Эмоциональный интеллект подростков в контексте детско-родительских отношений
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального интеллекта подростков и детско-родительских отношений 11
1.1 Формирование и развитие теорий эмоционального интеллекта
в психологической науке 11
1.2 Влияние родителей на развитие личности подростка 27
1.3 Основные характеристики детско-родительских отношений
во взаимосвязи с эмоциональным интеллектом подростков 32
Глава 2 Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта подростков во взаимосвязи с детско-родительскими отношениями с матерью 42
2.1 Организация эмпирического исследования 42
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 49
2.3 Апробация результатов исследования 70
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложения
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального интеллекта подростков и детско-родительских отношений 11
1.1 Формирование и развитие теорий эмоционального интеллекта
в психологической науке 11
1.2 Влияние родителей на развитие личности подростка 27
1.3 Основные характеристики детско-родительских отношений
во взаимосвязи с эмоциональным интеллектом подростков 32
Глава 2 Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта подростков во взаимосвязи с детско-родительскими отношениями с матерью 42
2.1 Организация эмпирического исследования 42
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 49
2.3 Апробация результатов исследования 70
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Эмоциональный интеллект вызывает активный научный и практический интерес человеческого сообщества на протяжении последних трех десятков лет. Эмоциональный интеллект подразумевает возможность осознать и почувствовать эмоции, а также необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. В существующих на сегодня в достаточном количестве работах по данному направлению авторы описывают эмоциональный интеллект как важную способность человека и необходимое условие успешности и эффективности в межличностном взаимодействии и общении. Проблема эмоционального интеллекта рассматривается зарубежными (Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Карузо, Д. Гоулман, Г. Орме, Д. Слайтер, X. Вейсингер, Р. Стенрберг и др.) и отечественными (Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, О.И. Власова, Г.В. Юсупова, М.А. Манойлова, Д.В. Давыдова, Т.П. Березовская, А.П. Лобанов, А.С. Петровская и др.) учеными. Хотя на всех этапах онтогенеза важно развитие эмоционального интеллекта, но в его формировании сензитивным периодом является подростковый возраст, из-за того, что основные новообразования этого возраста (такие как: Я-концепция, самосознание, рефлексия и т.д.) связаны с когнитивной и эмоциональной сферой. Исследователи выделяют довольно широкий диапазон факторов, влияющих на специфику эмоционального интеллекта подростков. Среди них - особенности детско-родительских отношений в семье, а важнейшую роль здесь играют особенности взаимоотношений с матерью.
Достаточно хорошо изучены различные психологические аспекты качества семейных отношений, потому что проблемы семьи всегда были в центре внимания психологов. В их числе: функция воспитания в семье, а также то, как влияют отдельные семейные факторы на формирование личностных качеств детей. Учёные, рассматривающие проблему эмоционального интеллекта подростков в контексте поставленного вопроса, исследовали: роль и значение эмоционального интеллекта в процессе межличностного взаимодействия (Д.В. Люсин [45, 46], М.А. Манойлова [48, 49], Е.В. Новотоцкая-Власова), гендерные различия эмоционального интеллекта у старших подростков (Кочетова Ю., Климакова М.) [36], сущностные признаки, структуру и особенности проявления эмоционального интеллекта в подростковом возрасте (Ю.В. Давыдова) [24].
Психологи полагают, что влияние родителей - это один из факторов развития эмоционального интеллекта, и это подтверждают имеющиеся эмпирические исследования. Чаще всего эмоциональный интеллект изучается в них на смешанной по полу выборке детей разного возраста, при этом влияние родителей изучается совместно, либо акцент делается на изучении только роли матерей в развитии Ер. Но работ, посвященных изучению влияния детско-родительских отношений на формирование эмоционального интеллекта подростков, совсем немного. Из отечественных исследований подобного рода интерес представляет исследование эмоционального интеллекта и стиля воспитания девочек (М.В. Краснов) [38] и исследование различий в показателях эмоционального интеллекта в группах подростков с разными типами детско-родительских отношений (Д.В. Иванова, О.С. Самбикина) [67]. Эти исследования проводились на выборках городских подростков, а значимых масштабных исследований по сельским школьникам нет. Изучение влияние воспитания на развитие эмоционального интеллекта пока проводится в рамках корреляционных дизайнов, и своим исследованием мы поддержали и продолжили эту традицию.
