ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - НОВАЯ РЕАЛИЯ ПОСТСОВЕТСКОГО ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА 20
1.1. Распад СССР и формирование нового геополитического пространства в
Центральной Азии 20
1.2. Нормативно-правовая база российско-казахстанского пограничного
торгово-экономического сотрудничества 28
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА РОССИЙСКО -КАЗАХСТАНСКОГО
ПОГРАНИЧНОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В 44
2.1. Основные направления российско-казахстанского пограничного торгово-экономического сотрудничества взаимодействия в 90-е гг. ХХ в. 44 2.2 Диверсификация российско-казахстанского пограничного торгово-экономического сотрудничества в начале XXI в 48
2.3. Прогнозы и перспективы российско-казахстанского пограничного
торгово-экономического сотрудничества 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
Актуальность исследования обусловлена необходимостью научного осмысления процесса формирования новой системы международных отношений на постсоветском пространстве. Данный опыт имеет не только академическую ценность, но и представляет серьезный интерес для современной внешнеполитической практики России. Распад СССР выступил отправной датой создания нового постсоветского геополитического пространства, для которого было характерно обретение качественно иных сущностных характеристик. Реализация новыми государствами постсоветского пространства собственных моделей политического и экономического устройства объективно сопровождались поисками новых практик внешнеполитического сотрудничества и заданном пространстве. Поэтому формирование СНГ и серии региональных организаций сотрудничества - ЕврАзЭС, ОДКБ в рамках интеграционных процессов неизбежно сопровождалось налаживанием приграничного взаимодействия, позитивный импульс которого благотворно сказывается на всех сторонах межгосударственных отношений стран СНГ.
Как представляется, оптимизация экономического приграничного взаимодействия России и Казахстана, впрочем, как и большинства стран пространства СНГ являлась объективной, закономерной и выгодной всем акторам данного взаимодействия по ряду причин. Прежде всего, следует иметь ввиду, что в период СССР были созданы прочные межрегиональные хозяйственный связи. Без них на современном этапе было практически невозможно формирование экономических систем независимых государств пространства СНГ. В противно случае это грозило обострением кризисных явлений в их экономиках и росту социальной напряженности. Во-вторых, формирование постсоветского пространства сопровождалось укреплением новых государственных границ. Поэтому расширение приграничного взаимодействия объективно выступало мощным фактором реализации
национального суверенитета молодых независимых государства и фактором усиления их государственных границ. В-третьих, трансграничное сотрудничество новых государств на постсоветском пространстве было нацелено на формирование новой конструкции миропорядка и неизбежно сопровождалось созданием ее элементы: различных совместных
межгосударственных структур, начиная от системы безопасности, завершая , например, решением проблем снабжения Центральной Азии водными ресурсами) и т.д.
Перечисленные выше факторы дают возможность утверждать, что представленное научное сочинение имеет несомненную актуальность. Анализ развития российско-казахстанского приграничного торгово¬
экономического сотрудничества имеет уникальное значение не только в плане академическом, но и в практических целях выработки стратегии дальнейшего сотрудничества в рамках СНГ и на уровне двусторонних отношений.
Предмет исследования - российско-казахстанские межгосударственные отношения на современном этапе (90 гг. ХХ - начало XXI в.).
Объект исследования - российско-казахстанское торгово¬
экономическое приграничное сотрудничество.
Степень изученности проблемы. Историография российско-
казахстанского торгово-экономического сотрудничества достаточно богато представлена как отечественными, так и казахстанскими исследователями . Теоретические разработки основ приграничного сотрудничества
представлены в ряде работ отечественных ученых, прежде всего, М.М. Максимовой, Н.П. Шмелева, Ю.В. Шишкова. В своей монографии «Основные проблемы империалистической интеграции» М.М. Максимова отмечает, что именно формирование интеграционных экономических комплексов, располагавшихся в приграничных зонах предопределили высокую степень интернационализации производства и мировое разделение труда . Ю.В. Шишков предложил собственное видение интеграционных процессов в трансграничном пространстве, предложив их периодизацию. В чатсности, исследователь считает, что первым этапом международной интеграции становятся прямые хозяйственные связи на уровне субъектов экономики. На втором этапе в процессе усложнения экономического сотрудничества между акторами приграничного взаимодействия происходит согласование и взаимоприспособление национальных правовых, фискальных и прочих систем вплоть до сращивания управленческих национальных структур . В литературе существует также точка зрения, согласно которой необходимым условием реальной международной интеграции выступает сочетание достаточно высокого уровня экономического развития и политических отношений интегрирующихся государств .
Коллективная работа Российского института стратегических
исследований «Казахстан: реалии и перспективы независимого развития», является одной из немногих попыток комплексного подхода к теме Казахстана и казахстанско-российских отношений, приграничного
сотрудничества, претендует на концептуальное осмысление политико-экономической ситуации в республике . Работа Российского института стратегических исследований издана в 1995 г. и являлась, по сути, наверное, первой публикацией, посвященной непосредственно Республике Казахстан. В ней представлен анализ российско-казахстанского приграничного сотрудничества, основанный на ценных информационно-справочных материалах, отражающих различные аспекты развития экономики и политики Казахстана. Авторы данной коллективной монографии
применительно к российско-казахстанским отношениям предложили
использовать термин «стратегическое партнерство», в основе которого считали необходимым рассматривать вопросы экономических, военных, политических, этнических и конфессиональных характеристик этой сопредельной России страны.
Отдельные замечания и высказывания по поводу российско- казахстанского приграничного сотрудничества содержатся в статьях российских политологов, философов, социологов и экономистов, в том числе и тех, кто непосредственно участвовал в этом процессе в качестве действующих экспертов и политиков .
