — 240 с.