Результаты нашего исследования будут иметь также практическое применение для оказания психолого-педагогической помощи и защите прав учащихся и их родителей, созданию безопасной и комфортной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях, что и предусматривает ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст.ст. 42-45) и ФГОС ООО. На практико-методическом уровне существует противоречие между потребностью качественного психолого-педагогического сопровождения подростков и их родителей и недостаточной разработанностью эффективных механизмов формирования желаемых компонентов эмоционального интеллекта путем изменения характеристик детско-родительских отношений с матерью как с самым близким человеком в семье.
Таким образом, актуальность исследуемой проблемы заключается в необходимости изучения роли детско-родительских отношений в формировании и развитии эмоционального интеллекта подростков. Изучение эмоционального интеллекта подростков в неразрывной его связи с характеристиками детско-родительских отношений - важная теоретическая и практическая задача, требующая детального исследования и дальнейшей разработки.
Цель исследования: выявить компоненты эмоционального интеллекта подростков, зависящие от параметров детско-родительских отношений с матерью.
Объект: эмоциональный интеллект подростков.
Предмет: эмоциональный интеллект подростков во взаимосвязи с параметрами детско-родительских отношений с матерью.
Задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы по проблеме исследования эмоционального интеллекта подростков и детско- родительских отношений.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования для выявления компонентов эмоционального интеллекта подростков, зависящих от параметров материнского воспитания.
3. Выявить характеристики семейного взаимодействия, оказывающие влияние на компоненты эмоционального интеллекта подростков и установить характер их взаимосвязи.
4. Выяснить, какие компоненты эмоционального интеллекта подростка зависят от определенных параметров детско-родительских отношений с матерью.
5. Разработать и апробировать программу профилактического психологического тренинга, направленного на развитие эмоционального интеллекта подростков.
Гипотезы исследования:
1. Содействовать гармоничному развитию всех компонентов эмоционального интеллекта подростка будет принятие и позитивный интерес со стороны матери.
2. Негативно сказываться на развитии компонентов эмоционального интеллекта подростка будет непоследовательность матери в воспитательном процессе.
3. Эмоциональный интеллект подростков может детерминировать поддержка матерью их автономии.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- модель эмоционального интеллекта Д.В. Люсина;
- культурно-историческая концепция развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- концепция периодизации психического развития Д.Б. Эльконина;
- концепция системного подхода в изучении семьи и семейных отношений (О.А. Карабанова).
Методы исследования:
- теоретический анализ (аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный) зарубежной и отечественной психологической литературы по проблеме исследования;
- количественные методы: психодиагностическое тестирование (психодиагностические методики, адекватные объекту исследования);
- качественные методы (беседа).
Методический инструментарий:
1. Тест (опросник) эмоционального интеллекта Д.В. Люсина «ЭмИн»;
2. Тест Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта;
3. Методика «Подростки о родителях» (ПоР) (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына);
4. Методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская).
- методы математико-статистической обработки данных (корреляционный анализ, регрессионный анализ, непараметрический критерий U- Манна-Уитни) с использованием компьютерной программы SPSS Statistics Version 23.0.
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 63 подростка в возрасте 13-14 лет, обучающиеся в 7-8 классах муниципального образовательного учреждения «Егорьевская средняя общеобразовательная школа» Егорьевского района Алтайского края.
Научная новизна исследования заключается в расширении представлений о взаимосвязи эмоционального интеллекта подростков и детско-родительских отношений с матерью, а также характере зависимости компонентов эмоционального интеллекта подростков от отдельных параметров детско-родительских отношений с матерью.
Исследований такого рода в отечественной психологической науке крайне мало; подобные исследования на выборке сельских школьников отсутствуют. Изучение данной научной проблемы до сих пор широко не рассматривалось с точки зрения формирования компонентов эмоционального интеллекта во взаимосвязи с особенностями установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. Очевидно, что на формирование и развитие компонентов эмоционального интеллекта оказывают определенное влияние субъективные представления подростков о воспитательной практике родителей.
Теоретическая значимость исследования:
- Результаты исследования вносят вклад в изучение феномена эмоционального интеллекта подростков. Выявлены параметры детско- родительских отношений с матерью, оказывающие влияние на формирование компонентов эмоционального интеллекта подростков.
