Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самоотношение женщин с разным уровнем удовлетворенности браком

Работа №89210

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы113
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
316
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологический анализ подходов к определению понятий «самоотношение личности» и «удовлетворенность браком» 9
1.1. Теоретические подходы зарубежных и отечественных авторов к понятию
«самоотношение личности» 9
1.2. Содержательные характеристики самоотношения как эмоционально-оценочной системы 23
1.3. Психологические подходы к понятию «удовлетворенность браком» 33
Глава 2. Эмпирическое исследование самоотношения женщин с разным уровнем удовлетворенности браком 43
2.1. Программа исследования 43
2.2. Результаты эмпирического исследования самоотношения женщин
с разным уровнем удовлетворенности браком 48
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложения 84


Актуальность исследования. Исследования, направленные на изучение самоотношения личности, на протяжении многих лет остаются одними из приоритетных в научной и практической психологии и имеют тенденцию к увеличению. Это обусловлено его ведущей ролью в саморегуляции и самовыражении личности. Поведение человека всегда, так или иначе, соотносится с его представлениями о самом себе и о том каким он должен быть.
Несмотря на растущий интерес к данной проблематике и научный запрос к исследованиям, вопрос о структуре самоотношения, функциях и закономерностях его формирования в процессе развития личности остается открытым. Многие исследователи связывают это как с терминологической многозначностью и неопределенностью представлений о данном феномене, так и с его многоаспектностью и многомерностью.
Современные научные разработки в этом направлении касаются переосмысления традиционных концепций самоотношения, его положения относительно других личностных образований, особенностей проявления в различных жизненных ситуациях и поддержания позитивного отношения к себе.
Следует отметить, что большинство работ рассматривают проблему самоотношения без учета пола и возраста. Однако данные характеристики, по нашему мнению, являются важными условиями, влияющими на специфику индивидуального развития. Учет категории пола и возрастных особенностей в психологии дает более полное представление об особенностях самоотношения личности.
Проблематика данного исследования связана с попыткой связать отношение к себе и отношение к браку у женщин в период взрослости. В период взрослости человек находится на пике активности, и, как правило, критически оценивает свою жизнь, анализирует ее. Данный период также тесно связан с реализацией брачно-семейных функций и обязанностей.
Семья для любого человека является сферой удовлетворения потребностей в общении и эмоциональном контакте, признании и самореализации. Психологический климат семьи во многом определяется представлениями женщин об основных семейных ценностях. Каждая отдельно взятая женщина - это личность, уникальная и неповторимая, со своим отношением к себе, которое не может не влиять на установление благоприятных взаимоотношений в семье.
Учитывая увеличивающееся с каждым годом число женщин, обращающихся за психологической помощью в связи с неудовлетворенностью семейными отношениями, либо переживших развод, эмпирическое исследование взаимосвязи отношения женщины к себе и ее представлений о реализации брачно-семейных функций является достаточно актуальным.
Степень изученности проблемы. В зарубежных работах,
посвященных самоотношению личности, предметом исследования преимущественно выступает система самооценок индивида (С. Куперсмит, Дж. Марвел, К. Роджерс, М. Розенберг, Л. Уэльс, Р. Шавельзон и др.).
В отечественной психологии данный феномен рассматривается по большей части как компонент самосознания. Авторы, используя понятие
«самоотношение», подразумевают: самооценку (А.В. Захарова, М.И. Лисина, Е.Т. Соколова, А.Г. Спиркин); личностный смысл (А.Н. Леонтьев); эмоционально-ценностное отношение (С.Р. Пантилеев, И.И. Чеснокова); систему установок (И.С. Кон, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин, Д.Н. Узнадзе).
Понятие «удовлетворённость браком» изучался такими авторами как А.В. Алешина, В.В. Бойко, Т.А. Гурко, В.А. Сысенко, В.М. Кишинец,
Э. Филсингер. Личностные и внутрисемейные факторы, которые влияют на удовлетворенность браком супругов, рассматривались Т.В. Андреевой, Т.А. Гурко, С.И. Голод, Н.Ф. Федотовой, Н.Н. Обозовым.
Цель исследования - особенности самоотношения женщин среднего возраста с разным уровнем удовлетворенности браком.
Объект исследования - самоотношение личности.
Предмет исследования - самоотношение женщин в контексте удовлетворенности браком.
В соответствии с поставленной проблемой и целью исследования решаются следующие задачи:
1. Сформировать теоретико-методологическую основу исследования самоотношения личности.
