1 Теоретические основы повышения конкурентоспособности предприятия 7
1.1 Понятие «конкурентоспособность предприятия» 7
1.2 Понятие и виды конкурентных преимуществ 14
1.3 Методы повышения конкурентоспособности предприятия 23
2 Оценка уровня конкурентоспособности ООО «Лидер» 30
2.1 Анализ показателей хозяйственной деятельности ООО «Лидер» 30
2.2 Оценка конкурентоспособности ООО «Лидер» 39
3 Направления роста конкурентоспособности ООО «Лидер» 57
Заключение 69
Библиографический список 72
РЕФЕРАТ
Цель выпускной квалификационной работы - анализ
конкурентоспособности предприятия и разработка направлений по ее повышению.
Основные задачи исследования:
- определить понятие «конкурентоспособность»;
- рассмотреть классификацию конкурентных преимуществ;
- провести анализ показателей деятельности ООО «Лидер»;
- проанализировать конкурентоспособность ООО «Лидер»;
- разработать направления повышения конкурентоспособности ООО «Лидер».
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе деятельности предприятия на конкурентном рынке.
Объектом исследования в работе является конкурентоспособность ООО «Лидер».
Теоретической и методологической базой исследования послужили концепции и гипотезы, представленные и обоснованные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных экономистов.
Методы исследования: анализ, синтез, группировка, сравнение, расчетно-аналитические методы, структурно-динамические методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты оценки конкурентоспособности организации. Во второй главе анализируется конкурентоспособность и конкурентные преимущества ООО «Лидер», в третьей главе разработаны направления повышения конкурентоспособности данного предприятия. Выпускная квалификационная работа выполнена на 74 страницах, включает 5 рисунков, 21 таблицу, 58 источников.
Мир не стоит на месте, информация постоянно обновляется, и участники рынка находятся в поиске маркетинговых идей, способов ведения бизнеса, новых взглядов на свой продукт. Любой бизнес подвергается проверке на прочность со стороны конкурентов, поэтому при разработке стратегии развития разумно учитывать их влияние, занимаемую долю рынка, позиции и поведение.
Сегодня уже недостаточно создать бренд, стратегию его продвижения и развития, и работать над позиционированием, надеясь на лояльность и любовь клиентов к компании. Поэтому для любой компании важно представить своему потенциальному клиенту свои конкурентные преимущества, показав, что именно она может удовлетворить его потребности.
Формирование и достижение устойчивого конкурентного преимущества продукта является приоритетной задачей для любой компании. Конкурентное преимущество обеспечивает стабильность, возможность долгосрочного роста, создает барьеры для входа на рынок новых игроков, позволяет предприятию получать более высокую норму прибыли от продажи своих товаров.
Цель выпускной квалификационной работы - анализ
конкурентоспособности предприятия и разработка направлений по ее повышению.
Основные задачи исследования:
- определить понятие «конкурентоспособность»;
- рассмотреть классификацию конкурентных преимуществ;
- рассмотреть методы конкурентоспособности организации;
- провести анализ показателей деятельности ООО «Лидер»;
- проанализировать конкурентоспособность ООО «Лидер»;
- разработать направления повышения конкурентоспособности ООО «Лидер».
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе деятельности предприятия на конкурентном рынке .
Объектом исследования в работе является конкурентоспособность ООО «Лидер».
Теоретической и методологической базой исследования послужили концепции и гипотезы, представленные и обоснованные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных экономистов.
Методы исследования: анализ, синтез, группировка, сравнение, расчетно¬аналитические методы, структурно-динамические методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты оценки конкурентоспособности организации. Во второй главе анализируется конкурентоспособность и конкурентные преимущества ООО «Лидер», в третьей главе разработаны направления повышения конкурентоспособности данного предприятия.
Конкурентоспособность - это комплексная характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей - финансово-экономических, маркетинговых, производственно¬технологических, кадровых и экологических, а также способность субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации
к изменяющимся условиям внешней среды.
Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:
- качество продукции и услуг;
- наличие эффективной стратегии маркетинга;
- уровень менеджмента и квалификации персонала;
- технологический уровень производства;
- налоговая среда, в которой действует предприятие;
- доступность источников финансирования.
Существует множество способов достижения конкурентных преимуществ:
- производить высококачественную продукцию;
- предлагать более низкие цены;
- иметь собственную технологию производства;
- иметь удобное географическое положение;
- обеспечивать разработку и внедрение новой продукции в более короткие сроки;
- иметь хорошо известную торговую марку и репутацию;
- организовать отличное обслуживание покупателей.
В ВКР была проанализирована система управления конкурентными преимуществами ООО «Лидер».
ООО «Лидер» зарегистрирована 29 сентября 2014 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 15 по Алтайскому краю. Руководитель предприятия: директор Паньков Евгений Сергеевич. Юридический адрес ООО «Лидер» - 658560, Алтайский край, Мамонтовский район, село Мамонтово, Магистральная улица, дом 64.
Основным видом деятельности является «Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах», зарегистрировано 7 дополнительных видов деятельности.
За 2017 год выручка возросла на 17425 тыс.руб., в 2018 году рост составил 63,86% или 44213 тыс.руб.
Прирост себестоимости в 2018 году составил 64,47%.
Чистая прибыль значительно уменьшилась за 2017 году, на 1350 тыс.руб. за счет роста коммерческих расходов. Но в 2018 году она возросла на 1815 тыс.руб.
При анализе актива баланса видно, что общая величина активов предприятия в 2017 году по сравнению с предыдущим увеличилась на 2837тыс.руб., в 2018 году - на 7151 тыс.руб.
В структуре оборотных активов в 2017 году наибольшее изменение было вызвано ростом на 1530 тыс.руб., по сравнению с базовым периодом, статьи «Дебиторская задолженность». Зато в 2018 году произошел рост запасов на 179,55%.
Негативной тенденцией стоит считать рост периода оборота дебиторской задолженности, запасов в 2018 году. Финансовый цикл имеет положительную величину, что говорит о том, что организация живет в основном за счет собственных средств.
Поставщиками топлива являются:
- ООО Нефтересурс;
- ООО Торговый дом Алтайнефтересурс;
- вагонные поставки ООО ТД Петротекс;
- ОАО «Г азпромнефть».
Выделим конкурентные преимущества ООО «Лидер»:
- достаточно развитая организационная структура;
- налаженная работа отдела логистики;
- лояльный уровень цен;
- близость к покупателю.
К недостаткам работы ООО «Лидер» можно отнести:
- отсутствие системы маркетинга;
- недостаточно эффективная система продвижения товаров;
- отсутствие крупных заказчиков;
- низкие финансовые показатели;
- зависимость от кредиторов;
- стратегия выживания.
Для повышения конкурентоспособности предлагается следующее.
1. Реализация сопутствующих товаров. Выручка увеличится на 1140,81 тыс.руб.
2. Многие заправки сейчас имеют собственное мини-кафе или как минимум автомат по продаже кофе. Это обеспечит прибыль не менее 2160 тыс.руб.
3. Предлагается установка «Пит-Старт 300». Выручка составит 1920 тыс.руб.
4. Так как на сегодняшний день на предприятии отсутствует отлаженная система работы с инструментами маркетинга, складывается ряд проблем с привлечением клиентов. Таким образом, возникает необходимость создания нового рабочего места торгового представителя (менеджера по продажам). Рост прибыли от продаж составит 1002 тыс.руб.
Таким образом, предложенные мероприятия повысят конкурентный статус предприятия.
1. Аранжич В.В. Ключевые факторы повышения
конкурентоспособности современных организаций (по материалам российских научных публикаций) / В.В.Аранжич// Современные исследования и разработки.- 2018.- №4.- с.23-27.
2. Афонина, И.А. Основные направления адаптации промышленных предприятий к изменениям конкурентной среды / И. А. Афонина // Микроэкономика.- 2015.- № 2.- с.23-26.
3. Багиев, Г. Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: учебник / Г.Л.Багиев. - СПб.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2016. - 240 с.
