Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОМПЛЕКС ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ СЕВЕРНЫХ ГРУПП АЛТАЙЦЕВ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Работа №89512

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

археология

Объем работы52
Год сдачи2021
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
236
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Комплекс повседневной одежды северных алтайцев 18
1.1. Мужская повседневная одежда 18
1.2. Женская повседневная одежда 23
1.3. Детская повседневная одежда 27
Глава 2. Комплекс праздничного костюма северных алтайцев 31
2.1. Мужской праздничный костюм 46
2.2. Женский и детский праздничный костюм 50
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 53


Актуальность темы исследования. Среди предметов материальной культуры одежда занимает особое место в процессе исследования жизни любого изучаемого исторической наукой народа. Одежда не только сообщает исследователю информацию об уровне владения тем или иным этническим обществом искусством обработки материала, но и позволяет узнать о системе верований общества, его половозрастной дифференциации, принятых внутри него устоев и обычаев. Каждый элемент костюма - будь то декоративные элементы или крой - содержит в себе информацию не только о материальной стороне жизни народа, но и несет в себе отпечаток своеобразного, индивидуального духовного поля общества.
Изучение динамического процесса развития и трансформации элементов костюма северных групп алтайцев важен также и для изучения истории Алтая, геополитических процессов взаимодействия на его территории отдельных этносов между собой, что нашло отражение во взаимовлиянии отдельных конструктивных элементов костюма - вырезе горловины, крое, прическах, конструкции обуви и т.д. Обозначенное обстоятельство позволяет узнать, какие элементы конструкции и декора алтайского национального костюма относятся к периоду единства этноса, а какие принадлежат к более позднему периоду и связаны с развитием этногенетических связей.
Помимо этого исторический материал об истории национального костюма важен для формирования культурного поля Алтая как туристической зоны, поскольку сфера истории костюма традиционно привлекает широкое внимание общественности, стремящейся через эстетический пласт материальной культуры узнать и понять своеобразие целого этнического сообщества.
История изучения. Первые исследования материальной культуры коренного населения Алтая, их традиций и системы верований, связанных с формами существования повседневного и праздничного костюма, появились во второй половине девятнадцатого столетия.
В ряду наиболее важных для исследователей работ необходимо назвать, в первую очередь, работу «Алтайские инородцы» (1893 г.) Василия Ивановича Вербицкого . Этот исследователь, находившийся на Алтае ввиду своей профессии, являясь протоиереем и миссионером Алтайской духовной миссии, по совместительству воплощал в себе также профессиональные качества этнографа и лингвиста, а потому был немало заинтересован хозяйствованием и повседневной жизнью народов Алтая, Хакасии, Горной Шории. В его работе мы впервые встречаем зафиксированную информацию о внешнем виде алтайцев, материалах, из которых была создана их одежда и украшения, бытовых привычках и т.д. Несмотря на то, что этот труд является в некоторой степени «первопроходческим» его отличает уникальный уровень этнологической аналитики, связанный с тем, что автор выводит первые закономерности о существования комплекса традиционного костюма алтайцев, а также отличается внутреннем ранжировании различных элементов костюма по полу, возрасту и статусу. Тем не менее, ввиду того, что труды Вербицкого носили скорее общеописательный, чем подлинно научный характер, наблюдается некая неразделенность в выделении характерных черт культуры различных групп алтайцев. Автор не ставит задачу проанализировать различия в костюме челканцев, тубалар и других этнических категорий Алтая. Именно поэтому собранный им богатый теоретический материал является серьезным подспорьем для дальнейшего поля внимания исследователей, избравших задачей своей работы классификацию, систематику и аналитику. Критический обзор научного вклада В.И. Вербицкого содержит работа В.А. Муйтуевой «О сборнике В.И. Вербицкого «Алтайские инородцы» 2.
Материальную культуру и быт алтайцев изучал и известный востоковед, тюрколог и археолог Василий Васильевич Радлов , в поле интереса которого попали, в частности, особенности внешнего вида и костюма алтайцев. Радлов отмечает заимствования костюма кумандинцев у русских, фиксирует особенности декора костюма у различных социальных групп внутри этнического сообщества. Исследованием вклада В.В. Радлова в изучение материальной культуры коренного населения Алтая, занимался О.А. Деревянко, опубликовавший результаты своего изыскания в форме статьи «Радлов как археолог и этнограф Сибири» .
Краткие, но то же время ценные сведения о костюме алтайцев и, в частности, кумандинцев, мы можем почерпнуть из работы известного сибирского деятеля Н.М. Ядринцева «Алтай и его инородческое царство» .
