Введение 4
Глава 1.Основных этнокультурных групп восточнославянского населения Алтая 14
1.1 Языковая принадлежность 14
1.2 Этнокультурная принадлежность и проблемы выделения групп.... 15
1.3 Религиозная принадлежность и проблемы выделения групп 19
Глава 2. Традиционное жилище восточнославянского населения на
Алтае 23
2.1 Основные строительные традиции 23
2.2 Процесс строительства 27
2.3 Внутреннее устройство избы 29
2.4 Особенности технологии строительства жилищных построек у
переселенцев 32
2.5 Хозяйственные постройки и технологии их строительства 34
2.6 Влияние географического фактора на материалы и технологию
строительства 35
Глава З.Обряды и символы, связанные с жилищем 41
3.1 Ритуалы перед строительством 41
3.2 Обряды и технологии строительства 45
3.3 Символическое значение частей дома 48
Заключение 67
Список литературы и использованных источников 69
Приложения 74
Терминологический словарь 75
Жилище — постройка или природное укрытие, приспособленное для обитания человека. Помимо практической функции, жилище выполняет символическую роль — воплощает идею структурированного человеческого культурного пространства, защищённого от внешнего хаоса, осуществляет связь с предшествующими поколениями семьи или рода. В этом смысле под жилищем подразумевается не только собственно жилая постройка, но и дом в широком понимании слова, включая поселение, страну.
Актуальность.
Изучение материальной культуры, в частности жилищ, важно для изучения механизмов адаптации населения. В период с XVIII века по XX век, во время освоения русскими Алтая, строительные традиции на этой территории претерпели ряд изменений. Они впитали в себя некоторые севернорусские традиции, а также приобрели ряд локальный особенностей. Русские традиции во введении хозяйства и строительстве оказали влияние и на местное население — алтайцев. Семиотические аспекты строительства несут огромную информацию о культуре народа.
Объект исследования.
Группы восточнославянского населения Алтая, а именно русские, украинцы и белорусы.
Предмет исследования.
Особенности технологии строительства жилищных и хозяйственных построек восточнославянского населения на Алтае и непосредственно семиотические аспекты строительной обрядности
Хронологические рамки.
Первая половина XVIII — начало XX века. Нижняя граница связана с началом освоения русскими Алтая, появлениям здесь построек характерных для восточных славян. Верхняя хронологическая граница это приход 3
последней крупной волны переселенцев из южнорусских и западных губерний Российской империи (Курской, Воронежской, Полтавской, Черниговской, Харьковской и других),
Территориальные границы. Современный Алтайский край. Расположен на юго-востоке Западной Сибири между 50 и 55 градусами северной широты и 77 и 87 градусами восточной долготы. Граничит на юге и западе с Восточно-Казахстанской и Павлодарской областями Казахстана, на севере и северо-востоке с Новосибирской и Кемеровской областями, на юго-востоке — с Республикой Алтай. Это если рассматривать Алтай с точки зрения политико-административного деления. Если
рассматривать Алтай с точки зрения географического понятия то это горная страна на юге Сибири (Россия) и в Центральной Азии (Китай, Казахстан и Монголия). Протягивается с северо-запада на юго-восток.более чем на 2000 км. Высшая точка г. Белуха (4506 м). Традиционно подразделяется на Монгольский, Гобийский и Русский Алтай. Последний нередко отождествляется с понятием Алтай, или Алтайские горы.
Цель исследования.
Выявить основные черты и семиотические аспекты домостроительства восточнославянского населения на Алтае.
Задачи исследования:
1) Выделить и охарактеризовать основные этнокультурные группы восточнославянского населения в Алтайском крае;
2) Выявить истоки строительных традиции;
3) Описать технологию строительства жилищных и хозяйственных построек;
4) Описать основные семиотические аспекты домостроительства.
Методы.
Основу методологи работы составил принцип историзма. То есть рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования. Так же был использован системный метод. Он направлен на изучение объектов и явлений прошлого как целостных исторических систем: анализ их структуры и функций, внутренних и внешних связей и динамических изменений Применялся и метод сравнения. Он помог при сопоставлении с другими регионами выявить ряд уникальных черт в домостроительстве, присущих именно Алтайскому краю.
История изучения.
В середине XIX в. в связи с задачей комплексного освещения истории Сибири усилилось внимание к русской народной культуре. В первую очередь выяснялись вопросы первоначального заселения Сибирской территории, происходящего в течение XVIII в. Для этнографов наиболее значимой представлялась тема формирования крестьянского населения, составившего уже на первом этапе заселения абсолютное большинство жителей региона.
