Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения речи детей раннего возраста 10
1.1 Характерные черты формирования речи детей раннего возраста 10
1.2 Особенности речевого развития детей раннего возраста в связи с
особенностями стиля педагогического общения 25
Глава 2 Эмпирическое исследование особенности развития речи детей раннего возраста в связи с особенностями стиля педагогического общения 58
2.1 Организация эмпирического исследования особенности развития речи
детей раннего возраста в связи с особенностями стиля педагогического общения 58
2.2 Анализ развития речи детей раннего возраста в связи с особенностями
стиля педагогического общения 68
2.3 Методические рекомендации по развитию речи детей раннего
Возраста 77
Заключение 90
Список использованной литературы 93
Приложения
Речь - это один из способов взаимодействия с обществом, людьми и занимает самое главное место, как средство общения. В современном мире можно наблюдать критическую ситуацию в развитии речевой активности детей раннего возраста. Она объясняется множеством негативных факторов, которые влияют на речевую функцию: осложнение состояния здоровья малышей, значительное снижение общения отца и матери с ребенком, а так же уровня речевой культуры в обществе и недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка. Эмоциональная сдержанность в семье негативным образом влияет на психологическое формирование детей, общение. Огромной значимостью для формирования речи является жизненная обстановка, в которой воспитывают ребенка и как относится к нему взрослый. С помощью взрослого, ребенок начинает входить в мир социальных отношений, у него создается основа для усвоения значений слов и связывание их с образами предметов и явлений. Со временем, форма общения, которая ранее была эффективной, становится уже не актуальной, а интерес ребенка к миру только возрастает, побуждает его обращаться к взрослым, а это возможно только овладев речевым общением.
Язык - "важнейшее средство человеческого общения". С помощью него взрослые могут передать свой опыт, опыт накопленный человечеством, знания, умения, культуру.
В отечественной психологии общепризнанным считается подход к изучению речи в контексте общения, т.к речь возникает в ходе общения и выступает как средство общения. ( Леонтьев, Выготский и др.)
Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. При этом отмечается в целом роль коммуникативного фактора в становлении и развитии речи (Н.М. Аксарина, М.И. Лисина и др.).
Особое место в этих исследованиях занимают работы М.И. Лисиной, где изучалась роль коммуникативного фактора в процессе развития детей дошкольного возраста, в котором был выделен ряд аспектов, влияющих на становление речи. В результате этих работ установлена связь развития речи с содержанием потребности в общении, а именно подчеркивается роль эмоционального общения и делового сотрудничества.
Отношение ребенка с миром взрослых, являясь ведущим на протяжении всего этапа взросления, в силу сложности и различных зависимостей психической сферы может выступать как фактор реальной полноценной адаптации ребенка в его взаимоотношениях с окружающим миром, увеличения его активности, самостоятельности в межличностных контактах с окружающими, а может быть и источником психической травмы личности, уменьшения его активности в субъект-субъектных взаимоотношениях.
В психологии детского возраста существует немало работ, подчеркивающих принципиальную важность связей и отношений между ребенком и взрослым (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Е.О. Смирнова и др.) и признающих, что именно взаимодействие между ребенком и взрослым является стержневым в психическом развитии ребенка.
В процессе обучения и социального воспитания ребенка вне зависимости от той или иной дидактической или личностно развивающей цели всегда возникает система взаимовлияния между взрослым и ребенком, в основе которой лежит определенный уровень взаимовосприятия и построения отношений, где немаловажную роль играет стиль педагогического общения.
Коммуникативные возможности педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности воспитанников находят выражение в стиле педагогического общения. Будучи категорией социально и нравственно насыщенной, стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру педагога и его профессионализм. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.
1. Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.
2. Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.
3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский). Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.
Педагогическая и социальная психология располагают значительным количеством исследований, изучающих влияние и взаимосвязь педагогического общения с разными стилевыми особенностями в системе межличностных отношений "Учитель-Ученик" (Б.А. Вяткин, Н.С. Зубарева и др.). В системе дошкольного воспитания данный аспект частично рассматривается в работах А.Г. Исмагиловой. Т.А. Репиной, Т.И. Чирковой и др., где показано, что характер стиля общения с дошкольниками во многом определяют развитие личностных качеств ребенка.
Цель исследования - выделение роли стиля педагогического общения на особенности развития речи ребенка раннего возраста.
Объект исследования - речевое развитие детей раннего возраста.
