Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмоциональный интеллект подростков в контексте детско-родительских отношений

Работа №89364

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы167
Год сдачи2021
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
372
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального интеллекта подростков и детско-родительских отношений 11
1.1 Формирование и развитие теорий эмоционального интеллекта
в психологической науке 11
1.2 Влияние родителей на развитие личности подростка 27
1.3 Основные характеристики детско-родительских отношений
во взаимосвязи с эмоциональным интеллектом подростков 32
Глава 2 Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта подростков во взаимосвязи с детско-родительскими отношениями с матерью 42
2.1 Организация эмпирического исследования 42
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 49
2.3 Апробация результатов исследования 70
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложения

Актуальность проблемы исследования. Эмоциональный интеллект вызывает активный научный и практический интерес человеческого сообщества на протяжении последних трех десятков лет. Эмоциональный интеллект подразумевает возможность осознать и почувствовать эмоции, а также необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. В существующих на сегодня в достаточном количестве работах по данному направлению авторы описывают эмоциональный интеллект как важную способность человека и необходимое условие успешности и эффективности в межличностном взаимодействии и общении. Проблема эмоционального интеллекта рассматривается зарубежными (Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Карузо, Д. Гоулман, Г. Орме, Д. Слайтер, X. Вейсингер, Р. Стенрберг и др.) и отечественными (Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, О.И. Власова, Г.В. Юсупова, М.А. Манойлова, Д.В. Давыдова, Т.П. Березовская, А.П. Лобанов, А.С. Петровская и др.) учеными. Хотя на всех этапах онтогенеза важно развитие эмоционального интеллекта, но в его формировании сензитивным периодом является подростковый возраст, из-за того, что основные новообразования этого возраста (такие как: Я-концепция, самосознание, рефлексия и т.д.) связаны с когнитивной и эмоциональной сферой. Исследователи выделяют довольно широкий диапазон факторов, влияющих на специфику эмоционального интеллекта подростков. Среди них - особенности детско-родительских отношений в семье, а важнейшую роль здесь играют особенности взаимоотношений с матерью.
Достаточно хорошо изучены различные психологические аспекты качества семейных отношений, потому что проблемы семьи всегда были в центре внимания психологов. В их числе: функция воспитания в семье, а также то, как влияют отдельные семейные факторы на формирование личностных качеств детей. Учёные, рассматривающие проблему эмоционального интеллекта подростков в контексте поставленного вопроса, исследовали: роль и значение эмоционального интеллекта в процессе межличностного взаимодействия (Д.В. Люсин [45, 46], М.А. Манойлова [48, 49], Е.В. Новотоцкая-Власова), гендерные различия эмоционального интеллекта у старших подростков (Кочетова Ю., Климакова М.) [36], сущностные признаки, структуру и особенности проявления эмоционального интеллекта в подростковом возрасте (Ю.В. Давыдова) [24].
Психологи полагают, что влияние родителей - это один из факторов развития эмоционального интеллекта, и это подтверждают имеющиеся эмпирические исследования. Чаще всего эмоциональный интеллект изучается в них на смешанной по полу выборке детей разного возраста, при этом влияние родителей изучается совместно, либо акцент делается на изучении только роли матерей в развитии Ер. Но работ, посвященных изучению влияния детско-родительских отношений на формирование эмоционального интеллекта подростков, совсем немного. Из отечественных исследований подобного рода интерес представляет исследование эмоционального интеллекта и стиля воспитания девочек (М.В. Краснов) [38] и исследование различий в показателях эмоционального интеллекта в группах подростков с разными типами детско-родительских отношений (Д.В. Иванова, О.С. Самбикина) [67]. Эти исследования проводились на выборках городских подростков, а значимых масштабных исследований по сельским школьникам нет. Изучение влияние воспитания на развитие эмоционального интеллекта пока проводится в рамках корреляционных дизайнов, и своим исследованием мы поддержали и продолжили эту традицию.
