Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Четыре классических романа» и их роль в развитии китайской литературы

Работа №89277

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы51 с.
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
480
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Особенности развития китайской литературы эпохи средневековья 9
2. «Четыре классических романа» и их роль в развитии китайской
литературы 21
2.1 Роман «Троецарствие» 21
2.2 Роман «Речные заводи» 24
2.3 Роман «Путешествие на Запад» 29
2.4 Роман «Сон в красном тереме» 32
Заключение 44
Список использованных источников и литературы 47


Китайская литература по праву является одной из древнейших литератур в мире. Исходя из письменных памятников, которые сохранились до наших дней, можно сделать вывод, что история китайской литературы насчитывает около 3000 лет. Для китайского общества всегда было характерно особое отношение к письму. Различные слои общества относились к литературе с признанием и уважением. Не зависимо от того был ли это аристократ, для которого было необходимым уметь сочинять стихи и прозы, чтобы доказать окружающим свою образованность. Или неграмотный простолюдин, который сталкивался с литературой только благодаря уличным театральным постановкам. Сакральное отношение к литературе было настолько велико, что традиция запрещала уничтожать любую бумагу, исписанную иероглифами. Знание литературы считалось обязательным для образованного человека. Однако, не смотря на столь высокое внимание к литературе у китайского общества, появление и развитие эпоса и драмы в Китае относится только к XIII-XIV вв. В это время появляются формы художественных произведений, которые привычны для западных читателей .
Такое относительно позднее развитие художественной литературы связанно со спецификой китайской культуры. В отличие от западной литературы, в Китае художественные произведения не пользовались особой популярностью, на первом месте у них были историографические и этико¬философские жанры. Это связанно в первую очередь с китайским консерватизмом и большим уважением китайского народа к традициям предков. Китайская культура считается уникальной еще из-за того, что она вполне себе самобытна, вследствие долгой самоизоляция Китаю удалось защитить свою культуру от влияния из вне. Также большое влияние на развитие литературной мысли Китая оказали такие религии как буддизм, даосизм и конфуцианство .
Среди памятников китайской художественной литературы выделяют четыре произведения, которые больше остальных повлияли на развитие китайской литературной традиции. Это такие романы как «Троецарствие» Ло Гуань-чжуна, «Речные заводи» Ши Най-аня, «Путешествие на Запад» У Чэн- эня и «Сон в красном тереме» Цао Сюэ-циня. Их принято называть - «Четыре великих творения» или «Четыре классических романа» Китая .
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что данные произведения являются классикой в литературной традиции Китая, узнав о них как можно подробнее, мы имеем возможность понять, что составляет основу литературы китайского языка. Рассматривая эти романы как наиболее авторитетные в китайской культурной традиции художественные произведения. Они могут предоставить возможность людям лучше узнать историю, традиции и культуру Древнего Китая.
Благодаря этим памятникам литературы, истории и культуры прошлого, минувшие эпохи истории Китая постоянно обращены к последующим поколениям. Они предстают перед глазами исследователя, побуждая его к новым открытиям и постоянно напоминая им о глубине времени, о корнях человеческой истории в Китае. Актуальность темы исследования подчеркивается связью времен, неотвратимостью
исторического процесса, как нескончаемость литературно-художественного творчества, словесно-речевого искусства изложенного в содержании этих великих произведений.
«Четыре классических романа» - являются важным этапом в истории китайской литературы, они и по сей день продолжают оказывать влияние на современный литературный процесс в Китае. И не смотря на то, что к настоящему времени создано огромное количество научно - исследовательских работ по данным произведениям, романы считаются еще не до конца изученными. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью всестороннего исследования влияния классических романов на различные аспекты современного литературного процесса в Китае.
Объект исследования - художественная культура Китая.
Предмет исследования - китайская литература эпохи средневековья.
