ВВЕДЕНИЕ 7
1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ АТТРАКТИВНОСТИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ТЕРРИТОРИИ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 11
1.1 Аттрактивность территории понятие и сущность 11
1.2 Использование мультимедийных технологий в создание туристского
рекреационного образа территории 16
2. ОПИСАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ
ТЕРРИТОРИИ ШЕБАЛИНСКИЙ РАЙОН, СЕЛО БАРАГАШ 22
2.1 Характеристика потенциальной туристско-рекреационной территории
села Барагаш 23
2.2 Описание и характеристика культурно-исторических и природных
объектов села Барагаш с использованием фото образа 33
3. ФОРМИРОВАНИЕ АТТРАКТИВНОСТИ РЕКРЕАЦИОННО
ТУРИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА СЕЛА БАРАГАШ ПРИ ПОМОЩИ ФОТО И
ВИДЕО МАТЕРИАЛОВ 44
3.1 Формирование проблем при формирование аттрактивности
рекреационно-туристического образа села Барагаш 44
3.2 Методы решения возникших проблем при формировании аттрактивности
рекреационно-туристической территории села Барагаш 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
В современном обществе, где информация становится стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентное преимущество, все большее значение приобретают фото- и видеообразы территорий для потенциальных потребителей. Происходит развитие территорий при помощи Интернет- технологий, маркетинга и качественного контента (фото и видео).
Актуальность данной темы на сегодняшний день заключается в развитие туристских рекреационных территорий которое, на сегодняшний день, происходит в геометрических масштабах при помощи электронных ресурсов и медиа контента в сети Интернет. Эпидемиологическое положение всего мира показало важность развитие внутреннего туризма страны, развитие новых уникальных территорий с целью рекреационного туризма для потребителей, что приведет к улучшению экономической составляющей страны и туристской территории.
Проблемы, с которыми столкнулись при формирование аттрактивности туристско-рекреационной территории при помощи фото и видео материалов стали:
• отсутствие подробной информации о выбранной территории,
• незаинтересованностью со стороны местных жителей, в том числе молодежью,
• отсутствие медиа материалов (фото,видео,аудио) с территорией села,
• сложность продвижение потенциальной территории из-за отсутствия узнаваемости и интереса среди потенциального потребителя.
Объектом данной работы является организационные и методологические аспекты создание рекреационного туристического образа. Предметом - непосредственно сам фото- и видеообраз села Барагаш.
Цель выпускной квалификационной работы - формирование рекреационного туристического образа села Барагаш, Шебалинского района, Республики Алтай при помощи фото и видео материалов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
• Изучение теоритических аспектов туристско-рекреационной территории и критерии ее создания;
• Определить современные подходы формирования туристского образа территории;
• Выявить особенности формирования туристко-рекреационной территории при помощи медиа образов;
• Выявить особенности формирования туристского образа территории села Барагаш;
• Разработать туристско-рекреационный образ сельского поселения и его природных и культурно-исторических объектов;
• Получить недостающую информацию при помощи интервью среди местных жителей;
• Сформировать сегодняшний фото- и видеообраза территории сельского поселения и ее узнаваемости с перспективами развития.
На практике при помощи теоритических аспектов и полученного материала была совершена попытка сформировать фото- и видеообраз сельского Барагашского поселения.
Для написания выпускной квалификационной работы были выбраны труды отечественных авторов, такие как : Никанорова Е.В., Гончарова Н.А., Щербакова С.А., Кирьянова Л.Г. и др. Основа теоритических аспектов по формирование туристско-рекреационной территории были взяты из литературы Замятина Д.Н., Замятиной Н.Ю. и Александрова А.Ю.
Также некоторое количество сетевых источников: сайт Министерства Республики Алтай по развитию туризма, сайт со списком достопримечательностей Шебалинского района и др.
Интересную и обширную информацию по теме выпускной работы раскрывают труды зарубежных авторов Ferrer J.G., Jablonska J. , Kim H. , Kornilova J. [58-61].
Также значительной ролью обладала работа Никаноровой Е.В. и Александровой А.Ю., описывающая научно-технические основы аттрактивности туристско-рекреационной территории. Эти источники легли в теоритическую основу при написании выпускной квалификационной работы и практическую реализацию на территории Барагашского сельского поселения.
