Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Национальная политика Китайской Народной Республики в отношении Синьцзян-Уйгурского автономного района на рубеже ХХ -ХХ1 вв.

Работа №89306

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы109 с.
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ 17
1.1. История становления национальной политики Китая 17
1.2. Важность национального вопроса в политике Китая и причины его
развития 37
1.3. Национальная районная автономия как механизм регулирования
национальных отношений КНР 45
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА КНР В ОТНОШЕНИИ
СИНЬЦЗЯН -УЙГУРСКОГО АВТОНОМНОГО РАЙОНА 53
2.1. Экономическое, социальное и культурное описание Синьцзян -
Уйгурского Автономного Района и его этнический состав 53
2.2. Политика КПК в отношении Синьцзян - Уйгурского Автономного
Района. 67
2.3. Важность Синьцзян Уйгурского Автономного Района для Китайской
Народной Республики и его развитие в рамках проекта «Экономический пояс
Шёлкового пути» 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96


Актуальность диссертационной работы. На внутреннюю политику любого многонационального государства, на его развитие и стабильность влияет национальный фактор. В нынешнем глобализационном мире национальная политика, особенно та, что применима к национальным меньшинствам постепенно становится важной проблемой для многонациональных государств.
Китайская Народная Республика является одной из самых крупных и быстро развивающихся стран мира, которая занимает одну из лидирующих позиций по численности населения и его национального состава. На сегодняшний день на территории Китайской Народной Республики проживает 56 национальностей. Не смотря на то что титульная нация - ханьцы составляют основную массу населения (около 92%), оставшиеся национальности лишь формально считаются национальными меньшинствами так как численность некоторых из них превышает миллион, а территория, которую они занимают, составляет 2/3 всей территории государства. Политика государства по отношению к этим национальным меньшинствам складывалась более двух тысячелетий и состояла из принципов, которые появились в социалистический период. Впервые полиэтничность страны была введена во времена правления династии Тан (618-907 гг.).
Правительство КНР официально руководствовалось опытом СССР, который состоял из следующих принципов партийной политики по отношению к национальным меньшинствам: равенство национальностей, создание автономных районов, экономическое и культурное развитие районов, улучшение уровня образования и национальных кадров, сохранность языка. Однако следует отметить, что основа национальной концепции всегда была в том чтобы уверить всех что Китай издавна складывается как «единое многонациональное государство».
Актуальность исследования вопросов национальной политики Китая также представляется в виде фактора который влияет на безопасность государства и сопредельных стран. Несмотря на рост экономики и изменении социально-экономических показателей населения, межэтническая обстановка в Синьцзяне серьезно обострена. В развивающемся и интегрирующимся мире стабильность государства и его развития влияет в той или иной степени на всю мировую арену. А Китай, как нам известно, играет на этой арене не второстепенную, а одну из главных ролей.
Для Китайской Народной Республики национальный фактор является определяющим основу внутренней ситуации в стране. Это определяет актуальность исследования национальной политики КНР для китайских ученых и исследователей. В национальной политике правительства КНР осуществляется модель «китаезации» национальных меньшинств и построения единого сплоченного государства. «Китайское явление» межэтнической национальной политики, которое по количеству и последовательности делится на политические, идеологические и
административные системы в мировой истории, нигде не встречалось. Правительственная позиция Китая содержит заключение, что внутренняя политика не должна испытывать воздействия извне, а права человека всегда стоят выше суверенитета страны. Анализ национальных проблем и национальной политики Китая в целом дает представление об одной из возможностей решения межэтнических проблем на примере многонационального государства.
Объектом исследования стала национальная политика Китая в Синьцзян Уйгурском автономном районе, а также межэтнические конфликты на данной территории.
Предметом исследования является национальная политика Китайской Народной Республики в отношении малочисленных народов. Также было исследовано экономическое, социальное и культурное развитие СУАР и был проведен анализ основных проблем и конфликтов между этносами.
Степень разработанности проблемы изучением проблемы, рассматриваемой в диссертационной работе, занимаются отечественные и зарубежные ученые. Здесь следует сказать что после распада СССР и образованием новых независимых государств полных исследований об этой проблематике не так много.
Историографию поставленного вопроса можно разделить на две категории 1) российская и 2) зарубежная.
При исследовании вопроса, поставленного в диссертационной работе, мы можем отметить вклад в изучении политики КНР, а также вопросов связанных с развитием и проблематикой Синьцзяна К. Л. Сыроежкина. Его труды такие как «Мифы и реальность этнического сепаратизма в Китае и безопасность Центральной Азии», «Эволюция формирования в основное содержание концепции национальной политики КПК» были одними из первых трудов в которых поднимался вопрос о взаимоотношениях национальностей Китая и рассматривался вопрос о их влиянии на социально - экономические процессы соседних государств. Также были приведены полезные материалы об этнической ситуации в Синьцзяне и об национальной политики государства и его применения по отношению к национальным меньшинствам 1.
Особое внимание было уделено исследованиям К.Султанова «Реформы в Казахстане и Китае: Особенности. Сходства. Различия. Успехи. Проблемы» и К.Султанов и С.Бакбергенова «Пробуждение гиганта: очерки о китайских реформах : монография». Потому что К.Султанов был свидетелем всех проишествий, когда исполнял обязанности Чрезвычайного и Полномочного Посла Казахстана в КНР. В указанных работах был проведен анализ проводимых в КНР реформ, были выявлены сильные и слабые стороны реформ, а также были итоги проведения этих реформ. Также автор в своих трудах описывает демографическую ситуацию в Китае, дает обзор на
1 Сыроежкин К. Л. Мифы и реальность этнического сепаратизма в Китае и безопасность Центральной Азии Алматы : «Дайк-Пресс», 2003.
численность населения СУАР, что позволило нам выявить динамику роста населения за счет проводимой национальной политики руководства КНР .
В трудах китаеведа Казахстана К. Хафизовы содержаться исследования социального, экономического и культурного развития Китая. После анализа трудов этого автора в диссертационной работе нашли отражения материалы по общему развитию экономики Китая что позволило определить роль СУАР в сфере этой политики государства и обозначить значимость стабильности в этом регионе .