Заметный вклад в изучение материальной культуры коренного населения Алтая также внес Н.Б. Шерр .
В начале XX века на Алтае работала статистико-экономическая комиссия Главного управления Алтайского округа, занимавшаяся изучением всесторонних особенностей жизнедеятельности инородцев. Два тома - «Кочевники Бийского уезда: кумандинцы» и «Оседлые инородцы» - масштабной этнографической работы интересуют нас в рамках заявленной темы, поскольку содержат некоторые сводные сведения о внешнем виде и особенностях обработки материала. Важным преимуществом работы также является наличие таблиц, учитывающих различную представляющую научный интерес статистику.
Советская историография во многом продолжила этнографическую традицию дореволюционной школы, однако, не без трансформации методологии по образцам марксистско-ленинской исторической школы. Тем не менее, государством финансировались многочисленные экспедиции, в том числе на Алтай, по результатам которых были изданы этнографические материалы, в которых мы можем обнаружить информацию по интересующему нас вопросу быта коренного населения Алтая. Ценную информацию содержат работы А.В. Анохина , который исследовал и описал ритуальную одежду шамана. В период с конца 1930-ых до конца 1950-ых были изданы работы М.П. Грязнова , в которых ученый на основе археологического материала оставил несколько важных описаний материальной культуры алтайцев в скифское время. Важность и неослабевающую актуальность научного труда М.П. Грязнова определяет то, что элементы этого архаичного этапа культуры алтайцев сохранились и по настоящее время. Значительный вклад в исследование истории и культуры алтайцев, шорцев, хакасов, тувинцев и других народов Сибири внес Леонид Павлович Потапов. Примечательными и важными являются его работы «Как живут народы Северного Алтая» (1928 года издания), «Разложение родового строя у племен Северного Алтая» (1935 года издания), «Общественные отношения у алтайцев» (1940 года издания).
Большой вклад был произведен С.В. Киселевым , описавшим конструкцию и декор костюма древних алтайцев. Особое место занимают труды Н.Ф. Прытковой , изучающие типологию одежды и головных уборов народов Сибири в целом. Исследователь выделяет ключевые элементы одежды алтайцев, сохранившиеся в течение длительного времени. В книге Ф. А. Сатлаева целая глава посвящена специфике изготовления, покроя и декора традиционной одежде кумандинцев . Важный вклад в изучение языка алтайцев сделала Т.М. Тощакова. В частности ею был составлен первый ойротско-русский словарь. Необходимо также упомянуть работы Веры Павловны Дьяконовой, в частности её фундаментальный труд «Алтайцы (Материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая)». В поле внимания исследовательницы находились культурные и религиозные особенности алтайцев.
В девяностые годы XX века появляется множество работ, исследующих, среди прочих объектов материальной культуры алтайцев, и элементы их костюма - работы Ю.С. Худякова , А.Ю. Борисенко .
В XXI веке знаковыми работами по истории алтайского костюма являются работы В.П. Дьяконовой. Исследователь разработала типологию элементов традиционного костюма теленгитов Горного Алтая, выделив в одежде специальные категории: верхняя и нижняя одежда, головные уборы, дополнительные элементы одежды, украшения . Очень большой вклад в изучение культуры алтайцев внес Ержан Адильбекович Бельгибаев. Важными работами автора являются такие статьи и монографии как «Традиционные религиозно-мифологические представления северных алтайцев об окружающем мире» , «Обряд жертвоприношения лошади и его место в традиционной культуре северных алтайцев» , «Современные этноязыковые процессы у северных алтайцев» и т.д.
Тем не менее, исследование богатого этнографического материала, включающего в себя, помимо всего прочего, также большое количество мифологического материала и элементов иноземного влияния продолжает исследоваться учеными настоящего времени. Попытка систематизации актуальной информации об истории традиционного костюма населения Северного Алтая предпринимается в настоящей работе.
Объектом исследования является культура коренного населения Северного Алтая в конце XIX - начале XX в.
Предметом исследования является комплекс традиционной одежды коренного населения Северного Алтая в конце XIX - начале XX в.
Целью исследования является описание комплекса традиционной одежды народов Северного Алтая по этнографическим данным.
Задачи исследования
1. Исследовать особенности повседневного и праздничного мужского традиционного костюма северных алтайцев
2. Исследовать особенности повседневного и праздничного женского традиционного костюма северных алтайцев.
3. Исследовать особенности детского повседневного и праздничного костюма северных алтайцев.
