ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и формирование ассортиментной политики организации... 7
1.2 Методы анализа ассортиментной политики 12
1.3 Факторный анализ в ассортиментной политики 17
2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ООО «ФАРМГРУПП» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Фармгрупп». 26
2.2 Анализ ассортиментной политики ООО «Фармгрупп» 35
2.3 Рекомендации по улучшению эффективности ассортиментной
политики в ООО «Фармгрупп» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Ассортиментная политика - это политика коммерческой организации, которая нацелена на создание преимущественной ассортиментной структуры.
Главная задача ассортиментной политики, по мнению Г.Л Багиева и В.И. Беляева состоит в том, что товары, которые составляют ассортимент коммерческого предприятия, удовлетворялись требования потребителей по качественным и количественным характеристикам.
Ассортиментная политика состоит из номенклатуры, формирования ассортимента предприятия и ассортимента.
Экономист и маркетолог Филипп Котлер определяет «товарную номенклатуру» как комплексность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, которые предложены покупателям конкретным продавцом, на основании спроса на рынке, на котором они представлены.
Формирование оптимального ассортимента является главным элементом деятельности торговых организаций.
Увеличение объема деятельности торговых предприятий, а в соответствии с этим и прибыль, зависит от правильного подбора групп и видов товаров согласно спроса оптовых покупателей конкретной формы торговли.
Основная задача формирование ассортимента состоит в обеспечение устойчивого сотрудничества. Взаимовыгодные сотрудничества повышают эффективность и правильной организации торгового пространства. Такие связи содействуют организации результативной закупочной деятельности, а это дает шанс образованию таких групп товаров, которые будут наделять важную долю оборота оптовой торговли.
Направлениями формирования товарного ассортимента являются сокращение, расширение, углубление, стабилизация, совершенствование, обновление, гармонизация [7].
Методы анализа играют важную роль в создание работоспособной ассортиментной политики предприятия. Для эффективного процесса анализа ассортиментной политики важно уметь правильно микшировать методы, чтобы этот подход работал на определенном предприятие с учетом его спецификой. По результатам сопоставления итогов анализа, полученных по методам, которые предпринимало конкретное предприятие, разрабатываются предложения по оптимизации ассортиментной политики.
Чтобы сформировать ассортимент, которые будет пользоваться успехом у потребителей, необходимо проводить анализ ассортиментной политики предприятия разными методами, которые будут гармонически восполнять друг друга.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управлению ассортиментом ООО «Фармгрупп».
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность ассортиментной политики организации и изучить ее формирование;
- описать методы анализа ассортиментной политики организации;
- оценить влияние ассортиментной политики на финансовый результат ООО «Фармгрупп»;
- разработать рекомендации по улучшению эффективности ассортиментной политики ООО «Фармгрупп».
Объект исследования - ООО «Фармгрупп».
Предмет исследования - факторы, тенденции, закономерности, в том числе финансово-экономические отношения, определяющие влияние ассортиментной политики на финансовый результат организации.
Методы исследования - экономико-статистический, монографический, расчетно-конструктивный.
В структуру выпускной квалификационной работы бакалавра входят: введение, две главы, заключение, библиографический список.
Первая глава раскрывает теоретическую часть исследуемой проблемы.
Во второй главе анализируется ассортиментная политика ООО «Фармгрупп» и даются рекомендации по ее улучшению.
Ассортиментная политика - это главный объект управленческой системы, потому что развитие предприятия напрямую зависит от отношения потребителей к продукции. Стабильность и устойчивость предприятия формируется за счет правильно разработанной ассортиментной политики.
Главная задача ассортиментной политики состоит в том, что товары, которые составляют ассортимент коммерческого предприятия, удовлетворялись требования потребителей по качественным и количественным характеристикам.
Основная задача формирование ассортимента состоит в обеспечение устойчивого сотрудничества. Взаимовыгодные сотрудничества повышают эффективность и правильной организации торгового пространства. Такие связи содействуют организации результативной закупочной деятельности, а это дает шанс образованию таких групп товаров, которые будут наделять важную долю оборота оптовой торговли.
Чтобы сформировать ассортимент, которые будет пользоваться успехом у потребителей, необходимо проводить анализ ассортиментной политики предприятия разными методами, которые будут гармонически восполнять друг друга.