Результаты нашего исследования будут иметь также практическое применение для оказания психолого-педагогической помощи и защите прав учащихся и их родителей, созданию безопасной и комфортной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях, что и предусматривает ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст.ст. 42-45) и ФГОС ООО. На практико-методическом уровне существует противоречие между потребностью качественного психолого-педагогического сопровождения подростков и их родителей и недостаточной разработанностью эффективных механизмов формирования желаемых компонентов эмоционального интеллекта путем изменения характеристик детско-родительских отношений с матерью как с самым близким человеком в семье.
Таким образом, актуальность исследуемой проблемы заключается в необходимости изучения роли детско-родительских отношений в формировании и развитии эмоционального интеллекта подростков. Изучение эмоционального интеллекта подростков в неразрывной его связи с характеристиками детско-родительских отношений - важная теоретическая и практическая задача, требующая детального исследования и дальнейшей разработки.
Цель исследования: выявить компоненты эмоционального интеллекта подростков, зависящие от параметров детско-родительских отношений с матерью.
Объект: эмоциональный интеллект подростков.
Предмет: эмоциональный интеллект подростков во взаимосвязи с параметрами детско-родительских отношений с матерью.
Задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы по проблеме исследования эмоционального интеллекта подростков и детско- родительских отношений.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования для выявления компонентов эмоционального интеллекта подростков, зависящих от параметров материнского воспитания.
3. Выявить характеристики семейного взаимодействия, оказывающие влияние на компоненты эмоционального интеллекта подростков и установить характер их взаимосвязи.
4. Выяснить, какие компоненты эмоционального интеллекта подростка зависят от определенных параметров детско-родительских отношений с матерью.
5. Разработать и апробировать программу профилактического психологического тренинга, направленного на развитие эмоционального интеллекта подростков.
Гипотезы исследования:
1. Содействовать гармоничному развитию всех компонентов эмоционального интеллекта подростка будет принятие и позитивный интерес со стороны матери.
2. Негативно сказываться на развитии компонентов эмоционального интеллекта подростка будет непоследовательность матери в воспитательном процессе.
3. Эмоциональный интеллект подростков может детерминировать поддержка матерью их автономии.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- модель эмоционального интеллекта Д.В. Люсина;
- культурно-историческая концепция развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- концепция периодизации психического развития Д.Б. Эльконина;
- концепция системного подхода в изучении семьи и семейных отношений (О.А. Карабанова).
Методы исследования:
- теоретический анализ (аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный) зарубежной и отечественной психологической литературы по проблеме исследования;
- количественные методы: психодиагностическое тестирование (психодиагностические методики, адекватные объекту исследования);
- качественные методы (беседа).
Методический инструментарий:
1. Тест (опросник) эмоционального интеллекта Д.В. Люсина «ЭмИн»;
2. Тест Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта;
3. Методика «Подростки о родителях» (ПоР) (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына);
4. Методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская).
- методы математико-статистической обработки данных (корреляционный анализ, регрессионный анализ, непараметрический критерий U- Манна-Уитни) с использованием компьютерной программы SPSS Statistics Version 23.0.
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 63 подростка в возрасте 13-14 лет, обучающиеся в 7-8 классах муниципального образовательного учреждения «Егорьевская средняя общеобразовательная школа» Егорьевского района Алтайского края.
Научная новизна исследования заключается в расширении представлений о взаимосвязи эмоционального интеллекта подростков и детско-родительских отношений с матерью, а также характере зависимости компонентов эмоционального интеллекта подростков от отдельных параметров детско-родительских отношений с матерью.
Исследований такого рода в отечественной психологической науке крайне мало; подобные исследования на выборке сельских школьников отсутствуют. Изучение данной научной проблемы до сих пор широко не рассматривалось с точки зрения формирования компонентов эмоционального интеллекта во взаимосвязи с особенностями установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. Очевидно, что на формирование и развитие компонентов эмоционального интеллекта оказывают определенное влияние субъективные представления подростков о воспитательной практике родителей.
Теоретическая значимость исследования:
- Результаты исследования вносят вклад в изучение феномена эмоционального интеллекта подростков. Выявлены параметры детско- родительских отношений с матерью, оказывающие влияние на формирование компонентов эмоционального интеллекта подростков.