- Полученные в исследовании данные расширяют представление о характере влияния отдельных параметров детско-родительских отношений с матерью на формирование и развитие эмоционального интеллекта подростков.
Практическая значимость исследования: полученные в данном исследовании результаты могут использоваться:
1. В работе специалистов образовательных учреждений, и быть востребованы в области психологического индивидуального и группового консультирования. Теоретико-методологические и эмпирические материалы исследования могут использоваться для проведения психологических тренингов, разработки коррекционно-профилактических программ, связанных с развитием внутриличностного и межличностного интеллекта, эмпатийности, лидерских качеств подростков;
2. Обучении специалистов профессий типа «человек - человек», работающих в различных службах и организациях с подростками;
3. Для преподавания дисциплин студентам, в смежных с психологией или являющихся её отраслями, а также в системе повышения квалификации работников образования и социальной сферы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие эмоционального интеллекта подростка и его отдельных компонентов взаимосвязано с особенностями детско-родительских отношений с матерью. Это обусловлено тем, формирование личности подростка опосредуется через систему взаимоотношений с близкими людьми.
2. Показано, что развитию общего уровня ЭИ подростка и таких его компонентов, как внутриличностный эмоциональный интеллект (и его составляющие) и управление эмоциями способствуют позитивный интерес, близость и принятие со стороны матери. Таким образом, эмоциональный аспект детско-родительских отношений с матерью влияет на развитие общего и внутриличностного интеллекта подростка.
3. На развитии общего уровня эмоционального интеллекта подростка (в том числе, на внутриличностном эмоциональном интеллекте и межличностном эмоциональном интеллекте) негативно сказывается непоследовательность воспитательной практики матери. Эмоциональный интеллект подростков выше в тех семьях, где мать последовательна в своих воспитательных воздействиях.
4. Способствовать формированию внутриличностного эмоционального интеллекта подростка и его компонентов (управление своими эмоциями и контроль экспрессии) будет поощрение автономности подростка матерью, состоящее в передаче подростку ответственности. Соответственно, развитие общего уровня эмоционального интеллекта подростка будет также связано поощрением матерью автономности подростка. В связи с этим следует отметить, что наиболее важной задачей на этапе подростничества является автономизация и достижение эмоциональной дифференциации личности подростка в семье на качественно иной основе при сохранении уважения друг к другу.
Надежность, достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались теоретической обоснованностью его методологических положений, использованием теоретико-методологических оснований и концепций, общепризнанных в психологической науке; адекватностью используемых методов исследования, которые соответствуют целям и задачам исследования; репрезентативностью выборки; использованием валидных и надежных психодиагностических методик и методов статистической обработки данных; согласованностью эмпирических данных с теоретическими положениями других исследователей; согласованностью теоретических и прикладных результатов исследования и их апробацией в ходе практического использования.
Апробация результатов исследования включала в себя разноплановые мероприятия на школьном (на базе МОУ «Егорьевская СОШ»), муниципальном (Егорьевский район Алтайского края») и региональном (Алтайский край) уровнях. Период проведения апробации - с середины 2019 года до конца 2020 года. На школьном уровне апробация проходила в виде профилактических тренинговых занятий с обучающимися 8-х классов МОУ «Егорьевская СОШ» по развитию компонентов эмоционального интеллекта (в течение сентября-октября 2020 г.). С января 2020 г. по ноябрь 2020 г. на муниципальном уровне (в должности педагога- психолога МОУ «Егорьевская СОШ») проводилось консультирование родителей подростков по проблемам детско-родительских отношений и развитию эмоционального интеллекта подростков в рамках регионального проекта «Семья - планета детства». В марте 2019 г. выступила с темой «Развитие эмоционального интеллекта подростков» в рамках муниципального Фестиваля социально-педагогических инноваций. На региональном уровне апробация прошла на педагогических и психологических мероприятиях. Так, в ноябре 2020 г. в рамках Недели психологии-2020 «Мир один для всех!» для психологов и педагогов магистрантка провела мастер-класс «Развитие компонентов эмоционального интеллекта подростков посредством тренинга» в онлайн-формате, а в августе 2019 г. - в живом формате провела мастер-класс «Формирование актуального опыта эмоционального общения подростков» в рамках Летней школы мобильных педагогов «Образовательный челлендж».
