Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Снижение уровня тревожности старших дошкольников посредством сказкотерапии (Тверской государственный университет)

Работа №89298

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы94
Год сдачи2021
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МДОУ д/с №16 (г. Тверь).
Выборка: 25 человек.
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (методические материалы).

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШИХ ДОКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ. 7
1.1 Психолого-педагогические особенности старших дошкольников 7
1.2 Тревожность и её проявления у старших дошкольников 13
1.3 Сказкотерапия как технология коррекции эмоциональной сферы дошкольников. 20
Глава 2. Эмпирическое исследование по снижению уровня тревожности старших дошкольников посредством сказкотерапии 32
2.1 Диагностика уровня тревожности старших дошкольников 32
2.2. Комплекс мероприятий по снижению уровня тревожности дошкольников посредством сказкотерапии 42
Заключение 70
Список литературы 73
Приложения 77


Программы поведенческой психокоррекции, такие как сказочная терапия, плохо реализуются в дошкольных учреждениях из-за отсутствия психологов в большинстве детских садов. А эмоциональные состояния возникают в процессе жизни ребенка и определяют не только уровень информационного и энергетического обмена (как функциональные состояния), но и направление поведения.
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) гласит: «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1. Обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребёнком;
- уважительное отношение к каждому ребёнку, его чувствам и потребностям;
2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности (игровой, проектной, познавательной и т.д.)»
Это объясняет актуальность данной работы.
Объект исследования – тревожность у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – снижение тревожности старших дошкольников посредством сказкотерапии.
Цель исследования: на основе теоретического исследования разработать и апробировать комплекс мероприятий по снижению уровня тревожности у старших дошкольников посредством сказкотерапии.
Гипотеза исследования: при использовании в коррекционной работе такой техники, как сказкотерапия, которая призвана формировать позитивные эмоциональные состояния и улучшать общий фон настроения, возможно добиться положительной динамики в снижении тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Данная цель определяет следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы определить: психолого-педагогические особенности старших дошкольников; сущность понятия тревожности и её проявление у старших дошкольников; особенности сказкотерапии как технологии коррекции эмоциональной сферы дошкольников.
2. В ходе эмпирического исследования:
Подобрать диагностический инструментарий по определению тревожности у старших дошкольников и провести диагностику; разработать и апробировать комплекс мероприятий по снижению тревожности старших дошкольников посредством сказкотерапии; определить уровень тревожности старших дошкольников на контрольном этапе исследования; разработать практические рекомендации по результатам исследования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием методов статистической обработки данных эксперимента.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в настоящем исследовании результаты могут использоваться при разработке программ по снижению тревожности детей старшего дошкольного возраста, а также могут быть использованы педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений для улучшения качества воспитательного процесса и формирования комфортной атмосферы в детском коллективе
В работе применялись следующие теоретические и практические методы исследования:
Изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования; педагогическая диагностика, количественная и качественная обработка результатов исследования
Эмпирическая база: исследование проводилось на базе детского сада №62 города Твери, в исследовании принимали участие 25 детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объём работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Общий объём работы 75 страниц, список литературы включает 69 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В качестве объекта исследования в работе выступает эмоциональное состояние у детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования является коррекция негативных проявлений эмоциональных состояний старших дошкольников по средством сказкотерапии.
Главная цель работы состоит в том, чтобы на основе теоретического исследования разработать и апробировать комплекс мероприятий по коррекции негативных проявлений эмоциональных состояний у старших дошкольников по средство сказкотерапии.
В ходе анализа были определены психолого-педагогические особенности старших дошкольников, особенности их эмоциональной сферы и ее негативные проявления. Также, были выявлены особенности сказкотерапии как технологии коррекции эмоциональной сферы дошкольников.
В ходе эмпирического исследования был подобран диагностический инструментарий по определению особенностей эмоциональных состояний старших дошкольников. Был предложен и разработан комплекс мероприятий по коррекции негативных проявлений эмоциональных состояний дошкольников по средствомсказкотерапии. При определении особенностей были разработаны практические рекомендации по результатам проведенного исследования.
Из моей дипломной работы можно сделать вывод о том, что дошкольный возраст является ключевым периодом в жизни любого ребенка. Повышение уровня развития ребенка возможно тогда, когда работы строятся с учетом его индивидуально-психологических особенностей. Важным фактором эмоциональной сферы старшего дошкольника является преобладание его чувств над всеми сторонами деятельности. Его эмоции прежде всего характеризуются непосредственностью, непроизвольностью, и яркостью. В таком возрасте дети отличаются неустойчивым настроением, у них появляются новые и более сложно ощутимые чувства. Например, чувства гармонии, красоты, интеллектуальные и т.д. У детей формируется внутренний мир в котором он учится анализировать новые возникающие чувства, давая им оценку.
Главной задачей для многих психологов в таком возрасте является снижение уровня тревожности эмоционального состояния детей. Если тревожность сильно повышена, то это сильно затрудняет процесс общения и социальной адаптации. В таком возрасте у детей часто можно заметить вспыльчивость, пассивность или гиперактивность.
Проведение мероприятий по средством сказкотерапии помогает снизить уровень негативных психоэмоциональных проявлений у детей старшего дошкольного возраста. Сказкотерапия является методом, который используют сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствований взаимодействий с окружающим миром.
Проведение исследования дало возможность подтвердить эффективность программы психокорекционного воздействия методом сказкотерапии.
Гипотеза о том, что при использовании в коррекционной работе такой техники, как сказкотерапия, которая призвана формировать позитивные эмоциональные состояния и улучшать общий фон настроения, возможно добиться положительной динамики в снижении тревожности у детей старшего дошкольного возраста – подтвердилась.