Предмет - особенности речевого развития детей раннего возраста в связи с особенностями стиля педагогического общения
Для достижения цели необходима реализация следующих задач:
1. Проанализировать первичные источники по проблеме исследования.
2. Организовать эмпирическое исследование особенности развития речи детей раннего возраста в связи с особенностями стиля педагогического общения.
3. Исследовать особенности развития речи детей раннего возраста и стиль общения воспитателей групп раннего возраста.
4. Выявить влияние стиля педагогического общения на развитие речи детей раннего возраста.
5. Разработать методические рекомендации педагогам по развитию речи для детей раннего возраста.
Гипотеза исследования:
1. При разном стиле педагогического общения воспитателя можно наблюдать различие в общем речевом развитие детей раннего возраста. Скорее всего существуют различия в речевом развитии детей при авторитарном и демократическом стиле воздействия педагога.
2. При разных стилях коммуникативного общения воспитателя у детей раннего возраста будут отличаться уровень развития экспрессивной и импрессивной стороны речевого развития.
Теоретико-методологическими основаниями исследования явились концепция генезиса общения М.И. Лисиной и подход к исследованию речи в контексте общения (Л.С. Выготский [19], А.А. Леонтьев [47], М.И. Лисина [48], С.Л. Рубинштейн [73] и др,) рассматривающий роль коммуникативного фактора в процессе развития детей дошкольного возраста, а так же ряд исследований, изучающих влияние и взаимосвязь педагогического общения с разными стилевыми особенностями в системе межличностных отношений "Учитель-Ученик" (Б.А. Вяткин [22], Н.С. Зубарева [36], В.А. Кан-Калик [24] и др.).
В работе использовался комплекс методов исследования:
1. Теоретический анализ первичных источников.
2. Методы сбора эмпирических данных:
• наблюдение (наблюдение за реакцией детей на предметы при выполнении методик; наблюдение за проявлением реакций на фрустрацию детей в группах с разными стилями педагогического воздействия; наблюдение за общением и взаимодействием между воспитанниками в группах с разными стилями педагогического воздействия; наблюдение за отличиями в конфликтности воспитателей с разными стилями общения, влияние стиля общения на взаимоотношения педагога с детьми и реакцию детей на действия воспитателя);
• изучение педагогической документации;
• методика диагностики стиля взаимодействия В.Л. Симонова;
• комплекс методик Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной.
3. Методы математико-статистической обработки данных:
Непараметрический критерий и Манна-Уитни. Результаты исследования обрабатывались в статистическом пакете 8Р88 23.0
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие 20 детей раннего возраста (средний возраст 2-3 года) среди 2 групп детей, где воспитатели имели разные стили педагогического воздействия: демократический и авторитарный стиль.
Научная новизна полученных результатов:
• выявлены особенности взаимосвязи стиля педагогического общения с эффективностью развития речи детей раннего возраста;
• обнаружены значимые различия уровня развития речи детей раннего возраста в группе, где ведущим стилем взаимодействия воспитателя является демократический стиль и группы, где выявлено доминирование авторитарного стиля взаимодействия.
Теоретическое значение полученных результатов заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а также в обосновании того, что стиль педагогического общения воспитателя имеет важное значение для развития речи детей раннего возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей по развитию речи детей раннего возраста.
Положения выносимые на защиту:
1. Стиль педагогического общения может быть связан с такими аспектами речевого развития детей раннего возраста как: уровень восприятия речи взрослого, понимания речи взрослого, объем активного и пассивного словаря, активного словарного запаса детей, состояния грамматического строя речи.
2. Демократический стиль как эмоционально-выразительный в большей степени способствует речевому развитию ребёнка. Формально-требовательный авторитарный стиль не способствует речевому развитию ребёнка. В частности для развития экспрессивной речи воспитателю необходимо за счёт выразительных средств уметь придать значимость и привлекательность предмету общения в речи. Скорее всего это связано с возрастными особенностями детей раннего возраста и их потребностями в положительным эмоциональным контакте со взрослым. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на речевое развитие детей, развитие экспрессивной речи.
Структура диссертационной работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 101 литературный источник, из них 9 - на иностранном языке и 5 статей - на иностранном языке. В работе имеется 3 таблицы, 5 рисунков и 6 приложений
В выпускной квалификационной работе был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста, также проведено исследование стиля общения воспитателей групп раннего возраста и уровня развития речи детей раннего возраста.
