Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования одиночества в контексте психологического благополучия у спортсменов юношеского возраста 11
1.1 Понятие одиночества в психологической науке 11
1.2 Социально-психологические детерминанты переживания одиночества в
контексте психологического благополучия личности 27
1.3 Психологический портрет спортсменов юношеского возраста 35
Глава 2. Эмпирическое исследование переживания одиночества в контексте психологического благополучия у спортсменов юношеского возраста 46
2.1 Организация и методы исследования 46
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования социально¬
психологических детерминант переживания одиночества в контексте психологического благополучия у спортсменов юношеского возраста 54
2.3 Методические рекомендации по психологическому сопровождению спортсменов юношеского возраста переживающих одиночество посредством
тренинга личностного роста 69
Заключение 75
Список использованной литературы 78
Приложения 88
Актуальность темы исследования. Проблема переживания одиночества в контексте психологического благополучия личности имеет решающее значение в развитии личности на определенных возрастных этапах, накладывая отпечаток на дальнейший жизненный путь. Особенно это проявляется в юношеском возрасте, когда поиск смысла жизни часто определяет жизненную позицию. Именно в юношеском возрасте определяется способность соотносить цели, возможности и обстоятельства при определении позиции, где психологическое благополучие личности будет выступать залогом гармоничности существования, что коррелирует с уровнем притязаний, личностными потребностями и т.п. Кроме того, эмоциональное отношение к самому к себе может характеризоваться определенным уровнем внутреннего комфорта в периоды переживания одиночества, как желание уединения от социального окружения с целью познания самого себя, рефлексии действительности для самосовершенствования путем личностных переживаний. Погружаясь в себя, происходит открытие собственного внутреннего мира в юношеском возрасте. Степень переживания одиночества в контексте психологического благополучия может выступать как мера соизмеримости между «Образом - Я» и реальным поведением, субъективной интерпретацией реакций других людей в конкретных социальных ситуациях.
Усиление внимания к феномену переживания одиночества объясняется как ростом понимания его роли в жизнедеятельности личности на современном этапе развития общества, так и вследствие увеличения количества и интенсивности конфликтогенных факторов, особенно в период становления личности - в юношеском возрасте. Кроме того, стратегии самореализации личности на жизненном пути ее развития в значительной степени связаны с умением и навыками компетентно ориентироваться в основных сферах жизнедеятельности.
Именно поэтому изучение проблемы переживания одиночества у спортсменов-подростков приобретает особое значение в контексте психологического благополучия как формирования социального опыта личности в юношеском возрасте.
Степень изученности проблемы. Исследование феномена одиночества представлены в научных трудах многих зарубежных и отечественных ученых, в которых раскрыты его особенности как социально-психологического явления (С.Г. Корчагина, С.В. Малышева и др.), признаки (Г. Гарднер, Ф. Дольто, Е.Н. Мухиярова, Т. Н. Разуваева и др.), стратегии (А.А. Дяченко, И.Н. Ишмухаметов, О. М. Красникова и др.).
Исследование проблем влияния одиночества как фактора социализации индивида рассматривается в работах зарубежных и отечественных ученых на протяжении длительного времени развития общества Л. С. Выготским, Э. Дюркгеймом, Г. С. Костюком, В. С. Мерлином, В. Н. Мясищевым, К. Роджерсом, З. Фрейдом, К. Хорни и др.
Проблемам социально-психологического благополучия и личностного становления спортсмена юношеского возраста посвящены работы Г. Б. Горской, Р. М. Загайнова, Т. И. Зерновой, Е. П. Ильина и др.
К вопросам переживания одиночества как психического функционирования личности обращаются Ф. Тайсон и Р. Тайсон, указывая на то, что на протяжении всей жизни от рождения до смерти человеку постоянно бросают вызов диссонанс и несовместимость, которые человеку необходимо устранять путем нахождения внутреннего «Я-смысла». В. Франкл утверждал, что полноценная жизнь человека и его развитие непосредственно зависят от способности индивида находить свой смысл бытия, который порождается через внутренне созерцание и осмысление индивидом самого себя, а сама жизнь является постоянным разрешением противоречий.
