Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения образа физического «Я» женщин в контексте занятий «мягкими техниками» фитнеса 11
1.1 «Я-концепция», самосознание и образ «Я» личности как продукты
сознания 11
1.2 Зарубежные и отечественные подходы к изучению образа физического
«Я» личности 21
1.3 Образ физического «Я» женщин взрослого и зрелого возраста в контексте занятий физической активностью 26
Глава 2 Эмпирическое исследование образа физического «Я» женщин, занимающихся «мягкими техниками» фитнеса 33
2.1 Программа исследования 33
2.2 Анализ результатов исследования 37
2.3 Практическое применение результатов эмпирического исследования ....68
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Понятие образа «Я» в психологической науке неразрывно связано с таким конструктами как «Я - концепция», самосознание и саморефлексия. Однако, если «Я-концепция» является динамическим образованием, то понятие образа «Я», по мнению некоторых авторов (Р. Бернс, И.И. Чеснокова, Е.Т. Соколова, В.В. Столин), может носить как статический, так и динамический характер [9, 70, 71, 84], и связано с осознанием того, какой Я в данный момент времени. Особенно это касается образа физического «Я», т.к. телесность является материальным субстратом человеческого существования.
Сложность психической жизни индивида, осознание взаимодействия со средой и конечности бытия ставит его в позицию субъекта деятельности по отношению к действительности (Леонтьев А.Н., 1975) [36]. На уровне телесной организации роль инстинктов у человеческого существа оказывается подчиненной отражающей функции психики, координации ее взаимодействия с окружающей реальностью, социумом. Современный философ А. Секацкий в своей монографии «Онтология Лжи» указывает на то, что человеческое существо много слабее животных по уровню телесной организации, но при этом отлично регулирует свои отношения со средой посредством сознания [66].
В отношении мышления, речевых конструктов, двигательной активности личность может восходить к высоким уровням абстракции. Формирование этой активности происходит через уровни нервной и функциональной и сенсорной организации, открытые Н.А. Берштейном и П.К. Анохиным [2, 10]. Осознание же данной активности происходит у человека через систему психических образований таких как «Я-концепция», самосознание, образ «Я».
Феномены «Я-концепции», образ физического «Я» как инструменты позволяющие регулировать и осознавать свою социальную, интеллектуальную и физическую активность стали очень актуальны в эпоху современности, где индивидуальности придается особое значение. Это становится особенно важно для многих женщин, вступающих в периоды зрелости, т.к. их перестают удовлетворять образы телесности, транслируемые современным обществом [7].
Желание следовать не модным тенденциям, а своей внутренней сущности и соответствовать социальным ролям в периоды зрелости личности
Э. Эриксон связывает с расцветом идентичности, с самоопределением личности в контексте принадлежности к социальным группам [87]. В.И. Слободчиков говорит о поиске новых духовных ориентиров в период кризиса взрослости на переходе к зрелому возрасту [68]. В контексте возрастных изменений поддержание здоровья своего тела становится необходимостью, связанной с социальными и семейными ролями женщины, а не только желанием хорошо выглядеть.
Для молодой женщины атрибуты образа физического «Я» (подтянутое тело, макияж, модная прическа, наличие гаджетов, аксессуаров и т.д.) рассматриваются как элемент уверенности в себе, а для более зрелой женщины образ физического «Я» будет иметь другую коннотацию за счет возрастающего желания ощущать себя не только красивой и уверенной, но и здоровой женщиной, способной выполнять свои роли в социуме и семье. Следуя такой тенденции, многие женщины находятся в поиске адекватных инструментов изменения своего внешнего облика, поведения и ощущения своего тела [45, 98].
В качестве такого инструмента, влияющего на образы телесности в современном обществе, чаще всего используется фитнес технологии. Диктуемые модой фитнес техники относятся, как правило, к силовым и многофункциональным тренировкам (Гурвич А.В., 2007) [21], которые
улучшают показатели выносливости, силы мышц, а также создают рельефное тело. Однако данная группа тренировок не отвечает запросам женщин более зрелого возраста, т.к. зачастую является избыточной в отношении функциональной готовности организма [20, 26].
