ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ В СУАР В КОНЦЕ 1970-Х - НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ.
|
Введение 3
1.1. Сущность национально-территориальной автономии и ее практическая
реализация в СУАР 20
1.2. Роль Синьцзянского производственно-строительного корпуса в системе
управления СУАР 30
1.3. Провинциальный партком КПК СУАР в 1978-1994 гг 36
Глава 2. Экономика Синьцзян-Уйгурского автономного района в 1978-1994 гг 46
2.1. Экономическое развитие СУАР в 1978-1985 гг 46
2.2. Экономические преобразования в СУАР в 1985-1994 гг 59
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 74
Приложение 88
1.1. Сущность национально-территориальной автономии и ее практическая
реализация в СУАР 20
1.2. Роль Синьцзянского производственно-строительного корпуса в системе
управления СУАР 30
1.3. Провинциальный партком КПК СУАР в 1978-1994 гг 36
Глава 2. Экономика Синьцзян-Уйгурского автономного района в 1978-1994 гг 46
2.1. Экономическое развитие СУАР в 1978-1985 гг 46
2.2. Экономические преобразования в СУАР в 1985-1994 гг 59
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 74
Приложение 88
Актуальность темы исследования обусловлена важным значением Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китайской Народной Республики во внутренней и внешней политике страны. Это крупнейшая административно-территориальная единица КНР, занимающая шестую часть территории Китая, которая к тому же обладает богатыми запасами природных ресурсов. Геополитическое значение Синьцзяна огромно: он граничит с восемью государствами и является плацдармом КНР для проникновения в Центральную Азию. Значительная роль СУАР в китайской политике тесно связана с проблемами внутреннего политического и социально¬экономического развития этого региона.
Облик современного Синьцзяна начал формироваться в конце 1970-х гг., когда после смерти Мао Цзэдуна и последовавшей за ней политической борьбы к власти в Китае пришел Дэн Сяопин и его сторонники. Новое руководство инициировало в 1978 г. программу экономических преобразований, получившую название «реформа и открытость». С этого времени в СУАР сменилось политическое руководство, региональная экономика претерпела коренные изменения, с конца 1980-х - начала 1990-х гг. увеличилась роль Синьцзяна в торгово-экономическом сотрудничестве Китая со странами Центральной Азии. Таким образом, была создана новая модель экономического развития Синьцзян-Уйгурского автономного района, которая, с одной стороны, позволила региону восстановиться после кризиса, порожденного «культурной революцией и »энергично развиваться, а с другой стороны, породила ряд острых проблем, которые до сих пор не разрешены.
Однако до настоящего времени не появилось ни одной работы, в которой комплексно рассматривалось политико-экономическое развитие Синьцзяна в период с конца 1970-х по начало 1990-х гг. В магистерской диссертации сделана попытка реконструкции и анализа политического и экономического развития СУАР КНР в период 1978-1994 гг., который является одним из самых малоисследованных в истории этого региона как в 3
отечественной, так и в зарубежной литературе.
Объектом данного исследования является внутреннее политическое и экономическое развитие СУАР в контексте изменений, происходивших в Китае в данный период, предметом исследования стала экономическая политика, проводимая региональным комитетом КПК, в 1978-1994 гг.
Степень изученности проблемы. Комплексный характер исследуемой проблемы потребовал изучения трудов российских и зарубежных авторов по широкой тематике, так или иначе связанной с процессами в СУАР. В данном обзоре сделан акцент лишь на тех работах, которые были нам доступны. Среди исследований, посвященных современному Синьцзяну, можно выделить несколько тематических блоков.
Первая группа литературы представлена историографическими работами, к которым относятся исследования А.В. Бондаренко , О.В. Зотова , Д.В. Буярова .
О.В. Зотов, анализируя значение региона в мировой геополитике, в своих работах обращает внимание на то, что изучение Синьцзяна в России остается аморфной областью исследований, недостатком некоторых работ, посвященных истории Восточного Туркестана, автор считает отсутствие исторического подхода. На наш взгляд, такая оценка несколько пессимистична. На сегодняшний день существует ряд оформившихся исследовательских направлений, таких как изучение истории Восточного Туркестана, экономического развития Синьцзяна, национальной политики КПК в регионе, современной ситуации в СУАР в контексте проблемы терроризма в Центральной Азии и другие.
Слабую разработанность изучения Синьцзяна отмечает и Д.В. Буяров. Автор обращает внимание на диспропорции в освещении отдельных сторон развития провинции: внимание ученых привлекают преимущественно национальная и демографическая политика КПК в СУАР, уйгурский вопрос в контексте решения проблемы «трех зол», проблемы исламского терроризма. Отметим, что данное суждение все еще актуально, хотя с момента публикации статьи несколько лет назад появилось множество работ по синьцзянской тематике. Мы также разделяем мнение автора о том, что в связи с углублением российско-китайских отношений, отечественные исследователи будут вынуждены прибегнуть к самоцензуре при изучении некоторых аспектов национальной политики КНР.
А.В. Бондаренко указывает на то, что российских исследователей современного Синьцзяна больше всего интересует период с 1990-х гг. по настоящее время, а также выделяет основные направления изучения региона в литературе. Внутреннее развитие СУАР, по мнению автора, в современных исследованиях рассматривается, прежде всего, через призму национальной и религиозной политики китайского руководства. С последним утверждением можно поспорить, т.к. автором не упомянуто ни одной работы, раскрывающей экономические отношения СУАР с государствами Центральной Азии и их роль в развитии этой китайской провинции.
Резюмируя, можно отметить, что многообразие трудов по проблематике Синьцзяна и неугасающий интерес к ней отечественных исследователей способствовали появлению историографических работ, в которых была предпринята попытка обобщения и оценки существующей литературы по интересующим авторов вопросам. Упомянутые авторами диспропорции в изучении отдельных периодов и аспектов развития вызывают потребность заполнить данный пробел.
Второй блок литературы включает работы, посвященные политике китайских властей в отношении СУАР, экономическому развитию региона.
Наиболее полный и многосторонний анализ политико-экономических процессов в Синьцзяне в период 1978-1994 гг. представлен в работах М. Кларка . Автором рассмотрена переоценка властями КНР стратегии развития Синьцзяна после культурной революции. Переоценка и перестройка социально-экономических приоритетов КПК в начале эпохи реформ, а также последовавшие за этим идеологические инновации привели к противоречивым последствиям: возрос потенциал для сближения внутренних волнений и внешнего вмешательства к концу 1980-х гг., была заложена основа для усиления сепаратистских настроений в 1990-е гг. Стратегия развития СУАР в изучаемый период была направлена на расширение приграничного экономического сотрудничества с Центральной Азией.
К.Л. Сыроежкин проводит комплексный анализ особенностей реализации национальной и кадровой политики в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, мероприятия властей по преодолению диспропорций регионального экономического развития и роста этнического сепаратизма. Автор отмечает ускоренное развитие Синьцзяна с начала XXI в., и вместе с тем, отсутствие значительных изменений в социальной структуре населения региона. По мнению ученого, у китайского руководства не получилось добиться национального согласия, а также ликвидировать идеологию этнического сепаратизма, проявления экстремизма и терроризма, которые негативно влияют на социальную и национальную стабильность в Синьцзяне и угрожают безопасности Центральной Азии.