В результате проведенного исследования было подробно рассмотрено следующие методы анализа ассортиментной политики:
- АВС-анализ;
- адаптированная матрица BCG;
- SWOT-анализ;
- PEST-метод;
- модель экономически обоснованного размера заказа (EOQ).
Долгосрочная деятельность любой организации зависит от планирования. Планирование напрямую зависит от факторного анализа результатов деятельности. Точный и своевременный анализ финансовых результатов обеспечить увеличению обоснованность планирования, даст оценку достоверности учета и оперативности контроля, и все это эффективно скажется на работе организации. Поэтому очень важно подробнее разобраться в факторном анализе финансовых результатов.
В работе была рассмотрена ассортиментная политика ООО «Фармгрупп».
ООО «Фармгрупп» занимается производством и реализацией Биологически Активных Добавок к пище в форме фиточаев и фитосборов (фильтр-пакеты и россыпь), таблеток, капсул, сиропов (Аскорбинка, Мумие, Глицин, сироп Шиповника, Грудной сбор и др. 100 позиций) на основе натурального природного и растительного сырья. Система менеджмента безопасности пищевой продукции применительно к производству и реализации БАД сертифицирована по ГОСТ Р ИСО 22000:2005.
Анализируя динамику основных показателей деятельности ООО «Фармгрупп», моем вывод, что предприятие идет в правильном направлении. Если сравнивать выручку от продаж в 2018 и 2017 году, то мы видим положительный скачек вверх, прирост составил 18,3%. В 2019 году товарооборот увеличился в ООО «Фармгрупп», но темп роста сбавился, он составил 1 %. Необходимо пересмотреть подход к ассортиментной политики, возможно, старое виденье не подходит к новым реалиям.
С увеличением товарооборота налоги на прибыль в 2019 достигли своего максимума за последние рассматриваемые три года.
Темп роста чистой прибыли организации ООО «Фармгрупп» в 2019 году увеличился по сравнению 2018, что сказывается на дальнейшем развитие предприятия.
По данным бухгалтерской отчетности, видим, что в 2019 году себестоимость продукции уменьшилась, а выручка от продаж увеличилась - это способствует улучшению финансового состояния предприятия, а также ухудшению качества продукции за счет закупки более дешевого сырья. А это влияет на имидж бренда.
Проводя коэффициентный анализ финансового состояния ООО «Фармгрупп» моем сделать следующие выводы:
- коэффициент автономии (коэффициент финансовой независимости) - характеризует отношение собственного капитала к общей сумме капитала (активов) организации. Рекомендуемое значение 0,8 - 0.9, тревожно ниже 0,75. По этому показателю предприятие ООО «Фармгрупп» находится в тревожном экономическом состояние.
- коэффициент заемного капитала определяется как отношение заемного капитала к общей сумме активов/пассивов баланса (ко всему капиталу) и показывает, какая величина заемного капитала приходится на единицу финансовых ресурсов. Оптимальное его значение — в пределах 0,1-0,5. В 2019 году ООО «Фармгрупп» вышли на стабильную работу, заемные средства снизились до 25%.
- коэффициент маневренности собственного капитала - это отношение собственных оборотных средств компании к общей величине собственных средств. Нормативное значение коэффициента маневренности находится в диапазоне от 0,2 до 0,5. Увеличение ассортимента в ООО «Фармгрупп» способствовало в 2018г вход в оптимальные значения, в 2019 повысить уровень.
- коэффициент текущей задолженности характеризует долю краткосрочного заемного капитала в общей сумме капитала. Если КЗ близок к 0, то у компании небольшой процент долговых обязательств.
Если КЗ до 0,5 - предприятие имеет около 50% долговых обязательств.
При КЗ близком к 1 - у фирмы основную часть активов составляют долги.
В Фармгрупп с 2017 по 2019 года коэффициент текущей задолженности составляет в пределах 0,3-0,45 - это меньше 0,5, следовательно, предприятие ООО «Фармгрупп» имеет около 50 % долговых обязательств.
Важно определить налоговую нагрузку и рентабельность, потому что показатели, которые меньше средних по отрасли, вызовут вопросы у налоговиков. Они имеют право вызвать на комиссию или провести выездную проверку, которая стоит определенную сумму денег.
В период 2017 - 2018гг. показатель продаж падает на 0,8 %. из-за увеличения управленческих и коммерческих расходов. Для того, чтобы предприятие работало эффективнее, руководство ООО «Фармгрупп» в 2018 году решило расширить отдел продаж, а это влечет дополнительные расходы на оплату труда и оснащение рабочего места. Как видим, это стратегия принесла успеха, уже в период 2018 - 2019гг. происходит рост показателя рентабельности продаж. С помощью обновленного отдела продаж организация увеличила продажи в 2019 году.
