Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 6
1.1 Понятие и концепции к изучению синдрома дефицита внимания и
гиперактивности 6
1.2 Психокоррекция агрессивного поведения у дошкольников с синдромом
дефицита внимания и гиперактивностью 16
Глава 2 Эмпирическое исследование агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания 21
2.1 Организация и методика исследования 21
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования агрессивного
поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 26
2.3 Нейропсихологическая коррекция агрессивного поведения
дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» 39
Заключение 45
Список использованной литературы
Актуальность Проблема коррекции и исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности дошкольников имеет огромное значение. Связано это как с увеличением числа детей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности, так и с объективными обстоятельствами научного познания этого непростого психологического, педагогического и медицинского феномена.
Эта проблема является актуальной в настоящее время для многих семей, так как яркое проявление данного синдрома происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда от детей требуются наиболее сложные интеллектуальные нагрузки и способность удерживать внимание долгое время. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно, проявляясь в агрессивном поведении дошкольника.
Изучение вопросов коррекции агрессивного поведения в дошкольном возрасте уделено внимание в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, а также в трудах их последователей: Л.И. Айдарова, А.К. Дусовицкого, А.К. Маркова, Ю.А. Полуянова, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман.
Изучение агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности имеет высокую практическую ценность, в связи с широким распространением данного явления и его негативным влиянием на развитие личности дошкольника.
Объект: агрессивное поведение дошкольников.
Предмет: агрессивное поведение дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Цель исследования: изучить особенности проявления агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Достижение цели связано с реализаций задач:
1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
2. Изучить характеристики агрессивного поведения в дошкольном возрасте.
3. Спланировать и провести эмпирическое исследование агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и дошкольников контрольной группы.
4. Сравнить проявление агрессивного поведения у детей группы с дефицитом внимания и гиперактивностью и детей из группы норма
5. Провести нейропсихологическую коррекцию агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Теоретико-методологические основания исследования: культурно-исторический подход Л.С. Выготский, нейропсихологический подход Т.В. Ахутиной, когнитивные теории агрессии (Л. Берковиц, Д. Зильманн, К. Лазарус, М. Фестингер).
Гипотезы исследования основаны на следующих предположениях:
1. Дошкольники с синдромом дефицита внимания и гиперактивности имеют более высокий уровень агрессивного поведения, чем дошкольники группы норма.
2. Существует отрицательная взаимосвязь показателя внимания и агрессивно поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
3. Применение нейропсихологической коррекции внимания эффективно для снижения агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа - абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2. Эмпирические методы - включенное наблюдение, методика «Домик» Н.И. Гуткина, опросник Романовой А.А. «Агрессивность. Ребенок глазами взрослого», опросник «Признаки агрессивности».
3. Математико-статистические методы обработки данных: И-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Спирмена.
Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных 8Р88 23.00.
Эмпирическая база исследования: исследование проведено на базе МАДОУ «Детский сад № 270» г Барнаула. В исследование приняли участие 26 детей в возрасте от 6 - 7 лет, испытуемые были разделены на 2 группы:
- дошкольники с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 6 человек;
- дошкольники контрольной группы 20 человек.
Целью работы стало изучение агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Проведен теоретико-методологический анализ проблемы агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, раскрыто понятие синдрома дефицита внимания и гиперактивности, описаны диагностические критерия данного расстройства в детском возрасте. Изучены характеристики агрессивного поведения в дошкольном возрасте и его проявления у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Проведено эмпирическое исследование агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и дошкольников контрольной группы с помощью включенного наблюдения за деятельностью дошкольников и методов психологической диагностики. Выявлены качественные и количественные различия в проявлении агрессивного поведения дошкольников с СДВГ и дошкольников группы норма.
В качестве практического применения результатов исследования проведена нейропсихологическая коррекция агрессивного поведения дошкольников с СДВГ посредством развития внимания по программе «Школа внимания Т.В. Ахутиной».
В работе были сделаны следующие выводы:
1. Дошкольники с СДВГ имеют более высокий уровень агрессивного поведения, чем дошкольники группы норма. Часто агрессивное поведение проявляется в следствии импульсивности и сниженной способности регуляции собственной деятельности.
2. Выявлена отрицательная взаимосвязь между показателем внимания и показателем агрессивного поведения дошкольников с СДВГ, чем хуже показатель внимания, тем более вероятно проявление агрессивного поведения.
3. Применение нейропсихологической коррекции внимания
эффективно для снижения агрессивного поведения дошкольников с СДВГ.
Таким образом, поставленные задачи были решены, выдвигаемые гипотезы подтверждены, цель работы достигнута.
1. Антропов Ю. Ф. Психосоматические расстройства и патологичные привычные действия у детей и подростков.- М: Изд-во Института психиатрии, 1999. - 210с.
2. Ахутина Т.В. Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно - вербальных функций. - М: Академия, 2003. - 45с.
3. Бадалян Л. О. Детская неврология. - М.: Медицина, 1984. - 576 с.