Однако, значимую роль в этом противостоянии играет отношение личности к одиночеству и внутреннему благополучию, которые возникают на фоне взаимодействия с внешним миром. Именно из-за переживания одиночества и способности личности к принятию адекватной позиции в состоянии психологических противоречий происходит становление характера, воли и всей жизни личности. Следовательно, конструктивную роль по отношению к позитивным самоизменениям личности переживание одиночества играет только тогда, когда оно не достигает состояний изнурительной застойности. Невозможность конструктивного решения, неспособность механизмов психологической защиты обеспечить переработку негативных аффектов тормозят развитие и самореализацию личности, снижают качество ее жизни.
Проблема переживания одиночества спортсменами-юношами является актуальной на сегодняшний день как фактор обеспечения их психологического благополучия в условиях интенсивной физической и морально-психической нагрузки. Несмотря на значительное количество публикаций, следует отметить некоторую фрагментарность подходов в исследовании одиночества и его связи с психологическим благополучием личности. Недостаточно, по нашему мнению, изучен ряд проблем, к которым следует отнести: терминологические разногласия определений феномена одиночество и особенностей психологического благополучия личности.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы предопределяют наш интерес к выявлению социально-психологических детерминант переживания одиночества в контексте психологического благополучия в юношеском возрасте, это и объясняет выбор темы исследования «особенности переживания одиночества спортсменов юношеского возраста в контексте психологического благополучия».
Целью исследования стало выявить психологические особенности переживания одиночества в контексте психологического благополучия у спортсменов юношеского возраста.
Объект исследования - феномен одиночества.
Предмет исследования - переживания одиночества в структуре психологического благополучия спортсменов юношеского возраста.
В процессе данной работы решались задачи исследования:
1. Изучить и обобщить научные подходы к понятиям
«одиночество», «психологическое благополучие» в психологической науке.
2. Раскрыть психологический портрет спортсменов юношеского возраста.
3. Разработать программу эмпирического исследования социально - психологических особенностей переживания одиночества в контексте психологического благополучия у спортсменов юношеского возраста.
4. Изучить психологические проблемы, обусловленные особенностями переживания одиночества у спортсменов юношеского возраста.
5. Выявить, проанализировать и сравнить социально-психологические особенности переживания одиночества спортсменами юношеского возраста в контексте психологического благополучия.
6. Раскрыть возможности психолого-педагогического сопровождения спортсменов при преодолении состояний негативного переживания одиночества посредством психологического тренинга личностного роста для спортсменов юношеского возраста «Позитивное одиночество».
Гипотезы исследования построены на предположениях о том, что:
1. Переживание одиночества в юношеском возрасте имеет особенности и определяет изменения в структуре психологического благополучия личности;
2. Переживание одиночества у спортсменов юношеского возраста является предиктором факторов психологического благополучия в спортивной деятельности и формирует копинг поведения;
3. Существуют различия в особенностях переживания одиночества, факторах психологического благополучия, копинг стратегиях поведения у спортсменов и юношей, не занимающихся спортом.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения и принципы психологической науки:
1) психодинамический подход к изучению одиночества (З.Фрейд);
2) шестикомпонентная теория психологического благополучия (К. Рифф);
3) теория психосоциального развития личности (Э. Эриксон).
4) социально-психологические аспекты развития спортсменов юношеского возраста (Е. Н. Гогунов, Г. Б. Горская, Е. П. Ильин и др.)
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научных источников по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы сбора данных: анкетирование,
психологическое тестирование (опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко; методика «Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса» в адаптации Л. И. Вассермана и Е. А. Трифоновой; методика «Дифференциальный опросник переживания одиночества Е. Н. Осина и Д. А. Леонтьев»);
3. Математико-статистические методы обработки данных: математическая обработка данных проводилась с помощью статистического пакета «SPSS Statistics 22.0», использовались такие методы, как корреляционный анализ Пирсона, U - критерий Манна-Уитни, регрессионный анализ.
