Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самоактуализация женщин, практикующих медитативные техники

Работа №89361

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы124
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения самоактуализации женщин в контексте занятий медитативными практиками 12
1.1 Основные подходы к пониманию феномена самоактуализации в зарубежной и отечественной психологии 12
1.2 Особенности самоактуализации женщин в период взрослости 21
1.3 Медитация как способ саморегуляции 26
Глава 2 Эмпирическое исследование самоактуализации женщин, практикующих медитацию 39
2.1 Программа исследования 39
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 50
2.3 Практическое применение результатов эмпирического исследования ....62
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Приложения

Актуальность проблемы исследования. Уже не первое десятилетие западные исследователи уделяют пристальное внимание изучению феномена медитации, не переставая являть миру все новые и новые открытия связанные с положительным влиянием медитативной практики на психофизиологическое состояние практикующих.
В связи с этим, медитация входит в повседневную жизнь все большего количества европейцев, становясь таким же естественным способом работы над собой как посещение фитнес зала или стоматологического кабинета. В то же время, в Росси, в условиях отсутствия, в течение длительного времени, должного внимания к медитации, как способу работы с сознанием человека, до настоящего времени, не сформировано четкой академической позиции в отношении применения практикующим психологом медитации, в качестве эффективного инструмента для работы с соответствующими запросами.
В то же время, массовым явлением стали всевозможные тренинги личностного роста, курсы самопознания и саморазвития, большинство которых предлагают медитацию наряду с различными эзотерическими занятиями. Основными посетителями подобных тренингов становятся женщины, испытывающие, обусловленную жесткими требованиями современного общества, необходимость в стимуляции мотивации и повышении личностной продуктивности. Очевидно, для того, что бы в полной мере реализоваться, женщине требуется, прежде всего, раскрыть свой потенциал, а для этого важно актуализировать свои истинные желания и таланты и только в этом случае, возможно говорить об осознанном выборе направления развития. Таким образом, мы подошли к базовому понятию гуманистической психологии - самоактуализации личности, вопросы развития которой посредством применении медитации, в деятельности практикующего психолога, являются востребованными и актуальными.
Этот термин, впервые введенный К. Гольдштейном в 1939 году, мы будем рассматривать в интерпретации А. Маслоу как тенденцию к самоосуществлению а точнее, стремление актуализировать то, что содержится в качестве потенций [50].
Степень научной изученности проблемы. Следует отметить, что с момента появления понятия «самоактуализация» и даже после детальной разработки ее такими классиками как А. Маслоу, К. Роджерс, Д.А. Леонтьев, вплоть до настоящего времени, не смотря на активный интерес современных исследователей (Н.Ф. Бачманова, Т.А. Верняева, Л.А. Коростылева, Е.Е. Вахромов, И.С. Кон, Ю.А. Миславский) к специфике самоактуализации в профессиональной сфере, ее гендерным и возрастным особенностям, отсутствует целостный подход в понимании данной проблемы.
Созданная К. Гольдштейном и разработанная А. Маслоу теория самоактуализации, являющаяся одним из столпов изучения личности в рамках гуманистического подхода в целом, получила свое развитие в трудах Р. Ас 0 саджиоли, Э. Шос 0 трома, Ф. Пер 0 лза В. Фран 0 кла, К. Хор 0 ни, и др.
В акмеологическом аспекте самоактуализация исследовалась А.А. Бодалевым, А.А. Деркачом, Н.В. Кузьминой и др., Л.И. Антроповой, Л.Г. Брылевой, И.А. Витиной, Н.Л. Кулик, К.Ч. Мухаметджановой и др., самоактуализация была рассмотрена сквозь философско-методологическую и культурологическую призму (Е.В. Андриенко, Е.И. Исаева, М.Г. Гарунова, П.И. Пидкасистого, В.И. Слободчикова, Л.М. Фридмана и др.), в области психологии и педагогики А.Г.Асмолов, П.И. Пидкасистый, В.И. Слободчиков, Л.М. Фридман и др. В области методологии и методики гендерного подхода назовем работы О.А. Ворониной, Е.А. Здравомысловой, A. А. Темкиной, и др.. В.С. Агеевым исследованы поло-ролевые стереотипы, B. Е. Коган рассматривает гендерные установки.