4. Барашнев Ю. И. К генезу минимальных мозговых дисфункций у детей //Росс. вест. Перинат. и педиатр.- 1995, т.40. - №6.-С.11-18.
5. Бардиер Г. Л., Никольская И.М. Что касается меня... Сомнения и переживания самых младших школьников. - Рига - СПб.: ПЦ «Эксперимент», 1998. - 196 с.
6.7. Белоусова Е. Д, Никанорова Е.Д. Синдром дефицита внимания и гиперактивности // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000.-№3. - С. 39 - 42.
8. Берон Р., Ричардсон К. «Агрессия». Мастера психологии. - М.: Владос. - 1999.- 351с.
9. Брязгунов И. П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М.: Медпрактика, 2002. - 128 с.
10. Брязгунов И. П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях.— 2 - е изд., испр. и доп. - М.: Психотерапия, 2008.
- 208 с.
11. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т 4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
12. Выготский Л. С. История развития высших психических функций: Собр. соч.: В 6-ти т. Т.3. - М.: Педагогика, 1983. - С.5 — 328.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
14. Гамезо М. В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М.: Институт практической психологии, 1998. - 256 с.
15. Гарднер Р Психотерапия детских проблем. - СПБ.: Речь, 2002. - 416 с.
16. Герасимов В. П., Ткаченко Т.В. «Семейные» проблемы гиперактивных детей // Психолог в детском саду. - 2005. - №1. - С. 39 — 45.
17. Грибанов А. В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей /А.В. Грибанов,. . - М.: Академический проект, 2004. - 176 с.
18. Глезерман Т Б. Мозговые дисфункции у детей. - М.: Наука, 1983. -
97 с. 19. Доллард Д. Разочарование и агрессия. - СПб.: Питер. - 1997. -
336с.
20. Дороднова К. П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребёнка. - М.: Медицина, 1983. - 156 с.
21. Ермолаева, М. В. Психология развития. - М.: Изд -во МПСИ, 2006. - 376с.
22. Заваденко Н. Н. Принципы диагностики и лечения
гиперактивности с дефицитом внимания у детей. - М.: РГМУ, 2004. - 48 с.
23. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М.: Изд. Дом «Школа - Пресс 1», 2001. - 128 с.
24. Заваденко Н. Н. Неврологические основы дефицита внимания и гиперактивности у детей : Автореф. дис... д - ра мед. наук. - М., 1999. - 34 с.
25. Игумнов С. А. Психотерапия детей и подростков. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 288 с.
26.. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. - Л.: Медицина, 1980. - 283 с.
27. Кайгородов Б. В. Некоторые особенности самосознания гиперактивных детей в младшем школьном возрасте // Мир психологии. -1998. - №3. - С. 211-214.
28. Киселева М. В. Арт - терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПБ.: Речь, 2006. - 160 с.
29. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
30. Кошелева А. Д. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка.- М.: НИИ семьи, 1997.- 62 с.
31. Крупская Е.В. Особенности организации внимания у детей с синдром дефицита внимания и гиперактивности (аналитический обзор // Журнал высшей нервной деятельности. - 2006. - Т.56. - №6. - С. 731 - 741.
32. Кучма В. Р Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза) / В.Р. Кучма, И.П. Брязгунов. - М.: Олег и Павел, 2014. - 44 с.
33. Кучма В. Р Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Рарог, 1997. — 200 с.
34. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей, М.: Изд-во МГУ,1985
35. Михайличенко Н. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста: Аспекты диагностики и лечения : Автореф.. ..канд. мед. наук. - Иркутск, 2001.- 25с.
36. Мэш Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - 511 с.
37. Насырова О.А. Психологические особенности самосознания
гиперактивных младших подростков : Дисс... канд. психол. наук. -
Астрахань, 1999. - 174 с.
38. Ноговицина О. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: распространенность, диагностика и коррекция у детей
// Российский педиатрический ж - л. - 2005. - № 3. - С. 18 - 20.
39. Осипенко Т. Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. - М.: Медицина, 1996. - 289 с.
40. Осипчик С. И. Клинико - биологическая типология синдрома гиперактивности у детей. - Минск.гос.мед.ин-т: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. мед. наук. - Минск, 1995. - 21 с.
41. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. - СПб.: Речь, 2005. - 208с.
42. Радина Н. К. Истории и сказки в психологической практике. - СПб.: Речь, 2006. - 208 с.
43. Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. - М.: Плейт, 2004. - 32с.
44. Сермягина О. С. Эмоциональные отношения в семье (социально - психологическое исследование). - Киев: Штиинца, 1991. - 86 с.
45. Чутко Л. С. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью . - СПб.: Издательский дом МАПО, 2004. - 112 с.
46. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : Под редакцией Д.И. Фельдштейна. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. - 416 с.
47. Яременко Б. Р Минимальные дисфункции головного мозга у детей. - СПб.: Деан, 1999. - 128 с.
48. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. - СПб.: ИМАТОН, 1997. - 78 с.