Управление социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере города Новоалтайска)
|
1 ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО¬
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Теоретические основы планирования и прогнозирования социально-экономического развития 7
1.2 Общероссийский подход управления социально-экономическим
развитием муниципальных образований 15
2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА
НОВОАЛТАЙСКА 23
2.1 Новоалтайск как моногород 23
2.2 Территория опережающего социально-экономического развития
«Новоалтайск» 36
2.3 Новоалтайск как часть Барнаульской агломерации 43
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ Г.
НОВОАЛТАЙСКА 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Теоретические основы планирования и прогнозирования социально-экономического развития 7
1.2 Общероссийский подход управления социально-экономическим
развитием муниципальных образований 15
2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА
НОВОАЛТАЙСКА 23
2.1 Новоалтайск как моногород 23
2.2 Территория опережающего социально-экономического развития
«Новоалтайск» 36
2.3 Новоалтайск как часть Барнаульской агломерации 43
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ Г.
НОВОАЛТАЙСКА 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Актуальность темы исследования заключается в том, что в связи с переходом России к рыночной экономике важнейшей задачей перед государством выступает формирование эффективной системы управления социально-экономическими процессами на всех уровнях власти в новых условиях.
Как показывает практика, эффективное управление невозможно без использования методов стратегического планирования. В начале 2000х годов перед государством встал вопрос о реформировании и воссоздании системы планирования и прогнозирования. На федеральном и региональном уровне данный процесс имеет большую результативность, чем на уровне муниципалитетов. Многие муниципальные образования (далее - МО) находятся в затяжном кризисе и имеют проблемы, связанные с управлением развития своей территории. Для решения этих проблем требуется внедрение целостной системы стратегического планирования на муниципальный уровень. Несмотря на то, что многие муниципалитеты имеют документы стратегического планирования, они не всегда эффективны на практике.
Объект исследования - город Новоалтайск.
Предмет исследования - управление социально-экономическим развитием города Новоалтайска.
Цель исследования - проанализировать социально-экономическое развитие города Новоалтайска, сформулировать рекомендации по совершенствованию механизма управления социально-экономическим развитием города Новоалтайска.
Задачи исследования:
1) рассмотреть теоретические основы планирования и прогнозирования социально-экономического развития;
2) проанализировать общероссийский подход к планированию и прогнозированию социально-экономического развития муниципальных образований
3) проанализировать социально-экономическое развитие города Новоалтайска;
4) охарактеризовать город Новоалтайск с позиции его монопрофильности;
5) рассмотреть механизм реализации ТОСЭР в Новоалтайске;
6) проанализировать положение города Новоалтайска в составе Барнаульской агломерации;
7) выявить основные проблемы, препятствующие развитию города Новоалтайска и создать рекомендации по совершенствованию управления развитием города.
Теоретическую базу исследования составили разработки российских и зарубежных ученых, опубликованные в научной и периодической печати, материалы сети Интернет и периодических изданий.
Информационную базу исследования образуют нормативные правовые акты Российской федерации, Алтайского края, города Новоалтайска и статистические данные.
В качестве методов исследования использовалось описание, обобщение, сравнение, анализ и синтез.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении обозначены актуальность, объект, предмет, цели, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы планирования и прогнозирования социально-экономического развития, общероссийский поход к планированию и прогнозированию социально-экономического развития муниципальных образований.
Вторая глава посвящена характеристике социально-экономического развития города Новоалтайска с позиции: моногорода, приобретения статуса ТОСЭР, Барнаульской агломерации.
В третьей главе выдвигаются предложения и рекомендации по совершенствованию управления социально-экономического развития города Новоалтайска.
Как показывает практика, эффективное управление невозможно без использования методов стратегического планирования. В начале 2000х годов перед государством встал вопрос о реформировании и воссоздании системы планирования и прогнозирования. На федеральном и региональном уровне данный процесс имеет большую результативность, чем на уровне муниципалитетов. Многие муниципальные образования (далее - МО) находятся в затяжном кризисе и имеют проблемы, связанные с управлением развития своей территории. Для решения этих проблем требуется внедрение целостной системы стратегического планирования на муниципальный уровень. Несмотря на то, что многие муниципалитеты имеют документы стратегического планирования, они не всегда эффективны на практике.
Объект исследования - город Новоалтайск.
Предмет исследования - управление социально-экономическим развитием города Новоалтайска.
Цель исследования - проанализировать социально-экономическое развитие города Новоалтайска, сформулировать рекомендации по совершенствованию механизма управления социально-экономическим развитием города Новоалтайска.
