Развитие речи в раннем возрасте
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения речи детей раннего возраста 10
1.1 Характерные черты формирования речи детей раннего возраста 10
1.2 Особенности речевого развития детей раннего возраста в связи с
особенностями стиля педагогического общения 25
Глава 2 Эмпирическое исследование особенности развития речи детей раннего возраста в связи с особенностями стиля педагогического общения 58
2.1 Организация эмпирического исследования особенности развития речи
детей раннего возраста в связи с особенностями стиля педагогического общения 58
2.2 Анализ развития речи детей раннего возраста в связи с особенностями
стиля педагогического общения 68
2.3 Методические рекомендации по развитию речи детей раннего
Возраста 77
Заключение 90
Список использованной литературы 93
Приложения
Глава 1 Теоретические аспекты изучения речи детей раннего возраста 10
1.1 Характерные черты формирования речи детей раннего возраста 10
1.2 Особенности речевого развития детей раннего возраста в связи с
особенностями стиля педагогического общения 25
Глава 2 Эмпирическое исследование особенности развития речи детей раннего возраста в связи с особенностями стиля педагогического общения 58
2.1 Организация эмпирического исследования особенности развития речи
детей раннего возраста в связи с особенностями стиля педагогического общения 58
2.2 Анализ развития речи детей раннего возраста в связи с особенностями
стиля педагогического общения 68
2.3 Методические рекомендации по развитию речи детей раннего
Возраста 77
Заключение 90
Список использованной литературы 93
Приложения
Речь - это один из способов взаимодействия с обществом, людьми и занимает самое главное место, как средство общения. В современном мире можно наблюдать критическую ситуацию в развитии речевой активности детей раннего возраста. Она объясняется множеством негативных факторов, которые влияют на речевую функцию: осложнение состояния здоровья малышей, значительное снижение общения отца и матери с ребенком, а так же уровня речевой культуры в обществе и недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка. Эмоциональная сдержанность в семье негативным образом влияет на психологическое формирование детей, общение. Огромной значимостью для формирования речи является жизненная обстановка, в которой воспитывают ребенка и как относится к нему взрослый. С помощью взрослого, ребенок начинает входить в мир социальных отношений, у него создается основа для усвоения значений слов и связывание их с образами предметов и явлений. Со временем, форма общения, которая ранее была эффективной, становится уже не актуальной, а интерес ребенка к миру только возрастает, побуждает его обращаться к взрослым, а это возможно только овладев речевым общением.
Язык - "важнейшее средство человеческого общения". С помощью него взрослые могут передать свой опыт, опыт накопленный человечеством, знания, умения, культуру.
В отечественной психологии общепризнанным считается подход к изучению речи в контексте общения, т.к речь возникает в ходе общения и выступает как средство общения. ( Леонтьев, Выготский и др.)
Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. При этом отмечается в целом роль коммуникативного фактора в становлении и развитии речи (Н.М. Аксарина, М.И. Лисина и др.).
Особое место в этих исследованиях занимают работы М.И. Лисиной, где изучалась роль коммуникативного фактора в процессе развития детей дошкольного возраста, в котором был выделен ряд аспектов, влияющих на становление речи. В результате этих работ установлена связь развития речи с содержанием потребности в общении, а именно подчеркивается роль эмоционального общения и делового сотрудничества.
Отношение ребенка с миром взрослых, являясь ведущим на протяжении всего этапа взросления, в силу сложности и различных зависимостей психической сферы может выступать как фактор реальной полноценной адаптации ребенка в его взаимоотношениях с окружающим миром, увеличения его активности, самостоятельности в межличностных контактах с окружающими, а может быть и источником психической травмы личности, уменьшения его активности в субъект-субъектных взаимоотношениях.
В психологии детского возраста существует немало работ, подчеркивающих принципиальную важность связей и отношений между ребенком и взрослым (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Е.О. Смирнова и др.) и признающих, что именно взаимодействие между ребенком и взрослым является стержневым в психическом развитии ребенка.
В процессе обучения и социального воспитания ребенка вне зависимости от той или иной дидактической или личностно развивающей цели всегда возникает система взаимовлияния между взрослым и ребенком, в основе которой лежит определенный уровень взаимовосприятия и построения отношений, где немаловажную роль играет стиль педагогического общения.
Коммуникативные возможности педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности воспитанников находят выражение в стиле педагогического общения. Будучи категорией социально и нравственно насыщенной, стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру педагога и его профессионализм. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.
1. Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.
2. Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.
3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский). Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.