В контексте изучения политики КНР в Центрально-Азиатском регионе экономическая сфера СУАР рассмотрена в исследовании Е.В. Савковича . Ученый приводит данные о торгово-экономическом сотрудничестве Китая с советскими республиками, а позднее независимыми государствами в Центральной Азии. Автор уделяет большое внимание государственной стратегии экономического развития Синьцзяна с 1980-х гг., анализирует механизмы, разработанные КПК для выравнивания разрыва социально¬экономических показателей между Синьцзяном и восточными районами КНР.
Комплексный анализ современного положения Синьцзян-Уйгурского автономного район был предпринят Е.А. Афанасьевой , А.В. Бондаренко , Ван Я. , однако хронологические рамки данных исследований позволяют лишь оценить результаты преобразований периода 1980-х гг.
Американские исследователи Д. Глэдни и Б.Саутман предприняли попытку рассмотреть политику Китая в отношении СУАР сквозь призму концепции «внутреннего колониализма», под которым они понимают экономический разрыв между регионами в одном государстве, вызванный неравной степенью обмена между городскими центрами власти и периферийными внутренними районами, населенными этническими меньшинствами, в пользу первых.
Д. Глэдни выделяет черт данного явления, характерных для политики Китая в Синьцзяне: экспроприация значительных минеральных и
нефтехимических ресурсов региона, их переработка во внутренних районах страны и продажа на международном рынке с доходами в СУАР на основе внутренних цен и другие, и приходит к выводу, что Синьцзян является внутренней колонией.
Б. Саутман считает, что концепция «внутреннего колониализма» может быть применена к региону лишь частично. Действительно, темпы урбанизации и индустриализации здесь медленнее, чем в других провинциях Китая, уровень жизни местного населения невысокий, имеют место отдельные проявления китайского шовинизма, тенденция к дискриминации коренного населения. Однако, по мнению ученого, уйгуры еще не до конца осознали выгоды сотрудничества с центральным правительством, с помощью которого они смогут решить свои проблемы, и чтобы получить эту поддержку, уйгурам следует перейти к разумному диалогу с Пекином и ограничить сепаратистские выступления. Эта позиция видится нам более обоснованной, поскольку подкреплена большим количеством фактических данных об усилиях китайских властей по развитию региона.
Важным процессом, происходившим в политической системе КНР в конце 1970-х - 1980-х гг., стала кадровая реформа КПК, проводимая для обеспечения поддержки нового курса преобразований. Данная реформа получила широкое освещение в литературе , однако ее региональные аспекты почти не представлены в исследованиях. Проблемы реализации кадровой реформы в Синьцзяне, частично рассмотрены только в работах К.Л. Сыроежкина , где партийный комитет КПК выступает только как часть политической элиты региона и не является самостоятельным объектом изучения, и Макмиллена , охватившего только период 1981-1985 гг.
Синьцзянскому производственно-строительному корпусу посвящены как отдельные статьи , так и разделы в комплексных обзорах СУАР . Исследователи оценивают СПСК в основном как посредник политики КПК в Синьцзяне и главный институт ханьской колонизации региона, отмечают его большую роль в обеспечении безопасности в автономном районе.
Отдельные аспекты политика Китая в отношении Синьцзяна, реализации государственных стратегий развития СУАР, экономики региона в исследуемый период также получили отражение в работах Д.А. Глазунова , А.Н. Мочалова , учебном пособии «История Синьцзяна» , монографии «Экономическое развитие регионов: опыт России и Китая» . Среди исследований на английском языке следует упомянуть работы Дж. Миллуорда , Дж. Дреер , Ф.К. Чана .
В целом, в литературе недостаточно полно отражено политико-экономическое и социальное развитие Синьцзяна в период с конца 1970-х гг. по 1994 г. Существует диспропорции в изучении различных сторон развития региона. Представлена общая характеристика экономики региона, ее отраслевая структура, усилия китайских властей по развитию самой большой провинции страны. Политические процессы, протекавшие в СУАР изучаемый период, преобразования синьцзянского партийного КПК практически не рассмотрены. Избранный период получил освещение преимущественно в работах зарубежных исследователей, в отечественной же литературе он остается «белым пятном» в изучении Синьцзяна. Однако даже в англоязычных исследованиях представлен в основном временной промежуток с конца 1970-х гг. по 1985 г., почти 10-летняя деятельность Сун Ханьляна в СУАР упомянута лишь в нескольких работах и не получила комплексного анализа. При этом большинство западных ученых рассматривает историю и развитие Синьцзяна в контексте этнических конфликтов в регионе, делается акцент на притеснении уйгуров и других этнических меньшинств и политике китаизации западных территорий.
Третью группу литературы составляют работы по проблемам национальной политики, международной безопасности и сепаратизма.
В работе А.А. Москалева раскрыта сущность национальной районной автономии в КНР, роль этого института в укреплении территориальной целостности Китая, рассмотрен широкий круг смежных тем: концептуальные основы китайской национальной политики в рассматриваемый период, формирование теоретических идей по основным направлениям национальной политики, практический опыт КНР в решении национальных проблем и другие вопросы.
Исследования Т.В. Лазаревой затрагивают проблемы законодательства в области национальной политики КПК, кадрового строительства в национальных районах, районной национальной автономии, национализма, сепаратизма и терроризма в национальных областях КНР. Большое внимание уделено социальной и экономической политике китайского руководства как одному из важнейших направлений национальной политики в стране.
Д.В. Буяров в своих работах рассматривает широкий круг вопросов: причины и факторы развития сепаратизма в Синьцзяне, национальный и религиозный экстремизм, деятельность террористических организаций, демографический аспект национальной политики и т.д. Причины развития сепаратизма в регионе ученый видит в недовольстве значительной части уйгуров религиозной, социально-экономической, демографической, миграционной политикой центрального правительства, перегибах в национальной политике КНР, нереализованности в полной мере национально-территориальной автономии, а также влиянии зарубежного исламского терроризма и косвенной поддержке некоторых стран.
Тематика уйгурского сепаратизма, религиозного экстремизма и терроризма в Синьцзяне нашла отражение в работах А.С. Мавлоновой , В.С. Новичкова , В.А. Корсуна , С.В. Черской и других.
Свой вклад в изучение различных аспектов национальной политики Китая в СУАР внесли Д.А. Жоголев , А.Д. Дикарев , В.С. Кречетова , В.С. Кузнецов и другие исследователи.
В англоязычной литературе проблемы национальной политики КПК в Синьцзяне также достаточно широко освещены. В качестве примера можно привести работы Г. Бовингтона , Д. Чоудхури , К.Р. Хьюса , коллективные монографии «Синьцзян. Мусульманское пограничье Китая» и «Управление многонациональными границами Китая» .
Итак, можно констатировать, что национальная политика КПК в 1978¬1994 гг., ее осуществление в СУАР и связанные с этим проблемы - одно из наиболее разработанных направлений в изучении Синьцзяна. Подходы к данной проблеме различны: одни исследователи придерживаются
нейтральных оценок, другие солидарны с позицией китайских властей, третьи критикуют китайскую модель национальной политики.
В четвертый блок литературы вошли исследования, посвященные торгово-экономическим отношениям Синьцзян-Уйгурского автономного района с государствами Центральной Азии.
Большая часть работ, посвященных экономическим отношениям КНР с соседними странами в этом регионе, затрагивает проблемы двустороннего сотрудничества КНР и центральноазиатских стран, либо отдельные аспекты экономической политики Китая в регионе. Нам удалось найти лишь несколько работ, где Синьцзян-Уйгурский автономный район подробно рассматривается как субъект экономических отношений в Центральной Азии.
