ВВЕДЕНИЕ 12
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 15
1.1. Сущность понятия «подбор персонала», его роль в
управлении персоналом 15
1.2. Подходы к подбору персонала в России и за рубежом 18
1.3. Особенности современных подходов подбора персонала в
сфере розничной торговли и их эффективность 25
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДБОРА КАДРОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «МАРИЯ- РА» 37
2.1. Характеристика деятельности компании розничной торговли
«Мария-Ра» 37
2.2. Маркетинговое исследование организации подбора персонала
в системе управления трудовыми ресурсами в компании «Мария- Ра» 40
2.3. Рекомендации по повышению эффективности организации
подбора персонала в компании «Мария-Ра» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Объект ВКР - организация подбора персонала в сфере розничной торговли, предмет - оптимизация процедуры подбора персонала в компании «Мария-Ра».
Цель ВКР: разработка рекомендаций по оптимизации процедуры подбора персонала в сфере розничной торговли в компании «Мария-Ра».
Задачи:
1. Изучить сущность понятия «подбор персонала», его роль в управлении персоналом.
2. Исследовать подходы к подбору персонала в России и за рубежом.
3. Описать особенности современных подходов подбора персонала в сфере розничной торговли и их эффективность.
4. Провести маркетинговое исследование организации подбора персонала в системе управления трудовыми ресурсами в компании «Мария- Ра».
5. Разработать рекомендации по повышению эффективности организации подбора персонала в компании «Мария-Ра».
Методы: анализ, синтез, сравнение, наблюдение, анкетирование.
Новизна данной работы заключается в исследовании эффективности процедуры подбора персонала и разработке рекомендаций по повышению эффективности организации подбора персонала в компании «Мария-Ра».
Актуальность темы исследования. Сфера розничной торговли является одним из самых активно растущих сегментов российского рынка. И конечно, такое развитие требует постоянного притока персонала. Поэтому перед руководителем встают проблемы найма квалифицированных сотрудников и выбора наиболее эффективных методов подбора. Дефицит сотрудников в сфере розничной торговли распространяется как на продавцов, кассиров, работников торгового зала, грузчиков и также на директоров магазинов, сотрудников, занимающихся закупками, логистикой и т.д.
В настоящее время проблема отбора, подбора и найма торгового персонала наиболее актуальна, поскольку изменения в системе управления, стратегии и функциях организаций в сфере торговли неминуемо отражаются в способах и методах планирования подготовки и подбора штата, способах расстановки работников, изменении психологии и организационной культуре персонала для достижения максимальной эффективной работы и повышения производительности труда.
В результате недооценка руководством эффективных современных методов подбора персонала становится слабым звеном управления развитием персонала на предприятии.
Особенностью политики найма в розничных сетях является организация массового подбора персонала в масштабах действия торговой сети. Массовый подбор персонала подразумевает привлечение большого количества сотрудников широкого спектра должностей.
Сеть продовольственных магазинов «Мария-Ра» стремительно развивается, расширяя сферы деятельности и превращаясь в современную компанию в сфере розничной торговли, несмотря на условия мирового финансового кризиса благодаря высокому профессиональному уровню специалистов и грамотному профессиональному руководству компания
всегда выполняет взятые на себя обязательства в полном объеме и точно в срок.
Одним из конкурентных преимуществ является высокий профессионализм персонала, его высокая мотивация к труду.
Кадровая стратегия является неотъемлемой составляющей стратегического управления организацией в сфере розничной торговли и должна разрабатываться и реализовываться в соответствии с перспективными задачами её развития.
Поэтому важную роль играет процесс управления персоналом, в том числе эффективная организация подбора персонала.
Объектом ВКР является организация подбора персонала в сфере розничной торговли, предметом - оптимизация процедуры подбора персонала в компании «Мария-Ра».
Проблема: разработка рекомендаций по повышению эффективности организации процедуры подбора персонала в компании «Мария-Ра» на современном развитии компании в сфере розничной торговли.
Цель заключается в разработке рекомендаций по оптимизация процедуры подбора персонала в сфере розничной торговли на примере компании «Мария-Ра».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия «подбор персонала», его роль в управлении персоналом.
2. Исследовать подходы к подбору персонала в России и за рубежом.
3. Описать особенности современных подходов подбора персонала в сфере розничной торговли и их эффективность.
4. Провести маркетинговое исследование организации подбора персонала в системе управления трудовыми ресурсами в компании «Мария- Ра».
