Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТАЙВАНЬ ПОД ВЛАСТЬЮ ГОМИНЬДАНА: ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Работа №89297

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы60 с.
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Складывание однопартийного режима Гоминьдана на Тайване 10
1.2. Инструменты легитимации и консолидация режима 16
Глава 2. Политические процессы в Китайской республике в 70-х - 90-х гг.
XX века 28
2.1. Политическая трансформация режима на Тайване 28
2.2. Анализ факторов демократического транзита Китайской республики в
контексте международного опыта 46
Заключение 58

Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, исследуемый период представляет собой один из уникальных примеров стратегии мирной и постепенной демократизации и перехода государства с авторитарным, военным режимом, оформившимся на Тайване в начале 1950-х к демократическому, экономически развитому и политически свободному государству в рамках конфуцианского общества.
Во-вторых, в ключе демократизации пример Тайваня может быть полезен в исследовании современных политических процессов, протекающих в КНР. Как считает Юнь-Хань Чу , ситуация, которая стоит перед руководством КПК сейчас, во многом похожа на те задачи, которые приходилось решать руководству ГМД в 1970 - 1980-е годы. В этом плане опыт Тайваня может быть весьма полезен для более полного понимания и прогнозирования некоторых политических процессов специалистам широкого круга научных дисциплин.
В-третьих, исследование процесса становления режима ГМД, последующего демократического транзита и легитимности власти важен и для понимания одной из спорной в востоковедении проблемы территориальной принадлежности Тайваня и отношений Китая, КР и США в регионе в целом.
В-пятых, исследование демократического транзита на Тайване и ряда его факторов в контексте международного опыта позволит проанализировать специфику перехода, дать более полное понимание о соотношении различных групп факторов.
В-шестых, исследование может быть актуальным в контексте дискуссии о либерализации в России, вариантах незападной демократии и исторических перспективах авторитарных режимов.
Объект исследования: история Китайской республики во второй половине XX в.
Предмет исследования: эволюция политического режима на Тайване.
Историография: изучением проблемы занимается большое количество русскоязычных и иностранных специалистов. Среди западных и тайваньских историков первые серьезные работы начинают появляться в конце 1980-х годов, а спустя некоторое время и в России. Политическая модернизация Тайваня освещена в научных работах, статьях, докладах, аналитических заметках, сборниках, книгах. Данной проблеме уделено внимание в работах таких исследователей как А.Г. Ларин, В.Р. Харлов, В.Г. Буров. Из иностранных исследователей: Найте Ву, Тун-цзен Чен, Пётр Прибила, Юнь- Хань Чу, Хун-мао Тьен, Скримати Чакабрати, Джеффри Д. Маклей, Ли Мэн Юань, Цзявэй Чэнь, Дж. Брюс Джейкобс и т.д.
Историк В.Р. Харлов, сотрудник Томского государственного университета, посвятил исследованию процесса демократизации несколько научных работ, в числе которых “Внутренние факторы демократизации режима на Тайване” и “Американский фактор демократизации общественно¬политической жизни Тайваня” . В своих работах он ставит задачу проанализировать переход к демократии и его зависимость от смены политических элит, общественного мнения, диалога оппозиции и власти и внешнеполитических факторов.
А.Г. Ларин, ведущий научный сотрудник Центра прогнозирования российско-китайских отношений, в своей работе рассматривает историю Тайваня как особый социально-исторический феномен, уделяя большое внимание вопросу и истокам тайваньского сепаратизма .
В.Г. Буров, сотрудник института философии РАН, посвятил исследованию проблемы обширный научный труд . В его монографии рассматривается процесс экономической и политической модернизации тайваньского общества. В этой связи подробно анализируется идейно-политическая доктрина Гоминьдана, изложенная в работах Сунь Ятсена и Чан Кайши, выступлениях Цзян Цзинго и Ли Дэнхуэя. Большое место уделено демократическим преобразованиям, происходящим на острове в течение последних десяти лет, дается изложение программных документов Демократической прогрессивной партии и Новой партии. Особое внимание уделено показу роли культурных традиций, прежде всего конфуцианства в процессе модернизации.
Профессор политологии Юнь-Хань Чу в докладе “Тайвань и демократическое будущее материкового Китая” в рамках конференции “Демократия в восточной Азии и Тайвань в глобальной перспективе” представил доклад, в котором сравнивает политические процессы в Китайской республике и КНР .
