Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты исследования
особенностей рискованным и антивитальным поведением у молодежи при нарушении регуляции эмоций 11
1.1 Теоретико-методологический анализ психологических механизмов
антивитального, рискованного и суицидального поведения в молодом возрасте 11
1.2 Психологические закономерности возрастного развития: особенности
формирования личности и регуляции эмоций на примере подросткового, юношеского возраста и ранней взрослости) 23
1.3 Антивитальное поведение и готовности к риску у молодежи в ситуации
пандемии в СОУ1Т-19: психологические факторы риска 42
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей антивитального поведения молодежи в ситуации пандемии СОУ1Й-19: готовность к
риску в контексте нарушения регуляции эмоций 51
2.1 Программа и методики эмпирического исследования особенностей антивитального поведения молодежи в ситуации пандемии СОУ1Т-19: готовность к риску в контексте нарушений регуляции эмоций 51
2.2 Результаты эмпирического исследования особенностей антивитального
поведения молодежи в ситуации пандемии СОУ1Т-19: готовность к риску в контексте нарушений регуляции эмоций 59
2.3 Психологические рекомендации и направление психоэдукации по
проблеме антивитального, рискованного и суицидального поведения: готовности к риску у молодежи 77
Заключение и выводы 83
Список использованной литературы 85
Приложение
Проблема антивитального, суицидального и рискованного поведения среди молодежи связана с потребностью достижения данного феномена. Сложность заключается в том, что такое поведение затруднено в прогнозировании и коррекции. Ситуация пандемии Соу1б-19 новая неизученная и опасная, которая охватывает весь мир. Профилактические меры безопасности населения (самоизоляция, карантин, дистанцирование) наносят удар по важным факторам существования людей в социуме.
Риск неотъемлемая часть существования всех живых существ. Каждый человек в течении всей жизни вынужден рисковать. Индивид каждый день прибегает к решениям, в том числе рискованным, которые несут за собой те или иные последствия, исход которых невозможно предугадать. [6].
Современные психологи и социологи двояко относятся к риску, так как с одной стороны человеку ежедневно приходится вставать перед выбором, в том числе и опасным, рискованное поведение во многих ситуациях можно расценить как героизм, смелость и решительность, но с другой как необоснованное опасное поведение. [28].
Рискованное поведение среди индивидов подросткового возраста, в связи с особенностью их психики, злободневно. Его рассматривают многие отрасли психологии (инженерная, экономическая, когнитивная и психология труда). Тем самым данная тема носит острый характер и актуальность в современном обществе, особенно в подростковом периоде. [34].
Склонность к рискованному поведению изучали И.Розеншток, А. Айзен, М. Фишбейн, Р.В. Роджерс, которые придавали особенное внимание становлению когнитивным и личностным факторам, в то время социально-психологическим детерминантам уделялось недостаточное внимание.
Подростковый и юный возраст является одним из самых сложных периодов жизни человека, степень риска и антивитального поведения высока. Рискованное поведение может быть, как осознанным, так и не преднамеренным. [23].
Осознанное причинение себе вреда является важной социально-экономической проблемой современного общества, так как несет за собой ряд негативных последствия таких как инвалидность и летальный исход.
В социуме 21 столетия одним из острых вопросов является проблема возникновения тревоги и страха в взаимодействии с другими людьми. Данный феномен отягощен страхом негативного оценивания себя в глазах окружающих. В результате, страх быть отвергнутым, непонятым и осмеенным. Если сравнивать современных людей с древними, то можно сделать вывод о том, что ранее люди испытывали страх и тревогу перед непосредственной опасностью для жизни и здоровья. [29].
Одиночество, избегание, вынужденная изоляция в совокупности с другими факторами могут в дальнейшем спровоцировать рискованное и антивитальное поведение у индивидов, так как развитие личности в условиях фрустраций идет по девиантному пути развития, теряя способность к усвоению социальных норм и правил (В. Руднев) [44].
Антивитальное поведение как проявление рискованного для собственного здоровья и жизни, проявляется чаще в подростковом возрасте в виде порезов рук и ног. Проблема заключается в потери смысла жизни, антивитальные мысли и действия. Порезы и прочее проявление антивитального, рискованного поведения как средство снятия физического и психологического напряжения. Антивитальные действия могут стать суицидальными, происходит сдвиг мотива на цель, а цель - уход из жизни. Кризис методологии и метода затрудняет прогнозирование и предупреждение антивитального поведения (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев). [55].