М. С. Ашимбаев в своем труде «Политика КНР на современном этапе: реалии и перспективы» уделил внимание вопросам общего развития КНР, рассмотрел вопрос по политике «Освоения Запада». Это политика направлена на то чтобы избавиться от отставании национальных автономных районов от центральных и прибрежных районов государства в экономическом, социальном и культурном аспекте. В этот период основная политика была направлена на улучшение экономики районов с помощью инвестиций из центральных районов, углубления рыночных реформ, а также привлечение западных районов во внешнеэкономические взаимоотношение с другими государствами. Здесь роль СУАР во внешней экономической политике КНР обуславливается ее территориальным расположением, на что автор и обращает внимание при изучении этого вопроса .
Также при изучении национальной политики КНР были рассмотрены и теоретические аспекты ее содержания. Одним из таких трудов можно считать работу автора А.А.Москалева «Теоретическая база национальной политики КНР 1949-1999 гг.». В данном труде автор разделяет развитие национальной политики на три периода. Как отмечают многие ученые, путь развития, по которому прошла национальная политика Китая можно разделить на несколько периодов. Первым периодом ученые отмечают время до образования КНР. Некоторые авторы отмечают, что первый этап политики государства по вопросам национального определения характеризовался поощрением и развитием автономий. Второй период с 1949 г. по 1959 г. был этапом организации национального строительств, создание национальных автономий. В 1952 г. был принят план по осуществлению автономии на национальных территориях». Это был первый документ, который регулировал национальную политику государства. В документе говорилось о равенстве и единстве всех народов Китая, организации самоуправляемых национальных районов. По нению автора период с 1957 года по 1976 г. является этапом «деструкции». Можно сказать что на этом этапе национальное строительство было полностью разрушено. Была объявлена политика «уничтожения четырех пережитков». К ним относились «традиции», «культура», «привычки», «идеи» старого наследия. Здесь следует отметить что под удар этой политики в большинстве попали национальные меньшинства которые как раз и были приверженцами старого уклона. С 1976 г. после смерти Мао и концом Культурной революции наступает период устойчивого развития и восстановления. Здесь государство возвращается к концепциям 50-х годов о равенстве всех народов, единстве и стремлению к общему процветанию всего государства. Автор также исследует вопросы связанные с национальными автономными районами. Он отмечает что, не смотря на недостатки, политика национальной районной автономии является основным механизмом регулирования национального вопроса и сохранения территориальной целостности государства .
Также нами были изучены вопросы равенства национальностей в экономической, социальной и культурно-религиозной сфере государства. Здесь следует отметить что для примера был взят Синьцзян Уйгурский автономный район, в котором происходят национальные конфликты в связи с проводимой государством национальной политики и их последствий.
А. П. Алексеенко в своем труде «Конституционное правовое положение мусульман КНР», подчеркивая то, что Синьцзян является очень чувствительным пограничным районом, рассматривает политику государства касательно свободы вероисповедания среди мусульманского населения, основу которых составляют национальные меньшинства. Однако следует отметить что национальные меньшинства имеют эти права только в формате «де-юре», но на практике все обстоит совсем по-другому. В связи с распространением сепартистических настроений в этом районе государство видя угрозу в представителях национальных меньшинств исповедующих ислам начало проводить политику по ограничению влияния религиозного фактора на народности. Свою политику Китайское руководство объясняет со стороны как достижение цели построения «единого государства» .
В своих трудах Е.М. Бабосов отмечает, что в нынешних условиях необходимо конструктивная этнонациональная политика. В составе этой политики должно быть обеспечение равноправия всех этносов во всех сферах государства, пеализация и защита прававого статуса национальных меньшинств, который нужен м для их экономиеского, социального и культурного благополучия .
Также во время исследование нам была интересна работа А.Н.Бернштама «Очерки древней и средневековой истории уйгурского народа». Автор в своем исследовании утверждает что уйгуры Синьцзяня автохтонны. Он пытается доказать в своих работах что уйгуры с давних времен жили в районах Центральной Азии и Восточного Туркестана. Автохтоннось уйгуров является одной из причин конфликтов в Синьцзяне так, как уйгуры стремятся построит свое независимое государство. С этой точки зрения национальная политика государства направленная на сохранение целостности государства является очень важной .
Ученый А.А.Розибакиев который также занимался исследованием уйгуров, выступает против их самоопределения. Здесь следует отметить, что автор понимал что к власти стремятся только «верхушки» уйгурского народа. Однако им все же была выдвинута идея создания уйгурского национального округа, но она не нашла понимания у руководства партии. Автор работал по вопросам национального и культурного строительства уйгуров.
В работах Вокресенского А.Д. исследуется как историческое так и современное развитие Китая, этнический вопрос во взаимоотношениях Китая со странами Центральной Азии а также взаимоотношения между Россией и КНР .
Нами также были изучены труды западных исследователей. Одним из них является Д. Горовиц. В своем труде под названием «Конфликты этнических групп» он рассмотрел в сравнительном виде конфликты политических и этнических групп. Также он предоставляет теории этнических конфликтов. В ней он определяет значимость лояльного отношения группе и межгрупповыми сравнениями. Между группами (возьмем в нашем случае титульную нацию - хань и национальные меньшинства) когда они взаимодействуют проглядывается некая
возвышенность к своей группе и дискриминация по отношению к другой. Прочитав труд автора мы смогли увидит схожесть этой теории с практикой среди народностей Китая, что позволило нам понять дальнейшее развитие национальной политики КНР .
Американский политолог С.Хантингтон рассмтаривал этнические конфликты в сфере культурно-конфессионалных и цивилизационных аспектах. По мнению ученого будущие воины будут вести не странами а между культурами. Также автор утверждал, что исламский экстремизм станет одной из самых больших проблем обеспечения безопасности в мире. Рассматривая сепаратистические настроения в СУАР можно сказать что они действительно происходят на основе экономического и культурного неравенства между этническими группами. Хантингтон также утверждал что появиться «китайско-исламская» связь, в которой Китай тесно сотрудничает чо странами Иран и Пакистан. По мнению автора это будет сделано для расширения международной позиции, которую КНР занимает в мире .