Установлено, что педагогическое общение - это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Воспитатель в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. Стиль педагогического общения влияет на характер эмоциональных переживаний: авторитарный стиль вызывает у детей депрессию, астению. А состояние спокойного удовлетворения и радости возникает в том коллективе, где во главе стоит воспитатель, придерживающийся демократичных принципов воспитания.
Раннее детство - период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится - предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто "источником предметов" и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.
Важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой, поэтому рассмотрим особенности речевого развития детей раннего возраста.
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь - это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают - речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.
Проведенный анализ научной литературы позволил сформулировать проблему исследования. Разработана программа и проанализированы результаты эмпирического исследования воздействия стиля педагогического общения (коммуникативной компетентности педагога) на формирование речи ребенка раннего возраста.
Результаты исследования показали, что демократический стиль взаимодействия доминирует у воспитателя М.Н. У воспитателя К. С. выявлено доминирование авторитарного стиля взаимодействия.
В ходе исследования было отмечено, что высокий уровень развития речи был выявлен у 1 ребенка группы раннего возраста воспитателя М.Н (10%) и 2 детей группы раннего возраста воспитателя К.С. (20%). Уровень выше среднего показали 4 (40%) ребенка в группе М.Н и 1 ребенок (10%) в группе К.С. Средний уровень развития речи был отмечен у 6 детей группы раннего возраста воспитателя М.Н (что составило 60%) и у 5 детей группы раннего возраста воспитателя К.С. (50%). Низкий уровень развития речи был выявлен только у детей группы раннего возраста воспитателя К.С. - 1 ребенок (10%).
Следует отметить, что развитие импрессивной речи детей третьего года жизни имеет некоторые отличия: в группе, где воспитатель (М.Н) использует демократический стиль общения мы отмечаем большое количество детей с уровнем развития импрессивной речи выше среднего; в группе, где воспитатель (К. С) использует в общении авторитарный стиль отмечается больше детей со средним уровнем развития импрессивной речи. В тоже время уровень экспрессивной речи значительно выше в группе детей третьего года жизни, где воспитатель (М.Н) использует в работе демократический стиль. Дети данной группы активно участвуют в общении со взрослым, имеют большой активный словарь, составляют предложения из 3 и более слов, у них реже встречаются аграмматизмы. Дети третьего года жизни группы, где воспитатель (К. С) использует в работе авторитарный стиль, показали ограниченный экспрессивный словарь.
Таким образом, нами отмечено, что уровень развития речи детей раннего возраста в группе, где ведущим стилем взаимодействия воспитателя является демократический стиль выше, чем в группе раннего возраста, где выявлено доминирование авторитарного стиля взаимодействия. Следовательно, мы можем говорить о том, что эффективное развитие речи детей раннего возраста возможно при условии систематического специального коммуникативно направленного общения со взрослым человеком. Для повышения эффективности развития речи детей раннего возраста, опираясь на исследования Л.Я. Венгера, Я.П. Коломенского, М.И. Лисиной, А.А. Запорожца и др., нами были разработаны рекомендации для воспитателей детского сада.
1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В.Н. Аванесова. М.: Просвещение, 2005. 176с.
2. Авдеева, Н.Н., Мещерякова, С.Ю. Вы и младенец / Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова. М.: Просвещение, 2001. 213с.
3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : Издательство ИКАР. 2009. 355с.
4. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. М.: Медецина, 2007. 304с.
5. Алямовская, В.Г. Ясли - это серьезно / В.Г. Алямовская. М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 1999. 159с.
6. Андрианов, М. Невербальная коммуникация / М. Андрианов // Вопросы психологии, 1999. №6. С.89 - 100.
7. Андреева, Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности / Г. М. Андреева. Москва, 1987. 301 с.
8. Аникеева, Н. П. Режиссура педагогического взаимодействия / Н. П. Аникеева, Г. В. Винникова, С. А. Смирнов. Новосибирск, 1991. 96 с.
9. Батракова, С. Н. Основы профессионально-педагогического общения : учебное пособие / С. Н. Батракова. Ярославль, 1986. 341 с.
10. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л.В. Белкина. Воронеж: Учитель, 2006. 236с.
11. Березовин, Н. А. Проблемы педагогического общения / Н. А. Березовин. Минск, 1989. 106 с.
