Глава 1. Законодательное регулирование и условия назначения страховых пенсий 6
1.1. Правовое регулирование страховых пенсий 6
1.2. Условия назначения страховых пенсий 16
Глава 2. Анализ специфики порядка назначения и выплаты страховых пенсий 25
2.1 Порядок назначения и выплаты страховых пенсий
2.2. Проблемы, связанные с назначением и выплатой страховых пенсий, и пути их решения 36
Заключение 53
Список литературы 56
Российская Федерация стремится к идеалу социального государства, провозглашенному в Конституции 1993 г. Важнейшим условием достижения поставленной цели является создание устойчивой, действенной системы социального обеспечения, гарантирующей реализацию гражданами их прав на получение пенсий и пособий по возрасту, болезни, инвалидности, потери кормильца, материнству и т.д.
Особую значимость в этом ряду представляют вопросы пенсионного обеспечения, поскольку, во-первых, предполагают наличие наиболее длительных правоотношений, требующих серьезных финансовых вложений, а во-вторых, затрагивают интересы абсолютно всех граждан государства.
В пенсионной реформе в РФ происходят очередные изменения. В конце 2013 года вышли новые федеральные законы «О накопительной пенсии» - ФЗ №424 и «О страховых пенсиях» - ФЗ №400. Федеральным законом №424 предусматривается преобразование накопительной части трудовой пенсии в самостоятельный вид пенсии - накопительную пенсию. Эта пенсия назначается согласно действовавшему порядку, установленному для накопительной части трудовой пенсии по старости.
В соответствии с ФЗ №400 «О страховых пенсиях» с 1 января 2015 года в России введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии. Устанавливаются 3 вида страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
В обоснование необходимости предложенного реформирования пенсионной системы России в новых Законах отмечалось следующее:
спустя 11 лет после начала пенсионной реформы 2002 г. пенсионная система России находится в состоянии, которое выражается в усилении зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета, а также в низкой эффективности накопительного компонента пенсионного обеспечения. С учетом темпов старения населения в предстоящие десятилетия очевидно, что при инерционном сценарии развития пенсионной системы проблемы в данной сфере будут сохраняться;
в современных условиях пенсионная система России продолжает испытывать серьезные проблемы, связанные с невозможностью за счет средств бюджета ПФР полностью обеспечивать реализацию мероприятий в области обязательного пенсионного страхования, причинами которых являются отдельные недостатки пенсионной системы, оказывающие влияние на бюджетную систему России в целом, а также на пенсионные права граждан;
действующая пенсионная модель, при которой накопленные права в рублях, то есть сумма уплаченных за конкретного работника денежных средств за время его трудовой деятельности, делятся на ожидаемый период выплаты пенсии, хороша только на переходный момент, потому что в долгосрочной перспективе такой подход разбалансирует страховую систему;
вместе с тем только модернизация отечественного пенсионного законодательства сможет обеспечить долговременные прочные гарантии надежности, стабильности пенсионной системы и, как следствие, повышение благополучия всех российских пенсионеров.
Объект работы – страховые пенсии.
Предметом работы являются особенности назначения и выплаты страховой пенсии.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей правового регулирования назначения и выплаты страховой пенсии.
Исходя из цели, определим задачи работы:
изучить специфику правового регулирования страховых пенсий;
рассмотреть условия назначения страховых пенсий;
охарактеризовать порядок назначения страховых пенсий;
изучить специфику выплаты страховых пенсий;
выявить проблемы, связанные с назначением и выплатой страховых пенсий, и определить пути их решения.
При написании работы применялись следующие методы исследования: системно-структурный, структурно-функциональный, формально-логический, методы анализа, синтеза.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы.
1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из ФЗ «О страховых пенсиях», ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях». Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в ФЗ «О страховых пенсиях».
2. Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Граждане могут обратиться за назначением страховой пенсии в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени. Заявление о назначении страховой пенсии подается в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной) либо по месту фактического проживания гражданина. Его можно подать лично, либо через законного представителя (доверенное лицо), либо по почте.