Педагогическая и социальная психология располагают значительным количеством исследований, изучающих влияние и взаимосвязь педагогического общения с разными стилевыми особенностями в системе межличностных отношений "Учитель-Ученик" (Б.А. Вяткин, Н.С. Зубарева и др.). В системе дошкольного воспитания данный аспект частично рассматривается в работах А.Г. Исмагиловой. Т.А. Репиной, Т.И. Чирковой и др., где показано, что характер стиля общения с дошкольниками во многом определяют развитие личностных качеств ребенка.
Цель исследования - выделение роли стиля педагогического общения на особенности развития речи ребенка раннего возраста.
Объект исследования - речевое развитие детей раннего возраста.
Предмет - особенности речевого развития детей раннего возраста в связи с особенностями стиля педагогического общения
Для достижения цели необходима реализация следующих задач:
1. Проанализировать первичные источники по проблеме исследования.
2. Организовать эмпирическое исследование особенности развития речи детей раннего возраста в связи с особенностями стиля педагогического общения.
3. Исследовать особенности развития речи детей раннего возраста и стиль общения воспитателей групп раннего возраста.
4. Выявить влияние стиля педагогического общения на развитие речи детей раннего возраста.
5. Разработать методические рекомендации педагогам по развитию речи для детей раннего возраста.
Гипотеза исследования:
1. При разном стиле педагогического общения воспитателя можно наблюдать различие в общем речевом развитие детей раннего возраста. Скорее всего существуют различия в речевом развитии детей при авторитарном и демократическом стиле воздействия педагога.
2. При разных стилях коммуникативного общения воспитателя у детей раннего возраста будут отличаться уровень развития экспрессивной и импрессивной стороны речевого развития.
Теоретико-методологическими основаниями исследования явились концепция генезиса общения М.И. Лисиной и подход к исследованию речи в контексте общения (Л.С. Выготский [19], А.А. Леонтьев [47], М.И. Лисина [48], С.Л. Рубинштейн [73] и др,) рассматривающий роль коммуникативного фактора в процессе развития детей дошкольного возраста, а так же ряд исследований, изучающих влияние и взаимосвязь педагогического общения с разными стилевыми особенностями в системе межличностных отношений "Учитель-Ученик" (Б.А. Вяткин [22], Н.С. Зубарева [36], В.А. Кан-Калик [24] и др.).
В работе использовался комплекс методов исследования:
1. Теоретический анализ первичных источников.
2. Методы сбора эмпирических данных:
• наблюдение (наблюдение за реакцией детей на предметы при выполнении методик; наблюдение за проявлением реакций на фрустрацию детей в группах с разными стилями педагогического воздействия; наблюдение за общением и взаимодействием между воспитанниками в группах с разными стилями педагогического воздействия; наблюдение за отличиями в конфликтности воспитателей с разными стилями общения, влияние стиля общения на взаимоотношения педагога с детьми и реакцию детей на действия воспитателя);
• изучение педагогической документации;
• методика диагностики стиля взаимодействия В.Л. Симонова;
• комплекс методик Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной.
3. Методы математико-статистической обработки данных:
Непараметрический критерий и Манна-Уитни. Результаты исследования обрабатывались в статистическом пакете 8Р88 23.0
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие 20 детей раннего возраста (средний возраст 2-3 года) среди 2 групп детей, где воспитатели имели разные стили педагогического воздействия: демократический и авторитарный стиль.
Научная новизна полученных результатов:
• выявлены особенности взаимосвязи стиля педагогического общения с эффективностью развития речи детей раннего возраста;
• обнаружены значимые различия уровня развития речи детей раннего возраста в группе, где ведущим стилем взаимодействия воспитателя является демократический стиль и группы, где выявлено доминирование авторитарного стиля взаимодействия.
Теоретическое значение полученных результатов заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а также в обосновании того, что стиль педагогического общения воспитателя имеет важное значение для развития речи детей раннего возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей по развитию речи детей раннего возраста.
Положения выносимые на защиту:
1. Стиль педагогического общения может быть связан с такими аспектами речевого развития детей раннего возраста как: уровень восприятия речи взрослого, понимания речи взрослого, объем активного и пассивного словаря, активного словарного запаса детей, состояния грамматического строя речи.
2. Демократический стиль как эмоционально-выразительный в большей степени способствует речевому развитию ребёнка. Формально-требовательный авторитарный стиль не способствует речевому развитию ребёнка. В частности для развития экспрессивной речи воспитателю необходимо за счёт выразительных средств уметь придать значимость и привлекательность предмету общения в речи. Скорее всего это связано с возрастными особенностями детей раннего возраста и их потребностями в положительным эмоциональным контакте со взрослым. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на речевое развитие детей, развитие экспрессивной речи.
