Введение 9
1 Теоретические аспекты функционирования и управления предприятиями малого бизнеса 12
1.1. Сущность и критерии малых предприятий 12
1.2. Роль малого бизнеса в экономике 16
1.3. Тенденции и проблемы деятельности малых предприятий в РФ 25
2. Анализ деятельности малых предприятий на примере Томской и Московской
областей 32
2.1. Малый бизнес Томской и Московской областей 32
2.2. Тенденции развития малого предпринимательства в Томской и Московской
областях 39
2.3. Анализ финансово-экономических показателей ООО «Первая
Фумигационная группа» как субъекта малого бизнеса 58
3. Разработка рекомендаций по оптимизации государственной поддержки малых
предприятий в Томской области 65
3.1. Проект мероприятий по оптимизации системы государственной поддержки
малого бизнеса в Томской и Московской областях 65
3.2. Финансовая и имущественная поддержка субъектов малого бизнеса в
Томской и Московской областях 71
4. Социальная ответственность 74
Заключение 83
Список использованных источников 88
Приложение А. Распределение малых предприятий (юридических лиц) в России по
федеральным округам (на 2016 г.), тыс 93
Приложение Б. Участники поддержки развития малого предпринимательства
Томской области 94
Приложение В. Предложения предпринимателей по формам поддержки малого
бизнеса в России 96
Приложение Г. Проект мероприятий по поддержке малого бизнеса на территории муниципального формирования г. Томск 98
Объектом исследования является малый бизнес в России.
Цель работы - исследование проблем государственного регулирования и поддержки развития малого бизнеса в экономике России и в Томской области.
В данной работе дано понятие малого бизнеса и описаны критерии его определения. Также проведена оценка динамики развития малого бизнеса в России.
В работе дана характеристика путей решения проблем развития малого бизнеса в России с точки зрения различных сообществ (бизнес-сообщества, сообщества власти и экспертного сообщества). Проведен анализ малого бизнеса в Томской и Московской областях. Также выявлены перспективные направления поддержки малого бизнеса в Томской области и Московской области.
Степень внедрения: разработанные рекомендации были обсуждены с руководством ООО «Первая Фумигационная группа» и планируются к внедрению в 3 квартале 2017 года.
Область применения: результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки рекомендаций по развитию малого бизнеса в муниципальных образованиях.
Экономическая эффективность/значимость работы заключается в разработке комплекса рекомендаций по разработке программ развития малого бизнеса.
Малый бизнес играет в экономике многих странах мира существенную роль, т.к. успешно выполняет три важнейшие функции в социальноэкономическом развитии страны: обеспечивает занятость населения, обеспечивает значительные поступления в бюджеты регионов, оперативно осваивает новые технологии и новые ниши на рынке.
В России развитие малого бизнеса дает обеспечения решения и экономических, и социальных задач, а также благоприятствует образованию конкурентной среды, насыщению рынка продукцией и услугами, обеспечению занятости, повышению налоговых поступлений в бюджеты всех звеньев.
Малый бизнес представляет собой важнейший механизм обеспечения самозанятости и занятости населения. Но требуется понимать то, что социальное значение малого бизнеса имеет связь, прежде всего, не с количеством их сотрудников, а с уровнем их квалификации и профессиональной грамотности.
Во время изменений отраслевой структуры малый бизнес помогает, посредством создания новых фирм, в становлении новой структуры с механизмом хозяйствования, который адекватен экономике рыночного типа. На этой стадии малым бизнесом решается не задача сохранения уровня занятости, а задача увеличения эффективности собственной работы за счет привлечения социально активных, предприимчивых людей, которые могут реализовать собственные способности и обеспечить для семьи достойный уровень жизни.