Тема собственно приграничного российско-казахстанского
сотрудничества в постсоветский период также нашла отражение в новейшей отечественной историографии. Результаты первого двадцатилетнего периода российско-казахстанского приграничного сотрудничества (конец ХХ-начало ХХХвв.), были подробно проанализированы в диссертациях ряда
политологов, историков, экономистов. Речь идет об исследованиях А.Ш.Миндагалиевой, И.П.Коцюбинского, А.А.Андреева, Л.Л.Божко,
А.А.Кныша. Знакомство с данными трудами позволяет сделать вывод о продуктивности междисциплинарного подхода в изучении феномена евразийского приграничья, а также спроектировать траекторию его развития в ближайшей перспективе.В работах этих ученых, наряду с теорией и методологией, рассматриваются вопросы нормативно-правового
регулирования межрегионального и приграничного сотрудничества стран СНГ, управление хозяйственными, военными и гуманитарными связями России и Казахстана, национальная и миграционная политика двух стран, а также разнообразные контакты между порубежными регионами и тенденции их совершенствования в условиях складывающегося единого экономического пространства .
При этом исследователи, как правило, акцентируют внимание на экономических аспектах данного сотрудничества применительно к конкретным приграничным областям. Оценивая в целом российско- казахстанское приграничное взаимодействие заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ A.B. Грозин считает, что на современном этапе ситуация вокруг пограничного сотрудничества России и Казахстана, складывается достаточно благоприятно. При этом исследователь отмечает диспропорцию в распределении приграничного сотрудничества. Наиболее, по его мнению, развиты отношения с Казахстаном у пяти областей, это - Омская, Курганская, Челябинская, Оренбургская и Астраханская области. На эти регионы приходятся основные показатели от общего товарооборота. В это же время менее развитыми остаются отношения сопредельных территорий Алтайского края и Новосибирской области. А.В. Грозин подчеркивает, что нормализация и улучшение динамики товарооборота между приграничными областями России и Казахстана способна обеспечить дальнейшая разработка его нормативно-правовой базы, нормализация организации работы в пограничном режиме России. Перспективы и преимущество должны быть отданы Казахстану, как основному стратегическому партнеру России в постсоветской Азии .
Вопросам российско-казахстанского приграничного сотрудничества посвящен ряд публикаций профессора ИСАА МГУ А.Г. Косач. В качестве объекта исследования им используются материалы Оренбургской области, поскольку Оренбургский участок границы наиболее показателен с точки зрения анализа ситуации, связанной с нынешним трансграничным взаимодействием между двумя странами. Оренбургская область граничит с тремя сопредельными областями Казахстана - Актюбинской, Западно-Казахстанской и Кокчетавской областями. Оренбургская область чрезвычайно заинтересована в том, чтобы поддерживать отношения с Казахстаном. Более того, автор считает, что Казахстан до сих пор остается тем районом бывшего Советского Союза, куда может экспортироваться оренбургское промышленное производство, сельскохозяйственное
производство, и оренбургская электроэнергия.
По мнению руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества А.Д. Собянина в российско- казахстанском приграничном сотрудничестве пальма первенства
принадлежит Республике Казахстан. Данная ситуация объясняется, по мнению эксперта тем, что Казахстан проводит экономические реформы в сторону создания рыночного сектора экономики более решительно и последовательно, причем многие его инициативы в данном направлении проводятся на много раньше и оперативнее по времени, чем в России. Это благоприятно сказывается на совершенствовании нормативно-правового законодательства, регламентирующего приграничное сотрудничество Казахстана не только с РФ, но другими приграничными государствами. Тем не менее, анализируя сложившуюся ситуацию, А.Д. Собянин считает, что у российско-казахстанского приграничного сотрудничества есть значительные перспективы, мотивированные культурно-цивилизационной близостью двух стран. аспект сближения двух стран есть нечто большее, чем грубая геополитика . По мнению еще одного специалиста в области российско- казахстанского пограничного сотрудничества профессора Ю.В. Громыко, проблема организации приграничного сотрудничества наталкивается на принцип разного уровня развития и разного уровня освоенности территорий России и Казахстана. От того, на каком уровне будет находиться, приграничное сотрудничество во многом будут зависеть отношения России и Казахстана в целом .
Ряд исследователей предлагает рассматривать тенденции и перспективы российско-казахстанского приграничного сотрудничества в политической плоскости. По их мнению, Казахстан всегда вынужден учитывать позицию России, поскольку он - не самостоятельный игрок на мировой арене. Казахстан всегда вынужден если не будет никаких кардинальных изменений во внешней политике самой России, то отношения (в том числе и приграничное сотрудничество), с Казахстаном будут только улучшаться. При этом ряд исследователей, прежде всего, Г.А. Рапот, считает, что Россия на современном этапе достаточно слабо представлена в экономическом и политическом пространстве Казахстана, гораздо актине здесь присутствуют США, Англия и Китай и т.д. Этот же исследователь убежден, что между Россией и Казахстаном существует порочная практика антидемпинговых отношений и не согласованная инвестиционная политика, что значительно тормозит развитие экономических отношений между двумя государствами .
В отдельную группу можно выделить работы казахстанских авторов. Эти наблюдения интересны, прежде всего, с точки зрения представления об оценках политической элиты Казахстана необходимости и границ углубления сотрудничества с Россией, составной частью которого являются трансграничные отношения и их перспективы .