К.Л. Сыроежкин исследует китайско-казахстанские отношения с конца 1980-х гг. до настоящего времени и выявляет место в них Синьцзяна с одной стороны, как площадки для экономического проникновения китайских товаров в РК, с другой - как реципиента казахстанского сырья и материалов. Также автор анализирует политику Китая в Центральной Азии в целом и в отношении каждого государства региона в частности, отмечает бурный рост взаимного товарооборота, стабильное положительное сальдо торгового баланса между Синьцзяном и государствами Центральной Азии в пользу автономного района. Ученый рассматривает межгосударственные транспортные, энергетические и экономические проекты, без которых невыполнима задача дальнейшего опережающего развития СУАР.
С.В. Жуков и О.Б. Резникова при анализе отношений КНР и стран Центральной Азии в сфере экономики много внимания уделяют экономическим отношениям Синьцзян-Уйгурского автономного района с государствами региона. Авторы рассматривают общую экономическую обстановку Синьцзяна и сравнивают экономическое развитие СУАР и центральноазиатских стран, затрагивают проблемы экономического, торгового, инвестиционного, транспортного, топливно-энергетического взаимодействия стран региона с Китаем. Исследователи считают, что развитие сотрудничества в Центральной Азии выгодным для всех стран региона и делают вывод об образовании экономической агломерации «большая Центральная Азия» с центром в СУАР. Американский исследователь Р.Г. Тянь и также отводят Синьцзяну важную роль в региональном экономическом сотрудничестве в рамках «большой Центральной Азии».
Таким образом, можно отметить, что место Синьцзян-Уйгурского автономного района в торгово-экономической политике Китая в Центральной Азии почти не получило освещение в литературе. Исследователи отдают предпочтение изучению геоэкономических аспектов курса КНР в центральноазиатском направлении, либо анализируют экономические взаимоотношения Китая со странами региона только на межгосударственном уровне, не рассматривая отдельно роль Синьцзяна в них.
В целом, на сегодняшний день издано большое количество научных статей и очерков, сборников, монографий, охватывающих большой спектр проблем этой китайской провинции.
Различные аспекты внутреннего развития СУАР в 1978-1994 гг. освещены исследователями неравномерно. Комплексное политико-экономическое развитие Синьцзяна получило рассмотрение лишь в нескольких серьезных исследованиях, в которых достаточно подробно анализируется динамика политических и экономических процессов в регионе, но большая часть из них рассматривает только постсоветский период. Степень изученности разных аспектов развития СУАР неодинакова: общее состояние экономики, ее отраслевая структура и динамика, экономическая стратегия властей по развитию Синьцзяна отражены в литературе достаточно полно, в то время как политическая сфера региона получила меньшее освещение. Вопросы национальной политики в СУАР являются одними из наиболее изученных: исследователями затронуты теоретические и практические аспекты реализации национальной политики в Синьцзяне; сущность, причины и факторы развития межэтнических
конфликтов; противостояние китайского правительства уйгурскому национализму, сепаратизму, религиозному экстремизму и терроризму и т.д. Роль Синьцзян-Уйгурского автономного района в торгово-экономической политике Китая в Центральной Азии почти получило небольшое рассмотрение в литературе. Существует диспропорция и в изучении отдельных временных промежутков - период с середины1980-х до середины 1990-х гг. практически не исследован. Это определило выбор предмета исследования, цели и задач магистерской диссертации.
Целью работы является реконструкция и комплексный анализ политического и экономического развития СУАР в 1978-1994 гг.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть нормативно-правовую базу системы управления Синьцзян-Уйгурского автономного района;
2) Выявить особенности системы управления Синьцзяна;
3) Проанализировать структуру и кадровый состав партийного комитета КПК СУАР и определить его роль во внедрении и реализации стратегий экономического развития региона;
4) Рассмотреть ход и основные результаты экономического развития Синьцзяна;
5) Проанализировать политику открытия Синьцзяна, ее роль в развитии региона.
Хронологические рамки. Нижней хронологической границей является 1978 г. - назначение первым секретарем партийного комитета КПК СУАР Ван Фэна (1978-1981 гг.), который начал проводить в регионе политику «реформ и открытости». Данная программа преобразований была продолжена его преемниками - Ван Эньмао (1981-1985 гг.) и Сун Ханьляном (1985-1994 гг.). Верхней хронологической границей является 1994 г., когда истекли полномочия Сун Ханьляна, окончательно осуществившего переход к «реформе и открытости» в СУАР. Необходимо отметить, что в ряде случаев объяснение исторических предпосылок изучаемых явлений и малое 14
количество статистических данных по избранному периоду вызвали потребность выйти за хронологические рамки исследования.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР.
Методологической основой диссертационного исследования является положение теории исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса о социальной «революции сверху». Под «революцией сверху» понимаются радикальные общественно-экономические преобразования при сохранении прежних политических институтов и режимов. Данное явление является изменением реформистского типа, так как инициировано правящими верхами и не меняет политическую систему, но в то же время осуществляет программу революции и коренным образом меняет социально¬экономический уклад. Задача «революции сверху» заключается в создании условий для развития экономических сил, а конечной целью преобразований становится упрочение или спасение существующего строя, его приспособление к меняющимся условиям, предотвращение социального взрыва «снизу».
К моменту смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. Китай находился в состоянии глубокого кризиса, охватившего все сферы жизни общества. После непродолжительной борьбы между политическими группами к власти пришла фракция Дэн Сяопина, противники политики «культурной революции». Вскоре началось осуществление курса «реформ и открытости», изменениям подверглись все общественные институты. Хотя преобразования затронули и политическую сферу, изменений государственного строя не произошло, более того, сторонники демократических перемен в руководстве страны лишались своих постов. КПК до сих пор обладает монополией на власть в Китае. Таким образом, можно говорить о проведении «революции сверху» в КНР, и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе в частности, в изучаемый период.
Методология исторического материализма опирается диалектический, материалистический и исторический принципы познания.
Принцип материализма исходит из признания первичности материальной жизни общества - общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Таким образом, общественное развитие и его закономерности задаются материальными условиями жизни людей.
Под принципом диалектики понимается рассмотрение объективной реальности как целостного единства составляющих ее и подчиненных одним общим законам элементов (экономики, политики, социальной сферы, культуры и т.д.). В соответствии с этим принципом политические процессы, протекавшие в Синьцзяне в изучаемый период, рассматриваются в неразрывной связи с процессами, происходившими в экономической и социальной подсистемах. Из всех перечисленных подсистем наиболее тесные связи политика имеет с экономикой, экономика выступает в качестве ведущего фактора, оказывающего решающее воздействие на политическую сферу. Однако диалектика отношений экономики и политики проявляется и в обратном влиянии, оказываемом политической надстройкой на экономический базис. Данное явление является одним из неотъемлемых составляющих «революции сверху».
Исторический принцип предполагает объяснение явлений и процессов через исследование их исторической эволюции. Изменения, происходившие в политике и экономике СУАР в 1978-1994 гг., анализируются не только в их наличном состоянии, но и в их историческом развитии.
Осмысление и обработка конкретных фактов потребовали применения историко-генетического, сравнительно-исторического, системного методов исследования.