Уровень антивитального, рискованного и дезадаптации молодежи, увеличивается риск суицидального поведения. Имеются свидетельства того, что смерть от самоубийства возрос в США во время пандемии гриппа 1918-19гг. и вовремя эпидемии атипичной пневмонии в Гонконге в 2003г. Вирус Covid-19 имеет иной характер, так как охватывает не отдельную страну, а весь мир. Стресс может усугубится страхом, самоизоляцией и физическим дистанцированием. Риск самоубийства может быть повышен из-за стигматизации по отношению к людям с COVID-19 и их семьям. Специалисты были вынуждены быстро адаптироваться к условиям самоизоляции и оказывать психологическую помощь дистанционно (по телефону или в цифровом формате). Данный вид вмешательства должны быть внедрены более широко в населении, с учетом, что пациенты будут себя чувствовать комфортно в такой обстановке. Люди в суицидальных кризисах требуют особого внимания. Многие могут не обращаться за помощью к специалисту, опасаясь, что услуги перегружены и что посещение личных встреч может поставить их под угрозу. Также потеря работы и финансовые стрессоры являются общепризнанными факторами риска самоубийств. Например, бытовое насилие и потребление алкоголя могут увеличиться вовремя блокировка. Социальная изоляция, ловушка и одиночество способствуют риску самоубийств и увеличилось во время пандемии, особенно для людей, потерявших близких. Следовательно, возрастает необходимость в изучении данного феномена в период пандемии. [78].
Примерно 800 000 человек ежегодно умирают от самоубийств, при этом показатель составляет 10,5 на 100 000 человек (мужчины: 13,7% на 100 000; женщины 7,5% на 100 000). Это число недооценивается из-за различий в методах мониторинга и регистрации смертей, а также национально-культурных факторов. Новый вирус COVID-19 представляет особую опасность во всем мире, так как наносит удар на особые важные Современные исследования также показывают, что COVID -19 прогнозирует рост числа самоубийств на 3,3-8,4%. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)44, по состоянию на 30 августа 2020 года во всем мире было зарегистрировано более 838 000 подтвержденных смертей. [79].
Объект исследования - антивитальное поведение в ситуации пандемии Covid-19.
Предмет исследования - особенности антивитального поведения молодежи в ситуации пандемии Covid-19 и готовность к риску в контексте нарушения регуляции эмоций
Цель исследования - Выявить особенности антивитального поведения молодежи в ситуации пандемии Covid-19 и готовность к риску в контексте нарушения регуляции эмоций (на примере учащихся в школе и университете)
Задачи исследования:
1) Провести теоретико-методологический анализ психологических особенностей рискового, суицидального и антивитального поведения у молодежи в контексте нарушений регуляции эмоций и поведения (с учетом ситуации Covid-19).
2) Разработать и реализовать программу эмпирического исследования особенностей антивитального поведения молодежи в ситуации пандемии Covid-19 и готовности к риску в контексте нарушений регуляции эмоций (на примере учащихся в школе и университете).
3) Провести математике- статистический анализ данных эмпирического исследования, проанализировать полученные результаты особенностей антивитального поведения молодежи в ситуацию пандемии СОУ16-19 и готовности к риску в контексте нарушений регуляции эмоций.
4) Разработать психологические рекомендации и определить методы психоэдукации.
Гипотезы исследования:
1. Антивитальное поведение молодежи в ситуации пандемии СОУГО-19 имеет особенности и варьируется в контексте типа дисрегуляции эмоций и возраста:
1.1 при снижении опосредствования эмоций сокращается этап перехода от антивитальных переживаний к действиям, повышается вероятность аффективного суицидального поведения на фоне микросоциального конфликта и тенденций к антисоциальному поведению, - данный тип наиболее характерен для младшего подросткового возраста;
1.2 при метакогнитивном типе дисрегуляции эмоций (руминации, контроль и супрессия мыслей) антивитальные переживания и суицидальное поведение формируются опосредованно на фоне усиления симптомов депрессии, - данный тип наиболее характерен для периода ранней взрослости.
1.3 при выраженной импульсивности и непереносимости одиночества наблюдается склонность к рискованному и несуицидальному самоповреждающему поведению как способу справиться с «психической болью», - данный тип становится несколько более выражен по мере взросления.