Структура диссертационной работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 101 литературный источник, из них 9 - на иностранном языке и 5 статей - на иностранном языке. В работе имеется 3 таблицы, 5 рисунков и 6 приложений
Язык - "важнейшее средство человеческого общения". С помощью него взрослые могут передать свой опыт, опыт накопленный человечеством, знания, умения, культуру.
В отечественной психологии общепризнанным считается подход к изучению речи в контексте общения, т.к речь возникает в ходе общения и выступает как средство общения. ( Леонтьев, Выготский и др.)
Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. При этом отмечается в целом роль коммуникативного фактора в становлении и развитии речи (Н.М. Аксарина, М.И. Лисина и др.).
Особое место в этих исследованиях занимают работы М.И. Лисиной, где изучалась роль коммуникативного фактора в процессе развития детей дошкольного возраста, в котором был выделен ряд аспектов, влияющих на становление речи. В результате этих работ установлена связь развития речи с содержанием потребности в общении, а именно подчеркивается роль эмоционального общения и делового сотрудничества.
Отношение ребенка с миром взрослых, являясь ведущим на протяжении всего этапа взросления, в силу сложности и различных зависимостей психической сферы может выступать как фактор реальной полноценной адаптации ребенка в его взаимоотношениях с окружающим миром, увеличения его активности, самостоятельности в межличностных контактах с окружающими, а может быть и источником психической травмы личности, уменьшения его активности в субъект-субъектных взаимоотношениях.
В психологии детского возраста существует немало работ, подчеркивающих принципиальную важность связей и отношений между ребенком и взрослым (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Е.О. Смирнова и др.) и признающих, что именно взаимодействие между ребенком и взрослым является стержневым в психическом развитии ребенка.
В процессе обучения и социального воспитания ребенка вне зависимости от той или иной дидактической или личностно развивающей цели всегда возникает система взаимовлияния между взрослым и ребенком, в основе которой лежит определенный уровень взаимовосприятия и построения отношений, где немаловажную роль играет стиль педагогического общения.
Коммуникативные возможности педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности воспитанников находят выражение в стиле педагогического общения. Будучи категорией социально и нравственно насыщенной, стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру педагога и его профессионализм. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.
1. Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.
2. Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.
3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский). Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.
Педагогическая и социальная психология располагают значительным количеством исследований, изучающих влияние и взаимосвязь педагогического общения с разными стилевыми особенностями в системе межличностных отношений "Учитель-Ученик" (Б.А. Вяткин, Н.С. Зубарева и др.). В системе дошкольного воспитания данный аспект частично рассматривается в работах А.Г. Исмагиловой. Т.А. Репиной, Т.И. Чирковой и др., где показано, что характер стиля общения с дошкольниками во многом определяют развитие личностных качеств ребенка.
Цель исследования - выделение роли стиля педагогического общения на особенности развития речи ребенка раннего возраста.
Объект исследования - речевое развитие детей раннего возраста.
Предмет - особенности речевого развития детей раннего возраста в связи с особенностями стиля педагогического общения
Для достижения цели необходима реализация следующих задач:
1. Проанализировать первичные источники по проблеме исследования.
2. Организовать эмпирическое исследование особенности развития речи детей раннего возраста в связи с особенностями стиля педагогического общения.
3. Исследовать особенности развития речи детей раннего возраста и стиль общения воспитателей групп раннего возраста.
4. Выявить влияние стиля педагогического общения на развитие речи детей раннего возраста.
5. Разработать методические рекомендации педагогам по развитию речи для детей раннего возраста.
Гипотеза исследования:
1. При разном стиле педагогического общения воспитателя можно наблюдать различие в общем речевом развитие детей раннего возраста. Скорее всего существуют различия в речевом развитии детей при авторитарном и демократическом стиле воздействия педагога.
2. При разных стилях коммуникативного общения воспитателя у детей раннего возраста будут отличаться уровень развития экспрессивной и импрессивной стороны речевого развития.
Теоретико-методологическими основаниями исследования явились концепция генезиса общения М.И. Лисиной и подход к исследованию речи в контексте общения (Л.С. Выготский [19], А.А. Леонтьев [47], М.И. Лисина [48], С.Л. Рубинштейн [73] и др,) рассматривающий роль коммуникативного фактора в процессе развития детей дошкольного возраста, а так же ряд исследований, изучающих влияние и взаимосвязь педагогического общения с разными стилевыми особенностями в системе межличностных отношений "Учитель-Ученик" (Б.А. Вяткин [22], Н.С. Зубарева [36], В.А. Кан-Калик [24] и др.).
В работе использовался комплекс методов исследования:
1. Теоретический анализ первичных источников.