Особенно важным кажется видение самоактуализации Л.А. Коростылевой в социально-психологическом аспекте личностного роста и саморазвития.
Л.И. Анцыферова, Б.С. Братусь, Б.Д. Карвасарский, при описании неотъемлемых качеств здоровой личности используют постулаты гуманистической теории о самоактуализации личности.
Существуют различия в интерпретации основных терминов, не разработаны четкие общепринятые критерии, все это сдерживает развитие дальнейших исследований феномена самоактуализаии личности, но тем временем, не отменяет высокую потребность в практической работе с этим важнейшим аспектом жизни человека, приобретающим особую актуальность в период взрослости, когда человек, прошел этап становления в профессиональной и социально-бытовой сферах, находясь в условиях упорядоченности и комфорта, в то же время на «пике» своего ресурса, начинает подводить итоги, задумываться о том, на что еще он способен, какие цели остались не достигнутыми и имеют ли значение именно эти цели. Именно сейчас внутренние содержание личности становится наиболее ясным, соответственно наступает наиболее благоприятный период для самоактуализации и человек, отправляется на поиски себя, в этот момент он нуждается в действенном инструменте, которым, как раз, может оказаться практика медитации, которая уже на протяжении тысяч лет применяется для высвобождение собственного «Я», раскрытия своей природы, а это и есть те самые категории, о которых говорил А. Маслоу в развитии теории самоактулизации.
Возможно, в рамках академической работы данное заявление может показаться околонаучным, но это лишь на первый взгляд. К примеру, на Западе уже с середины ХХ века медитация вошла во многие психотерапевтические методики: когнитивно-поведенческая терапия, диалектико-поведенческая терапия, терапия принятия и ответственности и т.д. А благодаря деятельности Джона Кабат-Зинна, Ричарда Дэвидсона и других ученых, созерцательные практики, известные как mindfulness (внимательность или осознанность), начали интегрироваться и в соматическую медицину в качестве комплиментарной терапии.
Отечественные ученые, с мировым именем, такие как В.М. Бехтерев, Н.Н. Любимов, еще в начале прошлого столетия проводили серьезные исследования, подтвердившие результативное и положительное воздействие медитативных практик на функционирование различных частей мозга человека. Однако, в силу сложившихся политических условий в России, долгие годы психология в целом была отставлена на задворки науки, что уж говорить о таких «диковинных» техниках работы с самосознанием как медитация. По причине столь масштабного провала и отставания в развитии, в настоящее время имеет место проблема не принятия медитации как действенной психологической техники, и связано это, прежде всего с тем, что, зачастую, академические психологи понимают медитацию довольно поверхностно или вообще относят к категории эзотерических практик. И это, не смотря на то, что научная действительность, представляет нам огромную базу исследований НИИ, различной направленности, свидетельствующих о том, что медитация, как и классические психотехники, расширяющие сознание, позволяющие выйти за рамки укоренившихся представлений о своем внутреннем мире и окружающей реальности, предлагает нам то, в чем, безусловно, нуждается современный человек.
Подтверждением тому служит, так же, тот факт, что все больше людей чувствуя потребность в обнаружении и раскрытии внутреннего потенциала, обретении душевного комфорта и психологического баланса, обращается к учителям восточных техник (йога, цигун и др.).
Чаще всего посетителями этих практик становятся женщины, достигшие того возрастного рубежа, когда удовлетворены все базовые потребности, они имеют достойное образование, жилье, семью, профессию. В целом их жизнь соответствует всем общепринятым стандартам и именно теперь наступает время для личностного самосовершенствования и развития. Сейчас, не смотря на все внешнее благополучие, перед ними возникает масса вопросов, за ответом на которые они и приходят на консультацию к психологу. Приходят, как уже было сказано выше, за четким пониманием и конкретным инструментом.
Но, к сожалению, в арсенале практикующего психолога, перед которым стоит задача - помочь клиенту понять себя, услышать свои истинные желания и обнаружить скрытые возможности - отсутствует медитация, как действенный психотерапевтический инструмент. Каких-либо работ по изучению отечественными психологами эффективности применения медитации как техники развития самоактуализации женщины периоде взрослости, нами не было обнаружено. Специально медитация как техника работы с самоактуализацией не исследовалась и не обсуждалась на теоретическом уровне.