В период 2018 - 2019гг. показатель рентабельности активов снижается на 3%. Это связано с увеличением расходов в 2017 году на производство продукции: закупка дорогостоящего оборудования и сырья. Остатки сырья были использованы в 2018 году.
Налоговая нагрузка ООО «Фармгрупп» составляет в 2017 г. - 3,9%, в 2018г. - 3,7%, а в 2019 г. - 4%. В 2019 году налоговая нагрузка увеличилась на 0,3% по сравнению на 2017 год, но меньше средней налоговой нагрузки по России.
Средняя налоговая нагрузка по России в 2017 году по данным ФМС составила 10,8 %.
Травы - россыпь и травы - фильтр пакеты, по данным за 2019 год, являются лидерами продаж. Если сравнивать их выручку за 2018 и 2019 гг, то увидим, что покупатели стали больше отдавать предпочтение травам в форме россыпи. Возможно, на это повлияла новая концепция жизни потребителей - осознанное потребление. Покупатели стали чаще задуматься о составе и о том, как сильно они множат мусор. В блажащем будущем, гуманное отношение к окружающей среде, повлияет на бизнес, поэтому необходимо обратить на это внимание и пересмотреть ассортиментную политику.
Анализ рентабельности готовой продукции по видам наименования, может помочь выделить товары, которые приносят максимальную выручку предприятию ООО «Фармгрупп» для развития этой ассортиментной линии.
Динамика рентабельности готовой продукции наглядно показывает снижение рентабельности номенклатурной группы «сиропы». Это связано с повышением цены в 2018 году на сахар, который является основным сырьем для производства сиропов. В связи с повышением цены на сырье, руководство приняло решение поднять оптовую цену сиропов на 43%, что не устроило крупных постоянных покупателей, и они вывели из своего ассортимента сиропы, а поиск новых постоянных клиентов требует от отдела продаж ежедневных активных действ и времени.
Рост рентабельности номенклатурной группы «масла» связан с покупкой пресса для отжима льняного масла.
Сравнивая данные изменение готовой продукции по видам за 2017 - 2019 гг, необходимо сделать акцент на увеличение мощностей производства капсул и уменьшение оптовой (отпускной) цены. Если в 2018 году ООО «Фармгрупп» произвел 637 тыс. капсул по цене 14,3 руб. за единицу продукции, то в 2019 году они произвели 1184 тыс. капсул по цене 14 руб. за единицу продукции, что сказалось на выручке.
Изучив спецификацию номенклатуры на капсулы можно сделать вывод о уменьшении цены капсул за единицу продукции:
- из-за высокой цены на подсолнечное масло, которое добавляют в капсулы, в 2019 году ООО «Фармгрупп» решил самостоятельно производить льняное масло, а это существенно повлияло на себестоимость продукции;
- в 2019 из-за высокой стоимости сырья, руководство ООО «Фармгрупп» приняло решение закупать желатин для производство капсул в Китае, а не в Испании, как в 2018 году;
- из-за высокого спроса на капсулы в летний сезон 2018 года, было принято руководством ООО «Фармгрупп» решение произвести продукцию зимой 2019 года, но из-за низкого спроса в летний сезон 2019 года, пришлось предложить большую скидку постоянным оптовым покупателем, чтобы не утилизировать капсулы.
Анализируя итоговый результат таблицы, видим, что в 2017 году было отгружено 20511 тыс. единиц продукции, в 2018 году было отгружено 23320 тыс. единиц продукции, а в 2019 было отгружено 20003 тыс. единиц продукции. Из этого следует, что в 2019 году отгрузили на 3317 тыс. единиц продукции меньше, по сравнению с предыдущем годом. Это снижение произошло за счёт уменьшения расходования сырья и материалов, увеличения продажной цены и высокой моржи по некоторым видам продукции, таких наименований, как магний В6, глицин, фито- арома «таблетки для горла».
Анализ рентабельности готовой продукции за 2017-2019гг. и данные изменения наименований готовой продукции за 2017-2019 гг. наглядно демонстрирует подход руководства ООО «Фармгрупп» к ассортиментной политики. Они не увеличивают количество наименований на популярные товары, а пытаются привлечь покупателя к товарам, которые приносят компании меньше выручки, с помощью расширения.