2. Методы сбора эмпирических данных:
• наблюдение (наблюдение за реакцией детей на предметы при выполнении методик; наблюдение за проявлением реакций на фрустрацию детей в группах с разными стилями педагогического воздействия; наблюдение за общением и взаимодействием между воспитанниками в группах с разными стилями педагогического воздействия; наблюдение за отличиями в конфликтности воспитателей с разными стилями общения, влияние стиля общения на взаимоотношения педагога с детьми и реакцию детей на действия воспитателя);
• изучение педагогической документации;
• методика диагностики стиля взаимодействия В.Л. Симонова;
• комплекс методик Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной.
3. Методы математико-статистической обработки данных:
Непараметрический критерий и Манна-Уитни. Результаты исследования обрабатывались в статистическом пакете 8Р88 23.0
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие 20 детей раннего возраста (средний возраст 2-3 года) среди 2 групп детей, где воспитатели имели разные стили педагогического воздействия: демократический и авторитарный стиль.
Научная новизна полученных результатов:
• выявлены особенности взаимосвязи стиля педагогического общения с эффективностью развития речи детей раннего возраста;
• обнаружены значимые различия уровня развития речи детей раннего возраста в группе, где ведущим стилем взаимодействия воспитателя является демократический стиль и группы, где выявлено доминирование авторитарного стиля взаимодействия.
Теоретическое значение полученных результатов заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а также в обосновании того, что стиль педагогического общения воспитателя имеет важное значение для развития речи детей раннего возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей по развитию речи детей раннего возраста.
Положения выносимые на защиту:
1. Стиль педагогического общения может быть связан с такими аспектами речевого развития детей раннего возраста как: уровень восприятия речи взрослого, понимания речи взрослого, объем активного и пассивного словаря, активного словарного запаса детей, состояния грамматического строя речи.
2. Демократический стиль как эмоционально-выразительный в большей степени способствует речевому развитию ребёнка. Формально-требовательный авторитарный стиль не способствует речевому развитию ребёнка. В частности для развития экспрессивной речи воспитателю необходимо за счёт выразительных средств уметь придать значимость и привлекательность предмету общения в речи. Скорее всего это связано с возрастными особенностями детей раннего возраста и их потребностями в положительным эмоциональным контакте со взрослым. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на речевое развитие детей, развитие экспрессивной речи.
Структура диссертационной работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 101 литературный источник, из них 9 - на иностранном языке и 5 статей - на иностранном языке. В работе имеется 3 таблицы, 5 рисунков и 6 приложений
В выпускной квалификационной работе был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста, также проведено исследование стиля общения воспитателей групп раннего возраста и уровня развития речи детей раннего возраста.
Установлено, что педагогическое общение - это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Воспитатель в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. Стиль педагогического общения влияет на характер эмоциональных переживаний: авторитарный стиль вызывает у детей депрессию, астению. А состояние спокойного удовлетворения и радости возникает в том коллективе, где во главе стоит воспитатель, придерживающийся демократичных принципов воспитания.
Раннее детство - период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится - предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто "источником предметов" и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.
Важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой, поэтому рассмотрим особенности речевого развития детей раннего возраста.
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь - это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают - речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.
Проведенный анализ научной литературы позволил сформулировать проблему исследования. Разработана программа и проанализированы результаты эмпирического исследования воздействия стиля педагогического общения (коммуникативной компетентности педагога) на формирование речи ребенка раннего возраста.
Результаты исследования показали, что демократический стиль взаимодействия доминирует у воспитателя М.Н. У воспитателя К. С. выявлено доминирование авторитарного стиля взаимодействия.
В ходе исследования было отмечено, что высокий уровень развития речи был выявлен у 1 ребенка группы раннего возраста воспитателя М.Н (10%) и 2 детей группы раннего возраста воспитателя К.С. (20%). Уровень выше среднего показали 4 (40%) ребенка в группе М.Н и 1 ребенок (10%) в группе К.С. Средний уровень развития речи был отмечен у 6 детей группы раннего возраста воспитателя М.Н (что составило 60%) и у 5 детей группы раннего возраста воспитателя К.С. (50%). Низкий уровень развития речи был выявлен только у детей группы раннего возраста воспитателя К.С. - 1 ребенок (10%).