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, включающий 100 источников, 9 из которых на иностранном языке, 2 рисунка, 24 таблицы и 7 приложений.
Достаточно хорошо изучены различные психологические аспекты качества семейных отношений, потому что проблемы семьи всегда были в центре внимания психологов. В их числе: функция воспитания в семье, а также то, как влияют отдельные семейные факторы на формирование личностных качеств детей. Учёные, рассматривающие проблему эмоционального интеллекта подростков в контексте поставленного вопроса, исследовали: роль и значение эмоционального интеллекта в процессе межличностного взаимодействия (Д.В. Люсин [45, 46], М.А. Манойлова [48, 49], Е.В. Новотоцкая-Власова), гендерные различия эмоционального интеллекта у старших подростков (Кочетова Ю., Климакова М.) [36], сущностные признаки, структуру и особенности проявления эмоционального интеллекта в подростковом возрасте (Ю.В. Давыдова) [24].
Психологи полагают, что влияние родителей - это один из факторов развития эмоционального интеллекта, и это подтверждают имеющиеся эмпирические исследования. Чаще всего эмоциональный интеллект изучается в них на смешанной по полу выборке детей разного возраста, при этом влияние родителей изучается совместно, либо акцент делается на изучении только роли матерей в развитии Ер. Но работ, посвященных изучению влияния детско-родительских отношений на формирование эмоционального интеллекта подростков, совсем немного. Из отечественных исследований подобного рода интерес представляет исследование эмоционального интеллекта и стиля воспитания девочек (М.В. Краснов) [38] и исследование различий в показателях эмоционального интеллекта в группах подростков с разными типами детско-родительских отношений (Д.В. Иванова, О.С. Самбикина) [67]. Эти исследования проводились на выборках городских подростков, а значимых масштабных исследований по сельским школьникам нет. Изучение влияние воспитания на развитие эмоционального интеллекта пока проводится в рамках корреляционных дизайнов, и своим исследованием мы поддержали и продолжили эту традицию.
Результаты нашего исследования будут иметь также практическое применение для оказания психолого-педагогической помощи и защите прав учащихся и их родителей, созданию безопасной и комфортной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях, что и предусматривает ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст.ст. 42-45) и ФГОС ООО. На практико-методическом уровне существует противоречие между потребностью качественного психолого-педагогического сопровождения подростков и их родителей и недостаточной разработанностью эффективных механизмов формирования желаемых компонентов эмоционального интеллекта путем изменения характеристик детско-родительских отношений с матерью как с самым близким человеком в семье.
Таким образом, актуальность исследуемой проблемы заключается в необходимости изучения роли детско-родительских отношений в формировании и развитии эмоционального интеллекта подростков. Изучение эмоционального интеллекта подростков в неразрывной его связи с характеристиками детско-родительских отношений - важная теоретическая и практическая задача, требующая детального исследования и дальнейшей разработки.
Цель исследования: выявить компоненты эмоционального интеллекта подростков, зависящие от параметров детско-родительских отношений с матерью.
Объект: эмоциональный интеллект подростков.
Предмет: эмоциональный интеллект подростков во взаимосвязи с параметрами детско-родительских отношений с матерью.
Задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы по проблеме исследования эмоционального интеллекта подростков и детско- родительских отношений.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования для выявления компонентов эмоционального интеллекта подростков, зависящих от параметров материнского воспитания.
3. Выявить характеристики семейного взаимодействия, оказывающие влияние на компоненты эмоционального интеллекта подростков и установить характер их взаимосвязи.
4. Выяснить, какие компоненты эмоционального интеллекта подростка зависят от определенных параметров детско-родительских отношений с матерью.
5. Разработать и апробировать программу профилактического психологического тренинга, направленного на развитие эмоционального интеллекта подростков.
Гипотезы исследования:
1. Содействовать гармоничному развитию всех компонентов эмоционального интеллекта подростка будет принятие и позитивный интерес со стороны матери.
2. Негативно сказываться на развитии компонентов эмоционального интеллекта подростка будет непоследовательность матери в воспитательном процессе.
3. Эмоциональный интеллект подростков может детерминировать поддержка матерью их автономии.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- модель эмоционального интеллекта Д.В. Люсина;
- культурно-историческая концепция развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- концепция периодизации психического развития Д.Б. Эльконина;
- концепция системного подхода в изучении семьи и семейных отношений (О.А. Карабанова).