Изучая современную литературу в области исследований влияния медитации на психологическую сферу личности, мы можем констатировать, что влияние медитации на человека весьма подробно изучено в научной литературе, но, тем не менее, большая часть исследований касается нейрофизиологических и биохимических процессов. На наш взгляд, существует необходимость проведения сравнительных исследований личностной сферы и психологических изменений, происходящих в сознании людей практикующих медитацию.
В связи с этим нами была поставлена цель исследования - выявить особенности самоактуализации женщин в период взрослости, практикующих медитацию.
Объект исследования - самоактуализация личности.
Предмет исследования - особенности самоактуализация женщин, практикующих медитацию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания изучения самоактуализации женщин в контексте медитации.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования самоактуализации женщин, практикующих медитацию.
3. Выявить и сравнить компоненты самоактуализации, практикующих и не практикующих медитацию женщин.
4. Описать особенности самоактуализации женщин, практикующих медитацию.
5. Разработать и реализовать психопрофилактическое мероприятие для женщин, направленное на актуализацию персональной «самости» и обретение психологического баланса посредством медитативной практики.
Гипотезы исследования:
1. Женщины, практикующие медитацию, будут проявлять более выраженные показатели самоактуализации по сравнению с женщинами, не занимающимися медитативными практиками.
2. Самоактуализация женщин практикующих медитацию, будет характеризоваться тенденцией к развитию и гармонизации.
Теоретико-методологическими основаниями исследования являются:
Теория самоактуализации личности А. Маслоу.
Смысложизненные ориентации Д.А. Леонтьев.
Описание медитативной практики в контексте психологической науки Р. Дэвидсон, Д. Гоулмен;
Возрастная периодизация В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева.
Методы исследования.
1. Теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение и систематизация научных данных по теме исследования, имеющихся в психологической литературе и других информационных источниках.
2. Эмпирические методы - психологическое тестирование.
Использовались следующие методики:
1. Мо 0 дифицированный оп 0 росник ди 0 агностики са 0 моактуализации лич 0 ности СА 0 МОАЛ (А. В. Ла 0 зукин в ада 0 птации Н. Ф. Ка 0 линой) - ада 0 птация оп 0 росника POI / Per 0 sonal Orie 0 ntation Inv 0 entory by Ev 0 erett Shostrom.
2. Тест! смысложизненных орОиентаций (СЖО) О(Д.А. ЛеОонтьев) - ада О птированная вер О сия тес О та «Цель О в жиз О ни» (Purpose О-in-Life Test , PIL) Джей О мса Крам Обо и Ле О онарда Махолика.
Методы математико-статистической обработки данных: непараметрический U-критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ Спирмена, все расчеты проводились в программе IBM SPSS Statistics 23.
Эмпирическая база исследования:
Выборку исследования составили 50 женщин в возрасте от 32 до 42 лет, имеющие высшее образование, социально и материально благополучные, состоящие в браке, считающие себя состоявшимися как матери, имеющие возможности для самореализации.
Основная группа (прошедшая курс медитации) - 25 человек, являются учениками Йога Дома «Амрита», практикуют йогу Аенгара.
Группа контраста - 25 человек занимаются различными видами физической и творческой активности (танцы, фитнес, рукоделие).
В целом, о контингенте исследования (обеих групп) можно сказать то, что он характеризуется как уже овладевший различными социальными ролями, накоплением социальных связей, лидерством во всевозможных видах деятельности, дифференцированностью интересов, сформированной системой ценностей, самооценкой и Я-концепцией.
Научная новизна исследования состоит в расширении представлений о влиянии практики медитации на личностную сферу и психологические изменения происходящие в сознании женщин, практикующих медитацию, в период взрослости.
Проведение практических исследований влияния медитативных техник на развитие самоактуализации женщин, практикующих медитацию, видится нам крайне важным.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении и раскрытии связи изменения уровня показателей самоактуализации женщин и практики медитации, а так же в анализе ранее неизученных аспектов воздействия медитативных техник на конкретный объект исследования, а именно самоактуализацию женщин. Исследование, проведенное в рамках настоящей работы, расширяет и дополняет бытующие в современной отечественной науке и практике тенденции. Результаты исследовательской части могут быть использованы в дальнейшем изучении медитации как средства достижения благоприятного психоэмоционального состояния.