Хронологические рамки ограничены второй половиной XIX - началом XX века. Нижняя и верхняя граница исследования связаны с периодом накопления историографией уникального массива сведений о традиционном костюме коренного населения Алтая. Информация, собранная исследователями в прямом контакте с алтайцами в указанный хронологический период, отличается высокой степенью аутентичности и полноты, фиксирует данные об обращенных далеко в прошлое исторических свидетельствах. Это позволяет не только реконструировать начальные представления коренных народов Алтая о месте традиционного костюма в системе культуры, но и проследить пути его исторической трансформации.
Территориальные рамки исследования ограничены территорией Северного Алтая. На территории Северного Алтая внимание исследования сосредоточено на Турочакском районе, поскольку в его границах проживает большое число представителей коренных алтайских этнических групп - челканцев, кумандинцев, тубаларов. Исследуются территории левобережья реки Бии, северо-западного побережья Телецкого озера.
В качестве источников данная работа опирается на источники личного происхождения, представленные подробными дневниковыми материалами, масштабными путевыми заметками и многочисленными частными записями, зафиксированными путешественниками и исследователями, которые провели на территории Алтая долгое время и прямым образом контактировали с изучаемыми нами этническими общностями. Так, ценным источником является публикация личных записей и материалов Василия Васильевича Радлова, в частности, сборник «Из Сибири: страницы дневника» . Уникальными сведениями обладают заметки протоирея, миссионера Алтайской духовной миссии Василия Ивановича Вербицкого - «Алтайские инородцы» . Вербицкий подробно исследовал традиции и язык народов Алтая, Хакасии, Горной Шории и обстоятельно зафиксировал свои наблюдения в формате частных записей. Широкий спектр информации о материальной культуре и одежде изучаемых нами народов Алтая содержится в заметках известного путешественника, общественного деятеля, исследователя Сибири и Центральной Азии Николая Михайловича Ядринцева «Алтай и его инородческое царство» . Наконец, важную информацию содержат опубликованные дневниковые записи Н.Б. Шерра , посвященные опыту изучения такого народа Алтая как кумандинцы, вместе с которыми автор жил и хозяйствовал.
Методология исследования. В работе применяются такие подходы как цивилизационный, системный, культурологический. С использованием системного подхода проводится попытка исследовать особенности традиционного костюма коренного населения Алтая в качестве взаимосвязанных, влияющих друг на друга, соподчиненных элементов материальной культуры. Цивилизационный подход позволяет рассмотреть традиции алтайцев, связанные с одеждой и украшениями, с учетом специфики уникальных социальных и культурных образцов. Культурологический подход позволяет рассмотреть индивидуальные черты комплекса традиционного костюма и украшений, их эволюцию, а также позволяет выявить связи изучаемых традиций с актуальными формами существования материальной культуры алтайцев сегодня.
Также при анализе поставленной проблемы применялись общелогические методы и формально-логические средства исследования, к которым относятся абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция и др. В процессе исследования трансформации особенностей костюма и украшений алтайцев применялись также специальные методы, такие как идеографический, проблемно-хронологический, ретроспективный, историко-системный,
компаративистский. Указанный методологический набор позволяет в динамике исследовать процессы внутренней трансформации традиций и обычаев алтайцев, рассмотреть исследуемый этнографический комплекс с различных сторон, выделить в его структуре общее и особенное, а также структурировать имеющуюся историческую информацию на основе различных критериев.
Структура работы. Работа включает в себя две главы, в первой из которых находится три, а во второй два параграфа. Первая глава представляет собой обзор повседневной мужской, женской и детской одежды. Вторая глава посвящена изучению особенностей праздничного костюма обозначенных групп алтайского общества.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В истории эволюции национального костюма северных алтайцев в конце XIX - начале XX века заметно влияние русской одежды. Традиционные, домашней выделки кожа и ткани, в течение обозначенного исторического времени частично вытесняются тканями машинного производства, покрой одежды отчасти приближается к русскому. Виды и количество применяемых для декорирования костюма пришивных украшений в этот период становятся более разнообразными, чему способствовало появление большого количества привозных фабричных тканей и аксессуаров. Украшения из жемчуга, раковин, бронзы постепенно вытесняются готовой тесьмой, бисером, пластмассовыми готовыми украшениями. Мужская, женская и детская одежда изготавливается, исходя из единой технологии, в которой каждому покрою одежды соответствует определенный вариант ее декорирования, традиционного сосредоточенного в области пояса, полочек и подола верхней одежды, воротника и манжет.
Повседневная одежда северных и южных алтайцев в конце XIX - начале XX не имела принципиальных отличий, их национальный костюм состоял, как правило, из рубахи, халата, кафтана (чегедека), шубы, пояса, штанов у мужчин, шапок, ювелирных нательных, накосных и пришивных украшений.