5. Разработать рекомендации по повышению эффективности организации подбора персонала в компании «Мария-Ра».
Структура работы. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических аспектов организации подбора персонала в сфере розничной торговли. В ней раскрываются такие вопросы, как сущность понятия «подбор персонала», его роль в управлении персоналом; подходы к подбору персонала в России и за рубежом и особенности современных подходов подбора персонала в сфере розничной торговли и их эффективность.
На основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
Общепризнанным является тот факт, что важнейший ресурс любого предприятия - персонал. С этой целью важным является правильно построенная система управления персоналом на любом предприятии, в рамках которой особую актуальность приобретает подбор персонала.
Подбор кадров являются важными функциями цикла управления, которые выполняются директивным составом организации. Подбор кадров сопровождается расстановкой персонала в соответствии с их деловыми качествами.
В системе управления персоналом успех деятельности торговой компании зависит в основном от качества подбора кадров.
Подбор персонала можно определить как процесс изучения психологических и профессиональных качеств сотрудника с целью установления его профессиональной пригодности для выполнения обязанностей на конкретном рабочем месте или должности и выбора из претендентов более подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и интересам предприятия и самого человека.
Подбор персонала необходимо отличать от набора персонала. В процессе подбора происходит поиск людей на определенные должности с учетом установленных требований организации.
При выполнении подбора персонала, также решаются следующие
задачи:
- Создание необходимых требований к сотруднику. Нужно точно понимать, какой сотрудник необходим организации. Для этого необходимо проанализировать должность (описать ее, создать должностную инструкцию, определить каким должен быть исполнитель). Также, выполняется
определение уровня заработной платы, условий и срока прохождения испытательного срока.
- Определение способов рекламной компании, повышения имиджа компании, для привлечения кадровых ресурсов.
- Создание алгоритма оценки и подбора кандидатов.
- Отбор и последующее выполнение оценки кандидатов выполняется по выше описанным задачам и методикам, с учетом требований к работе и характеристиками кандидата.
- Окончательно принятие решения о прохождения кандидата необходимых испытаний и принятия его на работу.
В основном алгоритм по подбору включает в себя: предварительный отбор, собеседование, тестирование, получение дополнительной информации, сбор рекомендаций, анализированние собранной информации, выполнение финального отбора.
Подбор специалистов - это ответственная операция, ошибка в которой может обернуться потерей клиента, браком, а при отборе специалиста на руководящие должности может привести к кризису самого предприятия.
При выборе специалистов такого уровня обычно используют кадровые агентства или привлечения конкретного человека, специалиста (переманивание высококлассных специалистов из других компаний). Чаще всего, способы определяются из экономических возможностей, целей, задач, сроков набора сотрудников организации в сфере розничной торговли.
Внедрение рекомендации кадровой работы позволит значительно улучшить эффективность труда персонала компании «Мария-Ра» в сфере розничной торговли, повысить эффективность формирования системы управления персоналом по подбору персонала и повышению эффективности отбора сотрудников.
Рекомендации по повышению эффективности организации подбора персонала в компании «Мария-Ра» представлены руководителю торговой организации, были рассмотрены сотрудниками ОУП, руководителем подразделения, заведующим складом и были одобрены всеми специалистами.
В результате важно сказать, что задачи исследования решены, следовательно, цель работы достигнута.
1. Агишева А.В. Управление торговым персоналом: особенности подбора, обучения и мотивации // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации / сборник статей победителей III Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 35-37.
2. Аллин О.Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала // Сальникова Н.И.- М.: Г енезис. - 2014. - С. 25.
3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами.
8- е изд. / пер. с англ. под ред. С. К. Мор-довина. - СПб.: Питер. - 2007. - 832 с.
4. Белановский А.С. Технология подбора и обучения начинающих продавцов // Управление продажами. - 2013. - № 5. - С. 316-321.
5. Беленко П. Хедхантинг: принципы и технологии. - Спб: Питер,
2012. - 192 с.
6. Бурда А.Г., Бурда Г.П., Бурда А.Г. Моделирование экономики. Учебное пособие для вузов: в 2 частях / Краснодар, - 2005. - Том Часть 1. Основы моделирования и оптимизации экономики. - 250 с.
7. Васева О.Х. Роль отбора и подбора кадров в системе управления персоналом // Наука и инновации в современных условиях / сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. - 2017. - С. 96-99.
8. Ващейкина Ю.Ю. Проблемы рационального подбора и расстановки персонала организации // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2017. - Т. 1. - № 2. - С. 117-119.