При проведении анализа работ, представленных раннее, можно сделать вывод о том, что потенциал регионов России, в том числе Республики Алтай, представлен неполно и низко оснащен медиа контентом в сети Интернет. Главными причинами дефицита информации о потенциальных территориях, которые могут быть интересны туристам, является отсутствие полной информации о туристских местах, их культурно-исторических и природных объектах, формах и видах туризма, их особенностях.
Результатом работы является собранный воедино и систематизированный обширный материал по теме, создание туристического образа Барагашской сельской местности, изменение отношения местных жителей к сфере туризма в целом.
В результате написания выпускной квалификационной работы были сделаны выводы о том, что село Барагаш, Шебалинского района, Республики Алтай располагает как природными, так и культурно-историческими ресурсами; однако, их потенциал еще предстоит развивать.
Область применения результатов выпускной квалификационной работы, описания природных и туристско-рекреационных ресурсов Барагашского сельского поселения, заключается в применение информации для расширения кругозора местных жителей и школьников о своей территории, ее культурно-исторических и природных памятников. Материал работы можно использовать местными туроператорами для развития туристических услуг и внутреннего туризма по Республике Алтай в новых направлениях.
Целью нашей выпускной квалификационной работы было
формирование рекреационного туристического образа Барагашского сельского поселения, Республики Алтай при помощи фото и видео материалов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
• Изучение теоритических аспектов туристско-рекреационной территории и критерии ее создания;
• Определить современные подходы формирования туристского образа территории;
• Выявить особенности формирования туристко-рекреационной территории при помощи медиа образов;
• Выявить особенности формирования туристского образа территории села Барагаш;
• Разработать туристско-рекреационный образ сельского
поселения и его природных и культурно-исторических объектов;
• Получить недостающую информацию при помощи интервью среди местных жителей;
• Сформировать фото и видео образа территории сельского поселения и ее узнаваемости с перспективами развития.
В ходе решения задач мы рассмотрели составляющие рекреационнотуристского образа территории. Определили, что важная роль в исследованиях потенциальных рекреационных территорий отведена социологическим факторам: алтайский фольклор, произведения литературы и местных авторов, живописи, кинематографа, СМИ, Интернет, реклама.
Было принято решение найти объекты на территории села Барагаш, которые смогут заинтересовать потенциального потребителя. После поиска объектов на территории при помощи изучения архивной документации, Интернет-источников, энциклопедий. После ознакомления с различными источниками стало понятно, что есть нехватка информации об объектах и территории в целом, интервью с местными жителями показало, что многие проживающие на территории Барагаша не знакомы со своими же достопримечательностями, например, половина опрошенных не знали нахождение Барагашской пещеры, петроглифов. Поэтому было решено создать туристско-рекреационное описание территории села.
Нами были найдены все природные и культурно-исторические объекты на территории сельского поселения при помощи интервью, анализом архивных документов и записей с экспедиции, которая проходила по р. Песчаная [45]. А так же самостоятельными походами по окрестностям села.
Найденные объекты туристского показа были подробно описаны, а так же запечатлены на камеру, где создавался их фото образ. Определенные объекты вошли в фильм «Семь чудес Барагаша», а именно: Красный камень, курганы, петроглифы, стелла, овраг с триллобитами, аэродром, пещера. Данный ролик участвовал в конкурсе «Лучший Гид-2019» от РГО и составляет видео образ села, в последующем ролик можно использовать для рекламы территории Барагаша.
При помощи туристского интереса мы смогли решить ряд проблем: отсутствие интереса в развитии территории у местных жителей и молодежи, отсутствие оснащенности фото и видео материалами, малое количество информации о территории села Барагаш в сети Интернет.
Результатом выпускной квалификационной работы стал собранный воедино и систематизированный обширный материал по теме, создание рекреационно-туристического образа села Барагаш, изменение отношения местных жителей к сфере туризма в целом, реализация теоритического аспекта на практике среди школьников местной Барагашской школы.
В результате написания выпускной квалификационной работы были сделаны выводы о том, что село Барагаш, Шебалинского района, Республики Алтай располагает как природными, так и культурно-историческими ресурсами; однако, их потенциал еще предстоит развивать.
В дальнейшем планируется создание подробного туристического образа села, с фото, видео и аудиотекой на просторах сети Интернет. Реализация виртуальных экскурсий с использованием чат-ботов вк и других интернет платформ, что позволит задействовать потенциальных туристов на расстояние и реализовывать туризм для людей с ограниченными возможностями.
