ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННО-
АНАЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ 7
1.1 Анализ деятельности медицинских информационно-аналитических
центров 7
1.2 Понятие, функции и обязанности удостоверяющего центра 10
1.3 Технологии поддержки МИАЦ 14
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КГБУЗ «АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ
МЕДИЦИНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» 21
2.1 Общая характеристика КГБУЗ «АКМИАЦ» 21
2.2 Медицинские информационные системы Алтайского края с
использованием электронной подписи 30
2.3 Способ генерации запроса на выпуск КСКПЭП в КГБУЗ «АКМИАЦ» 33
2.4 Анализ процесса подачи и обработки заявки на выпуск КСКПЭП 38
3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОРТАЛА УДОСТОВЕРЯЮЩЕГО ЦЕНТРА КГБУЗ
«АКМИАЦ» ДЛЯ ПОДАЧИ ЗАЯВОК НА ВЫПУСК КСКПЭП 41
3.1 Концепция портала Удостоверяющего центра КГБУЗ «АКМИАЦ» для
подачи заявок на выпуск КСКПЭП 41
3.2 Макет портала Удостоверяющего центра КГБУЗ «АКМИАЦ» для
пользователей 43
3.3 Макет портала Удостоверяющего центра КГБУЗ «АКМИАЦ» для
сотрудника Удостоверяющего центра 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время информационные технологии развиваются стремительными темпами во всех сферах человеческой деятельности. Качество медицинских услуг является основным критерием, по которому население и государство оценивают деятельность медицинской организации. Для качественного медицинского обслуживания необходимо, в том числе, и наличие медицинских информационных систем. Работа в медицинских информационных системах (мониторингах, реестрах, отчетах) осуществляется с использованием электронной подписи. Система электронного
документооборота в сфере охраны здоровья утверждена Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в электронном виде». Исходя из этого приказа медицинская учетная и отчетная документация формируются в виде электронных медицинских документов, подписанных квалифицированной электронной подписью. Сформированные электронные медицинские документы о проведении медицинской экспертизы или медицинского осмотра необходимо подписывать квалифицированной электронной подписью.
Квалифицированная электронная подпись выдается Удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
На базе КГБУЗ «АКМИАЦ» создан Удостоверяющий центр, который выдает квалифицированные электронные подписи, необходимые для работы в медицинских информационных системах.
Актуальность работы заключается в том, что портал поможет улучшить процесс подачи и обработки заявок на выпуск квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (КСКПЭП) для сотрудников медицинских учреждений Алтайского края, ускорит процесс обмена данными программистов медицинских учреждений и сотрудника Удостоверяющего центра. В связи с развитием медицинских информационных систем, мониторингов и отчетов, Удостоверяющему центру необходимо оперативно реагировать на запросы на выпуск КСКПЭП, для этого требуется внедрять автоматизированные информационные системы, что позволит учреждениям повысить эффективность работы.
Объект работы - Удостоверяющий центр КГБУЗ «АКМИАЦ».
Предмет - технологии поддержки медицинских информационно-аналитических центров.
Цель работы - проектирование портала Удостоверяющего центра медицинского учреждения для подачи заявок на выпуск ключей проверки электронных подписей.
Задачи работы:
- проанализировать деятельность КГБУЗ «АКМИАЦ» и процесс генерации и обработки запроса на выпуск КСКПЭП;
- сформировать концепцию проектируемого портала;
- спроектировать макет портала для пользователей и для сотрудника Удостоверяющего центра.
Работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении обоснована актуальность работы, определены объект, предмет, цель, задачи работы.
Первая часть содержит анализ деятельности медицинских информационных центров России, основных функций и обязанностей Удостоверяющих центров, обзор технологий поддержки МИАЦ.
Во второй части рассматривается деятельность КГБУЗ «Алтайский краевой медицинский информационно-аналитический центр», его структура, основные технологии, используемые в медицинских учреждениях Алтайского края, сопровождением которых занимается КГБУЗ «АКМИАЦ», а также процесс генерации и подачи заявки на выпуск КСКПЭП.
В третьей части описаны концепция проектируемого портала и проектирование макета портала для программистов медицинских учреждений и сотрудников Удостоверяющего центра КГБУЗ «АКМИАЦ».
В заключении подведены итоги работы.
Список использованных источников и литературы включает 33 источника.
Анализ процесса подачи и обработки заявки на выпуск квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи для сотрудников медицинских учреждений Алтайского края в Удостоверяющем центре КГБУЗ «АКМИАЦ» показал, что данный процесс является трудоемким и занимает большое количество времени как у сотрудника Удостоверяющего центра, так и у сотрудника медицинской организации, поэтому было принято решение о проектировании портала для подачи заявок на выпуск КСКПЭП.
