ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 6
1.1. Понятие конкурентоспособности 6
1.2. Основные факторы, определяющие конкурентоспособность
товара 16
1.3. Современные способы повышения конкурентоспособности товара предприятия торговли 29
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ
ТОРГОВЛИ 36
2.1. Характеристика ООО «Страдивариус СНГ» 36
2.2. Анализ некоторых конкурентных преимуществ предприятия и
пути повышения конкурентоспособности товара на примере конкретного
магазина 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
В 2018 году, согласно данным Росстата, рост экономики Российской Федерации составил 2,3% по отношению к предыдущему году. Оборот розничной торговли насчитывает 31,6 трлн рублей, из которых 16,5 трлн рублей потребители потратили на непродовольственные товары (на 3,4% больше результатов 2017). Однако, уже следующий год станет для экономики нашей страны переходным, прогноз Минэкономразвития информирует, несмотря на прогнозируемый рост ВВП в 1,3%, инфляция уже в первом квартале превысит 5%, а рост промышленного производства, как и оборот ритейла замедлится. Розничная торговля сталкивается с увеличением НДС, сниженная в 2004 до 18%, ставка налога вновь выросла до 20% 1 января 2019 года (увеличение не коснется таких товаров, как медицинское оборудование и отпускаемые по рецепту лекарства, которые облагаются и будут облагаться налогом на уровне 10%).
Продуктовый ритейл в России представлен, как правило, местными производителями, ситуация в корне отлична в непродовольственном секторе. Здесь абсолютное большинство товаров представлено европейскими компаниями, среди которых Inditex, H&M, Benneton (одежда и обувь), IKEA, Leroy Merlin, OBI (товары для дома и ремонта). Пожалуй, ситуация отлична лишь в категории цифровой электроники, где лидируют местные сети: М.Видео и Эльдорадо.
Розничная торговля в России зависима от конъюнктуры национального рынка. В связи с этим, в 2015-2016 годах из-за внутреннего кризиса отмечался спад продаж. Другой проблемой ритейла является разрыв в доходах россиян. ВВП на душу населения в Москве и Подмосковье на 87% превышает средний по стране в рублевом выражении. Помимо этого, высокий уровень бедности (по данным Росстата, около 11 миллионов работающих россиян живут в нищете), отчего страдают ритейлеры в сфере товаров для дома, брендовой одежды, обуви и аксессуаров. Случается, иностранные компании и вовсе покидают российский рынок.
В указанных условиях, изучение конкурентных преимуществ и путей повышения конкурентоспособности предприятия розничной торговли (ООО «Страдивариус СНГ») представляется особенно актуальным.
ООО «Страдивариус СНГ» - компания Inditex Group, основанная в 1994 году, деятельность которой, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, характеризуется как специализируемая на розничной торговле текстильными изделиями, одеждой, обувью, изделиями из кожи (47.51, 47.72), а так же розничной торговле аудио- и видеотехникой в специализированных магазинах (47.43), розничной торговле бытовыми электротоварами в специализированных магазинах (47.51). Уставный капитал составляет 133 010 000 руб. Согласно сравнительному анализу бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, состояние ООО «Страдивариус СНГ» оценивается как «лучше финансового состояния половины всех крупных предприятий, занимающихся указанным видом деятельности, а так же лучше, чем у большинства сопоставимых по масштабу деятельности организаций Российской Федерации, отчетность которых содержится в информационной базе Росстата и удовлетворяет указанным выше критериям. Чистая прибыль за 2017 год: 197 222 млн. руб.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение понятия конкурентоспособности, выделение конкурентных преимуществ ООО «Страдивариус СНГ» и их анализ.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Страдивариус СНГ».
конкурентоспособности в розничной торговле и конкурентные преимущества.
Выделяются следующие задачи:
1. Изучить понятие конкурентоспособности;
2. Рассмотреть основные факторы, определяющие конкурентоспособность товара;
3. Выявить современные способы повышения конкурентоспособности товара;
4. Охарактеризовать ООО «Страдивариус СНГ»;
5. Проанализировать некоторые конкурентные преимущества ООО «Страдивариус СНГ» и мероприятия по повышению конкурентоспособности товара на примере конкретного магазина .
Информационной базой для написания работы послужили отчёты предприятия, учебная литература, периодические издания и др.
Основной целью создания коммерческого предприятия, как уже было отмечено выше, является получение прибыли. Обладая высокой конкурентоспособностью фирма гарантирует себе высокую прибыль, потому необходимо стремиться к развитию своих сильных сторон, превращая их в конкурентные преимущества. Управление конкурентоспособностью - это совокупность мер по совершенствованию изделия, поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса и рекламы. Важно различать уровни конкурентоспособности: конкурентоспособность страны, предприятия и товара.
Передо мной стояли следующие задачи:
1. Изучить понятие конкурентоспособности.