Также особый вклад в исследование Синьцзяна вложил английский исследователь Дж. Руделсон. Он провел несколько лет в этом районе и полагает, что территории от Кашкара и до города Куча исторически тяготеют к Западному Туркестану. В его журнале выходящим один раз в неделю «Аналитика центральной Азии» очень много статей посвященных вопросам Синьцян Уйгурского автономного района .
Диллона М. в своем труде, опубликованном в 2009 г. «Синьцзян: мусульманский северо-запад Китая» рассказывает о стратегическом и экономическом значении СУАР на международной арене. Автор представляет полный обзор Синьцзяна, рассматривает общество, экономику, историю и политическую и религиозную оппозицию уйгуров к КПК .
Нами также были проанализированы труды китайских исследователей. Здесь можно отметить китайского ученого Ма Дачженя который занимался исследованием проблем сохранения стабильности Синьцзян Уйгурского автономного района . В своих работах автор проводит общий анализ национального состава государства, рассматривает вопросы относительно сплоченности национальностей и стабильности Синьцзян-Уйгурского автономного района.
В исследованиях ученого У Фухуана были описаны исторические события происходившие на территории СУАР а также его развитие в религиозной, национальной и экономической сферах. Также автор рассматривает взаимоотношения района с другими государствами и его роль для Китая в целом .
В работе «Национально-территориальная автономия Синьцзяна и социальная стабильность» Ван Вэньхэня проведен анализ социальной стабильности и рассмотрено национальная политика государства как фактор который влияет на нее .
В работах китайского исследователя Ван Лисиана были предложенные демократические рекомендации по развитию Китая и рассматривались роли национальных меньшинств в национальной политике и автономных регионах Китая. Главными работами ученого были «Мой далекий Восток» и «Восточный Туркестан». За сбор материалов автор даже был заключен в тюрьму в 1999 г. В это время он познакомился с представителем интелегенции, уйгуром Мохтаром. Ван Лисиан в своих работах рассмтаривает ханьский национализм с точки зрения коланизирования этого региона.
В монографии автора «Национальные очерки Китайской Народной Республики» сделан разбор проводимой государством национальной политики, также были представлены материалы по национальным меньшинствам. В своем труде автор рассмотрел материалы со «социалогической точки зрения», а таже были отмечены достижения по политике укрепления национальной целостности.
Китайский исследователь Ван Тиеджи в своей работе «Путь и исторические особенности национальной политики КНР» исследует разитие национальной политики Китая после оброзавания Китайской Народной Республики и осуществляет сравнительный анализ национальных особенностей с древним Китаем. Сделанные автором исследования доказали что благодаря национальной политике проводимой гсосударством по отношению к национальным меньшинствам не дает им возможности на самаидентичност в сфере традиционных особенностей народов. Это главным образом характеризуется политикой государства которая направлена на построение единого государства.
Гуан Ианпо в работе «Особенности распределения китайских национальных меньшинств» рассматривает особенности по распределению национальных меньшинств на территории Китая после 1949 г. Также автор делает акцент на особенности и причины политики КНР, проводимой в районах национальных меньшинств.
В 1990-х годах после того как на территории Центральной Азии оявились независимые государства руководства Китая стремилось контролировать исследования связанные с уйгурами и оказывать влияние на ученых при написании таких работ с целью того что материалы не расходились с идеологией государства. В то время подобных взглядов придерживались многие исследователи в том числе и такие как например Фэн Цзяншен, Су Бэйхай, Чен Суло, Гу Бао, Дуань Лянцин. Всех этих ученых объединяло то что во всем исследованиях они утверждали что уйгуры не коренные жители Синьцзяна, а китайское влияние на территории Синьцзяна имеет очень длинную историю. Однако взгляды на этот вопрос уйгурских исследоателей сильно отличаеться. По их мнению Синьцзян всегда был родиной уйгуров .
В противовес этому уйгурские исследователи настаивают на том что Синьцзян издавно считаеться их родиной и должна быть независима от Китайского правительства. К таким авторам можно отнести Алмаса Т. После выпуска своего труда под названием «Уйгуры», в котором он систематизировал этот подход, все книги этого тиража были уничтожены, а автор провел всю оставшуюся жизнь под домашним арестом .
Проведенный нами анализ историографии позволяет сделать следующие выводы:
1. В российской историографии нет полного комплексного описания и анализа национальной политики КНР в Синьцзян Уйгурском автономном районе за весь период его включение в состав Китая;
2. Большая часть исследователей, которые изучают вопросы межэтнических отношений, концентрируют свое внимание на политическом дискурсе диаспор, при этом не в полной мере раскрывают принципы которыми руководствуется китайское правительство при осуществлении своей национальной политики;
3. Публикации периодической печати и Интернет ресурсов основаны на односторонней информации, которая предоставляется диаспорами, поэтому данные публикации не могут рассматриваться нами как достоверные источники в полной мере.
4. Главным недостатком материалов по проблемам межэтнических отношений и национальной политики является то что источники использованные какой-либо одной стороной не берет во внимание мнение противоположенной, что приводит к необъективности в освещении проблем. Здесь следует отметить что необходимо использовать все источники как китайские так и широкий спектр отечественных и зарубежных наук;
5. Общая оценка имеющихся исследований по проблематике национальной политики КНР является причиной для необходимости исследований в данном направлении с опорой на объективный анализ всех источников по теме исследования.
Источники исследования в ходе работы над исследованием были разделены на следующие группы.
1. Нормативно-правовые акты, которые регламентируют и регулируют вопросы национальной политики и взаимоотношений национальностей проживающих на территории государства в целом. Конституции КНР 1982 г., Закон о национальной районной автономии 1984 г., Белые книги («Национальная политика Китая и совместное процветание и развитие всех национальностей», «О национальных меньшинствах»)
2. Официальные документы, политическая публицистика официальные публикации Государственного Совета КНР, официальные документы а также документы по национальной политике КНР, Государственные решения, документы различных съездов, пленумов ЦК КПК, документы по кадровой политике государства в районах национальных меньшинств
3. Статистические источники предоставлены справочными и информационными изданиями в которых отражается статистика общего развития Синьцзяна, его этнического состава и данных которые в той или иной мере позволяют сделать выводы об итогах национальной политики государства.