- Полученные в исследовании данные расширяют представление о характере влияния отдельных параметров детско-родительских отношений с матерью на формирование и развитие эмоционального интеллекта подростков.
Практическая значимость исследования: полученные в данном исследовании результаты могут использоваться:
1. В работе специалистов образовательных учреждений, и быть востребованы в области психологического индивидуального и группового консультирования. Теоретико-методологические и эмпирические материалы исследования могут использоваться для проведения психологических тренингов, разработки коррекционно-профилактических программ, связанных с развитием внутриличностного и межличностного интеллекта, эмпатийности, лидерских качеств подростков;
2. Обучении специалистов профессий типа «человек - человек», работающих в различных службах и организациях с подростками;
3. Для преподавания дисциплин студентам, в смежных с психологией или являющихся её отраслями, а также в системе повышения квалификации работников образования и социальной сферы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие эмоционального интеллекта подростка и его отдельных компонентов взаимосвязано с особенностями детско-родительских отношений с матерью. Это обусловлено тем, формирование личности подростка опосредуется через систему взаимоотношений с близкими людьми.
2. Показано, что развитию общего уровня ЭИ подростка и таких его компонентов, как внутриличностный эмоциональный интеллект (и его составляющие) и управление эмоциями способствуют позитивный интерес, близость и принятие со стороны матери. Таким образом, эмоциональный аспект детско-родительских отношений с матерью влияет на развитие общего и внутриличностного интеллекта подростка.
3. На развитии общего уровня эмоционального интеллекта подростка (в том числе, на внутриличностном эмоциональном интеллекте и межличностном эмоциональном интеллекте) негативно сказывается непоследовательность воспитательной практики матери. Эмоциональный интеллект подростков выше в тех семьях, где мать последовательна в своих воспитательных воздействиях.
4. Способствовать формированию внутриличностного эмоционального интеллекта подростка и его компонентов (управление своими эмоциями и контроль экспрессии) будет поощрение автономности подростка матерью, состоящее в передаче подростку ответственности. Соответственно, развитие общего уровня эмоционального интеллекта подростка будет также связано поощрением матерью автономности подростка. В связи с этим следует отметить, что наиболее важной задачей на этапе подростничества является автономизация и достижение эмоциональной дифференциации личности подростка в семье на качественно иной основе при сохранении уважения друг к другу.
Надежность, достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались теоретической обоснованностью его методологических положений, использованием теоретико-методологических оснований и концепций, общепризнанных в психологической науке; адекватностью используемых методов исследования, которые соответствуют целям и задачам исследования; репрезентативностью выборки; использованием валидных и надежных психодиагностических методик и методов статистической обработки данных; согласованностью эмпирических данных с теоретическими положениями других исследователей; согласованностью теоретических и прикладных результатов исследования и их апробацией в ходе практического использования.
Апробация результатов исследования включала в себя разноплановые мероприятия на школьном (на базе МОУ «Егорьевская СОШ»), муниципальном (Егорьевский район Алтайского края») и региональном (Алтайский край) уровнях. Период проведения апробации - с середины 2019 года до конца 2020 года. На школьном уровне апробация проходила в виде профилактических тренинговых занятий с обучающимися 8-х классов МОУ «Егорьевская СОШ» по развитию компонентов эмоционального интеллекта (в течение сентября-октября 2020 г.). С января 2020 г. по ноябрь 2020 г. на муниципальном уровне (в должности педагога- психолога МОУ «Егорьевская СОШ») проводилось консультирование родителей подростков по проблемам детско-родительских отношений и развитию эмоционального интеллекта подростков в рамках регионального проекта «Семья - планета детства». В марте 2019 г. выступила с темой «Развитие эмоционального интеллекта подростков» в рамках муниципального Фестиваля социально-педагогических инноваций. На региональном уровне апробация прошла на педагогических и психологических мероприятиях. Так, в ноябре 2020 г. в рамках Недели психологии-2020 «Мир один для всех!» для психологов и педагогов магистрантка провела мастер-класс «Развитие компонентов эмоционального интеллекта подростков посредством тренинга» в онлайн-формате, а в августе 2019 г. - в живом формате провела мастер-класс «Формирование актуального опыта эмоционального общения подростков» в рамках Летней школы мобильных педагогов «Образовательный челлендж».