Изначально этнографические работы, посвященные изучению восточнославянского населения Алтая носили описательный характер. Путешественники и исследователи тех времен фиксировали и описывали элементы духовной и материальной культуры. В связи с этим по завершении выделенного периода, образовалась огромная источниковая база, содержащая сведения о материальной и духовной культуре южно-сибирских автохтонов, которую следовало в последующем проанализировать с целью
объяснения протекающих явлений и процессов. Примерами работ данного типа являются труды краеведов Н.М. Ядринцева1 и С.И. Гуляева.2
В дальнейшем аспекты изучаемой темы получили освещение в очерке- статье Г.Д. Гребенщикова «Река Уба и убинские люди». ’ Сближение с миром старообрядцев стало едва ли не важнейшим событием сибирского периода жизни и творчества Гребенщикова. Именно тогда молодого, одаренного и не лишенного честолюбия провинциала посетила дерзкая идея - создать роман о «крестьянах-сектантах на Алтае» и описать их так, как никто еще не описал.
Уже в ходе первой экспедиции, изучая в среднем течении и верховьях Убы скрытые от чужих глаз особенности быта, религиозного уклада старообрядцев, близко знакомясь с людьми, сохранившими и в облике, и в поведении черты старинной, «средневековой Руси», Гребенщиков испытал соблазн запечатлеть образы этих необычных крестьян: «Особые представители крестьянской патриархальности могли бы служить материалом не только для литератора, но и для художника. Это не просто крестьяне, это богатые, умные и умеющие сохранять свое достоинство бояре...», - пишет он в своей статье. О старообрядцах долины Убы Гребенщиков прочитал доклад в Томском Технологическом институте, одобренный его наставником Г.Н. Потаниным, выступил с лекциями в городах Сибири.
Его же перу принадлежит и труд под названием «Алтайская Русь: историко-этнографический очерк» , написанный под впечатлением от уже упоминавшейся выше этнографической экспедиции 1910-1911 гг. одним из самых выдающихся событий в жизни Гребенщикова. Историко-
'Ядринцев Н. М. Программа исследования сельской общины в Сибири. Омск, 1879
Туляев С.И. Историко-статистическое описание г. Барнаула в 1864 г.; Он же. Собрание былин, записанных на Алтае.
'Гребенщиков Г.Д. Река Уба и Убинские люди // Алтайский сборник. Барнаул, 1912
этнографический очерк «Алтайская Русь» - это широкое обобщение писателем русской истории, при работе над ним у Гребенщикова начала складываться национально-историческая концепция.
В своей работе «В долине Бухтармы» Б.Г. Герасимов привел таблицу с указанием времени образования восьми населенных пунктов Беловодья, из которой следует, что с. Сенное было образовано в 1750 году. Читателю, пожалуй, будет небезынтересным и приведенное Б.Г.Герасимовым время возникновения остальных семи селений: Коробиха - 1742, Белая - 1792, Язовая - 1742, Верх-Бухтарминская - 1742, Фыкалка - 1792, Быково - 1751 и поселок Верх-Пихтовский - 1824 год. Как и Гребенщиков, Герасимов останавливает свое внимание на старообрядцах, заселяющих Сибирь, и приходит к выводу о том, что первыми обживали «сенновскую глухомань» старообрядцы - переселенцы, приехавшие из деревень, расположенных в пойме реки Керженец российской Нижегородщины. Носители культуры северорусского типа, они вели достаточно замкнутый образ жизни со строгими религиозными правилами. Само село Сенное в своей работе Борис Георгиевич описал достаточно подробно. В частности, он обратил внимание на необычное расположение села, которое раскинулось в цветущей долине, со всех сторон окруженной горами и примыкающей к Бухтарме. Некоторые из окрестных вершин в записях Б.Г. Герасимова представлены названиями, данными им людьми из села Сенное: «Толстуха», «Виденьина» и др.
В общем и целом все исследователи, побывавшие в XIX - нач. XX в. в местах проживания восточнославянского населения в Сибири, отмечали влияние севернорусских традиций на жилище. Так, уже упомянутый Г.Д. Гребенщиков, например, обратил внимание в с. Ново-Шульбинском на «высокие, прочные, деревянные дома, крытые тесом и украшенные резьбой н цветистыми узорами на окнах н ставнях, глухие дворы с тесовыми крытыми воротами»: «Село Убинское... Крыши домов почти все двускатные, с
вдавленными лбами и с рубчатой резьбой или петушками на охлупнях. Дома высокие с глухими крыльцами, с низкими, но прочными подвалами, с маленькими окошками и расписными ставнями».