Повышение социальной роли малого бизнеса должно быть обеспечено также за счет его распространения в области технологий наукоемкого типа и активного применения в малом бизнесе последних достижений техники и науки. Приумножение и сохранение научно-технического потенциала страны, повышение активности инновационного характера малых фирм сферы производства является одной из важных задач малого бизнеса.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что экономика рыночного типа является невозможной без среды конкуренции, а в качестве основы ее или точнее субъектов конкурентной среды способны выступать на местных, локальных рынках обычно лишь малые компании. Конкурентный механизм может играть роль защиты потребителя от некачественных услуг и товаров, поскольку после достижения некоторого уровня удовлетворения потребностей человек имеет возможность выбора товаров (услуг) не только согласно цене, но уровню, качеству обслуживания, сервису, а для выбора требуется, чтобы на рынке были различные фирмы.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование проблем государственного регулирования и поддержки развития малого бизнеса в экономике России и в Томской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. дать понятие малого бизнеса и описать критерии его определения;
2. провести оценку динамики развития малого бизнеса в России;
3. определить основные проблемы развития малого бизнеса в Томской области и Московской области;
4. охарактеризовать пути решения проблем развития малого бизнеса в России с точки зрения различных сообщества (бизнес-сообщества, сообщества власти и экспертного сообщества);
5. провести анализ малого бизнеса в Томской и Московской области;
6. выявить перспективные направления поддержки малого бизнеса в Томской области и Московской области.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает малый бизнес в России.
Предмет исследования - проблемы развития малого бизнеса в регионах
РФ.
Малый бизнес представляет собой бизнес, опирающийся на
предпринимательскую деятельность небольших предприятий, малых фирм,
формально не входящих в объединения.
Деятельность малых предприятий в РФ регулируется Федеральным
законом «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации».
Критериями определения малых предприятий считаются доля участия в
них РФ, средняя численность работников и размер выручки.
Анализ показал, что в целом наблюдается ухудшение показателей
развития индивидуальных предпринимателей в России за последние годы, т.к.
снижается общее число малых предприятий, также начиная с 2009 г. произошло
снижение объема выручки индивидуальных предпринимателей. Все это
свидетельствует об ухудшении условий развития индивидуального
предпринимательства в стране.
Неоспоримо утверждение по поводу того, что состояние, которое
характеризует малое предпринимательство в государстве, имеет прямую связь с
темпами, присущими развитию экономики. Во многих странах мира, которые
занимают ведущие места по факту прироста ВВП, именно малое
предпринимательство приносит максимальные доходы стране. Это указывает
на то, что Россия испытывает нужду в развитии сферы малого бизнеса. Данный
факт признает и Правительство РФ, что может указывать на то, что процессы
содействия развитию малого предпринимательства уже запущены. Однако
развитие малого бизнеса в России сопровождается целым комплексом проблем.
В 2016 году в условиях падения платежеспособного спроса населения
сохраняются негативные тенденции в сегменте малого предпринимательства.
Многие индивидуальные предприниматели закрывают бизнес, т.к. арендная
плата и страховые взносы сводят к нулям получаемую прибыль.84
Эти проблемы изучены в выпускной квалификационной работе с точки
зрения различных участников отношений в сфере малого бизнеса, а именно:
По мнению органов государственной власти (в частности по данным
исследований Министерства экономического развития РФ) список ключевых
для малого бизнеса проблем возглавляет дефицит кадров, на втором месте
стоит проблема высокого для малого бизнеса уровня налоговой нагрузки, на
третьем месте в списке основных проблем – низкая доступность финансовых
ресурсов.
Проблемы развития малого бизнеса в России по мнению экспертного
сообщества (по данным общественной организации «Опора России»):
1. недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и
финансовая;
2. отсутствие возможности привлечения кредитных ресурсов;
3. несовершенство и неразвитость законодательной базы;
4. кадровая проблема;
5. недостаточный уровень спроса на продукцию малого
предпринимательства.
Наиболее важной проблемой малого бизнеса с точки зрения бизнессообщества являются действия органов государственной власти (налоги,
таможня, проверяющие органы), затем в равной степени отмечаются такие
проблемы как: недостаток кредитных ресурсов (слишком высокая ставка по
кредитам, трудности в его получении и т. д.); неравные конкурентные условия в
сравнении с импортной продукцией (включая контрафакт), затрудненный либо
слишком дорогой доступ к инфраструктуре (электроэнергия, арендные ставки и
т.п.). Проблема нехватки квалифицированных кадров существует, но она не
столь актуальна как другие проблемы.