12. Belousova Alla, Kozhukhar Galina Emotional characterstics and styles of
pedagogical communication of educators March 2018 DOI: 10.21125/inted.2018.1044 • Conference: 12th International Technology,
Education and Development Conference
13. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. Москва, 1968. 446 с.
14. Борисенко М. Г., Камышникова О. Е., Кирьянова Т. Ф., Рачковская Н. Н. Руководство для психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста. Санкт-Петербург, «Паритет» 2002. 134 с.
15. Браткова М. О психолого-педагогической помощи семьям, воспитавающим детей раннего возраста с проблемами в развитии / М. Браткова // Дошкольное воспитание. 2010. № 2. С.55-60.
16. Виноградова, А.Д., Коновалова, Н.Л., Крючкова, Л.Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации / А.Д. Виноградова, Н.Л. Коновалова, Л.Л. Крючкова СПб.: Питер, 1997. С.5-10.
17. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. М.: Педобщество, 2003. 240с.
18. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада /Под ред. Т.И. Оверчук. СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2003. 136 с.
19. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006. 420 с.
20. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 1997. 220с
21. Выготский Л.С. Мышление и речь. М ., 1982. 352с.
22. Вяткин Б.А., Исмагилова А.Г. Структура индивидуального стиля педагогических воздействий воспитателя и его системообразующая функция / Б.А. Вяткин, А.Г. Исмагилова - Пермь: Академия, 2008. 154 с.
23. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. Ростов-на- Дону, 1999. 345 с.
24. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. -СПб.: Детство - Пресс, 2007. 472 с.
25. Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б.Ф. Сергеева. 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2004. 160 с.
26. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В.В. Гербова М.: Мозаика-Синтез, 2007. 241 с.
27. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения / В.С. Грехнев. - М.: Просв., 2000. 197с.
28. Гуревич, К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М.. Г уревич. М., Прсвещение, 1970. 257 с.
29. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др. СПБ: «Детство-Пресс», 2000. 244с.
30. Дошкольная педагогика /под ред. В, И, Логиновой, П.Г. Саморуковой. М., 1988. 255с.
31. Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство / А.Б. Добрович. М.: Знание, 1980. 137 с.
32. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. Москва, 1987. 216 с.
33. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М ., 1982. 159с.
34. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова. М.: Просвещение, 2004. 98с.
35. Запорожец, А.В. Психология / А.В. Запорожец М.: Сфера, 2001. 228 с.
36. Зубарева Н.С. Коммуникативные навыки как основа оптимального педагогического общения / Н.С. Зубарева // Теория и практика развивающего обучения. М.: Гном, 2001. 354с.
37. Ильин, Е.Н. Искусство общения / Е.Н. Ильин. М.: Педагогика, 2002. 187 с.
38. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада / А.Г. Исмагилова. М.: Знание, 2009. 96 с.
39. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик М.: Просвещение, 1997. 168 с.
40. Кузьмина, Н. В. Метод исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Ленинград, 1970. 114 с.
41. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. - метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г.Г. Григорьева и др. М.: Просвещение, 2003. 253 с.
42. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А.. Психическое развитиедетей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика икоррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.
43. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. М.: Айрис-пресс, 2005. 412 с.
44. Kasielke E. Gottschaldt K. On the variability of early speech development Article Feb. 1962Zeitschrift für Psychologie 166:225-40.
45. Лангеймейер, В. Й, Матейчек, З. Психическая депривация в дошкольном возрасте / В. Й Лангеймейер, З. Матейчек. М.: Просвещение, 1984, С.5-19, 26-40.
46. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1985. 214 с.
47. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999, 365 с.
48. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина.М.: Педагогика, 1986. 144 с.
49. Лурия, А.Р., Юдович, Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка / А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. М.: Просвещение, 2006. 315 с.
50. Лурия А.Р. Речь и мышление. М., 1975, С. 30-36.
51. Люблинская А.А. Детская психология. Издательство «Просвещение» Москва 1971. 203 с.
52. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М.,1972. 256 с.
53. Лямина Т.Г. Воспитание и развитие детей раннего возраста. М.,1981. 236 с.
54. Litvishkova V.M Vilkova A.V The concept and styles of pedagogicalcommunication Conference Paper Jan 2018
55. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. М.: Педагогика, 2004. 300 с.
56. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова.
М.,Просвещение, 1996. 129 с.
57. Митина, Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии
профессиональной деятельности педагога/ Л.М. Митина// М.1999. Сен. С. 190 с.
