ВведениеЗ
Глава 1. Традиционные праздники календарного цикла. 12
1.1. Предпосылки формирования праздников календарного цикла. 12
1.2. Анализ традиционных праздников календарного цикла. 22
Глава 2. Традиционные праздники жизненного цикла. 38
2.1. Роль и значение традиционных праздников жизненного цикла. 38
2.2. Основные аспекты традиционных праздников жизненного цикла. 44
Заключение65
Библиографический список68
Актуальность исследования обусловлена интересом к традиционной культуре Китая, а также тем, что современное общество все больше исследуют историю своего народа для того чтобы понять настоящее. На современном этапе развития науки отсутствует жесткое противопоставление традиционной и современной культур, отмечается взаимопроникновение их отдельных элементов. Китайцы остаются верны своим традициям, но на смену им приходит что-то новое, что способно дополнить или упростить уже существующие нормы, но, ни в коем случае, не стереть из памяти, сложившиеся в далеком прошлом, традиции. Нашей задачей является не только сохранить и «удержать» культуру, но и суметь передать ее последующим поколениям. Праздник рассматривается как комплексное историческое образование, как независимый феномен культуры, противопоставленный повседневности, в этом отношении он всегда актуален.
Традиционные праздники императорского Китая образуют целостную символико-коммуникативную систему, которая является важной частью традиционной культуры Китая. Особое место в данной системе отводилось традиционным праздникам календарного цикла и традиционным праздникам жизненного цикла.
В течение многих столетий праздник в Китае, как в любом традиционном обществе, выполнял очень важную коммуникативную роль, символически возобновляя связь не только между ныне живущими членами общества, но и их ушедшими предками. Таким образом, в символическом пространстве праздник устанавливал как «горизонтальную» (между нынешними членами общества), так и «вертикальную» связь.
Праздничная символика безотносительно какой-либо конкретной страны мира раскрывает нам одно из важных понятий в обществе - это осознание себя в пространстве истории своей страны. Неслучайно, в китайском празднике человек становится членом не только современного ему социума, но и священного исторического социума, что так высоко ценилось в Китае.
Очевидно, что с течением времени и с развитием Китая осмысление праздника не могло остаться неизменным. Развитие китайской культуры праздника в известной мере представляет собой уникальное явление. В Китае не произошло смены духовной цивилизации, как это случилось в русской культуре, с приходом социалистической идеологии. В результате чего праздничная культура советского, а затем и российского общества претерпевала изменения.
Противоположную картину мы можем наблюдать в Китае: непрерывность духовной цивилизации обусловила сохранение целостности системы календарных праздников, а также первозданности их содержания.
Объектом исследования являются традиционные праздники императорского Китая с древности до 1911 г.
Предметом исследования - анализ системы традиционных праздников императорского Китая с древности до 1911 г.
Историография проблемы.
Анализ феномена праздника носит многоаспектный характер, степень разработанности его неодинакова. Теоретическое осмысление праздничной культуры применительно к традиционным обществам осуществляется в русле культурологии, этнографии и социальной или культурной антропологии, в частности, в трудах эволюционистов Э.Лича 1, Э.Тайлора , где праздник рассматривается как составная часть мифоритуального
комплекса. Важный вклад в изучение ритуальной составляющей праздника внесли представители французской социологической школы (Э.Дюркгейм, М. Блондель) 3 функциональной (Б.Малиновский, К.Прейс, М.Элиаде) 4 , структурно-антропологической (А.Радклифф-Браун, Ф.Боас) и социально-психологической школы в антропологии, акцентирующие внимание на социальные роли ритуала в интеграции общества(Р. Бенедикт, А. Ван Геннеп, М.Мид) . В русле интерпретативной модели исследователи (П.Бергер, Э.Гоффман, Т.Лукман, Дж.Мид) рассматривают праздник как особый аспект социального поведения, связанный с отрывом от повседневности, с позиционированием обыденности, формирующий специфическую систему культурных символов.