Из-за особенностей климата на территории в летнее время тяжело насладиться купанием - нет специальных территорий, низкая температура воды, отсутствие глубины в реке Песчаной и Барагашонке, то есть нужно создавать искусственные бассейны, так же спросом будут пользоваться бани, хаммамы и купели, а так же фито бочки на местных травах. Ведь окрестности Барагаша богаты на растительность.
Легкодоступность и проходимость по горным тропам поспособствует экологическому, познавательному, рекреационному и конному туризму. Можно создать определенные конные маршруты, беговые, для велосипедистов и в познавательных целях для детей с гидами- экскурсоводами, одетых в традиционные алтайские наряды
Богатое разнотравье сельского поселения, чистый воздух, нетронутый кедровый или смешанный лес, отдаленность от основной туристической дороги - Чуйского тракта, создает атмосферу «дикости» Алтая, новые виды хребтов увеличивают аттарктивность территории Барагаша.
Перспективными видами туризма в сельском поселение можно сделать : экологический туризм, познавательный туризм с алтайской традицией для туристов и познавательные туры или тропы для местных школьников, спортивный туризм для туристов и местных жителей (велотуризм), а так же конный туризм. Так как в селе многие держат стоянки, скот, то развитие конного туризма способствовало бы дополнительному заработку для
местных жителей. Приоритетными направлениями можно оставить сельский туризм и рекреационный.
При помощи инвесторов, дополнительных средств можно облагораживать тропы к пещере, к петроглифам, к скалкам- создавать информационные таблички, мусорные баки, красивые тропы, чтобы не было возможностей сойти с маршрута. Это позволит сохранить места туристского показа и уменьшить загрязнения.
У территории есть уникальный туристский потенциал и возможности, для дальнейшего развития нужно обустройство сферы услуг, мест размещений, организация доступности объектов, создание экскурсий и привлечение инвесторов.
Развитие туристической отрасли в сельском поселение позволит улучшить экономическую составляющею села, за счет привлечения инвестиций, дополнительных поступлений денежных средств в местный бюджет. Всё это позволит развивать малые предприятия, стимулировать частных собственников, а так же увеличиться заинтересованность местного население в улучшение условий жизни, улучшить экологическую обстановку за счет дополнительного финансирования природоохранных программ.
1. Александрова А.Ю. География туризма: Учебник / Под ред. А.Ю. Александровой. - М.: КНОРУС, - 2010. - 592 с.
2. Ариарский М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики: учеб. пособие / Ариарский М.А. - СПб.: Олимп, 1999. - 275 с.
3. Бабич А.М. Экономика и финансирование социальнокультурной сферы: учеб. пособие / А.М. Бабич, Е.В. Егоров. - Казань, 2000. - 323 с.
4. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. - М.: Высшее
образование, 2008.
5. Барабанова, Н. А. Информационное сопровождение туристской деятельности : Практ. пособие / Н. А. Барабанова. М. : Литера. 2011. 159 с.
6. Бетехтин А.В. Современная концертная организация: Формы деятельности и пути развития / Справочник руководителя учреждения культуры. - М., 2003. - № 6. - С. 31-37.
7. Биржаков М. Б. Введение в туризм. - СПб. 2001
8. Богатырева Т. Современная культура и общественное развитие. - М: изд-во РАГС, 2001. - 242 с.
9. Важенина И. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде / И. С. Важенина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 6. - С. 82- 98.
10. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. / Л.Ю. Гермогенова. - М.: Прогресс, 2003. - С. 111.
11. Гладкевич Г.И. Создание географических образов территории / Лекция, прочитанная на педагогическом марафоне 21 марта 2006 г. в Московском городском доме учителя // География. - 2006. - № 12.
12. Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. - М.: Прогресс. - 1990. - 312 с.
13. Горкин А.П. Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник / Отв. ред. А.П. Горкин. Смоленск: Ойкумена, - 2013. - 328 с.
14. Грибок М.В. Анализ формирования образов регионов России в федеральных информационных программах телевидения с помощью ГИС: дисс. ... канд. географ. наук: 25.00.24 / Грибок Марина Владимировна. - М. -
2009.
15. Гуляева Н.В., Горошко Н.В. Формирование образа туристского региона на примере Новосибирской области / Вестник ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». - 2013. - № 1. - С. 98-102.
