Организация социального сопровождения многодетных семей, нуждающихся в социальном обслуживании (на примере МБУ «КЦСОН Центрального округа» г. Новосибирска)
Введение 2
Глава I. Теоретико-методологические основы анализа социального сопровождения многодетных семей 8
1.1 Социальное сопровождение многодетных семей: теоретико -
методологический анализ 8
1.2 Нормативно-правовые основы социального сопровождения
многодетных семей 21
Глава II. Основные направления организации социального сопровождения многодетных семей 29
2.1 Опыт реализации социального сопровождения многодетных семей в
регионах Российской Федерации 29
2.2 Методика и анализ результатов эмпирического исследования
социального сопровождения многодетных семей 55
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложение
Необходимость углубленного изучения проблемы социального сопровождения многодетных семей, нуждающихся в социальном обслуживании, обусловлена изменениями, происходящими в современном российском обществе, а именно, принятием Федерального закона № 442 от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в котором впервые введено понятие «социальное сопровождение», предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций [40], оказывающих такую помощь. В связи с данными нововведениями, в организациях социального обслуживания вводятся современные эффективные практики и методы работы, способные мобилизовать внутренние ресурсы семей, нуждающихся в поддержке государства.
Особая потребность эффективных технологий в практике социального сопровождения состоит в том, что социальная ситуация в современном обществе характеризуется наличием большого количества многодетных семей, которые в процессе своей жизнедеятельности сталкиваются, с одной стороны, с проблемами, связанными с функционированием систем здравоохранения, занятости, образования, культуры, положением на рынке жилья, с тем как действуют различные государственные структуры, с другой стороны, с проблемами специфического характера, свойственными конкретной семье [13]. В таких семьях зачастую ослаблены воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая функции.
Наличие проблем, низкий уровень информированности в области медицинских, правовых и социальных вопросах, дефицит профессиональной, квалифицированной помощи специалистов, отсутствие поддержки со стороны социального окружения может привести семью к кризисной ситуации, с которой взрослые члены семьи в большинстве своем не могут самостоятельно, а в некоторых случаях и не хотят, справиться [19, стр. 24]. Таким семьям необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь: социальная, психологическая, педагогическая, медицинская, юридическая. Благодаря межведомственному взаимодействию, социальное сопровождение может решить ряд ключевых задач, которые являются очень важными для успешного преодоления семейных проблем.
Степень научной разработанности проблемы. Понятие «социального сопровождения» является предметом изучения ученых в таких областях, как психология, педагогика, социология, медицина, право. Разнообразие научных направлений, затрагивающих изучение данной понятийной категории, наблюдается в связи с тем, что «социальное сопровождение» находится на стыке соответствующих наук. При этом ввиду новизны рассматриваемого понятия, в современной отечественной литературе исследования, посвященные его организации, представлены недостаточно широко.
Анализируя в своей работе понятие социального сопровождения, И.А. Плохова определяет его как комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности клиента, семьи, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация на активизацию скрытых резервов, способности самостоятельно справляться с возникшими проблемами. Также свой вклад в определение понятия, видов и проблем социального сопровождения внесли А.К. Быкова, С.В. Дудчик, Е.И. Казаковой, И.А, В.В. Савченко.
К работам, рассматривающим особенности социального обслуживания населения, необходимо отнести публикации В.М. Васильчикова, А.Н. Вырщикова, Л.Г. Гусляковой, М.Л. Захарова, Л.А. Осьмук, Я.М. Фогеля, Е.И. Холостовой, Т.А. Чертушкиной.
Работы авторов Е.Г. Азаровой, Л.С., Антонова, Л.К. Грачева, Г.М. Иващенко, В.М. Целуйко посвящены исследованию социальной работы с семьями, имеющим трех и более детей.
Однако недостаточная исследованность проблемы организации социального сопровождения многодетных семей является основанием для выбора темы настоящего исследования.
Объект: социальное сопровождение многодетных семей.
Предмет: организация социального сопровождения многодетных семей.
Цель: выявление основных характеристик организации социального сопровождения многодетных семей и разработка оптимальной модели их социального сопровождения.