4. К следующей группе источников мы отнесли материалы, публикуемые в периодической печати, средствах массовой информации, в том числе на телевидении и в Интернете. К периодическим материалам мы отнесли материалы публикуемые в таких журналах как «Саясат», «Континент», «Азия и Африка сегодня», «Проблемы Дальнего Востока» и в источниках на китайском языке например газет «Жэньминь жибао», «Гуанмин жибао», журналы «Чжунго шаошу миньцзу», «Миньцзу яньцзю», «Миньцзу туаньцзе», «Чжунгун яньцзю».
Целью исследования является в рамках проводимой государством национальной политики на примере Синьцзян Уйгурского автономного района описать политику государства и возможности его развития в решении национальных проблем. Для достижения поставленной цели нами были поставлен следующие задачи:
1. проанализировать формирование национальных принципов при реализации национальной политики и рассмотреть влияние национальных факторов на формирование национальной политики в Китае;
2. Рассмотреть правовые основы национальной политики в Китае, а также принятую в 1984 г. «Закона о национальных районных автономиях»;
3. Рассмотреть развитие СУАР в качестве автономного района;
4. изучить экономическую политику проводимую государством в национальных районах;
5. рассмотреть характеристики ханской национальной
идентичности а также взаимоотношений с другими национальностями;
6. проанализировать особенности и проблемы национальных меньшинств в Китае.
7. Определить роль СУАР в политике государства.
Территориальные рамки изучаемого вопроса исследования обусловливаются территории занимаемой Синьцзян - Уйгурским автономным районом Китайской Народной Республики.
Хронологические рамки исследования начинаются с середины ХХ века, то есть с образования Китайской Народной Республики в 1949 г. и до начала ХХ1 века. Для полного описания и изучения проблемы рассмотрены и моменты не входящие в эти временные рамки.
Методологию исследования, с точки научного познания, можем разделит на три уровня - частный, общенаучный и философский. С философской точки зрения в исследовательской работе производился анализ процессов, которые имели место быть в Синьцзяне, основываясь на теорию модернизации. При написании работы применялись методы исторической науки и теории международных отношений. Исторический анализ позволяет нам определить основу возникающих вопросов а также будущее развитие региона. Сравнительно-исторический метод помог определить различия в применяемых стратегиях развития СУАР. Для определения роли СУАР в экономической и политической сфере государства использовались системный, исторический, структурно-функциональные подходы. Также использовалась методика исследования политических, статистических и социологических данных. Вместе с вышеперечисленными методами при изучении проблемы был использован и политический анализ.
Также при изучении проблемы были использованы методы социологических наук, такие как интервью и наблюдение.
Научная новизна проведенного исследования заключается в комплексном рассмотрении национальной политики КНР, определении роли Синьцзян уйгурского автономного района во внешней и внутренней политике государства. Также в анализе внутренних и внешних факторов воздействия на национальную политику Китая через призму этнических конфликтов в Синьцзяне. Рассмотрение СУАР как ресурс поддержания баланса влияний суши, моря, западного и юго -восточного направления развития Китая и определении роли Синьцзян Уйгурского автономного района в политике государства «Экономический новый Шелковый путь».
Структура исследования диссертационная работа состоит из введения, 2 глав, объединяющих 6 параграфов, заключения, библиографического списка. В первой главе рассматривается история развития и становления национальной политики КНР, ее периодизация, особенности на каждом этапе развития. Также уделяется особое внимание важности национального вопроса и причины его развития. Анализируется роль национальной автономии как механизма регулирования национальных отношений в КНР. Следует отметить, что в этой главе также рассматривается законодательная база национальной политики, проводимой государством. Вторая глава включает в себя материалы об общем развитии Синьцзян Уйгурского автономного района в политическом, культурном и социальном аспектах, а также политики КПК в регионе, рассматривается роль СУАР в политике государства и развитие в проекте «Экономического пояса Шелкового пути».
В заключение содержаться итоги проведенной работы, выводы к которым автор пришел в ходе исследования поставленного вопроса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В одном из своих выступлений по национальным вопросам в КНР Цзян Цзэминь сделал сравнительную оценку национальной политике Китая. «Если посмотреть на несколько тысячелетий китайской истории, то можно увидит что национальная политика КНР самая хорошая. Сравнивая ее с другими странами нужно также отметить, что она самая успешная». Эта оценка рассматривает в первую очередь обстоятельства распада полиэтничных государств, на процесс которой в той или иной степени влияет фактор национальной политики. Вдобавок к этому следует также отметить роль конфликтов на национальной почве, которые тоже приводят к распаду государств. На самом деле правительство КНР вправду потратило много усилий на поиск путей улучшения национальных отношений в стране.
Китайская Народная Республика достигла немалых достижений по теоретической разработке национальной политики в стране. Здесь в первую очередь нужно отметить то, что Китай в теоретическом плане является многонациональным государством. Этот факт юридически зафиксирован в Конституции и исключает вопрос о КНР как о ханьском государстве, что в свою очередь создает условия для развития и формирования некой определенной базы межнациональных взаимоотношений. Также нужно сказать, что о дополнений в Конституции к этому вопросу о там что все национальности, проживающие на территории государства, являются участниками созидания китайского государства. Таким образом за каждой национальностью не только признается вклад в совместное дело, но и тем самым государство подтверждает ценность каждого народа как обладателя самобытного творческого начала, совместные усилия которых направлены на создание единой китайской государственности. Такой подход в национальной политике способствует улучшению взаимоотношений между национальностями.
Одним из главных достижений теоретических разработок в национальной политике можно считать определение объема национального вопроса, его важности, определение национального вопроса как стратегической проблемы Китая, которая способна повлиять на все государство.
Существование национальности определяет бессрочность
национального вопроса. Китайское руководство пришло к такому теоретическому выводу в процессе осуществления национальной политики и преодолении представлений о том что «национальный вопрос - это вопрос быстро решаемый».
Этноэкономика - теоретически разработанная экономическая политика, которая берет в расчет специфику национальных меньшинств и территории которые они населяют. Она способствует решению актуальных проблем экономического развития национальных меньшинств КНР.