4. Бамазаев, Г.Л. Основы маркетинга / Г.Л.Багиев. - СПб.: Питер,
2016. -736 с.
5. Барышева, А.В. Как продать слона, или 51 прием заключения сделки / А.В.Барышева. - М.: Эксмо, 2015. - 160 с.
6. Баташева, М. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее эффективного повышения / М.А. Баташева // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 355-358.
7. Бексултанова, А. И. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия / А. И. Бексултанова // Молодой ученый.- 2015.- №21.- с. 361-363.
8. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: Учебник / В.И. Беляев - М. : КНОРУС, 2016. - 672 с.
9. Бурим, Е.О. Влияние конкурентоспособности предприятия на финансовую устойчивость / Е. О. Бурим // Научный журнал.- 2016.- № 13.- с. 364-366.
10. Васильев, Г. А. Маркетинг: учебное пособие для вузов /
Г.А.Васильев. - М.: Инфра-М, 2017. - 164 с.
11. Васильева, А.В. Методики оценки конкурентоспособности
предприятия: Учебно-методическое пособие / А.В. Васильева. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2018. -115 с.
12. Воронов, А. А. Моделирование конкурентоспособности продукции / А. А. Воронов // Журнал стандарты и качество.- 2018.- № 11.- с. 44-47.
13. Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М.Ш. Габибова// Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки- Веди, 2015. - С. 85-87.
14. Гайсарова ,А.А. О формировании конкурентных статусов ведущих российских авиакомпаний / А.А. Гайсарова// Экономические исследования и разработки.-2016.-№5.-с.59-69.
15. Грузинов, В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум / В.П.Грузинов. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 408 с.
16. Данько, Т.П. Управление маркетингом : Учебник / Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 363 с.
17. Зернова, Л.Е. Конкурентный статус и конкурентоспособность
фирмы / Л.Е.Зернова //Материалы и методы инновационных исследований и разработок: сборник статей Международной научно - практической
конференции (15 марта 2017 г., г. Екатеринбург). В 2 ч. Ч.1/ - Уфа: АЭТЕРНА,
2017. -276 с.
18. Зимина, И. П. Роль маркетинга в управлении современным бизнесом / И. П. Зимина // Управленческие науки.- 2015.- № 1.- с. 48-51.
19. Ивашкова, Н.И. Управление маркетингом : Учеб. пособие / Н.И. Ивашкова. -М. : ФОРУМ ИД «Инфра-М», 2016. - 176 с.
20. Клочков, В. В. Организационно-экономический анализ конкурентоспособности / В. В. Клочков // Российский экономический журнал.- 2016-№6.-с. 74-78.
21. Кметь, Е. Б. Управление маркетингом: Учебник / Е. Б. Кметь, А. Г. Ким. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. - 308 с.
22. Коломейчук, П.Р. Основные подходы оценки
конкурентоспособности в условиях рыночной экономики / П. Р. Коломейчук // Вопросы экономики.- 2017.-№11.- с.14-21.
23. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф.Котлер. - СПб.: Питер, 2016.
- 464 с.
24. Криворотов, В.В. Повышение конкурентоспособности современных российских территори ально-производственных комплексов / В. В. Кри воротов. - Екатеринбург: УрФУ, 2016. - 262 с.
25. Кузьменко, В. Г. Комплексная оценка инновационных проектов создания новых товаров / В. Г. Кузьменко // Маркетинг и маркетинговые исследования.- 2017.- № 1 (49).- с. 21-28.
26. Лазаренко, А. А. Методы оценки конкурентоспособности / А. А. Лазаренко // Молодой ученый.- 2018.- №1.- с. 374-377.
27. Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг : Учеб. пособие / И. М. Лифиц. - М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2017. - 460 с.
28. Лукашевич, В.В. Маркетинг торгового предприятия: Учебник для бакалавров / В.В. Лукашевич, Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. - М.: Дашков и К, 2017.-283 с.
29. Маркетинг: теория и практика : Учеб. пособие для бакалавров / под общ. ред. С. В. Карповой. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 408 с.