9. Верховцев А. В. Методические рекомендации по организации кадровой службы / А. В. Верховцев. - М.: ИНФРА-М, 2012. - С. 123.
10. Вопилин В.В. Технологии подбора и отбора персонала в инновационные организации // Инновационные технологии управления Hi - tech-компаниями Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева Министерство экономики Нижегородской области Нижегородская Ассоциация промышленников и предпринимателей (НАПП) Институт экономики и управления НГТУ Кафедра «Менеджмент» (НГТУ) Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ Программа МВА НГТУ. - 2015. - С. 21-23.
11. Герасимов Е.С. Критерии отбора, подбора и найма персонала: отечественный и зарубежный опыт решения вопроса // Вестник Университета Российской академии образования. - 2011. - № 2. - С. 184-187.
12. Демидова Е.В., Кожина А.А. Совершенствование системы подбора и отбора персонала на примере закрытия вакансии // EurasiaScience сборник статей VII международной научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Актуальность.РФ». - 2017. - С. 265-269.
13. Демидова Н.Е., Кандыба И.А. Принципы подбора критериев
оценки управленческого персонала организации // Перспективы развития Восточного Донбасса Материалы VI-й Международной и 64-й Всероссийской научно-практической конференции. Министерство
образования и науки Российской Федерации, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, Шахтинский институт (филиал) ЮРГПУ(НПИ) им. М.И. Платова. - 2015. -
С. 337-343.
14. Деркач А.А. Стратегия подбора и формирования
управленческой команды // Калинин И.В., Синягин Ю.В. - М.: РАГС, 2013. -
С. 140.
15. Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. - М.: Центр, 2012. - С.8.
16. Евсюков Д.В. Проведение собеседования, как основной элемент в процессе подбора персонала // Тенденции науки и образования в современном мире. - 2016. - № 16-1. - С. 21.
17. Егрошин А.П. Управление персоналом. - Нижний Новгород: НИМБ, 2014. - С. 142-143.
18. Емцова В.С. Специфика подбора и отбора персонала на предприятиях розничной торговли // Молодой ученый. - 2017. - № 4 (138). -
С. 428-431.
19. Зайцев Г.Г. Управление персоналом. - СПб.: Северо-Запад,
2014. - С. 198-199.
20. Зелинская М.В. Инструментарий оценки состояния региональной экономической системы. // Экономика и предпринимательство,
2013. -№ 11-2 (40-2). - С. 147-151.
21. Зелинская М.В. Подходы к подбору персонала в России и за рубежом // Актуальные вопросы развития современного общества. - 2015. - С. 80-82.
22. Зелинская М.В. Проблемы применения информативных инструментов регионального развития в экономике знаний. Социальноэкономический ежегодник-2013. Сборник научных статей. Краснодар. - 2013.
- С. 22-29.
23. Иванова О.А., Мезенцова А.С. Роль процесса подбора персонала при формировании кадрового резерва организации // Научные исследования.
- 2017. - № 4 (15). - С. 42-43.
24. Катаргина Н.А. Хендхантинг: эксклюзивная технология подбора кадров // Электронный научный журнал. - 2016. - № 10-3 (13). - С. 70-73.
25. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом - Учебник, 2- е изд. - М.: ИНФРА, 2007 - 447 с.
26. Комлев В.А., Нижегородцев Р.М., Носов А.Л. Система основных показателей эффективности процесса подбора персонала на предприятии // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. -
2016. - № 3 (54). - С. 102-108.
27. Королевский М. И. Поиск и отбор персонала. — Москва : Бизнес-школа Интел-Синтез. - 2007. - 254 с.
28. Корпоративное право/ отв. ред. И. С. Шиткина. - М.: КноРус,
2015. - 199 с.
29. Крюкова А.С. Современные технологии подбора персонала: отечественный и зарубежный опыт // Проблемы и перспективы развития менеджмента и предпринимательства в России Сборник докладов V международной научно-практической конференции. - 2013. - С. 340-347.
30. Кукин Д.О., Фёдоров А.М. Аутсорсинг как механизм оптимизации подбора персонала в организациях // Экономика и социум. -
2017. - № 1-1 (32). - С. 1039-1042.
31. Кураян К.А. Совершенствование системы подбора и отбора персонала организации как фактор повышения её эффективности // Актуальные проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России сборник трудов молодых ученых: студентов, бакалавров, магистрантов и аспирантов ЮРИУ РАНХиГС. - 2016. - С. 70-74.