Практическая значимость данной работы заключается, прежде всего, в формировании научно обоснованного взгляда на развитие показателей самоактуализации женщин, посредством применения медитативных техник. Исследование изменения самоактуализации женщин, практикующих медитацию, поможет предложить эффективный метод актуализации своей самости и личностного потенциала. В связи с этим был разработан психопрофилактический курс с элементами тренинга, представляющий собой эффективный метод для раскрытия личностного потенциала, обретение психологического баланса, личностного роста. Результаты данной работы могут быть использованы практикующим психологом в работе с клиентами.
Положения, выносимые на защиту:
1. Характеристики самоактуализации женщин, прошедших курс медитации, отображают тенденцию к развитию и гармонизации, в силу положительной динамики большего числа ее показателей.
2. Медитация является эффективным инструментом в развитии уровней показателей самоактуализации женщин, практикующих медитацию.
3. Особенности самоактуализации женщин, практикующих медитацию, проявляются в таких характеристиках самоактуализированной женщины как принятие себя и окружающих, самодостаточность, интерес к неизведанному, интуитивность, адекватное восприятие действительности, свободное от предрассудков и стереотипов, простота и естественность, устойчивые моральные принципы, осознанное существование и присутствие в каждом моменте своей жизни.
Надежность, достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались опорой на требования и принципы объективного научного исследования; использованием теоретико-методологических оснований и концепций, общепризнанных в психологической науке; репрезентативностью и адекватностью изученной выборки целям и задачам исследования; использованием валидных и надежных психодиагностических методик и методов статистической обработки данных; согласованностью теоретических и прикладных результатов исследования и их апробацией в ходе практического использования.
Апробация и внедрение результатов. Основные результаты исследования были представлены на тематической встрече, проводимой в йога-клубе «Амрита».
Основываясь на полученных результатах, был разработан психопрофилактический курс с элементами тренинга, по теме - «Развитие самоактуализации, посредством медитативных практик - «Путь к себе», реализация которого была осуществлена на базе йога-клуба «Амрита».
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, включающий 108 источников, 18 из которых на иностранном языке, и 5 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В представленной работе была проанализирована теоретико-методологическая база изучения самоактуализии, возрастной периодизации, медитации, разработана и апробирована программа эмпирического исследования самоактуализации женщин, практикующих медитацию, которая позволила выявить и сравнить компоненты самоактуализации женщин практикующих медитацию что явилось, одной из центральных задач данного исследования.
В результате проведенного исследования, нами были получены данные, позволяющие говорить о наличии достоверных различий параметров самоактуализации женщин практикующих медитацию и женщин из группы контраста по таким составляющим самоактуализации как: «Ориентация во времени», «Ценности», «Взгляд на природу человека», «Потребности в познании», «Автономность», «Самопонимание», «Аутосимпатия» и «Гибкость в общении». Группа практикующих медитацию женщин характеризуется большим стремлением к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, для них становятся актуальными потребности более высокого уровня: непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, свершение своей миссии, или призвания, более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.
На основании анализа изменений уровней параметров самоактуализации, произошедших в группе женщин, прошедших курс медитации мы можем сделать вывод о том, что для женщин практикующих медитацию характерна удовлетворенность собой, уверенность в себе, свойственна устоявшаяся система личностных ценностей, глубокая рефлексия и адекватный образ своего Я. Можно предположить, что медитативная практика активировала процессы становления личности, необходимость предельной творческой самореализации, которая ведет к истинному психическому комфорту.
Кроме того, показатели самоактуализации этих женщин отличаются усилением веры в людей, чувствительности к своим желаниям и потребностям, жажды познания нового, не связанной с удовлетворением насущных потребностей. И самое, на наш взгляд, принципиальное отличие показателя самоактуализации, которое продемонстрировано в полученных результатах, женщинами, прошедшими курс медитации - это развитие чувства свободы и независимости от внешних установок и норм. Все это свидетельствует о наличии положительного эффекта от применения медитативных техник с целью развития самоактуализации у женщин.