Выборка исследования: обучающиеся колледжей, лицеев, а также старших классов общеобразовательных школ г. Барнаула, Алтайского края в количестве 40 человек и группа спортсменов юношеского возраста в количестве 40 человек, проходивших подготовку в специализированных (спортивных) учебных учреждениях спортивного направления г. Барнаула Алтайского края.
Научная новизна. В данной работе предпринята попытка рассмотрения феномена одиночества в контексте психологического благополучия у спортсменов в юношеском возрасте.
Выявлено своеобразие переживания одиночества, факторов психологического благополучия, копинга поведения у спортсменов и юношей, не занимающихся спортом.
Предложены приемы, методы психолого-педагогического сопровождения спортсменов при преодолении факторов негативного переживания одиночества посредством психологического тренинга личностного роста для спортсменов юношеского возраста «Позитивное одиночество».
Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении феномена переживания одиночества в контексте психологического благополучия; определении связи между особенностями переживания одиночества и психологическим благополучием у спортсменов в период юношеского возраста.
В результате проведенного исследования дана содержательная характеристика переживания одиночества, выделены факторы психологического благополучия, уточнены копинг-стратегии поведения у спортсменов юношеского возраста и юношей, не занимающихся спортом. Определены особенности этих факторов, а также их влияние на переживание одиночества в юношеском возрасте.
Феноменология переживания одиночества в юношеском возрасте имеет особенности, что обусловлено рядом факторов, где ведущими выделяются копинги стратегии поведения и ряд шкал психологического благополучия, в зависимости от образа жизни (занятость в спорте - постоянные, регулярные занятия спортом, наличие разряда).
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения диагностического инструментария психологами для изучения особенностей переживания одиночества и сопоставления с ним факторов психологического благополучия и копинг-стратегий поведения, как у спортсменов в юношеском возрасте, так и у молодых людей, не занимающихся спортом.
Предложена программа психолого-педагогического сопровождения спортсменов при преодолении состояний негативного переживания одиночества, которая включает занятия психологического тренинга личностного роста для спортсменов юношеского возраста «Позитивное одиночество».
Положения, выносимые на защиту.
Занятия спортом, наличие спортивного разряда в юношеском возрасте определяет психологическое благополучие молодого человека, что включает особенности переживания одиночества и определяет копинг стратегии поведения.
Переживание одиночества является определенным временным состоянием человека, позволяющим осуществить рефлексию собственных действий, поступков, что позволяет сформировать определенный копинг поведения и определяет психологическое благополучие в целом.
На основе теоретического и практического исследования были подготовлены методические рекомендации для тренеров спортивных команд юношеского возраста.
Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов исследования обеспечиваются:
- репрезентативностью эмпирического материала, необходимого для количественной и качественной характеристики предмета исследования;
- сочетанием методов различной ориентации и их взаимодополняемостью;
- применением современных методов математико-статистической обработки эмпирических данных (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный и регрессионный анализ с использованием программы IMB SPSS Statistics 23);
- эмпирической проверкой основных научных предположений.
Апробация результатов исследования. По результатам исследования была разработана программа психологического мероприятия «Позитивное одиночество», направленного на формирование навыков эффективного общения, умение адекватно выражать свои чувства, понимать выражение чувств других людей, повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития спортсменов-юношей. Тренинг личностного роста «Позитивное одиночество» был проведен среди воспитанников юношеского возраста «Школы кикбоксинга «Стик».
Структура выпускной квалификационной работы соответствует цели и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Текст рукописи иллюстрирован 7 рисунками.
В работе нами были рассмотрены следующие категории: переживание одиночества, совладающее поведение, психологическое благополучие, а также выявлена их взаимосвязь. В настоящее время проблема особенностей переживания одиночества у спортсменов юношеского возраста наиболее актуальна. Поэтому в психологической науке появляется множество отечественных и зарубежных работ касательно данной проблемы. Несмотря на это, вопрос феномена одиночества в контексте психологического благополучия спортсменов-юношей остается мало изученным.