Историко-генетический метод позволяет раскрыть эволюцию подходов властей СУАР как к проблеме экономического развития региона в целом, так и в отношении отдельных секторов экономики, выявить основные факторы, этому способствовавшие.
Сравнительно-исторический метод дал возможность выявить общие и особенные черты в экономической стратегии каждого из партийных секретарей Синьцзяна в 1978-1994 гг., рассмотреть динамику развития основных отраслей экономики автономного района.
Системный метод исходит из понимания экономической политики местных властей в СУАР как системы, состоящей из взаимосвязанных элементов: системы управления автономного района, государственной
экономической политики, экономической политики синьцзянского руководства, основных отраслей экономики региона, и позволяет проанализировать взаимодействие между ними.
Источниковая база исследования. Источники, использованные при написании диссертации, можно разделить на следующие группы: нормативные акты, документы государственных органов управления, Коммунистической партии Китая, статистические материалы.
Нормативные источники позволяют проанализировать
законодательную базу системы управления Синьцзян -Уйгурского
автономного района и определить сущность института национально-территориальной автономии в КНР. К ним относятся Конституция Китайской Народной Республики 1982 г., Закон КНР о районной национальной
автономии 1984 г. и другие законодательные акты.
Группу документов государственных органов управления можно разделить по признаку принадлежности на материалы центральных государственных органов КНР и правительства СУАР.
К первым принадлежат официальные издания пресс-канцелярии Госсовета КНР - «белые книги» («История и развитие Синьцзяна», «Истории и развития Синьцзянского производственно-строительного корпуса»). Эти источники разъясняют эволюцию официальной позиции китайского руководства по вопросам социально-экономического развития Синьцзян- Уйгурского автономного района и содержат большое количество фактического материала.
Сюда же можно отнести созданный Министерством гражданской администрации КНР сайт «Сеть административного деления (районная сеть географических названий)» (http://www.xzqh.org/html), содержащий полную информацию об административно-территориальном устройстве Китая.
Вторая группа представлена описательными материалами
Синьцзянского комитета по составлению региональных хроник, подчиненному Народному правительству автономного района. Хроники по истории включают богатый фактический и статистический материал по истории экономики Синьцзяна.
Документы Коммунистической партии Китая представлены
внутренними документами и информационными материалами.
К внутренним партийным документам относится Устав Коммунистической партии Китая, который позволяет выявить место синьцзянского парткома КПК в региональной системе управления.
Большую ценность представляют информационные материалы, размещенные на облачном хранилище данных «360doc» (www.360doc.cn/), которые содержат большое количество материала по истории и политике КПК в Синьцзяне.
Статистические материалы, представленные национальными органами статистики, дают возможность проанализировать динамику экономических и социальных аспектов развития Синьцзян-Уйгурского автономного района, создать целостную картину развития региона. В эту группу источников входят бюллетени Статистического бюро Синьцзян-Уйгурского автономного округа.
Представленные источники с различных позиций позволяют оценить процессы, происходящие в Синьцзяне в рассматриваемый период, поэтому их использование дает возможность поставленные в диссертационном исследовании задачи.
Апробация результатов исследования.
Отдельные положения диссертационного исследования были представлены на VI региональной молодежной конференции «Мой выбор - наука!» (Барнаул, АлтГУ, 25 апреля 2019 г.).
Облик современного Синьцзяна начал формироваться в конце 1970-х гг., когда после смерти Мао Цзэдуна и последовавшей за ней политической борьбы к власти в Китае пришел Дэн Сяопин и его сторонники. Новое руководство инициировало в 1978 г. программу экономических преобразований, получившую название «реформа и открытость». С этого времени в СУАР сменилось политическое руководство, региональная экономика претерпела коренные изменения, с конца 1980-х - начала 1990-х гг. увеличилась роль Синьцзяна в торгово-экономическом сотрудничестве Китая со странами Центральной Азии. Таким образом, была создана новая модель экономического развития Синьцзян-Уйгурского автономного района, которая, с одной стороны, позволила региону восстановиться после кризиса, порожденного «культурной революцией и »энергично развиваться, а с другой стороны, породила ряд острых проблем, которые до сих пор не разрешены.
Однако до настоящего времени не появилось ни одной работы, в которой комплексно рассматривалось политико-экономическое развитие Синьцзяна в период с конца 1970-х по начало 1990-х гг. В магистерской диссертации сделана попытка реконструкции и анализа политического и экономического развития СУАР КНР в период 1978-1994 гг., который является одним из самых малоисследованных в истории этого региона как в 3
отечественной, так и в зарубежной литературе.
Объектом данного исследования является внутреннее политическое и экономическое развитие СУАР в контексте изменений, происходивших в Китае в данный период, предметом исследования стала экономическая политика, проводимая региональным комитетом КПК, в 1978-1994 гг.
Степень изученности проблемы. Комплексный характер исследуемой проблемы потребовал изучения трудов российских и зарубежных авторов по широкой тематике, так или иначе связанной с процессами в СУАР. В данном обзоре сделан акцент лишь на тех работах, которые были нам доступны. Среди исследований, посвященных современному Синьцзяну, можно выделить несколько тематических блоков.
Первая группа литературы представлена историографическими работами, к которым относятся исследования А.В. Бондаренко , О.В. Зотова , Д.В. Буярова .
О.В. Зотов, анализируя значение региона в мировой геополитике, в своих работах обращает внимание на то, что изучение Синьцзяна в России остается аморфной областью исследований, недостатком некоторых работ, посвященных истории Восточного Туркестана, автор считает отсутствие исторического подхода. На наш взгляд, такая оценка несколько пессимистична. На сегодняшний день существует ряд оформившихся исследовательских направлений, таких как изучение истории Восточного Туркестана, экономического развития Синьцзяна, национальной политики КПК в регионе, современной ситуации в СУАР в контексте проблемы терроризма в Центральной Азии и другие.
Слабую разработанность изучения Синьцзяна отмечает и Д.В. Буяров. Автор обращает внимание на диспропорции в освещении отдельных сторон развития провинции: внимание ученых привлекают преимущественно национальная и демографическая политика КПК в СУАР, уйгурский вопрос в контексте решения проблемы «трех зол», проблемы исламского терроризма. Отметим, что данное суждение все еще актуально, хотя с момента публикации статьи несколько лет назад появилось множество работ по синьцзянской тематике. Мы также разделяем мнение автора о том, что в связи с углублением российско-китайских отношений, отечественные исследователи будут вынуждены прибегнуть к самоцензуре при изучении некоторых аспектов национальной политики КНР.
А.В. Бондаренко указывает на то, что российских исследователей современного Синьцзяна больше всего интересует период с 1990-х гг. по настоящее время, а также выделяет основные направления изучения региона в литературе. Внутреннее развитие СУАР, по мнению автора, в современных исследованиях рассматривается, прежде всего, через призму национальной и религиозной политики китайского руководства. С последним утверждением можно поспорить, т.к. автором не упомянуто ни одной работы, раскрывающей экономические отношения СУАР с государствами Центральной Азии и их роль в развитии этой китайской провинции.
Резюмируя, можно отметить, что многообразие трудов по проблематике Синьцзяна и неугасающий интерес к ней отечественных исследователей способствовали появлению историографических работ, в которых была предпринята попытка обобщения и оценки существующей литературы по интересующим авторов вопросам. Упомянутые авторами диспропорции в изучении отдельных периодов и аспектов развития вызывают потребность заполнить данный пробел.