Таким образом, по результатам анализа проблем малого бизнеса в
России можно сделать вывод о том, что общими проблемами, по мнению всех
рассматриваемых сообществ, для малого бизнеса в России являются
следующие:85
5. недоступность кредитных ресурсов;
6. действия органов власти (налоги, административные барьеры,
коррупция);
7. недоступность инфраструктуры (электроэнергия, недвижимость и
т.п.);
8. кадровая проблема.
Различия в проблемах малого бизнеса состоят в том, что различна
приоритетность определения проблем и их содержание. Так, по мнению бизнессообщества основной проблемой малого бизнеса в России является проблема
действий органов государственной власти (а именно – высокие налоги,
таможенные процедуры, административные барьеры, коррупция). По мнению
же органов власти ведущей проблемой малого бизнеса является проблема
нехватки квалифицированных кадров, а также проблемы высоких налогов и
нехватки финансовых ресурсов. Экспертное сообщество причисляет к
проблемам малого бизнеса проблемы недостаточной ресурсной базы,
отсутствия возможности привлечения кредитных ресурсов, несовершенства и
неразвитости законодательной базы, кадров и недостаточного уровня спроса на
продукцию малого бизнеса.
В целом принципиальных различий между указанными проблемами нет,
существует лишь различная их приоритетность с точки зрения отдельных
экономических сообществ.
С целью решения проблем малого бизнеса его участниками
предлагаются различные мероприятия. Так мероприятия государства по
поддержке малого бизнеса в России закреплены в Федеральном законе «О
развитии малого предпринимательства в Российской Федерации».
Основными формами государственной поддержки малых предприятий в
РФ являются следующие:
1. финансовая поддержка субъектов малого бизнеса;
2. имущественная поддержка субъектов малого бизнеса;
3. информационная поддержка субъектов малого бизнеса;86
4. консультационная поддержка субъектов малого бизнеса;
5. поддержка субъектов малого бизнеса в области подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров;
6. поддержка субъектов малого бизнеса в области инноваций и
промышленного производства;
7. поддержка субъектов малого бизнеса в области ремесленной
деятельности;
8. поддержка субъектов малого бизнеса, осуществляющих
внешнеэкономическую деятельность;
9. поддержка субъектов малого бизнеса, осуществляющих
сельскохозяйственную деятельность.
По мнению экспертов, развитие малого бизнеса должно стать одним из
важнейших приоритетов для государства. Для этого необходимо следующее:
1. создание специализированных структур по развитию малого бизнеса;
2. курирование темы развития малого бизнеса главой государства;
3. создание инфраструктурных объектов для развития малого бизнеса;
4. внедрение механизмов «упрощения» ведения предпринимательской
деятельности, стабильность и предсказуемость законодательной базы;
5. разработка комплекса мер, направленных на стимулирование
инвестиционной активности предпринимателей, развитие малых
инновационных предприятий;
6. налоговые льготы и послабления;
7. развитие институтов микрофинансирования.
По данным исследований Фонда Ресурсного центра малого
предпринимательства сами представители малого бизнеса называют
следующие возможные мероприятия по решению проблем развития малого
бизнеса [35]:
1. финансовые формы поддержки;
2. поддержка производственных предприятий в сфере малого бизнеса;
3. налоговая поддержка и устранение административных барьеров;87
4. поддержка в области бизнес-обучения и повышения квалификации,
повышения престижа предпринимательства;
5. поддержка в области поддержки инновационных и промышленных
предприятий.
В целом можно отметить, что мероприятия по поддержке малого
бизнеса в России со стороны государства, экспертного сообщества и бизнессообщества имеют много общего и направлены на достижение единой цели –
решение проблемы развития малого бизнеса
Консультант Плюс: Конституция Российской Федерации (приняло
всенародное голосование 12.12.1993) (с учетом поправок, которые внесли
Законы РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от
30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2016 N 2-ФКЗ, от 21.07.2016 N 11-ФКЗ)
[Электронный ресурс]: Собрание законодательства РФ, 04.08.2016, N 31, ст.