В отношении результатов применения «контрольного» теста СЖО мы делаем вывод о том, что за время прохождения курса медитации произошли изменения свидетельствующие о высоком уровне осмысленности жизни, осознании себя, своей роли и целей в жизни. У практикующих сформировано представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.
Проведенное исследование корреляционых взаимосвязей показателей самоактуализации продемонстрировало логичные и взаимообусловленные связи, что служит подтверждением гармоничности происходящих процессов развития самоактуализации у женщин, практикующих медитацию.
На основании изложенного, можно говорить о том, что поставленная цель - выявить особенности самоактуализации женщин, практикующих медитацию - достигнута, а выдвинутые гипотезы можно считать подтвержденными. У женщин практикующих медитацию более 2-х месяцев по преимущественному количеству показателей уровней самоактуализации, а именно 8 из 11, зафиксированы положительные изменения, что так же подтверждает гипотезу о тенденции к гармонизации и развитию. В связи с чем, можно говорить о том, что медитация является эффективным инструментом в развитии уровня самоактуализации женщин.
Таким образом, поставленные задачи реализованы в полной мере, проведенные исследования достигли поставленной цели, гипотезы исследования доказаны.
Безусловно, отечественная психологическая наука только приближается к раскрытию всего потенциала, который содержит в себе медитативная практика и в ближайшие годы нас ждет масса новых открытий, в связи с этим, нам видится довольно волнительным нахождение в числе первопроходцев, поверивших в то, что использование медитативных техник может быть не только уместно, но и весьма эффективно в работе практикующего психолога.



1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.: Прогресс,
2003. 175 с.
2. Альбуханова К. А. Жизненные перспективы личности. М.: Прогресс, 2013. 145 с.
3. Альбуханова К. А. Стратегия жизни. М.: Прогресс, 2007. 203 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288с.
5. Ассаджиоли Р. Психосинтез: Теория и практика. М.: RELF-book, 2004. 314 с.
6. Бейтсон Г. Экология разума. М.: Смысл, 2015. 476 с.
7. Бесков И.А. О природе трансперсонального опыта // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 35-42.
8. Бодапев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта, Наука, 2001. 168 с.
9. Болен Ж.Ш. Психология и Дао. М.: Breathe, 2011. 112 с.
10. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. Йога: методология практических занятий. М.: МГУ, 2018. 224 с.
11. Бубеев Ю.А., Квасовец С.В., Иванов А.И. Современные инструментальные средства психодиагностики и коррекции стрессовых расстройств // Актуальные проблемы интегральной медицины. 2011. №3. С. 182-187.
12. Вэйл Э. Естественное здоровье, натуральная медицина. М.: Рипол Классик, 2009. 352 с.
13. Гавейн Ш. Созидающая визуализация. Минск: Вида-Н; М.: Либрис, 2007. 176 с.
14. Г.Голдстейн Дж., Корнфилд Дж. Путь к сердцу мудрости. СПб.: Андреев и сыновья, 2016. 325 с.
15. Голдстейн Дж. Опыт прозрения. СПб.: Андреев и сыновья, 2013. 445 с.
16. Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. Киев: София, 2003. 137 с.
17. Головей Л. А. Психологическая зрелость личности в разные периоды взрослости // Психология зрелости и старения. 2012. № 3. С. 5-17.
18. Голошейкин С.А Психофизиологический анализ механизмов медитации с использованием ЭЭГ высокого разрешения / Интегративная физиология. Сборник научных работ. Новосибирск: Изд-во НГПУ. 2001. С.122-129.
19. Гроф C. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: ТПИ, 2014. 504 с.
20. Гроф C. Области человеческого бессознательного. М.: ТПИ, 2004. 278 с.
21. Гроф C. Психология будущего. М.: АСТ, 2011. 476 с.
22. Гроф C. Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования. М.: ТПИ, 2005. 342 с.
23. Гроф C., Гроф К. Неистовый поиск себя. М.: АСТ, 2013. 347 с.
24. Гиндилис Н. Л. Процесс индивидуализации как путь к себе // Психология. 2006. №1. С. 60-74.