При анализе факторных влияний на прибыль от продаж продукции видно, что прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с базисном периоде привел к увеличению суммы прибыли от продаж номенклатурной группы «аскорбинка» на 306,3 тыс.руб, номенклатурной группы «таблетки» на 6807,8 тыс.руб, номенклатурной группы «травы фильтр-пакеты» на 264,2 тыс.руб.
Из-за снижение себестоимости и роста оптовой (отпускной) цены в отчетном периоде по сравнению с базисном периоде привел к уменьшению суммы прибыли от продаж номенклатурной группы «сиропы» на 836,6 тыс.руб. и номенклатурной группы «СТМ» на 6363,0 тыс.руб.
В результате сокращения в отчетном периоде объема полученной выручки сумма прибыли от продаж уменьшилась в номенклатурной группе «СТМ» на 1871,2 тыс.руб., на это повлияло количество реализуемой продукции.
В результате роста в отчетном периоде объема полученной выручки суммы прибыли от продаж увеличилась в номенклатурной группе «капсулы» на 355,0 тыс.руб., на это повлияло количество реализуемой продукции.
С помощью SWOT-анализа ООО «Фармгрупп» были определены и сопоставлены сильные и слабые стороны с угрозами и возможностями, которые находятся во внешней среде. Анализируя внутреннюю и внешнюю среду, видим, что продукция ООО «Фармгрупп» конкурентоспособна на анализируемом рынке.
Эффективность деятельности любого предприятия принято оценивать по прибыли, которую организация получает в процессе реализации производимой продукции или предоставляемой услуги. Прибыль предприятия зависти от следующих факторов [27].
Для прогнозирования затрат и валовой прибыли готовой продукции ООО «Фармгрупп на 2021 г. были рассмотрены показатели выручки, валовой прибыли и изменение цены готовой продукции за 2019 г.
Анализируя рентабельность продаж готовой продукции 2017-2019гг., было выявлено две номенклатурные группы с низкими показателями и две номенклатурные группы с высокими показателями.
Увеличение валовой прибыли произошло за счет снижения на 25% объема продаж с низкой рентабельности продукции «Сиропы» и «Аскорбинка», увеличения на 25% объема продаж продукцию с высокой рентабельности продаж «Масла» и на 50% «Травы россыпь», потому что у продукции «травы россыпь» низкая себестоимость и высокая продажная цена.
Данная стратегия увеличила выручку готовой продукции ООО «Фармгрупп» на 6622 тыс.руб и валовую прибыль на 6651 тыс.руб. Эту сумму можно вложить на повышение заработной платы сотрудников.
Из-за пандемии СОУГО - 19, руководству ООО «Фармгрупп» необходимо обратить внимание на высокий спрос антисептических средства защиты в России, которая будет держаться до изобретения вакцины от коронавируса, потому что производственной компании «Фармгрупп» быстрее перепрофилировать подходящие производственные мощности.
1. Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учеб.
- Рост н/Д.: Феникс, 2009. - с. 40-45
2. Золов В.В. Ассортиментная политика фирмы: учеб.-практ.пособие. - М.: Эксмо, 2006 - с.102-136.
3. Ильющенко Е. В. Маркетинг на предприятии. - Минск: Экоперспектива, 2000 - с.96-99
4. Багиев Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. - 4-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2017. - 576 с
5. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: Учебник / В.И. Беляев. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: КНОРУС, 2017. - 676 с.
6. Маркетинг: общий курс: учебное пособие [Текст] / под ред. Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона. - М.: Омега - Л, 2009. - 476 с
7. Эскоскин. Д.А. Направления формирования ассортимента товаров / Д.А. Эскоскин, Д.А. Аверьянова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 1-4 (75). - С. 222-224.
8. Акулич И.Л. Маркетинг [Текст]: Учебник / И.Л. Акулич. - Мн.: Высшая школа, 2008. - 447 с.
9. Панкрухин А.П. Маркетинг [Текст]: Учебник / А.П. Панкрухин. - М.: Омега- Л, 2005. - 656 с.
10. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли. - М.: Дашков и К, 2005 - 698 с.
11. Кузнецов П.В. Маркетинговое управление ассортиментом продукции предприятия в условиях информационной экономики / П. В. Кузнецов, И.А. Парфентенко, Д. П. Балагула // Вестник экономики транспорта и промышленности. - 2015. - Вып. 49. - С. 198-204.