В дальнейшем изучение быта, и, в частности, жилища восточнославянского населения на территории Алтая продолжилось уже в советское время. Среди наиболее ранних работ советской историко-этнографической школы следует назвать работы Е.А. Ащепкова «Русское деревянное зодчество»4, в которой Сибирским избам посвящена отдельная большая глава, и «Русское народное зодчество в Западной Сибири» . Труды Ащепкова были ценны тем, что во время их написания о народном строительстве на огромных лесистых пространствах, лежащих по ту сторону Уральского хребта, исследователи имели самые отрывочные и скудные представления. В своих трудах Ащепков доказывал, что «ни одна область русской культуры не изучена так мало, как народное зодчество . В особенности это относится к Сибири... прочно сохранившей древние архитектурно-строительные традиции». Но в советское время традиции эти интересовали немногих. Церкви раскатывали по бревнышкам или, в лучшем случае, предоставляли им самим разрушаться от времени. Уникальный Тобольский кремль Евгений Андреевич нашел в полуразрушенном состоянии. Да и в постсоветское время отношение к былым святыням изменилось не сразу. Работы Ащепкова, т.о., являлись, по-сути, первой попыткой восполнить этот пробел. Ащепков описал многие своеобразные черты зодчества народов Сибири, в т.ч. и восточнославянских народов. Так, он отметил, что в силу исторически сложившихся условий, эволюция быта и
Ащепков Е.А., Русское народное зодчество в Западной Сибири. М.. 1950.; Он же. Русское деревянное зодчество. М., 1950.
строительных традиций в Сибири протекала медленнее, чем в европейской части России. Поэтому деревянное зодчество Сибири сохранило ряд приемов, уже не встречающихся по эту сторону Урала, что обогащает представление исследователей о первоначальных формах народной архитектуры жилого дома. Вторая особенность народного зодчества Сибири, отмеченная автором - взаимодействие культур русских переселенцев и местных народностей. Это взаимодействие проявилось в многообразии декоративных приемов творчества сибирских строителей. Книга Ащепкова, иллюстрированная многочисленными фотографиями и зарисовками, выполненными автором с натуры, создавалась путем исследований, проводившихся им по собственной инициативе в течение нескольких лет в отдаленных и труднодоступных районах Сибири. Выполнение этой огромной работы в трудных экспедиционных условиях является исключительно большой заслугой автора. Его исследование Е. Ащепкова весьма ценно как вклад в историю русской материальной культуры и изучение народного зодчества нашей страны. В своей работе исследователем были изучены такие вопросы, как планировка и застройка деревень, выделены и типологизированы типы изб (изба-клеть, двухэтажная клеть, изба со связью, пятистенка, крестовая изба, двойные избы, тройные избы, переходные типы), описаны конструктивные приемы в народном зодчестве.
Ряд важных работ появился в СССР 1970-е - 1980-е гг. Основополагающей среди них является труд «Жилище в обрядах и представлениях восточных славян» А.К. Байбурина . Это первая монография А. К. Байбурина, подготовленная на основе текста его кандидатской диссертации. В монографии предпринимается попытка реконструкции символических аспектов традиционного восточнославянского жилища на
материале обрядов, верований, фольклорных и мифологических текстов. Выявляются основные принципы освоения пространства у восточных славян. Рассмотрены семиотические аспекты организации внутреннего пространства жилища. В работе две части. Первая посвящена строительной обрядности на всех этапах строительства - перед началом ,во время и после завершения строительства. Вторая часть - непосредственно семиотическим аспектам внутреннего пространства. Автор приходит к выводу о том, что с появлением жилища мир приобрёл те черты пространственной организации, которые на бытовом уровне остаются актуальными и в наше время. Прежде всего, появилась универсальная точка отсчёта в пространстве, причём важно подчеркнуть, что пространство вне дома стало оцениваться как упорядоченное (по другим правилам) именно благодаря существованию дома. Иными словами, дом придал миру пространственный смысл, укрепив тем самым свой статус наиболее организованной его части. Кроме того, исследователь отмечает, что, судя по фольклорным источникам, дом оказал существенное влияние на формирование оппозиции внутренний — внешний. «Поскольку дом образует самостоятельное замкнутое пространство (объём) в пространстве, он начинает восприниматься сам как внутренность пространства. На лексическом уровне это отражается, в частности, в том, что оппозиция внутри-наружи заменяется оппозицией дома-снаружи. В свою очередь «снаружи» расшифровывается как лес, поле, вода, гора, места скопления народа (базар, площадь), т. е. как лексемы, имеющие особую семантическую функцию в организации фольклорного пространства. Оппозиция: внутренний-внешний, принадлежащий дому-принадлежащий внешнему миру может быть интерпретирована как оппозиция: принадлежащий культуре-не принадлежащий культуре (“неочеловеченный")».