Большой интерес для исследования динамики приграничного сотрудничества, анализа возникающих проблем имеют взгляды и высказывания действующего Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан в Российской Федерации Ж. К. Туймебаева по этой тематике в ответах еженедельнику «Экономика и Жизнь». Ж.К. Туймебаев в целом динамику развития торговых отношений между приграничными регионами Казахстана и России оценивает как положительную - 70% нашего товарооборота приходится именно на приграничные регионы. Ни со стороны Казахстана, ни со стороны России ограничительных мер во взаимной торговле нет. Это лишний раз подтверждает, что страны понимают - наши рынки взаимозависимы. Так, если в 2005 г. объем товарооборота приграничных регионов Казахстана и России составлял 4,6 млрд. долл. США, что на 13% больше по сравнению с 2004 г., то уже в I полугодии текущего года он составил 2,6 млрд. долл. США, что на 10% больше, чем было в аналогичный период прошлого года.
Ж.К. Туймебаев, отмечая положительные стороны сотрудничества между двумя государствами, акцентирует внимание на проблемах. В первую очередь они касаются несовершенства нормативно-правовой базы, Сегодня задача законодателей - гармонизировать национальные нормы, сделав их еще более привлекательными для обоих государств. Это касается и упрощения порядка таможенного оформления грузов, и снижения экспортных железнодорожных тарифов, и упрощения схемы прохождения границы гражданами, постоянно проживающими на приграничных территориях, и содержания автодорог и транспортных коридоров в соответствии с международными требованиями. В России, так и в Казахстане, по его мнению, следует принять специальные законы о приграничной торговле, которые закрепили бы либеральный режим во взаимной торговле, льготные условия для деятельности региональных предпринимателей и позволили бы создавать специальные экономические зоны и центры приграничной торговли .
Значительный интерес для анализа приграничного сотрудничества представляют книги бывшего Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан в Российской Федерации Т.А. Мансурова (на должности Посла с 1994 г.). Дипломатическая деятельность Таира Мансурова в России пришлась на достаточно сложные годы в жизни двух государств. Его перу принадлежат книги «Казахстан и Россия: суверенизация, интеграция, опыт стратегического партнерства» и «Казахстанско-российские отношения в эпоху перемен». В написанных им монографиях подробно прослеживается история взаимоотношений России и Казахстана после распада Союза: от определения правовых основ до многогранного
сотрудничества во всех сферах, в том числе и приграничного
сотрудничества. Большое внимание в них уделено работам казахстанских и российских ученых, анализу российско-казахстанских межгосударственных документов различного уровня. Именно в период дипломатической деятельности Таира Мансурова в России наши страны значительно сблизили свои политические позиции и стали инициаторами интеграционных процессов, в результате которых появились такие мощные структуры, как Шанхайская организация сотрудничества и Евразийское экономическое сообщество. Нельзя не отметить и совместную деятельность наших государств в рамках крупнейших международных структур, направленную на борьбу с терроризмом и экстремизмом, нераспространение оружия массового уничтожения.
В контексте анализа проблем и рассмотрения предложений по углублению приграничного сотрудничества вызывает определенный интерес статья торгового представителя Республики Казахстан А. Местоева «Проблемные вопросы и предложения по углублению приграничного сотрудничества» . Аналитик отмечает, что развитие приграничной торговли сдерживают как институциональные, так и региональные проблемы. Для их решения необходимо создание системы льгот для организации приграничной торговли; увеличение федерального финансирования для обустройства пунктов пропуска на российско-казахстанской границе; снижение экспортных железнодорожных тарифов; упрощение схемы прохождения границы гражданами, постоянно проживающими на приграничных территориях; улучшение работы таможенных и пограничных служб, автоинспекций сопредельных территорий; формирование единых требований по сертификации продукции и единых таможенных пошлин.
По мнению автора, для создания более благоприятных условий приграничного сотрудничества следовало бы принять специальный закон о приграничной торговле, который бы закрепил либеральный режим во взаимной торговле, льготные условия для деятельности региональных предпринимателей на приграничной территории, позволил бы создавать специальные зоны и центры приграничной торговли на сопредельных территориях.
Сдерживающее влияние, по мнению А. Местоева, по-прежнему продолжают оказывать высокий уровень российских тарифов на услуги естественных монополий в сфере транспортировки электрической энергии, нефти и газа. Имеют место также необустроенность и неоснащенность ряда автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска. Требуют решения вопросы упрощения порядка таможенного оформления грузов при осуществлении международных автомобильных перевозок. Целесообразно
создание и реализация совместных проектов в важнейших отраслях экономики: энергетике, нефтегазовом секторе, топливно-энергетической, обрабатывающей, легкой, химической отраслях промышленности;
увеличение информационного обмена, проведение выставок, ярмарок, открытие торговых домов на приграничных территориях Казахстана и России. В конечном итоге, аналитики приходит к выводу о необходимости подписания межправительственного Соглашения о порядке уплаты налогов российскими предприятиями, имеющими свое имущество и рабочие места на территории Республики Казахстан. Снятие вышеуказанных барьеров в сфере приграничного сотрудничества, указывает автор, позволит в ближайшие годы резко нарастить объем товарооборота между Казахстаном и Россией.
Таким образом, историографический анализ позволяет утверждать, что проблема российско-казахстанского торгово-экономического приграничного сотрудничества достаточно многообразна и освящает многочисленные аспекты данной проблемы. Тем не менее, отсутствует комплексное исследование, позволяющее в целом представить динамику, нормативно¬правовую базу и проблемы российско-казахстанского приграничного экономического взаимодействия. Данный историографический пробел опосредовал цель и задачи исследования.