Методы исследования:
- теоретический анализ (аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный) зарубежной и отечественной психологической литературы по проблеме исследования;
- количественные методы: психодиагностическое тестирование (психодиагностические методики, адекватные объекту исследования);
- качественные методы (беседа).
Методический инструментарий:
1. Тест (опросник) эмоционального интеллекта Д.В. Люсина «ЭмИн»;
2. Тест Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта;
3. Методика «Подростки о родителях» (ПоР) (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына);
4. Методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская).
- методы математико-статистической обработки данных (корреляционный анализ, регрессионный анализ, непараметрический критерий U- Манна-Уитни) с использованием компьютерной программы SPSS Statistics Version 23.0.
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 63 подростка в возрасте 13-14 лет, обучающиеся в 7-8 классах муниципального образовательного учреждения «Егорьевская средняя общеобразовательная школа» Егорьевского района Алтайского края.
Научная новизна исследования заключается в расширении представлений о взаимосвязи эмоционального интеллекта подростков и детско-родительских отношений с матерью, а также характере зависимости компонентов эмоционального интеллекта подростков от отдельных параметров детско-родительских отношений с матерью.
Исследований такого рода в отечественной психологической науке крайне мало; подобные исследования на выборке сельских школьников отсутствуют. Изучение данной научной проблемы до сих пор широко не рассматривалось с точки зрения формирования компонентов эмоционального интеллекта во взаимосвязи с особенностями установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. Очевидно, что на формирование и развитие компонентов эмоционального интеллекта оказывают определенное влияние субъективные представления подростков о воспитательной практике родителей.
Теоретическая значимость исследования:
- Результаты исследования вносят вклад в изучение феномена эмоционального интеллекта подростков. Выявлены параметры детско- родительских отношений с матерью, оказывающие влияние на формирование компонентов эмоционального интеллекта подростков.
- Полученные в исследовании данные расширяют представление о характере влияния отдельных параметров детско-родительских отношений с матерью на формирование и развитие эмоционального интеллекта подростков.
Практическая значимость исследования: полученные в данном исследовании результаты могут использоваться:
1. В работе специалистов образовательных учреждений, и быть востребованы в области психологического индивидуального и группового консультирования. Теоретико-методологические и эмпирические материалы исследования могут использоваться для проведения психологических тренингов, разработки коррекционно-профилактических программ, связанных с развитием внутриличностного и межличностного интеллекта, эмпатийности, лидерских качеств подростков;
2. Обучении специалистов профессий типа «человек - человек», работающих в различных службах и организациях с подростками;
3. Для преподавания дисциплин студентам, в смежных с психологией или являющихся её отраслями, а также в системе повышения квалификации работников образования и социальной сферы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие эмоционального интеллекта подростка и его отдельных компонентов взаимосвязано с особенностями детско-родительских отношений с матерью. Это обусловлено тем, формирование личности подростка опосредуется через систему взаимоотношений с близкими людьми.
2. Показано, что развитию общего уровня ЭИ подростка и таких его компонентов, как внутриличностный эмоциональный интеллект (и его составляющие) и управление эмоциями способствуют позитивный интерес, близость и принятие со стороны матери. Таким образом, эмоциональный аспект детско-родительских отношений с матерью влияет на развитие общего и внутриличностного интеллекта подростка.
3. На развитии общего уровня эмоционального интеллекта подростка (в том числе, на внутриличностном эмоциональном интеллекте и межличностном эмоциональном интеллекте) негативно сказывается непоследовательность воспитательной практики матери. Эмоциональный интеллект подростков выше в тех семьях, где мать последовательна в своих воспитательных воздействиях.
4. Способствовать формированию внутриличностного эмоционального интеллекта подростка и его компонентов (управление своими эмоциями и контроль экспрессии) будет поощрение автономности подростка матерью, состоящее в передаче подростку ответственности. Соответственно, развитие общего уровня эмоционального интеллекта подростка будет также связано поощрением матерью автономности подростка. В связи с этим следует отметить, что наиболее важной задачей на этапе подростничества является автономизация и достижение эмоциональной дифференциации личности подростка в семье на качественно иной основе при сохранении уважения друг к другу.