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, включающий 100 источников, 9 из которых на иностранном языке, 2 рисунка, 24 таблицы и 7 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы ставили своей целью выявить компоненты эмоционального интеллекта подростков, зависящие от параметров детско- родительских отношений с матерью.
В работе показана актуальность темы и её недостаточная изученность. Большинство исследований эмоционального интеллекта проводятся на взрослых, и совсем мало представлено работ, изучающих специфику и факторы, оказывающие влияние на формирование эмоционального интеллекта подростков. Хотя семейные взаимоотношения в подростковый период уходят на второй план, а на первый план выходит общение с ровесниками, нельзя при этом отрицать, что детско-родительские отношения значительно влияют на эффективность общения и процесс адаптации подростка в социуме. У подростков эмоциональный интеллект выступает в качестве многокомпонентной категории, функционирующей для организации успешной деятельности, приведения в оптимально гармоничное состояние внутриличностное и межличностное взаимодействие.
При этом мы делаем акцент на том, что не решена проблема изучения роли детско-родительских отношений в формировании и развитии эмоционального интеллекта.
Данное исследование раздвигает границы научного знания об эмоциональном интеллекте, а именно: о взаимосвязях и зависимости ЭИ подростков в целом и отдельных его компонентов от воспитательной практики матери, а также особенностей детско-родительских отношений с ней. В нашем исследовании приняли участие 63 обучающихся 7-8 классов сельской школы Алтайского края. Эмоциональный интеллект подростков изучался с помощью опросника ЭмИн (Д.В. Люсин) и методики Н. Холла. Детско-родительские отношения изучались с помощью методики «Подростки о родителях» («ПоР») и методики «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП). Данные методики выбраны нами потому, что подростки оценивают отношения с родителями более строго, и нам хотелось исследовать эти отношения с точки зрения подростков - так, они их видят и ощущают. Полученные результаты прошли качественную и количественную обработку (первичную; и статобработку с помощью корреляционного и регрессионного анализа, а для выявления различий между мальчиками и девочками применен критерий Манна-Уитни).
В результате исследования нами были изучены и расширены представления о позитивных / негативных связях отдельных компонентов ЭИ подростков и интегральных показателей ЭИ с параметрами ДРО с матерью. Все гипотезы, выдвинутые в начале исследования, подтвердились. Примечательно при этом, что нам удалось раздвинуть границы научного знания и выявить дополнительные взаимосвязи компонентов ЭИ подростков и параметров ДРО. Некоторые результаты сходны с полученными ранее другими исследователями, а некоторые являются принципиально новыми. Выявлены значимые положительные корреляции между большинством компонентов ЭИ и такими характеристиками ДРО, как позитивный интерес, принятие, близость. Выявлены отрицательные взаимосвязи большинства компонентов ЭИ с такими характеристиками ДРО, как непоследовательность матери в воспитательных воздействиях. Компонент ЭИ «управление своими эмоциями» получает благоприятное развитие при условии поощрения матерью автономности подростка, при этом также развиваются общий уровень ЭИ и внутриличностный ЭИ. Мониторинг (осведомленность матери о делах и интересах подростка) позитивно формирует такие компоненты ЭИ, как понимание эмоций (ПЭ) и межличностный ЭИ. Искажение образа ребенка (по любому из типов искажения) негативно сказывается на развитии контроля экспрессии и внутриличностного ЭИ.
В процессе изучения феномена эмоционального интеллекта подростков была разработана профилактическая программа тренинговых занятий «Не бойся быть...Выделяйся!», состоящая из 6 занятий, направленная на развитие компонентов ЭИ в среднем подростковом возрасте. Данная программа 78
неплохо зарекомендовала себя при реализации с обучающимися 7-8 классов МОУ «Егорьевская СОШ» Алтайского края в течение прошлого и текущего учебных годов (Приложение 7).