4398) // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения:
14.05.2017)
2. Консультатнт Плюс: Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30.11.1994 N
51-ФЗ (ред. от 13.07.2016) (с изменениями и доп., вступившими в действие с
01.10.2016) [Электронный ресурс]: Собрание законодательства РФ", 05.12.1994,
N 32, ст. 3301 // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения:
14.05.2017)
3. Консультант Плюс: Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред.
от 29.06.2016) «О развитии малого предпринимательства в РФ» [Электронный
ресурс]: Собрание законодательства РФ. 2007. №31. Ст. 4006 // Консультант
Плюс: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения:
14.05.2017)
4. Консультант Плюс: Постановление Правительства РФ от 9.02.2015 г.
№101 «О предельных значениях выручки от продажи товаров (работ, услуг) для
каждой категории субъектов малого бизнеса» [Электронный ресурс]: Собрание
законодательства РФ, 18.02.2015, № 7, ст. 646. // Консультант Плюс: справочная
правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34710/ (дата обращения:
14.05.2017)89
5. Консорциум Кодекс: Постановление Правительства Томской области
от 27.10.2016 г. № 586-п [Электронный ресурс]:«Об утверждении Порядка
предоставления в 2016 году субсидий из областного бюджета бюджетам
муниципальных районов и городских округов Томской области на развитие
малого предпринимательства» // Электронный фонд правовой и нормативнотехническойдокументации URL: http://docs.cntd.ru/document/467918186 (дата
обращения: 14.05.2017)
6. Консорциум Кодекс: Приказ министерства экономики,
внешнеэкономических связей и инвестиций Томской области от 14 ноября 2016
года № 424 [Электронный ресурс]:«О реализации постановления Правительства
Томской области от 27 октября 2016 г. № 586-п «Об утверждении Порядка
предоставления в 2016 году субсидий из областного бюджета бюджетам
муниципальных районов и городских округов Томской области на развитие
малого предпринимательства». » // Электронный фонд правовой и нормативнотехническойдокументации URL: http://docs.cntd.ru/document/467918186 (дата
обращения: 14.05.2017)
7. Анохин В.С. Предпринимательское право: Учеб. для студ. высш. учеб.
заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. 392 с.
8. Азманова Е.Г. Кредитование малого бизнеса в 2013-2014 гг. //
Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. №13. С. 14-16.
9. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской
деятельности: Учебное пособие/Под общей ред. проф. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ,
2016. 231 с.
10. Богоутдинов Б. Малый бизнес России: анализ доходности и меры
поддержки // Общество и экономика. 2016. N 6. С. 97-108.
11. Борзенков Р. Занятость населения в контексте государственной
поддержки малого бизнеса//Общество и экономика. 2015. №10. С. 50-61.
12. Борзенков Р. Малый бизнес в современной России // Общество и
экономика. 2016. №6. С. 82-90.90
13. Босчаева З.Н., Босчаева С.Н. Формула малого предпринимательства
как основы развития регионов. М.: Экономика, 2016. 254 с.
14. Горфинкель В.Я. Малый бизнес: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2016.
336 с.
15. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник.
Практикум. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2016. 336 с.
16. Деревенский А.С. Проблемы развития малого предпринимательства
в России // Актуал. пробл. совр. науки. 2016. N 6. С.20-23.
17. Деревенский А.С. Финансово-кредитные методы государственной
поддержки малого бизнеса // Аспирант и соискатель. 2016. N 6. С. 23-27.
18. Жуков Р.С. Новая модель организации малого бизнеса // Научные
исследования и разработки. Экономика фирмы. 2016. N 2. С.17-21.
19. Заболоцкая В.В. Экономические основы кредитования предприятий
малого бизнеса // Финансы и кредит. 2015. №8. С. 12-14.
20. Зайцев Н.А. Экономика промышленного предприятия: Учебник. 5-е
изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2015. 439 с.
21. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. М.: ИНФРА-М,
2016. 132 с.
22. Косов М.Е., Ягудина Э.В. Специальный налоговый режим и
инновационная деятельность малого бизнеса//Международный бухгалтерский
учет. 2016. №1. С. 38-42.