16. Гулямов, С. С. Риски в инновационной деятельности регионов / С. С. Гулямов // CEDR. Инновации в туризме, апрель, часть 1. - Т.: ТашГЭУ.
2016. - С.123-128.
17. Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / К. Динни ; пер. с англ. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 336 с.
18. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: МГУК, 1998. - 344 с.
19. Желнина А. А. Образ города и визуальные методы социологического исследования / А. А. Желнина // Телескоп : журнал социологических и маркетинговых исследований. - 2004. - № 6. - С. 1-6.
20. Замятин Д.Н. Географические образы: что это такое? // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 5. География. - 2002. - № 4.
21. Замятин Д.Н. Культура и пространство: моделирование географических образов: автореф. дисс. . докт. культурологии: 56.06.01 / Замятин Дмитрий Николаевич. - М., - 2005.
22. Замятина Н.Ю. Взаимосвязи географических образов в страноведении: автореф. дисс. . канд. географ. наук: 25.00.24 / Замятина Надежда Юрьевна. - М. - 2001.
23. Замятина Н.Ю. Взаимосвязи географических образов в страноведении: автореф. дисс. ... канд. географ. наук: 25.00.24. - Замятина Надежда Юрьевна. - М., 2001.
24. Замятина Н.Ю. Концептуальные основы изучения региональных образов / Региональный исследования. - 2011. - № 2 (52). - С. 24-35.
25. Колосов В.А. Географические образы и геополитические представления: пути формирования и подходы к изучению / Вестник ДВГСГА. Серия 1. гуманитарные науки. - 2008. - № 1. - С. 72-91.
26. Куница М.Н. Туристский образ крупного города: особенности и роль в региональном менеджменте туризма / Региональные исследования. -
2017. - № 1 (55). - С. 110- 118.
27. Лебедева Т. Геобрендинг: практическая коммуникация в продвижении территорий / Т. Лебедева, А. Ассадель, Т. Кормановская, Л. Эпштейн. - Париж : L'Harmattan, 2014. - 245 с
28. Лапин А. И. Фотография как. / А. И. Лапин. - Москва : Тримедиа Контент, 2016. - 308 с.
29. Марков А.П. Основы социально-культурного проектирования: учеб. пособие / А.П Марков, Г.М. Бирженю. - СПб.: 2001. - 344 с.
30. Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. - СПб.: СПбГУП, 2005. С. 62.
31. Мягкова М. А. Визуальная культура как социокультурный феномен / М. А. Мягкова // Аналитика культурологии. Серия: культурология. - 2008. - № 11. - С. 237-243
32. Никанорова Е.В. Способы формирования туристского образа территории. Развитие имиджа туристской дестинации / Туризм и рекреация фундаментальные и прикладные исследования // Труды III Международной научно-практической конференции. - МГУ им. М. В. Ломоносова: Географический факультет. - Москва, 24-25 апреля 2008.
33. Никанорова Е.В. Формирование туристского образа территории (на примере Ростовской области): автореф. дисс. ... канд. географ. наук: 25.00.24. - Никанорова Екатерина Вадимовна. - М. - 2009.
34. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий : учеб. пособие / А. П. Панкрухин. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 416 с.
35. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. - Москва : Рефл-бук, 2001. - 656 с
36. Почепцов Г. Г. Имиджелогия / Г. Г. Почепцов. - Москва : Рефл-бук, 2006. - 704 с.
37. Петровская Е. В. Антифотография / Е. В. Петровская. - Москва : Три квадрата, 2003. - 112 с.
38. Третьяков В.С. Земля наших предков/В.С. Третьяков//ОАО «ГорноАлтайская типография», 2012 с. 82
39. Уиллер А. Индивидуальность бренда. Руководство по созданию, продвижению и поддержке сильных брендов / А. Уиллер ; пер. с англ. - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2004. - 258 с.
40. Симакова C. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов / С. И. Симакова // Вестник ЧелГУ. - 2015. - № 5 (360). - С. 163-169
41. Соколова А.А. Географическое содержание образа туристской территории и проблема его достоверного отображения при продвижении туристских ресурсов / Экономическая география. - 2011. - С. 155-165.
42. Стегниенко А.С. Методика анализа туристских образов префектур Японии / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. - 2013. - № 6. - С. 46-54.