Результаты исследования успешно прошли апробацию в течение 1,5 лет на региональном, муниципальном и школьном уровнях в виде: мастер- классов и выступлений для педагогов и психологов; проведения тренинговых занятий с подростками; консультирования родителей и педагогов (Приложение 6).
Новизна данного исследования на практике заключается в нескольких аспектах. Первый аспект связан с тем, что нужно понять и устранить причины и механизмы трудностей подростков, связанные с обучением, т.к. из-за этих трудностей может меняться школьная мотивация, появляется эмоциональная неустойчивость, а это ведет к нарушенным взаимоотношениям со ровесниками и педагогами. Второй аспект - родители, зная о серьезности последствий искажений семейного воспитания для успешности в жизни их ребенка, могут более ответственно и осознанно подходить к воспитанию, реалистично и адекватно воспринимать своего ребенка и давать ребенку адекватную реакцию на его поведение, по возможности создавая комфортность в семейном общении. Третий аспект - уровень развития компонентов эмоционального интеллекта влияет на социальную адаптацию подростков в коллективе сверстников, поэтому целенаправленная работа педагогов-психологов по его развитию будет прямой реализацией статьи 42 «Закона об образовании в РФ» о помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, развитии и социальной адаптации.
Результаты исследования могут быть применены в возрастно-психологическом консультировании, в коррекционно-развивающей работе с подростками; на основании полученных данных могут быть сформулированы рекомендации по развитию эмоционального интеллекта подростков во взаимосвязи с семейной ситуацией.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. С. 535-550.
2. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. М.: "БХВ-Петербург", 2012. 288 с.
3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология // Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. 384 с.
5. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально - психологические проблемы ментальности: 6 -я Международная научно -практическая конференция (26-27 ноября 2004 г.): материалы/ Смоленск: Изд -во СГПУ, 2004. В 2 ч. Ч. 1. С. 22-26.
6. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта// Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57-65.
7. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена// Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.
8. Андреева И.Н. Эмоциональные особенности творческой личности// Психология. 2003. № 1. С. 51-60.
9. Батурин Н.А. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность// Вестник Южно-Уральского государственного университета.
2009. № 42. С. 4-10.
10. Бендас Т.В. Психология лидерства: учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. 431 с.
11. Березовская Т.П. Психологические особенности эмоционального интеллекта старшеклассников: сб. ст. / Когнитивная психология; под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. Мн.: БГПУ, 2006. С. 16-20.
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Просвещение,
1981. С. 245-272.
13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб: Питер. 2001. 528 с.
14. Вайсбах Х. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998. 160 с.
15. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. 209 с. [Электронный ресурс] // М.: РГБ, 2002 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки) ИВЕ: https://www.studmed.ru/varga-a-ya-struktura-i-tipy-roditelskogo-otnosheniya_6ab596039fc.html(дата обращения: 21.12.2020 г.).
16. Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. 144 с.
17. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. СПб.: «ФАРМиндекс», 2001. 68 с.
18. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Прогресс, 1976. С. 203-206.
19. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопросы психологии. 1968. № 2. С. 157-159.
20. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. 2009. Том 6, № 1. С. 25¬34.
21. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Паблишер, 2005. 301 с.
22. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2009. 550 с.
23. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: эмоции как фактор корпоративного успеха // Действенное лидерство. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. С. 32-56.
24. Давыдова Ю. В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте// Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2011. 22 с. 
25. Деревянко С.П. Эмоциональный интеллект: проблемы
категориальности // Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции / Смол. гос. ун-т. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. Ч. 1. С. 108-112.
26. Деревянко С.П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов// Инновационные образовательные технологии. 2007. №1 (9). С. 92-95.
27. Джордж Дж. М. Эмоции и лидерство. Роль эмоционального развития // пер. Д.А. Архипова. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. 2002. № 2. С. 122.
28. Дружинин В.Н. Психология семьи: учеб. пособие для вузов по спец.
и напр. «Психология». 3-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Деловая кн., 2000. 199 с.
29. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания // Культурно-историческая психология. 2008. Том 4, № 2. С. 97-103.