25. Гуманистическая и трансперсональная психология / под. ред. А.Л. Голошейкиной. Минск: Харвест. М.: АСТ, 2010. 592 с.
26. Гурджиев Г.И. Жизнь реальна только тогда, когда «я есть». СПб.: Невский курьер, 1996. 192 с.
27. Гуревич П.С. Психология. М.: Знание, 2009. 256 с.
28. Джендлин Ю. Фокусирование. М.: Класс, 2000. 448 с.
29. Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. 2005. № 3. С. 11-32.
30. Замалиева С. А. Be Mindful: система тренировки внимания и управления стрессом // Центр Mindfulness. 2018 С. 4-18
31. Инайят Хан Х. Очищение ума. М.: Сфера, 2009. 416 с.
32. Кабат-Зинн Дж. Куда бы ты ни шел - ты уже там: медитация полноты осознавания в повседневной жизни. М.: Класс, 2001. 208с.
33. Каганов Л. С. Медитация: путь к себе. М.: Кокон, 2010. 56 с.
34. Калина Н. Ф. О самоактуализации личности. М.: 1997. 245с.
35. Каптен Ю. Л. Основы медитации: вводный практический курс. СПб.: Андреев и сыновья, 1991. 218с.
36. Коган Л. А. Свобода - самость созидания // Вопросы философии. 2009. №5. С. 2-35.
37. Коёкина О.И. Трансцендентальная медитация (научные исследования). М.: Кокон, 2010. 256 с
38. Козлов В.В., Бубеев Ю.А. Измененные состояния сознания: психология и физиология. М.: 2007. 197 с.
39. Козлов В.В. Анализ феноменов расширенных состояний сознания // Этюды о новой психотерапии / Под ред. В.В. Козлова. Минск: Минскпроект,
2015. 192 с.
40. Козлов В.В. Дао трансформации. М.: МАПН, 2008. 189 с.
41. Козлов В.В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий. Минск: МАПН, 2005. 304 с.
42. Козлов В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска или освящение повседневности. М.: Психотерапия, 2007. 528 с.
43. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат,
2004. 335 с.
44. Костенко В.Ю. Методика диагностики индивидуальных особенностей, препятствующих саморазвитию личности // Уч. зап. Орловского гос. ун-та. 2013. №4. С.419-423.
45. Кроник А. А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2008. 294 с.
46. Кузнецова Л. Э. Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности / Л. Э. Кузнецова, Ю. Ю. Кибалова. // Молодой ученый. 2017. № 8 (142). С. 281-284. URL: https://moluch.ru/archive/142/39927/(дата обращения: 11.02.2020).
47. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл. 1997. 167с.
48. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 156-175.
49. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2006. 18 с.
50. Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь. М.: 1998. 172с.
51. Майков В.В. Медитация как методология познания трансперсональной антропологии // Вестник интегративной психологии. 2013. № 10. С. 30-36.
52. Майков В.В. Проблема интеграции психологического знания в трансперсональной психологии // Логика, методология и философия науки. Вып. 2. М.: ИНИОН, 1997. С. 205-229.
53. Майков В.В. Тибетский буддизм в США: Диалог с западной наукой и культурой // Человек и общество: Проблемы человека на XVIII Всемирном философском конгрессе. ИНИОН, 1992. №4. С. 241-278.
54. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997. 430 с.
55. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2010. 352 с.
56. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 2007. 300 с.
57. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. Минск: София, 2003. 224 с.
58. Минюрова С.А. Психология самопознания и саморазвития: учебник. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2013. 315 с.
59. Мишлов Дж. Корни сознания. Киев: София, 2015. 416 с.
60. Перлз Ф.С. Опыт психологии самопознания. М.: Гиль: Эстиль, 1993. 239 с.
61. Петровский В. А, Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. 512 с.
62. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Прогресс, 2007. 440 с.
63. Психология возрастных кризисов / А.С.Кочарян, М.Е. Жидко, И.Н. Копылова. М.: АСТ, 2001. 560 с.
64. Психотерапия и духовные практики. Минск: Вида-Н, 2008. 320 с.
65. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека. М.: Прогресс: Универс, 2004. 480 с.
66. Рубинштейн С.Л. - Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2004. 720 с.