На первом этапе нашей работы был осуществлен теоретически анализ зарубежной и отечественной литературы подходов к определению феномена одиночества, психологического благополучия, понятия «юношеский возраст», их взаимосвязь и влияние. Также были выделены специфические характеристики психологического портрета спортсменов-юношей. На втором этапе была разработана и осуществлена программа эмпирического исследования. На третьем этапе были проведены работы по обработке и интерпретации полученных данных, подведению итогов исследования, описанию выводов и заключений.
В процессе работы нами были решены поставленные задачи.
Проведен анализ литературы по проблеме исследования, выявлены особенности переживания одиночества у спортсменов юношеского возраста в контексте психологического благополучия.
Одиночество определяется как специфическая ситуация, сложившаяся в системе социальных, культурных, межличностных отношений, которая характеризуется изолированным положением субъекта в определенных аспектах этих связей.
В период юношества происходит окончательное преодоление зависимости от взрослых, формируется умение строить свой жизненный путь, осознание смысла жизни.
Психологическое благополучие рассматривается как целостное системное состояние человека, представляющее собой сложную взаимосвязь физических, психологических, культурных, социальных и духовных факторов и отражающее восприятие, и оценку самореализации человека с точки зрения пика потенциальных возможностей.
В работе сделаны следующие выводы:
1. Юноши, занимающиеся спортом, более склонны к ощущению одиночества, недостатку близкого взаимодействия с другими людьми. Спортсменам более свойственно ощущение изоляции, отсутствия эмоционального контакта, видения себя как одинокого человека.
2. Юноши, активно занимающиеся спортом в большей степени имеют ощущение дефицита личностного развития, не ощущают чувства улучшения или самовыражения, чаще подвержены скуке и имеют невысокий интерес к жизни, осознают некоторую невозможность создавать новые отношения или пересмотреть свое поведение, чем их сверстники, не занимающиеся спортом.
3. Спортсмены менее склонны демонстрировать конфронтационный копинг, как попытки выхода их трудной ситуации с помощью разнонаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий, направленных либо на изменение условий и обстоятельств, либо на выражение негативных эмоций в связи проблемной ситуацией.4. Чем выше эмоциональная устойчивость сотрудника, тем чаще в ситуации стресса он уходит от контакта с фрустрирующей средой, физически не отдаляясь от неё. Уход от контакта происходит путем замыкания во внутреннем, «своём» мире, концентрации на своих внутренних переживаниях.
5. Осознание спортсменом юношеского возраста факта своего одиночества, а также субъективные переживания, связанные с феноменом одиночества: ощущение изолированности от общества, позитивные и негативные переживания вследствие уединения в значительно степени отражаются на его психологическом благополучии, как удовлетворенности жизнью, личностном росте, открытости, переживании счастья.
6. При повышении уровня психологического благополучия активнее используются стратегии конфронтации и планирования решения проблемы, что свидетельствует о способности спортсменов к сопротивлению трудностям, энергичности и активности в решении различного рода проблем, размеренным и стратегически обдуманным действиям.
7. Предиктором уровня переживания одиночества спортсменов является способность создавать и поддерживать положительные отношения с другими людьми, на основе теплоты, заботы, доверия, эмпатии и привязанности.
Задачи, поставленные в работе выполнены, гипотезы доказаны, цель работы достигнута.
1. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. М., 1978. С. 212-242.
2. Берзин Б.Ю. Психологическое благополучие личности: к вопросу о
сущности [Электронный ресурс] // Источники Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24. № 4 (180). С. 74-81.
иКБ:ййр://йШ.йапШе.пе1/10995/65965 (дата обращения: 03.01.2021)
3. Боулби Дж. Привязанность / Дж. Боулби; пер. с англ. Н Г. Григорьева, Г. В. Бурменская. М.: Гардарики,, 2003. 477 с.
4. Вассерман Л. И. и др. Методика для психологической диагностики способов совладания. СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2007.