Цель исследования - анализ поступательного развития торгово-экономического приграничного сотрудничества России и Казахстана конца XX - начала XXI вв.
Задачи исследования:
1. Выявить основные механизмы формирования нового геополитического пространства в центральноазиатском регионе после распада СССР.
2. Определить нормативно-правовую базу российско-казахстанского
пограничного торгово-экономического сотрудничества.
3. определить основные направления российско-казахстанского
пограничного торгово-экономического сотрудничества взаимодействия в 90-е гг. ХХ в.
4. дать характеристику основным диверсификационным тенденциям
российско-казахстанского пограничного торгово-экономического
сотрудничества в начале XXI в.
5. представить прогнозы и перспективы российско-казахстанского
пограничного торгово-экономического сотрудничества.
Хронологические рамки исследования. Хронологическими рамками исследования выступают 90-е гг. ХХ в. - первые десятилетия XXI в. Нижняя хронологическая грань определяется 1991 г. - распадом СССР и формированием нового геополитического пространства на бывшем пространстве СССР, появлением новых независимых акторов
международных отношений - Российской Федерации и Республики Казахстан. Верхняя хронологическая грань определяется современным состоянием торгово-экономического приграничного сотрудничества жвух государств.
Территориальные рамки исследования. Территориальные рамки исследования включают приграничные области российско-казахстанской границы: со стороны Российской Федерации это - Волгоградская,
Астраханская, Самарская, Оренбургская, Челябинская, Курганская, Тюменская, Омская, Новосибирская области, Алтайский край, Республика Алтай; со стороны Республики Казахстан - Атырауская, Западно-Казахстанская, Актюбинская, Костанайская, Северо-Казахстанская,
Павлодарская, Восточно-Казахстанская области. Российско-казахстанская граница, длинной 7,6 тыс. км, является одной из наиболее протяженных в мире.
Источники исследования. Диссертация написана на основе широкого круга источников, которые условно можно разделить на следующие группы.
1. Нормативно-законодательные акты, регламентирующее и регулирующие процесс приграничного торгово-экономического
сотрудничества между Российской Федерацией и Республики Казахстан. Среди них: договоры, соглашения, декларации (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (Москва, 25 мая 1992 г.), Договор между РФ и РК о добрососедстве и союзничестве в XXI веке (Екатеринбург, 11 ноября 2013 г.); межправительственные соглашения о межрегиональном и приграничном сотрудничестве России и Казахстана, заключенные в 1995, 1999 и 2010 гг.) .
2. Политическая публицистика, выступления, речи глав государств, глав правительств, глав МИД Российской Федерации и Республики Казахстан, отражающие политическую волю и позиций этих государств в определении направлений и содержания приграничного интеграционного процесса .
3. Материалы Форумов приграничного сотрудничества Российской Фкдерации и Республики Казахстана. Данные форумы стали традиционными: первый из них состоялся в апреле 2003 г. в Омске, второй - в мае 2005 г. в Челябинске, третий - в октябре 2006 г. в Уральске (Казахстан) и т.д . К числу данной подгруппы источников относятся стенографические отчеты Российско-казахстанских Форумов приграничного сотрудничества, в которых представлены выступления ифициальных лиц, доклады чиновников и специальных структур, созданных в рамках развития пограничного сотрудничества между двумя странами.
4. Документы Содружества Независимых Государств, ШОС, ЕвраЗЭС, появившийся как результат, в том числе активной деятельности, представителей России и Казахстана, аккумулирующей позитивный опыт российско-казахстанского трансграничного сотрудничества. Среди них, например, Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств (Астана, 15 сентября 2004 г. с изменениями от 12 декабря 2008 г.) и План мероприятий по ее реализации; Конвенция о приграничном сотрудничестве государств- участников СНГ (Бишкек, 10 октября 2008 г.) и др. .
5. Материалы встреч на высшем уровне, посвященные истории развития российско-казахстанского торгово-экономического приграничного взаимодействия, отраженные в центральных и региональных СМИ, электронных порталах информагентств. Среди данной группы источников - отчеты о заседаниях Подкомиссии по межрегиональному и приграничному сотрудничеству Межправительственной комиссии России и Казахстана; Программы приграничного сотрудничества регионов РФ и РК; отчеты о работе I-X российско-казахстанских форумов по межрегиональному и приграничному сотрудничеству; двусторонние соглашения о сотрудничестве приграничных субъектов РФ и областей РК.
6. Статистические источники представлены справочно-информационными изданиями, отражающими динамику российско-
казахстанской пограничного сотрудничества в сфере экономики и торговли .
В целом, следует отметить, что источниковая база исследования вполне репрезентативна и позволяет решить заявленные цель и задачи.
Методологической основой работы являются принципы историзма и объективности, позволившие соискателю рассмотреть события во временной последовательности и учесть всю совокупность условий, определявших российско-казахстанские приграничные отношения. В свою очередь, диалектический принцип позволил посмотреть на поставленную
исследовательскую проблему в плане учета, порой противоположных и разнонаправленных тенденций.
В работе также использованы следующие специально-научные методы исторического исследования: сравнительно-исторический метод был нацелен на выявление этапов развития торгово-экономического приграничного сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан. Историко¬генетический метод позволил выстроить процесс развития приграничных отношений на основе выявления их причин и сделать вывод об объективности данного взаимодействия.
Под приграничным сотрудничеством понимаются согласованные действия органов власти разного уровня, юридических и физических лиц, неправительственных организаций сопредельных государств с целью достижения устойчивого развития приграничных территорий, повышения благосостояния проживающего на них населения, развития международного сотрудничества и укрепления добрососедства. Специфика хозяйственной деятельности на приграничных территориях заключается в том, что они удалены от национальных рынков, но приближены к рынкам соседних стран.