Проблема демократического транзита Китайской республики чрезвычайно комплексна и включает в себя несколько аспектов. Вопрос влияния гражданского общества на процесс демократизации поднимали Малявин В.В. , Ли Мэн Юань , Работяжев Н. , Чудодеев Ю.В. и другие . Аспект традиционных ценностей в процессе модернизации освещали в своих работах Цзя-вэй Чэнь , Корниенко Т.А. , К.С. Гаджиев . Проблема китайского национализма в официальной политике партии Гоминьдан исследуется в работах Нечай А.А. , Каимова А.С. , Ишутина Ю.А., Поповичева Ю.Н.
Цель работы: рассмотрение процесса становления однопартийного режима Гоминьдана на Тайване, его трансформации, либерализации и демократизации в период с 1950-х по 2000 г.
Задачи работы:
1. проанализировать процесс реформы системы государственных органов в Китайской республике
2. Изучить факторы легитимации и консолидации режима партии Гоминьдан
3. Рассмотреть процесс политической трансформации на Тайване в 70-х - 90-х годах ХХ века
4. Осуществить сравнительный анализ демократического транзита Тайваня и ряда его факторов в контексте международного опыта.
Хронологические рамки исследования: 1950-е - 2000 г. Выбор конкретного временного периода обусловлен тем фактом, что именно со второй половины XX века правительство Китайской республики начинает функционировать в тех территориальных рамках, в каких мы знаем ее сегодня. Выбор 2000 г. как верхней хронологической рамки исследования обусловлен потерей представителем партии Гоминьдан президентского поста в результате равных и прямых демократических выборов. 

Методологической основой исследования стала теория модернизации. На ее основе модернизация и становление национальных проектов рассматривается как процесс накопления технологически и социально передовых опытов и внедрения их в сочетании с историческими традициями и традиционными ценностями .
Среди использованных методов:
1) Исторический и сравнительно-исторический, благодаря которым можно выявить связь исторических событий.
2) Проблемно-хронологический метод, с помощью которого проблемы исследовались в исторической перспективе.
3) Системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов, в данном случае рассматривается проблема политической модернизации, которая сочетает исторические, политические, религиозные, экономические и международные аспекты.
4) Сравнительный метод, основываясь на котором выявлялись особенности каждого периода политического развития острова, сходства и различия их между собой, а также сходства и различия политической трансформации Тайваня в сравнительном контексте.
Источниковая база исследования представляет собой нормативные документы, законодательные акты, поправки к законам, международные соглашения и резолюции и среди которых:
1) Ф^КЙЖ^ (Чжунхуа миньго сяньфа / Конституция Китайской республики) - основной закон частично признанной Китайской Республики, который с 1949 года руководит «Свободной территорией Китайской Республики», де-факто включающей в себя остров Тайвань и некоторые близлежащие небольшие острова, и территории, не потерянные Гоминьданом во время Гражданской войны в Китае против китайских коммунистов. Основной закон был принят Национальным Учредительным собранием 25 декабря 1946 года и вступил в силу 25 декабря 1947 года, в то время, когда Республика Китай еще имела номинальный контроль над материковой частью Китая. Конституция создала централизованную республику с пятью ветвями власти. Большое влияние на принципы будущего конституционного устройства оказала доктрина Сунь Ятсена “Три народных принципа”.
2) Й1ЙЯ^ffl ^ ^Ш^ (Дунъюань каньлуань шици линьши тяокуань / “Временные положения, действующие в период восстания”) - поправки в Конституцию, имевшие силу вплоть до 1991 года . Первый ряд положений был принят еще в 1948 длительностью на три года, но после побега на Тайвань действие положений возобновлено. Они фактически аннулировали Конституцию и устанавливали военное положение на Тайване, сокращали гражданские и политические свободы. Официальное обоснование этих положений состояло в продолжающейся гражданской войне в Китае, но с переходом от гоминьдановской однопартийной системы эти положения были отменены.