Нужно также отметить что в Китае уже сформировалась основа относительно цельной и берущей в расчет китайскую специфику теории национального вопроса. Однако следует отметить что здесь тоже имеются свои недостатки, недоработки и дефекты в законодательстве касающейся сферы национального вопроса. Система районной национальной автономии нуждается в серьезных доработках. Принцип равенства, указанный в законодательстве государства, не всегда и не во всем соблюдается.
В целом национальная политика КНР сегодня гораздо лучше отвечает нуждам и требованиям политической практики, чем в сравнительном недавнем прошлом. Также она продолжает развиваться расширяться в своем аспекте.
Подводя общие итоги, можно сказать что национальная политика, которую Китай проводил со времен образования Китайской Народной Республики, в определенной степени успешна и результативна, не смотря на то что в ней присутствуют общеизвестные провалы и просчеты, связанные с периодам «Большого скачка» и «Культурной революции».
С начала 80-х годов правительство КНР осуществило давольно широкий ряд мероприятий для регулирования и стабилизации национальных взаимоотношений между этносами. К главным достижения в этой сфере можно отнести осуществление системы районной национальной автономии, определение значимости национального вопроса, создание законодательной системы, развитие образовательных систем, достижение в подготовке кадров и борьбы с неграматностью.
Если говорить о национальной политике по отношению к национальным меньшинствам которые проживают на территории Синьцзяня то следует отметить, что она изменилась. Раньше правительство государства старались ассимилировать уйгуров, то есть интегрировать их в китайское общество с помощью популяризации китайского языка, политики переселения кадров из центрального района, а сейчас на первый план ставится задача стирания религиозной идентичности. Ученые объясняют контроль за религиозной деятельностью населения в СУАР это позиция Пекина что религия помогает национальным меньшинствам сохранять и передавать следующему поколению особую меньтальност, которая включает в себя настороженное отношения к ханьцам.
На сегодняшний день сохраняется угроза того что «уйгурским вопросом» можно будет воспользоваться чтобы оказать международное политическое давление на Китай и воспользоваться этим как предлогом для вмешательства во внутреннее дела государства. Это толкает правительство КНР прилагать все усилия для недопущения дестабилизации и выхода ситуации в СУАР из под контроля. Правительство учитывает значимость региона в инфраструктурном и ресурсном потенциале. Исходя из интересов национальной безопасности, Китай скорее всего не допустит в Синьцзяне каких-либо серьезных волнений, которые могут привести к массовым беспорядком в стране. Не смотря на сценарий развития события Китай примет любые необходимые методы и меры для пресечения сепаратистической деятельности и сохранения Синьцзяня в составе государства.



Законодательные акты, соглашения, указы, распоряжения.
1.1 Закон КНР «О национальной районной автономии» (Принят на 2¬й сессии ВСНП шестого созыва 31 мая 1984 г.) // Китайская Народная Республика. Законодательные акты :перевод с китайского / сост.: К. А. Егоров ; под ред. А. М. Гудошников. - М.: Прогресс, 1989. - 504 с.
1.2 Конституция Китая 1982 г. //Законодательство Китая [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://chinalawinfo.ru /constitutional- law/constitution, свободный. - Яз. рус.
1.3 Материалы VIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая. - Москва: Политическая литература, 1956. - 536 с.
1.4 Указ № 435 премьера Госсовета Вэнь Цзябао от 19 мая 2005 г. о
вступлении в действие постановления Госсовета о проведении в жизнь Закона КНР «О районной национальной автономии»// Жэньминьжибао. - 2005. - 27 мая. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://russian.people.com.cn /31522/review/20050527.html,свободный. - Яз. рус.
На казахском языке
1.5 Цытай коммуниста партиясыныц жаргысы (КЦП-ныц букшцытайлыц XVII жэне XVIII съездершде енНзшген езгертулермен) (2012 ж. 14 царашада цабылданган) / А^НЖ ,19 цараша 2012 ж. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://people.com.cn/, свободный. - Яз. каз.
На китайском языке
1.6 ^ ^ ^ ^ ^ р5 (Xinhua wang de xinwen/Новости Синьхуа)[Электронный ресурс]. - Режим доступа:// http://news. xinhuanet.com, свободный. - Яз. кит.
1.7 ф^АЕ£ШАД4i+£U£W&. -: ФЙАИФ»±, 2002(Zhonghua renmin gdngheguo renkou yu jihua shengyu fa. -Beijing:
Zhongguo renkou chuban she/ Закон КНР о народонаселении и планировании семьи - Пекин 2002)
1.8 £TOffl^£tW.-4ЬЖ, 1988 ^.- 360 Я.( Quanguo minzu tuanjie dahui wenjian hui ban.-Beijing,1988 man.- 360 Ye./ Версия документа Национальной конференции солидарности - Пекин, 1988. - 360 страниц.)
1.9 2010 ^^И^К^ЛП (2010 Nian quanguo ge minzu
rёnkбu/всекитайская перепис 2010 года)[Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://wenku.baidu.com, свободный. - Яз. кит.
1.10 ЙШ#Ж 1979-1984 Д -4Ш, 1988 ^, - 323 ^ о (Guojia min wei minzu zhengce wenjian xuan ban.1979-1984 Nian./ Избранная версия Национального Народного Политического Документа. 1979-1984 гг. Пекин. - 1988 г. - 323 с.)
2. Периодические издания.
На русском языке.
2.11 Алексеенко А. П. Конституционно-правовое положение
мусульман в КНР //Вестник ВГУЭС. Территория новых возможностей. -
2012. - №4. - 191 с.
2.12 Все новости о уйгурах [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:http://uighur.narod.ru/news.html,свободный. - Яз. рус.
2.13 Горбачева С. Ю. «Новые» китайцы в новом Китае / С. Ю. Горбачева //Азия Африка сегодня. - 2016. - №9. -С. 64-68.
2.14 Горовиц Д. Конфликты этнических групп /Д. Горовиц // Власть. -
2013. - № 2. -С. 29-38.
2.15 Захарьин А. Ислам в Китае / А. Захарьин // Вестник Московского университета. Серия «Востоковедение». - 2010. - №4. - С. 56-69.