30. Изард Кэррол Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2002. 460 с.
31. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 778 с.
32. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
33. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М.: Айрис- Пресс. 2005. 240 с.
34. Кириченко К.В. Эмоциональный интеллект как психологическая категория // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. иИЕ: Ьцр://ейиЬега1й.ги/ги/агйс1е/¥1е™-?1й=18926 (дата обращения: 12.12.2020).
35. Ковалец И. В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. М.: Владос, 2003. 136 с.
36. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Гендерные различия в ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. C. 65-74. URL: doi: 10.17759/psyedu.2017090407 (дата обращения: 12.12.2020 г.).

37. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. С. 32-97.
38. Краснов А.В. Эмоциональный интеллект и стиль воспитания девочек старшего подросткового возраста // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 4. С. 55-66.
39. Кричевский Р.Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 42-52.
40. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: учебное пособие. М.: Статут, 2007. 542 с.
41. Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 318 с.
42. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет// Ун-т Рос. акад. образования, 5-е изд. М. : Изд-во УРАО, 1999. С. 152-162.
43. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии. 1972. № 12. С. 137-140.
44. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-прак-тикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 432 с.
45. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные// Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264-278.
46. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. М.: Институт психологии РАН, 2004. С.29 -38.
47. Майерс Д. Социальная психология. СПБ.: Питер, 1999. 688 с.
48. Манойлова М.А. Исследование эмоционального интеллекта педагога// Пед. диагностика: науч.- практ. журнал. 2006. № 6. С. 45 - 58.
49. Манойлова, М.А. Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта МЭИ [Электронный ресурс] // Сеть творческих учителей
ИНЬ: http://www.it-n.ru/communities (дата обращения: 30.10.2020).
50. Методика самооценки лидерских качеств «Я - лидер» // Психолого-педагогическая диагностика при реализации лидерских программ. - Ростов- на-Дону, 2008; иНЬ: http://lider21vek.narod.ru/ССУ/б.Ыт
51. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для вузов / В.С. Мухина. М.: Академия, 2000. С. 418-421.
52. Мейер Дж. Эмоциональный интеллект. М.: Институт психологии РАН,
2010. С. 433-442.
53. Носенко, Е.Л. Емощйнишнтелект: концептуалшзащя феномену, основш функци: моногр. Кихв: Вища школа, 2003. 126 с.
54. Остапенко Р. И. Многомерный анализ данных для психологов: учебно-методическое пособие. Воронеж: ВГПУ, 2012. 72 с.
55. Остапенко Р.И. Математические основы психологии: учебное пособие. Воронеж: ВГПУ, 2010.
56. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб: СПбГУП, 2003. 616 с.
57. Первитская А.М. Исследование лидерства как особого вида деятельности (на примере юношеского возраста) // Вестник Московского государственного областного университета. 2007. № 3. С. 211-215.
58. Первитская А.М. Формирование лидерской деятельности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. канд. псих. наук. Екатеринбург, 2007. 27 с.
59. Петровская А.С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности. Автореф. дисс... канд. психол. наук. Ярославль, 2007. 27 с.
60. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат,
1982. 255 с.
61. Петровский А.В. Психология. М.: Академия, 1998. 512 с.
62. Плетнева М.А. Лидерство в образовании: по материалам исследований в педагогическом вузе // Социс. 1996. № 6. С. 67-73. 
63. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология. СПБ: Речь, 2000. С. 54-55.
64. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. 392 с.
65. Робертс Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. № 4. С. 3-24.
66. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 416 с.
67. Самбикина О.С., Иванова Д.В. Роль детско-родительских отношений в формировании эмоционального интеллекта подростков // Развитие науки и образования в современном мире: сб. науч. тр. по материалам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 182-185.
68. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.
69. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М.: Проспект, 2004. 336 с.
70. Сельченок К.В. Психология лидерства: хрестоматия. М.: Харвест, 2004. 187 с.
71. Семёнов В.Ю. Анализ возрастно-половых особенностей эмоционального
интеллекта младших школьников и подростков // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2015. № 6 (июнь). URL:http://www.emissia.org/offline/2015/2367.htm(дата
обращения 12.12.2020 г.).
