Агрессивное поведение дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
|
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 6
1.1 Понятие и концепции к изучению синдрома дефицита внимания и
гиперактивности 6
1.2 Психокоррекция агрессивного поведения у дошкольников с синдромом
дефицита внимания и гиперактивностью 16
Глава 2 Эмпирическое исследование агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания 21
2.1 Организация и методика исследования 21
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования агрессивного
поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 26
2.3 Нейропсихологическая коррекция агрессивного поведения
дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» 39
Заключение 45
Список использованной литературы
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 6
1.1 Понятие и концепции к изучению синдрома дефицита внимания и
гиперактивности 6
1.2 Психокоррекция агрессивного поведения у дошкольников с синдромом
дефицита внимания и гиперактивностью 16
Глава 2 Эмпирическое исследование агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания 21
2.1 Организация и методика исследования 21
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования агрессивного
поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 26
2.3 Нейропсихологическая коррекция агрессивного поведения
дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» 39
Заключение 45
Список использованной литературы
Актуальность Проблема коррекции и исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности дошкольников имеет огромное значение. Связано это как с увеличением числа детей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности, так и с объективными обстоятельствами научного познания этого непростого психологического, педагогического и медицинского феномена.
Эта проблема является актуальной в настоящее время для многих семей, так как яркое проявление данного синдрома происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда от детей требуются наиболее сложные интеллектуальные нагрузки и способность удерживать внимание долгое время. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно, проявляясь в агрессивном поведении дошкольника.
Изучение вопросов коррекции агрессивного поведения в дошкольном возрасте уделено внимание в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, а также в трудах их последователей: Л.И. Айдарова, А.К. Дусовицкого, А.К. Маркова, Ю.А. Полуянова, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман.
Изучение агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности имеет высокую практическую ценность, в связи с широким распространением данного явления и его негативным влиянием на развитие личности дошкольника.
Объект: агрессивное поведение дошкольников.
Предмет: агрессивное поведение дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Цель исследования: изучить особенности проявления агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Достижение цели связано с реализаций задач:
1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
2. Изучить характеристики агрессивного поведения в дошкольном возрасте.
3. Спланировать и провести эмпирическое исследование агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и дошкольников контрольной группы.
4. Сравнить проявление агрессивного поведения у детей группы с дефицитом внимания и гиперактивностью и детей из группы норма
5. Провести нейропсихологическую коррекцию агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Теоретико-методологические основания исследования: культурно-исторический подход Л.С. Выготский, нейропсихологический подход Т.В. Ахутиной, когнитивные теории агрессии (Л. Берковиц, Д. Зильманн, К. Лазарус, М. Фестингер).
Гипотезы исследования основаны на следующих предположениях:
1. Дошкольники с синдромом дефицита внимания и гиперактивности имеют более высокий уровень агрессивного поведения, чем дошкольники группы норма.
2. Существует отрицательная взаимосвязь показателя внимания и агрессивно поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
3. Применение нейропсихологической коррекции внимания эффективно для снижения агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа - абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2. Эмпирические методы - включенное наблюдение, методика «Домик» Н.И. Гуткина, опросник Романовой А.А. «Агрессивность. Ребенок глазами взрослого», опросник «Признаки агрессивности».
3. Математико-статистические методы обработки данных: И-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Спирмена.
Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных 8Р88 23.00.
Эмпирическая база исследования: исследование проведено на базе МАДОУ «Детский сад № 270» г Барнаула. В исследование приняли участие 26 детей в возрасте от 6 - 7 лет, испытуемые были разделены на 2 группы:
- дошкольники с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 6 человек;
- дошкольники контрольной группы 20 человек.
Эта проблема является актуальной в настоящее время для многих семей, так как яркое проявление данного синдрома происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда от детей требуются наиболее сложные интеллектуальные нагрузки и способность удерживать внимание долгое время. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно, проявляясь в агрессивном поведении дошкольника.
Изучение вопросов коррекции агрессивного поведения в дошкольном возрасте уделено внимание в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, а также в трудах их последователей: Л.И. Айдарова, А.К. Дусовицкого, А.К. Маркова, Ю.А. Полуянова, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман.
Изучение агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности имеет высокую практическую ценность, в связи с широким распространением данного явления и его негативным влиянием на развитие личности дошкольника.
Объект: агрессивное поведение дошкольников.
Предмет: агрессивное поведение дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Цель исследования: изучить особенности проявления агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Достижение цели связано с реализаций задач:
1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
2. Изучить характеристики агрессивного поведения в дошкольном возрасте.
3. Спланировать и провести эмпирическое исследование агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и дошкольников контрольной группы.