Если к заявлению приложены не все требуемые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, специалисты Пенсионного фонда дадут разъяснение, какие документы гражданин должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены в срок не позднее трех месяцев со дня получения разъяснений, то днем обращения за пенсией будет считаться день приема заявления о назначении страховой пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. Страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
4. Выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации, включая ее доставку, производится за текущий месяц. Начисление за текущий месяц сумм страховой пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
5. Отдельные положения законодательства о страховых пенсиях не отвечают принципам социальной справедливости и в некоторой степени ущемляют интересы пенсионеров и будущих пенсионеров. Так, например, существенное, хоть и постепенное увеличение страхового стажа с 5 до 15лет к 2024 году затрагивает интересы граждан начиная с 1965-1969 года рождения (соответственно мужчин и женщин), несмотря на то, что по нормам действующего на текущий момент законодательства они свое право на пенсию уже заработали, а по общему правовому принципу закон обратной силы иметь не должен, т.е. не должен распространяться на данных лиц.
Содержащаяся в ст.15 закона о страховых пенсиях новая пенсионная формула и многочисленные используемые в этой формуле коэффициенты делают расчет пенсии абсолютно не понятным большинству граждан.
Возврат к распределительной системе и практически полное отхождение от накопительных принципов, в том числе поощрение тех работающих, которые полностью откажутся от уже заработанной накопительной части пенсии в пользу страховой. Не всегда такая резкая смена ориентиров в государственной социальной политике оправданна и эффективна.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 31.12.2014)// СЗ РФ. 1996. №5. Ст.410.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Российская газета. – 2001. – №256. – 31 декабря.
4. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 21.07.2014).
5. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 12.03.2014).
6. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ (ред. от 28.12.2013).
7. Федеральный закон «О страховых пенсиях»от 28.12.2013 г. №400-ФЗ (ред. от 28.12.2013).
II. ЛИТЕРАТУРА
8. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2015.
9. Ермаков Д.Н. Новые тенденции в развитии пенсионной системы Российской Федерации: монография. - М.: АПКиППРО, 2013.
10. Ермаков Д.Н. Система пенсионного страхования в Российской Федерации: Уч. пособие. - М.:ВАКО, 2013.
11. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. - 3-е изд., доп. – М.: Юстицинформ, 2013.
12. Право социального обеспечения / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2012.
13. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: учеб. пособие. – М.: Юнити, 2014.
III. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
14. Аншукова Т.Б. Современные тенденции пенсионного обеспечения в России // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - №6.
15. Каспарьянц Н.М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - №5.
16. Курбангалеева О.А. Страховая пенсия после 1 января 2015 года // Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. - 2014. - №4.
17. Павлюченко В.Г. Новые условия пенсионного обеспечения и порядок исчисления страховой пенсии с 2015 г. // Уровень жизни населения регионов России. - 2014. - №3.
18. Петрова М.В., Слободяник В.В. Социально-экономические проблемы пенсионного обеспечения в РФ // Апробация. - 2014. - №9.
19. Соловьев А.К. и др. Макроанализ развития пенсионной системы России // Вестник Пенсионного фонда России. - 2012. - №2.
20. Тарасова Л.С., Удейкина Н.Г. Порядок расчета страховых пенсий в 2015 году // Нефть, газ и бизнес. - 2014. - №3.
21. Хмелевская С.А., Ермаков Д.Н. Российская пенсионная система в процессе реформирования: планы, проблемы, способы решения // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2015. - №1.
22. Шишкова Н.Д. Новая пенсионная формула с 2015 года // Ученые заметки ТОГУ. - 2014. - №4.
23. Шишкова Н.Д. Пенсионная реформа в России и ее изменения с 2015 года // Ученые заметки ТОГУ. - 2013. - №4.
24. Шумило М.М. Сущность пенсионных правоотношений // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2013. - №3.