ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЕДИНООБРАЗИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 5
1.1 Сущность правосудия и судебной деятельности 5
1.2 Судебный прецедент (решение) как источник права 21
1.3. Сущность принципа единообразия судебной практики и судебное правотворчество 29
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ 35
2.1 Понятие конституционного контроля 35
2.2 Конституционный Суд Российской Федерации как орган конституционного контроля 44
2.3 Конституционные уставные суды 54
ГЛАВА 3. ОБЗОРЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЯ 80
Цель данной работы – проанализировать сущность и содержание деятельности органов конституционного контроля по обеспечению единообразия судебной практики.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
– проанализировать единообразие судебной практики;
– охарактеризовать судебный прецедент (решение суда) как источник права;
– исследовать сущность принципа единообразия судебной практики;
– выявить механизмы обеспечения реализации принципа единообразия судебной практики;
– раскрыть роль органов конституционного контроля по обеспечению единообразия судебной практики.
Среди методов и приемов исследований данной работы особенно хотелось бы выделить такие, как исторический подход, анализ и синтез законодательства, а также формально-юридический метод и метод сравнительного исследования.
Структура работы, сформирована с учетом объекта и предмета исследования. Первая глава работы посвящена исследованию сущности принципа единообразия судебной практики. Во второй главе работы анализируются практические особенности деятельности органов конституционного контроля по обеспечению единообразия судебной практики. Заключительная глава работы носит практический характер и раскрывает сущность деятельности Конституционного Суда РФ по обеспечению единообразия судебной практики.
Принцип единства судебной практики является одной из гарантий стабильности правоотношений: толкование правовых норм должно быть предсказуемым для их участников, законы должны действовать равно и одинаково для всех.
Требование единства практики применения норм законодательства всеми судами обусловливается балансом закрепленных статья 120 часть 1 Конституции РФ принципов независимости судей при осуществлении правосудия, верховенства Конституции РФ и федеральных законов в российской правовой системе, а также равенства всех перед законом и судом (ст. статья 4 часть 2, 15 ч. 1 и 2, ст. 19 Конституции РФ).
Конституционный Суд РФ многократно подтвердил это в своих Постановлениях. Из их системного толкования следует, что под единством судебной практики необходимо понимать правильное и единообразное применение судами на всей территории РФ федерального законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В интересах законности и единства судебной практики незаконные и необоснованные судебные акты подлежат отмене
Судебного прецедента в нашей судебной системе нет. Однако судебные решения (в том числе и приговоры) не должны выноситься вразнобой.
Многие вопросы у нас отданы на личное усмотрение судьи, оценивающего конкретные обстоятельства дела. А обстоятельства эти такие же разнообразные, как сама жизнь. Но общий знаменатель, к которому стремится судебная практика, все же есть.
Как правовое понятие в науке «единство (единообразие) судебной практики» все-таки существует, однако принцип такого единообразия в законе нигде не зафиксирован прямо.
Отчасти этот принцип вытекает из принципа равенства всех перед законом и судом (ч.1 ст. 19 Конституции), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 года № 11-П).
Напрямую понятие единообразия упоминается в Постановлениях Пленума ВС.
Нарушение единообразия проявляется в следующих формах:
а) В первую очередь - противоречие Постановлениям Пленумам Верховного суда (в данном случае это подкреплено правовыми нормами (ст.126Конституции, статьями 2 и 5 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации»). Верховный суд дает обязательные для судов разъяснения по вопросам судебной практики.
Каждый из Пленумов ВС РФ по уголовным делам (их более 70-ти) начинается с одинакового вступления: "В целях обеспечения единообразного применения судами норм..., а также в целях формирования единообразной судебной практики Пленум Верховного Суда РФ, постановляет дать судам следующие разъяснения...".
Иначе говоря, прямо закрепляется обязанность всех судов толковать и применять нормы именно так, как указано в конкретном Постановлении Пленума ВС.
В практическом ключе имеет значение лишь то, что ни один приговор не может прямо противоречить разъяснению Пленума. Если таковое вдруг случиться – то это и будет существенным нарушением закона (того закона, который Пленум растолковал так, «как надо»).
Собственно, при отмене такого приговора вышестоящий суд не укажет, что приговор нарушает единство практики, а значит подлежит отмене. Нет, он напишет, что приговор нарушат конкретную норму закона и сошлется на Постановление Пленума.
б) Во вторую очередь нарушение единообразия практики - это противоречие всем иным судебным актам Верховного суда или Президиумов региональных судов: Обзорам судебной практики, Ответам на вопросы, решениям по конкретным делам (но в данном случае, нарушение принципа единообразия уже не бесспорно, поскольку эти решения уже не имеют такой юридической силы).
в) В третью очередь - противоречие судебным решениям нижестоящих судов.
Судебную практику иногда полезно приводить в обоснование своих доводов. Но в уголовном процессе эффективность этого действа меньше, чем в гражданском или арбитражном процессе.