2. При первом типе антивитальности в ситуации пандемии С0УШ-19 характерно протестное поведение, направленное на намеренное нарушение рекомендаций по профилактике распространения заболевания, отрицание беспокойства за здоровье близких, готовность рисковать своим здоровьем; при втором типе характерно соблюдение мер профилактики заболевания, осознание рисков заболевания для здоровья, беспокойство по поводу нарушения общения в пандемию, усиление социальной тревоги.
3. Молодежь испытывает беспокойство в ситуации пандемии COVID -19 по поводу: 1) здоровья (сопровождается беспомощностью); 2) нарушения привычного формата общения (сопровождается социальной тревогой, руминациями и симптомами депрессии).
Теоретико-методологические основания исследования:
Развитие личности в культурно-деятельностном подходе (Л.С.Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев); нейропсихологический аспект возрастного развития (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, и др.); патопсихологический подход (С.Я. Рубинштейн, Б.С. Братусь, и др.); особенности психологические механизмы суицидального поведения (А.Г. Амбрумова, Н.А. Польская, И. Я. Стоянова, А.Т. Beck, W. Breed); когнитивно-бихевиоральная модель обработки информации при социальной тревоге и СТР (J.S. Beck, J. Beek и др.); патопсихологическая модель социальной тревоги (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев). Отечественные исследования проблем социальных страхов (А.Б. Холмогорова, О.А. Сагалакова, И.Я. Стоянова, Д.В. Труевцев и др.).
Методы исследования
- Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования.
- Метод тестирования: Опросник Wegner and Zanakos (1994) White Bear Suppression Inventory (WBSI), a 15-item self-report questionnaire ( в адаптации кафедры клинической психологии); Опросник склонности к руминациям Susan Nolen-Hoeksema; Тест склонности к риску (К. Левитин); Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства форма «А»; Экспресс-диагностика склонности к аффективному поведению (В.В. Бойко); Опросник для исследования уровня импульсивности (В.А. Лосенкова); Опросник социальной тревоги и социофобии (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев); Опросник «Антивитальность и жизнистойкость» (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев).
- Метод анкетирования: Анкета антисоциального поведения подростково- юношеская (ААП.пю), Лаборатория azps.ru; Анкета рисков в пандемию Covid-19 (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев);
- Методы математико-статистической обработки данных (корреляционный анализ Пирсона и Спирмена, факторный анализ (метод главных компонент, вращение факторов Varimax Normalized), однофакторный дисперсионный анализ.
Математико-статистическая обработка данных проводилась в программах SPSS 23.0, Statistica 10.
Эмпирическая база. Эмпирическое исследование осуществлялось на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный университет». В исследовании принимало участие 15 студентов курса (18¬25 лет) и 15 учащихся МБОУ Малоенисейская СОШ Бийского района (13¬17 лет). Выборка включает в себя 3 возрастных периода (подростковый и юный возраст и раннюю взрослость).
Социальная тревога естественно оказывает сильное влияние на существование человека в социуме. Так, например, многие социальные сферы становятся недоступны для реализации. Избегание или антивитальное, или рискованное поведение оказывают негативное виляние на обучение, межличностное взаимодействия и даже несет опасность для здоровья и жизни. Антивитальное и рискованное поведение, такие как необоснованное экстремальные развлечения, употребление психоактивных веществ, езда на больших скоростях или в нетрезвом виде, самоповреждения, все эти действия несут за собой не только дезадаптацию индивида в социуме, но и может вызвать смерть в результате передозировки психоактивными веществами, неосторожность в рискованной ситуации или же нанесение себе смертельных самоповреждений.
Антивитальные мысли и действия индивида одна из серьезных проблем здравоохранения, так как суицидальное и самоповреждающее поведение среди молодежи одна из распространенных причин смертности. Суициду характерны аутогрессия, нарушение регуляции эмоций конструктивным путем.
Наша работа была посвящена исследованию антивитально поведению в пандемию Covid-19: готовности к риску в контексте нарушения регуляции эмоций. В первой главе был проведен теоретико - методологический анализ литературы по проблеме социальной тревоги, антивитального и рискованного поведения. Нами были рассмотрены основные приемы психотерапии, которые направлены на изучение механизмов данных явлений, которые позволили сделать выводы и разработать программу эмпирического исследования.