4) Договор о взаимной обороне между Китайской республикой и США - соглашение от 2 сентября 1954 года, гарантировавшее помощь и военную поддержку в случае нападения на одну из стран . Договор был направлен на поддержание законности Китайской Республики как единственного правительства, юридически действительного на территории материкового Китая
5) Акт отношений с Тайванем - законодательный акт, принятый конгрессом США в результате установления дипломатических отношений с КНР и аннулирования “Договора о взаимной обороне между Китаем и США” . Важным стало изменение официальной формулировки в адрес Тайваня (больше не “Китайская Республика”, а “Руководящие органы Тайваня”). Формулировка о предоставлении военной помощи становится более размытой, что с одной стороны должно было удержать Тайвань от провозглашения независимости, а с другой стороны - удержать КПК от попыток захватить Тайвань. Акт регулирует отношения между Тайванем и США до настоящего времени.
6) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2758- в соответствии с этой Резолюцией, право представительства Китая перешло от Республики Китай к Китайской Народной Республике, включая место постоянного члена Совета Безопасности ООН. Стало важным событием во внешней политике КР .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе исследования можно сделать следующие выводы: перед правительством ГМД в начале 1950-х стояла сложная задача. Обеспечение поддержки местного населения, стабильного экономического роста и безопасности. С точки зрения исторического опыта, Чан Кайши удалось довольно эффективно реформировать партию и сделать ее массовой, обеспечить выполнение всех пунктов, мобилизовать население, провести успешную аграрную реформу и воплотить в жизнь ряд мер направленных на легитимацию режима Гоминьдана, а экономическая политика этого периода вошла в историю как “Тайваньское экономическое чудо”.
Процесс демократизации в 1970 - 1980-х представляет собой плавный и постепенный переход от авторитаризма к демократии. Происходит либерализация режима, упрочнение местной, тайваньской идентичности, признание местной культуры, ослабляется контроль над политической и культурной сферами. Происходит также и постепенная деэскалация конфликта вокруг проблемы принадлежности Тайваня.
Процесс демократизации можно рассматривать с двух сторон: с одной - демократизация стала реакцией на конкретные внешнеполитические трудности, с которыми сталкивался остров. С другой стороны, это сознательная политика тайваньских властей для достижения конкретных внешних и внутренних целей. Если говорить о реальных примерах в контексте ключевых внешнеполитических задач Тайваня, то демократизация, с одной стороны, была направлена на создание образа дружественной и в определенной степени предсказуемой страны в противовес Китаю, которая может гарантировать стабильные и взаимовыгодные торгово-экономические отношения или оборонительно-военное партнерство. С другой стороны, демократизация - это вынужденный процесс, который развивался под давлением, главным образом, США, требовавших соблюдения гражданских прав и свобод на острове. Во внутренней политике сыграл свою роль растущий запрос на изменения в обществе, который выдвигался новым средним классом, сложившимся благодаря всеобщему образованию, росту благосостояния и проникновению западных идей.
Подводя итоги, можно сказать, что благодаря совокупности социальных, экономических, культурных, внешне- и внутриполитических факторов, Тайвань представляет один из немногих примеров успешного построения экономически развитого и относительно политически свободного национального государства в Восточной Азии. С 2000 гг. происходит три мирных передачи власти между конкурирующими партиями, процесс либерализации получает свое дальнейшее развитие. По оценкам Freedom House сейчас уровень политических свобод на Тайване равен Германии и Великобритании , что, если учесть отсутствие демократического опыта, мирный характер демократизации, ее успешную консолидацию и постоянную военную угрозу, делает Тайвань одним из уникальных примеров.