Второй блок литературы включает работы, посвященные политике китайских властей в отношении СУАР, экономическому развитию региона.
Наиболее полный и многосторонний анализ политико-экономических процессов в Синьцзяне в период 1978-1994 гг. представлен в работах М. Кларка . Автором рассмотрена переоценка властями КНР стратегии развития Синьцзяна после культурной революции. Переоценка и перестройка социально-экономических приоритетов КПК в начале эпохи реформ, а также последовавшие за этим идеологические инновации привели к противоречивым последствиям: возрос потенциал для сближения внутренних волнений и внешнего вмешательства к концу 1980-х гг., была заложена основа для усиления сепаратистских настроений в 1990-е гг. Стратегия развития СУАР в изучаемый период была направлена на расширение приграничного экономического сотрудничества с Центральной Азией.
К.Л. Сыроежкин проводит комплексный анализ особенностей реализации национальной и кадровой политики в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, мероприятия властей по преодолению диспропорций регионального экономического развития и роста этнического сепаратизма. Автор отмечает ускоренное развитие Синьцзяна с начала XXI в., и вместе с тем, отсутствие значительных изменений в социальной структуре населения региона. По мнению ученого, у китайского руководства не получилось добиться национального согласия, а также ликвидировать идеологию этнического сепаратизма, проявления экстремизма и терроризма, которые негативно влияют на социальную и национальную стабильность в Синьцзяне и угрожают безопасности Центральной Азии.
В контексте изучения политики КНР в Центрально-Азиатском регионе экономическая сфера СУАР рассмотрена в исследовании Е.В. Савковича . Ученый приводит данные о торгово-экономическом сотрудничестве Китая с советскими республиками, а позднее независимыми государствами в Центральной Азии. Автор уделяет большое внимание государственной стратегии экономического развития Синьцзяна с 1980-х гг., анализирует механизмы, разработанные КПК для выравнивания разрыва социально¬экономических показателей между Синьцзяном и восточными районами КНР.
Комплексный анализ современного положения Синьцзян-Уйгурского автономного район был предпринят Е.А. Афанасьевой , А.В. Бондаренко , Ван Я. , однако хронологические рамки данных исследований позволяют лишь оценить результаты преобразований периода 1980-х гг.
Американские исследователи Д. Глэдни и Б.Саутман предприняли попытку рассмотреть политику Китая в отношении СУАР сквозь призму концепции «внутреннего колониализма», под которым они понимают экономический разрыв между регионами в одном государстве, вызванный неравной степенью обмена между городскими центрами власти и периферийными внутренними районами, населенными этническими меньшинствами, в пользу первых.
Д. Глэдни выделяет черт данного явления, характерных для политики Китая в Синьцзяне: экспроприация значительных минеральных и
нефтехимических ресурсов региона, их переработка во внутренних районах страны и продажа на международном рынке с доходами в СУАР на основе внутренних цен и другие, и приходит к выводу, что Синьцзян является внутренней колонией.
Б. Саутман считает, что концепция «внутреннего колониализма» может быть применена к региону лишь частично. Действительно, темпы урбанизации и индустриализации здесь медленнее, чем в других провинциях Китая, уровень жизни местного населения невысокий, имеют место отдельные проявления китайского шовинизма, тенденция к дискриминации коренного населения. Однако, по мнению ученого, уйгуры еще не до конца осознали выгоды сотрудничества с центральным правительством, с помощью которого они смогут решить свои проблемы, и чтобы получить эту поддержку, уйгурам следует перейти к разумному диалогу с Пекином и ограничить сепаратистские выступления. Эта позиция видится нам более обоснованной, поскольку подкреплена большим количеством фактических данных об усилиях китайских властей по развитию региона.
Важным процессом, происходившим в политической системе КНР в конце 1970-х - 1980-х гг., стала кадровая реформа КПК, проводимая для обеспечения поддержки нового курса преобразований. Данная реформа получила широкое освещение в литературе , однако ее региональные аспекты почти не представлены в исследованиях. Проблемы реализации кадровой реформы в Синьцзяне, частично рассмотрены только в работах К.Л. Сыроежкина , где партийный комитет КПК выступает только как часть политической элиты региона и не является самостоятельным объектом изучения, и Макмиллена , охватившего только период 1981-1985 гг.
Синьцзянскому производственно-строительному корпусу посвящены как отдельные статьи , так и разделы в комплексных обзорах СУАР . Исследователи оценивают СПСК в основном как посредник политики КПК в Синьцзяне и главный институт ханьской колонизации региона, отмечают его большую роль в обеспечении безопасности в автономном районе.
Отдельные аспекты политика Китая в отношении Синьцзяна, реализации государственных стратегий развития СУАР, экономики региона в исследуемый период также получили отражение в работах Д.А. Глазунова , А.Н. Мочалова , учебном пособии «История Синьцзяна» , монографии «Экономическое развитие регионов: опыт России и Китая» . Среди исследований на английском языке следует упомянуть работы Дж. Миллуорда , Дж. Дреер , Ф.К. Чана .
В целом, в литературе недостаточно полно отражено политико-экономическое и социальное развитие Синьцзяна в период с конца 1970-х гг. по 1994 г. Существует диспропорции в изучении различных сторон развития региона. Представлена общая характеристика экономики региона, ее отраслевая структура, усилия китайских властей по развитию самой большой провинции страны. Политические процессы, протекавшие в СУАР изучаемый период, преобразования синьцзянского партийного КПК практически не рассмотрены. Избранный период получил освещение преимущественно в работах зарубежных исследователей, в отечественной же литературе он остается «белым пятном» в изучении Синьцзяна. Однако даже в англоязычных исследованиях представлен в основном временной промежуток с конца 1970-х гг. по 1985 г., почти 10-летняя деятельность Сун Ханьляна в СУАР упомянута лишь в нескольких работах и не получила комплексного анализа. При этом большинство западных ученых рассматривает историю и развитие Синьцзяна в контексте этнических конфликтов в регионе, делается акцент на притеснении уйгуров и других этнических меньшинств и политике китаизации западных территорий.
Третью группу литературы составляют работы по проблемам национальной политики, международной безопасности и сепаратизма.
В работе А.А. Москалева раскрыта сущность национальной районной автономии в КНР, роль этого института в укреплении территориальной целостности Китая, рассмотрен широкий круг смежных тем: концептуальные основы китайской национальной политики в рассматриваемый период, формирование теоретических идей по основным направлениям национальной политики, практический опыт КНР в решении национальных проблем и другие вопросы.
Исследования Т.В. Лазаревой затрагивают проблемы законодательства в области национальной политики КПК, кадрового строительства в национальных районах, районной национальной автономии, национализма, сепаратизма и терроризма в национальных областях КНР. Большое внимание уделено социальной и экономической политике китайского руководства как одному из важнейших направлений национальной политики в стране.
Д.В. Буяров в своих работах рассматривает широкий круг вопросов: причины и факторы развития сепаратизма в Синьцзяне, национальный и религиозный экстремизм, деятельность террористических организаций, демографический аспект национальной политики и т.д. Причины развития сепаратизма в регионе ученый видит в недовольстве значительной части уйгуров религиозной, социально-экономической, демографической, миграционной политикой центрального правительства, перегибах в национальной политике КНР, нереализованности в полной мере национально-территориальной автономии, а также влиянии зарубежного исламского терроризма и косвенной поддержке некоторых стран.
