ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ 6
1.1. Физиология труда 6
1.2. Умственный труд 11
1.3. Психофизиология педагогического труда 16
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
ГЛАВА 3. НЕДЕЛЬНАЯ И ГОДОВАЯ ДИНАМИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ УЧИТЕЛЕЙ МКОУ «МАРТЫНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» 28
3.1. Недельная динамика работоспособности. 28
3.1.1. Недельная динамика физиологических показателей
работоспособности 28
3.1.2. Недельная динамика психоэмоциональных показателей
работоспособности. 35
3.2. Г одовая динамика работоспособности. 41
3.2.1. Годовая динамика физиологических показателей
работоспособности. 41
3.2.2. Годовая динамика психоэмоциональных показателей
работоспособности 46
ГЛАВА 4. ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МКОУ «МАРТЫНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ДРУГ С ДРУГОМ 58
ВЫВОДЫ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Одной из важных профессий современности является профессия учителя, относящаяся к категории профессий умственного труда.
На современном этапе развития общества напряженность труда учителя возросла в силу увеличения информационной нагрузки, повышения ответственности за физическое и психическое здоровье школьников. Школьные программы непрерывно усложняются, насыщаются новыми сведениями. При этом сроки образования не меняются, а остаются прежними.
Педагоги общеобразовательных школ сегодня составляют одну из неблагополучных групп по состоянию здоровья. Среди ведущих причин нарушения здоровья учителя называют: высокое психоэмоциональное напряжение, повышенные требования к вниманию и памяти, нагрузку на речевой аппарат, гиподинамию, ортостатические нагрузки,
неудовлетворенность своим трудом, низкую заработную плату, социальную незащищенность и т. д.
Характер труда преподавателя предъявляет повышенные требования к психической устойчивости человека, способности переносить длительные нервные напряжения, перерабатывать большой поток информации.
Исследования в области физиологии труда работников преподавательской деятельности в современных сложных условиях, предъявляющих повышенные требования к организму учителя, последние десятилетия проводятся редко, что придаёт актуальность теме данного исследования.
Цель работы: оценить физиологические и психоэмоциональные показатели учителей МКОУ «Мартыновская средняя общеобразовательная школа».
Задачи:
1. Оценить недельную динамику физиологических и
психоэмоциональных показателей учителей МКОУ «Мартыновская средняя общеобразовательная школа».
2. Оценить годовую динамику физиологических и
психоэмоциональных показателей учителей МКОУ «Мартыновская средняя общеобразовательная школа».
1. Ряд физиологических показателей, измеряемых в течение недели и года, соответствует норме (артериальное давление, частота сердечных сокращений, индекс Руфье-Диксона).
2. Показатели скорости внимания и окуломоторной реакции снижены как в течении недели так и в течение года.
3. Ряд психоэмоциональных показателей, измеряемых в течение недели и года, соответствует норме (самочувствие, активность, настроение, точность внимания и переключаемость внимания) и носят умеренный характер (уровни пресыщения, утомления, стресса и монотонии).
4. Для испытуемых характерен индифферентный хронобиологический тип, хорошая реакция, включаемость в работу, выносливость, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях, переключаемость от одной деятельность к другой.
5. Недельная и годовая динамика среднегрупповых физиологических и психоэмоциональных показателей учителей МКОУ «Мартыновская средняя общеобразовательная школа» проявляет разнонаправленный, характер и не согласуется с классической кривой работоспособности.
1. Абрамова Н.А., Берестова Е.Г., Шеметов А.И. Профессиональный риск и психологическая безопасность трудовой деятельности // Вестник Пермского университета, 2016. - № 2. - С. 15-17.
2. Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. - М.: Мед, 1988. - 576с.
3. Алексеев С.В. Труд и здоровье. - Л.: Знание, 1989. - 32 с.
4. Анохин П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылки к развитию неврогенных заболеваний сердечно-сосудистой системы // Вестник АМН СССР, 1965. - №6. - С. 10-18.
5. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979. - 61 с.
6. Белихова А.Н. Охрана труда в малом бизнесе. - М.: Академия, 2007. - 152 с.
7. Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М.: Академия, 2004. - 544 с.
8. Васильев Л.Л., Хавкина Н.Н. Роль торможения в развитии утомления при мышечной работе человека. - Л.: 1962. - 154 с.
9. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. - М.: Прометей, 1993. - 156 с.
10. Виноградов Ю.Е. Влияние эмоциональных состояний на различные виды интеллектуальной деятельности. - М.: Наука, 1975. - 99 с.
11. Виткин Дж. Женщина и стресс. - СПб.: Питер Пресс, 1995. - 320 с.
12. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф. Образования.-7-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 496 с.
13. Гора Е.П. Экология человека. - М.: Дрофа, 2007. - 540 с.
14. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Феникс, 2002. - 384 с.
15. Егоров А.С. Психофизиология умственного труда. - Л.: Наука, 1973. - 132 с.
16. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 173 с.
17.Зинченко В.П. Ответ психолога физиологам // Вопросы психологи, 2009.-№ 3.- 82 с.
18. Иванов К.П., Бабский Е.Б., Пастухов В.А. Физиология человека. - М.: Медицина, 1977.- 368 с.
19. Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь. - М.:
Гардарики, 2005. - 366 с.