Однако в полной мере этот позиционный ресурс приграничные районы могут использовать лишь при добрососедских и стабильных отношениях соседних стран.
Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе малоизученной темы приграничного сотрудничества России и Казахстана в конце XX - начале XXI вв. В представленной работе автором впервые в отечественной историографии предпринята попытка исследования новейшей истории российско-казахстанского торгово-экономического приграничного сотрудничества. На основе широкого круга источников, придерживаясь научно-методологических принципов, в магистерской диссертации исследованы и охарактеризованы нормативно-правовая база российско- казахстанского трансграничного сотрудничества; приграничное
(трансграничное) сотрудничество определено как новая реалия
постсоветского пространства; проанализировано формирование условий российско-казахстанского приграничного сотрудничества, становление приграничных связей России и Казахстана; выявлены основные направления развития и содержания приграничного интеграционного процесса;
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования материалов исследования при подготовке обобщающих работ по истории российско-казахстанских отношений в новейшее время, при разработке соответствующих лекционных курсов для вузов России и Казахстана.
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении диссертации дается обоснование практической значимости темы исследования, ее актуальность, степени изученности, определяются хронологические рамки работы, характеризуется научная разработанность исследуемой темы, определена методологическая основа диссертации, дается обзор источников. В первой главе диссертации «Трансграничное
сотрудничество - новая реалия постсоветского геополитического
пространства» рассматриваются феномен российско-казахстанского трансграничного сотрудничества, выявляются его объективные причины, определяется его нормативно правовая база. Вторая глава «Динамика российско-казахстанского пограничного торгово-экономического
сотрудничества в конце XX - начале XXI в.» нацелена на выделение этапов развития торгово-экономического приграничного сотрудничества России и Казахстана, проведение характеристики, выявления особенностей каждого из них, определена перспектив дальнего взаимодействия двух государств в данной сфере. В заключении приведены основные выводы по исследованию.
Исследование приграничного экономического сотрудничества России и Казахстана позволяет сделать выводы о его состоянии на современном этапе и развитии на ближайшую перспективу. Приграничное сотрудничества двух государств в последние годы динамично развивается на основе межправительственных соглашений и долгосрочных программ. Сегодня можно выделить главные его направления: промышленность и торговля; транспорт; гуманитарная и социальная сферы, здравоохранение; образование, наука и культура; туризм; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и охрана окружающей среды. При этом во внешнеэкономической деятельности приграничных регионов России и Казахстана основное место занимает торговля и в меньшей степени осуществляется производственная и научно-техническая кооперация, инвестирование и сотрудничество в сфере высоких технологий.
В настоящее время сложился определенный набор структур и видов сотрудничества, которые успешно зарекомендовали себя на практике: ежегодные Форумы по межрегиональному и приграничному сотрудничеству, работа Российско-Казахстанского делового совета, двусторонние соглашения между регионами двух стран, договоры между хозяйствующими субъектами, создание совместных предприятий, различные формы культурного обмена.
Вместе с тем, слабой стороной институтов приграничного сотрудничества является: 1) принятие решений по большинству вопросов на уровне центральных органов власти и в Подкомиссии по межрегиональному и приграничному сотрудничеству Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан; 2) отсутствие на региональном и местном уровнях совместных структур с общим финансированием и управлением, которые могли бы обеспечить долгосрочное планирование и реализацию согласованной государствами политики по развитию приграничных территорий.
На развитие приграничного сотрудничества двух стран оказал значительное влияние ряд факторов, а именно: изменение его формата и участие России и Казахстана в международных организациях. В 2008 г. формат сотрудничества изменился после включения в состав участников внутренних регионов и превращение из сугубо приграничного в межрегиональное. В нем сегодня активно участвуют столичные города Москва, Санкт-Петербург, Астана, и Алматы, которые являются крупнейшими экономическими, научными и культурными центрами, а так же регионы, имеющие большой потенциал, но не входящие в приграничную зону (Республика Татарстан, Свердловская, Орловская, Карагандинская области).
Позитивные эффекты от участия России и Казахстана в международных организациях, объединяющих новые государства, возникшие на территории бывшего СССР, а именно: в СНГ, ЕврАзЭС и ОДКАБ проявились по ряду направлений межрегионального и приграничного сотрудничества, а именно:
1) в рамках СНГ разработана нормативно-правовая база для развития приграничного сотрудничества государствами - участниками содружества, выработана общая стратегия в этой сфере, образованы и функционируют Совет по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств участников Содружества, органы межотраслевого сотрудничества, которые обеспечивают координацию действий в важнейших секторах экономики, в том числе по вопросам развития приграничных территорий;
2) влияние Таможенного Союза на приграничное сотрудничество российских и казахстанских территорий проявилось в виде торговых, структурных и институциональных эффектов. В первые два года действия ТС это влияние было поступательным, но не радикальным. В вопросах экспорта стабильно доминирующее положение по-прежнему занимает российская сторона. Перевес в пользу Российской Федерации в 2007-2011 гг. увеличился более чем в два раза. Вместе с тем, положительными эффектами стали: сокращение оттока трудовых мигрантов из Казахстана и постепенное выравнивание темпов инфляции в российско-казахстанских приграничных регионах;
3) Членство России и Казахстана в ОДКБ, позволило сторонам осуществлять координацию деятельности территориальных органов государственной власти, в том числе и расположенных в приграничной зоне, по таким важным вопросам, как: борьба с чрезвычайными ситуациями, противодействие незаконной миграции и незаконному обороту наркотиков. При этом в случае необходимости стороны привлекали органы власти других государств-членов ОДКБ.