Надежность, достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались теоретической обоснованностью его методологических положений, использованием теоретико-методологических оснований и концепций, общепризнанных в психологической науке; адекватностью используемых методов исследования, которые соответствуют целям и задачам исследования; репрезентативностью выборки; использованием валидных и надежных психодиагностических методик и методов статистической обработки данных; согласованностью эмпирических данных с теоретическими положениями других исследователей; согласованностью теоретических и прикладных результатов исследования и их апробацией в ходе практического использования.
Апробация результатов исследования включала в себя разноплановые мероприятия на школьном (на базе МОУ «Егорьевская СОШ»), муниципальном (Егорьевский район Алтайского края») и региональном (Алтайский край) уровнях. Период проведения апробации - с середины 2019 года до конца 2020 года. На школьном уровне апробация проходила в виде профилактических тренинговых занятий с обучающимися 8-х классов МОУ «Егорьевская СОШ» по развитию компонентов эмоционального интеллекта (в течение сентября-октября 2020 г.). С января 2020 г. по ноябрь 2020 г. на муниципальном уровне (в должности педагога- психолога МОУ «Егорьевская СОШ») проводилось консультирование родителей подростков по проблемам детско-родительских отношений и развитию эмоционального интеллекта подростков в рамках регионального проекта «Семья - планета детства». В марте 2019 г. выступила с темой «Развитие эмоционального интеллекта подростков» в рамках муниципального Фестиваля социально-педагогических инноваций. На региональном уровне апробация прошла на педагогических и психологических мероприятиях. Так, в ноябре 2020 г. в рамках Недели психологии-2020 «Мир один для всех!» для психологов и педагогов магистрантка провела мастер-класс «Развитие компонентов эмоционального интеллекта подростков посредством тренинга» в онлайн-формате, а в августе 2019 г. - в живом формате провела мастер-класс «Формирование актуального опыта эмоционального общения подростков» в рамках Летней школы мобильных педагогов «Образовательный челлендж».
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, включающий 100 источников, 9 из которых на иностранном языке, 2 рисунка, 24 таблицы и 7 приложений.
В данной работе мы ставили своей целью выявить компоненты эмоционального интеллекта подростков, зависящие от параметров детско- родительских отношений с матерью.
В работе показана актуальность темы и её недостаточная изученность. Большинство исследований эмоционального интеллекта проводятся на взрослых, и совсем мало представлено работ, изучающих специфику и факторы, оказывающие влияние на формирование эмоционального интеллекта подростков. Хотя семейные взаимоотношения в подростковый период уходят на второй план, а на первый план выходит общение с ровесниками, нельзя при этом отрицать, что детско-родительские отношения значительно влияют на эффективность общения и процесс адаптации подростка в социуме. У подростков эмоциональный интеллект выступает в качестве многокомпонентной категории, функционирующей для организации успешной деятельности, приведения в оптимально гармоничное состояние внутриличностное и межличностное взаимодействие.
При этом мы делаем акцент на том, что не решена проблема изучения роли детско-родительских отношений в формировании и развитии эмоционального интеллекта.
Данное исследование раздвигает границы научного знания об эмоциональном интеллекте, а именно: о взаимосвязях и зависимости ЭИ подростков в целом и отдельных его компонентов от воспитательной практики матери, а также особенностей детско-родительских отношений с ней. В нашем исследовании приняли участие 63 обучающихся 7-8 классов сельской школы Алтайского края. Эмоциональный интеллект подростков изучался с помощью опросника ЭмИн (Д.В. Люсин) и методики Н. Холла. Детско-родительские отношения изучались с помощью методики «Подростки о родителях» («ПоР») и методики «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП). Данные методики выбраны нами потому, что подростки оценивают отношения с родителями более строго, и нам хотелось исследовать эти отношения с точки зрения подростков - так, они их видят и ощущают. Полученные результаты прошли качественную и количественную обработку (первичную; и статобработку с помощью корреляционного и регрессионного анализа, а для выявления различий между мальчиками и девочками применен критерий Манна-Уитни).