В 1990-е гг. стоит выделить книгу «Старожилы и старообрядцы» В.А. Липинской . В монографии рассказано о том, как русские, пришедшие на юг Западной Сибири, с XVIII в. осваивали новые места, как приспосабливали свой быт к местным условиям, как создавали семьи, как проводили будни и праздники, как старожилы и переселенцы вкладывали свой труд и знания в освоение природных богатств алтайской земли и постепенно становились сибиряками. Автор прослеживает формирование контингента русских сибиряков на юге Западной Сибири в XVIII - нач. XX в., описывает пути и причины миграции, свадебные традиции, праздники. Анализирует с архитектурно-этнографической точки зрения села, деревни и поселки русских на Алтае. Пятая глава монографии посвящена конкретно домостроительству. В этой главе определена роль традиций в домостроительстве и показано, как эти традиции менялись под воздействием природно-географического фактора. Описаны основные приемы возведения домов, рассказано о том, как проводился выбор материалов для строительства, также написано непосредственно о технологиях строительства. Отдельное уделено внимание влиянию не только природно¬географического, но и социального фактора на изменения в технике домостроительства. В хронологическом порядке описаны все возможные варианты жилых построек.
С начала нулевых по теме домостроительства выходят исследования барнаульских ученых. Среди них выделяются труды Т.К. Щегловой «Залесовское Причумышье: Очерки истории и культуры» и «Социокультурная и хозяйственная адаптация столыпинских переселенцев на Алтае на протяжении 1910—1980-х гг.: стратегии и результаты (по
материалам полевых исследований)», в котором она, в частности, отмечает, что благоприятными факторами успешности столыпинцев в западной зоне являлось успешное решение трудностей в водообеспечении, строительстве, отоплении и содержании жилых и хозяйственных построек, в том числе, в колхозно-совхозный период, что проявлялось в строительстве жилья из сподручных средств: дерна (землянки), разные варианты каркасного строительства, в озерной части, как правило из камыша (камышитовые дома) и плетенные (из таволника, ивы), из глины, песка и соломы - саманные и литые дома.
Схожей по тематике является статья А.С. Свидовской8«Жилигце как основной элемент культуры жизнеобеспечения украинских столыпинских переселенцев в Алтайском округе . Исследовательница отмечает, что характерным для украинцев, переселившихся в годы Столыпинской реформы в села лесостепной зоны (например, поселки Борисовский и ЛебедихаПанкрушихинского района, с. Ключи Ключевского района) было строительство хат в каркасной (турлучной, тыновой) технике. Стены сооружали из столбов, скрепленных несколькими рядами горизонтальных жердей, затем вертикально заплетали прутьями, лозой, хворостом и все это забивали и обмазывали смесью глины с соломой и делает вывод о том, что успешной адаптации украинских переселенцев в годы Столыпинской аграрной реформы способствовало, в частности, применение имеющихся знаний и навыков в строительстве жилища. Длительное сохранение традиционных способов строительства жилища у потомков украинских столыпинских переселенцев отмечается в степной зоне региона, что обусловлено их компактным проживанием, неизменностью природно-
"Свидовская, А. С. Жилище как основной элемент культуры жизнеобеспечения украинских столыпинских переселенцев в Алтайском округе / А. С. Свидовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. №46 (232).
географических и сложностью экономических условий на протяжении всей первой половины XX века. В 2015 г. С.А. Соловьева на
Рябининских чтениях в музее-заповеднике «Кижи» (Петрозаводск) представила свой доклад на тему «Севернорусские традиции строительства жилища на Алтае», в котором описаны конкретные севернорусские традиции и технологии, используемые при строительстве и непосредственно сам процесс строительства.