Наиболее подходящими фитнес техниками в данный период жизни женщины могут являться все фитнес техники body&mind направления - это «мягкие техники» фитнеса - методика Пилатес и Йога, миофасциальный релиз, бодифлекс, стретчинг. Использование «мягких техник» фитнеса с преобладанием компонентов растяжки, удержания позы, а также визуализации процесса изменения в собственном теле предпочтительно для занятий у женщин взрослого и зрелого возраста, так как положительно влияет на организм, как в функциональном плане, так и в отношении изменения компонентов самооценки [13, 15]. Данные техники фитнеса
реализуют концепцию единства душа и тела, приводящую организм в гармоничное состояние, способствуют принятию компонентов своей телесности, не отвечающих идеальному образу «Я» [33, 58].
Степень научной изученности проблемы. По данным корейских исследователей (Kim S.T., Lee J.H., 2017) было установлено, что дыхательные упражнения, используемые в «мягких» техниках фитнеса, улучшают активацию мышц стабилизаторов кора, положительно влияют на мышцы тазового дна, улучшая работу мочеполовой системы [97]. Кроме того, группы ученых из Испании (Silva G., 2014; Gala-Alarcón P., 2018) [93, 99] и Чехии (Chmielewska D., 2019) [91] установили, что в результате длительного периода практики данных упражнений происходит изменение толщины мышц абдоминальной области (они становятся тоньше и выносливее), что сказывается на внешнем виде занимающихся. Основные научные публикации по данному вопросу затрагивают исследования функционального и физиологического состояния организма женщин взрослого и зрелого возраста их изменения при занятиях данными техниками [30, 94, 99]. Однако положительные физиологические изменения в работе мышечной и половой систем организма женщины не могу не сказаться на восприятии образа своего физического «Я». Это может касаться не только улучшения восприятия отдельных компонентов образа, таких как оценка лица, телосложения, поведения, но и восприятия своего отраженного образа физического «Я» через наблюдение запечатлённого образа на фото, видео носителях, в отражениях зеркал и витрин.
К другим часто изучаемым проблемам психической жизни женщин, освящаемым в научных периодических изданиях, относят проблемы, очерченные областью «Women’s study» - областью научных исследований, связанной с изучением проявлений телесности у женщин в контексте удовлетворенности образами тела, внешнего облика и поведения [25, 102]. Больше всего вопросов здесь возникает в связи с формированием у женщин разных возрастов негативного образа физического «Я», который зачастую закрепляется неверно освящаемым в медиа пищевым поведением и агрессивными формами физической активности. Занятие «мягкими техниками» фитнеса могут способствовать формирования положительного образа физического «Я» у женщин разных возрастных групп, что мы постараемся осветить в данном исследовании [83].
Цель исследования - структура и содержание образа физического «Я» женщин, занимающихся «мягкими техниками» фитнеса.
Объект исследования - образ физического «Я» женщин.
Предмет исследования - особенности образа физического «Я» женщин разных возрастных групп, занимающихся «мягкими техниками» фитнеса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания изучения образа физического «Я» женщин в контексте занятий «мягкими техниками» фитнеса.
2. Разработать и апробировать программу исследования образа физического «Я» женщин, занимающихся «мягкими техниками» фитнеса.
3. Сравнить структуру и содержание образа физического «Я» у женщин, занимающихся и не занимающихся «мягкими техниками» фитнеса.
4. Проанализировать структуру и содержание образа физического «Я» женщин, занимающихся «мягкими техниками» фитнеса.
5. Разработать и реализовать психопрофилактическое занятие - психокоррекционное мероприятие с элементами тренинга для женщин, занимающихся «мягкими техниками» фитнеса «Метафора».
Гипотезы исследования:
1. Женщины, занимающиеся «мягкими техниками» фитнеса будут более удовлетворены компонентами образа физического «Я», чем женщины не занимающиеся таковыми.
2. У женщин разных возрастных групп занятие «мягкими техниками» фитнеса может привести к дифференцированию структуры образа физического «Я» и изменению восприятия их гендерной идентичности и/или социальных ролей.
3. В структуре образа физического «Я» женщин разных возрастных групп в большей степени будут преобладать компоненты образа физического «Я», связанные с оценками телосложения, чем лица, поведения и оформления внешнего облика.