В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать основные теоретико-методологические подходы к понятию социального сопровождения многодетных семей;
2. Рассмотреть нормативно-правовые основы социального сопровождения многодетных семей в РФ и Новосибирской области;
3. Проанализировать опыт организации социального
сопровождения многодетных семей в регионах Российской Федерации;
4. Разработать методику эмпирического исследования организации социального сопровождения многодетных семей и, проанализировав полученные результаты, построить модель оптимизации организации социального сопровождения многодетных семей.
Гипотезы:
1. Вероятно, комплексный подход является оптимальным теоретико-методологическим основанием исследования социального сопровождения многодетных семей;
2. Предположительно, нормативно-правовая база социального сопровождения многодетных семей требует совершенствования;
3. Вероятно, наиболее востребованной формой осуществления мероприятий социального сопровождения для многодетных семей будет полустационарная форма;
4. Скорее всего, основной сложностью, возникающей в процессе организации социального сопровождения многодетных семей, является несовершенство нормативно-правовой базы.
В процессе работы применялись следующие методы исследования: анализ научной литературы, анализ нормативно -правовых документов, анкетирование, экспертный опрос, метод статистической компьютерной обработки данных.
В теоретико-методологическое основание настоящей работы положены клиент-центрированный, семейно-центрированный, системный, ресурсный подходы и комплексный подходы. Каждый из вышеперечисленных подходов необходим для целостного познания социального сопровождения как механизма социальной работы с многодетными семьями. Также теоретико-методогической основой данного исследования послужили работы отечественных авторов А.К. Быкова, С.В. Дудчик, Е.И. Казаковой, И.А, И.А. Плоховой, В.В. Савченко.
Эмпирическую базу диссертационной работы составляют законодательные и нормативные акты федеральных и региональных органов власти, регулирующие процесс социального сопровождения; результаты социологического исследования, проведенного посредством анкетирования потребителей социальных услуг и экспертного опроса специалистов отделения социального сопровождения МБУ «КЦСОН Центрального округа» г. Новосибирска
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Комплексный подход является оптимальным теоретико-методологическим основанием исследования социального сопровождения многодетных семей, так как предполагает изучение и учет потребностей и интересов каждого члена семьи, обеспечивает качественность и всесторонность работы с многодетной семьей.
2. Для организации социального сопровождения многодетных семей в России необходимо совершенствование нормативно-правовых основ социального сопровождения, так как определение, представленное в Федеральном законе Российской Федерации «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ, является лишь основой для дальнейшей работы по данному направлению.
3. В процессе изучения опыты организации социального сопровождения многодетных семей в регионах Российской Федерации данных и анализа данных, полученных в результате проведения интервью с родителями из числа многодетных семей и специалистами отделения социального сопровождения были обозначены следующие характеристики социального сопровождения многодетных семей. Осуществление мероприятий социального сопровождения многодетных семей проходит в полустационарной форме. Наиболее популярными мероприятия социального сопровождения среди многодетных семей, состоящих на обслуживании в отделении социального сопровождения, являются мероприятия в области педагогического, медицинского и психологического сопровождения.
4. Организация социального сопровождения многодетных семей в МБУ «КСОН Центрального округа» г. Новосибирска характеризуется такими сложностями как: несовершенство нормативно -правовой базы и недостаток спектра услуг отделения социального сопровождения.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее выводы вносят вклад в развитие теоретико-методологических основ исследования организации социального сопровождения многодетных семей.
Практическая значимость работы определяется тем, что полученные в результате проведения исследования выводы будут востребованы в практике социального сопровождения многодетных семей; модель социального сопровождения многодетных семей может быть использована при разработке методических материалов для дальнейшей работы в рамках социального сопровождения, а также при разработке и совершенствовании нормативно-правовых основ социального сопровождения в регионе.
Апробация результатов работы:
1. Кирпу, С.С, Проект «Счастливое детство»: методическое пособие по профилактике социального сиротства в кровных кризисных семьях / С.С. Кирпу, Е. А. Терехина. - Новосибирск, 2020. - 36 с.
2. Кирпу С.С. Организация социального сопровождения многодетных семей / С.С. Кирпу // Социальное общество в условиях социально-экономической неопределенности: XV Международная научная конференция «Сорокинские чтения - 2021», - 2021(сборник в печати).