В результате исследования нами были изучены и расширены представления о позитивных / негативных связях отдельных компонентов ЭИ подростков и интегральных показателей ЭИ с параметрами ДРО с матерью. Все гипотезы, выдвинутые в начале исследования, подтвердились. Примечательно при этом, что нам удалось раздвинуть границы научного знания и выявить дополнительные взаимосвязи компонентов ЭИ подростков и параметров ДРО. Некоторые результаты сходны с полученными ранее другими исследователями, а некоторые являются принципиально новыми. Выявлены значимые положительные корреляции между большинством компонентов ЭИ и такими характеристиками ДРО, как позитивный интерес, принятие, близость. Выявлены отрицательные взаимосвязи большинства компонентов ЭИ с такими характеристиками ДРО, как непоследовательность матери в воспитательных воздействиях. Компонент ЭИ «управление своими эмоциями» получает благоприятное развитие при условии поощрения матерью автономности подростка, при этом также развиваются общий уровень ЭИ и внутриличностный ЭИ. Мониторинг (осведомленность матери о делах и интересах подростка) позитивно формирует такие компоненты ЭИ, как понимание эмоций (ПЭ) и межличностный ЭИ. Искажение образа ребенка (по любому из типов искажения) негативно сказывается на развитии контроля экспрессии и внутриличностного ЭИ.
В процессе изучения феномена эмоционального интеллекта подростков была разработана профилактическая программа тренинговых занятий «Не бойся быть...Выделяйся!», состоящая из 6 занятий, направленная на развитие компонентов ЭИ в среднем подростковом возрасте. Данная программа 78
неплохо зарекомендовала себя при реализации с обучающимися 7-8 классов МОУ «Егорьевская СОШ» Алтайского края в течение прошлого и текущего учебных годов (Приложение 7).
Результаты исследования успешно прошли апробацию в течение 1,5 лет на региональном, муниципальном и школьном уровнях в виде: мастер- классов и выступлений для педагогов и психологов; проведения тренинговых занятий с подростками; консультирования родителей и педагогов (Приложение 6).
Новизна данного исследования на практике заключается в нескольких аспектах. Первый аспект связан с тем, что нужно понять и устранить причины и механизмы трудностей подростков, связанные с обучением, т.к. из-за этих трудностей может меняться школьная мотивация, появляется эмоциональная неустойчивость, а это ведет к нарушенным взаимоотношениям со ровесниками и педагогами. Второй аспект - родители, зная о серьезности последствий искажений семейного воспитания для успешности в жизни их ребенка, могут более ответственно и осознанно подходить к воспитанию, реалистично и адекватно воспринимать своего ребенка и давать ребенку адекватную реакцию на его поведение, по возможности создавая комфортность в семейном общении. Третий аспект - уровень развития компонентов эмоционального интеллекта влияет на социальную адаптацию подростков в коллективе сверстников, поэтому целенаправленная работа педагогов-психологов по его развитию будет прямой реализацией статьи 42 «Закона об образовании в РФ» о помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, развитии и социальной адаптации.
Результаты исследования могут быть применены в возрастно-психологическом консультировании, в коррекционно-развивающей работе с подростками; на основании полученных данных могут быть сформулированы рекомендации по развитию эмоционального интеллекта подростков во взаимосвязи с семейной ситуацией.
В работе показана актуальность темы и её недостаточная изученность. Большинство исследований эмоционального интеллекта проводятся на взрослых, и совсем мало представлено работ, изучающих специфику и факторы, оказывающие влияние на формирование эмоционального интеллекта подростков. Хотя семейные взаимоотношения в подростковый период уходят на второй план, а на первый план выходит общение с ровесниками, нельзя при этом отрицать, что детско-родительские отношения значительно влияют на эффективность общения и процесс адаптации подростка в социуме. У подростков эмоциональный интеллект выступает в качестве многокомпонентной категории, функционирующей для организации успешной деятельности, приведения в оптимально гармоничное состояние внутриличностное и межличностное взаимодействие.
При этом мы делаем акцент на том, что не решена проблема изучения роли детско-родительских отношений в формировании и развитии эмоционального интеллекта.