Теоретико-методологическими основаниями исследования являются:
1. Теоретические взгляды Р. Бернса и И.И. Чесноковой на структуру образа физического «Я» как когнитивного компонента «Я-концепции»;
2. Теория уровневой организации нервной регуляции организма, как физиологическая основа «схемы тела» Н.А. Бернштейна;
3. Исследования компонентов внешнего облика В.А. Лабунской;
4. Концепция осознанных направлений физической активности Дж. Пилатес и М. Фельденкрайз как один из источников формирования положительных образов телесности;
5. Возрастная характеристика периодов взрослости и зрелости личности в интегральной периодизации В.И. Слободчикова;
6. Теория стадий психосоциального развития Э. Эриксона, как основа социальной идентичности личности.
Методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы - анкетный опрос, психологическое тестирование (Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика В.А. Лабунской, модифицированная Н.А. Лужбиной, графический проективный тест К. Маховер «Рисунок человека»).
3. Методы математико-статистической обработки данных (непараметрический U-критерий Манна-Уитни, факторный анализ) с использованием компьютерной программы IBM SPSS Statistics Version 23.0.
Эмпирическая база исследования:
В исследовании приняло участие 76 женщин разных возрастных групп (30-44 лет и 45-60 лет). Важными критериями формирования выборки было наличие или отсутствие актуального непрерывного опыта занятий «мягкими техниками» фитнеса в течение полугода.
Исследование проводилось на базе образовательного центра «Йога&ПилатесДом» г. Барнаул, а также фитнес студии «Energy» г. Новоалтайск, где было обследовано 20 женщин в возрасте 30-44 лет и 18 женщин 45-60 лет, занимающихся «мягкими техниками» фитнеса. Контрольные группы женщин данных возрастных категорий идентичным количественным составом, не занимающиеся «мягкими техниками» фитнеса, были сформированы из числа родителей, чьи дети также занимаются в фитнес студии «Energy» г. Новоалтайск.
Научная новизна исследования состоит в том раскрыто специфическое содержание реального образа физического «Я» женщин разных возрастных групп, занимающихся «мягкими техниками» фитнеса.
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в расширении научных представлений о специфике образа физического «Я» женщин, занимающихся «мягкими техниками» фитнеса.
Практическая значимость полученных результатов: результаты исследования являются основой для разработки методических рекомендаций по психологической помощи в формировании адекватного образа «Я» женщин, как занимающихся, так и не занимающихся «мягкими техниками» фитнеса; поддержки и сопровождения женщин, не удовлетворенных образом физического «Я».
Положения, выносимые на защиту:
1. Женщины, занимающиеся «мягкими техниками» фитнеса более удовлетворены компонентами образа физического «Я» по сравнению с женщинами, не занимающимися таковыми.
2. В структуре образа физического «Я» у женщин разных возрастных групп, занимающихся «мягкими техниками» фитнеса ведущие компоненты образа будут связаны с оценками телосложения. В группе женщин взрослого возраста акцентируются связи оценок телосложения и выразительного поведения, а у женщин зрелого возраста - телосложения и оформления внешнего облика.
3. В содержательной структуре образа физического «Я» женщин разных возрастных групп, занимающихся «мягкими техниками» фитнеса, выделяются взаимосвязи в оценках компонентов, касающихся женственности, сексуальности и привлекательности для партнера противоположного пола лица и поведения с одной стороны, а также ухоженности и здоровья лица и тела с другой стороны.
Надежность, достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались опорой на требования и принципы объективного научного исследования; использованием теоретико - методологических оснований и концепций, общепризнанных в психологической науке; репрезентативностью и адекватностью изученной выборки целям и задачам исследования; использованием валидных и надежных психодиагностических методик и методов статистической обработки данных; согласованностью теоретических и прикладных результатов исследования и их апробацией в ходе практического использования.
Апробация и внедрение результатов. Теоретические и практические результаты исследования обсуждались на ежегодной Конференции студентов, магистрантов и аспирантов Алтайского Государственного Университета «Мой выбор - наука» в 2019 г. и 2020 г.; Международном научно-практическом форуме по социальным и поведенческим наукам в Алтайском Государственном Университете г. Барнаул (22-23 октября 2020 г.); XXVII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» на базе региональной площадки ведущих вузов Алтайского края «Вернадский - Алтайский край» г. Барнаул (10-27 ноября 2020 г.) (Приложения 39-41). По проблеме магистерской диссертации опубликовано одна статья непосредственно по теме исследования «Образ физического «Я» женщин зрелого возраста: постановка проблемы» в сборнике материалов VI региональной молодежной конференции, XLVI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов «Мой выбор - наука» [83]; две статьи находятся в печати. На основании результатов исследования было проведено психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для женщин, занимающихся «мягкими техниками» фитнеса «Метафора» в фитнес студии «Energy» г. Новоалтайск.