67. Тарт Ч. Измененные состояния сознания. М.: Эксмо, 2003. 288 с.
68. Тарт Ч. Практика внимательности в повседневной жизни. М.: ТПИ,
2016. 240 с.
69. Тарт Ч. Пробуждение: преодоление препятствий к преодолению человеческих возможностей. М.: ТПИ, 2007. 400 с.
70. Тарт Ч. Системный подход к сознанию // Пути за пределы эго / под ред. Р. Уолша, Ф. Воон. М. 2016. С. 50-54.
71. Уилбер К. Никаких границ: восточные и западные пути личностного роста. М.: АСТ, 2013. 176 с.
72. Уилбер К. Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. М.: АСТ, 2014. 314 с.
73. Уолш Р. Основания духовности. М.: Академический проект. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 320 с.
74. Уотс А. Психотерапия. Восток и Запад. М.: Весь мир, 2007. 240 с.
75. Фейдиман Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно¬ориентированной психологии: Методика персонального и социального роста. в 3 т. М.: Три Л, 2016. Т. 2. 420 с.
76. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.
77. Фетискин Н.П. Психология гендерной делинквентности. М.: Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. 429 с.
78. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М.: АСТ, 1991. 233с.
79. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992. 145с.
80. Хеллингер Б. Порядки любви. М.: Институт психотерапии, 2001. 400 с.
81. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В. Баскаков. М.: Эксмо, 2012. 105 с.
82. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Московский психотерапевтический журнал. 2002. № 2. С. 5-40.
83. Шутценбергер А. Синдром предков. М.: Институт психотерапии, 2011. 240 с.
84. Щербаков М.А. 7 путешествий в структуру сознания. М., 1998. 244 с.
85. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994. 254 с.
86. Юнг К.Г. Подход к бессознательному // Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. С. 23-94.
87. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994. 336 с.
88. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Камон, 2014. 320 с.
89. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999. 576 с.
90. Boorstein S. Transpersonal Psychotherapy. [Электронный ресурс]
Standford: Science amp; Behavior Books. 1980. 409 p. URL: https://bookitut.ru/Transpersonaljnyj-proekt-psikhologiya-antropologiya-dukhovnye-tradiczii-Tom-I-Mirovoj-transpersonaljnyj-proekt.html (дата
обращения 17.03.2020)
91. Goleman D. The Buddha on meditation and consciousness. Part I: The
teachings [Электронный ресурс] // Journal of Transpersonal Psychology 2002. Том 4. № 1. С. 1-44. URL:
https://www.researchgate.net/publication/274384717_Journal_of_Transpersonal_Psychology(дата обращения 5.03.2020)
92. Psychotherapy For Freedom. The Daseinsanalytic Way in Psychology and Psychoanalysis [Электронный ресурс] // The Humanistic Psychologist. Vol. 1.1988. № 1. URL: https://philpapers.org/asearch.pl?pub=567(дата обращения 3.02.2020)
93. Rawlinson A. The book of Enlightened Masters. Western Teachers in Eastern traditions. [Электронный ресурс] Chicago, La Salle: Open Court. 1997. 650 p. URL: https://openjournals.library.sydney.edu.au/index.php/LA/article/viewFile/5051/5756 (дата обращения 22.02.2020)
94. Richard J. Davidson Buddha's Brain: Neuroplasticity and Meditation. [Электронный ресурс] // IEEE Signal Process Mag. 2008. Том1. №25. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2944261/(дата обращения 15.06.2019).
95. Kevin W. Chen MPH, Ph.D. Christine C. Berger Ph.D. Eric Manheimer
M.S. Darlene Forde M.A. Meditative therapies for reducing anxiety: a systematic review and meta-analysis of randomized controlled treals. [Электронный ресурс] // ADAA. Том 29. № 7. URL:
https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/da.21964(дата обращения 20.06.2019)/
96. Effectiveness of a meditation-based stress reduction program in the treatment
of anxiety disorders [Электронный ресурс] // The American Journal of Psyehiatry. Том 149. № 7.