Следует отметить, что развитие импрессивной речи детей третьего года жизни имеет некоторые отличия: в группе, где воспитатель (М.Н) использует демократический стиль общения мы отмечаем большое количество детей с уровнем развития импрессивной речи выше среднего; в группе, где воспитатель (К. С) использует в общении авторитарный стиль отмечается больше детей со средним уровнем развития импрессивной речи. В тоже время уровень экспрессивной речи значительно выше в группе детей третьего года жизни, где воспитатель (М.Н) использует в работе демократический стиль. Дети данной группы активно участвуют в общении со взрослым, имеют большой активный словарь, составляют предложения из 3 и более слов, у них реже встречаются аграмматизмы. Дети третьего года жизни группы, где воспитатель (К. С) использует в работе авторитарный стиль, показали ограниченный экспрессивный словарь.
Таким образом, нами отмечено, что уровень развития речи детей раннего возраста в группе, где ведущим стилем взаимодействия воспитателя является демократический стиль выше, чем в группе раннего возраста, где выявлено доминирование авторитарного стиля взаимодействия. Следовательно, мы можем говорить о том, что эффективное развитие речи детей раннего возраста возможно при условии систематического специального коммуникативно направленного общения со взрослым человеком. Для повышения эффективности развития речи детей раннего возраста, опираясь на исследования Л.Я. Венгера, Я.П. Коломенского, М.И. Лисиной, А.А. Запорожца и др., нами были разработаны рекомендации для воспитателей детского сада.
Установлено, что педагогическое общение - это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Воспитатель в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. Стиль педагогического общения влияет на характер эмоциональных переживаний: авторитарный стиль вызывает у детей депрессию, астению. А состояние спокойного удовлетворения и радости возникает в том коллективе, где во главе стоит воспитатель, придерживающийся демократичных принципов воспитания.
Раннее детство - период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится - предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто "источником предметов" и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.
Важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой, поэтому рассмотрим особенности речевого развития детей раннего возраста.
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь - это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают - речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.
Проведенный анализ научной литературы позволил сформулировать проблему исследования. Разработана программа и проанализированы результаты эмпирического исследования воздействия стиля педагогического общения (коммуникативной компетентности педагога) на формирование речи ребенка раннего возраста.
Результаты исследования показали, что демократический стиль взаимодействия доминирует у воспитателя М.Н. У воспитателя К. С. выявлено доминирование авторитарного стиля взаимодействия.
В ходе исследования было отмечено, что высокий уровень развития речи был выявлен у 1 ребенка группы раннего возраста воспитателя М.Н (10%) и 2 детей группы раннего возраста воспитателя К.С. (20%). Уровень выше среднего показали 4 (40%) ребенка в группе М.Н и 1 ребенок (10%) в группе К.С. Средний уровень развития речи был отмечен у 6 детей группы раннего возраста воспитателя М.Н (что составило 60%) и у 5 детей группы раннего возраста воспитателя К.С. (50%). Низкий уровень развития речи был выявлен только у детей группы раннего возраста воспитателя К.С. - 1 ребенок (10%).
Следует отметить, что развитие импрессивной речи детей третьего года жизни имеет некоторые отличия: в группе, где воспитатель (М.Н) использует демократический стиль общения мы отмечаем большое количество детей с уровнем развития импрессивной речи выше среднего; в группе, где воспитатель (К. С) использует в общении авторитарный стиль отмечается больше детей со средним уровнем развития импрессивной речи. В тоже время уровень экспрессивной речи значительно выше в группе детей третьего года жизни, где воспитатель (М.Н) использует в работе демократический стиль. Дети данной группы активно участвуют в общении со взрослым, имеют большой активный словарь, составляют предложения из 3 и более слов, у них реже встречаются аграмматизмы. Дети третьего года жизни группы, где воспитатель (К. С) использует в работе авторитарный стиль, показали ограниченный экспрессивный словарь.
Таким образом, нами отмечено, что уровень развития речи детей раннего возраста в группе, где ведущим стилем взаимодействия воспитателя является демократический стиль выше, чем в группе раннего возраста, где выявлено доминирование авторитарного стиля взаимодействия. Следовательно, мы можем говорить о том, что эффективное развитие речи детей раннего возраста возможно при условии систематического специального коммуникативно направленного общения со взрослым человеком. Для повышения эффективности развития речи детей раннего возраста, опираясь на исследования Л.Я. Венгера, Я.П. Коломенского, М.И. Лисиной, А.А. Запорожца и др., нами были разработаны рекомендации для воспитателей детского сада.
Подобные работы
- Использование игр с предметами в работе по развитию речи детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2024 - РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по стимуляции речевого развития у детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Сравнительное изучение развития речи у детей раннего возраста с нормой речи и задержкой речевого развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - Использование лэпбука в работе по развитию речи детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ
МЕТОДА СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по стимуляции речевого развития у детей
раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НОРМОЙ РЕЧИ И ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