Степень изученности проблемы. «Четыре великих творения» всегда были в центре внимания литературной мысли Китая. Но романы изучались не только китайскими литераторами и критиками, а также и иностранными исследователями, чьи научные работы до сих пор играют немаловажную роль в изучении романов. Среди отечественных исследователей китайской литературы большой вклад внес Малявин В. В. в своей работе «Китайская цивилизация» он описывает становление китайской литературы. Тому же посвящен третий том энциклопедии «Духовная культура Китая» под редакцией Титаренко М. Л.. Особое внимание стоит уделить работам посвященным роману «Сон в красном тереме». Например, большую роль в изучении романа сыграла работа Юй Пинбо «Критическое издание 80 глав романа «Сон в красном тереме»». Также работы Ю Инши «Два мира «Сна в красном тереме»» и Чжан Айлин «Кошмар в красном тереме» оказали значительное влияние на изучение романа. Среди отечественных исследователей романа стоить отметить работу Л.П. Сычева и В.Л. Сычева «Китайский костюм» она раскрывает тему китайских нарядов в романе «Сон в красном тереме», а также впервые в российской синологии была поднята проблема символизма и аллегорий. Похожая проблема просматривается и в работе О.Л. Фишмана «Китайский сатирический роман».
Четыре классических романа упоминаются практически во всех работах по китайской истории и литературе. Это доказывает их ценность и значимость как источников.
Цель курсовой работы - проанализировать роль и место четырех классических романов в китайской литературе и определить их историческое значение.
Для достижения поставленной цели служат следующие задачи:
1. Выявить общие тенденции развития китайской литературы в эпоху средневековья;
2. Определить исторические обстоятельства написания четырех классических романов;
3. Проанализировать исторический контекст в четырех классических романах;
4. Определить историческое значение четырех классических романов.
Хронологические и территориальные рамки исследования - эпоха средневековья.
Источниковая база исследования - основными источниками являются романы: «Троецарствие» , «Речные заводи» , «Путешествие на Запад» и «Сон в красном тереме» .
Методологическую основу дипломной работы составили положения цивилизационного подхода, которые описывают возникающие
трансформации китайской литературы. Кроме того, использование цивилизационного подхода позволяет осуществить прогнозирование перспектив развития китайской литературы. Концепция цивилизационного подхода к истории, которая была представлена в исследованиях таких историков как Тойнби А. и Шпенглер О. , дает возможность сравнить роль четырех классических романов в развитии китайской литературы, не смотря на различие их жанров.
При комплексном изучении темы были использованы такие методы, как: анализ и синтез, а также историко-сравнительный метод исследования и историко-хронологический.
Структура курсовой работы. Работа посвящена четырем классическим романам китайской литературы. Рассматриваются причины, по которым эти произведения стали считаться классикой. Доказывается важность и особенность данных романов, их вклад в развитие китайской литературы, на основе анализа сюжетных, стилистических и исторических особенностей.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе говориться об основных направлениях развития китайской литературы в эпоху средневековья. Вторая глава в свою очередь разделена на 4 параграфа. В первом параграфе говориться об истории создания романа «Троецарствие» и описывается его основной сюжет. Во втором параграфе говорится об истории создания романа «Речные заводи» и описывается его основной сюжет. В третьем параграфе говорится об истории создания романа «Путешествие на Запад» и описывается его основной сюжет. В четвертом параграфе говорится об истории создания романа «Сон в красном тереме» и описывается его основной сюжет.
Результаты исследования были представлены на региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!» в 2019 году.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив значение этих великих романов в литературе Китая, сразу становятся ясны причины, почему их называют классическими романами.
Самая значимая причина классического характера данных романов заключается в том, что все они были основателями своего жанра и оказали сильное влияние на последующее развитие своих жанров. Например, произведение «Речные заводи» был первым романом, написанным в жанре уся. Жанр уся - это приключенческий литературный жанр, специфика которого заключается в детальном описании боевых искусств. Роман «Троецарствие» стал первым авторским эпическим произведением, посвященным эпохе троецарствия, делящийся на главы. Становление жанра фантастической эпопеи начинается с романа «Путешествие на Запад» автора У Чэн-Эня. Отталкиваясь от перевода слова классика (от лат. classicus - образцовый) и выше изложенного, можно сделать вывод, что факт основоположников жанров делает эти произведения классическими. Следует также отметить роман «Сон в красном тереме», который собрал в себе все достижения ранних произведений классики Китая. Здесь присутствует и фантастика, и подробное описание быта. Так же, показано истинное описание нравов знати и нижних слоёв общества. Это произведение сотворило отдельный пласт культуры, который стал объектом исследования.
