Проведено экспериментальное исследование.
Выборка исследования. 60 женщин в возрасте от 20 до 35 лет, из которых 30 планировали беременность, 30 – имеют незапланированную беременность.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВЛИЯНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ НА 5
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИНЫ 5
1.1 Влияние нормально протекающей беременности на психологический 5
статус женщины 5
1.2 Особенности психоэмоционального состояния женщин при 9
незапланированной беременности 9
1.3 Психодиагностика беременных женщин 12
Выводы по главе 1 18
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИНЫ 20
2.1 План исследования 20
2.2 Анализ и обсуждение результатов 21
2.3 Статистический анализ результатов 23
Выводы по главе 2 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Беременность - очень специфический и сложный период в жизни женщины. Сопутствующие изменения наблюдаются не только в биологическом, физиологическом плане, но также в ее психологическом и социальном функционировании. Нарушение психологического функционирования может происходить с самого начала до конца беременности, включая послеродовой период. Во время беременности происходят видимые изменения во внешности тела, а также в женственности, привязанностях и сексуальности, тогда как положение и роль женщины приобретают новые качества. В большей или меньшей степени каждая будущая мать испытывает психологическую амбивалентность, частые смены настроения от истощения до возбуждения, эмоциональные расстройства или даже смешанное тревожно-депрессивное расстройство.
Кроме того, беременность вызывает ряд специфических опасений относительно течения и исхода, что делает женщину особенно уязвимой и требует адекватного лечения в зависимости от адаптивных способностей ее личности. Кроме того, с психосоциального аспекта беременность можно рассматривать как особое эмоциональное состояние, которое может быть сильным стрессором. Перинатальный стресс матери может привести к различным осложнениям, которые могут иметь далеко идущие последствия как для соматического, так и для психического функционирования новорожденного.
Таким образом, актуальность исследования влияния беременности на психоэмоциональное состояние женщины, а в особенности психодиагностические методы этого состояния сложностью психологического явления беременности и множественными изменениями психологического функционирования как при нормальном, так и в психологически сложном течении беременности.
Цель курсовой работы: исследование влияния беременности на психоэмоциональное состояние женщины.
Объектом исследования данной курсовой работы является психоэмоциональное состояние женщины в период беременности.
Предметом исследования являются психодиагностические методы психоэмоционального состояния женщины в период беременности.
В данной курсовой работе решалось несколько теоретических и практических задачи. К теоретическим задачам исследования относится:
1 Изучения влияния нормально протекающей беременности на психологический статус женщины.
2 Рассмотрение особенностей психоэмоционального состояния женщин при незапланированной беременности.
3 Исследование методов психодиагностики беременных женщин.
Практические задачи исследования:
1 Составить план исследования.
2 Провести анализ и обсуждение результатов.
3 Провести статический анализ результатов.
Исследовательская гипотеза: беременность влияет на повышение уровня эмоциональности.
Практическая значимость темы. В исследовании выявлена взаимосвязь между эмоциональным состоянием и психологическим благополучием у беременных женщин, а также даны рекомендации по направлению дальнейших исследований в данной проблематике.
В результате теоретико-методологического анализа психодиагностического аспекта влияния беременности на психоэмоциональное состояние женщины были подробно рассмотрены влияние нормально протекающей беременности на психологический статус женщины, особенности психоэмоционального состояния женщин при незапланированной беременности и психодиагностика беременных женщин.
Психоэмоциональное состояние беременных женщины меняется в зависимости от триместров: для первого триместра характерны смешанные чувства, тревога по поводу протекания беременности, эмоциональное колебание; второй триместр проходит по-разному - от душевного спокойствия до резких перепадов настроения; в третьем триместре выражены боязнь родов, ощущение некомпетентности, повышенный стресс и тревога, связанная, с предстоящими родами.
Личностный профиль женщин с незапланированной беременностью характеризуется невротическими реакциями разной степени тяжести, связанными с нехваткой физических и психических ресурсов личности, необходимых для реализации мотивационного поведения в критических ситуациях. Низкое качество отношений и более низкий уровень социальной поддержки будут влиять на взаимосвязь между незапланированной беременностью и психологическим дистрессом.
Психологическая оценка беременных женщин является неотъемлемой частью надлежащей медицинской помощи. Сбор анамнеза при первом посещении имеет решающее значение для понимания психологического состояния, а также для классификации матерей из группы высокого риска. В психодиагностику беременных женщин входит выявление истории социально-экономического фона, психологического анамнеза, личностного и семейного анамнеза.
Для исследования соотношения устойчивого эмоционального состояния и психологического благополучия в период беременности было проведено исследование с использованием методик «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной) и «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера (адаптация Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева).
В результате исследования было установлено, что испытуемые имеют средние показатели психологического благополучия, однако наиболее высокие результаты были получены по шкалам «жизненные цели» и «позитивные отношения», а наиболее низкое среднее значение получено по шкале «автономность».
Удовлетворённость жизнью у респондентов находится на достаточно высоком уровне: больше всего испытуемые довольны условиями труда, жилищными условиями, возможностью получения информации и бытовыми условиями в районе проживания, тогда как недовольство вызывают такие факторы, как невозможность общения с искусством, политическая ситуация в районе проживания, медицинское обслуживание, а также социальная и правовая защищённость и свободу вероисповедания и политической активности.
Статистический анализ результатов позволил выявить значимые связи между компетентностью, позитивными отношениями, самопринятием, общим показателем психологического благополучия и удовлетворенностью жизнью.