В результате исследования были проанализированы аспекты антивитального поведения молодежи в пандемию Covid-19: готовность к риску в контексте нарушения регуляции эмоций. Выделили особенности данных проявлений, особенности симптоматики социальной тревоги, руминаций, антивитального и рискованного поведения. Далее с полученными результатами были разработаны и внедрены в использование психологические рекомендации для молодежи (студентов и школьников) Российской Федерации. Итак, поставленные цели и задачи выполнены, выдвинутые гипотезы подтверждены.
Подводя итоги эмпирического исследования, можно сделать вывод, что испытуемые разделились на два типа социально- тревожные и антисоциально- импульсивные.
У социально- тревожных испытуемых с выраженной социальной тревогой не нарушают общепринятые правила и меры предосторожности в ситуацию пандемии Covid-19. Так как антивитальные переживания, мысли и действия не сопрежены с опасным рискованным поведением. Они не склонны подвергать опасности себя и окружающих, даже с целью обратить на себя внимание. Переживания испытуемых с выраженной социальной тревогой связаны с прерыванием общения, которое и без того фрустрированно. Имеют склонность к румминациям, которые в свою очередь ведут к накоплению эмоциональног напряжения, которые могут привести к антивитальным мыслям и переживаниям.
Испытуемые склонные к антисоциальным и импульсивным действиям проявляют готовность к рискованному поведению в пандемию Covid-19, так как выражают деструктивным методом свой протест. Как правило такое поведение возникает на фоне неблагоприятного климата в микросоциальной среде. Тенденции к антисоциальности свойственны, потому что индивиды не видят конструктивных путей реализации значимых мотивов. Демонстративное поведение, пренебрежение правилами - это своего рода сигнал обществу о себе, чтоб на них обратили внимание, так как сами испытывают негативные переживания.
У обоих типов дезадаптации есть антивитальный компонент, но при социальной тревоге он на уровне мыслей и переживаний, а при антисоц- импульсивном типе - на уровне поведенческого реагирования.
Covid-19 новая глобальная угроза для человечества, как для физического здоровья, так и для психологического состояния. В результате прямых влияний болезни и косвенных влияний в связи с утратами близких или угрозой для собственной жизни. Влияние оказывают перестройка системы взаимоотношений, отсутствие своевременной медицинской и психологической помощи в связи с новой обстановкой в мире.
На основе проведенного эмпирического исследования антивитального поведения молодежи в ситуации пандемии Covid-19: готовность к риску в контексте нарушения регуляции эмоций, можно сделать следущие выводы:
1. Антивитальное поведение молодежи в ситуации пандемии COVID - 19 имеет особенности и варьируется в контексте типа дисрегуляции эмоций и возраста: первый тип - антивитальный, у испытуемых при снижении опосредствования эмоций сокращается этап перехода от антивитальных переживаний к действиям, повышается вероятность аффективного суицидального поведения на фоне микросоциального конфликта и тенденций к антисоциальному поведению, - данный тип наиболее характерен для младшего подросткового возраста;
Второй тип тревожно-депрессивный у испытуемых при метакогнитивном типе дисрегуляции эмоций (руминации, контроль и супрессия мыслей) антивитальные переживания и суицидальное поведение формируются опосредованно на фоне усиления симптомов депрессии, - данный тип наиболее характерен для периода ранней взрослости.
Третий тип- антисоциально- импульсивный, наблюдается у испытуемых при выраженной импульсивности и непереносимости одиночества наблюдается склонность к рискованному и несуицидальному самоповреждающему поведению как способу справиться с «психической болью», - данный тип становится несколько более выражен по мере взросления.
2. При первом типе антивитальности в ситуации пандемии СОУГО- 19 характерно протестное поведение, направленное на намеренное нарушение рекомендаций по профилактике распространения заболевания, отрицание беспокойства за здоровье близких, готовность рисковать своим здоровьем; при втором типе характерно соблюдение мер профилактики заболевания, осознание рисков заболевания для здоровья, беспокойство по поводу нарушения общения в пандемию, усиление социальной тревоги.
3. Молодежь испытывает беспокойство в ситуации пандемии СОУГО-19 по поводу: 1) своего здоровья и здоровья близких людей (сопровождается беспомощностью); 2) нарушения привычного формата общения (сопровождается социальной тревогой, руминациями и симптомами депрессии).
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник. - М.: Академический проект, 2006. - 701 с.
2. Абрумова А.Г., Тихоненко В.А. // «Диагностика суицидального поведения» [Электронный ресурс] (дата обращения 02.01.21)
3. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений - М.: Аспект Пресс, 2004.- 365с.
4. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001
5. Бек А., Фримен А. Когнитивная терапия пограничного расстройства личности//Журнал практической психологии и психоанализа №2, 2003г.
6. Бунас А. А. Различные аспекты обоснования природы рискованного поведения личности [Текст] // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. 10-16 с.
7. Братусь Б.С. Изменения личности при алкоголизме. М., 1973.
8. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактикараннего алкоголизма. М., 1984. 121-132 с.
9. Валюте В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
10. Войтова Л.М. Девиантное поведение: трансформация понятий нормы и отклонения в современном российском обществе: автореф. дис... канд. 166 социол. наук: 22.00.04 / Войтова, Людмила Михайловна. М., 2002. 22 с.
11. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России / ред. В.А.Ядов. М., 1998. 587-609 с.
12. Говорин Н. В. Суицидальное поведение: типология и факторная обусловленность. / Н. В. Говорин, А. В. Сахаров. Чита: Изд-во «Иван Федоров», 2008. 178 с.
13. Горобец Т.Н. Аутодеструктивное поведение кризисной личности./Под ред. Деркача А.А. М.: РАГС. 2004. 168 с.
14. Горобец Т.Н. Аутодеструктивное поведение./Под ред. Деркача A.A. М. Издательский дом «Эко». 2005. 194 с.
15. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. - СПб.: Питер, 2006
16. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально - нравственного развития.- СПБ.: 2002
17. Дикова П.В. Психологические концепции риска и рискованного поведения / П.В. Дикова // Актуальные проблемы психологии, 2008. 63-68 с.
18. Епифанова И. Виды и формы дезадаптации подростков с отклоняющимся поведением / И. Епифанова // Воспитание школьников. 2006. № 1. С. 23-25.
19. Запорожец А.В., Неверович Я.З.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.
20. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.
21. Изард К. Эмоции человека. М., 1999.
22. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- СПб., 2001
23. Казанская В.Г. Подросток и трудности взросления: кн. Для педагогов, психологов, родителей. СПб.: Питер, 2006
24. Кесельман Л. Социальное пространство наркотизма /Л.Кесельман, М.Мацкевич. СПб. 2001.
25. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
26. Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.
27. Короленко Ц.П. Крайние варианты нормы психофизиологической адаптации к экстремальным условиям // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия.М., 1999.
28. Корнилова, Т.В. Психология риска и принятия решений: Учебное пособие для вузов /Т.В. Корнилова. М.: Аспект Пресс, 2003. - 286 с.
29. Кудрявцев, В.Н. Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Юрид. лит., 2015. 537 с.
30. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Сфера, 2006. - 464с.
31. Лабковская Е.Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения: Учеб.пособие. СПб., 2000.
32. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. - СПб., 2004
33. Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при разных типах акцентуации характера у подростков / Е. Личко // Саморазрушающее поведения у подростков. Л.: ВНИИ им. В.М. Бехтерева, 1991. 9-15 с.
34. Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. - 1969.
35. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы
самодетерминации личности // Психол. журнал. 2000. Т. 21, № 1.
36. Любов Е.Б., П.Б.Зотов, Г.С. Банников в исследовании «Самоповреждающее поведение подростков: дефиниции, эпидемиология, факторы риска и защитные факторы» журнал «Суицидалогия»
37. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2006
38. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. вузов. 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 456 с.
39. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГШ1У; 2007. - 460 с.
40. Орехова Т.Ф. Педагогические аспекты проблемы рискованного поведения детей и подростков// Universum: психология и образование: электронный научный журнал, 2016,№8 26 с.
41. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2006. - 237 с.
42. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2002.- 216 с.
43. Подольский А.И. Диагностика подростковой депрессивности. - СПб-.: Питер, 2004
44. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+CD). - СПб.: Питер, 2007 - с.72
45. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж.«Психологическая наука и образование» 1998, №2
46. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. - СПб., 2001.
47. Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А. Реана. - СПб., 2003
48. Пузыревич Н. Рискованное поведение, как ведущая ценность современных подростков // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2010.
49. Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции - М.: РОО «ЦСРУП», 2010. - 282 с.
50. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб., 2000
51. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Прогресс, 1987
52. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности.- М., 1994
53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 1998.
54. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - Санкт- Петербург: Питер, 2006. - 224 с.