Структура и объем магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения
Внедрение механизма социального сопровождения в практику социальной работы обусловлено принятием Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г., где понятие социального сопровождения трактуется как «содействие гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам».
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует о том, что понятие социального сопровождения многогранно и включает множество различных дополнений, в связи с чем имеет большое количество интерпретации в работах авторов, занимающихся его изучением. В то же время исходя из формулировок, предложенных в Федеральном законе № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г., мы можем говорить о том, что в
социальное сопровождение представляет собой процесс взаимодействия сопровождаемой семьи и специалистов социального сопровождения, основной целью которого выступает создание благоприятных условий жизнедеятельности всех членов семьи для дальнейшего выхода ее из проблемной ситуации. Иными словами специалисты, реализовывающие мероприятия социального сопровождения по отношению к конкретной семье не оказывают ей те или иные услуги в сфере социального обслуживания, а являются посредниками, способными оказать содействие в получении данных услуг в том случае, если члены семьи не имеют для этого внутренних ресурсов.
Проанализировав международные, государственные и региональные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов социального сопровождения семей, нуждающихся в социальном обслуживании, мы пришли к выводу, что в законодательстве Российской Федерации по сей день остается ряд нерешенных вопросов, касающихся данной области, в частности отсутствует четкая трактовка понятия «социального обслуживания», что требует от правительства Российской Федерации дальнейшей работы в этом направлении. Вследствие этого необходимо проведение более высококвалифицированной работы специалистов разных направлений для более четкого определения данного понятия, так как трактовка, изложенная в Федеральном законе Российской Федерации «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ является лишь основой для дальнейшей работы по данному направлению.
В процессе изучения опыты организации социального сопровождения многодетных семей в регионах Российской Федерации мы пришли к выводу, что становление практики социального сопровождение семей с детьми - очень сложный и длительный процесс, который не завершен да настоящего времени. В России нет единой программы социального сопровождения многодетных семей, в регионах действуют различные модельные программы социального сопровождения обслуживания граждан, основанные на опыте внедрения в отдельных регионах.
В ходе анализа данных, полученных в результате проведения интервью с родителями из числа многодетных семей и специалистами отделения социального сопровождения были обозначены следующие характеристики социального сопровождения многодетных семей. Во-первых, наиболее популярными мероприятия социального сопровождения среди многодетных семей, состоящих на обслуживании в отделении социального сопровождения, являются мероприятия в области педагогического, медицинского и психологического сопровождения. Во-вторых, большая часть респондентов скорее удовлетворена эффективностью мероприятий социального сопровождения. В-третьих, среди специалистов, непосредственно осуществляющих социальное сопровождение семей наблюдается дефицит квалифицированных кадров. Кроме того, на сегодняшний день система социального сопровождения многодетных семей имеет проблемы: она неспособна достаточно эффективно оказывать необходимые услуги многодетным семьям, причиной этого является недостаточный спектр оказываемых мероприятий социального сопровождения. Расширение спектра услуг респонденты видят в развитии юридического, педагогического и медицинского направлений.
Полученные сведения стали основой создания оптимальной модели социального сопровождения многодетных семей, которая может быть учтена при разработке рекомендаций по оказанию мероприятий социального сопровождения.
Полагаем, что все сформулированные во введении задачи решены, гипотезы проверены, цель исследования достигнута.
1. Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 120805/- Загл. с экрана.
2. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15160#09069382744885577/- Загл. с экрана.
3. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 9959/- Загл. с экрана.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5531/- Загл. с экрана.
5. Конституция Российской Федерации — [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.constitution.ru/10003000/10003000- 3.htm- Загл. с экрана.
6. Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. - СПб.: Стаун- кантри, 2001. - 94 с.
7. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания
граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/- Загл. с. экрана.
8. Закон Новосибирской области «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» от 06.10.2010 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/5442703- Загл. с экрана.
9. Постановление Правительства Новосибирской области от 04.08.2014 № 312-п «О дополнительных обстоятельствах для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://base.garant.ru/7288419/- Загл. с экрана.