2.16 История и культура Китая : сборник памяти академика В. П. Васильева : сборник / Институт востоковедения, Академия наук СССР ; ред. Л. С. Васильев. - М. : Наука, 1974. - 479 с
2.17 Китай призывает к расширению сотрудничества в борьбе с
терроризмом [Электронный ресурс]. - Режим
доступа://й11р://шдйиг.пагоб.ги/пе’№_пе’№з/сйта_адатз1_шдйигз.й1ш1,свободны й. - Яз. рус.
2.18 Китайская народная республика. Законодательные акты. - М.: Прогресс, 1989. - 50
2.19 Корсун В. А. Поиски и находки в решении проблем этнического сепаратизма Китая/ В. А. Корсун ;сост. и науч. ред.: В. Я. Белокреницкий, М. А. Сапронова ; отв. ред. А. Д. Воскресенский //Этносы и конфессиина Востоке: конфликты и взаимодействие : [сборник]. -Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России. - М. : МГИМО (У) МИД России, 2005. - С. 494-529.
2.20 Котовский Д. Одна семья — один ребёнок: результаты и последствия. Образ жизни / Д. Котовский // Китайский компот :интернет- журнал о Китае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: й11рз://1ао’№атги/обпа-зешуа-обт-геЬепок-ге7и11а1у-1-роз1ебз1У1уа/,свободный. - Яз. рус.
2.21 Народы Китая: материал из Википедии - свободной
энциклопедии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org /wiki/, свободный. - Яз. рус.
2.22 О Китае откровенно [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chiпa-iпc.гu/пews/Ьo1shoj_vopгos_siпczjaпa/2015-11-23, свободный. - Яз. рус.
2.23 Современный Китай: социально - экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология /под ред. Д.Я. Буярова. - 2-е изд. - М.: Красанд, 2013. - 296 с.
2.24 Соловьева Н. А. Влияние глобализации на культуру малочисленных народов Китая (на примере хуэй и ва) / Н. А. Соловьева // Вестник Забайкальскогогосударственного университета. - 2013. - № 01(92). - С. 33-138.
2.25 СюевуГу. Китай и США / ГуСюеву // InternationalePolitik (рус. версия). - 2002. - №2. - С. 12-25.
2.26 Тишков В. А. От этноса к этничности и после /В. А. Тишков // Этнографическое обозрение. - 2016. - № 5.- С. 5-22.
2.27 Уйгурский фактор во внутренней политике Китая [Электронный ресурс]. - Режим доступа:Ьйр://иудЬиЛобау.сош, свободный. - Яз. рус.
2.28 Хафизова К. Ш. Россия, Китай и народы Туркестана в публицистике В. П. Васильева/ К.Ш.Хафизова //История и культура Китая :(сб. памяти акад. В. П. Васильева) /АН СССР, Ин-т востоковедения; [отв. ред. Л. С. Васильев]. -М.,1974. - -110 - 120с.
2.29 ШОС как механизм регионального взаимодействия
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:// http://uchebnik-
оп1ше.сош/131/1798.Ыш1,свободный. Яз. рус.
На казахском языке
2.30 Мэшмханулы Д. Тацдамалы :уштомдыц / Д. Мэшмханулы. - Астана: Фолиант, 2016. -Т. 3: Оржылгызерттеулер. -558 бет.
На английском
2.31 China to allow all couple’s two children to counter aging population |
Reuters [Электронныйресурс]. - Режимдоступа: http://www.reuters.
com/article/us-china-politics-plenum-idUSKCN0SN16Y2015102 9, свободный. - Яз. англ.
2.32 Compulsory education law of the People’s Republic of China// China [data portal] [Электронныйресурс]. - Режимдоступа: http://www.china.org.cn /china/LegislationsForm2001-2010/2011-02/15/content_219 25515.Ыш,свободный. - Яз. англ.
2.33 Hsieh J.Chinese Nationalities Policy: It’s development and Problems / Jang Hsieh //Anthropos,81. - 1986. -№1, - Р.216.
2.34 Jang Hsieh Chinese Nationalities Polmy : It’s development and Problems / Hsieh Jang // Anthropos 81. - 1996. -№1. - 216 p.
2.35 LeiboldJ.China's Minority ReportWhen Racial Harmony Means
Homogenization [Электронныйресурс]. - Режимдоступа: https://www.
foreignaffairs.com/articles/china/2016-03-23/chinas-minority-report, свободный. - Яз. англ.
2.36 Mc. Millen D. H. Xinjiang and Wan Enmao: New directiong in Power, Policy and Integration? / Mc. Millen D. H.// The China Quarterly. - 1984. - №99. - 573р.
2.37 Rong Ma. Bilingual Education for China’s Ethnic Minorities / MaRong //Chinese Education and Society. - 2007. -№. 2 :Vol. 40. -P. 9-25.
2.38 TheGuardian : газета Великобритании [Электронный ресурс]. - Режим доcтуna:https://www.theguardian.com/international, свободный. - Яз. англ.
2.39 Wang Y. Minority language policy and practice in China^he need for multicultural education / Y.Wang, J.A.Phillion //International journal of multicultural education. - 2009. - № 1. - P. 3-14.
2.40 Zuo X. China’s policy towards minority languages in globalizing age / Х. Zuo // Transnational curriculum inquiry. -2007. - № 4. - P. 80-91.
На китайском языке
2.41 Ц/^< А'-^ЕТ» St^to - ЖаА^Ж. - 1990 ^. - №4. -
5 N (Jiang yun.«San ge li bu kai» sixiang zhengce.- Xinjiang daxue xuebao. -
1990 Nian./ Цзян Юнь. «Три не могут быть разделены» Идеологическая политика. - Журнал Синьцзянского университета. - 1990. - №4 - с. 5)
2.42 А^НЖ, 1.08.2003(Renmin ribao/Жэнмин жибао. 01.08.2003 г.)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.people.com.cn/GB/historic/0925/3153.html, свободный. - Яз. кит.
2.43 AAS^(Renmin ribao/Жэнмин жибао)[Электронный ресурс]. - Режим достуnа:http://people.com.cn/, свободный. - Яз. кит.
2.44 A A S Ж (Renmin ribao/Жэнмин жибао исторический очерк)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа://
http://russian.people.com.cn/2337915.html,свободный. - Яз. кит.
