Период изготовления: май 2022 года.
ВУЗ: Московский Государственный Областной Университет .
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: студенты факультета психологии МГОУ,
Выборка исследования: 22 студентов ( возраст от 18 до 22 лет).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО И ОПОСРЕДСТВОВАННОГО СПОСОБОВ ЗАПОМИНАНИЯ 5
1.1 Проблема памяти в системе познавательной деятельности человека 5
1.2. Проблема определения ведущих процессов в акте запоминания 9
1.3 Проблема непосредственного и опосредствованного способа запоминания в системе функционирования памяти 13
Выводы к главе I 17
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО И ОПОСРЕДСТВОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ 18
2.1 Цели, задачи и организация исследования 18
2.2 Методика исследования 19
2.3 Описание и анализ результатов исследования 20
2.2 Интерпретация полученных результатов 24
Выводы к главе II 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы 27
Приложение 1.
Приложение 2.
Целью данного исследования является обнаружение количественных и качественных различий между непосредственным и опосредованным запоминанием методом пиктограмм, анализ полученных данных, а также выявление наиболее эффективного способа запоминания.
Объект исследования: память
Предмет исследования: различие эффективности непосредственного и опосредствованного способов запоминания.
Гипотеза исследования: опосредствованное запоминание эффективнее непосредственного.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы различия непосредственного и опосредствованного способов запоминания.
2. Организовать и реализовать эмпирическое исследование проблемы различия непосредственного и опосредствованного способов запоминания среди студентов. Выявить наиболее продуктивный и эффективный вид запоминания.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по проблеме, сравнение и сопоставление различных взглядов на проблему, обобщение исходных данных.
2. Эмпирические: экспериментальные методы.
3. Статистические: U-критерий Манна-Уитни
Методика исследования: «Сравнение продуктивности непосредственного и опосредствованного запоминания методом пиктограмм»
Выборка исследования: группа, состоящая 22 студентов МГОУ, факультета психологии, 2 курса, возрастом от 18 до 22 лет.
Теоретическое значение исследования состоит в том, что полученные данные подтверждают гипотезу о различии по эффективности между непосредственным и опосредствованным способами запоминания.
Практическое значение исследования: полученные результаты могут быть задействованы в практической деятельности, направленной на разработку методов и методик повышения качества запоминания, развития навыков более качественного и долговременного запоминания информации.
В работе было рассмотрено понятие памяти, динамика протекания процесса памяти, а также ее онтогенетические преобразования на примере функционирования непосредственного и опосредствованного способов запоминания. Для более глубокого понимания специфики работы памяти, было уделено особое внимание истории становления научного знания о памяти, были рассмотрены виды, типы и процессы памяти.
В практической части было проведено исследование непосредственного и опосредствованного способов запоминания и был выделен наиболее продуктивный способ запоминания, им стало опосредованное запоминание.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что наша гипотеза подтвердилась, испытуемым было легче запоминать информацию посредством специально и, что не менее важно, лично введенных средств. По специфике это могут быть логическая связь или придуманные аналогии, рисунки, − в целом то, что несет смысловую связь с тем, что необходимо к запоминанию.
По результатам исследования были установлены основные особенности преобразования внешне непосредственной операции запоминания в более комплексную, связанную с функционированием высших психологических функций человека, − внутренне обусловленное опосредствованное запоминание.
В перспективе данное исследование может быть продолжено для изучения мнемических приемов при запоминании информации. В ходе данного исследования могут быть выявленные факторы, благоприятствующие или препятствующие. Процессу запоминания информации.
1. Блонский П. П. Память и мышление. — СПб.: Питер, 2001. — 288с. — (Серия «Психо-логия-классика»).
2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. Т.2 /Под редакцией А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979, − 697 с.
3. Бэн. А. Психология. Пер. Белкина. Т. I. М., 1902, с. 241-245.
4. Выготский Л. С. Психология. – М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2000 г. – 1008с. (серия «Мир психология»).
5. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. В 6 т., - М., 1982. Т. 2. – 504 с.
6. Выготский Л.С. Развитие мнемических и мнемотехнических функций // Собр. соч. В 6 т., - М., 1983. Т. 3. - С. 381 - 395.
7. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 2000. – 336с.
8. Коломинский Я.Л. Человек: психология. - М.: Просвещение, 1986. - С. 113-158
9. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций. М.; Л.: Учпедгиз, 1931. — 280 с.
10. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций // А. Н. Леонтьев. Становление психологии деятельности: ранние работы / Ред. А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. — М. Смысл, 2003. — С. 27-198.
11. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001г. – 551с.
12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — 575 с.
13. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. М., 1931.
14. Маклаков А. Г. Общая психология — СПб: Питер, 2001 — 592 с: — (Серия «Учебник нового века»)
15. Никандров В.В. Психология: учеб. – М., 2008 – 912 с.
16. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского - 3 изд. - М.: Просвещение, 1986. - 479 с.
17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА - М., 1998. – 528с
18. Познавательные психические процессы / Общ. ред. А.Г. Маклакова, -СПб.: Питер, 2001г. – 480с.: ил. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
19. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
20. Рубинштейн. С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998 − 713 с.