Справка о внедрении результатов магистерского исследования приложена к материалу работы.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, включающий 102 источника, 14 из которых на иностранном языке и 42 приложения.
На сегодняшний день спектр корректирующих техник, используемых женщинами в качестве инструментов изменения телесных характеристик, достаточно широк. Многие женщины обращаются к средствам косметологии, массажа, инвазивной пластической хирургии, как к средствам коррекции неугодных телесных проявлений. Другие женщины обращают свое внимание на кардио и силовые фитнес технологии, как на инструмент изменения физического облика [26]. Лишь немногие женщины выбирают в качестве инструмента взаимодействия с телом осознанные практики физической активности, которые помогают не только корректировать физические параметры, но и работать с психологическими установками в отношении тела [15,20]. Арсенал таких техник постоянно расширяется; если раньше в качестве осознанной практики использовался только Йога последние десятилетия появились техники, позволяющие как корректировать телесные параметры, так и осознавать телесные проявления, взаимодействие частей тела, координацию тела в пространстве, а также управлять своей гибкостью без вреда для организма [27,51]. Такие «мягкие техники» фитнеса способствуют не только изменению телесных параметров, но и принятию образа своего физического «Я» у женщин разных возрастных групп, занимающихся ими.
По итогам проведенного исследования мы можем проследить следующие тенденции, касающиеся особенностей образа физического «Я» женщин, занимающихся «мягкими техниками» фитнеса:
1. Занятие осознанными «мягкими техниками» фитнеса способствуют формированию положительного образа физического «Я» у женщин разных возрастных групп. Физическая активность в данных подходах, как область деятельности, которая интериоризируется, способствует формированию не только положительных оценок телосложения у занимающихся женщин, но и оценок, связанных с оформлением внешнего облика, поведения и ухоженности лица и тела; а также женственности, сексуальности, привлекательности для партнера противоположного пола.
2. Сходства в структуре и содержании, в полученных нами моделях образа физического «Я» занимающихся женщин разных возрастных групп, указывают на возможность применения «мягких техник» фитнеса в корректирующих психофизических программах, рассчитанных на широкий круг женщин, в том числе в программах по формированию положительного образа физического облика, принятия возрастных телесных изменений.
3. Круг осознанных психофизических подходов достаточно широк. Сейчас развиваются подходы, сочетающие практики Йоги и методику Пилатес, миофасциальный релиз и стречинг, развиваются отдельные узкоспециализированные направления в рамках осознанных методик. При этом, «точки приложения», на которые воздействуют упражнения из арсенала данных практик, достаточно разнообразны. Это могут быть дыхательные практики; сочетание дыхания и вытяжения; дыхания и двигательных упражнений; координации телесных движений и удержаний; формирование зрительных и чувствительных образов тела во время двигательной активности, медитативные практики. Изучение образов физического «Я», которые формируются в результате занятий такими узкоспециализированными практиками, может стать отдельным направлением для будущих научных исследований.
1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. M.: Издательство «Когито-Центр», 2002. 225с.
2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 447 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.
4. Ашрафуллина Г.Ш. Эффективность занятий бодифлексом женщин среднего возраста при использовании изотонических поз и динамических упражнений // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2016. №
5. (135). С. 13-16.
5. Белова И.М., Парфенов Ю.А., Сологуб Д.В., Нехвядович Э.А.
Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания: системный подход // Фундаментальные исследования, 2014. № 3-3. С. 620¬628.
6. Белоусова Н.А., Мамылина Н.В. Влияние занятий фитнесом на психофизиологические особенности женщин зрелого возраста // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 1-1. С. 1801.
7. Белугина Е.В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни: Дис.... канд. психол. наук. Ростов -на-Дону, 2003. 199 с.
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Издательство «Апрель Пресс», 2002. 640 с.
9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 401 с.
10. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 349 с.
11. Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии человека. М.: Гиз, 1975. 544 с.
12. Бреннан Р. Метод Александера. Киев: София, 1997. 109 с.