72. Семенова-Полях Г.Г. Обобщенные параметры развития детско- родительских отношений в осложненных условиях жизнедеятельности семьи: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. Казань. 2003. 180 с.
73. Сёмина Р. Р. К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка // Молодой ученый. 2020. № 15 (305). С. 286-288. URL: https://moluch.ru/archive/305/68722/(дата обращения: 02.01.2021). 
74. Симбирцева Н.В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте // Вестник Кемеровского государственного университета. 2008. № 3. С. 54-56.
75. Симонов П.В. Адаптивные функции эмоций // Физиология человека. 1996. № 2. С. 5-9.
76. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 3.
77. Социальная психология. Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2003. С. 248-264.
78. Стайн С. Преимущество эмоционального интеллекта. Эмоциональная культура и ваш успех. М.: Баланс Бизнес Букс, 2000. 288 с.
79. Стернберг Р. Дж. Практический интеллект. Спб.: Питер, 2002. С. 87-91.
80. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: теоретические подходы и методы измерения // Вестн. Рос. Гуманитар. Науч. Фонда. 2005. № 4. С. 131-139.
81. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования http://spo-edu.ru/idea/fgos-spo.
82. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. С.316-320.
83. Хлевная Е. Где твоя волшебная кнопка? Как развивать эмоциональный интеллект. М.: Питер, 2013. 240 с.
84. Цветкова Л. С. Мозг и интеллект. М.: Просвещение, 1995. 304 с.
85. Чампион Курт Тойч. Духовный интеллект. Ключ к человеческой эффективности. М.: Проспэрити, 2013. 392 с.
86. Шадриков В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. М.: Логос, 2002.
87. Шершнёва Т.В. Особенности эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Социальная психология и жизнь: материалы / С. Петерб. ун -т. СПб., 2011. С. 382-285.
88. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.
89. Юркевич В.С. Проблема эмоционального интеллекта // Практическая психология образования. 2005. № 3. С. 4-10.
90. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2002. 656 с.
91. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личности и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 20-27.
92. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI). // Psicothema. 2006. Vol. 18, supl., pp. 13-25. Oviedo (Spain); URL: http://www.psicothema.com/pdf/ 3271.pdf (дата обращения 25.05.2020).
93. Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ? N.Y.: Bantam Books. 1995. С. 18-28.
94. Goleman D. Working with emotional intelligence. New York: Bantam Books. 1998. 326 p.
95. Karafyllis N.C. ,Ulshöfer G. Sexualized brains. Scientific Modeling of Emotional Intelligence from a Cultural Perspective. Massachusetts Institute of Technology. 2008. 438 p.
96. Mayer J.D. Emotional intelligence: New ability or eclectic traits / J.D. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso // American Psychologist. 2008. № 6. P. 503-517.
97. Mayer JD et al. Abilities: Emotional Intelligence. // Annual Review of Psychology. 2008. 59:507-36. URL: http://psych.annualreviews.org(дата обрашения 27.10. 2020 г.).
98. Mayer, J. D., Caruso, D., Salovey, P. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence. // Intelligence. 1999. No. 27. P. 267-298. URL: http:// www.unh.edu/emotional_intelligence/EI%20 Assets/Reprints...EI%. (дата обращения 24.04.2020 г.).
99. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional Intelligence: Theory, Findings, and Implications // Psichological Inquiry. 2004. Vol. 15, No. 3. P. 197-215. URL: http:// www.unh.edu/ emotional_intelligence/ EI%20Assets/Reprints...EI %20Proper/ EI2004MayerSalovey Carusotarget. pdf (дата обращения 13.02. 2020 г.).
100. Mayer J.D., Salovey P. What is Emotional Intelligence? // Emotional Development and Emotional Intelligence. New York: Basic Books. 1997. P. 3-31. http://www.unh.edu/emotional_intelligence/EI%20Assets/
Reprints...EI%20Proper/EI1997MSWhatIsEI.pdf (дата обращения 03.12. 2019 г.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