Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эффект близнецовости в развитии интеллектуальных функций в дошкольном возрасте

Работа №89345

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы48
Год сдачи2021
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения эффекта близнецовости в развитии интеллектуальных функций в дошкольном возрасте 6
1.1 Понятие и характеристика развития интеллектуальных функций в
дошкольном возрасте 6
1.2 Эффект близнецовости в развитии интеллектуальных функций
дошкольников 11
Глава 2 Эмпирическое исследование эффекта близнецовости в развитии интеллектуальных функций в дошкольном возрасте 18
2.1 Программа и методика исследования 18
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического изучения эффекта близнецовости в развитии интеллектуальных функций в дошкольном
возрасте 21
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Актуальность Рождение близнецов в семье - это «особая ситуация развития». Она играет одну из важных ролей в эмоциональном, когнитивном, личностном и социальном развитии близнецов.
«Эффект близнецовости» является центральной «психологической» причиной постнатального развития близнецов, определяя особенности интеллектуального развития близнецов дошкольного возраста. Развитие близнеца дошкольника определяется особой социальной ситуацией развития, связанной с наличием сиблинга, находящегося на одной стадии физического и психического развития. Близнецы постоянно общаются друг с другом, имеют похожий, почти идентичный жизненный опыт. Они переживают значительные жизненные события в тандеме и проводят большую часть своего времени вместе. Эти особые условия социальной среды, наличие жизненного партнера с момента зачатия влияет на развитие интеллектуальных функций близнецов.
Р. Заззо в своих работах подчеркивает, что близнецы часто создают свой уникальный микромир отношений, который определяет их поведение и развитие личности. Близнецам характерно устанавливать достаточно близкие отношения, которые гораздо ближе, чем отношения между разновозрастными братьями и сестрами. Такие симбиотические отношения называются эффектом близнецовости, при котором близнецы отождествляют себя друг с другом, что оказывает влияние на развитие их интеллектуальных функций.
Исследования особенностей близнецов отражены в работах таких ученых, как А.Р. Лурия, Г.К. Ушаков, Б.И. Кочубей, Н.А. Крышова, Н.Г. Липовецкая, Б.А. Никитюк, И.В. Равич-Щербо, В.Б. Шварц, В.В. Семенов, В.А. Соколкина, Д.Б. Эльконин, Т.Б. Морозова, С.Б. Малых, Е.Д. Гиндина, В.В. Надысева, В.В. Семенов, Е.А. Сергиенко и др.
Роль социальной ситуации в развития интеллектуальных функций ребенка раскрыта в работах Л.С. Выготского, Б.Д. Эльконина, В.С. Мухиной, М.И. Лисиной.
Данная область является недостаточно изученной в современном клинико-психологическом, психолого-педагогического знании. Поэтому существует потребность исследования теоретических и экспериментальных аспектов данного явления.
Изучение вопроса близнецовости в развитии интеллектуальных функций дошкольника позволит расширить представления о роли особой социальной ситуации развитии в формировании психики в норме и патологии.
Целью исследования является сравнительный анализ развития интеллектуальных функций в парах близнецов дошкольного возраста.
Объектом исследования является эффект близнецовости в развитии дошкольников.
Предметом исследования являются особенности интеллектуальных функций в диаде дошкольников в связи с эффектом близнецовости.
Задачи исследования:
1) Проанализировать теоретико-методологические подходы по изучению интеллектуальных функций в дошкольном возрасте.
2) Определить роль эффекта близнецовости в развитии
интеллектуальных функций дошкольников.
3) Выявить особенности развития интеллектуальных функций близнецов дошкольного возраста.
4) Выявить особенности развития интеллектуальных функций близнецов в связи с порядком рождения в паре, полом близнеца и принадлежностью к однополой или разнополой паре близнецов.
5) Провести коррекционно-развивающие занятия на развитие интеллектуальных функций близнецов в технологии совместного обучения.
Гипотеза исследования: вероятно, эффект близнецовости связан с появлением качественных и количественных различий в формировании интеллектуальных функций дошкольников, при этом близнец, рожденный вторым, часто оказывается менее успешен в развитии интеллектуальных функций.
Теоретико-методологические основания исследования: культурно-исторический подход, раскрывающий роль социальной ситуации в развитии ребенка Л.С. Выготский, близнецовые исследования Р. Зазо, Т.Б. Морозова, М.Т. МШога.
Методы исследования:
1. Анализ источников по проблеме исследования.
2. Наблюдение за совместной деятельностью близнецов.
3. тест Д. Векслера детский вариант
Методы математико-статистической обработки данных: однофакторный дисперсионный анализ (АКОУА). Математическая обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных 8Р88 23.00.
Эмпирическая база. Эмпирическое исследование осуществлялось на базе МАДОУ «Детский сад № 270». В исследование приняли участие 26 дизиготных близнецов дошкольного возраста. Средний возраст дошкольников 6,3 года.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, на основании теоретико-методологического анализа литературы получены результаты, что особая ситуация близнецового эффекта влияет на развитие интеллектуальных функций близнецов определяя появления эффекта близнецовости. Близнецы, развиваясь вместе с самого рождения, привыкают отождествлять себя друг с другом, чаще воспринимая себя как пару.