13. Бритвина В.В. Методика ментальной гимнастики (Body mind gimnastic (BM-GYM) // Теория и практика физической культуры, 2012. № 2. С. 17.
14. Брюхина Е.В., Усольцева Е.Н., Иванова О.В. Качество жизни женщин в менопаузе: проблема, пути решения. Челябинск: Изд-во ЮУГМУ, 2013. 99 с.
15. Буркова О.В. Влияние системы Пилатес на развитие физических качеств, коррекцию телосложения и психоэмоциональное состояние женщин среднего возраста: дисс... кандидата педагогических наук. Москва, 2008. 217 с.
16. Варлашкина Е.А. Личностные предикторы удовлетворенности образом физического «Я» у женщин в период зрелости: дис... кандидата психологических наук. Омск, 2015. 170 с.
17. Всемирная организация здравоохранения. Семейство международных классификаций Всемирной организации здравоохранения. Женева: ВОЗ, 2007. 25 с.
18. Всемирная организация здравоохранения. Международная
классификация функционирования, инвалидности и здоровья. Женева: ВОЗ, 2001. 54 с.
19. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.: Издательство «Институт психологии», 1996. 512 с.
20. Горшкова Н.Е. Влияние двигательной активности для оптимизации физического состояния женщин зрелого возраста (35 -45лет) // Оригинальные исследования, 2018. Т. 8, № 5. С. 52-57.
21. Гурвич А.В. Эффективность использования инновационных оздоровительных фитнес-технологий в образовательных учреждениях // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. СПб: Издательство НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2007. №4 (26) С. 27-30.
22. Джемс У. Психология. М.: Изд-во «Рипол Классик», 2018. 616 с.
23. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии, 1991. №2 с. 15-37.
24. Зинченко В.П. Психология телесности: между душой и телом. М.: АСТ,
2005. 222 с.
25. Каминская Н.А., Айламазян А.М.. Исследования образа физического «Я» в различных психологических школах // Национальный психологический журнал, 2015. № 3(19). С. 45-55.
26. Карпов В.Ю. Современные виды двигательной активности в имиджелогии и формировании здорового образа жизни женщины // Имидж женщины XXI: века здоровье, образование, успех. 2015. С. 51 - 56.
27. Карпова Е.И., Данилова Н.В. Стретчинг как вид фитнеса // Наука, образование и культура, 2018. № 8 (32). с. 29-30.
28. Клинические лекции по Кляйн и Биону. М.: Издательство «Когнито - центр», 2012. 192 с.
29. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
30. Коваленко Л.А. Мониторинг образа жизни и самооценки состояния здоровья у женщин в различные возрастные периоды // Вестник СурГУ, 2012. № 1 (11). С. 30-36.
31. Кохут Х. Анализ самости: системный подход к лечению
нарциссических нарушений личности. М.: Издательство «Когнито-Центр», 2003. 368 с.
32. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2006. 940 с.
33. Крапивина Е.А. Физические упражнения йогов. М.: Знание, 1991. 157 с.
34. Крылова Н.Н. Самосознание: строение и взаимодействие структурных компонентов // Вестник Пензенского государственного университета, 2015. № 1 (9). С. 36-40.
35. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное
познание. Ростов н/ Д: Феникс, 1999. 608 с.
36. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
37. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вести. МГУ. Сер. 14. Психология, 1979. № 2. С. 3-13.
38. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 680 с.
39. Ливехуд Б. Кризисы жизни-шансы жизни: развитие человека между детством и старостью. Калуга: Излательство «Духовное познание», 1994. 217 с.
40. Лисина М.И. Общение, личность и психика. М.: Прогресс, 1997. 316 с.
41. Лисицкая Т.С. Влияние занятий по системе Пилатес на физическое развитие и психоэмоциональное состояние женщин среднего возраста // Теория и практика физической культуры, 2008. № 9. С. 71-77.
42. Лихтенберг Д.Д., Лачманн Ф.М., Фосседж Д.Л. Клиническое
взаимодействие: теоретические и практические аспекты концепции
мотивационных систем. М.: Издательство «Когнито-Центр», 2003. 367 с.
43. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
44. Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом: Биоэнергетика. М.: Речь, 2000. 345 с.