Язык, которым были написаны произведения, послужил еще одной важной причиной того, что они считаются классикой. При написании этих произведений использовался простой язык байхуа (baihuawen - Й ^^), а не классический вэньянь (wenyan - ^^). Это позволило популяризовать
романы среди простого народа. Произведение «Сон в красном тереме» было изложено в полуклассическом стиле, а диалоги - на пекинском диалекте. Стихи были изложены в классической манере, и в дальнейшем стали отдельным обетом исследования.
Другая причина важности этих романов заключается в том, что в основе их сюжетов лежат реальные исторические события. Основой для произведений служили старинные предания и историографическая хроника. Несмотря на долю вымысла, данные романы описывают реальные исторические события и реальные исторические лица. Так, роман «Троецарствие» описывает события периода II—III вв. н.э. распада Ханьской империи и последующей междоусобной войны. В основе романа «Речные заводи» лежат события крестьянского восстания под руководством Сун Цзяна(1120-1122 гг.). А странствия буддийского монаха Сюань Цзана (600¬664 гг.) на Запад, по Шелковому пути, легло в основу романа «Путешествие на запад.
Историческая основа романов показывает, что это не просто повествование, а сокровищница знаний реальной жизни китайского народа. «Сон в красном тереме» повествует о культуре и быте китайского народа, самых различных её аспектах. Роман «Троецарствие» является научным пособием быта, истории, культуры, нравов эпохи феодальной раздробленности. В романе выявлены все аспекты жизни людей того времени.
При простоте изложения и всеобщей доступности, эти произведения поднимают темы, которые имели большое значение для китайского народа в разные времена. В произведение «Троецарствие» прослеживаются параллели с существовавшей историей Китая. Монголов было недостаточно много, что бы они могли самостоятельно управлять завладевшими территориями. Под властью центральной администрации была лишь столица и прилегающие к ней области. Так как не было единого монгольского государства, а лишь простые владения, то после народных бунтов в первой половине XIV в., династия монголов была лишена власти.
В произведениях также есть лица, воплощающие в себе какую-либо положительную черту народа Китая. Например, в произведении «Речные 45
Заводи» воспеты положительные черты воина - воля к жизни, героизм, благородство и верность. В произведении показана картина общественного противостояния, раскрыта реальность с ее полярностями, несправедливостью и призыв к сопротивлению направленного против угнетения правящей династии Мин. В романе «Путешествие на запад» автор У Чэн-энь выводит персонажа Сунь У куна на передний план, пока он одолевает недругов, монах Сюань Цзан думает о всеобщей добродетели и непротивлении злу. Сунь У кун становится одним из воспеваемых героев китайской литературы, является лицом жизненной силы и бунтарства. Произведение имеет огромное значение для литературы и культуры Китая.
Изучив четыре великих китайских произведения, можно прийти к выводу, что они занимают большое и значимое место в китайской культуре, являясь одной из ее основ, отражая и собирая различные культурные особенности. Эти произведения стали незаменимой частью китайской литературы и истории.



1. Ло Гуань-чжун. Троецарствие / пер. с кит. В. А. Панасюка под ред. С. Хохловой (с сокращениями); Подгот. текста, предисл. и коммент. Б. Л. Рифтина. — М.: Художественная лит., 1984. — 792 с.
2. У Чэн-энь. Путешествие на Запад. Роман в 4-х томах / пер. с кит. А. Рогачева. - М.: Эннеагон Пресс, 2008.
3. Цао Сюэцинь, Гао Э Хунлоу мэн = Сон в красном тереме. Роман в 2-х томах / пер. с кит. В. А. Панасюка. - Пекин: 1982.
4. Ши Най-Ань. Речные заводи: Роман в 2-х томах / Пер. А. П. Рогачева; предисл. Пан Ин, Т. А. Пан. — СПб.: Наука, 2014. — 607 с.