Сдерживающим фактором в развитии отношений России и Казахстана является двойственная природа приграничного сотрудничества: с одной стороны, это составная часть внутренней политики, связанная с развитием регионов, с другой - одна из составляющих внешней политики стран, со своими целями, задачами и принципами. Ее можно превратить из проблемы в потенциальный ресурс развития двусторонних отношений. Для этого Россия и Казахстан должны руководствоваться единым подходом к достижению одной из главных целей приграничного сотрудничества: уменьшение экономических и социальных диспропорций, существующих сегодня вдоль их границы.
Развитие приграничного сотрудничества между Россией и Казахстаном должно быть, в конечном итоге, ориентировано на создание макроэкономического района, включающего сопредельные области двух государств.
Проведенное исследование позволило сформулировать ряд конкретных предложений, успешная реализация которых позволит повысить эффективность приграничного сотрудничества двух стран:
1. Программа межрегионального и приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на 2012-2О17гг., реализуемая на современном этапе, акцентирована на реализации ограниченного числа мероприятий в различных сферах. Для поднятия
приграничного сотрудничества на новый уровень необходим переход на комплексные программы развития зоны российско-казахстанского приграничья. Они должны включать так же подпрограммы по развитию отдельных направлений сотрудничества (транспорт, энергетика,
промышленность, сельское хозяйство, культура и образование). Такие Программы должны быть тесно увязаны с планами развития сопредельных субъектов РФ и областей Казахстана, учитывать их специфику, потенциал и потребности, а так же интересы приграничных муниципальных образований.
2. Для реализации программ российско-казахстанского приграничного
сотрудничества необходимо создание эффективной системы
финансирования. Сегодня основной акцент сделан на реализации проектов с привлечением инвестиций частного бизнеса. Собственных ресурсов для реализации масштабных проектов у приграничных регионов, особенно в бюджетах муниципальных образований недостаточно. В государственных бюджетах России и Казахстана пока так же не запланированы расходы на эти цели.
3. Для ускорения производственной и научно-технической кооперации и расширения сотрудничества в сфере высоких технологий принципиально важно обеспечить реализацию Меморандума о взаимопонимании по расширению взаимодействия в области промышленности, подписанного профильными министерствами стран в 2013г. и «дорожной карты» на 2013¬2014 гг., которые определяют механизмы совместной работы и контроль за реализацией совместных проектов. Перспективными в этой сфере могли бы стать так же взаимное использование потенциала существующих в приграничье России и в Казахстане свободных экономических зон и открытие новых, создание промышленных и аграрных кластеров, совместных научно - исследовательских центров, а так же формирование приграничного консорциума российско-казахстанских вузов.
4. Требует дальнейшего развития нормативно-правовая база
межрегионального и приграничного сотрудничества России и Казахстана. В частности, в ней отсутствуют специальные законы, регламентирующие эту сферу деятельности. Необходимо завершить разработку и принятие в России и Казахстане закона о приграничном сотрудничестве и закона о межрегиональном сотрудничестве, в которых будут определены компетенция центральных и региональных органов государственной власти, полномочия муниципальных образований, формы и направления сотрудничества.
5. В последние годы целенаправленно совершенствуются институты
приграничного сотрудничества России и Казахстана, его структуры и формы, но попытки создать совместные координирующие органы на региональном и муниципальном уровнях пока не увенчалась успехом. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно реформировать всю систему управления
межрегиональным и приграничным сотрудничеством. Этот процесс должен включать ряд последовательных шагов.
6. Одной из слабых сторон российско-казахстанского межрегионального и приграничного сотрудничества является его недостаточное информационно аналитическое сопровождение. По-видимому, на межправительственном уровне следует рассмотреть вопрос о реализации идеи Президента Казахстана Н.А. Назарбаева о создании Казахстанско-российского института для мониторинга решений Форумов по межрегиональному и приграничному сотрудничеству, дополнив его функции проведением информационной и аналитической работы. Такой институт мог бы обслуживать работу Межправительственной комиссии по приграничному сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, о которой говорилось выше. На уровне регионов возможно создание информационно - аналитических центров межрегионального приграничного сотрудничества, обеспечивающих деятельность региональных Комиссий по приграничному сотрудничеству. Их задачами должны быть: проведение теоретических и прикладных исследований по проблемам межрегионального и приграничного сотрудничества; мониторинг его состояния; разработка эффективных форм и моделей взаимодействия приграничных регионов; подготовка проектов и программ сотрудничества; информационное сопровождение мероприятий по программам приграничного сотрудничества. В деятельности таких центров надо активно использовать печатные и электронные средства массовой информации. С этой целью необходимо будет создать: печатный орган, Информационный интернет-портал межрегионального и приграничного сотрудничества России и Казахстана, а так же сайты региональных Комиссий по приграничному сотрудничеству.
В целом, межрегиональное и приграничное сотрудничество России и Казахстана стало важной составляющей в межгосударственных отношениях двух стран. Его потенциал стороны планируют существенно усилить в будущем. Договором между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке предусмотрено расширение сотрудничества в торговой, экономической, инвестиционной, научной областях с целью выведения на качественно новый уровень производственной и научнотехнической кооперации, непосредственных контактов между хозяйствующими субъектами, взаимодействия на уровне регионов (ст.111).
Декларация между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о вечной дружбе и сотрудничестве, ориентированном в XXI столетие. Москва, 6 июля, 1998.