10. Приказ Министерства социального развития Новосибирской
области «Об утверждении перечня мероприятий, которые осуществляются при оказании социального сопровождения» от 03.03.2015 N 167 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/465730416- Загл. с экрана.
11. Приказ Министерства социального развития Новосибирской области «Об утверждении модельной программы» от 29.12.2016 N 1098 [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/5498983- Загл. с экрана.
Литература
12. Аверьянова, М.И. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2017. - № 6. - С. 35 - 49. Волжина, О.И. Государственные пособия гражданам, имеющим детей: нормативно-правовые акты / О.И. Волжина. - М.: Просвещение, - 2003. - 96 с.
13. Антонов, А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) / А.И. Антонов // Демографические исследования. - 2009. - №8. - С.22-25.
14. Алексеева, Л.С. Работа с семьей в учреждениях социального обслуживания: Социально-психологический аспект / Л.С. Алексеева // Семья в России. - 1998. - N 3/4. - С.112-124.
15. Алексеева, Л.С., Меновщиков, В.Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей / Л.С. Алексеева, В.Ю. Меновщиков// Социальное обслуживание. - 2004. - № 3. - С. 50-85.
16. Белянинова Ю.В., Гурина О.А., Захарова Н.А., Кузнецова О.В., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Э.Р. Курманова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://consultant.ru. - Загл. с экрана
17. Быков, А.К. Межведомственное и внутриотраслевое взаимодействие при организации социального сопровождения семей с детьми в учреждениях социального обслуживания / А.К. Быков // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2015. - N 6. - С.37.
18. Воронцова М.В., Макаров В.Е. Социальная защита и социальное обслуживание населения. Учебно-методическое пособие. - Таганрог: Изд-во С.А. Ступина, 2015. - 309 с.
19. Глазунова, М.А. Методика социально-педагогической поддержки семей с детьми: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.А. Глазунова, - М.: Просвещение, 2012. - 174 с.
20. Гнедаш, А. А. Семейная политика в регионах современной России: институциональные и программные аспекты: оригинальный // Женщина в российском обществе. - 2015. - № 3-4. - С. 96-108.
21. Гусева, Н.Ю. Сущность и функции социальных технологий //Форум серия: Роль науки и образования в современном информационном обществе. - 2010. - № 1-1 (2). - С. 132-134.
22. Гущина, К.А. Семья как объект международно-правовой защиты / К.А. Маяцкая, Е.Б. Спицына, Е.С. Ерина // Социально -политические науки. - 2017. - № 4. - С.100
23. Дурсанова, Т.П. Введение в специальность социальная работа: учебное пособие / Т.П. Дурсанов, А.В. Балашов. - Новочеркасск, 2001. - с.49-162.
24. Елизаров, В.В. Перспективы исследования семьи: Анализ, моделирование, управление / В.В. Елизаров. - М.: Мысль, 1987. - 190 с
25. Захарова Ж.А., Верина М.А., Незнаева М.М. Профилактика семейного неблагополучия как гарантия социальной стабильности общества (по результатам квалификационных работ) / Ж.А. Захарова, М.А. Верина, М.М. Незнаева // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2009. -№3. - С.93-97.
26. Зезюля, К.А. Особенности развития мобильных служб социального сопровождения в Иркутской области // Технологии социальной работы с различными группами населения: сборник научных статей V Международной научно-практической интернет конференции / Забайкал. гос. ун-т ; под ред. С.Т. Кохана. - Чита : ЗабГУ, - 2015. - С. 148-152.
27. Зубова, В. Глобальные проблемы материнства и детства / В. Зубова // Социальное обеспечение. - 2007. -№ 2. -14 с.
28. Ивашкина Ю.Ю. Активизирующий потенциал и организация социального сопровождения семьи в условиях государственного учреждения социального обслуживания населения / Активизация в социальной работе с семьей. Коллективная монография / под ред. О.И.Бородскиной, В.А.Самойловой. - СПб.: Скифия-принт, 2013. - С.88-114
29. Исаева, И.Р. Социальное сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении как технология преодоления социальных угроз в работе ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району» / И.Р. Исаева, С.В, Исаев // Взаимодействие семьи с другими социальными институтами как возможности преодоления социокультурных угроз в России: материалы Межрегиональной научно-практической конференции / отв. ред. Савинов Л.И. - Саранск: Изд-во Индивидуальный предприниматель Афанасьев В.С., 2020. - 271 с. - С. 52.