Теория формирования и трансформации коллективных
представлений Э.Дюркгейма предопределили исследования символического содержания праздника М.Моссом , работы которого, в свою очередь, важны для раскрытия феномена праздника в рамках французского структурализма. В структурной антропологии, основателем которой является К.Леви- Стросс , праздник рассматривается с точки зрения его знаковости, через которые выражаются культурные смыслы. Р.Барт, М.Блок, Ж.Деррида, М.Фуко освещали феномен праздника как составной элемент современной культуры .
Для изучения религиозной культуры Китая не потеряли значение и исследования академического западного китаеведения, труды ведущих западных синологов, XIX - начала XX в. В этом, аспекте важное значение имеют труды Я. де Грота, М. Гране, работы о даосизме А. Масперо, буддологические труды П. Демьевиль, работы представителей англоамериканской школы Д. Бодде , А. Грэма и других.
Для отечественной научной традиции характерно изучение праздника в рамках фольклористики, этнографии, филологии, искусствоведения, истории. Фундаментальные исследования роли праздника в народной культуре осуществлены искусствоведами (А.Д. Авдеев, М.А. Некрасова, Т.С. Семенова, К.А. Макаров, А.И. Чечетин) , фольклористами (В.Я. Пропп, В.Е. Гусев, Б.В. Асафьев, О.М. Фрейденберг) , этнографами (В.П. Алексеев , В.Н. Топоров, А.С. Фаминцин, В.И. Чичеров ).
Комплексный подход к изучению праздника реализован в рамках широкого философского (А.Ф.Лосев) и культурологического (М.М.Бахтин, В.В.Топоров, А.Н.Гуревич , а также К.Жигульский, Н.О. Мизов) контекстов. Особое место следует отдать русскому исследователю В.М. Алексееву в своих работах, посещенных всестороннему изучению культуры, искусства, музыки Китая. В. М. Алексеев первым в мировой науке определил должное место в изучении внутреннего характера жизни народа и его верований . Невозможно изучить проблему феномена китайского праздника без знания трудов Л.В. Васильева, посвященных изучению духовной культуры
китайцев, их культов, религий и традиций . В.В. Малявин, В.Я, Сидихменов , М.Е.Кравцова на большом фактическом материале реконструировал праздничный круг китайцев, существовавший до XX в. .
В последнее время ученые все чаще обращаются к проблеме происхождения и развития праздника, что находит отражение в публикациях, которые в ряде случаев содержат попытки представить общую теорию праздника как универсального явления культуры (С.П. Гурин, Н.Ф. Максютин, А.И. Щербинин) .
В китайской литературе описание праздничной календарной обрядности встречается в древнейших письменных памятниках на рубеже II-I вв. до н. э. Необходимо назвать имена Пань Жунби ,Моу Чжунцзяня26, Ло Цижуна27 и других авторов, занимавшихся описанием как отдельных праздников, так и праздников годового цикла. Знакомство с материалами по этнографии показывает, что изучение календарных обычаев и обрядов, а также календарных праздников годового цикла редко сопровождалось аналитическим осмыслением. В последние два десятилетия культурологические исследования китайских ученых, представленные в энциклопедических изданиях, учебных пособиях по этнографии, носят описательный характер без анализа социокультурного контекста.
Вместе с тем на фоне глубоких модернизационных процессов в культуре современного Китая очевидна недостаточность синтетических исследований, включающих как культурологический анализ феномена праздничной культуры в целом, так и исследований инновационных процессов в праздничной культуре этой страны.
Цель работы - проанализировать систему традиционных праздников императорского Китая с древности до 1911 года.
Задачи:
1. Выявить предпосылки образования традиционных праздников Китая;
2. Произвести анализ традиционных праздников календарного и жизненного циклов;
3. Выявить основные аспекты традиционных праздников жизненного цикла;
4. Выявить историко-культурную природу традиционных китайских праздников;
Хронологические рамки охватывают период образование империи Цинь, то есть 221 г. до н.э., а завершающим этапом — Синхайская революция в 1911 г.
Территориальные рамки исследования охватывают регионы Китайской Народной Республики в их современном виде, а также изменяемые с течением времени.