5. Водяха С. А. Современные концепции психологического благополучия
личности [Электронный ресурс] // Дискуссия. 2012. №2. ПВБ:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sovremennye-kontseptsii-psihologicheskogo- blagopoluchiya-lichпosti (дата обращения: 27.12.2020).
6. Воронина А. В. Проблема психического здоровья и благополучия
человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа
[Электронный ресурс] // СПЖ. 2005. №21. ПВЬ:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/problema-psihicheskogo-zdorovya-i- blagopoluchiya-cheloveka-obzor-kontseptsiy-i-opyt-strukturno-urovnevogo- aпaliza (дата обращения: 03.01.2021).
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. СПб.: Изд-во Союз, 1997. 96 с.
8. Гальченко О. В. Понятие идентификации в теории З. Фрейда / О. В. Гальченко. [Электронный ресурс] // Развитие личности, 2011. URL:https:ZZcyberleшnka.ru/articleZn/ponyatie-identifikatsп-v-teorii-z-freyda. (дата обращения: 25.12.2020).
9. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и
спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.:
Издательский центр «Академия», 2000. 288с.
10. Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учебное пособие / Г. Б. Горская. Краснодар, 2008. 220 с.
11. Дымова Е.Н., Тарабрина Н.В., Харламенкова Н.Е. Параметры
психологического благополучия/неблагополучия при разном уровне психической травматизации [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. №2. ПКЕ:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/parametry-psihologicheskogo-blagopoluchiya- neblagopoluchiya-pri-raznom-urovne-psihicheskoy-travmatizatsii (дата
обращения: 03.01.2021).
12. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково¬словообразовательный. В 2 т. / Т.Ф. Ефремова. Т. 1: А-О. М.: Рус. яз., 2000. 1209 с.
13. Журавлева А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладение в современном контексте / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд- во Института психологии РАН, 2011. 512 с.
14. Загайнов Р. М. Как осознанный долг. Дневник психолога / Р. М. Загайнов. М.: Физкультура и спорт, 1991. 335 с.
15. Зинченко А. Г. Тоневицкого. Психология спорта: Монография / Под ред. Ю.П. Зинченко, А.Г. Тоневицкого. М.: МГУ, 2011. 424 с.
16. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2012. 352 с.
17. Ильина В. А. Теоретические направления изучения одиночества в
зарубежной психологии [Электронный ресурс] // Вестник УРАО. 2007. №3. !ЖЕ: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/teoreticheskie-napravleniya-izucheniya-
odinochestva-v-zarubezhnoy-psihologii (дата обращения: 04.01.2021).
18. Ишанов С.А., Осин Е.Н., Костенко В.Ю. Личностное развитие и качество уединения // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 1. С.30 - 40 .
19. Каган В. Е. Метафизика одиночества [Электронный ресурс] //
Независимый альманах Лебедь, №194, 5 ноября, 2000. НВЕ:
http://lebed.com/2000/art2334.htm(дата обращения: 19.12.2020).
20. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (Психология развития): учебник / Л.Ц. Кагермазова. М.: Гардарики, 2008. 159 с.
21. Канвайлер Дж. Лидер-интроверт: как преуспеть в обществе, где главенствуют экстраверты / Дженнифер Канвайлер; пер. с англ. Л. Сумм. М.: Альпина Паблишер, 2014. 176 с.
22. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989. 256с.
23. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1980. 191 с.
24. Корчагина С.Г. Психология одиночества: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 228 с.
25. Красникова О. М. Одиночество / О. М. Красникова. 3-е изд. М.: Изд- во Никея, 2017. 192 с.
26. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: современное
состояние и психологические, социокультурные перспективы // Вестник КГУ. 2013. №5. НВЬ: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-
sovladayuschego-povedeniya-sovremennoe-sostoyanie-i-psihologicheskie- sotsiokulturnye-perspektivy (дата обращения: 09.01.2021).
27. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. СПб., 2001. 544 с.
28. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. 146 с.
29. Курпатов А. В. Чертоги разума. Убей в себе идиота. Красногорск: Изд- во Капитал, 2019 г. 416 с.