Тематика уйгурского сепаратизма, религиозного экстремизма и терроризма в Синьцзяне нашла отражение в работах А.С. Мавлоновой , В.С. Новичкова , В.А. Корсуна , С.В. Черской и других.
Свой вклад в изучение различных аспектов национальной политики Китая в СУАР внесли Д.А. Жоголев , А.Д. Дикарев , В.С. Кречетова , В.С. Кузнецов и другие исследователи.
В англоязычной литературе проблемы национальной политики КПК в Синьцзяне также достаточно широко освещены. В качестве примера можно привести работы Г. Бовингтона , Д. Чоудхури , К.Р. Хьюса , коллективные монографии «Синьцзян. Мусульманское пограничье Китая» и «Управление многонациональными границами Китая» .
Итак, можно констатировать, что национальная политика КПК в 1978¬1994 гг., ее осуществление в СУАР и связанные с этим проблемы - одно из наиболее разработанных направлений в изучении Синьцзяна. Подходы к данной проблеме различны: одни исследователи придерживаются
нейтральных оценок, другие солидарны с позицией китайских властей, третьи критикуют китайскую модель национальной политики.
В четвертый блок литературы вошли исследования, посвященные торгово-экономическим отношениям Синьцзян-Уйгурского автономного района с государствами Центральной Азии.
Большая часть работ, посвященных экономическим отношениям КНР с соседними странами в этом регионе, затрагивает проблемы двустороннего сотрудничества КНР и центральноазиатских стран, либо отдельные аспекты экономической политики Китая в регионе. Нам удалось найти лишь несколько работ, где Синьцзян-Уйгурский автономный район подробно рассматривается как субъект экономических отношений в Центральной Азии.
К.Л. Сыроежкин исследует китайско-казахстанские отношения с конца 1980-х гг. до настоящего времени и выявляет место в них Синьцзяна с одной стороны, как площадки для экономического проникновения китайских товаров в РК, с другой - как реципиента казахстанского сырья и материалов. Также автор анализирует политику Китая в Центральной Азии в целом и в отношении каждого государства региона в частности, отмечает бурный рост взаимного товарооборота, стабильное положительное сальдо торгового баланса между Синьцзяном и государствами Центральной Азии в пользу автономного района. Ученый рассматривает межгосударственные транспортные, энергетические и экономические проекты, без которых невыполнима задача дальнейшего опережающего развития СУАР.
С.В. Жуков и О.Б. Резникова при анализе отношений КНР и стран Центральной Азии в сфере экономики много внимания уделяют экономическим отношениям Синьцзян-Уйгурского автономного района с государствами региона. Авторы рассматривают общую экономическую обстановку Синьцзяна и сравнивают экономическое развитие СУАР и центральноазиатских стран, затрагивают проблемы экономического, торгового, инвестиционного, транспортного, топливно-энергетического взаимодействия стран региона с Китаем. Исследователи считают, что развитие сотрудничества в Центральной Азии выгодным для всех стран региона и делают вывод об образовании экономической агломерации «большая Центральная Азия» с центром в СУАР. Американский исследователь Р.Г. Тянь и также отводят Синьцзяну важную роль в региональном экономическом сотрудничестве в рамках «большой Центральной Азии».
Таким образом, можно отметить, что место Синьцзян-Уйгурского автономного района в торгово-экономической политике Китая в Центральной Азии почти не получило освещение в литературе. Исследователи отдают предпочтение изучению геоэкономических аспектов курса КНР в центральноазиатском направлении, либо анализируют экономические взаимоотношения Китая со странами региона только на межгосударственном уровне, не рассматривая отдельно роль Синьцзяна в них.
В целом, на сегодняшний день издано большое количество научных статей и очерков, сборников, монографий, охватывающих большой спектр проблем этой китайской провинции.
Различные аспекты внутреннего развития СУАР в 1978-1994 гг. освещены исследователями неравномерно. Комплексное политико-экономическое развитие Синьцзяна получило рассмотрение лишь в нескольких серьезных исследованиях, в которых достаточно подробно анализируется динамика политических и экономических процессов в регионе, но большая часть из них рассматривает только постсоветский период. Степень изученности разных аспектов развития СУАР неодинакова: общее состояние экономики, ее отраслевая структура и динамика, экономическая стратегия властей по развитию Синьцзяна отражены в литературе достаточно полно, в то время как политическая сфера региона получила меньшее освещение. Вопросы национальной политики в СУАР являются одними из наиболее изученных: исследователями затронуты теоретические и практические аспекты реализации национальной политики в Синьцзяне; сущность, причины и факторы развития межэтнических
конфликтов; противостояние китайского правительства уйгурскому национализму, сепаратизму, религиозному экстремизму и терроризму и т.д. Роль Синьцзян-Уйгурского автономного района в торгово-экономической политике Китая в Центральной Азии почти получило небольшое рассмотрение в литературе. Существует диспропорция и в изучении отдельных временных промежутков - период с середины1980-х до середины 1990-х гг. практически не исследован. Это определило выбор предмета исследования, цели и задач магистерской диссертации.
Целью работы является реконструкция и комплексный анализ политического и экономического развития СУАР в 1978-1994 гг.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть нормативно-правовую базу системы управления Синьцзян-Уйгурского автономного района;
2) Выявить особенности системы управления Синьцзяна;
3) Проанализировать структуру и кадровый состав партийного комитета КПК СУАР и определить его роль во внедрении и реализации стратегий экономического развития региона;
4) Рассмотреть ход и основные результаты экономического развития Синьцзяна;
5) Проанализировать политику открытия Синьцзяна, ее роль в развитии региона.
Хронологические рамки. Нижней хронологической границей является 1978 г. - назначение первым секретарем партийного комитета КПК СУАР Ван Фэна (1978-1981 гг.), который начал проводить в регионе политику «реформ и открытости». Данная программа преобразований была продолжена его преемниками - Ван Эньмао (1981-1985 гг.) и Сун Ханьляном (1985-1994 гг.). Верхней хронологической границей является 1994 г., когда истекли полномочия Сун Ханьляна, окончательно осуществившего переход к «реформе и открытости» в СУАР. Необходимо отметить, что в ряде случаев объяснение исторических предпосылок изучаемых явлений и малое 14
количество статистических данных по избранному периоду вызвали потребность выйти за хронологические рамки исследования.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР.
Методологической основой диссертационного исследования является положение теории исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса о социальной «революции сверху». Под «революцией сверху» понимаются радикальные общественно-экономические преобразования при сохранении прежних политических институтов и режимов. Данное явление является изменением реформистского типа, так как инициировано правящими верхами и не меняет политическую систему, но в то же время осуществляет программу революции и коренным образом меняет социально¬экономический уклад. Задача «революции сверху» заключается в создании условий для развития экономических сил, а конечной целью преобразований становится упрочение или спасение существующего строя, его приспособление к меняющимся условиям, предотвращение социального взрыва «снизу».
К моменту смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. Китай находился в состоянии глубокого кризиса, охватившего все сферы жизни общества. После непродолжительной борьбы между политическими группами к власти пришла фракция Дэн Сяопина, противники политики «культурной революции». Вскоре началось осуществление курса «реформ и открытости», изменениям подверглись все общественные институты. Хотя преобразования затронули и политическую сферу, изменений государственного строя не произошло, более того, сторонники демократических перемен в руководстве страны лишались своих постов. КПК до сих пор обладает монополией на власть в Китае. Таким образом, можно говорить о проведении «революции сверху» в КНР, и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе в частности, в изучаемый период.