В своей истории теория конкурентоспособных преимуществ прошла 4 этапа. Первой Адамом Смитом была разработана теория абсолютных преимуществ, он выделял два фактора: природные ресурсы и климатические условия. Позднее, Д. Рикардо и Д. С. Милль сформулировали теорию сравнительных издержек, здесь факторами являлись природные ресурсы и издержки производства. Э. Хекшер и Б. Олин, а так же П. Самуэльсон продолжили изучение данной темы явив научному миру теорию сравнительных преимуществ, где имели место все производственные факторы. И наконец, в 1991 году М. Портер издает концепцию конкурентных преимуществ, основанную на всех факторах экономических отношений.
Проанализировав множество трактовок понятия, в работе были выделены важные для его характеристики черты, а именно:
1. Конкурентоспособность продукции - эта то, насколько привлекателен товар для потребителя.
2. Привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения совокупности субъективных требований покупателя.
3. Состав предъявленных требований, их приоритетность зависит как от вида продукции, так и от типа потребителя.
4. Конкурентоспособность как экономическая категория рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога.
5. Конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый продукт.
6. Конкурентоспособность определяется как в факторной плоскости, так и
в результирующем аспекте, поскольку любые факторные показатели конкурентоспособности должны проверяться результирующими,
подтверждением чего являются слова А.Смита: «Не от благожелательности пивовара или мясника желаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими их собственных интересов».
2. Рассмотреть основные факторы, определяющие конкурентоспособность товара.
В большинстве изученных научных работ выделяют структуру основных факторов конкурентоспособности, состоящую из трех элементов: цена, качество и сервис, который оказывает производитель в процессе использования его товара. Все три элемента были рассмотрены во втором параграфе первой главы.
3. Выявить современные способы повышения конкурентоспособности товара.
В условиях постоянно меняющейся конъюнктуры, невозможно добиться стабильного успеха. Необходимо постоянно анализировать изменения, планировать эффективное развитие, аккумулировать информацию о перспективах, о состоянии рынка в целом и о положении конкурентов на них, о том, какие преимущества выходят на первый план. Важно следить за современными способами повышения конкурентоспособности и стараться их воплотить.
4. Охарактеризовать ООО «Страдивариус СНГ».
ООО «Страдивариус СНГ» - подразделение бренда Stradivarius, осуществляющее свою деятельность на территории стран СНГ (магазины находятся в Российской Федерации, республике Казахстан, Украине, а так же республике Беларусь). Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, деятельность характеризуется как специализируемая на розничной торговле текстильными изделиями, одеждой, обувью, изделиями из кожи (47.51, 47.72), а так же розничной торговле аудио- и видеотехникой в специализированных магазинах (47.43), розничной торговле бытовыми электротоварами в специализированных магазинах (47.51).
Страдивариус - компания Inditex Group, основанная в 1994 году, это популярный бренд модной одежды с присутствием на международных рынках, владеющий физическими магазинами в более чем в 60 странах мира, а так же онлайн-магазином.
Среди основных преимуществ выделяют: стратегию ценообразования, хорошее качество изделий, международную экспансию, использование модели «Быстрая мода», сервис работы с покупателями, имидж бренда и сильный менеджмент на разных уровнях компании.
5. Проанализировать некоторые конкурентные преимущества ООО «Страдивариус СНГ» и пути повышения конкурентоспособности товара на примере конкретного магазина .
Для всесторонне успешной деятельности на рынке компания должна обладать тем или иным абсолютным конкурентным преимуществом. Объектом моего исследования являлось ООО «Страдивариус СНГ». Обобщая, популярность бренда основана на нескольких факторах, основой для которых служит повышенное внимание к качеству и стилю производимых продуктов, а также стратегии конкурентного ценообразования. Кроме того, компания уделяет большое внимание сервисному обслуживанию клиентов, обеспечению комфортного их присутствия в магазинах и соблюдению прав.
Руководитель подразделения компании (в данном случае, магазина) должен знать о своих преимуществах и максимально эффективно их использовать для повышения конкурентоспособности. Неоспоримыми преимуществами изучаемого мной магазина являются клиентоориентированный сервис, квалифицированный персонал, а так же детально проработанный мерчандайзинг. За время написания работы, были изучены конкретные методы повышения конкурентоспособности продаваемого товара и проанализированы результаты этой деятельности.
В целом, понятие конкурентоспособности включает множество аспектов. Работая над её повышением, нельзя зацикливаться на чем-то одном, стремиться снижать цену, не уделяя внимание качеству, повышать качество, не рассказывая о товаре потенциальным покупателям, важна комплексность. Кроме того, важно знать своего потенциального покупателя, для кого производится или продается товар, уровень доходов, что интересует этого человека, как его привлечь. Далее, поднимается вопрос о других игроках на рынке, кто делает схожий продукт, каков он по характеристикам, какие недостатки можно выделить. Если товар уже создан и внедрен на рынок, как удержать покупателей. Немаловажным является тот факт, что в век информационных технологий невозможно лидировать, не присутствуя на онлайн-площадках, в интернете. Аспектов много и, как не раз отмечалось выше, для получения наилучших результатов, важна их комплексность и сбалансированность, проработка на протяжении всего жизненного цикла товара.
