ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПАНДЕМИЯ КОРОНОВИРУСА COVID-19 И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ТУРИСТСТСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ …………………………………………….6
1.1 Тенденции мирового туризма в условиях пандемии …………………..……..6
1.2 Российский туризм и covid-19 …………………………………….………….15
ГЛАВА 2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА COVID-19 …………………………………………………………………….…….19
2.1 Анализ федеральных нормативно-правовых актов ………….………………19
2.2. Региональное законодательство на примере Свердловской области………26
2.3 Влияние пандемии на туризм в целом……………………………………..….31
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИИ В 2021 ГОДУ………………………………………………………………………….49
3.1 Стратегия развития внутреннего туризма в России в 2021 году……………49
3.2 Перспективы развития туризма в регионах России в 2021 году…………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..………..59
Выпуская квалификационная работа посвящена теме: «Нормативно-правовое регулирование туризма в условиях пандемии короновируса covid-19».
Данная тема очень важна и актуальна, потому что на сегодняшний день, из-за пандемии нового коронавируса COVID-19, сложилась очень сложная ситуация на рынке туристских услуг. Начиная с конца января 2020 года, прекращаются туристические полеты в КНР. Постепенно, по мере возникновения новых очагов заражения, принимаются решения правительствами различных стран о прекращении авиасообщений. Правительство Российской Федерации, также вводит ограничения для предотвращения распространения инфекции. Участники туристического рынка: туроператоры, турагенты и потребители туристских услуг (туристы) оказываются в непростой ситуации.
Туроператоры не могут оказать услуги по причинам независящим от них, а туристы, соответственно, не могут воспользоваться оплаченными услугами. В связи с этим потребители туристских услуг повсеместно начинают обращаться с претензиями о возврате денежных средств. Туроператоры не в состоянии возвращать денежные средства по требованию потребителей, так как практически все денежные средства, полученные от потребителей — заказчиков туристских услуг, оплачены третьим лицам для исполнения обязательств.
Туристическая индустрия оказывается в исключительной ситуации — неспособность оказывать услуги ни по одному направлению. Такой ситуации еще никогда не было на современном этапе развития туристического рынка. Актуальность данной темы подтверждается беспрецедентностью сложившейся ситуации, в связи с чем, у участников туристического рынка, возникает большая масса вопросов, как поступать в той или иной ситуации. В данной работе рассматриваются правовые нормы законодательства Российской Федерации, которыми необходимо руководствоваться при разрешении спорных моментов, возникших из-за введения ограничений, а также действия, предпринимаемые государством, для предотвращения негативных последствий на туристическую сферу, как часть экономики страны, в сложившейся ситуации. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность участников правоотношений туристической сферы, являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Помимо этого также подлежат применению положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», в части не противоречащей выше упомянутым нормативно-правовым актам [1]. Для предотвращения распространения эпидемии COVID-19 вводятся ограничения. Правительством Российской Федерации рекомендуется не посещать туристам некоторые страны в связи с небезопасностью для жизни и здоровья туристов. Также постепенно страны популярных туристических направлений начинают закрывать свои границы для туристов. Следует обратить внимание, в связи с чем, прекратились туристические сообщения между странами, так как это влияет на правовую оценку ситуации и соответственно на определение степени ответственности участников туристской деятельности.
Цель данной дипломной работы – изучение теоретических и практических аспектов нормативно-правового регулирования туризма в условиях пандемии короновируса covid-19.
Для того, что бы успешно достичь нашей цели очень важно решить следующие задачи:
– подготовить и изучить специальную литературу, монографии, журналы, издания и нормативно- правовые источники по заданной теме;
– рассмотреть как пандемия короновируса covid-19 влияет на туристскую деятельность;
– проанализировать нормативно-правовое регулирование туризма в российской федерации в условиях пандемии коронавируса covid-19;
– раскрыть перспективы развития туризма в регионах России в 2021 году.
Объект дипломной работы – нормативно-правовое регулирование
Предмет дипломной работы – пандемия covid-19.
Данная работа написана по методическим рекомендациям, имеет три главы, теоретическую, практическую и рекомендательную. Первая глава раскрывает теоритические аспекты пандемии короновируса covid-19 и её влияния на туристскую деятельность. Во второй главе раскрыто нормативно-правовое регулирование туризма в российской федерации в условиях пандемии. Третья глава посвящена перспективам развития туризма в регионах России в 2021 году. Так же имеется введение, заключение и список использованной литературы.