45. Лужбина Н.А., Шевелева И.В. Гендерные особенности образа физического Я женщин среднего возраста // Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования» (Барнаул, 20-24 октября, 2015). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. С. 1948-1953.
46. Лужбина Н.А., Шевелева И.В. Особенности образа физического Я
женщин среднего возраста в контексте гендерной идентичности // Человек в трудной жизненной ситуации: материалы Всероссийской научно¬
практической конференции с международным участием (Барнаул, 28 ноября 2014). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. С. 144-151.
47. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 1999. 356 с.
48. Майерс Т. Анатомические поезда. Пер. с англ. Н.В. Скворцовой, А.А. Зимина. М.: Эксмо, 2019. 320 с.
49. Матушкина М.В. Танцевальная импровизация: истоки и история развития в начале XX века // Теория и практика общественного развития, 2014. № 9. С. 98-101.
50. Маховер К. Проективный рисунок человека. Пер. с англ. Ю.А. Васильевой. 3-е изд. М.: Смысл, 2003. 157 с.
51. Меркель М., Козик Ш. Остеопатические упражнения с роллом. Пер с нем. Ю.С. Кныш. М.: Издательство «Э», 2016. 224 с.
52. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности,
самосознание. П.: Пермь, 1990. 110 с.
53. Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 216.
54. Минвалеев Р.С. Теоретическая и экспериментальная проверка древнеиндийского алгоритма продления жизни - Кайа -Кальпы: сб. науч. трудов / Доклады МОИП. Памяти председателя секции В.Е. Чернилевского. Москва, 2018. С. 154-158.
55. Мухина В.С. Феноменология бытия и развития личности. М.: МПСИ, 1990. 640 с
56. Наследов А.Д. Математические методы психологического
исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. 392 с.
57. Остапенко Р.И. Многомерный анализ данных для психологов: учебно-методическое пособие. Воронеж.: ВГПУ, 2012. 72 с.
58. Панова И.П., Панов С.Ф., Горшков Ю.В., Федянина Ю.А. Влияние системы Пилатес на психоэмоциональное состояние женщин зрелого возраста // Современные тенденции развития физической культуры, спорта и адаптивной физической культуры, 2017. С. 66-71.
59. Пилатес Дж.Х. Возвращение к жизни через Контрологию. Пер. с англ. Е.Е. Смирнова. К.: Саммит-Книга, 2014. 151 с.
60. Пилосян Н.А. Физическая реабилитация женщин второго зрелого возраста с диагнозом шейный остеохондроз // Интеграционные процессы в науке в современных условиях. Казань: Изд-во «Аэтерна», 2016. С. 178-180.
61. Райх В. Функция оргазма: основные сексуально-экономические
проблемы биологической энергии. СПб.: Университетская книга, 1997. 367 с.
62. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2002. 688 с.
63. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Высшая школа, 1994. 153 с.
64. Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.
65. Самуэлс Э. Юнг и постьюнгианцы. М.: АСТ, 1997. 320 с.
66. Секацкий А.К. Онтология лжи. СПб.: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2000. 120 с.
67. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. 433 с.
68. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация
психического развития // Вопросы психологии, 1996. N 5. С. 38-50.
69. Соколова Е.Т. Исследования «образа тела» в зарубежной психологии // Вестник Моск. Ун-та, 1985. Сер. 14. № 4. С. 39-49.
70. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
71. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Просвещение, 1983. 365 с.
72. Суэми В. Психология красоты и привлекательности. СПб.: Питер, 2009. 240 с.
73. Фельденкрайз М. Осознание через движение: двенадцать практических уроков. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000. 160 с.
74. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. М.: Академический проект, 2005. 247 с.
75. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999. 317 с.
76. Франц Мария-Луиза фон. Алхимия. (Введение в символизм и психологию). Пер. с англ. Ю.М. Донца. СПб.: Б.С.К., 1997. 291 с
77. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. 447 с.
78. Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1994. 238 с.
79. Хилман Д. Аналитическая психология. М.: ACT,1997.371 с.
80. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2012. 256 с.
81. Цуркин В.А. Образ физического «Я» у лиц с разными типами эмоциональной привязанности к матери: дисс... кандидата психологических наук. Белгород, 2015. 167 с.
82. Чайлдерс Г. Великолепная фигура за 15 минут в день. Пер. с англ. Е.А. Мартинкевич. Минск: «Попурри», 2010. 208 с.
