Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: ЧОУ школа «Лада» (г. Толльяти).
Выборка: 22 школьника из 3 «А» и 3 «Б» класса.
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (методические мате5риалы).
Введение
1. Теоретические аспекты изучения конфликтных ситуаций младших школьников
1.1. Сущность понятия «конфликт» в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности конфликтных ситуаций и стратегии поведения в младшем школьном возрасте
1.3. Методы и приемы профилактики и решения конфликтных ситуаций младших школьников через анализ литературных произведений
2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций младших школьников через анализ литературных произведений
2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций младших школьников
2.2. Анализ литературных произведений для младших школьников
2.3. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций у школьников начальной школы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Несмотря на повышающийся в последнее время интерес к становлению и развитию конфликтологии, в целом анализ научной литературы показал, что это проблема изучена недостаточно и остается актуальной.
Противоречие заключается между необходимостью проводить профилактику и разрешение конфликтов младших школьников и недостаточным количеством методических разработок, в которых отражается работа с литературными произведениями, направленными на профилактику конфликтов у младших школьников.
Проблема – каковы основные методы и приемы профилактики и решения конфликтных ситуаций младших школьников на уроках литературного чтения.
Выделенные противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Профилактика и разрешение конфликтных у младших школьников через анализ литературных произведений».
Объект исследования – конфликтные ситуации младших школьников.
Предмет исследования – профилактика и разрешение конфликтных ситуаций младших школьников через анализ литературных произведений.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности анализа литературных произведений в профилактике и разрешении конфликтных ситуаций младших школьников.
Гипотеза исследования – работа учителя по профилактике конфликтов у младших школьников будет проходить более эффективно, если
- создать положительную мотивацию младших школьников к читательской деятельности путем использования активных форм и методов обучения;
- в процессе обучения литературному чтению применять задания, с использованием индивидуальной, парной и коллективной форм работы, при анализе произведений применять словесные методы, игровые, проблемные ситуации, словарную работу, направленные на профилактику и разрешение конфликтов.
Задачи исследования:
1. Изучить феномен понятия «конфликт» в психолого-педагогической литературе.
2. Определить особенности конфликтных ситуаций в младшем школьном возрасте.
3. Эмпирически выявить способы реагирования и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
4. Проанализировать литературные произведения с позиции профилактических работ младших школьников.
Методы исследования:
1) Теоретический – анализ литературы по теме исследования;
2) Эмпирический – констатирующий эксперимент.
Базу экспериментального исследования составили учащиеся ЧОУ школа «Лада».
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранный комплекс занятий может быть использован в практике работы учителя по профилактике конфликтов у младших школьников на уроках литературного чтения.
Подводя итог исследования, сформулированная актуальность по проблеме конфликтов в начальной школе нашла свое подтверждение в проводимой опытно-экспериментальной работе.
Конфликт тема неисчерпаема на каждом уровне человеческой жизни, возникающая от неотъемлемой части жизни как взаимоотношение с обществом. Знания и деятельность человека приводит к спорам, переходящим в конфликтные ситуации. Младший школьник не исключение, так как каждый имеет свой жизненный опыт, свой стратегию поведения, что часто приводит к конфликтам.
В современном мире конфликты разнообразны, начиная от их вида, количеству участников и причин. Для начальной школы характерны субъективные причины. Это связано с их эмоциональной составляющей. Дети младшего школьного возраста активно реагируют на обычные (жизненные) замечания и требования, на необычные ситуации и действия людей.
Взаимодействуя со взрослыми, одноклассниками, сверстниками может возникать недопонимание, раздражительность от положения в обществе, где в последствии неудовлетворенность может привести к негативным эмоциям. Яркие негативные эмоции и являются причиной глубокого переживания и расстройства в его поведении. Такое волнение ставит ребенка в конфликтную ситуацию со своим окружением, школьник не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение.
Ученые-исследователи изучая природу конфликта, выводят схему действий, направленных на решение конфликта, изменения его в более рациональное течение и возможность избежать переход конфликтной ситуации в масштабный конфликт.
Психолого-педагогическая литература раскрывает некоторые профилактических мер, направленных на предотвращение конфликтов и конфликтных ситуаций в начальной школе. Более часто используемыми выдвигаются беседа и психологическая игра.