Закон Российской Федерации «О ратификации Соглашения об основных принципах приграничного сотрудничества государств - участников договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года».
Европейская хартия пограничных и черезграничных регионов // Экспресс-информация отдела информационно-аналитической работы
Парламента Республики Казахстан, 2003.
Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации.
Соглашение о двустороннем межпарламентском сотрудничестве // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Санкт- Петербург. 2000. Май.
Межправительственное Соглашение о приграничном сотрудничестве PK и РФ на 1999-2007 гг. сентябрь 1999.
Программа приграничного сотрудничества о приграничном
сотрудничестве PK и РФ на 1999-2007 гг.
Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (Москва, 25 мая 1992 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992.
Дополнительный протокол к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (Страсбург, 9 ноября 1995 г.) ETS № 159 // Бюллетень международных договоров. 2009. № 8.
Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей ETS № 106. // Бюллетень
международных договоров. - 2003. - № 10.
Конвенция о приграничном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств // Бюллетень международных договоров. 2010. № 1. С. 4-5.
Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 8.
О проекте Федерального закона № 351626-5 «Об основах приграничного 9.
Публичные выступления, речи глав государств, правительств,
приграничных регионов и МИД
Елагин В.В. Вступительное слово. «Внешнеэкономические связи России: опыт Оренбургского региона». Оренбург. 1999. С. 7.
Назарбаев Н.А. Год России в Казахстане // Астана. 2004. № 1.
Назарбаев Н.А. Казахстан и Россия: добрососедство и сотрудничество // Казахстанская правда. 2004. июнь.
Назарбаев Н.А. Москва - Астана: эстафета принята. Лидеры дружественных стран объявили о начале Года России в Казахстане // Казахстанская правда. 2004. 9 января.
Назарбаев Н.А. Народы, культуры, религии: интеграция экономик, сотрудничество культур // Евразия. 1995. № 1. С. 10.
Назарбаев Н.А. Региональная интеграция и евразийство // Мысль. № 5. 2004.
Назарбаев Н.А. Региональная интеграция и евразийство // Мысль. № 5. 2004.
Назарбаев Н.А.Приветственное слово по случаю визита Президента Российской Федерации В. Путина // Правительственный бюллетень. 2004. №
1.
Путин В.В. Выступление на открытии Года Казахстана в России // Дипломатический вестник. 2003. № 3.
Путин В.В. Границы дружбы и доверия / Комсомольская правда. 2005. 19 января.
Путин В.В. Эстафета дружбы: объявлен Год России в Казахстане // Мысль. № 2. 2004.
Статистический источники
Регионы Казахстана. Астана, 2013. 28 с.
Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012. М., 2012. 990 с.
Российский статистический ежегодник. 2012. М., 2012. 786 с.
Таможенный союз и приграничное сотрудничество Казахстана и России. Санкт-Петербург: Центр интеграционных исследований, 2012 . 56 с.
Документы Документы Содружества Независимых Государств, ШОС, ЕвраЗЭС, Форума пограничного сотрудничества
Межрегиональное и приграничное сотрудничество государств- участников СНГ: проблемы и перспективы (информационно-аналитический доклад) Содружество Независимых Государств / Исполнительный комитет СНГ. М., 2006. 240 с.
Межрегиональное и приграничное сотрудничество в
государствахучастниках СНГ (информационно-аналитическая записка). Содружество независимых государств / Исполнительный комитет СНГ. - М., 2011. 77 с.
Выступление Министра регионального развития России И.Н. Слюняева на X Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана //Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана 11 ноября 2013 г.Екатеринбург
Стенографический отчет: X Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана // Электронный ресурс. Режим доступа news.kremlin.ru/news/19597.
Выступление Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева на пленарной сессии IX Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России: Официальный сайт Президента Республики Казахстан. //
Электронный ресурс. Режим досутпа :
www.akorda.kz/ru/page/page_vystuplenie-prezidenta-respubliki-kazakhstan- nursultana-nazarbaeva-na-plenarnoi-sessii-ix-foruma-me_134806581.
Выступление Президента России В. В. Путина на X Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана. [Электронный ресурс]: Стенографический отчет : X Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана // Электронный ресурс. Режим доступа: news.kremlin.ru/news/19597.
Сборники и документов и материалов
Казахстанско-российские отношения 1991—1999 гг. // Сб. документов и материалов. Астана, 1999.
Периодические издания
Вестник Межпарламентской Ассамблеи
Дипломатический вестник
Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ Евразия
Казахстанская правда
Континент
Мысль
Независимая газета
Правительственный бюллетень
Исследования
1. Абдильдин Ж. К вопросу об истоках связей русского и казахского народов // Казахстанско-российское взаимодействие в XXI веке и вызовы глобализации. Астана, 2004.
2. Абишева К. Евразийское этноконтактное пространство и казахско- русская коммуникативная среда. Евразийство и Казахстан. Астана, 2003. Т. 2.
3. Абуов Н. Тамырство крепче дружбы // Мысль. 2001. № 7. С. 69-78.
4. Абыкаев Н.А. Приветственное слово //Вестник Совета Федерации. Астана. 2004. № 3. С. 13-19.
5. Айталы А.А. Казахская диаспора в России: проблемы и перспективы // Казахстанско-российское взаимодействие в XXI веке и вызовы глобализации. Астана. 2004. С. 172-178.
6. Алексеев Н.Н. Евразийцы и государство // Основы евразийства. М., 2002. С. 134-159.
7. Асылбеков М.Х., Галиев А.Б. Социально-демографические процессы в Казахстане (1917-1989). Алма-Ата, 1991.