Необходимо также отметить слабую бытовую дифференциацию одежды алтайцев, выражающуюся, например, в слабом развитии у них обрядовой одежды, у них не выделяется специальная свадебная или погребальная одежда. Кроме того, у северных алтайцев отсутствовала культовая одежда. Говоря о специализированных видах одежды, можно выделить только отдельные виды охотничьей промысловой одежды.
В качестве архаических черт, присущих алтайскому национальному костюму, можно выделить отсутствие выраженной дифференциации покроя мужской и женской одежды у северных алтайцев.
Также в качестве вывода необходимо отметить, что алтайские этнические группы в изучаемый период испытывали серьезную культурную экспансию других народов. Сохранение не имевшими своей письменности алтайцами своей национально-культурной идентичности стало возможным во многом благодаря собственному пантеону божеств и развитой мифологии, воплощенной в том числе в декоре и орнаментировании, а также в конструкции традиционного костюма.
При изучении костюмного комплекса алтайцев также обнаруживаются некоторые различия в покрое и декоре костюма внутри этнической группы и отдельных этносов. Это объясняется их обособленностью, влиянием соседних этносов, а также этноисторическими процессами в целом.


1. Алтайский национальный костюм. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1990. - 96 с.
2. Алексеев. Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. - 31 с.
3. Алексеева Т.П., Виницкая Н.В. Символика и эстетика декора
алтайского национального костюма. // Вестник Томского
государственного университета. Культурология и искусствоведение. №2 (22), 2016. С. 75-89
4. Алексеева Т.П. Алтайский национальный костюм как источник эстетического переосмысления. // Мир науки, культуры, образования. № 5 (12), 2008. - С. 114-120
5. Бабаков, М. К. Кин Алтай: Альбом рисунков и орнаментов. Каталог. / М. К. Бабаков. Горно-Алтайск: Горно-Алтайская республиканская типография. 1999. - 152 с.
6. Беловинский, Л. В. Типология русского народного костюма. Традиционные промыслы и ремесла. Альманах. М.: ООО Издательство «Родник», 1997. № 3. - 48 с.
7. Бельгибаев Е.А. История изучения материальной культуры челканцев (вторая половина Х1Х-ХХ века) // Современное общество, 98. - Омск, 1999. - Вып. 1. - С. 132-133.
8. Бельгибаев Е.А., Назаров И.И. Северо-алтайский таежный культурный
комплекс (челканцы, тубалары, кумандинцы) // Традиционные знания коренных народов Алтае-Саянского экорегиона в области
природопользования: информационно-методический справочник. - Барнаул, 2009. - С. 72-85.
9. Брун, В., Тильке, М. История костюма от древности до нового времени. М.: ЗАО Изд-во «ЭКСМО», 2001. - 463 с.
10. Василевич, Г.М. Типы обуви народов Сибири. М.: СМАЭ. 1963. Т.21. - С. 5-64.
11. Вербицкий, В. И. Алтайцы. Томск, 1870. - 224 с.
12. Вербицкий, В. И. Алтайские инородцы. М., 1893. - 221 с.
13. Данилов В.М. Кумандинцы: (большие заботы малочисленного народа) // Жизнь национальностей - 2000 - № 2. - С. 62-63.
14. Деревянко О.А В.В. Радлов как археолог и этнограф Сибири // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. - Томск, 1981. - С. 34-37.
15. Дудникова, Г. П. История костюма. Ростов: «Феникс», 2001. - 416 с.
16. Дыренкова, Н. П. Культ огня у алтайцев и телеут. М.: СМАЭ, 1927. Т.6. - С. 63-78.
17. Дыренкова, Н. П. Материалы по шаманству у телеутов. М.: СМАЭ, 1949. Т.10 - С. 108-190.
18. Дьяконова В.П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов
Горного Алтая). Горно-Алтайское республиканское книжное
издательство «Юч-Сюмер», 2001. - 120 с.
19.Зуев И.Н., Пермяков О.Р. Особенности традиционного костюмного комплекса народов Алтая: мифоритуальный аспект. // Вестник культуры и искусств. №25, 2008. С. 88-97
20.Зуев И.Н. Дифференциация костюмного комплекса народов Алтая по географическому признаку // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). №11, 2018. С. 62-78
21. Иванов, С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX-начала XX в.). Народы Севера и Дальнего Востока. М.: АН СССР, 1963. - 494 с.
22. Иванов К.Ю. Алтайская духовная миссия: старообрядцы и инородцы (по миссионерским отчётам) // Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул, 1998. - С. 233-234.
23. История костюм. М: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 480 с.