30. Казакова, Е.И. Теоретические основы развития
общеобразовательной школы (системно- ориентационный подход): автореф. дисс.. ..канд. пед. наук / Е.И. Казакова. - СПб., 1995. - 32 с.
31. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений: Учеб.
пособие. / О.А. Карабанова - Самара, 2001. - 122 с.
32. Кирпу, С.С. Проект «Счастливое детство». Профилактика социального сиротства в кровных кризисных семьях: методическое пособие / С.С. Кирпу, Е.А. Терехина - Новосибирск, 2020. - 36 с.
33. Копылов, А.В. Инновационные формы нестационарного социального обслуживания населения на примере г. Москвы // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: социологические науки. - 2012. - № 4. - С.158-165.
34. Кораблева, О. В. Систематизация терминологии, используемой в области социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации // Проблемы современной науки и образования. - 2016.- №13(55) - с.24-25
35. Кузнецова, Л.П. Основные технологии в социальной работе: учеб. пособие / Л.П. Кузнецова. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. - С.38
36. Левашкина, Т.В. Социально-психолого-педагогическое
сопровождение семей группы риска / Т.В. Левашкина // Работник социальной службы. - 2010. - № 3. - С.39-62.
37. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учебник / Т.В. Лодкина. - М.: Академия, 2003. - 147 с.
38. Маяцкая, Н.К. Проблемы формирования готовности специалистов социальной сферы к социальному сопровождению семей с детьми / Н.К. Маяцкая, В.В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С.214.
39. Микушева, И.С. Ресурсная модель социальной работы с малообеспеченными семьями как инновационная технология деятельности социальных учреждений //Инновационные технологии в науке и образовании. - 2015. - № 4 (4). - С. 254-257.
40. Мирсагатова М.Н. Система межведомственного взаимодействия при выявлении детей «группы риска» и реабилитации детей, пострадавших от насилия // Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство по защите детей, пострадавших от семейного насилия: Научно - методическое 70 пособие / Под ред. Н.И. Абубикировой, А.А. Каревой, Е.А. Потаповой. - М.: 2003. - С. 155-172.
41. Миньковский, Г.М. О воспитательном потенциале семьи. / Г.М. Миньковский - М.,2000. - 150с.
42. Моцовкина, Е.В. Социальное сопровождение детей из неблагополучных семей в условиях современного общества / Е.В. Моцовкина, Ю.В. Бодрая // Инновационная наука. - 2016. - № 8-2. - С. 167 - 171.
43. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. / Р.В. Овчарова - М., 2003. - 319 с.
44. Осипова, И.И. Установление контактов с семьёй в процессе патронажа: методики и технологии / И.И. Осипова // Отечественный журнал социальной работы. - М., 2005. - № 3. - С. 23-34.
45. Панов, А.М. Деятельность служб социального патронажа семей и детей в России и за рубежом / А.М. Панов // Социальное обслуживание. - 2005. - №1. - С. 59-75.
46. Плохова, И.А. Сопровождение семей и их детей, попавших в трудную жизненную ситуацию / И.А. Плохова // Педагогический поиск. - 2015. - № 1. - С. 34-39
47. Плохова, И.А. Социальная услуга: взгляд от явления к процессу. Ульяновск: УлГПУ. - Педагогический поиск. - 2015. - № 1. - С. 96.
48. Попова, Р.С. Реабилитация семей, стоящих на патронаже / Р.С. Попова // Работник социальной службы. - 2008. - № 3. - С. 121-125.
49. Прокофьева, Л.М., Рыбальченко С.И. Поддержка семьи, материнства и детства в регионах России // Народонаселение. - 2013. - № 4 (62). - С. 18-28
50. Психосоциальная поддержка семей группы риска — как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия / Под ред. С. Беличевой. — М.,2011. — 245 с.
51. Региональные аспекты внедрения социального сопровождения семей с детьми в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре / авт.-сост. : Е. С. Титаренко, Д. Г. Инчоль. - Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2017. - 84 с.