Можно сколько угодно приводить в целом разумный довод – почему в аналогичном деле суд так истолковал или применил закон, а в этом деле по-другому? Довод этот будет иметь скорее психологический характер, но не правовой (ведь все дела индивидуальны, а судебного прецедента у нас нет).
г) и в четвертую очередь – противоречие сложившейся практике по конкретной статье УК или в конкретном регионе. Есть ведь некая общая статистика, например – в среднем по ч.1 ст.105 УК (убийство) дают 9-11 лет. Санкция статьи 105 УК не привязана жестко к такому сроку, но так сложилось. Отклоняться от этой статистики никто особо не хочет, зачем выделяться – быть слишком «добрым» или «злым» судьей, дам как всегда и дают: не я такой, система такая.
Есть специфика правоприменения и с привязкой к местности – например, где-то не отпускают на УДО, а где-то вполне себе отпускают. Хотя условия для УДО одинаковые для всех регионов, как и закон.
Но, конечно, отклонение от такой усредненной и сложившейся статистики это и вовсе не нарушение. Правового смысла ссылаться на такое псевдонарушения нет (например, почему всех отпускают по УДО, а меня нет). Такую практику просто нужно учитывать, чтобы не витать в «теоретических облаках» при работе по конкретному делу.
Единообразная судебная практика считается необходимым компонентом и результатом судебной деятельности. Единство судебной практики способствует утверждению верховенства Конституции России и права в целом. Обеспечение единства судебной практики реализуется путем надзора за судебной деятельностью, следствием идентичной квалификации аналогичных юридических дел, либо формой судебного контроля, либо видом нормотворческой деятельности высших судов.
Решающую роль в единообразии судебной практики в Российской Федерации играет Конституционный Суд Российской Федерации. Новеллы конституционного судебного процесса направлены на повышение его эффективности. Упразднение палат Конституционного Суда Российской Федерации, легализация письменного производства, а также другие изменения позволят конструктивнее рассматривать дела и выносить гармоничные решения.
Сложившаяся практика Конституционного Суда РФ в области формулирования нормативности в решениях способствует укреплению единообразия в понимании положений законодательства, основанном на особенностях современной правовой ситуации и конституционных положений.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // "Российская газета", N 249, 22.12.2001.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // "Российская газета", N 220, 20.11.2002.
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ.- 29.07.2002.- N 30.- ст. 3012.
5. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.- 25.07.1994.- N 13.- ст. 1447.
6. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"(ред. от 30.10.2018) // СПС «Консультант Плюс» // Собрание законодательства РФ.- 06.01.1997.- N 1.- ст. 1.
7. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (ред. от 06.03.2019) // Собрание законодательства РФ.- 14.02.2011.-N 7.- ст. 898.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.10.2017 N 23-П // Российская газета. 2017. 17 октября.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 N 1-П // Российская газета. 2010. 10 февраля. N 5106 (27).
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 26.02.2010 N 4-П // Российская газета. 2010. 12 марта. N 5130 (51).
11. Определение Конституционного Суда РФ от 11.11.2008 N 556-О-Р // Российская газета. 2008. 28 ноября. N 4802 (0).
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.2013 № 29-П // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 1. – Ст. 79.
13. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.10.2017 № 24-П // Российская газета. – 2017. – № 7419 (253).
II. Научная и учебная литература
14. Астафьев А.Ю. Решения контролирующих судебных инстанций в механизме обеспечения эффективности правосудия // Российский судья. 2017. N 8. С. 21-22.
15. Банников И.А. Принцип осуществления правосудия только судом: // Арбитражный и гражданский процесс. 2017. N 2. С. 53-54.
16. Борисевич Г.Я. Продолжение судебной реформы во благо Российской Федерации // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. 2018. N 1. С. 445 – 446.
17. Бородин В.В. Конституционный контроль в Российской Федерации // Юридическая мысль.- 2016. № 71. С. 30-31.
18. Брежнев О.В. Обязательный судебный конституционный контроль в России: проблемы теории и практики // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 3. С. 67 – 68.
19. Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. - N 12.- 2012, С. 34-35.
20. Волков Р.Н. Понятие конституционного контроля в современной российской науке // Законность в современном обществе. 2016. №29, С. 12-13.
21. Гамбарян А. С. Применение правовой доктрины в судебной практике: перспективы правового регулирования. Уфа, 2016 – 71с.
22. Гильмуллин, А. Р. Проявление правовой доктрины в механизме российского государства. Казань, 2017 – 80с.
23. Григорьев К.Е. Реализация полномочий Конституционного Суда РФ: теория и практика // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Право. 2016. N 3. С. 192 – 193.
24. Григорьев К.Е. Решения Конституционного Суда РФ как источник российского права // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 1. С. 56 – 57.
25. Гук П.А. Функция нормотворчества высших судов России // Российская юстиция. 2019. N 3. С. 35-36.
26. Дикарев И.С. Принцип осуществления правосудия только судом // Адвокатская практика.- N 5. С. 21-22.
27. Дуллуев З.А. О некоторых вопросах конституционного контроля // Вестник академии. 2017. № 5, С.23-24.