8. Ахметов К.А. Культурное сотрудничество Казахстана и Российской Федерации в начале XXI в. // Казахстанско-российское взаимодействие в XXI веке и вызовы глобализации. Астана. 2004. С. 189-208.
9. Богомолов О.Т. Анатомия глобальной экономики. М., 2003.
10. Богомолов О.Т. Размышления о насущном. М., 2003.
11. Бронин О., Быков А. Региональные аспекты российско- казахстанского пограничья // Центральная Азия и Кавказ. 2003. № 1. С. 180¬189.
12. Булекбаев С., Инкарбаев Е. Евразийство как идеология
государственности // Евразийское сообщество. 2002. № 1. С. 5-13.
13. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. Евразия:
Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992.
14. Григорьев В.В. Кочевой быт и исследования в степях // Восточное обозрение. 1882. № 12.
15. Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.
16. Гумилев JI.H. Основы евразийства. М., 2002.
18. Гумилев JI.H. Скажу вам по секрету, что если Россия будет спасена, то только как евразийская держава // Основы евразийства М., 2002.
19. Гумилев JI.H. Чингисхан и неожиданный ракурс. Основы
евразийства. М., 2002.
20. Густов В.А., Манько В.Х. Россия — СНГ: путь интеграции тернист, но заманчив. С-Пб. -М., 2002.
21. Дьяченко С.А. Политический транзит в современном Казахстане. Астана, 2001.
22. Ертысбаев Е. Казахстан и Назарбаев: логика перемен. Астана, 2001.
23. Зорин В. Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. Алматы, 2002.
24. Иночкин В. Вглядись в глаза друга // Казахстанская правда. 21 января. 2003.
25. Итоги исторического визита // Российская газета. 21 января. 2005.
26. Кадырбекулы Д. Исторические истоки нашей дипломатии // Мысль. 1996. № 1.
27. Калинин А.Е., Болтникова Л.Ф., Матвеев В.А. Приграничное
сотрудничество Оренбургской области Российской Федерации и сопредельных областей Республики Казахстан: опыт, проблемы и
перспективы. М., 2006.
28. Касымжанова Г. Евразийская идея в Казахстане // Мысль. 2004. № 6.
29. Киргизбаева Г. Дружба, проверенная временем / Казахстанская правда. 15 апреля. 2003.
30. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992.
31. Кожахметов Е., Федосеев С. Казахстан в сфере геополитических интересов мирового сообщества // Мысль. 2004. № 5.
32. Козина В.В. О концептуальном переосмыслении некоторых актуальных проблем исторической демографии // Казахстанско-российские взаимодействия в XXI веке и вызовы глобализации. Астана, 2004.
33. Козыбаев И. Дипломатия Казахстана: страницы истории. Алматы,
2001.
34. Конрад Берне. Казахстан празднует тринадцать лет независимости // Казахстанская правда. 2005. 8 января.
35. Котов А.К. Суверенный Казахстан: гражданин, нация, народ. Алматы, 1999.
36. Кошанов А. Неолиберальная концепция глобализации и система экономических интересов Республики Казахстан // Евразийское сообщество.
2002. № 4.
37. Купеева Ф.Т. Некоторые аспекты сотрудничества России и Казахстана в сфере образования // Казахстанско-российское взаимодействие в XXI веке и вызовы глобализации. Астана, 2004.
38. Кушербаев К. Панорама содружества. М., 2004.
39. Мамраев Б.Б. Идея евразийства в социокультурных контекстах Казахстана (филиация традиционного и модернистского) // Евразия. 2001. № 1.
40. Мансуров Т. Казахстан и Россия. М., 1997.
41. Матвиенко В. Центр и регионы во внешней политике России // Международная жизнь. 1996. № 8.
42. Миронов С.М. Дни Сената Парламента Республики Казахстан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. М., 2004.
43. Национальные интересы и проблемы безопасности в меняющемся мире // Материалы междисциплинарного семинара. М. 2003.
43. Нурманбетова Д.Н. Проблемы философии истории в творчестве Л.Н.Гумилева // Евразийство и Казахстан. Астана, 2003. Т. 1.
44. Орлова И.Б.Евразийская цивилизация. М., 1998.
45. Панарин А.С. Горизонты глобальной гражданской войны // Простор. 2004. январь.
46. Панарин А.С. Горизонты России в постлиберальную эпоху // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 2. С. 3-14.
47. Панарин А.С. Искушение глобализации. Москва, 2000.
48. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., 2003.
49. Полежаев T.K. Россия и Казахстан обречены на сотрудничество // Аргументы и факты в Казахстане. 2004. № 10.
50. Прозрачные границы. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России / Под. ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. М., Волгоград, 2002.
51. Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики). М., 1999.
52. Рыбаков С. Анатомия деструктивности // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2001. № 4. С. 17-24.
53. Савицкий П.Н. Географические и геополитические основы евразийства // Основы евразийства. М., 2002. С. 297-304.
54. Султанов К. Реформы в Казахстане и Китае. Астана, 2000.
55. Сыроежкин К.Л. Мифы и реальность этнического сепаратизма в Китае и безопасность Центральной Азии. Алматы, 2003.
56. Таджуддин Т. Евразийство есть самый гармоничный и искренний российский патриотизм // Основы евразийства М., 2002.
57. Токаев К. Под стягом независимости. Алматы, 1997.
58. Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков. М., 1999.
59. 10 лет СНГ - поиски, потери, приобретения // Материалы международной конференции / Под. ред. М.М. Наринского, JI.B. Мальгина. М., Волгоград, 2002.