30. Маркетинг: Учебник / под ред. И. В. Липсица. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2016. - 576 с.
31. Мельникова, Т. Ф. Конкурентоспособность предприятия: основные методы обоснования экономической сущности / Т. Ф. Мельникова // Молодой ученый.- 2017.- №15.- с. 431-435.
32. Моисеенко, Ж. Н. Роль маркети нга в управлении предприятием / Ж. Н. Моисеенко // Новая наука: современное состояние и пути развития.- 2015.-
№6.-с.173-179.
33. Мокроносов, А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность : Учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун¬та, 2017. - 194 с.
34. Назарова, О.А. Конкурентный статус компании: определение и оценка / О.А.Назарова// Экономика и социум.-2017.-№12(43).
35. Орехова, С.В. Системная модель формирования устойчивых конкурентных преимуществ фирмы / С. В. Орехова // Вестник Челябинского государственного университета.-2016.-№ 18.-с. 103-110.
36. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]: Режим доступа: gks.ru
37. Переверзев, М.П. Менеджмент / М.П. Переверзев, Н.А.Шайденко. - М.: Инфра-М, 2016. - 394 с.
38. Поляничкин, Ю. А. Методы оценки конкурентоспособности предприятий / Ю. А. Поляничкин // Бизнес в законе.- 2017.- №3.- с. 191-194.
39. Портер, М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / М. Портер .- М.:Литагент, 2018.-542 с.
40. Потеев, А.Т. Системная диагностика как важнейшее условие эффективного управления предприятием / А. Т. Потев // Культура народов Причерноморья. Научный журнал.- 2017.- №245.- с.18-23.
41. Рогова, Е. М. Финансовый менеджмент : Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. М. Рогова, Е. А. Ткаченко- Москва : Юрайт, 2015.-540 с.
42. Розанова, Н.М. Экономический анализ фирмы и рынка / Н.М. Розанова, И.В. Зороастрова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 279 с.
43. Рощин, С.Ю. Экономика труда : Учебное пособие / С.Ю. Рощин. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 244 с.
44. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: Учебник / Г. В. Савицкая. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 649 с.
45. Селюков, М.В. Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования / М. В. Селюков // Экономические науки.- 2015.- №8.- с. 449-454.
46. Скамай, Л.Г. Экономический анализ деятельности организации: Учебник / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 378 c.
47. Слепов, В. А. Финансовый менеджмент для бакалавров экономики : Учебное пособие / В. А. Слепов, Е. В. Лисицына. - Москва : ИД ФБК -
ПРЕСС, 2015.-272 с.
48. Согачева, О. В. Использование маркетинговых коммуникаций и pr- менеджмента в современных социально-экономических условиях как инструмента оценки конкурентоспособности организации: практический аспект
/ О. В. Согачева // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса.- 2017.- № 2 (27).- с. 164-170.
49. Соловьев, Б.А. Маркетинг: Учебник для студентов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. - Москва: Инфра-М, 2018. - 335 с.
50. Тиханов, Е.А. Научные основы повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов / Е. А. Тихонов // Научный журнал «Globus».- 2016.- №3.- с. 29-34.
51. Трубицина, В. А. Роль маркетинга в деятельности предприятия / В. А. Трубицина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016.- №34.- с. 245-249.
52. Умавов, Ю. Д. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю. Д. Умавов, Т. А. Камалова. - М.: КНОРУС, 2016. - 236 с.
53. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник /
Р.А.Фатхутдинов. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2016. - 640 с.
54. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А.Фатхутдинов. - М: Изд-во Эксмо, 2015. - 544 с.
55. Фомичёва, Л. М. Маркетинг: учебное пособие / Л.М.Фомичева. - М.: Юго-Зап.ГУ, 2016. - 202 с.
56. Чайникова, Л.Н. Конкурентоспособность предприятия : Учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2016.-192 с.
57. Шаповалов, В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ: Учеб. пособие / В.А.Шаповалов. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 345 с.
58. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов.- М.: Гном-пресс, 2014.- 304 с.