2. Разработать программу эмпирического исследования особенностей самоотношения женщин с разным уровнем удовлетворенности браком.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей самоотношения женщин с разным уровнем удовлетворенности браком.
4. Проанализировать результаты исследования самоотношения женщин с разным уровнем удовлетворенности браком.
5. Разработать и реализовать программу психологического сопровождения женщин с низким уровнем удовлетворенности браком, направленную на формирование устойчивого положительного фона отношения к себе.
Гипотезы исследования:
1. Возможно, женщины с низким уровнем удовлетворенности браком характеризуются более негативным фоном отношения к себе, повышенным уровнем внутренней напряженности, что может проявляется в избыточной рефлексии и недооценке своих способностей.
2. Предположительно, женщины, удовлетворенные браком, относятся к себе с большей симпатией, более высоко оценивают свои личностные качества и возможности.
3. Скорее всего, положительное самоотношение женщин позволяет проявлять активную позицию в решении хозяйственно-бытовых вопросов, воспитании детей, в свою очередь женщины с менее положительным самоотношением больше подвержены влиянию внешних обстоятельств и предъявляют более высокие требования к себе и брачному партнеру.
Теоретико-методологическая база исследования:
- концепция самоотношения как эмоционально-оценочной системы С.Р. Пантелеева;
- концепция самосознания личности В.В. Столина;
- психологический подход к понятию «удовлетворенность браком» Ю.Е. Алешиной.
- возрастная периодизация Э. Эриксона.
Методы исследования: теоретические методы (анализ,
систематизация, обобщение теоретических и эмпирических данных) в аспекте изучаемой проблемы, анкетирование, «Методика исследования самоотношения» (С.Р. Пантилеев), «Опросник удовлетворенности браком» (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко), «Методика определения согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре» (А.Н. Волкова).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлены особенности самоотношения женщин с низким уровнем удовлетворенности браком, которые проявляются в зависимости от внешних обстоятельств, пониженной саморегуляции и усилении негативных эмоций в свой адрес в непривычных ситуациях.
2. Выявлены особенности самоотношения женщин, удовлетворенных браком, которые отражают устойчивое чувство самоуважения, самоуверенности, высокий уровень саморуководства, избегание внутренних конфликтов, контроль собственных мыслей и чувств, стремление сохранить в неизменном виде свои качества видение и оценку себя.
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в расширении знаний относительно содержания отношения женщин среднего возраста к собственной личности в ситуациях удовлетворенности и неудовлетворенности браком. Данная работа вносит вклад в дальнейшее изучение феномена самоотношения личности в целом, и в частности женщин с разным уровнем удовлетворенности браком.
Выявлен и описан опосредованный характер связи самоотношения женщин, уровня удовлетворенности браком и ролевых установок в семейной сфере. Обозначены особенности, которые позволяют прогнозировать негативные изменения самоотношения в ситуации неудовлетворенности брачными отношениями, которые проявляются в зависимости от внешних обстоятельств, предъявлении высоких к партнеру в бытовой и профессиональной сфере.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы психологами, психотерапевтами, социальными работниками при разработке программ психологического сопровождения женщин в ситуации переживания семейного кризиса, кризиса середины жизни. Понимание психологами типичных паттернов отношения к себе у женщин послужит улучшению коммуникации и оптимизации качества их жизни.
Разработана и апробированна программа психологического сопровождения женщин «Я - женщина!», направленная на формирование устойчивого положительного фона отношения к себе в ситуации кризиса брачных отношений.
Выборка. В исследовании приняли участие 146 работающих женщин, состоящих в зарегистрированном, гражданском либо гостевом браке. Возраст респондентов - от 30 лет до 45 лет.
Положения, выносимые на защиту:
1. Женщины с низким уровнем удовлетворенности браком характеризуется наличием более высоких требований к себе, пониженной саморегуляцией, недооценкой своих возможностей и усилением негативных эмоций в свой адрес в непривычных для себя ситуациях. Если ситуация знакома и прогнозируема, женщина положительно относится к себе, работоспособна, уверена в себе, ориентирована на успех и высоко оценивает свои достижения.
2. Женщины, удовлетворенные браком, отличаются устойчивым чувством самоуважения, которое проявляется в самоуверенности, высоком уровне саморуководства, и внутренней устойчивости, выражающейся в избегании внутренних конфликтов, контроле собственных мыслей и чувств, стремлении сохранить в неизменном виде свои качества видение и оценку себя.
3. Положительное самоотношение женщин позволяет проявлять активную позицию в решении хозяйственно-бытовых вопросов, воспитании детей.