Проведение предложенных мероприятий способствует оптимизации эмоционального состояния и снижению негативных проявлений. Также сказкотерапия помогает проявлению радостных эмоций, удовольствия и интереса.
Результаты исследования могут послужить основой для развития исследовательской работы в области профилактики негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста.
В рамках последующего исследования проблемы следует разработать программу психопрофилактической направленности, которые будут адресованы родителям. Также, это подразумевает обучение воспитателей и педагогов навыкам психологического консультирования.



1. Адлер, А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. – М.: Айрис – пресс, 2009. – 272 с.
2. Азовцева, Г.А. Сказкотерапия для детей. М.: Сфера, 2013. – 177 с.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии. СПб.: Питер, 2007. – 964 с.
4. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей.– М.: Академия, 2012. – 216 с.
5. Аракелов, Г.Г. Факторы стресса // Психология образования. – М., 2008. – С. 26-29.
6. Аспер, К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка. – М.: Добросвет, 2013. – 366 с.
7. Астапов, В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 160 с.
8. Берн, Э. За пределами игр и сценариев. – Минск.: Попурри, 2008. – 464 с.
9. Беттельхейм, Б. Психоанализ волшебных сказок. – М.: АСТ, 2007. – 182 с.
10. Божович, Л.И. Проблемы формирования. – М.: НПО «МОДЭК», 2008. – 352 с.
11. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010. – 432c.
12. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2007. – 456 с.
13. Венгер, Л.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2007. – 160 с.
14. Выготский, Л.С. Учения об эмоциях. – М.: Книга по требованию, 2012. – 160 с.
15. Гарднер, Р. Психотерапия детских проблем. – СПб.: Речь. 2012. – 416 с.
16. Гнездилов, А.В. Психотерапевтические сказки. – М.: АСТ, 2013. - 260 с.
17. Горбачева, В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки. – М.: Наука, 2013. – 151 с.
18. Грабенко, Т.М. Игры в сказкотерапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2011. – 208 с.
19. Гузеев, В.В. Преподавание. От теории к мастерству. – М.: Школьные технологии, 2009. – 288 с.
20. Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
21. Дерманова, И.Е. Тест тревожности. – СПб.: Речь, 2012. – 34 с.
22. Дистерверг, А. О природосообразности и культуросообразности в обучении / Народное образование. – М., 2008. – С. 40-42.
23. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. –М.: Педагогика, 2010. – 360 с.
24. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985. - 184 с.
25. Зинкевич-Естигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии– М.: Сфера, 2014. – 234 с.
26. Изард, К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
27. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. Тбилиси, 1966. - С. 49-57.
28. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. – М., 195c.
29. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Академия, 2007. – 456 с.
30. Кондаков, И.М. Психологический иллюстрированный словарь. – М.: АСТ, 2009. – 729 с.
31. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. – М.: АСТ, 2009. – 404 с.
32. Лакан, Ж. Тревога. – М.: Гнозис, 2010. – 424 с.
33. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология. – М.: Академия, 2006. – 480 с.
34. Лейстнер, Л. Психология сказки. – М.: Академия, 2008. – 289 с.
35. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2011. – 191 с.
36. Локк, Дж. Мысли о воспитании. – М.: Академия, 2008. – 668 с.
37. Лысенко, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности/ Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт // Психологический журнал. – М.,2007. – 34-38.
38. Макклелланд, Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
39. Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента. – М.: АСТ, 2012. – 168 с.
40. Немов, Р.С. Психология. – М.: Юрайт, 2014. – 639 с.
41. Осорина, М.И. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2015. – 304 с.
42. Павлов, И.П. Мозг и психика. – М.: МОДЭК, 2008. – 360 с.
43. Пезешкян, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М.: Владос, 2011. – 464 с.
44. Песталоцци, И. Книга для матерей. – М.: Карапуз, 2009. – 256 с.
45. Петровский, А.В. Психология. – М.: Академия, 2009. – 512 с.
46. Поддьяков, Н. Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. – М.: Педагогика, 2012. – 200 с.
47. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. – СПб.: Сфера, 2009. – 91 с.
48. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2009. – 334 с.
49. Пропп, В. Морфология сказки. – М.: Наука, 2005. – 152 с.
50. Раттер, М. Помощь трудным. – М.: Книга по требованию, 2012. – 420 с.
51. Речицкая, Т.Г. Психология сказки и метафоры. – М.: Сфера, 2009. – 180 с.
52. Рогов, Е. И. Эмоции и воля. – М.: Владос, 2009. – 240 с.
53. Роджерс К. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. - 1995, №1. - с. 132-139.
54. Руссо, Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании. М.: Педагогика – Пресс, 2012. – 164 с.
55. Савина, Е.А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей. – М.: Книга по требованию, 2008. – 224 с.
56. Салливан, Г.С. Межличностная теория психиатрии. – М.: Питер, 2007.– 245 с.
57. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2007. – 350 с.
58. Сильвестр, А.И. Психология самосознания у дошкольников. М.: Сфера, 2012. – 302 с.
59. Соколов, Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М.: Сфера, 2014. – 309 с.
60. Спилбергер, Ч.Д. Изучение оценочной тревожности. М.: Речь, 2010. – 80 с.
61. Фон Франц, М.Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. – М.: Класс, 2009. – 313 с.
62. Фрейд, З. Тревога и тревожность. – М.: Пер сэ, 2012. – 240 с.
63. Фромм, Э. Бегство от свободы. – М.: АСТ, 2011. – 272 с.
64. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Акад. проект, 2008. – 207 с.
65. Хухлаева О.В Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М.: Генезис, 2005. — 176 с.
66. Чашкин, Ю.Р. Математическая статистика. Анализ и обработка данных. – Ростов.: Феникс, 2010. – 240 с.
67. Эльконин, Д.Б Детская психология, – М.: Академия, 2011. – 384 с.
68. Юнг, К.Г. Психоанализ и искусство. – М.: Академия, 2012. –317 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