Методология исследования основана на принципах системности и историзма - все факты и явления в данной выпускной квалификационной работе рассматриваются во взаимосвязи и развитии. В процессе исследования использованы общенаучные методы познания: описание, анализ, синтез, индукция и дедукция и специально-исторические методы: историко-генетический, историко-системный и историко-типологический. Методы анализа и сравнения в дополнении с элементами статистических и этнографических методов дополнили исследование, помогли выявить общее и особенное в процессе развития и эволюции праздничной культуры как ценностной системы китайцев. Системный подход позволил рассмотреть
предмет как комплекс с определенной степенью преемственности и развития культуры.
Основой исследования явилось сочетание диалектического метода и историко-культурной реконструкции праздничной культуры, что позволило обобщить обширный материал и показать эволюцию праздничной культуры Китая. Синтез теоретической концептуализации и практической конкретизации элементов обрядового праздника позволил выделить традиционный характер преемственности праздников и обрядов.
В работе использовался культурно -ретроспективный анализ, что позволило реконструировать праздничный круг годичного календаря, а также описать и охарактеризовать изменение и эволюцию традиционных праздников.
В основе исследования лежит историко-культурологический метод, согласно которому праздничная культура современных китайцев является моделирующим механизмом, отражающим многосторонние культурные процессы развития человеческого общества.
Источники исследования. Описание праздничной календарной культуры Китая встречается в древнейших письменных памятниках на рубеже II-I тысячелетий до нашей эры. В работах таких исследователей, как Вэй Инци , Ван Си Жуя и других.
Большую источниковую ценность представляют работы русского синолого Н.Я Бичурина, который заложил основы синологии в XIX веке. В его исследованиях можно увидеть Китай таким, каким видел его Бичурин и каким, благодаря Бичурину, увидели его наши соотечественники в XIX столетии. Эти энциклопедические труды содержат обширные сведения о географии, политической системе, законодательстве, просвещении,
экономике и обычаях Китайской империи. В огромном научном наследии выдающегося русского востоковеда важное место занимают труды о современном ему цинском Китае, о его культуре, традициях и праздника. Необходимо отметить такие труды Н.Я. Бичурина, как «Китай, его жители, нравы и обычаи», в котором кропотливо собраны описания бытовой жизни обычного китайцы, так же автором сделано более сотни уникальных рисунков народных костюмов, предметов обихода и гардероба . «Общественная и частная жизнь китайцев» посвящена придворным церемониалам, в данном источники подробно описываются такие церемонии, как церемониал выхода на престол, церемониал брака государева, церемониал большого пира при дворе, кропотливо описаны шаманские обряды, жертвоприношения . Еще один знаменитый русский китаевед И.Г. Баранов в своих очерках описал подготовку и празднование одного из главных праздников китайского народа - Нового года. Красочные рисунки с изображениями божеств снабжены подробными пояснениями. Надписи к рисункам даны на русском и английском языках .
Структура исследования.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографии. Во введении рассматривается актуальность исследования, определяется объект, предмет и цель исследования, определяется историография проблемы, сформулированы задачи и анализируются источники.
Основная часть включает в себя две главы. Первая глава посвящена изучению вопроса о предпосылках формирования праздников календарного цикла, а также об анализе праздников. Во второй главе исследуются традиционные праздники жизненного цикла. Проводится культурно - ретроспективный анализ праздничной обрядности китайцев и выявляются особенности празднования.
В заключении подведены общие итоги выпускной квалификационной работы и изложены основные выводы.
Праздники являются важнейшей частью культурного бытия человеческого общества. Традиции сохраняют и передают социально значимую информацию от поколения к поколению, играют роль стабилизатора общества. Подготовка, организация и проведение праздника приобщают людей к принятым нормам и ценностям общества. Анализируя основания праздничной культуры современного Китая, можно обнаружить сущностные, фундаментальные проявления общенациональной культуры страны.