30. Лабиринты одиночества: сб. науч. тр.: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. 623 с.
31. Лазовская О.Е. Актуальные проблемы в изучении депрессивных расстройств у студентов вузов // Медицинский журнал. 2010 №2(32). С. 15-
19.
32. Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции / В. И. Лебедев. М.: Изд. дом Юнити-Дана, 2002. 491 с.
33. Лихи Р. Победи депрессию прежде, чем она победит тебя / Роберт Лихи; пер. с англ. О. Шиловой. СПб.: Питер, 2020.
34. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности: сборник статей / Альфрид Лэнгле, пер. с нем. [О. Ларченко]. 2-е изд. Москва: Генезис, 2008. 158 с.
35. Мамардашвили М. Одиночество - моя профессия... Интервью Улдиса Тиронса [Электронный ресурс] // Мераб Мамардашвили. URL: https://mamardashvili.com/assets/files/28-odinochestvo-moya-professiya.pdf(дата обращения: 11.12.2020).
36. Международный отчет в 2-х т. В центре внимания здоровье и благополучие подростков. Результаты исследования. Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья (HBSC) 2017/2018 гг. в Европе и Канаде. Международный отчет в 2-х т. / Под ред.: Jo Inchley, Dorothy Currie, Sanja Budisa. 2020.
37. Миронова Г. В. Развитие личности в период ранней юности (15-20 лет):
структура, сущностные характеристики и закономерности [Электронный ресурс] // Вестник Тувинского государственного университета.
Педагогические науки. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie- lichnosti-v-period-ranney-yunosti-15-20-let-struktura-suschnostnye-harakteristiki- i-zakonomernosti(дата обращения: 07.01.2021).
38. Михайлова А.И. Осмысление феномена одиночества как социального
явления [Электронный ресурс] // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2013. №4 (51). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osmyslenie-fenomena-odinochestva-kak- sotsialnogo-yavleniya(дата обращения: 02.01.2021).
39. Михайлова Н.В. Одиночество как междисциплинарная проблема [Электронный ресурс] // Вестник Пермского университета. Философия.
Психология. Социология. 2018. №3 (35). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/odinochestvo-kak-mezhdistsiplinarnaya-problema(дата обращения: 08.01.2021).
40. Монастырская Н.И. Одиночество и коммуникация: проблематизация взаимоотношений в современном обществе [Электронный ресурс] // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. №2(19). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/odinochestvo- i-kommUnikatsiya-problematizatsiya-vzaimootnosheniy-v-sovremennom- obschestve(дата обращения: 04.01.2021).
41. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 2000. С. 418-421.
42. Никифорова С.А. Психотерапевтические возможности физической
культуры и спорта в ситуации переживания проблемного одиночества [Электронный ресурс] // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. №10-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihoterapevticheskie-vozmozhnosti-fízicheskoy- kultury-i-sporta-v-situatsii-perezhivaniya-problemnogo-odinochestva (дата
обращения: 08.01.2021).
43. Овчинников А.А., Султанова А. Н., Неустроева А. Ю. Аффективные и тревожные расстройства у лиц, занимающихся спортом // Journal of Siberian Medical Sciences. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/affektivnye-i- trevozhnye-rasstroystva-u-lits-zanimayuschihsya-sportom(дата обращения: 09.01.2021).
44. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Дифференциальный опросник переживания
одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал ВШЭ. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsialnyy-oprosnik-perezhivaniya-
odinochestva-struktura-i-svoystva (дата обращения: 09.01.2021).
45. Павлоцкая Я. И. Психологическое благополучие и социально¬психологические характеристики личности: монография / Я. И. Павлоцкая. Волгоград: Изд-во Волгоград Ин-та управл. филиала РАНХиГС, 2016. 168 с.
46. Павлоцкая Я.И. Психологическое благополучие в контексте системы
отношений личности [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2014. №14. ИВЕ:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologicheskoe-blagopoluchie-v-kontekste- sistemy-otnosheniy-lichnosti (дата обращения: 04.01.2021).