2.45 АА0Ж. 14.07.1981 г. (Renmin ribao/Жэнмин жибао. 14.07.1981 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://people.com.cn/, свободный. - Яз. кит.
2.46 АЖ^ЖЙАо -АА, 2000 А, - 8 ^о (Minzu zhengce jin hua. -Beijing, 2000 man, - 8 ye./ Этническая политика идет. - Пекин, 2000, - 8 с.)
2.47 ^itt^^^. - 1986 А. - №5. -123-124 ^ о (Xinjiang shehui
kexue. - 1986 Nian. - №5. -123-124 Ye./ Общественные науки Синьцзяна. - 1986. - № 5. -123-124.)
2.48 ^НААЗДА, 1996 А, №4 - 8 ^о (Xinjiang shehui kexue,1996 nian,№4 - 8 ye./ Общественные науки Синьцзян, 1996, № 4-8)
2.49 Ф]^^ИЖ^ПА;АЙ^ВДА(Chuangzao xinjiang gengjia meihao de
mingtian/ Создайте лучшее завтра в Синьцзяне)[Электронный ресурс]. - Режим доступа: littp://iievs.ts.civcoiiteiit/2009-08/26/coiiteiit 4421651.litin,
свободный. - Яз. кит.
Статистические источники
3.54 К,ХР-сы Статистикальщ мэл1меттер мелекетлк басцармасыныц ресми сайты [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.stats.gov.cn, свободный. - Яз. каз.
3.55 ^i^^A^ 1991 А, -А<АА, 1991 А.- 55 ^.( Xinjiang tongji nianjian 1991 nian,-wulumuqi,1991 nian.- 55 Ye./ Синьцзянский статистический ежегодник 1991, Урумчи, 1991. - 55 страниц.)
3.56 жа^-fr^ 1990 ^, -4Ш, 1990 ^.- 87-88 ^.( Xinjiang
tongji nianjian 1990 nian, -beijing,1990 nian.- 87-88 Ye./ Синьцзянский статистический ежегодник 1990, - Пекин, 1990. - 87-88.)
3.57 жа^ 2001 ^, -^<^, 2001 ^.- 10 ^.( Xinjiang nianjian
2001 nian,-wulumuqi,2001 nian.- 10 Ye./ Синьцзянский ежегодник 2001, Урумчи, 2001. - 10 с.)
3.58 Ф^Л^^^ЙйЖ^т+Ж (Zhonghua renmin gdngheguo guoj ia
tongji ju/ Национальное бюро статистики Китайской Народной Республики) [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:ййр://з1а1з.доу.сп,свободный. - Яз. кит.
II. Исследования
На русском языке.
4.59 Бондаренко А.В.Синьцзян -Уйгурский автономныйрайон Китая в начале XXI века / А. В. Бондаренко. - М., 2010. - 176 с.
4.60 Ван Х. В. Национально - территориальная автономия Синьцзяна и социальнаястабильность /ВэньХэн Ван //Региональное развитие и региональная экономическая политика России и КНР. - М., 2000. - 355 с.
4.61 Вахтин Н. Б. Социолингвистика и социология языка / Н. Б. Вахтин, Е. Б. Головко. - СПб.:ГуманитарнаяАкадемия, 2004. - 336 с.
4.62 Галенович Ю. М. Китайские сюжеты. Чем доволен и недоволен Китай / Ю. М. Галенович. - М. : Изд.-во «Восточная книга», 2010. - 480 с.
4.63 Гулева М. А. Отмена политики «одна семья - один ребенок» в Китае / М. А. Гулева //Азия Африка сегодня. - 2016. - №6. -С. 36-40.
4.64 Киреев А. Современный Китай в системе международных отношений / А.Киреев, Ж. Петрунина. - Москва: Изд-во Красанд, 2012. - 282 с.
4.65 Кольтюков А. А. Влияние Шанхайской организация сотрудничества на развитие и безопасность Центрально -Азиатского региона / А. А. Кольтюков//Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития: материалы кругл. стола. - М., 2008. - С. 257-258.
4.66 Конституциисоциалистическихгосударств : сб. : в 2 т. / редкол.: Б. А. Страшун и др. - М. : Юридическая литература, 1987. - Т. 1.- 334 с.
4.67 Крюков М. В. Этническая история китайцев в XIX - нач. ХХ в. / М. В. Крюков. - М.: Наука, Вост. лит., 1993. -414 с.
4.68 Лукин В. Н. Современные стратегии снижения риска
международного терроризма: китайский культурный национализм
[Электронный ресурс]. - Режим
доступа:ЬЛр://сгебопе’№.ги/соп1еп1/у1е’№/552/31/, свободный. - Яз. рус.
4.69 Маркс К. Немецкая идеология : сочинения /К. Маркс. - М. : Политическая литература, 1980. - Т. 3. - 615 с.
4.70 Мириманова М. С. Конфликтология /М. С. Мириманова. - Москва: Академия, 2004. - 320 с.
4.71 Москалёв А. А. Национальный вопрос: поиски и находки /А. А. Москалев //Китай на пути модернизации и реформ. - М.: Вост. лит. РАН, 1999. -458-472 с.
4.72 Москалёв А. А. Национальный вопрос: поиски и находки /А. А. Москалев // Китай на пути модернизации и реформ. - М.: Вост. лит. РАН, 1999. - 660 с.
4.73 Москалев А. А. Теоретическая база национальной политики КНР (1949-1999) /А. А. Москалев. - М. : Памятники исторической мысли, 2001. - 222 с.
4.74 Москалев А. А.Теоретическая база национальной политики КНР : (1949-1999) / А. А. Москалев; под общ. ред. В. С. Мясникова; Рос. акад. наук. Ин-т Дал. Востока. - М. : Памятники ист. мысли, 2001. - 222 с.
4.75 Национальная политика Китая и общее процветание и развитие
всех национальностей: «Белая книга» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://russian.china.org.cn/government/archive/baipishu/ txt/2009-
12/14/content_190 62289 _2.Мт,свободный. - Яз. рус.