55. Сагалакова О.А. (Барнаул), Стоянова И.Я. (Томск), Труевцев Д.В. (Барнаул)// Социальная тревога — маркер антивитального поведения в подростковом и юношеском возрасте [Электронный ресурс] - режим доступа:Ьйр://1^^^шедр8у.ги/с11шр/2014 4 б/агйс1е01.рЬр(дата обращения 11.12.20)
56. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Опросник социальной тревоги и социофобии // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 4 [Электронный ресурс]. - URL: http://medpsy.ru(дата обращения: 07.09.2020).
57. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Страх оценивания в учебных ситуациях // "Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы": материалы международной заочной научно-практической конференции. - Ч. II. (31 октября 2012 г.) - Новосибирск: Изд. "Сибирская ассоциация консультантов", 2012. - С. 62-66
58. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 460 с.
59. Семенова В.Е./ Социальная психология.
60. Семнова Н.Б.«Суицидальное поведение у детей и подростков коренных народов Сибири: когнитивные факторы риска» Журнал «Суицидалогия»
61. Сорокин М.Ю., Касьянов Е.Д., Рукавишников Г.В., Макаревич О.В., Незнанов Н.Г., Лутова Н.Б., Мазо Г.Э. Психологические реакции населения как фактор адаптации к пандемии СОУГО-19. Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М.Бехтерева.
62. Стоун М.Х. Клиническое руководство по психотерапии пациентов с пограничными расстройствами личности//Психоаналитический вестник №8, 1990.
63. Тормосина Н.Г. Исследование возможностей профилактики аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте [Текст] / Н.Г. Тормосина // Материалы VII международных научных чтений им. В.И. Вернадского «Проблемы взаимодействия человека и природы». Ставрополь. 2012. 224-226 с.
64. Тормосина Н.Г. К проблеме профилактики аутодеструктивного поведения у подростков / Н.Г. Тормосина // Материалы международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии: теория и практика» 30 мая 2011, Новосибирск, 2011. 45-51 с.
65. Тормосина Н.Г. Аутодеструктивное поведение в подростковом возрасте как способ избегания трудностей кризиса взросления // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014.
66. Ульянова И.В., Попова Т.А. Рискованное поведение подростков, как педагогический феномен // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. 343-349 с.
67. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно -
содержательные характеристики процесса развития личности. - М., 1999
68. Фрейд А. Подростковый возраст // Фрейд А. Собрание сочинений : в 2 т. Т. 1. М. :Эксмо-пресс, 1999. 331 с.
69. Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. М., Изд-во Моск. ун-та, 1984г. 176 с. 203. Фрейд, З. Печаль и меланхолия // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов. М., 2001. 235 с.
70. Холмогорова А.Б. Суицидальное поведение: теоретическая модель и практика помощи в когнитивно-бихевиоральной терапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 3.144-163с.
71. Хухлаева О.В. Психология подростка.- М., 2004
72. Хрущ И.А. - Мн. БГМУ /Тревожное фобическое расстройство детского возраста, 2004, 18 с.
73. Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н. «Особенности молодых людей с
самоповреждениями и предшествующими попытками в остром суицидальном кризисе» журнал «Суицидалогия» [Электронный ресурс] - режим доступа: https://readera.org/suicidologv/2019-3-36-10 (дата
обращения 29. 11. 20)
74. Шаболтас А.В. Риск и рискованное поведение как предмет психологических исследований// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология,2014 [Электронный ресурс] - режим gocTyna:https://cyberleninka.ru/article/n/risk-i-riskovannoe-povedenie-kak- predmet-psihologicheskih-issledovaniy(дата обращения 24. 11. 20)
75. Шарок В. В. Особенности мотивационно-ценностной сферы и самоотношения личности, склонной к рискованному поведению: автореф. Дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / Шарок Вероника Викторовна. С -Пб., 2010.
76. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - С.-Петербург: Речь, 2002. - 480 с.
77. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов. - М., 2013. 624 с.
78. «Suicide risk and prevention during the COVID-19 pandemic» [Электронный ресурс] - режим доступа:
file:///C:/Users/HP/Downloads/Suicide%20risk%20and%20prevention%20during%20the%20COVID-19 2020%20(дата обращения 05.01.21)
79. Danuta Wasserman, Miriam losue, Anika Wuestefeld, Vladimir Carli «Adaptation of evidence-based suicide prevention strategies during and after the COVID-19 pandemic» [Электронный ресурс] - режим доступа: file:///C:/Users/HP/Downloads/КОВИД%20и%20cyицид_Швеция_2020.
(дата обращения: 05.01.21)