Праздничная культура китайцев выявляет её неразрывную связь с традиционным последовательным течением жизни. В связи с этим, более отчетливо проявляется своеобразие культуры китайского народа. Подтверждается мысль о том, что народные праздники годового цикла представляют собой сложный процесс, в котором совмещаются религиозные системы и идеологии различных исторических эпох. Праздное времяпрепровождение и всеобщее веселье проходит с определенными символами и знаками, которые несут с собой некий элемент сакральности, присущий конкретному празднику. Именно с праздником связана особая символическая сторона материальной культуры, куда входят костюмы, украшения, декорации, кухня, специальные временные сооружения и снаряжения
Проведенный нами анализ позволяет разделить праздники на праздники календарного и жизненного циклов. Так, например, традиционные всекитайские праздники календарного цикла - Чуньцзе, Дуаньуцзе, Цинминцзе являются важными днями народа, сформировавшиеся в ходе развития истории Китая. Следует выделить из ряда праздников традиционный китайский Новый год или Чуньцзе, который считается всенародным китайским праздником, одним из элементов «китайской специфики». Особое место в системе традиционных праздников отводилось новогодним торжествам, которые являлись кульминационным моментом годового цикла как в трудовой деятельности народа, так и в мистическом понимании циклического обновления жизни. Период смены годов был также важен с точки зрения так называемой праздничной коммуникации: на межличностном (семья, клан) и символическом (предки, духи) уровнях.
Не менее важными днями для китайца считались праздники жизненного цикла - свадьба и рождение ребенка. Данный дни наделялись сакральным смыслом, имели свои атрибуты празднования. Большое внимание уделили такому жизненному обряду как похороны.
Одним из общих аспектов праздников является образ культа в древнем Китае. Все праздники календарного и жизненного циклов выстроены на основе культа поклонения. Изначально, поклонялись божествам, затем с ходом китайской истории объектом поклонения стал культ предков, поклонение умершим родственникам. На основе данного культа построены все праздники календарного и жизненного циклов. На праздник Чуньцзе в первую очередь вспоминают умерших родственников, делают им подношения, на Юаньсяоцзе зажигают тысячи бумажных фонарей и отправляют их в небо, для того чтобы умершие родственники увидели их. Свадьба, рождение, смерть также неразрывно связаны культом поклонения предкам.
Традиционная обрядность и система праздников играла и продолжает играть важную роль в быту любого этноса. Обрядность, получив знаковый подтекст, подкрепив соответствующими ритуалами, в соответствии с китайской системой мировоззрения, мифологией и картиной мира, оформляла ключевые моменты человеческого бытия, что в итоге обогатило традиционную культуру народа. Традиционные праздничные обряды - это не
только один из основных компонентов духовной жизни социума, но и сложный комплекс, объединяющий и духовную, и материальную стороны традиционного быта - традиционную народную культуру в целом. Таким образом, такие черты традиционных китайских праздников, как ритуализация пищи, оформление жилища и ритульные действия во время празднования являются общей составляющей любого события.
Ритуализация пищи является универсальным механизмом традиционной народной культуры. Пища как составной элемент традиционного праздничного обряда представляет собой один из наиболее стойких и консервативных компонентов культуры, обладающих тесной зависимостью от этнических традиций. Такие элементы пищи, как «цзунцы», «юаньсяо», «юэбин», арахис, подаренный на свадьбу, лапша на день рождение и даже рыба, приготовленная на Новый год, стали не только символом, а знаковым элементом праздника. Оформление пространства во время праздника относится к неотъемлемым элементам традиционного обряда. В результате ритуализации ряд праздников связан с наделением дома как жилого пространства человека благополучием и богатством. Такие элементы, как парные надписи, няньхуа, красные фонари, «двойное счастье», перевернутый иероглиф «фу» (удача) являются предметами, без которых невозможно представить традиционный праздник в Китае . Ритуальные действия в традиционных календарных праздниках совершаются определенными исполнителями и могут быть адресованы определенным лицам или персонажам. Например, приношения предкам еды на могилы, сжигание денег на перекрестках дорог или благопожелания главы семьи в канун Нового года.