Для упрощения работы сотрудников медицинских учреждений и сотрудников Удостоверяющего центра было предложено сделать интеграцию данных из информационной системы «АРМ Кадры здравоохранения», которая является распределенным регистром, содержащим основные сведения о работниках здравоохранения медицинских организаций Алтайского края. Интеграция данных из «АРМ Кадры здравоохранения» позволит упростить работу сотрудника медицинских организации, им не нужно будет вручную вводить данные, необходимые для генерации запроса на выпуск КСКПЭП.
Спроектированный портал удостоверяющего центра КГБУЗ «АКМИАЦ» для подачи заявок на выпуск КСКПЭП станет основой для разработки, направленной на поддержку деятельности программистов медицинских учреждений Алтайского края и специалиста Удостоверяющего центра КГБУЗ «АКМИАЦ». Сотрудникам не нужно будет вручную вводить необходимые для генерации запроса данные, они будут подгружаться из системы «АРМ Карды Здравоохранения». Не нужно будет архивировать документы для отправки на портал. Портал должен осуществлять работу в корпоративной сети передачи данных с целью защиты персональных данные от утечки.
Дальнейшая разработка портала ускорит процесс обмена данными программистов медицинских учреждений и сотрудника Удостоверяющего центра и позволит повысить эффективность работы сотрудников медицинских организаций и сотрудника Удостоверяющего центра.
1. Об электронной подписи: Федеральный закон РФ №63 от 06 апреля 2011 г. (ред. от 23.06.2016) // Российская газета. 2011. 8 апреля.
2. О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения: Постановление Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555.
3. «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения»: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011 г. № 364 [Электронный ресурс] НВТ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/4092541, свободный.
4. Методические рекомендации об организации деятельности медицинских информационно-аналитических центров: Письмо Министерства Здравоохранения РФ от 28 мая 2002 г. № 2510/5369-02-32.
5. Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике. - М.: Дашков и К, 2013.
6. Баушев С.В. Удостоверяющие автоматизированные
информационные системы и средства. Введение в теорию и практику. - СПб.: ВИУ, 2016.
7. Бауэр В.П. Основы теории организационного управления. - М.: Берлин : Директ-Медиа, 2019.
8. Веснин В.Р. Теория организации и организационное поведение. Краткий курс. - ООО «Проспект», 2017.
9. Веснин В.Р. Основы управления - ООО «Проспект», 2013.
10. Галиновский А.Л. Информационные системы управления качеством в автоматизированных и автоматических производствах. - М. : Инфра-М, 2016.
11. Дубенецкий В.А., Советов Б.Я., Цехановский В.В. Проектирование корпоративных информационных систем. - СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2013.
12. Ерохин В. В. Безопасность информационных систем. - Флинта - М., 2015.
13. Инструкция пользователя для работы в «АРМ Поликлиника».
14. Инструкция пользователя для работы в «АРМ Стационар».
15. Инструкция пользователя для работы в «Электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН)».
16. Инструкция пользователя для работы в «ГБ Льгота - Облачный сервер».
17. Инструкция пользователя для работы в «Честный ЗНАК».
18. Кутикова К. В. Методика проектирования информационных систем для сферы государственных и муниципальных услуг. - Синергия -М., 2014.
19. Морозова О.А., Лосева В.В., Иванова Л.И. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении. - Юрайт, 2018.
20. Официальный веб-сайт ЕГИСЗ. [Электронный ресурс] / ПРЕ: https://egisz.rosminzdrav.ru, свободный.
21. Положение об организационно-методическом отделе КГБУЗ
«АКМИАЦ»
22. Положение об отделе медицинской статистики и аналитики КГБУЗ «АКМИАЦ»
23. Положение об отделе анализа и планирования территориальной программы государственных гарантий КГБУЗ «АКМИАЦ»
24. Положение об отделе мониторинга федеральных и региональных программ КГБУЗ «АКМИАЦ»
25. Положение об отделе организации первичной медико-санитарной помощи КГБУЗ «АКМИАЦ»
26. Положение об отделе сетевых технологий КГБУЗ «АКМИАЦ»
27. Положение об отделе защиты информации КГБУЗ «АКМИАЦ»
28. Положение об отделе внедрения информационных систем КГБУЗ «АКМИАЦ»
29. Положение об отделе проектирования информационных систем КГБУЗ «АКМИАЦ»
30. Положение об отделе сопровождения информационных систем КГБУЗ «АКМИАЦ»
31. Положение о планово-экономическом отделе КГБУЗ «АКМИАЦ»
32. Солоницын Ю.А. Microsoft Visio 2007. Создание деловой графики. - Питер, 2009.
33. Том 6. Пояснительная записка. Анализ результатов первого этапа создания ЕГИСЗ Министерства Здравоохранения РФ. [Электронный ресурс] / URL:https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/files,свободный.