Мотивация персонала на примере организации джаз-кафе «Андеграунд»
|
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ
ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
ПРЕДПРИЯТИЯ 12
1.1. Понятие «мотивация» и особенности системы мотивации
труда 12
1.2. Содержательные и процессуальные теории мотивации 21
1.3. Подходы мотивации молодых работников 26
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 33
2.1 Особенности работы с персоналом на предприятиях
общественного питания 33
2.2 Мотивация труда персонала на предприятиях общественного
питания 36
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЖАЗ-КАФЕ «АНДЕГРАУНД» 45
3.1. Специфика деятельности джаз-кафе «Андеграунд» 45
3.2. Исследование мотивации труда молодых сотрудников джаз-
кафе «Андеграунд» 49
3.3. Предложения по совершенствованию методов мотивации
молодого персонала джаз-кафе «Андеграунд» 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ
ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
ПРЕДПРИЯТИЯ 12
1.1. Понятие «мотивация» и особенности системы мотивации
труда 12
1.2. Содержательные и процессуальные теории мотивации 21
1.3. Подходы мотивации молодых работников 26
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 33
2.1 Особенности работы с персоналом на предприятиях
общественного питания 33
2.2 Мотивация труда персонала на предприятиях общественного
питания 36
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЖАЗ-КАФЕ «АНДЕГРАУНД» 45
3.1. Специфика деятельности джаз-кафе «Андеграунд» 45
3.2. Исследование мотивации труда молодых сотрудников джаз-
кафе «Андеграунд» 49
3.3. Предложения по совершенствованию методов мотивации
молодого персонала джаз-кафе «Андеграунд» 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблем, освещаемых в работе, связана с тем, что в современное время увеличилось количество предприятий общественного питания (кафе, ресторанов, пабов, баров и т.д.), увеличилось разнообразие услуг, предоставляемых в них, и тем самым выросла конкуренция. И чтобы выжить в этих жестких условиях конкуренции руководители стали обращать все больше внимания системе управления персоналом, эффективность которой влияет на прибыльность ресторана.
Система управления персоналом является неотъемлемой частью организации работы с персоналом в кафе.
Создание эффективной системы мотивации персонала приобретает особую актуальность в сфере общественного питания. Связано это, прежде всего, с возрастающей конкуренцией за профессиональные кадры на рынке ресторанного бизнеса, поскольку высококвалифицированные специалисты являются конкурентным преимуществом перед другими предприятиями общественного питания. Мотивация персонала способствует повышению эффективности работы предприятия, что, в свою очередь, приводит к повышению качества оказываемых услуг.
Объект ВКР - мотивация персонала джаз-кафе «Андеграунд», предмет - совершенствование методов мотивации барменов и официантов в организации джаз-кафе «Андеграунд»
Цель работы: разработка рекомендаций по оптимизации мотивации персонала в системе управления персоналом джаз-кафе «Андеграунд».
Актуальность проблем, освещаемых в работе, связана с тем, что в современное время увеличилось количество предприятий общественного питания (кафе, ресторанов, пабов, баров и т.д.), увеличилось разнообразие услуг, предоставляемых в них, и тем самым выросла конкуренция. И чтобы выжить в этих жестких условиях конкуренции руководители стали обращать все больше внимания системе управления персоналом, эффективность которой влияет на прибыльность ресторана.
Система управления персоналом является неотъемлемой частью организации работы с персоналом в кафе.
Создание эффективной системы мотивации персонала приобретает особую актуальность в сфере общественного питания. Связано это, прежде всего, с возрастающей конкуренцией за профессиональные кадры на рынке ресторанного бизнеса, поскольку высококвалифицированные специалисты являются конкурентным преимуществом перед другими предприятиями общественного питания. Мотивация персонала способствует повышению эффективности работы предприятия, что, в свою очередь, приводит к повышению качества оказываемых услуг.
Актуальность избранной темы подтверждает тот факт, что важную роль в управлении персоналом играет эффективная мотивация персонала.
Объектом ВКР является мотивация персонала джаз-кафе «Андеграунд», предметом - совершенствование методов мотивации барменов и официантов в организации джаз-кафе «Андеграунд».
Развитие предприятия зависит от работы, в какой степени будут заинтересованы все категории сотрудников. Наиболее проблемным в этом отношении является организация работы обслуживающего персонала (бармен, официанты). Играют важную роль, так как именно они находятся в постоянном контакте с гостями и способствуют привлечению новых людей.
Тем не менее, именно бармены и официанты в наименьшей степени заинтересованы, так как позиционируют свою работу временной.