II. Литература
1. Адамчик В.В. История Китая / В.В. Адамчик. - М.: 2007.
2. Алексеев В.М. Труды по китайской литературе. - М.: Восточная литература, 2003. - 387 с.
3. Алексеев В.М. Китайская классическая проза. - М.: 1988.
4. Аникина Г.П. Китайская классическая литература: Учебно¬
методическое пособие. // И.Ю. Воробьёва, Г.П. Аникина. Хабаровск: Дальневосточный государственный гуманитарный университет, 2008. - 153 с.
5. Ба Цзинь Семья. - М.: Государственное издательство художественной литературы ГОСЛИТИЗДАТ, 1956. - 78 с.
6. Беликов И.В. Китай известный и незнакомый: моногр. / И.В. Беликов. - М.: 2014.
7. Бокщанин А.О. «Сон в красном тереме». Судьба великого романа и его автора. // А.О. Бокщанин, О.Н. Непомнин. - Казань, 2004. - С. 5-6
8. Ван М. Роман Цао СюэЦиня "Сон в красном тереме": трудности перевода - Вестник современных исследований. 2018. - № 5.1 (20). - С. 605-608
9. Васильев В. П. Очерк истории китайской литературы. - Санкт- Петербург: Институт Конфуция в СПбГУ, 2013. — 324 с.
10. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. - М.: 1983
11. Васильев Л.С. Древний Китай. - М.: Наука, 2006. - Т. 3. - С. 519-550.
12. Волкова Ю.С., Привороцкая Т.В. Особености перевода наименований предметов и явлений традиционного быта в романе Цао СюэЦиня «Сон в красном тереме» - Вестник Науки и Творчества. - 2016. - № 10 (10). - С. 52-57
13. Волкова Ю.С. Трансформации национально -специфических реалий в переводе романа Цао СюэЦиня «Сон в красном тереме» - В сборнике: ЯЗЫК И КУЛЬТУРА сборник статей XXVII Международной научной конференции. - 2017. - С.318-322
14. Воробьёва О. Китайская классическая литература. - Владивосток: ТГУ. - 2015.
15. Воскресенский Д.Н. Сага о большой семье // Д.Н. Воскресенский. М., 1995. -160 с.
16. Горелов В.И Стилистика современного китайского языка. - М.:
Просвещение, 1979. - 232 с.
17. Гране М. Китайская мысль. - М.: 2004.
18. Духовная культура Китая. Энциклопедия. Т. I. Философия. - М.: 2006.
19. Духовная культура Китая. Энциклопедия. Т. III. Литература, язык, письменность. - М.: 2008. - С. 95-106
20. Ершов Д.В. Роман "Сон в красном тереме" как источник для изучения бытования "яшмы" в Китае - Известия Восточного института. 1996. - №
3. - С.265-271
21. Жюльен Ф. Путь к цели: в обход и напрямик. Стратегии смысла в Китае и Г реции. - М.: 2001.
22. Колитенко Е.Е. «Сон в красном тереме» в освещении современных китайских исследователей - Евразийский журнал региональных и политических исследований. 2008. - № 13 (144). - С. 149-155
23. Колитенко Е.Е. Роман «Сон в красном тереме» некоторые аспекты культуры Китая - Известия Восточного института. 2008. - № 15. - С. 128-132
24. Корш В.Ф. Всеобщая история литературы. М.: 1989. - 585 с.
25. Кравцов, М.Е. Поэзия древнего Китая. - М.: 1994.
26. Крупчанов Л.М. Теория литературы. // Л.М. Крупчанов. М.: Наука, 2012. - 60 с.
27. Крил Хэрли Становление государственной власти в Китае: Империя Западная Чжоу. - СПб.: 2001. - С. 115-134
28. Крюков М. В. Китайский этнос на пороге средних веков / М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1979. - 328 с.
29. Крюков М. В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени / М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1987. - 312 с.
30. Лапина З. Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае / З.Г. Лапина. - М.: Наука, 1985. - 384 с.
31. Лин-Лин О Новые герои в романе Цао Сюэциня «Сон в красном тереме» // О. Лин-Лин. М.: Литература и культура Китая, 1972. - 80с.