Итак, подводя краткие итоги, можно сделать вывод о том, что историография вопроса о ритуально-семиотических аспектах жилища восточнославянских народов Алтая разработана в недостаточной мере: если этнографические исследования более общего профиля (включающие в себя в т.ч. и описания-зарисовки жилых построек), касающиеся данного региона, возикают ещё в XIX в. и пишутся преимущественно краеведами- энтузиастами, и постепенно (в советское время) эволюционируют в подлинно научные статьи и монографии, то столь узкоспециализированный вопрос освещен главным образом лишь в нескольких фундаментальных монографиях, написанных более полувека назад, и требует дальнейшей активной разработки исследователей.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трёх глав и заключения, списка литературы и терминологического словаря. В первой главе будут рассмотрены проблемы выделения основных этнокультурных групп восточнославянского населения Алтая. Во второй будет рассказано о традиционном жилище восточнославянского населения на Алтае. Третья глава будет посвящена обрядам и символам, связанным с жилищем.
В работе были решены все четыре поставленные задачи.
В первой главе были выделены и охарактеризованы основные этнокультурные группы восточнославянского населения на Алтае. Их можно разделить на две группы: старожилы и переселенцы. Старожилы были потомками казаков и старообрядцев, а переселенцы - крестьян. Среди старообрядцев самыми крупными группами были кержаки и молокане.
Во второй главе были решены следующие задачи: описать внутреннею планировку дома и выявить особенности, заимствования в домостроительстве на Алтае и описать технологию строительства жилищных и хозяйственных построек
Основной форма дома являлась клеть. Изба разделялась на четыре зоны: угол куть ,дверной угол и печной угол. Во внутреннем устройстве избы особое место занимала печь. Обязательно в каждом доме была божница или красный угол.
Ход строительства определяли традиции. На Алтае было огромное количество заимствований из севернорусских традиций. Но, несмотря на эти заимствования в нашем регионе под воздействием различных факторов, складывается свою уникальная специфика. На ее развитие повлияло. Во- первых, переселенческое движение второй половины XIX -начала XX века. Во-вторых, природно-климатические условия.
В третьей главе была решена четвертая задача - описать основные семиотические аспекты домостроительства. Строительства дома было не просто обычным процессом, а отсылкой на акт творения мира.
Таким образом, решение четырех задач помогло выполнить цель работы - выявить основные черты и семиотические аспекты домостроительства восточнославянского населения на Алтае.
Литература
1. Алтайский альманах / под ред. Г. Д. Гребенщикова; СПб., 1914.С.202.
2. Алексеенко Н. В. Бухтарминские были. — Алма-Ата: «КАЗАХСТАН», 1981. С.128.
3. Андюсев Б. Е. Мир старожилов Сибири: быт, культура, традиции. Сибирское краеведение. 2-е издание.Красноярск, РИО КГПУ, 2003. - С. 287-303.
4. Андюсев Б.Е. Опыт реконструкции особенностей менталитетов старожилов Сибири. Культурное наследие Азиатской России Материалы 1 Урало-Сибирского исторического конгресса (25-27 ноября 1997).-Тобольск,1997.С.З.
5. Аникин.А.Е.Этимологический словарь русских диалектов Сибири. — М.; Новосибирск, 2000. С. 773.
6. Афанасьев А. Н. Древо жизни. М., 1982. С.464.
7. Афанасьев А.Н.,Поэтические воззрения славян на природу, СПб,2008. С.1520.
8. Ащепков Е.А. Русское деревянное зодчество. М., 1950.С. 104.
9. Ащепков Е.А., Русское Народное Зодчество в Западной Сибири. — Издательство Академии Архитектуры СССР 1950. С. 140.
10. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба. Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге. М., 1985.С.390.
И.Балов А.В. Очерки Пошехонья : краткие географические и экономические сведения, Москва, 1899. С. 193-224
12. Бережнова М. Л. Загадка челдонов. Омск,2007.С.266.
13. Блинова О.И., Гордеева О.И., Гынгазова Л. Г.,Практикум по русской диалектологии. Томск, 2002. С. 126
14. Булыгин Ю.С. Первые крестьяне на Алтае Барнаул, Алтайское книжное издательство, 1974. С.144.
15. Байбурин А.К., Жилище в обрядах и представлениях восточных славян, Ленинград, 1983.С. 188.
16. Власова И. В. Этнографические группы русского народа. Историко-культурные зоны // Русские. Монография Института этнологии и антропологии РАН / под ред. В. А. Александрова, И. В. Власовой и Н. С. Полищук. —М.: Наука, 1999.С.828.
17. Герасимов Б. Г. Из жизни Бухтарминской долины // Сибирский Архив. — Иркутск, 1912. № 7. — С. 569—575.