С. 936-943 URL: https://ajp.psychiatryonline.org/doi/abs/10.1176/ajp.149.7.936(дата обращения 20.06.2019)
97. John J.MillerM. Д. KenFletcher JonKabat-Zinn Д. Three-year follow-up and clinical implications of a mindfulness meditation-based stress reduction intervention in the treatment of anxiety disorders/ [Электронный ресурс] // General Hospital Psychiatry Vol. 17. №3. 1995. С. 192-200 URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/016383439500025M(дата обращения 25.06.2019)
98. Shapiro, S. L., Astin, J. A., Bishop, S. R., Cordova, M. Снижение стресса на основе осознанности для медицинских работников: результаты
рандомизированного исследования [Электронный ресурс] // Международный журнал управления стрессом. 2005.Vol.12. №2. С.164-176. URL: https://psycnet.apa.org/record/2005-05099-004(дата обращения
25.06.2019)
99. Shnayder R. Does meditation have benefits for mind and body? [Электронный ресурс] // Medical News Today URL: https://www.medicalnewstoday.com/articles/272833.php (дата обращения 24.06.2019)
100. Leuven KU Mindfulness at school reduces (likelihood of) depression-related symptoms in adolescents/ [Электронный ресурс] // ScienceDaily. 2013. №5 С. 34-48 URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2013/03/130315095916.htm
101. Ramel1, W., Goldin, P. R., Carmona, P. E. The Effects of Mindfulness
Meditation on Cognitive Processes and Affect in Patients with Past Depression. [Электронный ресурс] // Cognitive Therapy and Research, 2004. №28. С.433¬455. URL: https://doi.org/10.1023/B:C0TR.0000045557.15923.96 (дата
обращения 24.06.2019)
102. Madhav Goyal, Sonal Singh, Erica M. S. SibingaMeditation Programs for Psychological Stress and Well-beingA Systematic Review and Meta-analysis. [Электронный ресурс] // Jamanetwork 2014. №174. С.357-368. URL: https://jamanetwork.com/journals/jamainternalmedicine/fullarticle/1809754(дата обращения 24.06.2019)/
103. Britta K.Hölzel James Carmody Mark Vangel Christina Congleton Sita
M.Yerramsetti Mindfulness practice leads to increases in regional brain gray matter density [Электронный ресурс] // Psychiatry Research: Neuroimaging/ Vol.191. №1. 2011. С. 36-4330 URL:
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S092549271000288X(дата обращения 24.06.2019)/
104. Eileen Luders Arthur W.Toga Natasha Lepore Christian Gaser The underlying anatomical correlates of long-term meditation: Larger hippocampal and
frontal volumes of gray matter. [Электронный ресурс] //NeuroImage Vol. 45. 2009. №13 С.672-678 URL:
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1053811909000044(дата обращения 24.06.2019).
105. Mental Training Affects Distribution of Limited Brain Resources Heleen A Slagter, Antoine Lutz, Lawrence L Greischar, Andrew D Francis, Sander Nieuwenhuis, James M Davis, Richard J Davidson [Электронный ресурс]// Plosbiology. 2007. May 8. URL: https://journals.plos.org/plosbiology/article?id=10.1371/journal.pbio.0050138 (дата обращения 12.02.2019).
106. Systematic Review of the Efficacy of Meditation Techniques as Treatments for Medical IllnessAlbert J. Arias, Karen Steinberg, Alok Banga[Электронный ресурс] //The Journal of Alternative and Complementary Medicine. 2006. Vol. 12,No. 8 URL: https://doi.org/10.1089/acm.2006.12.817 (дата обращения 10.02.2019).
107. Effects of meditation experience on functional connectivity of distributed
brain networks. Hasenkamp Wendy, Lawrence W. Barsalou [Электронный ресурс] // Department of Psychology, Emory University, Atlanta, GA, USA Front. Hum. Neurosci., 01 March
2012 URL:https://doi.org/10.3389/fnhum.2012.00038 (дата обращения 10.02.2019).
108. Meditate to create: the impact of focused-attention and open-monitoring training on convergent and divergent thinking. Lorenza S. Colzato*, AycaOzturk and Bernhard Hommel[Электронный ресурс] // Institute for Psychological Research and Leiden Institute for Brain and Cognition, Leiden University, Leiden, Netherlands. Front. Psychol., 18 April 2012 URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2012.00116


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