32. Лин Лин О Цао Сюэцинь и его роман «Сон в красном тереме». М.: МГУ, 1972. - 82 с.
33. Ломов В.М 100 великих романов. М.: 1988. - 312 с.
34. Малышев Г.И., Буров Д.П. Роль «Четырех классических романов» в литературе Китая - В сборнике: ЯЗЫК И КУЛЬТУРА сборник статей XXVII Международной научной конференции. 2017. - С. 343-345
35. Малявин В. В. Китайская цивилизация. М.: 2000. - С. 404-412
36. Меньшиков Л. Н., Рифтин Б. Л. Неизвестный список романа «Сон в красном тереме». М.: Восточная литература, 1964. - 201 с.
37. Мыцик Ю.С. Речные заводи - первый китайский роман в стиле «уся» // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы II междунар. науч. конф. - М.: 2014. С. 50-52
38. Никольская С. В. Буддийские мотивы в романе У Чэнъэня «Путешествие на Запад» (XVI в.) // Философские вопросы буддизма / отв. ред. В. В. Мантатов. — Новосибирск: Наука, 1984. — С. 114—123
39. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая / - М.: Восток, 1981.
40. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. М., 1988. - 312 с.
41. Рождественский В.С. О приемах поэтической речи. Ленинград, 1962. - 62 с.
42. Скиба В.А., Чернец Л.В. Образ художественный. М.: Просвещение, 2004. - 220 с.
43. Сычев Л.П. Китайский костюм. Символика вещей в китайской культуре. М.: Дальневосточная литература, 1973. -184 с.
44. Ткаченко Г.А. Культура Китая. Словарь-справочник. - М.: 1999.
45. Трунова А.С. Китайский классический роман «Сон в красном тереме» и его продолжения - Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2016. - № 2. - С. 29-37
46. Трунова А.С. Роман «Сон в красном тереме» как источник вдохновения для современных эссеистов - Общество и государство в Китае. 2015. Т. 45. - № 2. - С. 330-341
47. У Шичан «Поиск внешних истоков «Сна в красном тереме». Шанхай: Древняя литература, 1980. - 153 с.
48. Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры. - СПб.: 1998.
49. Фишман О.Л. «Сон в красном тереме» История всемирной
литературы. М.: 1988. -289 с.
50. Фишман О.Н. Китайский сатирический роман. М.: Восточная
литература, 1960. - 244 с.
51. Ху Ши Исследования романа Сон в красном тереме. - Шанхай: Академия общественных наук (КНР), 1971. - 232 с.
52. Чжан Айлин Кошмар в красном тереме. Пекин: Пекинское октябрьское литературное издательство, 1967. - 189 с.
53. Чжан Цзиньчи Взгляд сквозь трубу на красный терем. - Пекин: Культура и просвещение, 2009. -144 с.
54. Юань Кэ Мифы Древнего Китая / пер. с кит. Е. И. Лубо-Лесниченко, Е. В. Пузицкого / Кэ Юань. - М.: 1987.
55. Ю Инши Два мира Сна в красном тереме. Шанхай: Академия общественных наук (КНР), - 1961. - 209 с.
III. Интернет-ресурсы
1. Соловьева А. Жемчужины китайской литературы // Редкие Земли. - URL: http://rareearth.ru/ru/pub/20140414Z00558.html (дата обращения: 25.11.2018)
2. Рыжов К. Эпопея Ло Гуаньчжуна Троецарствие. - URL:
https://www.proza.ru/2012/02/15/333 (дата обращения: 13.12.2018)
3. Колитенко Е.Е. Роман «Сон в красном тереме» некоторые аспекты
культуры Китая. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/roman-son-v-
krasnom-tereme-nekotorye-aspekty-kulturykitaya. (дата обращения:
15.02.2019)
4. Бокщанин А.А., Непомнин О.Е. Лики Срединного царства ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Под властью последней китайской династии. Эпоха Мин - Подвиги героев знаменитого романа «Речные заводи». - URL: http: //www. abirus.ru/content/564/623/626/13004/13027/13034. html. (дата
обращения: 19.03.2019)



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