Информационной базой для написания данной работы послужили в первую очередь нормативно- правовые источники по туристской деятельности, а так же издания, монографии, журналы последних лет.
Пандемия коронавируса в начале 2020 г. оказала большое влияние на состояние и дальнейшее развитие практически всех сфер мирового хозяйства, в том числе и туризма. Такого тяжелого кризиса в туристском бизнесе не наблюдалось со времен Второй мировой войны. Однако любой кризис ведет не только к негативным последствиям.
Туристы станут отдавать предпочтение приватным турам в малых группах на внутренних курортах. В статье также рассматриваются конкретные меры государственной поддержки, оказанные субъектам туристского бизнеса в нашей стране весной 2020 г., от эффективности которых во многом будет зависеть их достойный выход из сложившейся ситуации. Очевидно, что после пандемии должно сильно измениться мировосприятие и психология потребления в целом, кроме того, начнется новый этап конкуренции в туризме, который приведет к абсолютно новому распределению ресурсов на этом рынке.
В ходе исследования нашей работе мы провели тщательный анализ влияния пандемии на туризм в нашей стране, так и за ее пределами.
Современный туризм называют феноменом двадцатого столетия, а нынешний век имеет все шансы стать веком туризма. Из 195 государств мира в туризм вовлечены более 150 стран. Последние десятилетия мировой туризм демонстрирует уверенный рост . По оценке Всемирной туристской организации (UNWTO), число туристских прибытий во всем мире к 2030 г. составит 1,36 млрд чел. Другими словами, каждый пятый житель планеты будет совершать туристские поездки. В глобальном масштабе туризм составляет около 10% ВВП и более 6% мирового экспорта.
Итак, как показывает мировой опыт, важной характеристикой международного туризма является относительная устойчивость данного сектора в период экономических спадов и геополитической нестабильности и быстрое восстановление после этих и других видов кризисов. Нынешний кризис в туризме, ставший следствием пандемии коронавируса, является беспрецедентным с точки зрения ожидаемых потерь и последствий. Прогнозы относительно последующего восстановления звучат самые разные. Чаще всего эксперты называют третий квартал 2020 года и более поздние сроки, когда высказывают свои предположения относительно того, когда начнет восстанавливаться туристский рынок. Часть экспертов предполагает, что выход из кризиса растянется на несколько лет. На наш взгляд, к моменту окончания пандемии и открытия границ между странами в индустрии туризма накопится огромный отложенный спрос. Первым ожидаемо будет восстанавливаться внутренний туризм. Однако, вероятнее всего, покупательская способность населения снизится, поэтому возрастет спрос на бюджетные туры по собственным странам. Что касается въездного туризма, то для его восстановления может понадобиться гораздо больше времени. В данной связи игрокам туристского рынка имеет смысл сконцентрировать свои усилия именно в сегменте внутренних путешествий, изучая и продвигая потенциально перспективные направления и разрабатывая новые предложения.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 г.) // Российская газета - № 237 - 25. 12. 1993.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30. 11. 1994. № 51 - ФЗ (ред. 08. 07. 1999) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26. 01. 1996. № 14 - ФЗ (ред. 17. 12. 1999 г. ) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26. 11. 2001 N 146 - ФЗ (принят ГД ФС РФ 01. 11. 2001) //СЗ РФ. - 2001. - № 12. ст. 2310.
5. Федеральный закон от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007 г. №12-ФЗ).
6. Постановление от 11 февраля 2002 г. № 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 №731)
Учебная литература
7. Андреева А.Ю. Новые технологии интенсивного развития туристической индустрии. -М.: ЮРГУ, 2019. -С. 15.
8. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Проблемы развития предпринимательской деятельности в индустрии туризма и гостеприимства//Экономика и предпринимательство,№5 (ч.2) (58-2). -Москва, 2017. -С.942-945.
9. Борисова А.О. Международный туризм и основные показатели его развития в России / Аспирант. 2018. № 1 (6). С. 101-104.