18. Гребенщиков Г. Д. Река Уба и Убинские люди: (Лит.-этногр. сб.) // Алтайский сборник. Барнаул, 1912. Т. И. С. 1-80.
19.3амалеев А. Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л., 199ЕС.206.
20.Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1989. С.507.
2ГА. Казаков, А. Кузнецов. Община с. Покровки: общее и особенное в судьбе старообрядчества на Алтае в XX веке // Историко-культурное наследие Северной Азии: Итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий: Материалы ХЬ1 Региональной археолого¬
этнографической студенческой конференции. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. С. 525-527.
22. Куприянова И.В., Старообрядцы Алтая в первой трети XX века. Барнаул : Изд-во Алтайской гос. акад, культуры и искусств, 2010 С. 247
23. Мирче Э. Священное и мирское. М., 1994. С. 143.
24. Мышко А.С. Хозяйственные постройки русских крестьян Юго-Западного Алтая конца XIX - начала XX веков. Типология, расположение, строительные материалы, строительные традиции. Горно- Алтайск,2017.С.372-377.
25. Поверья и обычаи Сургутского края, Зап., Западная Сибирское отделение РГО, Омск, 1903.т.ХХ,С.40.
26. Разгон В.Н.,Храмков А.А.,Пожарская К.А.,Баонаул,2013.С.348.
27. Русакова Л. М., Фурсова Е. Ф. Одежда бухтарминских крестьян: XIX начало XX века // Общественный быт и культура русского населения Сибири XIX — начало XX века. — Новосибирск: Наука, 1983. Русские, украинцы, белорусы. Особенности взаимного восприятия восточнославянских народов. Социологическое исследование. СПБГУ. 2007 год.С.68-105.
28. Колпакова Н. П. Лирика русской свадьбы. Л., 1973.С.323.
29. Костомаров Н.И., Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII вв., СПб.,1887.С.218.
30. Лекции 3 Омского Государственного университета “Группы русских в Сибири”
31. Липинская В. А. ,Старожилы и переселенцы, М., 1996.С.269
32. Лингвистический Энциклопедический Словарь ,В. Н. Ярцева ,1990 г.С.682
33. Сахаров И.П., Сказания русского народа / Составитель и отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, Т. II, 2013.С.310.
34. Седов В.В, К вопросу о жертвоприношениях в Новгороде, ИИМК, вып.68.С.20-30
35. Свидовская, А. С. Жилище как основной элемент культуры жизнеобеспечения украинских столыпинских переселенцев в
Алтайском округе / А. С. Свидовская. // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232).С.225-226.
36. Соловьева С.А. Севернорусские традиции строительства жилища на Алтае, Рябининские чтения — 2015 Отв. ред. — доктор филологических наук Т.Г.Иванова, Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2015. С.236-238
37. Сумцов Н.Ф. ,Киев : ред. журн. "Киев.старина", 1890. С.408.
38. Некрасов П.А., Народные песни, наговоры ,загадки, скороговорки и пословицы, записанные в Александровской волости Соликамского уезда Пермской губернии в 1890 и 1891 г., Екатеринбург, 1900.С. 102
39. Фурсова Е.В., Восточные славяне в Западной Сибири: Создание этноэкологических систем развития,Новосибирск,2000.С.65-69.
40. Шитова Н.И. Рукописи старообрядца Т.Ф.Бочкарева,
Барнаул,2010.С.360.
41. Щеглова Т. К. Социокультурная и хозяйственная адаптация столыпинских переселенцев на Алтае на протяжении 1910-1980-х годов: стратегии и результаты (по материалам полевых исследований), Вестник Алтайской науки. Вып. 1, Барнаул, 2014.С.252-257.
42. Щеглова Т. К. Очерки по сельской, архитектурно-застроечной среде, жилищно-бытовой и сакрально-художественной культуре Среднего Причу мышья, Залесовское Причумышье: Очерки истории и культуры. Барнаул, 2001.С. 118-158.
43. Ядринцев Н. М. Программа исследования сельской общины в Сибири. Омск, 1879.С.5.
Интернет ресурсы
1. Информационные материалы об окончательных итогах
Всероссийской переписи населения 2010 года
https://www.gks.ru/free doc/new_site/perepis2010/регер15 1612.htm
(дата обращения: 8.04.2021)
2. Традиционные способы и приемы строительства Авторы раздела О.А. Федоренко и Т.К. Щеглова
https://arch.altspu.ru/p_arh/russian/tradition/build.html (дата
обращения:08.04.2021)