Практическая ценность работы заключается в возможности использования рассмотренных методов повышения конкурентоспособности на предприятиях торговли с целью достижения наилучших результатов на современном этапе. Изученные пути повышения конкурентоспособности товара в конкретном магазине, в частности использование статистических отчетов продаж в рассмотренной форме так же продемонстрировали свою эффективность и рекомендованы для применения в иных организациях торговли.
Книги, изданные под фамилией автора (авторов) и статьи в журналах:
1. Абалкин Л. Экономическая теория на пути к новой парадигме // Вопросы экономики. - 2013. - №1. - С. 4-14.
2. Азгальдов Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров : Монография. М.: Экономика, 1982. 168 с.
3. Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное учебное пособие. - М.: Крон-Пресс, 2013. - 302 с.
4. Валдайцев, В.С. Оценка бизнеса и инноваций: Учебное пособие для студентов и преподавателей. / В.С. Валдайцев. — М.: Филинъ, 2006. — 486 с.
5. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учебное пособие для вузов. / С.В. Валдайцев. — GUMER-INFO, 2007. — 720 с.
6. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. - 207 с.
7. Горбашко, Е.А. Управление конкурентоспособностью. Теория и практика: учебник / Е.А. Горбашко, И.А. Максимцева; под ред. Е.А. Горбашко. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 447 с.
8. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. В. Еремеева. - 2-е изд., испр и доп. - М. : Издательство ЮРАЙТ, 2017. - 193 с.
9. Игольников А., Коровина 3. Значение стадии внедрения в инновационном развитии // Экономист. - 2007. - №4. - С. 45 - 51
10. Игольников Г., Патрушева Е. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Российский экономический журнал. - 1995. - №11. -С.108-111.
11. Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент. - М.: ЭКСМО, 2006. - 464 с
12. Милль Дж. С. Основы политической экономии. М., 1980 Т. 1. - 354 с.
13. Портер, Майкл, Э. Международная конкуренция. : Пер. с англ. - М.: Издательство дом «Вильямс», 2005. - 608 с.: ил. - Парал. тит. англ.
14. Портер, Майкл Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 456 с.
15. Портер, Майкл Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость/ Майкл Портер. - М.: Альпина Паблишер, 2011. - 454 с.
16. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. - М.: Эксмо, 2007. - 280 с.
17. Савинов Ю. А., Абрамова А. В. Влияние информационных технологий на конкурентоспособность стран в мировой экономике // Вопросы статистики, 2005. № 6. с. 8.
18. Самуэльсон П.А. Экономика. - Т.1. - Гл. 12,13. - С.257 - 298.
19. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов.- Москва: Издательство социально-экономической литературы, 1962. -680с.
20. Фасхиев, Х. А. Модель управления инновационной деятельностью предприятия / Х. А. Фасхиев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 4. - С. 218.
21. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Экономика, стратегия, управление: Учебник. - М.: ИнфраМ, 2000.
22. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2004.
23. Фатхутдинов Р. А. Стратегическая конкурентоспособность: учебник. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2015. 504 с.
24. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. - М.: АКА-ЛИС, 2016. - 272 с.
25. Юданов А. Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика / 3-е изд. — М.: КноРус. — 2007. — 659с.
Электронные ресурсы:
26. Данные Росстата
https://www.dp.rU/a/2019/01/25/Oborot_roznichnoj_torgovli
27. Влияние на рост ВВП https://tass.ru/ekonomika/6077686
28. Ритейл в Российской Федерации https://promdevelop.ru/obzor-rynka- roznichnoj -torgovli-v-2018-2019-v-rossii/
29. Информация о населении за чертой бедности
https://promdevelop.ru/rabota/rosstat-v-rossii-okolo-11-millionov- rabotayushhih-yavlyayutsya-bednyakami/
30. Некоторые теоретические аспекты
https://kpfu.ru/docs/F1942398492/UprKonk.pdf
31. Поисковая оптимизации
https://ru.wikipedia.org/wiki/Поисковая_оптимизация
32. Классификация услуг, оформляемых в магазине https:// studfiles.net/preview/3994282/page :3/
33. POS https://www.banki.ru/wikibank/pos/
34. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/
35. Товарная политика http://www.elitarium.ru/tovarnaja-politika-tovar-rynok- assortiment-prodazhi-pribyl-marketing/
36. Формы реализации товаров
https://books.google.ru/books?id=YhMLDAAAQBAJ&printsec=frontcover&h l=ru#v=onepage&q&f=false
37. Ценовая политика
https:// studme. org/1633082620436/marketing/strategiya_tsenoobrazovaniya
38. Мерчандайзинг
http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_m/merchandis ing/
39. Продвижение товаров на рынке https://uchil.net/?cm=58721
40. Управление финансовыми потоками https://economy-ru.info/info/58888/
41. Три типа информационных потоков
https://www.cfin.ru/press/marketing/1999-2/04.shtml