1) Ф^КЙЖ^. Конституция Китайской республики / Википедия:
сайт. - URL:
https://zh.wikisource.org/wiki/%E4%B8%AD%E8%8F%AF%E6%B0%91%E5% 9C%8B%E6%86%B2%E6%B3%95 (дата обращения: 20.05.2018) (дата обращения: 20.05.2018)
2) ЙДЖИН^^^Н^Ш^ / Временные положения, действующие на
период восстания / Википедия: сайт. - URL:
https://zh.wikisource.org/wiki/%E5%8B%95%E5%93%A1%E6%88%A1%E4%B A%82%E6%99%82%E6%9C%9F%E8%87%A8%E6%99%82%E6%A2%9D%E 6%AC%BE (дата обращения: 20.06.2018)
3) Три народных принципа. Газета Минь Бао. 1905 г. / Википедия: сайт. -URL:
https://en.wikipedia.org/wiki/Three Principles of the People#/media/File:The or gan of Tongmen Hui.png (дата обращения: 20.05.2018)
4) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2758. ООН: сайт. - URL: http://www.un.org/en/ga/search/view doc.asp?svmbol=A/RES/2758(XXVI)&Lan g=R (дата обращения: 20.05.2018)
5) Mutual Defense Treaty Between the United States and the Republic of
China / Вашингтон, США, 2 декабря 1954 г. URL -
http: //avalon.law. yale. edu/20th century/chin001. asp#art 1 (дата обращения: 20.05.2018)
6) Taiwan Relations Act / Вашингтон, 1 сентября 1979 г. - URL: http://www.ait.org.tw/en/taiwan-relations-act.html (дата обращения: 20.05.2018)
Список литературы
1. Буров В. Г. Модернизация тайваньского общества. - URL: http://www.fedy-diary.ru/?page id=5794 (дата обращения: 12.06.2019)
2. Буров В.Г. Тайвань вчера и сегодня // Азия и Африка сегодня. 2009. № 12 (629). С. 25-29.
3. Воскресенский А.Д. Общие закономерности, региональная специфика и концепция незападной демократии // Сравнительная политика. 2011. Т. 2. - № 1 (3). - С. 44-70.
4. Гайдар Е.Т. Авторитарные режимы: причины нестабильности // URL: http: //ecsocman. hse. ru/data/2010/12/13/1214861999/Gaidar. pdf
5. Головачёв В.Ц. Этническая история и политика Тайваня в трудах тайваньских ученых (эволюция историографических подходов в 1980-е - 2010-е г.) // Общество и государство в Китае. 2012. № 42-2. С. 292-299.
6. Ефремов О.А. Национальный либеральный проект как альтернатива революции и полицейскому государству // Философия политики и права. 2017. № 8. С. 90-129.
7. Ишутина Ю.А. Эволюция официального национализма на Тайване // Россия и АТР. 2007. - № 3. - С. 110-117.
8. Корниенко Т.А. Политические практики модернизации государств Восточной и Юго-восточной Азии // Современные проблемы науки и образования - 2015. - № 2-2. - С. 877.
10. Каимова А.С.К вопросу о “тайваньской культурной идентичности” // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 1. С. 134-144.
11. Каимова А.С. Проблемы интерпретации понятия “тайваньская идентичность” // Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2013. -№ 2. С. 27-39.
12. Кузьминов М.В. Президентские выборы на Тайване 2000 г.: основные причины поражения партии Гоминьдан // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. -2009. - № 3. - С. 339 - 345.
13. Кузьминова А.С. "Белый террор" на Тайване. (Реконструкция событий 50-х гг. 20 в.). // Проблемы Дальнего востока. -2009. - № 4. - С. 121
- 135.
14. Куньщиков М.Н. Развивающиеся страны Азии: национальные монополии и политика // - М.: Наука. 1981. - 198 с.
15. Ларин А.Г. Тайвань - социально-экономический, политический, идеологический феномен // История и современность. -2006.- №1. - С. 72 - 88.
16. Ларин А.Г. Два президента, или Путь Тайваня к демократии // Проблемы Дальнего Востока. - 2001. - № 2. С. 184-186.
17. Ларин А.Г. Тайваньская модернизация на фоне российской и китайской // Мировая экономика и международные отношения. 2011. - № 12.
- С. 79-88.
18. Ли Мэн Юань. Гоминьдан и местные группировки на Тайване: о возможности размывания традиционной базы власти партии ГМД // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - М. 2011. T.10. C. 102 - 110.
19. Ли Мэн Юань. Эволюция взаимодействия Гоминьдана и местных политических группировок в избирательном процессе на Тайване / М. Ю. Ли // Вестник МГУ. Серия 13: востоковедение. - М. 2012. T. 13. №1. C. 59 - 68.
20. Малявин В.В. Демократическая прогрессивная партия и особенности политического строя на Тайване // Проблемы Дальнего Востока. 2012.- №6. - С. 118 - 129.
21. Селиванов И.Н. Другие территории Китая // Новейшая история стран Азии и Африки: XX век. - 2004. - С 157 - 166.
22. Симоненко О.А. Идея суверенитета Китая в тайваньском и международном дискурсе // Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее регионализации и глобализации: материалы IX Международной научно¬практической конференции. - 2017. - С 126 - 135.