Следовательно, возникает проблема организации системы мотивации для категории сотрудников предприятия общественного питания.
Цель заключается в разработке рекомендаций по оптимизации мотивации персонала в системе управления персоналом джаз-кафе «Андеграунд».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие «мотивация» и особенности системы мотивации
труда.
2. Рассмотреть особенности работы с персоналом на предприятиях общественного питания.
5. Выделить основные аспекты мотивации труда персонала на предприятиях общественного питания
4. Провести исследование мотивация труда молодых сотрудников джаз-кафе «Андеграунд».
5. Разработать рекомендации по совершенствованию методов мотивации молодого персонала джаз-кафе «Андеграунд».
Структура работы. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических аспектов мотивации персонала в системе управления персоналом предприятия. В ней раскрываются такие вопросы, как понятие «мотивация» и особенности системы мотивации труда; содержательные и процессуальные теории мотивации. Рассматривается проблема мотивации молодых работников.
Вторая глава содержит описание проблемы эффективной мотивации труда персонала на предприятиях общественного питания; здесь рассмотрены основные аспекты кадровой политики на предприятиях общественного питания; выделены особенности мотивации труда персонала
на предприятиях общественного питания; проанализированы некоторые проблемы эффективной мотивации труда в современных условиях.
В третьей главе проведён анализ мотивации персонала на примере организации джаз-кафе «Андеграунд»; здесь описана специфика деятельности джаз-кафе «Андеграунд»; проведено маркетинговое исследование мотивация труда молодых сотрудников и разработаны предложения по совершенствованию методов мотивации молодого персонала данной организации.
В ходе работы над дипломным проектом были использованы следующие общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, наблюдение, анкетирование.
Система управления персоналом является неотъемлемой частью организации работы с персоналом в кафе.
Создание эффективной системы мотивации персонала приобретает особую актуальность в сфере общественного питания. Связано это, прежде всего, с возрастающей конкуренцией за профессиональные кадры на рынке ресторанного бизнеса, поскольку высококвалифицированные специалисты являются конкурентным преимуществом перед другими предприятиями общественного питания. Мотивация персонала способствует повышению эффективности работы предприятия, что, в свою очередь, приводит к повышению качества оказываемых услуг.
Объект ВКР - мотивация персонала джаз-кафе «Андеграунд», предмет - совершенствование методов мотивации барменов и официантов в организации джаз-кафе «Андеграунд»
Цель работы: разработка рекомендаций по оптимизации мотивации персонала в системе управления персоналом джаз-кафе «Андеграунд».
Актуальность проблем, освещаемых в работе, связана с тем, что в современное время увеличилось количество предприятий общественного питания (кафе, ресторанов, пабов, баров и т.д.), увеличилось разнообразие услуг, предоставляемых в них, и тем самым выросла конкуренция. И чтобы выжить в этих жестких условиях конкуренции руководители стали обращать все больше внимания системе управления персоналом, эффективность которой влияет на прибыльность ресторана.
Система управления персоналом является неотъемлемой частью организации работы с персоналом в кафе.
Создание эффективной системы мотивации персонала приобретает особую актуальность в сфере общественного питания. Связано это, прежде всего, с возрастающей конкуренцией за профессиональные кадры на рынке ресторанного бизнеса, поскольку высококвалифицированные специалисты являются конкурентным преимуществом перед другими предприятиями общественного питания. Мотивация персонала способствует повышению эффективности работы предприятия, что, в свою очередь, приводит к повышению качества оказываемых услуг.
Актуальность избранной темы подтверждает тот факт, что важную роль в управлении персоналом играет эффективная мотивация персонала.
Объектом ВКР является мотивация персонала джаз-кафе «Андеграунд», предметом - совершенствование методов мотивации барменов и официантов в организации джаз-кафе «Андеграунд».
Развитие предприятия зависит от работы, в какой степени будут заинтересованы все категории сотрудников. Наиболее проблемным в этом отношении является организация работы обслуживающего персонала (бармен, официанты). Играют важную роль, так как именно они находятся в постоянном контакте с гостями и способствуют привлечению новых людей.
Тем не менее, именно бармены и официанты в наименьшей степени заинтересованы, так как позиционируют свою работу временной.
Следовательно, возникает проблема организации системы мотивации для категории сотрудников предприятия общественного питания.
Цель заключается в разработке рекомендаций по оптимизации мотивации персонала в системе управления персоналом джаз-кафе «Андеграунд».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие «мотивация» и особенности системы мотивации
труда.
2. Рассмотреть особенности работы с персоналом на предприятиях общественного питания.