Задачи исследования:
1) рассмотреть теоретические основы планирования и прогнозирования социально-экономического развития;
2) проанализировать общероссийский подход к планированию и прогнозированию социально-экономического развития муниципальных образований
3) проанализировать социально-экономическое развитие города Новоалтайска;
4) охарактеризовать город Новоалтайск с позиции его монопрофильности;
5) рассмотреть механизм реализации ТОСЭР в Новоалтайске;
6) проанализировать положение города Новоалтайска в составе Барнаульской агломерации;
7) выявить основные проблемы, препятствующие развитию города Новоалтайска и создать рекомендации по совершенствованию управления развитием города.
Теоретическую базу исследования составили разработки российских и зарубежных ученых, опубликованные в научной и периодической печати, материалы сети Интернет и периодических изданий.
Информационную базу исследования образуют нормативные правовые акты Российской федерации, Алтайского края, города Новоалтайска и статистические данные.
В качестве методов исследования использовалось описание, обобщение, сравнение, анализ и синтез.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении обозначены актуальность, объект, предмет, цели, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы планирования и прогнозирования социально-экономического развития, общероссийский поход к планированию и прогнозированию социально-экономического развития муниципальных образований.
Вторая глава посвящена характеристике социально-экономического развития города Новоалтайска с позиции: моногорода, приобретения статуса ТОСЭР, Барнаульской агломерации.
В третьей главе выдвигаются предложения и рекомендации по совершенствованию управления социально-экономического развития города Новоалтайска.
Для более полного рассмотрения темы исследования, были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы планирования и прогнозирования социально-экономического развития;
2) проанализировать общероссийский подход к планированию и прогнозированию социально-экономического развития муниципальных образований
3) проанализировать социально-экономическое развитие города Новоалтайска;
4) охарактеризовать город Новоалтайск с позиции его монопрофильности;
5) рассмотреть механизм реализации ТОСЭР в Новоалтайске;
6) проанализировать положение города Новоалтайска в составе Барнаульской агломерации;
7) выявить основные проблемы, препятствующие развитию города Новоалтайска и создать рекомендации по совершенствованию управления развитием города.
В ходе исследования данные задачи были выполнены и изложены в главах работы.
При рассмотрении теоретические основ планирования и прогнозирования стало ясно, что на сегодняшний день эти процессы не являются новшеством для России.
Первый опыт внедрения этих механизмов в госуправление произошел еще в 20-е годы прошлого века, но после распада СССР планирование и прогнозирование перестало применяться.
С 2000 года начался процесс постепенного возвращения планов и прогнозов в рамках создания государственного стратегического планирования. Внедрение стратегического управления от государства
62 перешло к регионам, от регионов к муниципалитетам. Органы МСУ стали разрабатывать местные документы стратегического планирования.
Анализ социально-экономического развития города Новоалтайска покачал, что город имеет выгодное положение, являясь крупным транспортным узлом Сибирского региона, но при этом имеет ряд особенностей развития и вытекающих из них проблем. Например, монопрофильность города. Монопрофильность проявляется в узкой промышленной специализации производств на территории МО. В Новоалтайске такое производство - это вагоностроительный завод «Алтайвагон». Завод является градообразующим предприятием города с долей выпуска своей продукции 83% от общегородских объемов промышленного производства.
Для сглаживания проблем моногорода в 2018 году Новоалтайску присвоен статус ТОСЭР. Механизмы реализации ТОСЭР предполагают существенные льготы для резидентов, тем самым увеличивая инвестиционную привлекательность города и постепенный уход от монопрофильности.
Межмуниципальное сотрудничество Новоалтайска в составе Барнаульской агломерации также имеет свои положительный эффект, например, совместное участие в нацпроекте «Безопасные и качественные дороги».
В ходе анализа основных характеристик социально-экономического развития Новоалтайска, удалось выявить проблемы:
1) зависимость от градообразующего предприятия;
2) недостаточное обеспечение города необходимой мощностью энергоресурсов.
В третьей главе предложены пути решения этих проблем и рекомендации по совершенствованию стратегического планирования в городе Новоалтайске.
Проблему нехватки энергоресурсов представляется возможным решить обращением в Фонд развития моногородов. Фонд может оказать значительную поддержку по строительству или реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов в моногороде.
Реализация крупномасштабного инвестиционного проекта в Новоалтайске, даст возможность обратиться в Фонд развития моногородов, формы поддержки которого позволяют компенсировать до 95% затрат на строительство инженерных коммуникаций. Поэтому, важнейшей задачей органов МСУ является привлечение крупного инвестора.
Несколько таких потенциальных резидентов ТОСЭР уже изъявило свое желание разместить в Новоалтайске свое производство, но оно не входит в перечень разрешенных видов деятельности ТОСЭР.
Необходимо составить заявку на внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2018 № 273 «О создании территории опережающего социально-экономического развития
«Новоалтайск» на расширение видов деятельности разрешенных на территории города в рамках ТОСЭР.