Таким образом, чем выше степень фактических достижений личности (так можно обобщить шкалы компетентность, позитивные отношения, самопринятие, психологическое благополучие), тем большую удовлетворенность жизнью переживают беременные женщины. В то время как перспективные, динамические показатели (жизненные цели, личностный рост) и автономность с удовлетворенностью не связаны вовсе. Следовательно, исследовательская гипотеза о том, что беременность влияет на повышение уровня эмоциональности, подтверждена.
В качестве методических рекомендаций беременным женщинам для сохранения оптимального эмоционального фона можно привести следующие: не сдерживать эмоции; общаться с приятными людьми, не замыкаться в себе; больше двигаться, подобрав оптимальные занятия (йога или плавание); частое нахождение на свежем воздухе; общение с друзьями, получение положительных эмоций посредством любимых занятий; посещение школы будущих мам в роддоме; разговоры о переживаниях с акушером-гинекологом и профессиональным перинатальным психологом.
В рамках продолжения исследования данной проблематики рекомендуется изучить взаимосвязь между показателями отдельных шкал использованных методик, а также взаимосвязь между статусом беременности (запланированная или незапланированная) и удовлетворенностью жизнью.
1 Абдурахманов Ф. М. Мухамадиев И. М., Рафиева 3. X., Надырова А. Влияние психоэмоционального стресса на течение и исходы беременности // Журнал Российский вестник акушера-гинеколога. - 2019. - №3. - С.38-41.
2 Абрамченко В.В., Коваленко Н.П. Перинатальная психология: Теория, методология, опыт. Петрозаводск: Интел Тек, - 2018. -350 с.
3 Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. СПб.: СОТИС, -2021. -320 с.
4 Абрамченко В.В., Коваленко Н.П. Психические состояния при нормальной и осложненном течении беременности // Материалы конференции по перинатальной психологии: «Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей». - СПб., - 2020. - С.24-28.
5 Акимова Е.Ю. Включение психотерапевтических техник в программу ведения беременных // Областная конференция по проблемам перинатальной психологии и медицины: Мат. конф. Иваново, - 2018. - С. 38-41.
6 Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. Т. 18. - 2017. - №2. - С. 102-113.
7 Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл O.A. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. - 2019. -№ 4. - С. 27-34.
8 Батуев A.C. Возникновение психики в дородовый период: краткий обзор современных исследований // Психологический журнал. - 2020. - №6. - Т.21. - С. 51-55.
9 Безрукова О.Н. Влияние социально-психологических факторов на социальное здоровье беременной женщины: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., -2019. -125 с.
10 Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. - 2019. - № 1.-С. 59-68.
11 Герасимова, Т.Г. Психические состояния беременных женщин и их коррекция в условиях специально организованного обучения: Автореф. дис... канд. психол. наук. - Иркутск. - 2017. - 24с.
12 Грандилевская И.В. Психологические особенности реагирования женщин на выявленную патологию беременности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. -СПб., - 2020. - 24с.
13 Добряков И.В. Психотерапия и перинатальная психология // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей. Сборник материалов межрегиональной конференции СПб., -2020. С. 11-15.
14 Евтушенко И. Д., Радионченко A.A., Красноносеньких Т.П. Течение беременности и родов женщин, у детей которых впоследствии были выявлены психические заболевания // Российский вестник акушера-гинеколога. - 2019. -№1. - С.45-48.
15 Завьялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и методы ее формирования: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., - 2020. -26 с.
16 Ишпахтин Ю. И., Коваль И. П., Ицкович А. И., Кондякова Е. Г. Влияние психовегетативного статуса беременных женщин на состояние плода и новорожденного // Актуальные вопросы акушерства и гинекологии. - 2001-2018. -т. 1 №1. -С.30-31.
17 Карташова К.С., Шелехов И.Л., Кожевников. В.Н., Мытникова. М.Н. Психологическая характеристика женщин на поздних этапах беременности // Вестник Томского гос. пед. университета. - 2020. - Выпуск 2 (92). - С.103-106.
18 Коваленко Н.П. Перинатальная психология и медицина. Психофизиология и патология беременности и родов, Психотерапевтическая коррекция пре-, пери-, и постнатального развития. // Сборник научных трудов членов АППиМ. СПб.: Издательство «ИПТП», - 2019 - 192с.
19 Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности: Перинатальная психология, медико-социальные проблемы. СПб.: Издательство СПбГУ, - 2021 - 318с.
20 Ланцбург М. Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребёнка. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода. Сост. Васина А.Н. М.: Изд-во УРАО. 2017. - С.121-128.
21 Ласая Е.В. Невротические и соматоформные расстройства у беременных. Медицинские новости. - 2018. - №5. - С. 3-7.
22 Лысенко, О. В. Психологическая диагностика в системе психопрофилактической подготовки беременных к родам // Охрана материнства и детства. - 2019. - № 4-5. - С. 180-184.
23 Мамиев О.Б. Предпосылки к применению психодиагностики в прогнозировании родов. Материалы третьего российского научного форума «Актуальные проблемы акушерства, гинекологии и перенатологии» М., 2021. - С.125-127.
24 Мухаметзянова Э.Х., Красноперова O.A., Сушенцова Т.В. Критерии оценки психоэмоционального состояния первородящих // Акушерство и гинекология. - 2020. - № 2. - С. 56-59.
25 Новожилова В.Е. Психологическая подготовка к родам // Медицинская помощь, - 2018. -№3.-С. 17-20.
26 Савченков Ю.И., Петросян Е.Ю. Формально-динамические свойства психики при нормальной беременности // Акушерство и гинекология. - 2020. - № 2. - С.53-56.
27 Сорокина Т.Т. Роды и психика. Практическое руководство. Минск: «Новое знание». 2018. - 351с.