5. Выделить основные аспекты мотивации труда персонала на предприятиях общественного питания
4. Провести исследование мотивация труда молодых сотрудников джаз-кафе «Андеграунд».
5. Разработать рекомендации по совершенствованию методов мотивации молодого персонала джаз-кафе «Андеграунд».
Структура работы. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических аспектов мотивации персонала в системе управления персоналом предприятия. В ней раскрываются такие вопросы, как понятие «мотивация» и особенности системы мотивации труда; содержательные и процессуальные теории мотивации. Рассматривается проблема мотивации молодых работников.
Вторая глава содержит описание проблемы эффективной мотивации труда персонала на предприятиях общественного питания; здесь рассмотрены основные аспекты кадровой политики на предприятиях общественного питания; выделены особенности мотивации труда персонала
на предприятиях общественного питания; проанализированы некоторые проблемы эффективной мотивации труда в современных условиях.
В третьей главе проведён анализ мотивации персонала на примере организации джаз-кафе «Андеграунд»; здесь описана специфика деятельности джаз-кафе «Андеграунд»; проведено маркетинговое исследование мотивация труда молодых сотрудников и разработаны предложения по совершенствованию методов мотивации молодого персонала данной организации.
В ходе работы над дипломным проектом были использованы следующие общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, наблюдение, анкетирование.
1. Изучив понятие «мотивация» и особенности системы мотивации труда, можно сказать, что система мотивации персонала - это комплекс материальных и нематериальных стимулов, призванный обеспечить качественный и производительный труд работников, а также привлечь в компанию наиболее талантливых специалистов и удержать их.
2. В науке менеджмента существуют наиболее известные теории мотивации, которые и легли в основу образования разных видов мотивации сотрудников.
Теория Ф. Герцберга: самыми лучшими методами мотивации на предприятии являются внешние условия труда (например, деньги) и содержание труда (например, удовлетворение работой).
Теория Ф. Тейлора: работниками движут лишь инстинкты, стремление к удовлетворению потребностей физиологического уровня.
Теория Д. Макклелланда: существуют три формы человеческих мотивов: стремление к принадлежности, стремление к власти, стремление к достижению успеха.
Теория А. Маслоу: работники на предприятии удовлетворяют свои иерархичные потребности, то есть, от низших к высшим.
Основные методы мотивации персонала в организации более качественного труда делятся на: материальные, нематериальные.
Материальная мотивация в свою очередь делится на две группы:
1) Система штрафов.
2) Система поощрений.
Методы нематериальной мотивации более разнообразны:
1) Похвала руководителя.
2) Карьерный рост.
3) Обучение за счет фирмы.
4) Хорошая атмосфера в коллективе.
5) Имидж компании
Каждый руководитель сам выбирает подходящие для себя материальные и нематериальные современные методы мотивации персонала организации, которые будут соответствовать его бизнесу, помогут добиться максимальной отдачи у сотрудников.
Как показал проведенный анализ мотивов к каждой группе нужно подходить индивидуально причем не везде будет приоритет материальной мотивации если проанализировать представленные теории мотивации, то можно выбрать разновидности материальной и нематериальной мотивации для каждой группы.
3. Система мотивации на предприятии общественного питания должна предоставлять ее членам максимально широкий и гибкий выбор мотивирующих средств, в рамках которых работник выбирает себе то, что для него обладает наивысшей ценностью.
Мотивация персонала в организации очень важна, особенно для того персонала, который непосредственно занят в сфере оказания каких-либо услуг, т. е. непосредственного контактирует с клиентом.
Система мотивации на предприятии в сфере общественного питания включает в себя:
- систему прямой материальной мотивации;
- систему косвенной материальной мотивации;
- систему нематериальной мотивации.
Традиционно к мотивации персонала на предприятии общественного питания относят в основном материальные способы мотивации. Например, получение повышенного процента от заработанной официантом кассы, но такой способ мотивации в заведении используется только для новичков, так их мотивируют к изучению меню. Официант только полностью выучивший и сдавший меню может получать процент. Так же в ресторане мотивируют персонал путем премирования, но данный вид мотивации применяется только для сотрудников, проработавших длительный срок от 5 и более лет.
4. Проведя исследование мотивация труда молодых сотрудников джаз-кафе «Андеграунд», можно сделать вывод о том, что существуют следующие наиболее актуальные проблемы в настоящее время:
- Некоторые сотрудники не довольны своей работой в джаз-кафе «Андеграунд» (недостаточный уровень материального вознаграждения, практически отсутствуют кадровые программы по обучению персонала).