47. Перлман Д., Пепло Л.Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. 624 с.
48. Покровский Н.Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки / Н. Е. Покровский, Г. В. Иванченко. М.: Логос,, 2008. 408 с.
49. Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие / И. М. Прищепа. Минск: Новое знание, 2006. 416 с.
50. Пястолова Н.Б. Посттравматическое стрессовое расстройство у
спортсменов [Электронный ресурс] // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. №2.
URL:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/posttravmaticheskoe-stressovoe-rasstroystvo- u-sportsmenov (дата обращения: 03.01.2021).
51. Разумец Е.И. Психосоматические нарушения и их распространенность в спорте высших достижений / Е. И. Разумец, И.Н. Митин, О.Р. Добрушина, А.В. Жолинский // Медицина экстремальных ситуаций. №3 (61), 2017. С. 175-182.
52. Рогачева Т.В. Представления о психологической устойчивости как
предпосылке психологического здоровья [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2014. № 4 (27).
ИВЕ: http://mprj.ru(дата обращения: 30.12.2020).
53. Сахарова Л.В. Нечетко-множественная интерпретация шкалы Рифф
оценки психологического благополучия [Электронный ресурс] // Вестник РГЭУ РИНХ. 2018. №4 (64). UВЕ:https://cyberleninka.ru/article/n/nechetko-
mnozhestvennaya-interpretatsiya-shkaly-riff-otsenki-psihologicheskogo- Ь1адоро1исЫуа (дата обращения: 03.01.2021).
54. Сигел Д. Дж. Растущий мозг. Как нейронаука и навыки майндсайт помогают преодолеть проблемы переходного возраста / Дэниел Дж. Сигел; пер. с англ. К. Савельева. М.: Эксмо, 2016. 272 с.
55. Симонова А.К. Исследование содержательных характеристик Я- концепции и самооценки молодых спортсменов // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2017. № 2 (14). С. 46-51.
56. Современный философский словарь / С.А. Азаренко, В.М. Андрианов, Д. В. Анкин; под общ. ред. В. Е. Кемерова. Т. Х. Керимова. - 4-е изд., испр. и доп. М.:Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. 822 с., С. 62.
57. Сокальский Э.А. Юность - время пробы творческих сил и стартов в
будущее [Электронный ресурс] // Педагогика и психология образования. 2013. №2. НЖЕ: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/yunost-vremya-proby-
tvorcheskih-sil-i-startov-v-buduschee (дата обращения: 07.01.2021).
58. Темнова Л.В. О вовлеченности поколения 2 в виртуальную реальность / Л.В. Темнова, Е.Б. Пучкова, Ю.В. Суховенршина. Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: Мат-лы I Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием (20-21 мая 2016 г., Калуга, Россия). С. 327-334.
59. Трунина С. Г. Перетренированность у спортсменов - проявление, лечение, меры профилактики / С. Г. Трунина // Вест. КазНМУ. №1, 2012. С. 447-449.
60. Фесенко П. П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику? [Электронный ресурс] // Психология. Журнал ВШЭ. 2005. №4. НЕЕ: https://cyberleninka.ru/articleZn/imeet-li- ponyatie-psihologicheskogo-blagopoluchiya-sotsialno-kultumuyu-spetsifiku (дата обращения: 04.01.2021).
61. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. Дис. ...канд. психол. наук. М., 2005. 206 с.
62. Фрейд З. Собрание сочинений в 10-ти т. Т. 3. Печаль и меланхолия / Зигмунд Фрейд; пер. на рус. язык А. М. Боковикова. М., ООО Фирма СТД, 2006. 447 с.
63. Хьелл Л., Зиглер Д., Теории личности. - 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 307 с.
64. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учеб. и практикум для академ. бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 457 с.
65. Шевеленкова, Т. Д., Фесенко, Т. П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-121.
66. Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В., Мартынова А. И. Личность и
внутриличностный конфликт в концепциях фрейдизма и классического психоанализа [Электронный ресурс] // Ped.Rev. 2016. №1 (11). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/lichnost-i-vnutrilichnostnyy-konflikt-v- kontseptsiyah-freydizma-i-klassicheskogo-psihoanaliza (дата обращения:
04.01.2021).
67. Шматова Ю.Е. Динамика статистических и социологических
показателей состояния психического здоровья населения России [Электронный ресурс] // Проблемы развития территории. 2019. №3 (101). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/dinamika-statisticheskih-i-sotsiologicheskih- pokazateley-sostoyaniya-psihicheskogo-zdorovya-naseleniya-rossii (дата
обращения: 08.01.2021).
68. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. [и др.]: Питер, 2002. 352 с.
69. Юнг К. Г. Психологические типы [Электронный ресурс] // Карл Гюстав
Юнг. Электронная библиотека ЛитМир.,
URL:https://www.litmir.me/br/?b=110043&p=1(дата обращения: 02.12.2020).
70. Юность // Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г.Ярошевского. М., 1990. С.473-474.
71. Cacioppo J. T., &Patrick, W. Loneliness: Human nature and the need for social connection. N. Y.: W. W. Norton & Company, 2008.
72. Cacioppo S., Grippo, A. J., London, S., Goossens, L., & Cacioppo, J.T. (2015). Loneliness: Clinical import and interventions. Perspectives on Psychological Science, 10, 238-249.
73. Carla Ricci Hikikomori. Hikikomori: adolescenti in volontaria reclusione. Franco Angeli, 2008, P. 96.
74. Carter Sh. B. 6 Reasons. You Should Spend More Time Alone Learn the
healthy aspects of solitude / Sherrie Bourg Carter // Psychology Today. - Jan 31. 2012. URL: https: //www.psychologytoday.com/us/blog/high-octane-
women/201201/6-reasons-you-should-s.
75. Bergland C. The Neurochemistry of Smartphone Addiction, Posted. Nov 30,
2017. URL:https://www.psychologytoday.com/us/blog/the-athletes-
way/201711/the-neurochemistry-smartphone-addiction.
76. Firestone L. “Being Alone: The Pros and Cons of Time Alone / Lena Firestone.” Psychlife. URL:https://www.psychalive.org/being-alone/
77. Furlong A. and Cartmel, F. (2006). Young People And Social Change. 1st ed. Maidenhead: McGraw-Hill Education. pp. 196.
78. Hawkley L. Loneliness. Britannica.
URL: https: //www.britannica.com/science/loneliness
79. Krapic N., Hudek-Knezevic, J. and Kardum, I. 2015. Stress in Adolescence: Effects on Development. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, pp.562-569.
80. Platts C., & Smith A. (2016). Health, well-Being and the ‘logic’ of elite
youth sports work. In Green, K., & Smith, A. (Eds.) Routledge handbook of youth sport. (pp. 492-504). Abingdon: Routledge.
URL: https://www.routledge.com/Routledge-Handbook-of-Y outh-Sport/Green- Smith/p/book/9780815357.
81. PlattsC., 2012. Education And Welfare In Professional Football Academies
And Centres Of Excellence: A Sociological Study. (Unpublished doctoral dissertation). University of Chester.
URL:https://chesterrep.openrepository.com/bitstream/10034/253657/35/chris%20p latts.pdf.
82. Raichle M. E., MacLeod A. M., Snyder A. Z., Powers W. J , Gusnard D. A.
Proc Natl Acad Sci SA. 2001; 98: 676-682.
83. Rice, S., Purcell, R., De Silva, S., Mawren, D., McGorry, P. and Parker, A., 2016. The Mental Health of Elite Athletes: A Narrative Systematic Review. Sports Medicine, 46(9), pp.1333-1353.
84. Ryan R.M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychology. - 2000. - № 55. - P. 68-78.
85. Suzanne K. H., Jenae M. N., Erica L. S. [etc.]. “Depression and Internally
Directed Aggression: Genetic and Environmental Contributions.” J Am Psychoanal Assoc., 2008
550.URL: https: //www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3766738/.