В работе сделаны следующие выводы:
1. Эффект близнецовости оказывает влияние на особое развитие вербальных способностей и интеллектуальных функций близнецов. В связи с эффектом близнецовости в паре часто устанавливаются особого типа взаимоотношения, при которых один из близнецов занимает ведущую позицию, а второй оказывается ведомым. Ведущий близнец часто выступает в роли коммуникатора с внешним миром, он выражает мнение пары, отвечает за двух близнецов на вопросы. Интеллектуальные функции развиваются при этом у близнецов неравномерно.
2. Близнецы, рожденные первыми, имеют более широкий запас знаний об окружающим мире, легко оперируют информацией и простыми понятиями, они легко выполняют счетные операции. Также легко выполняют задачи, связанные с усвоением языка, оперируют понятиями, проводят причинно-следственные связи, имеют более широкий словарный запас, обобщают и классифицируют информацию об окружающем мире. Близнецы, рожденные вторыми, имеют менее развитые вербальные способности, они хуже выражают свои мысли, затрудняются при вычислениях. При этом второй близнец чаще молчит, соглашается с ведущим близнецом. Иногда возможны конфликты, ссоры между близнецами.
3. Эффект близнецовости, оказывает влияние на выбор видов деятельности. Близнецы в паре могут распределить интеллектуальные функции между собой, один - отвечает за речевые функции, другой - решает задачи на пространственное мышление. Так близнецы дополняют друг друга, создавая тем самым качественный продукт интеллектуальной деятельности совместно. Однако второй близнец оказывается часто менее успешным и запаздывает в развитии.
4. Выявлены различия, определяемые полом близнеца. Девочки близнецы более способны логически обобщать информацию, лучше выделяют существенные признаки, лучше запоминают информацию, более внимательны, лучше распознают недостающие детали, и устанавливают причинно-следственные связи, чем мальчики близнецы.
5. Определены различия в парах однополых и разнополых близнецов. Однополые близнецы более успешны в социальной коммуникации. Более эффективно решают задачи на пространственное и конструктивное мышление.
Задачи, поставленные в работе выполнены, гипотезы подтверждены, цель работы достигнута.



1. Барский Ф.И. Наследственные и средовые факторы восприятии семьи подростками / Автореф. канд.психол.наук. - М. - 2010. - С. 24.
2. Богомягкова О. Н., Баландина Н. Н. Особенности личностной сферы и семейных установок матерей, имеющих детей-близнецов // Вестник Пермского Государственного гуманитарно -педагогического университета. Серия №1. Психологические и педагогические науки. 2015. - 113 - 119 с.
3. Воробьева Е. В., Попова В. А. Исследование интеллекта и мотивации достижения близнецов // Российский психологический журнал, 2009.
4. Воробьева Е. В. Индивидуальная профильная ассиметрия у близнецов // Известия высших ученых заведений №3 (157), 2010. - 108-111 с.
5. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956. - 519 с.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь: психика, сознание,
бессознательное. Москва : Лабиринт, 2001. - 366 с.
7. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : ЭКСМО, 2003. - 503 с.
8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПБ : Союз, 1997. - 220 с.
9. Гиндина Е. Д., Малых С. Б., Надысева В. В. Генетические и средовые факторы поведенческих и эмоциональных трудностей у близнецов подросткового возраста // Психология. 2006. Т. 25. №5
10. Егорова М. С. Близнецовые исследования: современные тенденции // Вопросы психологии. 2004. №6
11. Егорова М.С., Пьянкова С.Д. Динамика близнецовой рождаемости в России (1959-2008). Психологические исследования, 2010, №. 5(13).
12. Егорова М. С., Черткова Ю. Д. Академическая успеваемость близнецов и одиночнорожденных детей: кросс-культурное
исследование. Психологические исследования, 2016. Том 9 № 48.
13. Зверева Н. В., Т. Г. Горячева. Клиническая психология детей и
подростков. Москва : Академия, 2015. - 270 с.
14. Зырянова Н.М. Особенности учебной деятельности близнецов.
Учебное пособие для вузов. Москва : Изд-во Солитон, 2006. - 39 с.
15. Зырянова Н.М. Академическая успешность близнецов и их одиночнорожденных сверстников. Часть 1. Психологические исследования, 2009, № 4(6).
16. Зырянова Н.М. Академическая успешность близнецов и их одиночнорожденных сверстников. Часть 2. Психологические исследования, 2009, № 5(7).
17. Канаев И. И. Близнецы: очерки по вопросам многоплодия. АН
СССР, 1959. - 381 с.
18. Корниенко Д. С. Наследственные и средовые факторы в восприятии отношений в парах близнецов и сиблингов // Вестник ОГУ № 16 (135), 2011.