Также, для обеспечения целостных представлений о развитии города, его проблемах, потенциале развития и возможностях рекомендуется разработать полный перечень документов стратегического планирования МО: стратегию социально-экономического развития города Новоалтайска, план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития города Новоалтайска и прогноз социально-экономического развития города Новоалтайска на долгосрочный период.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования достигнуты.
1) рассмотреть теоретические основы планирования и прогнозирования социально-экономического развития;
2) проанализировать общероссийский подход к планированию и прогнозированию социально-экономического развития муниципальных образований
3) проанализировать социально-экономическое развитие города Новоалтайска;
4) охарактеризовать город Новоалтайск с позиции его монопрофильности;
5) рассмотреть механизм реализации ТОСЭР в Новоалтайске;
6) проанализировать положение города Новоалтайска в составе Барнаульской агломерации;
7) выявить основные проблемы, препятствующие развитию города Новоалтайска и создать рекомендации по совершенствованию управления развитием города.
В ходе исследования данные задачи были выполнены и изложены в главах работы.
При рассмотрении теоретические основ планирования и прогнозирования стало ясно, что на сегодняшний день эти процессы не являются новшеством для России.
Первый опыт внедрения этих механизмов в госуправление произошел еще в 20-е годы прошлого века, но после распада СССР планирование и прогнозирование перестало применяться.
С 2000 года начался процесс постепенного возвращения планов и прогнозов в рамках создания государственного стратегического планирования. Внедрение стратегического управления от государства
62 перешло к регионам, от регионов к муниципалитетам. Органы МСУ стали разрабатывать местные документы стратегического планирования.
Анализ социально-экономического развития города Новоалтайска покачал, что город имеет выгодное положение, являясь крупным транспортным узлом Сибирского региона, но при этом имеет ряд особенностей развития и вытекающих из них проблем. Например, монопрофильность города. Монопрофильность проявляется в узкой промышленной специализации производств на территории МО. В Новоалтайске такое производство - это вагоностроительный завод «Алтайвагон». Завод является градообразующим предприятием города с долей выпуска своей продукции 83% от общегородских объемов промышленного производства.
Для сглаживания проблем моногорода в 2018 году Новоалтайску присвоен статус ТОСЭР. Механизмы реализации ТОСЭР предполагают существенные льготы для резидентов, тем самым увеличивая инвестиционную привлекательность города и постепенный уход от монопрофильности.
Межмуниципальное сотрудничество Новоалтайска в составе Барнаульской агломерации также имеет свои положительный эффект, например, совместное участие в нацпроекте «Безопасные и качественные дороги».
В ходе анализа основных характеристик социально-экономического развития Новоалтайска, удалось выявить проблемы:
1) зависимость от градообразующего предприятия;
2) недостаточное обеспечение города необходимой мощностью энергоресурсов.
В третьей главе предложены пути решения этих проблем и рекомендации по совершенствованию стратегического планирования в городе Новоалтайске.
Проблему нехватки энергоресурсов представляется возможным решить обращением в Фонд развития моногородов. Фонд может оказать значительную поддержку по строительству или реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов в моногороде.
Реализация крупномасштабного инвестиционного проекта в Новоалтайске, даст возможность обратиться в Фонд развития моногородов, формы поддержки которого позволяют компенсировать до 95% затрат на строительство инженерных коммуникаций. Поэтому, важнейшей задачей органов МСУ является привлечение крупного инвестора.
Несколько таких потенциальных резидентов ТОСЭР уже изъявило свое желание разместить в Новоалтайске свое производство, но оно не входит в перечень разрешенных видов деятельности ТОСЭР.
Необходимо составить заявку на внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2018 № 273 «О создании территории опережающего социально-экономического развития
«Новоалтайск» на расширение видов деятельности разрешенных на территории города в рамках ТОСЭР.
Также, для обеспечения целостных представлений о развитии города, его проблемах, потенциале развития и возможностях рекомендуется разработать полный перечень документов стратегического планирования МО: стратегию социально-экономического развития города Новоалтайска, план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития города Новоалтайска и прогноз социально-экономического развития города Новоалтайска на долгосрочный период.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования достигнуты.
Подобные работы
- Управление социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере г. Новоалтайск)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(на примере города Новоалтайска)
Дипломные работы, ВКР, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование системы управления образованием на муниципальном уровне (на примере города Новоалтайска Алтайского края)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Оценка социально-экономического потенциала Первомайского района Алтайского края
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - РОЛЬ АГЛОМЕРАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ (НА МАТЕРИАЛАХ БАРНАУЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
(на примере г. Новоалтайск)
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В
СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2023 - Барнаульская агломерация: пути развития на современном этапе
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Управление дошкольным образованием в городском округе (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021