Данное исследование раздвигает границы научного знания об эмоциональном интеллекте, а именно: о взаимосвязях и зависимости ЭИ подростков в целом и отдельных его компонентов от воспитательной практики матери, а также особенностей детско-родительских отношений с ней. В нашем исследовании приняли участие 63 обучающихся 7-8 классов сельской школы Алтайского края. Эмоциональный интеллект подростков изучался с помощью опросника ЭмИн (Д.В. Люсин) и методики Н. Холла. Детско-родительские отношения изучались с помощью методики «Подростки о родителях» («ПоР») и методики «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП). Данные методики выбраны нами потому, что подростки оценивают отношения с родителями более строго, и нам хотелось исследовать эти отношения с точки зрения подростков - так, они их видят и ощущают. Полученные результаты прошли качественную и количественную обработку (первичную; и статобработку с помощью корреляционного и регрессионного анализа, а для выявления различий между мальчиками и девочками применен критерий Манна-Уитни).
В результате исследования нами были изучены и расширены представления о позитивных / негативных связях отдельных компонентов ЭИ подростков и интегральных показателей ЭИ с параметрами ДРО с матерью. Все гипотезы, выдвинутые в начале исследования, подтвердились. Примечательно при этом, что нам удалось раздвинуть границы научного знания и выявить дополнительные взаимосвязи компонентов ЭИ подростков и параметров ДРО. Некоторые результаты сходны с полученными ранее другими исследователями, а некоторые являются принципиально новыми. Выявлены значимые положительные корреляции между большинством компонентов ЭИ и такими характеристиками ДРО, как позитивный интерес, принятие, близость. Выявлены отрицательные взаимосвязи большинства компонентов ЭИ с такими характеристиками ДРО, как непоследовательность матери в воспитательных воздействиях. Компонент ЭИ «управление своими эмоциями» получает благоприятное развитие при условии поощрения матерью автономности подростка, при этом также развиваются общий уровень ЭИ и внутриличностный ЭИ. Мониторинг (осведомленность матери о делах и интересах подростка) позитивно формирует такие компоненты ЭИ, как понимание эмоций (ПЭ) и межличностный ЭИ. Искажение образа ребенка (по любому из типов искажения) негативно сказывается на развитии контроля экспрессии и внутриличностного ЭИ.
В процессе изучения феномена эмоционального интеллекта подростков была разработана профилактическая программа тренинговых занятий «Не бойся быть...Выделяйся!», состоящая из 6 занятий, направленная на развитие компонентов ЭИ в среднем подростковом возрасте. Данная программа 78
неплохо зарекомендовала себя при реализации с обучающимися 7-8 классов МОУ «Егорьевская СОШ» Алтайского края в течение прошлого и текущего учебных годов (Приложение 7).
Результаты исследования успешно прошли апробацию в течение 1,5 лет на региональном, муниципальном и школьном уровнях в виде: мастер- классов и выступлений для педагогов и психологов; проведения тренинговых занятий с подростками; консультирования родителей и педагогов (Приложение 6).
Новизна данного исследования на практике заключается в нескольких аспектах. Первый аспект связан с тем, что нужно понять и устранить причины и механизмы трудностей подростков, связанные с обучением, т.к. из-за этих трудностей может меняться школьная мотивация, появляется эмоциональная неустойчивость, а это ведет к нарушенным взаимоотношениям со ровесниками и педагогами. Второй аспект - родители, зная о серьезности последствий искажений семейного воспитания для успешности в жизни их ребенка, могут более ответственно и осознанно подходить к воспитанию, реалистично и адекватно воспринимать своего ребенка и давать ребенку адекватную реакцию на его поведение, по возможности создавая комфортность в семейном общении. Третий аспект - уровень развития компонентов эмоционального интеллекта влияет на социальную адаптацию подростков в коллективе сверстников, поэтому целенаправленная работа педагогов-психологов по его развитию будет прямой реализацией статьи 42 «Закона об образовании в РФ» о помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, развитии и социальной адаптации.
Результаты исследования могут быть применены в возрастно-психологическом консультировании, в коррекционно-развивающей работе с подростками; на основании полученных данных могут быть сформулированы рекомендации по развитию эмоционального интеллекта подростков во взаимосвязи с семейной ситуацией.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ
ПОДРОСТКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - Детско-родительские отношения как фактор особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Особенности взаимосвязей родительского отношения и проявлений агрессии часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - Взаимосвязь параметров эмоционального интеллекта и компонентов коммуникативного потенциала у подростков (Московский гуманитарный университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Функционирование эмоционального интеллекта в медиа-коммуникациях
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ ГРУППОВЫХ МЕТОДОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2023 - Психологическое консультирование родителей и их детей как средство коррекции проявлений агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2023



