ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ 6
1.1 Содержание конституционной категории «участие граждан в управлении делами государства» 6
1.2 Граждане в управлении делами государства 12
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН РФ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА 17
2.1 Реализация права граждан на участие в управлении делами государства в сфере законодательной власти 17
2.2 Права граждан на участие в управлении делами государства в сфере исполнительной власти и судебной власти 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Происходящие в последнее время процессы преобразования деятельности государственных органов и государственных служащих в сторону большей прозрачности (транспарентности) оказывают непосредственное влияние на расширение доступа граждан к информационным государственным ресурсам. Создаются условия для мотивации населения к участию в обсуждении важнейших программ и проектов, формируются условия для создания инфраструктуры, обеспечивающей эффективное взаимодействия государственных служащих с гражданами и общественными объединениями. Исследователи отмечают, что следует говорить о необходимости улучшения качества власти как способности государственных органов «рационально и в интересах граждан использовать административные ресурсы, обеспечивая реализацию социально значимых государственных услуг»
Степень научной разработанности проблемы. Участие граждан в управлении делами государства является достаточно интересной и привлекающей внимание многих исследователей проблемой. Значительную лепту в изучение форм участи граждан в управлении делами государства внесли такие учёные как М.В.Баглай, С.А.Авакьян, В.В. Гошуляк, Н.В. Витрук, О.Е.Кутафин.
Пристального внимания стоит изучение диссертации на соискание докторской степени С.А. Широбокова про Конституционно-правовые аспекты участия граждан в управлении делами государства в Российской Федерации, в которой раскрыты критерии разграничения форм участия в управлении делами государства.
Учёные-правоведы выявляют некоторые проблемы применения на практике права граждан на участие в делах государства, а также предлагают пути их решения. Вопросы, носящие дискуссионный характер в кругу теоретиков и практиков, порождают немало противоречивых мнений
Объектом исследования - является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации различных конституционно-правовых форм участия граждан в управлении делами государства.
Предметом исследования выступает классификация форм участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства, ее содержание в Конституции РФ, в федеральном и региональном законодательстве, доктрине конституционного права, правовых позициях Конституционного Суда РФ, а также комплекс проблем, связанных с реализацией данного права на практике.
Целью исследования - является комплексный анализ права граждан на участие в управлении делами государства, а также детальное рассмотрение отдельных его видов.
Для реализации данной цели нами были определены следующие задачи:
1) изучить понятие, содержание конституционной категории «участие граждан в управлении делами государства»;
2) исследовать и проанализировать стандарты участия граждан в управлении делами государства на международной арене;
3) определить критерии разграничения форм участия граждан в управлении делами государства;
Методологическую основу исследования составили ряд частнонаучных и специальных методов: статистический метод, формально-юридический, сравнительно-правовой, метод научной систематизации правовой литературы, диалектический метод.
Нормативную базу работы составили: Конституция РФ, федеральное и региональное законодательство, доктрина конституционного права, правовые позиции Конституционного Суда РФ.
Структура работы включает в себя введение, две главы, разделённые на параграфы, заключения и список использованных источников.
В настоящее время значительно меняются условия и механизмы взаимодействия между государственными органами и институтами гражданского общества. Граждане, используя современные технологии электронной коммуникации, имеют возможности ознакомиться с имеющимися комментариями по конкретным вопросам в сетевых сервисах и оценить качество обсуждаемых документов. Можно утверждать, что активизация информационных сетей и электронных коммуникаций влияет на усиление гражданской ответственности, на формирование правовой культуры в целом, ведёт к большему и реальному участию граждан в процессе принятия решений.
Активизация социальной деятельности граждан, их большая вовлеченность в процессы государственного управления и контроля должна сочетаться с наличием у населения конкретных знаний в сфере государственного управления, юриспруденции, экономики, политической деятельности; развитыми навыками обсуждения актуальных социальных проблем; с развитой политической культурой, приверженностью демократическим ценностям.
Анализ экспертных суждений относительно существующих возможностей для привлечения граждан к открытому обсуждению государственных документов и проектов нормативных правовых актов позволил раскрыть основные проблемы, решение которых будет способствовать активизации государственно-гражданского диалога. Следует обратить внимание прежде всего на активизацию жизненной позиции граждан, организовывать мероприятия по общественному обсуждению проектов, учитывать предложения граждан, повысить личную ответственность за принимаемые решения, совершенствовать правовую компетентность; развивать социально-психологические качества, например, такие, как коммуникабельность; обратить внимание на психологическую готовность граждан к участию в процессах государственного управления и контроля.
Таким образом, можно утверждать, что привлечение граждан к решению государственных задач и стимулирование гражданских инициатив требуют обращения большего внимания к развитию социально-психологического потенциала взаимодействия. Акцентирование осознанности и вовлеченности в социальные взаимодействия, учет обратной связи на принимаемые решения, ориентация на социальную оценку способа взаимодействия могут влиять на формирование механизмов взаимодействия между государственными служащими и гражданами как коллективными субъектами управления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ 6
1.1 Содержание конституционной категории «участие граждан в управлении делами государства» 6
1.2 Граждане в управлении делами государства 12
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН РФ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА 17
2.1 Реализация права граждан на участие в управлении делами государства в сфере законодательной власти 17
2.2 Права граждан на участие в управлении делами государства в сфере исполнительной власти и судебной власти 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30