10. Быстров С.А, Воронцова М.Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. СПб., 2018
11. Валеева Е.О. Туризм как стратегический приоритет территории / В сборнике: Современные проблемы науки туриндустрии Научно-практическая ежегодная преподавательская конференция. 2017. С. 9-16.
12. Варламова А.В. Туризм как социоэкономическое явления / Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. № 2-7. С. 134-137.
13. Александрова А. Ю. Международный туризм. - М.: Аспект Пресс, 2004.
14. Барчукова Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма. - М.: Международные отношения, 2018.
15. Борисов К.Г. Международный туризм и право. - М.: Колос, 2019
16. Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение туризма. - М.: Изд-во Михайлова, 2017
17. Губенко Н.Н. Законодательство о туризме в Российской Федерации за рубежом. Состояние и перспективы // Экономика и право. - 2019. - №9.
18. Ковалев Д. ВТО и развитие туризма в России // Экономика. - №10. - 2004.
19. Международное право: учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Международные отношения, 2019.
20. Писаревский Е.Л. Научно-практический комментарий. Положение о лицензировании туроператорской деятельности. Положение о лицензировании турагентской деятельности. - М.: Юрист, 2019
21. Свиридов К.С. Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг. - М.: Знание, 2020.
22. Чеботарева И.А. Анализ законодательства о туристской деятельности в субъектах Российской Федерации. - СПб., Колос, 2019
23. Владимир, Алексеевич Золотовский Правовое регулирование в сфере туризма. Учебное пособие для вузов / Владимир Алексеевич Золотовский. - М.: Юрайт, 2016. - 243 c.
24. Городов, О. А. Правовая инноватика. Правовое регулирование инновационной деятельности / О.А. Городов. - М.: Юридическая Книга, 2018. - 408 c.
25. Гусева, Т. А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности. Правовое регулирование / Т.А. Гусева. - Москва: ИЛ, 2017. - 432 c.
Гусева, Т.А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности. Правовое регулирование: моногр. / Т.А. Гусева. - М.: ВолтерсКлувер, 2017. - 432 c.
26. Карпова Г.А., Водовода А. В. Концепция устойчивого развития туризма и рекреационная деятельность на охраняемых природных территориях: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2019
27. Куракин, Р. С. Правовое регулирование биржевого срочного рынка: моногр. / Р.С. Куракин. - М.: Wolters Kluwer, 2017. - 208 c.
28. Матиящук, С.В. Плата за жилье. Механизм правового регулирования / С.В. Матиящук. - М.: Юстицинформ, 2020. - 784 c.
29. Морозов, А. А. Правовое регулирование бюджетных отношений в Российской Федерации / А.А. Морозов. - М.: Знание, ИВЭСЭП, 2017. - 769 c.
30. Пушкин, А.В. Особые экономические зоны в России. Правовое регулирование / А.В. Пушкин. - М.: Альпина Бизнес Букс (Юнайтед Пресс), 2019. - 879 c.
31. Римшин, В. И. Основы правового регулирования градостроительной деятельности / В.И. Римшин, В.А. Греджев. - М2020. - 280 c.
32. Сирик, Наталия Индустрия туризма: гражданско-правовое регулирование / Наталия Сирик. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 416 c.
33. Ревинский И.А., Романова Л. С. Поведение фирмы на рынке услуг: Туризм и путешествия: Учеб. пособие. Новосибирск, 2018
34. Романова М.М. Роль и функциональные особенности сферы услуг в современном мире // Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях. V Международная научнопрактическая конференция: сборник статей. М.: МЭСИ, 2018. — с. 153—158.
35. Черевичко Т.В. Экономика туризма. М., 2019 – 374с. Швец И.Ю. Региональное управление конкурентоспособностью туристических услуг: методология и практика. — Симферополь: ЧП Предприятие Феникс, 2018. -364 с.
Журналы и монографии
36. Ребышева Л.В., Васильченко Е.В. Въездной деловой туризм: перспективы развития в России//Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права. -2019. -№11. -С. 160-163.
37. Романова М.М. Характеристика особенностей индустрии гостеприимства как объекта управления // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. — 2019. — № 5. — с. 88—90.
38. Шпилько С.П. Классификация видов туризма: от теории к практике / Вестник Национальной академии туризма. 2019. № 1. С. 9-15.