24. Каплан Н.И. Очерки по народному искусству Алтая. М.: Гос. Изд-во мест. Промышленности и художественных промыслов РСФСР, 1961. - 340 с.
25. Каралькин П.И. Кумандинцы // Краткие сообщения института этнографии. Ленинград, 1953. Вып. 18. - С. 29-38.
26. Кыпчакова Л.В. Исследования по этнографии алтайцев в 1950-1980 гг. // Гуманитарные исследования в Горном Алтае. Горно-Алтайск, 1987, С. 84-102.
27. Клюева, Н.И., Михайлова, Е. А. Накосные украшения у народов Сибири. М.: СМАЭ. 1988. - С. 105-128.
28. Лебедева, Н. И., Маслова, Г. С. Русская крестьянская одежда XIX - начала XX в. Русские. Историко-этнографический атлас. М.: Наука, 1967. С.193-267.
29. Майдурова Н.А. Горный Алтай в конце XIX начале XX в. Горно-Алтайск, 2000. - 134 с.
30. Назаров И.И. Кумандинцы: традиционное хозяйство и материальная культура // Монография. Барнаул, 2013. - С. 131-139.
31. Потапов, Л. П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991.-321 с.
32. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. Новосибирск: Новосибирское областное государственное издательство, 1948. - 252 с.
33. Прыткова, Н.Ф. Один из источников изучения одежды народов Сибири. М.: СМАЭ. 1971. Т. 27. - С. 100-112.
34. Пригладышева Д.А. Многообразие видов и форм женского Алтайского костюма. // Таврический научный обозреватель. №11 (16), 2016. С. 34¬45
35. Радлов, В. В. Из Сибири. Страницы дневника. М.: Наука, 1989 - 749 с.
36. Романова С.В. Новые источники по костюму алтай-кижи и теленгитов в фондах Российского этнографического музея (по материалам экспедиции 2006 г.) // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. №12 (64), 2008. С. 112-119
37. Религиозные представления и обряды народов Сибири в начале XIX - XX века. Л.: Наука, 1971. - 98 с.
38. Сагалаев, А. М. Мифология и верования алтайцев. Центрально-азиатские влияния. Новосибирск: Наука, 1984. - 103 с.
39. Сатлаев, Ф.А. Кумандинцы Алтайского края. Л., 1969. - 18 с.
40. Сатлаев Ф.А. Из истории хозяйственного развития Северного Алтая // Проблемы изучения древней культуры населения Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1988. - С. 182-222.
41. Сатлаев Ф.А. Современная культура и быт кумандинцев
Красногорского района Алтайского края // Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам работы Института этнографии АН СССР (Ленинградское отделение) за 1966 г. — Л., 1967. — С. 50-51.
42. Спасский, Г. И. Телеуты или Белые Калмыки // Сибирский вестник, издаваемый Григорием Спасским. СПб., 1821. - Ч. 16. - С. 10.
43. Спасский, Г. И. Путешествие к алтайским калмыкам в 1806 г. // Сибирский вестник, издаваемый Григорием Спасским. - СПб., 1823. - С. 6-38.
44. Потапов Л.П. Из этнической истории кумандинцев // История, археология и этнография Средней Азии. - М., 1968. - С. 316-323.
45. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев // Историко-этнографический очерк. Л.: Наука, 1969 - 78 с.
46. Тавадов Г.Т. Этнология. М., 2004. - 349 с.
47. Тюхтенева, С. П. О символике цвета в культуре алтайцев // Материалы по истории и культуре Республики Алтай. Горно-Алтайск: Горно-Алт. науч.-исслед. ин-т истории, языка и литературы, 1994. - С. 60-65.
48.Чарышова М.Ю. Обряды алтайцев в путевых записях исследователей XIX в. // Этюды культуры: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Томск, 2013. - С. 179-186.
49. Уманский, А. П. Телеуты и русские в ХУП-ХУШ вв. Новосибирск: Наука, 1980. - 290 с.
50. Шерр Н.Б. Из поездки к кумандинцам в 1898 г. // Алтайский сборник — Барнаул, 1903. —Т. 5. - С. 81-114.
51. Эдоков, В. И. Алтайский орнамент. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское кн. изд-во. 1971. - 31 с.
52. Ядринцев, Н.М. Алтай и его инородческое царство (Очерки путешествия по Алтаю) // Исторический вестник. - СПб., 1885. - Т. 20. С. 607-644
53. Ядринцев, Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. СПб., 1891. - 308 с.
54. Ядринцев Н.М. Об алтайцах и черневых татарах // Известия Императорского русского географического общества. СПб., 1881. С. 27-55



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