20. Казин Э.М., Литвинова Н.А., Федорова А.И. Физиологические и социально-педагогические проблемы адаптации и здоровья // Вестник Кемеровского государственного университета, 2013. -№ 2.-С. 6-12.
21. Калиева Т.Л. Состояние охраны и безопасность труда в РФ. - СПб.: Реноме, 2012. - 161 с.
22. Кирилина М.В., Горанский А.И. Влияние стажа работы на адаптацию системы кровообращения у мужчин-учителей разных специальностей. - Спб: Эскулап, 2010. -130 с.
23. Кириллова В.Ф. Гигиена труда. - М.: Медиа, 2007. - 529 с.
24. Корчевский А.М. Профессиональное здоровье преподавателей вуза // БГПУ, 2013. - С. 196-201 с.
25. Косилов С.А. Психофизиологические основы научной организации труда. - М.: Экономика, 1979. - 176 с.
26. Красовский В.О., Максимов Г.Г., Янбухтина Г.А. О прогнозе
профессиональной трудоспособности человека // Вестник Башкирского государственного медицинского университета, 2009.-№ 4.-С. 11-16.
27. Кроль В.М. Психология и педагогика : учеб.пособие для тех. вузов. - М.: Высшая школа, 2001. - 319 с.
28. Кулганов В. А. Психоэмоциональное напряжение и утомление учителя: механизмы, диагностика и профилактика. - М.: Наука, 2003. - 347 с.
29. Леман Г. Практическая физиология труда/ под ред. Л.К. Хоцянова. - М.: Медицина, 1967. - 335с.
30. Максимов Г.Г., Красовский В.О., Абдрахманова Е.Р. Прогноз безопасного стажа работы на основе новой методологии моделирования производственных условий и оценки суммарного влияния на организм комплекса вредных факторов // Вестник Башкирского государственного медицинского университета, 2007. -№ 5.-С. 47-52.
31. Марищук В.Л. Функциональное состояние и работоспособность. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. - Л.: 1974. - 652 с.
32. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Омега, 2004. - 326 с.
33. Матушанский Г.У., Фролов А.Г. Проектирование моделей
деятельности, личности и непрерывной профессиональной подготовки преподавателей высшей школы. - Казань: Казанский государственный энергетический ун-т, 2009. - 112с.
34. Микерова М.С., Сердюков А.Г. К вопросу об изучении состояния здоровья преподавателей медицинских вузов методом анкетирования // Проблемы управления здравоохранением, 2007.-№ 5.- С.63-68.
35. Миллерян Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности
оператора. - М.: Наука, 1974. - 30 с.
36. Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. - М.: УМК «Психология»,2002. - 377 с.
37. Новакдтинян А.О. Психофизиологические механизмы и критерии напряженности умственного труда - физиологические основы повышения эффективности труда. - Л.: Наука, 1978. - 117 с.
38.Осухова Н.Г. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и «не сгореть» на работе. - М.: Академия, 2011. - 56с.
39.Отев Д. П., Караван А. В. Физическая культура в системе формирования здорового образа жизни. - Труды Всерос. научно-практ. конф. с международным участием. СПб, 2008. - С. 215-217.
40. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. - М.: Медгиз, 1962. - 219 с.
41. Розенблат В.В., Соломин Ю.Г., Кузнецова З.М. Оценка тяжести труда по эргономическим и физиологическим показателям: информационный листок.- Уральское кн. изд-во.: 1974.- 108 с.
42. Рябова Л.Н. Особенности профессиональной деятельности
преподавателя высшей школы в новых социально-экономических условиях - М.: Образование и наука, 2011. - № 7. - С. 203-208.
43. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Наука, 1979. - 34 с.
44. Сеченов И.М. Избранные произведения. - М.: Учпедгиз, 1953. - 332 с.
45. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: «Речь», 2006. - 350 с.
46. Старцев В. Г. Проблемы избирательности поражений функциональных систем при эмоциональном стрессе и неврозе // Вестник АН СССР. 1977. - № 8. - С. 32-40.
47. Стрельникова И.Ю. Психомоторные качества и успешность учебно-профессиональной деятельности // Известия Алтайского государственного университета, 2011. - Т. 3. - № 67. - С. 2.
48. Судаков К.В. Нормальная физиология. - М.: Медицинское
информационное агентство, 2006. - 920 с.
49. Суюнов С.С., Мухортова М.Н., Рахманов В.П. Физиологические изменения в организме человека при трудовой деятельности // Научно¬практический вестник Курского государственного медицинского университета, 2015. - № 3. - С. 226-229.
50. Тихон А.С. Физиологические изменения в организме при умственном труде // Научно-практический вестник Курского государственного медицинского университета, 2017. -№ 1. - С. 128-131.
51. Фарфель В.С. Физиология труда и отдыха.
энциклопедия, 1968. - С. 691-695.
52. Хананашвили М.М. Информационные неврозы. - Л.: Медицина, 1978. - 143 с.
53. Ходаков А.И. проблемы профессиональной адаптации молодого учителя. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1978. - С.72-89.
54. Хомская Е.Д. Мозг и активация. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 380 с.
55. Хомская Е.Д. Система изменения биоэлектрической активности как нейрофизиологическая основа психических процессов. - М.: 1978. - С. 65-69.
56. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2006. --607с.
57. Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».
58. Труд как область научных исследований/ под ред. А. Н. Больницкой. - М.: Академия труда и социальных отношений, 2015. - 60с.