4. Сравнить проявление агрессивного поведения у детей группы с дефицитом внимания и гиперактивностью и детей из группы норма
5. Провести нейропсихологическую коррекцию агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Теоретико-методологические основания исследования: культурно-исторический подход Л.С. Выготский, нейропсихологический подход Т.В. Ахутиной, когнитивные теории агрессии (Л. Берковиц, Д. Зильманн, К. Лазарус, М. Фестингер).
Гипотезы исследования основаны на следующих предположениях:
1. Дошкольники с синдромом дефицита внимания и гиперактивности имеют более высокий уровень агрессивного поведения, чем дошкольники группы норма.
2. Существует отрицательная взаимосвязь показателя внимания и агрессивно поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
3. Применение нейропсихологической коррекции внимания эффективно для снижения агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа - абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2. Эмпирические методы - включенное наблюдение, методика «Домик» Н.И. Гуткина, опросник Романовой А.А. «Агрессивность. Ребенок глазами взрослого», опросник «Признаки агрессивности».
3. Математико-статистические методы обработки данных: И-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Спирмена.
Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных 8Р88 23.00.
Эмпирическая база исследования: исследование проведено на базе МАДОУ «Детский сад № 270» г Барнаула. В исследование приняли участие 26 детей в возрасте от 6 - 7 лет, испытуемые были разделены на 2 группы:
- дошкольники с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 6 человек;
- дошкольники контрольной группы 20 человек.
Целью работы стало изучение агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Проведен теоретико-методологический анализ проблемы агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, раскрыто понятие синдрома дефицита внимания и гиперактивности, описаны диагностические критерия данного расстройства в детском возрасте. Изучены характеристики агрессивного поведения в дошкольном возрасте и его проявления у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Проведено эмпирическое исследование агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и дошкольников контрольной группы с помощью включенного наблюдения за деятельностью дошкольников и методов психологической диагностики. Выявлены качественные и количественные различия в проявлении агрессивного поведения дошкольников с СДВГ и дошкольников группы норма.
В качестве практического применения результатов исследования проведена нейропсихологическая коррекция агрессивного поведения дошкольников с СДВГ посредством развития внимания по программе «Школа внимания Т.В. Ахутиной».
В работе были сделаны следующие выводы:
1. Дошкольники с СДВГ имеют более высокий уровень агрессивного поведения, чем дошкольники группы норма. Часто агрессивное поведение проявляется в следствии импульсивности и сниженной способности регуляции собственной деятельности.
2. Выявлена отрицательная взаимосвязь между показателем внимания и показателем агрессивного поведения дошкольников с СДВГ, чем хуже показатель внимания, тем более вероятно проявление агрессивного поведения.
3. Применение нейропсихологической коррекции внимания
эффективно для снижения агрессивного поведения дошкольников с СДВГ.
Таким образом, поставленные задачи были решены, выдвигаемые гипотезы подтверждены, цель работы достигнута.
Проведен теоретико-методологический анализ проблемы агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, раскрыто понятие синдрома дефицита внимания и гиперактивности, описаны диагностические критерия данного расстройства в детском возрасте. Изучены характеристики агрессивного поведения в дошкольном возрасте и его проявления у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Проведено эмпирическое исследование агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и дошкольников контрольной группы с помощью включенного наблюдения за деятельностью дошкольников и методов психологической диагностики. Выявлены качественные и количественные различия в проявлении агрессивного поведения дошкольников с СДВГ и дошкольников группы норма.
В качестве практического применения результатов исследования проведена нейропсихологическая коррекция агрессивного поведения дошкольников с СДВГ посредством развития внимания по программе «Школа внимания Т.В. Ахутиной».
В работе были сделаны следующие выводы:
1. Дошкольники с СДВГ имеют более высокий уровень агрессивного поведения, чем дошкольники группы норма. Часто агрессивное поведение проявляется в следствии импульсивности и сниженной способности регуляции собственной деятельности.
2. Выявлена отрицательная взаимосвязь между показателем внимания и показателем агрессивного поведения дошкольников с СДВГ, чем хуже показатель внимания, тем более вероятно проявление агрессивного поведения.
3. Применение нейропсихологической коррекции внимания
эффективно для снижения агрессивного поведения дошкольников с СДВГ.
Таким образом, поставленные задачи были решены, выдвигаемые гипотезы подтверждены, цель работы достигнута.
Подобные работы
- Нейропсихологическая коррекция агрессивного поведения
дошкольников с СДВГ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Преодоление агрессивности в поведении детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью методом сенсорной интеграции в процессе психолого - педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Преодоление агрессивности в поведении детей дошкольного
возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
методом сенсорной интеграции в процессе психолого -
педагогического сопровождения их образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Особенности психолого-педагогической поддержки родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция влияния семейных взаимоотношений с ребенком с синдромом дефицита внимания и гиперактивности старшего дошкольного возраста посредством группового консультирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ГИПЕРАКТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2016 - Арт-терапевтические методы в воспитании гиперактивных детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020