Таким образом, праздник и приуроченные к нему традиционные обряды представляют собой не только сумму социальных отношений, но имеют также разработанный «внешний» знаковый облик.
1. Источники
1.1. Бичурин Н.Я. Китай, его жители, нравы, обычаи. - СПб: Просвещение ТипИмперская Академия наук,1840г, 450с.
1.2. Бичурин Н.Я. Общественная и частная жизнь китайцев. - Пекин: Издательство пекинской духовной миссии, 1911 г.
2. Исследования
2.4. Алексеев. В.М. Китайская народная картина: духовная жизнь старого Китая в народных изображениях./В.М.Алексеев. - Москва: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1966 г. 286 с.
2.5. Алексеев В.М. В старом Китае. Дневники путешествия 1907 г. М.: Восточная литература, 1958. 312 с.
2.6. Алексеев В.П., Зубов А.А., Хить Г.Л. Проблемы эволюции человека и его рас. Москва: Наука, 1968. 278 с.
2.7. Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев, М.: Муравей-Гайд,
1999. 303 с.
2.8. Баранов И.Г. Китайский Новый год. Харбин, 1927.
2.9. Бергер Питер, Лукман Томас. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.,1995. 323 с.
2.10. Боас Ф. Ум первобытного человека. М. 1926. 154 с.
2.11. Ван Синжуй, Цэнь Цзяу. Цюнъяйдао миньсу чжи (Описание обычаев о-ва Цюньяй). Миньсу фукань. Т.1, 1936, №1.
2.12. Васильев JI.C. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае // Китай: традиции и современность / АН СССР, Ин-т Востоковедения /Под общ. ред. Л.П. Делюсина. М.: Наука, 1976. С. 52-82.
2.13. Васильев JI.C. Роль традиций в истории и культуре Китая: Сб. ст. / АН СССР Ин-т востоковедения / Под ред. JI.C. Васильева. М.: Наука, 1972. 376 с.
2.14. Васильев JI.C. Этика и ритуал в традиционном Китае: Сб. ст. / АН СССР Ин-т востоковедения / Ред. кол. JI.C. Васильев и др. М.: Наука, 1988. - 329 с.
2.15. Васильев JI.C., Алексеев В.М. О религиозном синкретизме в Китае // Литература и культура Китая: Сб. ст. к 90-летию со дня рождения акад. В.М. Алексеева /АН СССР Ин-т востоковедения / Ред. кол. Н.Т. Федоренко. М.: Наука, 1972. С. 94-102.
2.16. Васильев Л.С. История Востока: Учебное пособие. В 2 т. М.: Высшая школа, 2003. 408 с.
2.17. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - Москва: Восточная литература, 2001 г., 488 с.
2.18. ВиногродскийБ.Б. Китайские благопожелательные орнаменты: Избранные лекции и переводы. М.: Гермитаж-Пресс, 2003. 64 с.
2.19. Вэй Инци. Фучжоу ды цинмин (Праздник Цинмин в Фучжоу) // Минсу, 1929, №60.
2.20. ГолыгинаК.И. Культурные и литературные процессы в странах Востока: Сб. ст. / АН СССР Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1987. 155 с.
2.21. ГолыгинаК.И. Литература и культура народов Востока: Сб. ст. / АН СССР Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1990. 225 с.
2.22. Горайский И. Китайский календарь и его связь с культурно-бытовыми условиями жизни народа// Цивилизация. Все о китае., М., 2002, 480 с.
2.23. Гофман А.Б. Религия в философско-социологической концепции. М., 1973. 121 с.
2.24. Гуревич А.Н. История и Сага. М.: Наука, 1972. 202 с.
2.25. Дао и даосизм в Китае: Сб. ст. / АН СССР Ин-т востоковедения / Отв. ред. Л.С. Васильев. М.: Наука, 1982. 287 с.
2.26. Девятов А., Мартиросян М. Китайский прорыв и уроки для России. М.: Вече, 2002. 400 с.
2.27. Делюсин Л.П. Китай: традиции и современность / Сб. ст. /АН СССР. Институт Востоковедения / Под общ. ред. Л.П. Делюсина. М.:Наука, 1976. 335 с.