83. Чернышова О.И., Лужбина Н.А. Образ физического «Я» женщин зрелого возраста: постановка проблемы: сб. науч. тр. /«Мой выбор - наука!»: сборник материалов VI региональной молодежной конференции, XLVI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2020. С. 1027-1032.
84. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 143с.
85. Чураков А.А. Стретчинг как система упражнений, способствующих повышению эластичности мышц // Современные тенденции развития науки и технологий, 2016. № 5(4). С. 155-156.
86. Шишковская А.В. Теоретические представления об образе физического «Я» в психологии // Северо-Кавказский психологический вестник, 2009. (3). С.71-78
87. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 358с.
88. Юнг К.Г. Собрание сочинений в 19 т. Т. 15. Феномен духа в искусстве и науке. М.:Просвещение, 1992. 252 с.
89. Юнг К.Г. Трансцендентная функция: Сознание и бессознательное. СПб.: Университетская книга, 1997. 313с.
90. Cash T.F. The development and validation of the Body-Image Ideals Questionnaire // Journal of Personal Assessmant, 1995. 64: 466-477.
91. Chmielewska D., Stania M., Kucab-Klich K., Blaszczak E., Kwasna K., Smykla A., Hudziak D., Dolibog P. Electromyographic characteristics of pelvic floor muscles in women with stress urinary incontinence following sEMG-assisted biofeedback training and Pilates exercises. PLoS One. 2019.14(12). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0225647.
92. Gard T., Noggle J.J., Park C.L., Vago D.R., Wilson A. Potential self-regulatory mechanisms of yoga for psychological health. Front Hum Neurosci. 2014. 8,770. https://doi:10.3389/fnhum.2014.00770.
93. Gala-Alarcon P., Calvo-Lobo C., Serrano-Imedio A., Garrido-Marin A., Martin-Casas P., Plaza-Manzano G. Ultrasound Evaluation of the Abdominal Wall and Lumbar Multifidus Muscles in Participants Who Practice Pilates: A 1-year Follow-up Case Series. Journal of Manipulative & Physiological. 2018. Therapeutics. 41(5), 434-444. https://doi: 10.1016/jjmpt.2017.10.007.
94. Gronesova P., Cholujova D., Kozic K., Korbuly M., Vlcek M., Penesova A., Imrich R., Sedlak K., Hunakova L. Effects of short-term Pilates exercise on selected blood parameters. General Physiology and Biophysics. 2018. 37(4), 443-451. https://doi:10.4149/gpb_2018007.
95. Head H. Studies in Neurology. Vol. 2. London: Oxford University Press, 1920. 356.
96. Hoffman J., Gabel F. The origins of Western mind-body exercise methods.
Physical Therapy Reviews. 2015. 20(5-6), 315-324.
https://doi.org/10.1080/10833196.2015.1125587.
97. Kim, S.T., Lee J.H. The effects of Pilates breathing trainings on trunk muscle activation in healthy female subjects: a prospective study. Journal of Physical Therapy Science. 2017. 29(2). 194-197. https:// doi: 10.1589/jpts.29.194.
98. Olchowska-Kotala A. Psychological Resources and Self-rated Health Status on Fifty-year-old Women // Journal of Menopausal Medicine. 2015. Dec; 21(3): 133-141. https:// doi: 10.6118/jmm.2015.21.3.133.
99. Silva G.B., Morgan M.M., Gomes de Carvalho W.R., Silva E., de Freitas W.Z., da Silva F.F., de Souza R.A. Electromyographic activity of rectus abdominis muscles during dynamic Pilates abdominal exercises. Journal of Bodywork and Movement Therapies. 2015. 19(4), 629-635. https://doi: 10.1016/j.jbmt.2014.11.01
100. Shilder P. The image and appearance of the human body. New York: International Universities Press, 1978. 450.
101. Stamenov M.I. Body schema, body image, and mirror neurons // Body Schema and Body Image: interdisciplinary perspectives on the body. 2005. 34-38.
102. Spreckelsen P., Glashouwer K.A., Bennik E., Wessel I., de Jong P.J.
Negative body image: Relationships with heightened disgust propensity, disgustsensitivity, and self-directed disgust. PLoS
One. 2018. 13(6). https://doi: 10.1371/journal.pone.0198532.