19. Крылов Д. Н., Кулакова Т. П. Особенности нейрофизиологии близнецов // Особенности развития близнецов / под ред. Г. К. Ушакова. М., 1977. 192 с.
20. Крылова А. В. Сходства и различия смысложизненных ориентаций и интеллектуального развития монозиготных близнецов. Российский психологический журнал. Том 5 №1, 2008. - 68 -70 с.
21. Кузьмина А. С., Прайзендорф Е. С., Фокина Н. В. Самосознание ди - и монозиготных близнецов дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Том 9 №3 (32), 2020. - 353-356 с.
22. Кузьмина А. С. Эффекты влияния близнецовой ситуации на развитие самосознания дошкольников // Бюллетень медицинской науки. 2020 (31): 26-27 с.
23. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986. - 143 с.
24. Лисина. М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. №4
25. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. - М., 1956. - 93 с.
26. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения пр локальных поражениях мозга. Москва : Изд-во Московского ун-та, 1969. - 504 с.
27. Магомедова М. А. Близнецы и их использование в исследованиях интеллекта и умственных способностях // Известия ДГПУ, №4, 2008.
28. Морозова Т. Б. Социально-педагогическая технология формирования личности близнеца - подростка в системе дополнительного образования. М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Московский пед. гос ун-т (МПГУ). - Санкт-Петербург : Прометей ; Москва : МПГУ, 2012. - 161 с.
29. Морозова Т. Б. Основные этапы изучения развития близнецов как
особого явления природы // Вестник Красноярского
государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2012. С. 88-96
30. Морозова Т. Б. Особенности работы с детьми-близнецами // Народное образование. 2009. №1
31. Морозова Т. Б. Я - это ты. СПБ.: Образование. 1991. - 71 с.
32. Мухина В. С. Таинство детства: В 2-х т. М,: Экономическая газета, 1998. Т.1. - 384 с. Т.2. - 335 с.
33. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПБ.: Питер, 2010. - 713 с.
35. Сергиенко Е. А., Рязанова Т. Б., Виленская Г. А., Дозорцева А. В. Развитие близнецов и особенности их воспитания. - М. : Институт психологии РАН, 1996. - 68 с.
36. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А., Рязанова Т. Б., Дозорцева А. В. Близнецы от рождения до трех лет. М.: КОГИТО-Центр, 2002. 144 с.
37. Семенов В. В., Кочубей Б. И., Семенов В. В., и др. Психологические очерки о близнецах. - М.: Вопросы психологии, 2003. - 104 с.
38. Смирнов А. Г., Куражова А.В., Ляксо Е.Е. Речевое развитие и психофизиологические характеристики шестилетних дизиготных близнецов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.3 №4. 2013. - 102 - 112 с.
39. Смирнов А. Г., Куражкова А. В., Ляксо Е. Е. Речевое развитие и психофизиологические характеристики шестилетних дизиготных близнецов // Вестник СПБГУ. Сер 3. 2013. Вып. 4
40. Ушаков Н. Г., Липовецкая Г. Н., Пивоварова Г. Н. Особенности развития близнецов. Москва : Медицина, 1977. - 192 с.
41. Фридрих В. Близнецы. - М. : Прогресс, 1985. - 216 с.
42. Хомская Е. Д. Нейропсихология : учебник для студентов, обучающихся по направлению «Психология» и специальностям «Психология» и «Клиническая психология». Питер, 2011. - 496 с.
43. Цветова Л. С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. - М.: Просвещение - АО «Учеб. лит.», 1995. - 305 с.
44. Шамшикова Е. О., Шамшикова О. А., Рехлова А. И. Взаимосвязь психологических границ и статусов эго -идентичности у однополых близнецов // Сибирский педагогический журнал №3. 2013
45. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
46. Darya V. Vyaltseva. Acoustic features of twins speech. Science journal of VolSU. Linguistics. 2017. Vol. 16. No.3
47. Koch Helen L. Twins and twin relations. - Chicago, IL. : Chicago University Press, 1966. - 318 p
48. Myrianthopoulos N.C., Nichols P.L., Broman S.H. Intellectual development of twins-comparison with singletons. Acta geneticae medicae et gemellologiae: twin research, 1976, Vol. 25, 376-80.
49. Posthuma D., De Geus E.J., Bleichrodt N., Boomsma D.I. Twin-singleton differences in intelligence? Twin Research, 2000, 3(02), 83-87.
50. Thorpe K. Twin children's language development. Early human development, 2006, 82(6), 387-395.
51. Voracek M., Haubner T. Twin-Singleton Differences in Intelligence: A Meta-Analysis. Psychological reports, 2008, 102(3), 951-962.
52. Woodward, J. The lone twin. Understanding twin bereavement and loss. Free assotiation books limited / J. Woodward. - 2010
53. Zazzo R. Corpset comportement Aeles du XXI-e Congress Ynternational de Pgychologie Paris, 1978.
54. Zazzo R. Jumeaux: Le couple et personne. Paris, 1960. Vol. 1.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