2.28. Делюсин Л.П. Конфуцианство в Китае: Проблема теории и практики / Сб. статей / АН СССР, Ин -т Дальнего Востока / Отв. ред. Л.П. Делюсин. М.: Наука, 1982. 264 с.
2.29. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. / Пер. с фр. - М.: Канон, 2012. 352 с.
2.30. Жизнь и нравы старого Китая. Смоленск: Русич, 2003. 496 с.
2.31. 3ахарова М. Чуньцзе праздник Нового года // Сб. статей /Проблемы Дальнего Востока / РАН Ин-т Дальнево Востока. №6, 2000. М.: ИДВ РАН,
2000. 270 с.
2.32. История китайской философии / Общ. ред. М.Л. Титаренко. М.: Прогрес, 1989. 551 с.
2.33. История Китая / Под ред. А.В. Меликсетова. М.: МГУ, 2004.751 с.
2.34. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Годовой цикл. М.: Наука, 1989. 359 с.
2.35. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Новый год // под ред. Б. Л.Модель. М., 1986.с 17.
2.36. Китайская культура 20-40-х годов и современность: Сб. статей / Отв. ред. В.Ф. Сорокин. М.: Наука, 1993. - 260 с.
2.37. Конрад Н.И. Избранные труды. История. М., 1974. 470 с.
2.38. Кравцова М.Е. История искусства Китая. М., 2004. — 960 с.
2.39. Кравцова М.Е. История искусства Китая. М., 2004. 960 с.
2.40. Крюков М.В., Переломов Л.С., Сафонов М.В. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983. 414 с.
2.41. Леви-Стросс Клод. Структурная антропология. Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с.
2.42. Лич Э. Культура и коммуникация. М.2001.Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М.,1989. 480 с.
2.43. Ло Цижун, Ян Жэньсюань. Чжунго няньцзе. (Календарные
праздники в Китае). Пекин, 1983.
2.44. Лосев А.Ф. Античность как тип культуры. М.: Наука, 1988. 336 с.
2.45. Лысенко Ю.А., Скурихина Н.В. Этнология региона специализации. Барнаул, 2015. 124 с.
2.46. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000. 632 с.
2.47. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000. 632 с.
2.48. Мид М. Культура и мир детства. М. 1988. 429 с.
2.49. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. - М.: Восточная литература РАН, 1996.
2.50. Моу Чжунцзянь. Чжунго цзунфасин чуаньтун цзунцзяо шитань // Шицзе цзунцзяо яньцзю. Пекин, 1990, № 1.
2.51. Народные традиции Китая: 57 очерков о культуре Поднебесной // сост. Л.М.Мартьянова. М.,2013.с. 222
2.52. Национальные праздники Китая. URL:
http://kungpao.ru/natsionalnyieprazdniki-kitaya.html
2.53. Некрасова М.А. Палех. Искусство древней традиции. Альбом. — М.: Советский художник, 1990. 276 с.
2.54. Пань Жуньби. Дицзин суйши цзишэн. (Записки о важнейших календарных обрядах в императорской столице). Пекин, 1961.
2.55. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. Смоленск, 2010. 544 с.
2.56. Сидихменов В.Я. Маньчжурские правители Китая. М., 1985. 299 с.
2.57. Фан Сунлин. Чжунг фэнс чжунд чунбай. (Преклонение перед китайским традициями). - Шэньян, 1991. 7 с.
2.58. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Восточная литература, 1998. 800 с.
2.59. Фуко Мишель. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994. 408 с.
2.60. Цзеж д чуаншо, (Предание о календарных праздниках). Чанша, 1982.
67 с.
2.61. Щербинин А.И. Политический мир во времени и пространстве. Статья. Полис, 1994. №6. С. 18-24
2.62. Элиаде М. История веры и религиозных идей. От каменного века до элевсинских мистерий. М., 2014. 316 с.
2.63. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Интернет-портал. URL: http://megabook.ru/ Жигульский К. Праздник и культура, М.,1985, 44 с.