12. Немков В. А. Методические основы формирования ассортиментной политики промышленного предприятия / В. А. Немков // Современные аспекты экономики. - 2013. - №13 (41). - С. 145-155.
13. Красовская Т. В. Методические засады формирования механизма товарного ассортимента на производственных предприятиях // Экономика и государство. - 2016. - №2. - С. 67-71.
14.Злобина, Н.В. Стратегическое развитие системы менеджмента качества: организационные и региональные аспекты // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - №44. - С. 9-12.
15. Гончаров, В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. - М.: Сувенир, 2014. - 487 с.
16. Мастеров, А.И. Управленческий учет и анализ ассортиментной и ценовой политики как инструмент повышения эффективности деятельности организации // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - №9. - С. 7-9.
17. Шибаков, В.Г. Методика оперативного управления товарным ассортиментом предприятия на основе изучения потребительских предпочтений // Экономический анализ. - 2011. - №11. - С. 10-12.
18. Шогенов, Б.А. Анализ финансовых результатов предприятия [Текст] / Б.А. Шогенов, Ф.Е. Караева // Экономический анализ: теория и практика - 2010. - №6. - С. 2-7.
19. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / А.Д. Шеремет. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 416 с.
20. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности: Учебник для вузов/ Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 320 с.
21. Коршунов, В. В. Экономика организации (предприятия) : учебник и практикум для вузов / В. В. Коршунов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 347 с. — (Высшее образование). — 18ВН 978¬5-534-11583-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — НВЬ: https://urait.ru/bcode/449889
22. Лифиц, И. М. Товарный менеджмент: учебник для прикладного
бакалавриата / И. М. Лифиц, Ф. А. Жукова, М. А. Николаева. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 405 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-3959-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — ЦКТ:https://urait.ru/bcode/466184
23. Экономика организации : учебник и практикум для вузов / Л. А. Чаадаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чаадаевой, А. В. Шарковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 361 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06688-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — НКТ:https://urait.ru/bcode/450855
24. Дорман, В. Н. Экономика организации. Ресурсы коммерческой
организации: учебное пособие для среднего профессионального
образования / В. Н. Дорман. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 134 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10585-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — НКТ: https://urait.ru/bcode/456747
25. Дорман, В. Н. Коммерческая организация: доходы и расходы, финансовый результат: учебное пособие для среднего профессионального образования /
B. Н. Дорман. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 107 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08387-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — НКТ: https://urait.ru/bcode/453306
26. Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. - 30 августа. № 35.
27. Сосненко Л.С. Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности / Л.С. Сосненко, И.Н. Кивелиус, Е.Н. Свиридова. - М.: КноРус, 2012. - 256 с.
28. Межнякова А.А. Методы ассортиментной политики, как фактор эффективного функционирования предприятия /Межнякова, А.А. Смирнова,
C. М. Халикова А.Ф., Цоколова И.А., Шакула А.С., Маркарьян Ю.А. // Современные научные исследования и разработки - 2018. - №12. - С. 400-404.
29. Крипак Е.М. Методы анализа ассортиментной политики производственного предприятия / Крипак Е.М., Шаталова Т.М., Шапель В.Н // Вестник Оренбургского государственного университета - 2012. - №1. - С. 126-130.
30. Микитухо А.А. Факторный анализ финансовых результатов как важнейший инструмент управления организации, его роль и значение / Микитухо А.А., Головина. В.А. // Сфера услуг: инновация и качество - 2012. - №7. - С. 19.
31. Шарудина З.А. Особенности факторного анализа финансовых результатов деятельности производственных и торговых розничных организаций / Шарудина. З.А // Научные записки ОрелГИЭТ - 2012. - №2. - С. 48-54.
32. Стрела Ю.М. Проблема управления ассортиментном в производстве менеджменте / Стрела Ю.М // Статья в сборнике трудов конференции - 2019. - С. 568- 571.
33. Григорьев М.Н. Логистика для бакалавров: учебник » [Электронный ресурс] М:Юрайт. -837с
34. Официальный сайт «Фармгрупп» [Электронный ресурс] / «Фармгрупп». - Режим доступа:http://farmgrup.ru/
35.Официальный сайт «Федеральной налоговой службы» [Электронный ресурс] / «Федеральная налоговая служба». - Режим доступа:http://https://www.nalog.ru/rn22/