28. Евдокимов В.Б. Об исполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 11. С. 35 – 36.
29. Ефимичев С.П. Обеспечение прав личности, интересов общества и государства - приоритетная составляющая судебно-правовой реформы. // Адвокат.- N 7.- 2018.- С. 26-27.
30. Журавлева О.В. К вопросу о единообразии судебной практики при рассмотрении гражданских дел // Российская юстиция. 2013. N 4. С. 41 - 45.
31. Зайцев О.В. Роль судебных решений (прецедентов) и судебной практики в регулировании общественных отношений // Вестник гражданского процесса. 2018. N 2. С. 105 - 136.
32. Ильин А.В. Обратная сила решений Конституционного Суда и исполненность судебных актов // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2019. N 2. С. 154 – 155.
33. Исполинов А.С. Вопросы взаимодействия международного и внутреннего права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2017. N 1. С. 73 – 74.
34. Калмыкова Е.А., Чуркин М.Г. Гражданское общество и правовое государство в России., М.: Юрист, 2016 – 150с.
35. Карцов А.С. К вопросу о реализации конституционного контроля в отношении международного договора о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта // Журнал конституционного правосудия. 2015. N 4. С. 1 - 2.
36. Кистринова О.В. Региональные органы судебного конституционного контроля: опыт России и Германии // Российский судья. 2017. N 10. С. 55 – 56.
37. Князькин С. И. Единство судебной практики и средства его обеспечения // Журнал российского права. – 2015. – № 11 (227). – С. 160-161.
38. Кокотова М.А. Решения органов конституционного контроля как основание для изменения законодательства: опыт Франции и России // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 2. С. 54 – 55.
39. Колесников Д.А. Роль практики конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в защите и развитии социальных прав человека и гражданина // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 5. С. 60 - 68.
40. Колыбин А.В. К проблеме исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 12. С. 20 – 21.
41. Комарова В.В. Органы конституционного судебного контроля России: решения, их разъяснение и пересмотр // Юридическая наука. 2016. N 5. С. 52-53.
42. Комарова В.В. Органы конституционного судебного контроля России: решения, их разъяснение и пересмотр // Юридическая наука. 2016. N 5. С. 52 – 53.
43. Лебедев В.М. Правосудие в современном мире. Монография. М.: НОРМА; Инфра-М, 2017 – 140с.
44. Лунгу Е.В. Роль решения Конституционного Суда РФ в совершенствовании конституционных правоотношений // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 11. С. 11 – 12.
45. Малюшин А.А. Изменение роли судебной практики в условиях правовой глобализации // Арбитражный и гражданский процесс. 2017. N 1. С. 27 - 32.
46. Миряшева Е.В., Павликов С.Г., Сафонов В.Е. Судебный конституционный контроль в России и зарубежных странах: история и современность: монография. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015 - 304 с.
47. Михайловская И.Б. Цели, функции и принципы российского судопроизводства. М., 2017 – 90с.
48. Момотов В.В. Судебная реформа 2018 года в Российской Федерации: концепция, цели, содержание // Журнал российского права. 2018. N 10. С. 134-135.
49. Мокичев К.А. Правоохранительные органы. - М.: Юридическая литература, 2017 – 410с.
50. Панарина М.М. Роль правовых обычаев в современной судебной практике: правовое исследование // Адвокатская практика. 2018. N 3. С. 18 - 24.
51. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. Окунькова Л.А., М., «Юрист»., 2017 – 610с.
52. Ромашов П.А. О новом виде (варианте) итогового решения Конституционного Суда Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2017. N 2. С. 51 – 52.
53. Свирин Ю.А. Влияние правовой позиции суда на цивилистические правоотношения и единообразие судебной практики // Современное право. 2018. N 4. С. 63 - 67.
54. Свирин Ю.А. Судебный прецедент: от научных дискуссий к единообразию судебной практики // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 11. С. 20 - 25.
55. Страшун Б.А. Эволюция института конституционного контроля в России: от надзора к правосудию // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. N 3. С. 94 – 95.
56. Судебная практика в современной правовой системе России / под ред. Т. Я. Хабриевой, В. В. Лазарева. – Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма: ИНФРА-М, 2017 - 270с.
57. Тарасова А. О конституционном контроле за применимостью решений ЕСПЧ // ЭЖ-Юрист. 2015. N 27. С. 6-7.
58. Терехин В.А. Функции судебной власти в механизме российского государства: Монография. М.: Юрлитинформ, 2015 – 234с.
59. Уваров А.А. О типологии правопонимания в решениях Конституционного Суда РФ // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 5. С. 55 – 56.
60. Хуснутдинов Ф.Г. Судебный конституционный контроль в условиях цифровизации экономики // Российский судья. 2019. N 8. С. 36 - 37
61. Цихоцкий А.В. Теоретические проблемы эффективности правосудия. Новосибирск, 2016, С.19.
62. Шамаева К.В. Правотворческая функция судебной власти: различие доктринальных подходов // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 6. С. 55-56.
63. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2-е изд. М.: Проспект, 2013 - 308с.