Методология исторического материализма опирается диалектический, материалистический и исторический принципы познания.
Принцип материализма исходит из признания первичности материальной жизни общества - общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Таким образом, общественное развитие и его закономерности задаются материальными условиями жизни людей.
Под принципом диалектики понимается рассмотрение объективной реальности как целостного единства составляющих ее и подчиненных одним общим законам элементов (экономики, политики, социальной сферы, культуры и т.д.). В соответствии с этим принципом политические процессы, протекавшие в Синьцзяне в изучаемый период, рассматриваются в неразрывной связи с процессами, происходившими в экономической и социальной подсистемах. Из всех перечисленных подсистем наиболее тесные связи политика имеет с экономикой, экономика выступает в качестве ведущего фактора, оказывающего решающее воздействие на политическую сферу. Однако диалектика отношений экономики и политики проявляется и в обратном влиянии, оказываемом политической надстройкой на экономический базис. Данное явление является одним из неотъемлемых составляющих «революции сверху».
Исторический принцип предполагает объяснение явлений и процессов через исследование их исторической эволюции. Изменения, происходившие в политике и экономике СУАР в 1978-1994 гг., анализируются не только в их наличном состоянии, но и в их историческом развитии.
Осмысление и обработка конкретных фактов потребовали применения историко-генетического, сравнительно-исторического, системного методов исследования.
Историко-генетический метод позволяет раскрыть эволюцию подходов властей СУАР как к проблеме экономического развития региона в целом, так и в отношении отдельных секторов экономики, выявить основные факторы, этому способствовавшие.
Сравнительно-исторический метод дал возможность выявить общие и особенные черты в экономической стратегии каждого из партийных секретарей Синьцзяна в 1978-1994 гг., рассмотреть динамику развития основных отраслей экономики автономного района.
Системный метод исходит из понимания экономической политики местных властей в СУАР как системы, состоящей из взаимосвязанных элементов: системы управления автономного района, государственной
экономической политики, экономической политики синьцзянского руководства, основных отраслей экономики региона, и позволяет проанализировать взаимодействие между ними.
Источниковая база исследования. Источники, использованные при написании диссертации, можно разделить на следующие группы: нормативные акты, документы государственных органов управления, Коммунистической партии Китая, статистические материалы.
Нормативные источники позволяют проанализировать
законодательную базу системы управления Синьцзян -Уйгурского
автономного района и определить сущность института национально-территориальной автономии в КНР. К ним относятся Конституция Китайской Народной Республики 1982 г., Закон КНР о районной национальной
автономии 1984 г. и другие законодательные акты.
Группу документов государственных органов управления можно разделить по признаку принадлежности на материалы центральных государственных органов КНР и правительства СУАР.
К первым принадлежат официальные издания пресс-канцелярии Госсовета КНР - «белые книги» («История и развитие Синьцзяна», «Истории и развития Синьцзянского производственно-строительного корпуса»). Эти источники разъясняют эволюцию официальной позиции китайского руководства по вопросам социально-экономического развития Синьцзян- Уйгурского автономного района и содержат большое количество фактического материала.
Сюда же можно отнести созданный Министерством гражданской администрации КНР сайт «Сеть административного деления (районная сеть географических названий)» (http://www.xzqh.org/html), содержащий полную информацию об административно-территориальном устройстве Китая.
Вторая группа представлена описательными материалами
Синьцзянского комитета по составлению региональных хроник, подчиненному Народному правительству автономного района. Хроники по истории включают богатый фактический и статистический материал по истории экономики Синьцзяна.
Документы Коммунистической партии Китая представлены
внутренними документами и информационными материалами.
К внутренним партийным документам относится Устав Коммунистической партии Китая, который позволяет выявить место синьцзянского парткома КПК в региональной системе управления.
Большую ценность представляют информационные материалы, размещенные на облачном хранилище данных «360doc» (www.360doc.cn/), которые содержат большое количество материала по истории и политике КПК в Синьцзяне.
Статистические материалы, представленные национальными органами статистики, дают возможность проанализировать динамику экономических и социальных аспектов развития Синьцзян-Уйгурского автономного района, создать целостную картину развития региона. В эту группу источников входят бюллетени Статистического бюро Синьцзян-Уйгурского автономного округа.
Представленные источники с различных позиций позволяют оценить процессы, происходящие в Синьцзяне в рассматриваемый период, поэтому их использование дает возможность поставленные в диссертационном исследовании задачи.
Апробация результатов исследования.
Отдельные положения диссертационного исследования были представлены на VI региональной молодежной конференции «Мой выбор - наука!» (Барнаул, АлтГУ, 25 апреля 2019 г.).
В конце 1970-х гг. Китай вступил в новый этап своего развития. Новое политическое руководство КНР провозгласило курс на «реформы и открытость», реализация которого повлекла за собой политические и экономические преобразования на местах. В СУАР, окраинном западном регионе, населенном преимущественно тюркскими мусульманскими народами, эти изменения имели свою специфику.
В основе системы управления в Синьцзяне лежит механизм национально-территориальной автономии. Данный институт имеет только административный характер, не давая уйгурам и другим национальным меньшинствам региона прав на самоопределение, предполагает осуществление автономии на нескольких уровнях, предоставляя самоуправление неуйгурским меньшинствам внутри уйгурской автономии. Таким образом властям удается ограничить возможности территориальных притязаний со стороны уйгуров и сохранять территориальную целостность Китая.
Вместе с тем, экономические права и льготы, данные автономным районам достаточно велики. В условиях реформы, осуществлявшей достижение экономического роста за счет развития прибрежных провинций, это позволило Синьцзяну, находящемуся на периферии КНР, не превратиться полностью в сырьевой придаток восточного Китая и получить дополнительные возможности экономического развития.
Уникальной особенностью СУАР является наличие в системе местной власти института, не заявленного Конституцией - Синьцзянского производственно-строительного корпуса. СПСК занимает значительную часть территории Синьцзян-Уйгурского автономного района подчинен напрямую центральному руководству КНР, имеет собственные административные, юридические, экономические и военные органов, что выводит эти области из-под юрисдикции гражданских властей Синьцзяна. Таким образом, внутри одной административно-территориальной единицы 70
действуют две практически независимые друг от друга властные структуры. В то же время оба эти властных института в действительности находятся под контролем КПК, что предотвращает конфликт юрисдикций между ними и создает условия для успешной реализации политики центральных властей в Синьцзяне. На протяжении значительного времени именно Корпус был флагманом экономического развития СУАР.
В Синьцзяне, как впрочем и во всем Китае, контролирующей силой всех политических институтов является Коммунистическая партия. Высшая власть в регионе принадлежит провинциальному партийному комитету КПК. Его главы в период 1978-1994 г. занимали сразу несколько ключевых руководящих должностей: в партии, армии и Синьцзянском
производственно-строительном корпусе, сосредоточив в своих руках гражданскую и военную власть в регионе.