Проводимые опытно-экспериментальная работа и диагностическое исследование определили, что своевременная профилактика (выявление причин, участники младшего школьного коллектива), применение методов выходы из конфликтной ситуации влекут за собой появление качесв личности: ответственность за себя и товарища, стремление прийти на помощь в трудной ситуации, проявлять участие в совместных работах в классе, уметь внимательно слушать других, уважительно относится к своим одноклассникам, не высмеивать недостатки других, а помогать преодолевать их, приводит к появлению школьного коллектива и ответственности друг за друга.
В завершении исследования, мы заметили снижение уровня конфликтности в третьем классе, а так же повышение интереса учащихся к коллективной деятельности.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена, цель исследования достигнута.
1. Бородкин Ф. М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин / Общество и личность. – Новосибирск : 1983. 142 с.
2. Булдакова Н. В. Изучение агрессивности младших школьников // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов. 2019. С.112-116.
3. Воронин Г. Л. Конфликты в школе. Социологические исследования / Г.Л. Воронин. 1994. № 3.
4. Галагузова М. А. Социальная педагогика. Курс лекций : учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед / М.А, Галагузова. - М. : Издат. центр «Владос», 2003. 416 с.
5. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд., перераб. и доп. М. [и др.] : Питер, 2008. 538 с
6. 21. Донченко Е. А. Личность: конфликт, гармония / Е.А. Донченко. – Киев : 2009. 163с.
7. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед / И.В. Дубровина. - М. : Издат. центр «Академия», 2010. 368 с.
8. Дудник С. И., Осипов И. Д. Проблема конфликта в историко-философском измерении // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология . 2018. №2.С. 142-150.
9. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб. [и др.]: Питер, 2000. 360 с.
10. Исайчев Н.Д. Школа глазами учеников и учителей / Н.Д. Исачев. : 1990. № 4.
11. Казанская В.Г. Педагогическая психология : книга для психологов, педагогов, родителей / В.Г. Казанская. - СПб. : Питер, 2005. 366 с.
12. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления : книга для психологов, педагогов, родителей / В.Г. Казанская. - СПб. : Питер, 2006. 240 с.
13. Карташев С.Н. Конфликтология: теория и практика конфликтов. Кишинев / С.Н. Карташев : 2011. 92 с.
14. Конникова Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конников. - М. : Просвещение, 2012.
15. Лямина Л. В. Формирование способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста. Педагогика и психология: 2009. № 4 (6). С. 939 – 943.
16. Матвеева Е. А. Агрессивность в младшем школьном возрасте и пути ее коррекции. Научный электронный журнал «Меридиан». 2017. № 4. С.179-182.
17. Мудрик А.В. Социальная педагогика : учеб. пособие / А.В. Мудрик. - М. : Академия, 2009. 200с.
18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. 456 с.
19. Мясоедов Д. Н. Историко-философский анализ проблемы сущности и причин социальных конфликтов. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №4.
20. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. - М. : Мир и Образование, Оникс, 2011. 736 с.
21. Словарь по социальной педагогике : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. 368 с.
22. Сморкалова Т. Л. Психология конфликта. Учебное пособие. Екатеринбург, 2018. 145 с.
23. Сошников А. Е. Конфликт: историко-психологический анализ понятия // Известия Самарского научного центра РАН. 2008. №6-2.
24. Теселкина Е. Н. Профилактика агрессивности младших школьников // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции: в 16 частях. 2015. С. 145-146.
25. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата посещения 29.11.2021)
26. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. И.Ф.Ильичев. - М. : Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
27. Хасан Б.И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров : учебно-метод. пособие / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. - М. : «МИРОС», 2001. 176 с.
28. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. 3-е изд. СПб. : Питер, 2019. 606 с.
29. Цветков В. Л. Психология конфликта. От теории к практике: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 183 с.
30. Шипунова Т. В. Агрессия и насилие как элементы социальной реальности. СоцИс. 2015. № 5. C.23-25
31. Эльконин Д.Б. Учебная деятельность; место учения в жизни подростков пятиклассников [Текст] / Д.Б. Эльконин // Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. - М. : Просвещение, 1967. 360 с.