52. Рогозянский, А. Проблемы многодетной семьи сегодня / А. Рогозянский // Журнал Московской Патриархии. - 2004. - №11. - С.63-75.
53. Российская энциклопедия социальной работы : энциклопедия. — Москва : Дашков и К, 2016. — 1032 с // Лань : электронно-библиотечная система. — ИИЕ: https:ZZe.lanbook.com/book/77648
54. Рыбка, С.В. О технологии комплексного сопровождения и помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации / С.В. Рыбка // Работник социально службы. - 2016. - № 5. - С. 107-111.
55. Севостьянова, И.А. Комплексное решение проблем семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации в рамках межведомственного взаимодействия / И.А. Севостьянова, И.В. Бендина // Работник социальной службы. - 2016. - № 3. - С. 49-56
56. Сеть социальных контактов «Мобилизация социального окружения детей и семей в кризисной в кризисной ситуации» / Под ред. Н. Власова, Б. Хольмберг. - М., 2005. - 159 с.
57. Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: Методический сборник / Под ред. В.М. Соколова. - Владимир, 2010. - 132с. Социальное сопровождение семей, нуждающихся в социальной поддержке, либо находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации: Метод. рекомендации. - Астрахань, 2015. - 61 с.
58. Социальное сопровождение семей с детьми / Информационно- методический сборник. - М., 2015. - 242 с.
59. Социальное сопровождение семей с детьми в Югре. Организация информационного пространства. Инструментарий специалиста : учебно - метод. пособие / авт.-сост. : Е. С. Титаренко, О. В. Андрон, И. Ф. Хабирова. - Сургут : Изд-во бюджетного учреждения ХантыМансийского автономного округа - Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2018. - 68 с.
60. Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активации саморазвития личности / Ю.В. Слюсарев. - СПб, 1992. - 128 с.
61. Торохтий, В.С. Психология социальной работы с семьей: учебник / В.С. Торохтий. - М.:ЭКСМО Пресс,1996. - 224 с.
62. Услуга «Информационно-методическое обеспечение
деятельности по выявлению детей, нуждающихся в защите государства». Книга 4 / Под ред. М.О. Егоровой. -М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. - 86 с.
63. Услуга «Организация социального сопровождения семьи в целях
защиты прав и законных интересов детей». Книга 5 / Под ред. М.О.
Егоровой. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. - 108 с.
64. Учебные материалы для студентов Studme.org. - [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
http:// studme .org/15941024/sotsiolo giya/sotsialnoe soprovozhdenie/
65. Фирсов М. В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики: учеб. Пособие для студентов Высш. Учеб. Заведений / М.В. Фирсов М. В., Б.Ю. Шапиро. - М.: Изд-во центр «Академия», 2002. - 192 с
66. Холостова Е. И. Технология социальной работы: Учебник / Е. И. Холостова. - М.: инфра-М, 2001. - 400 с
67. Холостова, Е.И. Управление в социальной работе: учебник для бакалавров / ред. Е.И. Холостовой, О.Г. Прохоровой, Е.И. Комарова. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 300 с.
68. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС-. ПРЕСС, 2006. - 271 с.
69. Шарин В. Принципы современной системы социальной защиты //
Социальное обеспечение. - 2003. - №2. - с. 34-38.
70. Швецова, М.Н. Понятие и сущность социально -психологического сопровождения / М.Н. Швецова // III Международная научно -практическая конференция на основе интернет-форума «Психологическое сопровождение образования: теория и практика» г. Йошкар-Ола, 2012. - 72 с.
71. Щеголь Г.С., Фомина С.Н. Особенности социально¬педагогической поддержки детей и их родителей // В сборнике: Социальная и экономическая иноватика : тренды, прогнозы, перспективы. - 2016. - с. 306¬310.
72. Ядов В. А. Социология в России. 2-еизд., перераб. и дополн. / В. А Ядов. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. с 696
73. Ямщикова, Е.Н. Организация межведомственного
взаимодействия в реализации пилотного проекта по социальному сопровождению семей с детьми / Е.Н. Ямщикова // Работник социальной службы. - 2016. - № 3. - С. 56-59.