58. Миронова, Е.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / Е.А. Миронова. - М.: Педагогика, 2001. 204 с.
59. Мухина, B. C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся вучреждениях интернатного типа / B. C. Мухина // Вопросы психологии. 2009. N1. С.15-19.
60. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2002. 456 с.
61. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. 3-е изд., стер. Москва: Тривола, 1998. 351 с.
62. Павлова, Л.Д. Малыш учится говорить / Л.Д. Павлова. // Дошкольное воспитание. 2008. №8. С.84 - 86.
63. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Д. Павлова. М.: Просвещение, 2000. 208 с.
64. Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1986. Физическое описание. 175 с.
65. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. М.: Айрис-Пресс. 2005. 226 с.
66. Психология детей дошкольного возраста. // Под. Ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б.-М: Просвещение, 1964. 352 с.
67. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада/К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. М.: Просвещение, 2006. 144 с.
68. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. М.: Владос, 2007. 176с.
69. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже М., 1998. 347 с.
70. Развитие личности ребенка: Перевод с англ. /Обл. ред А.М. Фонарева. Прогресс, 1987. 266 с.
71. Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской М.: Эксмо, 2005. 208 с.
72. Розенгарт - Пупко, Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста / Розенгарт - Пупко Г.И. М.: Смысл, 2003. 178 с.
73. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
74. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., 1986. 203 с.
75. Руководство для врачей яслей и домов ребенка...- М., 1954. 154 с.
76. Рыдалова, И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыдалова - Минск: Акадеия, 1998. 319 с.
77. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. М.,Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 236 с.
78. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. М: Мозаика-Синтез, 2007. 160 с.
79. Ступени общения: от года до семи лет / Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. 346 с.
80. Studdert-Kennedy Michael Sources of variability in early speech development ArticleJan 1986.
80. Studdert-Kennedy Michael Sources of variability in early speech development Article Jan 1986 URL
81. Тарасов, Е.Ф. Речевое общение как воздействие / Е.Ф. Тарасов // Актуальные проблемы. Тезисы докладов Всерос. научн. конфер. - Челябинск: ЮурГУ, 2009, С.98 - 105.
82. Теплюк С.Н. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 112 с.
83. Токпаева М. А. Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса// Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 110-112.
84. Умственное развитие младенца. / Пер. с франц.А. Васильковой, Н. Васильковой. М.: Эксмо, 2005. 256 с.
85. Ushakova T.N. Belova S.S. Gromova O.Ye Early speech development and itsnatural foundations Article Jan 2007 ISBN: 0042-8841
86. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения; Книга по Требованию. Москва, 2007. 296 с.
87. Чечет, В. В. Умеем ли мы общаться с детьми / В. В. Чечет. Минск, 1987. 126 с.
88. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Серия «справочники». Ростов н./Д: «Феникс». 2004. 153 с.
89. Штерн, В. Психология раннего детства / В. Штерн. СПб.: Стиль, 2005. 230 с.
90. Щелованов, Н.М. Диагностика развития детей раннего возраста / Н.М. Щелованов. М.: Эксмо, 2005. С.15-19.
91. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // под ред. Д.И. Фельдштейна М.: Просвещение, 2000. 267 с.
92. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.,1960.
93. De VilliersJPA., &De Villiers, J.G. Early Language. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979. P. 419-439.
94. Elkind, D. Images of the young child. Washington, DC: National Association for the Education of Young Children. 1993. 99p.
95. Field, T. Infancy.-Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990. P.354-362
96. Garvey, C. Children's talk. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1984.
P. 153-155.
97. Harlow Y.F., Harlow M. Learning to Love //Readings in Child Development and Personality (2- nd ed.). n. y.; L., 1970. P. 75-96.
Personality. N.Y.; L., 1970. P. 118 145.
98. Leach P. Baby and Child: from Birth to Age Five. L., 1979.- 512.
99. Lieberman, A. The emotional life of the toddler. New York" Free Press, 1995.
100. Rheingold H.L., Gewirtz I.L., Ross H.W. Social Conditioning of Vocalizations in the Infant //J.Comp.Psychol. Physiol. 1959, Vol.52. P. 68-73.
101. Spitz RAnaclytic Depression: an Inquiry into the Genesis of Psychiatric Conditions in Early Childhood //Psychoanal. Study of Child. N.-Y. 1946, Vol. 2. P 217-234.