Кадровые назначения в парткоме КПК в Синьцзяне в изучаемый период шли в русле общегосударственной политики страны, заключавшейся в увеличении числа представителей национальных меньшинств в местных органах власти, включении в руководящие органы реабилитированных кадровых работников старшего поколения для подавления «левых» элементов, реализации курса на омоложение и повышение образовательного уровня кадрового корпуса. К региональным особенностям кадровых преобразований в синьцзянском комитете КПК можно отнести доминирование ханьцев на ключевых партийных должностях, которое остается неизменным при любых кадровых перестановках, более длительный, по сравнению с ханьцами, срок пребывания в парткоме представителей национальных меньшинств, постоянно сохраняющееся присутствие военных.
Роль регионального парткома и его главы во внедрении и реализации политики экономического развития региона Синьцзяна чрезвычайно высока. Речь идет не только о приспособлении разработанного центром курса к местным условиям, но и о привлечении к реформам местной бюрократии и 71
политической элиты, учете общественных настроений, способности использовать возможности «реформы и открытости» и быстро реагировать на происходящие изменения.
Период 1978-1994 гг. показывает различные примеры партийных секретарей, в той или иной степени обладающих либо не обладающих названными качествами. Ван Фэн вывел сельское хозяйство СУАР из длительного застоя, не сумел заручиться поддержкой региональной, подвергался критике со стороны общественности и в итоге не смог справиться со всплеском межэтнической напряженности. Ван Эньмао, заручившись поддержкой общества и стабилизировав обстановку в Синьцзяне, в экономике только продолжал курс, начатый его предшественником. Их усилиями экономику автономного района удалось вывести из кризиса, порожденного «культурной революцией», однако она продолжала развиваться по прежней модели с преобладанием сельского хозяйства и добывающего сектора.
Сун Ханьлян смог в полной мере использовать возможности геополитического положения Синьцзяна, его ресурсного потенциала и политики «открытости» и преодолеть сырьевой характер региональной экономики. За период его пребывания на посту партийного секретаря была выработана новая модель экономического развития СУАР, предусматривающая товарность в сельском хозяйстве, развитие добывающей, легкой и текстильной промышленности, выход на зарубежные рынки прежде всего Центральной Азии. В результате осуществления политики «открытия» стал возможен экономический рост Синьцзяна за счет использования своих ближайших соседей как рынок сбыта для своих товаров и одновременно источник средств производства. Однако Сун Ханьян оказался не готов к тому, что интеграция с Центральной Азией приведет к усилению сепаратистских и пантюркистских настроений.
И все же, несмотря на существующие проблемы, за период 1978-1994 г. Синьцзян сделал большой экономический рывок вперед, и превратился в промышленно развитый регион с товарным сельским хозяйством.
В основе системы управления в Синьцзяне лежит механизм национально-территориальной автономии. Данный институт имеет только административный характер, не давая уйгурам и другим национальным меньшинствам региона прав на самоопределение, предполагает осуществление автономии на нескольких уровнях, предоставляя самоуправление неуйгурским меньшинствам внутри уйгурской автономии. Таким образом властям удается ограничить возможности территориальных притязаний со стороны уйгуров и сохранять территориальную целостность Китая.
Вместе с тем, экономические права и льготы, данные автономным районам достаточно велики. В условиях реформы, осуществлявшей достижение экономического роста за счет развития прибрежных провинций, это позволило Синьцзяну, находящемуся на периферии КНР, не превратиться полностью в сырьевой придаток восточного Китая и получить дополнительные возможности экономического развития.
Уникальной особенностью СУАР является наличие в системе местной власти института, не заявленного Конституцией - Синьцзянского производственно-строительного корпуса. СПСК занимает значительную часть территории Синьцзян-Уйгурского автономного района подчинен напрямую центральному руководству КНР, имеет собственные административные, юридические, экономические и военные органов, что выводит эти области из-под юрисдикции гражданских властей Синьцзяна. Таким образом, внутри одной административно-территориальной единицы 70
действуют две практически независимые друг от друга властные структуры. В то же время оба эти властных института в действительности находятся под контролем КПК, что предотвращает конфликт юрисдикций между ними и создает условия для успешной реализации политики центральных властей в Синьцзяне. На протяжении значительного времени именно Корпус был флагманом экономического развития СУАР.
В Синьцзяне, как впрочем и во всем Китае, контролирующей силой всех политических институтов является Коммунистическая партия. Высшая власть в регионе принадлежит провинциальному партийному комитету КПК. Его главы в период 1978-1994 г. занимали сразу несколько ключевых руководящих должностей: в партии, армии и Синьцзянском
производственно-строительном корпусе, сосредоточив в своих руках гражданскую и военную власть в регионе.
Кадровые назначения в парткоме КПК в Синьцзяне в изучаемый период шли в русле общегосударственной политики страны, заключавшейся в увеличении числа представителей национальных меньшинств в местных органах власти, включении в руководящие органы реабилитированных кадровых работников старшего поколения для подавления «левых» элементов, реализации курса на омоложение и повышение образовательного уровня кадрового корпуса. К региональным особенностям кадровых преобразований в синьцзянском комитете КПК можно отнести доминирование ханьцев на ключевых партийных должностях, которое остается неизменным при любых кадровых перестановках, более длительный, по сравнению с ханьцами, срок пребывания в парткоме представителей национальных меньшинств, постоянно сохраняющееся присутствие военных.
Роль регионального парткома и его главы во внедрении и реализации политики экономического развития региона Синьцзяна чрезвычайно высока. Речь идет не только о приспособлении разработанного центром курса к местным условиям, но и о привлечении к реформам местной бюрократии и 71
политической элиты, учете общественных настроений, способности использовать возможности «реформы и открытости» и быстро реагировать на происходящие изменения.
Период 1978-1994 гг. показывает различные примеры партийных секретарей, в той или иной степени обладающих либо не обладающих названными качествами. Ван Фэн вывел сельское хозяйство СУАР из длительного застоя, не сумел заручиться поддержкой региональной, подвергался критике со стороны общественности и в итоге не смог справиться со всплеском межэтнической напряженности. Ван Эньмао, заручившись поддержкой общества и стабилизировав обстановку в Синьцзяне, в экономике только продолжал курс, начатый его предшественником. Их усилиями экономику автономного района удалось вывести из кризиса, порожденного «культурной революцией», однако она продолжала развиваться по прежней модели с преобладанием сельского хозяйства и добывающего сектора.
Сун Ханьлян смог в полной мере использовать возможности геополитического положения Синьцзяна, его ресурсного потенциала и политики «открытости» и преодолеть сырьевой характер региональной экономики. За период его пребывания на посту партийного секретаря была выработана новая модель экономического развития СУАР, предусматривающая товарность в сельском хозяйстве, развитие добывающей, легкой и текстильной промышленности, выход на зарубежные рынки прежде всего Центральной Азии. В результате осуществления политики «открытия» стал возможен экономический рост Синьцзяна за счет использования своих ближайших соседей как рынок сбыта для своих товаров и одновременно источник средств производства. Однако Сун Ханьян оказался не готов к тому, что интеграция с Центральной Азией приведет к усилению сепаратистских и пантюркистских настроений.
И все же, несмотря на существующие проблемы, за период 1978-1994 г. Синьцзян сделал большой экономический рывок вперед, и превратился в промышленно развитый регион с товарным сельским хозяйством.
Подобные работы
- Особенности внутриполитического развития Синьцзяна в 30-40 гг. XX в
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - РОЛЬ СИНЬЦЗЯНСКОГО ПРОИЗВОДСТВЕННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОРПУСА В РАЗВИТИИ СИНЬЦЗЯНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В.
Главы к дипломным работам, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