23. Смирнов Д.А. Основные аспекты эволюции двух политических режимов в Китае // Исторические события в жизни Китая и современность: материалы Всероссийской научной конференцию. - 2016. - М. - С. 369 - 383.
24. Работяжев Н. Гражданское общество: логика, пути, факторы становления // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 1.
- С. 115-127.
25. Харлов В. Р. Американский фактор демократизации общественно-политической жизни Тайваня // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 400. С. 157-161.
26. Харлов В. Р. Внутренние факторы демократизации режима на Тайване // Вестник Томского государственного университета. - 2016. - № 402.- С. 148-154.
27. Хорос В. Г. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М.: Наука. 1996.
28. Федоров В.А. Эволюция авторитарных режимов на Востоке. М.: Наука. 1992. - 199 с.
29. Цзян К.С. Взгляды американских ученых на партийную систему Тайваня // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS сборник статей победителей VII Международной научно-практической конференции.
- 2017. - С. 352-356.
30. Цзя-вэй Чэнь. Поставторитарная модернизация: проблематизация понятия на примерах стран конфуцианской цивилизации // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. № 53. - С. 107 - 131.
31. Чудодеев Ю.В. КНР - Тайвань: политическая конфронтация или стабильное сосуществование // Общество и государство в Китае. 2009. № 39¬1. - С. 171 - 180.
32. Robert Ash. Taiwan’s Democracy: Economic and Political Challenges / Rovert Ash, John W. Garver, Penelope Prime // - 2013.- C. 216.
33. BaogangHe. Confucianism and Democracy. Testing Four Analytical Models in an Empirical World. - URL:
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:http://www.tfd.org.tw/exp ort/sites/tfd/files/publication/journal/059-084-Confucianism-and-Democracy.pdf (дата обращения: 12.06.2019)
34. Yun-han Chu. Taiwan and Mainland’s China Democratic Future // An International Conference on Democracy in East Asia and Taiwan in Global Perspective. Session IV: Democracy in China. - URL: http://www.asianbarometer.org/publications//bb9973443bd4f727db8d4f1b5d31e55 4.pdf (дата обращения: 20.05.2018)
35. Chien-Jung Hsu. The Construction of National Identity in Taiwan's Media, 1896-2012. - 2014. - URL: https://books.google.ru/books?id=qdhXAwAAQBAJ&printsec=frontcover&dq=is bn:9789004227705&hl=ru&source=gbs book other versions#v=onepage&q&f=f alse (дата обращения: 20.05.2018)
36. Samuel P. Huntington. Democracy’s Third Wave // Journal of Democracy. Spring 1991. - URL: https://www. ned.org/docs/Samuel-P- Huntington-Democracy-Third-Wave.pdf (дата обращения: 20.05.2018)
37. Samuel P. Huntington. The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century // University of Oklahoma Press. - 1991. - C. 366.
38. Jacobs Bruce J. Age of Consent // Far Eastern Economic Review. LXXXVI. - 1972 г. №14.
39. Jacobs Bruce J. Democratizing Taiwan. - 2012. - URL: https://books.google.ru/books?id=MAU9JjMcfsQC&lpg=PA61&ots=c3GafrdADk &dq (дата обращения: 25.06.2018)
40. Scott Mainwaring. Transitions to Democracy and Democratic Consolidation: Theoretical and Comparative Issues. -URL: https://kellogg.nd.edu/publications/workingpapers/WPS/130.pdf (дата обращения: 20.05.2018)
41. Petr Pribyla. Legitimizing Taiwanese Regime: Kuomintang’s Quest for Legitimacy And National Identity after 1949. - URL: https://is.muni.cz/th/219739/fss m/Thesis-final.pdf (дата обращения: 20.05.2018)
42. Anita Sharma. Taiwan Today / Anita Sharma, Sreemati Chakrabarti // - 2010. - URL: https://books.google.ru/books?id=a- cvIvPk8qYC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 20.05.2018)
43. Naiteh Wu, Tun-jen Cheng. Democratization as a Legitimacy Formula: The KMT and Political Change in Taiwan. - URL: http://moodle.nthu.edu.tw/file.php/28272/Wu and Cheng.pdf (дата обращения 20.05.2018)



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