- Большинство персонала считают, что в джаз-кафе недостаточна похвала от руководства, некоторые сотрудники отметили, что руководитель не справедлив к сотрудникам.
- Основную часть опрошенных не удовлетворяет возможность продвижения по карьерной лестнице.
- У большинства опрошенных молодых сотрудников джаз-кафе «Андеграунд» существует потребность в эффективной системе обучения.
- Удовлетворенность условиями труда опрошенных сотрудников на среднем уровне.
- Сотрудники наиболее неудовлетворенны заработной платой.
5. Разработали рекомендации по совершенствованию методов мотивации молодого персонала джаз-кафе «Андеграунд», так как постоянная работа по улучшению и совершенствованию системы мотивации персонала в организации должна способствовать стремлению реализации профессиональных качеств сотрудников, которые работают на благо общего дела.
2. В науке менеджмента существуют наиболее известные теории мотивации, которые и легли в основу образования разных видов мотивации сотрудников.
Теория Ф. Герцберга: самыми лучшими методами мотивации на предприятии являются внешние условия труда (например, деньги) и содержание труда (например, удовлетворение работой).
Теория Ф. Тейлора: работниками движут лишь инстинкты, стремление к удовлетворению потребностей физиологического уровня.
Теория Д. Макклелланда: существуют три формы человеческих мотивов: стремление к принадлежности, стремление к власти, стремление к достижению успеха.
Теория А. Маслоу: работники на предприятии удовлетворяют свои иерархичные потребности, то есть, от низших к высшим.
Основные методы мотивации персонала в организации более качественного труда делятся на: материальные, нематериальные.
Материальная мотивация в свою очередь делится на две группы:
1) Система штрафов.
2) Система поощрений.
Методы нематериальной мотивации более разнообразны:
1) Похвала руководителя.
2) Карьерный рост.
3) Обучение за счет фирмы.
4) Хорошая атмосфера в коллективе.
5) Имидж компании
Каждый руководитель сам выбирает подходящие для себя материальные и нематериальные современные методы мотивации персонала организации, которые будут соответствовать его бизнесу, помогут добиться максимальной отдачи у сотрудников.
Как показал проведенный анализ мотивов к каждой группе нужно подходить индивидуально причем не везде будет приоритет материальной мотивации если проанализировать представленные теории мотивации, то можно выбрать разновидности материальной и нематериальной мотивации для каждой группы.
3. Система мотивации на предприятии общественного питания должна предоставлять ее членам максимально широкий и гибкий выбор мотивирующих средств, в рамках которых работник выбирает себе то, что для него обладает наивысшей ценностью.
Мотивация персонала в организации очень важна, особенно для того персонала, который непосредственно занят в сфере оказания каких-либо услуг, т. е. непосредственного контактирует с клиентом.
Система мотивации на предприятии в сфере общественного питания включает в себя:
- систему прямой материальной мотивации;
- систему косвенной материальной мотивации;
- систему нематериальной мотивации.
Традиционно к мотивации персонала на предприятии общественного питания относят в основном материальные способы мотивации. Например, получение повышенного процента от заработанной официантом кассы, но такой способ мотивации в заведении используется только для новичков, так их мотивируют к изучению меню. Официант только полностью выучивший и сдавший меню может получать процент. Так же в ресторане мотивируют персонал путем премирования, но данный вид мотивации применяется только для сотрудников, проработавших длительный срок от 5 и более лет.
4. Проведя исследование мотивация труда молодых сотрудников джаз-кафе «Андеграунд», можно сделать вывод о том, что существуют следующие наиболее актуальные проблемы в настоящее время:
- Некоторые сотрудники не довольны своей работой в джаз-кафе «Андеграунд» (недостаточный уровень материального вознаграждения, практически отсутствуют кадровые программы по обучению персонала).
- Большинство персонала считают, что в джаз-кафе недостаточна похвала от руководства, некоторые сотрудники отметили, что руководитель не справедлив к сотрудникам.
- Основную часть опрошенных не удовлетворяет возможность продвижения по карьерной лестнице.
- У большинства опрошенных молодых сотрудников джаз-кафе «Андеграунд» существует потребность в эффективной системе обучения.
- Удовлетворенность условиями труда опрошенных сотрудников на среднем уровне.
- Сотрудники наиболее неудовлетворенны заработной платой.
5. Разработали рекомендации по совершенствованию методов мотивации молодого персонала джаз-кафе «Андеграунд», так как постоянная работа по улучшению и совершенствованию системы мотивации персонала в организации должна способствовать стремлению реализации профессиональных качеств сотрудников, которые работают на благо общего дела.