43. Столбовая Ю.В. Формирование туристического образа территорий: брендинговый и драматургический подходы / Лабиринт: жур. социальногуманитарных исследований. - 2015.
44. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования : учебник / П. Штомпка ; пер. с польского. - Москва : Логос,
2010. - 168 с.
45. Колесникова Д. А. Фотография как способ конструирования социальной реальности : дис. ... канд. филос. наук. / Д. А. Колесникова ; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 2011. - 137 с.
46. Кранк Э. О. Философско-культурологическая конфигурация дискурса в фотографии : дис. ... канд. филос. наук. / Э. О. Кранк ; Казанский гос. ун-т. культуры. и искусств. - Казань, 2009. - 143 с.
47. Сосна Н. Н. Фотография и образ: философский анализ концепций Р. Краусс, М.-Ж. Мондзэн и В. Флюссера : дис. ... канд. филос. наук / Н. Н. Сосна ; Институт философии РАН. Москва, 2005. - 137 с
48. Никулина А. И. Смотреть на мир через инстаграм: к вопросу о влиянии сети инстаграм на визуальное мышление пользователей / А. И. Никулина, Е. А. Хомякова // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., в 2-х т., Изд-во Урал. ун-та, 18-21 апреля 2016 г. - Екатеринбург, 2016. - Т. 2. - С. 136-141.
49. Новиков А. М. Географический имидж государства / А. М. Новиков // Имидж государства/региона: современные подходы: новые идеи в теории и практике коммуникации : сб. науч. трудов. Вып. 3. / отв. ред. Д. П. Гавра. - СанктПетербург : Роза мира, 2010. - С. 157-166.
50. Тимошина Т. Ю. Влияние фотографических образов на современного человека / Т. Ю. Тимошина // Научный поиск в современном мире : материалы IV Межд. науч.-практ. конф., 30 сент. 2013 г. - Махачкала, 2013. - С. 107-109
51. Никушина А. Н. Территориальный маркетинг как инструмент развития регионов России / А. Н. Никушина, А. Д. Сарафанов, А. С. Анастасова, А. С. Павлова // Экономика и менеджмент инновационных технологий: электрон. науч.-практ. журнал. - 2016. - № 12. - С. 48-53.
52. Радченко Д. А. Мегаполис в объективе: фотографии в социальных сетях как источник данных о пользовании территорией / Д. А. Радченко // Лабиринт : журнал социально-гуманитарных исследований. - 2016. - № 5. - С. 25-36.
53. Савельева И. П. Формирование имиджа города как социальный индикатор конкурентоспособности региона / И. П. Савельева, Е. Ю. Трофимчук // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. - 2014. - № 2 - С. 30-40.
54. Савчук В. В. Философия фотографии / В. В. Савчук //
Медиафилософия. - 2009. - № 3. - С. 139-142.
55. Шугайло И. В. Специфика фотографического образа / И. В. Шугайло // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2010. - № 7-12. - С. 122-126.
56. Якубова Т. Н. Территориальный брендинг как инструмент развития региона / Т. Н. Якубова, А. П. Крюкова // Молодой ученый. - 2014. - № 21. - С. 484-488.
57. 8 примеров использования туристических фотографий в брендинге
//Freelance Today : электрон. журн. - 2016. - Режим доступа:
https://freelance.today/poleznoe/8- velikolepnyh-primerov-
ispolzovaniyaturisticheskih-fotografiyv-brendinge.html
58. Ferrer J.G. Social tourism and healthy ageing / Jordi Garces Ferrer, Mirela Ferri Sanz, Estrella Dura Ferrandis et al. // International Journal of Tourism Research. 2015. DOI:10.1002/jtr.2048
59. Jablonska J. Social tourism, its clients and perspectives / Jana Jablonska, Matus Jaremko, Gejza M. Timcak // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2016. Vol. 7, No. 3 S1, рр. 42-52.
60. Kim H. Tourism experience and quality of life among elderly tourists /Hyelin Kim, Eunju Woo, MuzafferUysal // Tourism Management. 2015.Vol. 46, рр. 465-476.
61. Kourdova J. Social tourism support in the Czech Republic / J. Kourilova,I. Kratochvilova // Czech Journal of Tourism. 2014. Vol. 3, No.1, рр. 63-81. DOI: 10.2478/cjot-2014-0004.