4.76 Национальные отношения и государство в современный период.
- М. : Наука, 1978. - 464 с.
4.77 Политика Китая в отношении национальных меньшинств и ее практическое осуществление «Белая книга КНР» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:ййр:/’№№’№.сйта.огд.сп/,свободный. - Яз. рус.
4.78 Политика КНР на современном этапе: реалии и перспективы /под редакцией М. С. Ашимбаева. - Алматы : Казахстанский Институт Стратегических Исследований при Президенте Республики Казахстан, 2005.
- 232 с.
4.79 Политика КНР на современном этапе: реалии и перспективы. - Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, 2005. - 232 с.
4.80 Сталин И. В. Об основах ленинизма /И. В. Сталин.- М. : Госполитиздат, 1953. - 408 с
4.81 Султанов К. С. Пробуждение гиганта: очерки о
китайскихреформах: монография /К. С. Султанов, С. Бекбергенов. - Алматы: Казахстан,1999. - 175 с.
4.82 Султанов К. С. Реформы в Казахстане и Китае. Особенности. Сходства. Различия. Успехи. Проблемы /К. С. Султанов. - Астана: Елорда, 2000 - 472 с.
4.83 Сыроежкин К. Л. Казахстан - Китай: от приграничной торговли к
стратегическому партнерству: монография :в трех кн. / К. Л. Сыроежкин - Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при
Президенте РК, 2010. - Кн. 1 :В начале пути. -336 с.
4.84 Сыроежкин К. Л. Мифы и реальность этнического сепаратизма в Китае и безопасность Центральной Азии / К. Л. Сыроежкин. - Алматы : «Дайк-Пресс», 2003. - 736 с.
4.85 Сыроежкин К.Л. Наследие тандема «Ху - Вэнь» и «пятое поколение» китайских руководителей: монография / К. Л. Сыроежкин. -
Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при
Президенте РК, 2013. - 316 с.
4.86 Сыроежкин К.Л. Регламентация межэтнических отношений в КНР: теория и практика / К. Л.Сыроежкин. - М., 1997. - 238 с.
4.87 Ульяновский Р. А. К вопросу о специфике развития стран Востока /Р. А. Ульяновский // Народы Азии и Африки. - 1975. - №5. - С. 71-73.
4.88 Фухань У. Религия в Синьцзяне /У. Фухань. - Китай: Синьцзян. Пекин: Межконтинентальное изд-во Китая, 2000. - С. 29 - 30.
4.89 ХаньЧ. Черты межэтнических отношений Китая в настоящее время / ЧжунтайХань // Газета Цюйцзин педагогического института. - Цюйцзин, 2001. - №2. - 49с.
4.90 Яо Ван. Синьцзян-Уйгурский автономный район и политика КНР в контексте современных вызовов международной безопасности: дисс.на соискание ученой степени кандидата политических наук/ Ван Яо. — М., 2015. —218c. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://istina.msu.ru /dissertations/10651593/, свободный. - Яз. рус.
На казахском языке
4.91 Цытайдыц жаца заман тарихы (1949-1978 жылдар): тарихи деректер. - Алматы: «Орхон» баспауш, 2014. - 331 бет.
На английском языке
4.92 Chengsi Yun Introduction to Chinese Culture /Chengsi Yun., Chung Mousi. - Beijing, 2011. - Р. 179-180.
4.93 Donald L. HorowitzEthnic Groups in Conflict / L. Donald.-University of California Press, 1985. - 697p.
4.94 Gilley Bruce «China’s democratic future: how it will happen and where it will lead». - New York: Columbia University Press, 2004. - 297p.
4.95 Samuel P. HuntingtonThe Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. - Huntington Samuel P. - 1996. - 368 p.
4.96 The Kazaks of China. Essays on an Ethnic Minority. - Stockholm, 1986. - 250 p.
4.97 Urban Poverty in China. Fulong Wu. Edward Elgar Publishing, 2010 — 259 p.
На китайском языке
4.98 wsow-> жа^^^жж^шж. -^<ж^: м
ШАКЖ^Й, 2006 ^, - 264 ^о (Ma dazheng. Guojia liyi gao yu yiqie:
Xinjiang went! de guancha yu sichao. -Wulumuqi: Xinjiang renmin chuban she, 2006 nian, - 264 ye./ Ма Дачжэн. Национальные интересы превыше всего: наблюдения и тенденции в проблемах Синьцзяна - Урумчи: Синьцзянский народный издательский дом, 2006, - 264 с.)
4.99 йЖВЖХМйЖЯ^^ШЖ^ЖЖЯ^ХЖ.-Ж<А^, 1999 Ж.- 323 ^.( Minzu zijue haishi minzu fenlie dangdai minzu he minzu fenlie zhuyi.-Wulumuqi,1999 nian.- 323 Ye./ Национальное самоопределение или национальное разделение современного национального сепаратизма. - Урумчи, 1999. - 323 с.)
4.100 ^ЖЖ. йЖЖ^Шо -ХЖ, 1990 Ж, -32 ^ о (Wuda hua.
Minzu yu falu.-Beijing, 1990 nian, -32 ye./ У Дахуа. Этнос и закон. - Пекин, 1990, - 32 с.)
4.101 ^®Ж, жжх.^^^а^а^^ж^^о -ХЖ, 1990 Ж, - 423 ^ о (Zhaoyannian, wangtianxi. Shehui chuji jie duan yu minzu wenti.- Beijing,1990 nian,- 423 ye./ Чжао Яннянь, Ван Тяньци. Первичная стадия общества и этнические проблемы. - Пекин, 1990, - 423 с.)
4.102 хЖШЙ^ЖХ^^а^Жо - ХЖ, 1990 Ж, - 410 ^о (Xin shiqi minzu gongzud wenxian xuan ban.- Beijing,1990 nian, - 410 ye./ Избранные издания национальной рабочей литературы новой эпохи. - Пекин, 1990, - 410 с.)
4.103 В^ЖК^^Ш^% -4ЬЖ. -1986 ^.- 327 ^о (Minzu quyu falu
yanjiu -beijing. -1986 Nian.- 327 Ye./ Этнические региональные юридические исследования - Пекин. - 1986. - 327 с.)



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