4. Неудовлетворенные браком женщины более требовательны по отношению к партнеру в бытовой и профессиональной сфере. Свое участие в решении бытовых вопросов семьи видят гораздо менее активным, нежели своего супруга. При этом наравне с мужчиной готовы активно реализоваться в профессии либо общественной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты данного исследования обсуждались на VI региональной молодежной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул, 27.04.2019 г.). По теме магистерской работы опубликована статья «Особенности самоотношения женщин с разным уровнем удовлетворенности браком» в журнале «Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета» (№ 1, 2019 г.), подготовлена статья «Особенности
самоотношения женщин с низким уровнем удовлетворенности браком» и направлена в сборник «Труды молодых ученых Алтайского государственного университета».
Работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, выводов, списка использованной литературы, приложения. Список литературы включает 102 наименования, из них 2 на английском языке. Объем основного текста составляет 112 страницы (в том числе приложение 28 страниц).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ литературных источников, посвященных психологическим категориям «самоотношение личности» и «удовлетворенность браком», позволил исследовать различные подходы к данным феноменам в зарубежной и отечественной психологии. Рассмотрены основные научные подходы, определено понятие, структура и содержание понятий «самоотношение личности» и «удовлетворенность браком».
В ходе реализации теоретического и эмпирического исследования обозначены основные особенности самоотношения женщин с разным уровнем удовлетворенности браком в контексте брачных отношений. Использовано понимание самоотношения как целостной иерархической структуры личности, обусловленной социальной ситуацией развития . Использованы методики, позволяющие получить данные, уточняющие и конкретизирующие специфику особенностей самоотношения женщин с низким и высоким уровнем удовлетворенности браком.
В процессе выполнения данного исследования сформированы концептуальные основания работы, разработана и реализована соответствующая им программа эмпирического исследования, результаты которого тщательно проанализированы.
На основании полученных результатов сделаны следующие выводы:
1. Уровень удовлетворенности браком у женщин тесно взаимосвязан со степенью открытости женщины перед самой собой, компетентности и уверенности в себе, с тем ориентирована она на себя или подвержена влиянию внешних обстоятельств в решении вопросов, а также наличием или отсутствием самоуничижительных чувств.
2. Самоотношение женщин, удовлетворенных браком, основано прежде всего на чувстве внутренней устроенности, довольства собой, уверенности и социальной компетентности. Отсутствие внутренней конфликтности и самообвинения, высокий уровень симпатии к себе и позитивный эмоциональный фон проявляются с их активной позиции по созданию, сохранению либо преобразованию семейного уклада.
3. Самоотношение женщин, неудовлетворенных браком, основано на потребности в симпатии к себе, эмоциональной расположенности и принятии собственного «Я». Степень положительности самоотношения зависит от адаптированности в ситуации и расположенности к ним окружающих. В хозяйственно-бытовой сфере они ориентированы на ведущую позицию брачного партнера. При этом критика и повышенные требования к его умениям и навыкам могут быть связаны с повышенным уровнем внутренней конфликтности и самообвинения.
Полученные результаты исследования указывают на то, что задачи, поставленные в начале исследования, решены, гипотезы подтверждены, цель достигнута.
Результаты эмпирического исследования особенностей самоотноешния женщин с разным уровнем удовлетворенности браком обсуждались на VI региональной молодежной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул 2019). По теме магистерской работы опубликована статья «Особенности самоотношения женщин с разным уровнем удовлетворенности браком» в журнале «Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета» (№ 1, 2019 г.), подготовлена статья
«Особенности самоотношения женщин с низким уровнем удовлетворенности браком» и направлена в сборник «Труды молодых ученых Алтайского государственного университета».
Данная магистерская диссертация может послужить основанием более глубокого изучения особенностей самоотношения замужних женщин, в частности, с разным уровнем образования и профессиональной занятости.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 1999. 672 с.
2. Айвазов Д.Г. Методические возможности исследования удовлетворенности брачными отношениями // Сибирский психологический журнал. 2014. № 51. С. 148-155.
3. Александрова Ю.В. Динамика самоотношения и отношения к другому у взрослого человека: 25-35 лет: дис. ... канд.психол.наук. М.: 1999. 196 с.
4. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: дис. канд. ... психол. наук. М., 1985. 263 с.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания СПб.: Питер, 2001. 272 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
7. Арсентьева Е.С. Самоотношение людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2017. Вып. 2. URL: http://journal.asu.ru/vfp/ article/view/2589/1945 (дата обращения: 12.02.2019).
8. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихо¬
логического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.
9. Астрецов Д.А. Методологические подходы к изучению самоотношения в психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т 8. № 1. С. 62-78.
10. Барабанщиков В.А. системный подход в структуре психологического познания // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 1. С. 86-99.
11. Белогородцев Н.Н. Значение акмеологических технологий в развитии общекультурных компетенций и самодетерминации личности. Символ науки. 2017. № 02-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/znachenie-akmeologicheskih- tehnologiy-v-razvitii-obschekulturnyh-kompetentsiy-i-samodeterminatsii-lichnosti
(дата обращения: 01.03.2019).
12. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 421 с.
13. Бодалев А.А., В.В. Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. 440 с.
14. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 383 с.
15. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: Временной аспект // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 116-125.
16. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 74-85.
17. Визгина А.В., Столин В.В. Внутренний диалог и самоотношение личности // Психологический журнал. 1989. № 6. С. 50-57.
18. Визгина А.В., Пантелеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 91-100.
19. Гамезо М.В., Орлова Л.М., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
20. Гилева О.Б., Бочарова Т.В. Влияние социальных условий на структуру темперамента // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 73-75.
21. Голод С.И. Личная жизнь: любовь, отношения полов Л.: Знание, 1990. 32 с.
22. Горбатков А.А. О связи между позитивными и негативными эмоциями // Прикладная психология. 2000. № 2. С. 11-23.
23. Горбунова О.В., Филиппова Л.В. Самоотношение как показатель субъективной включенности студентов в профессионально-образовательную деятельность // Мир психологии. 2005. № 3 (43). С. 67-74.
24. Гордиенко Е. В. Представление личности об отношении к ней других людей: дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 216 с.
25. Горобец Т.Н. Самоотношение как этиологический фактор аутодеструктивного поведения // Мир психологии. 2005. № 3 (43). С. 146— 154.
26. Горобец Т.Н. Роль смысла жизни в акмеологической и саморазрушающей стратегии личности // Прикладная психология и психоанализ. 2005. № 2. С. 3-16.
27. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: Содержание, закономерности, механизмы развития. М.: МПСИ, 2006. 496 с.
28. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М.: РАГС, 2000. 578 с.
29. Деркач А.А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития // Мир психологии. 2005. № 3 (43). С. 139-146.
30. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. 368 с.
31. Диянова, З.В., Щеголева Т.М. Общая психология. Личность и мотивация. Практикум: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017. 166 с.
32. Диянова 3.B., ЩеголеваТ.М. Самосознание личности. Иркутск: ИГУ, 1994. 56 с.
33. Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. 2005. № 3 (43). С. 11-32.
34. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. 2-е изд., испр. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. 336 с.
35. Ермолаев-Томин О.Ю. Математические методы в психологии: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. 511 с.
36. Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышникова И.В. Я-концепция личности в отечественной психологии. М.: МГСА, 2000. 155 с.
37. Изард К.Е. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. 464 с.
38. Ильин Е.П. Эмоции и чувства: Учебное пособие. 2-е изд. СПб.: Питер, 2011. 784 с.
39. Исмагилова А.Г. особенности самоотношения воспитателей с разными стилями педагогического общения // Вестник Пермского университета. 2011. Вып. № 4 (8). С. 87-92.
40. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2004. 424 с.
41. Климонтова Т. А. Самоотношение и его влияние на положение интеллектуально одаренных подростков в учебной группе: дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2003. 165 с.
42. Колышко А.М. Психология самоотношения: Учебное пособие. Гродно: ГрГУ, 2004. 102 с.
43. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1990. 367 с.
44. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.
45. Кочеткова Т.Н. Роль самоотношения в личностном развитии // Человек. Власть. Общество: Научные труды IV Азиатско-Тихоокеанского международного конгресса психологов / Отв. ред. С.А. Чернышов. Хабаровск, 2005. С. 154-160.
46. Кочеткова Т.Н. Самоотношение личности как система установок,
направленных на себя // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007. Серия 6. Вып. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootnoshenie-
lichnosti-kak-sistema-ustanovok-napravlennyh-na-sebya (дата обращения: 05.02.2019).
47. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений: азбука взаимопонимания. М.: Когито-Центр, 1998. 214 с.
48. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.:
Издательствово УРАО, 1999. 176 с.
49. Ледовская Т.В. Психологическая структура самоотношения в подростковом и юношеском возрасте // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 229-233.
50. Леви Т.С. Динамика самоотношения в процессе личностно-развивающей работы, проводимой на основе телесного движения // Проблемы педагогики и психологии. 2008. № 4. С. 102-106.
51. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл,
Академия, 2005. 352 с.
52. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.
53. Леонтьев Д.А., Пилипенко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. №1. С. 97-109.
54. Липов В.Н. Феномен психологической защиты: теория и
перспективы исследования // Психология в вузе. 2005. № 4. С. 68-71.
55. Лысенко М.Н., Пфау Т.В. Возрастные особенности самоотношения, самооценки и удовлетворенности жизнью у женщин // Наука. Мысль: электронный журнал. Научный журнал. 2016. № 10. С. 59-65.
56. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2004. 896 с.
57. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Академия, 2004. 256 с.
58. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухиной. СПб.: Питер, 2011. 360 с.
59. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М., 2002. 400 с.
60. Молчанова О.Н. Самооценка: стабильность или изменчивость? // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2006. Том 3. № 2. С. 3-23.
61. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. Бодалева А.А. М.: Модэк МПСИ, 2004. 158 с.
62. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / Под ред. А.В. Брушлинского, Т.Н. Ушаковой. М.- Воронеж: Модэк, 2000. 688 с.
63. Нечепоренко О.П., Самченко Е.М. Особенности удовлетворенности браком и ролевых ожиданий супругов при периодическом раздельном проживании // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2014. № 1. С. 52-58.
64. Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость. СПб.: Облик, 2002. 113 с.
65. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990. 192 с.
66. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002. 462 с.
67. Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 135-141.
68. Пантилев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 108 с.
69. Пантилев С.Р. Строение самоотношения как эмоционально¬оценочной системы: автореферат дис. канд. психол. наук. М., 1988. 18 с.
70. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
71. Романова Е.С. Факторы, оказывающие влияние на
удовлетворенность браком // Психология, социология и педагогика. 2014.
№ 6. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3293 (дата обращения: 10.01.2019).
72. Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии // Психологический журнал. Т. 22. № 1. С. 102-112.
73. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Основы общей психологии. СПб., 2002. 720 с.
74. Савченко Т.Н., Фаустова А.Г. Адаптация Методики М. Керниса - А. Парадайса для оценки ситуативной обусловленности самоотношения // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 4. С. 79-89.
75. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 204 с.
76. Сарджвеладзе Н.И. Самоотношение личности // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородской. Самара: БАХРАХ- М, 2003. С. 45-47.
77. Сафин В.Ф. Самоопределение личности: теоретические и
эмпирические аспекты исследования. Уфа: Гилем, 2004. 258 с.
78. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002. 350 с.
79. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии. 2006. № 2 (46). С. 224-234.
80. Синицына О.Ю. Особенности самооценки подростков с разными типами самоотношения // Психология и школа. 2005. № 3. С. 113-118.
81. Скотникова И.Г. Проблема уверенности: история и современное состояние // Психологический журнал. 2002. № 1. С. 52- 60.
82. Слепко Ю.Н., Дедовская Т.В., Цымбалюк А.Э. Анализ данных и
интерпретация результатов психологического исследования: Учебное
пособие. 2-е изд., испр. и доп. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2015. 164 с.
83. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2003. 624 с.
84. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М: МГУ, 1989. 215 с.
85. Соловьев О.В. Структура человеческого Я в потоке времени (Я- которое знает о существовании самого себя) // Мир психологии. 2005. №3 (43). С. 79-90.
86. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 304 с.
87. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1987. 252 с.
88. Тарасова Л.Е. Самоотношение как детерминанта субъективного благополучия личности // Известия Саратовского ун-та. Нов. серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. Вып. 3. С. 86 - 89.
89. Фаустова А.Г. Динамика самоотношения при изменении внешности: дис.... канд. психол. наук. М., 2017. 225 с.
90. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологи-ческая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 490 с.
91. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 196 с.
92. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы: (Социально-демографическое исследование). М.: Статистика, 1978 223 с.
93. Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Полкунова Е.В. Семейные факторы депрессии // Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 63-71.
94. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Пер. с англ. В. В. Старовойтова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. 464 с.
95. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003. 608 с.
96. Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерниманация личности // Проблемы психологии личности / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1982. С. 121-126.
97. Чудновский В.Э. О некоторых «болевых точках» становления личности // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 3. С. 5-17.
98. Шарай Т.П. Взаимосвязь удовлетворенности браком с
самоотношением и психологическим полом личности в молодых семьях. URL: http: //philology-and-culture. kpfu.ru/?q=system/files/63_6 .pdf (дата
обращения: 10.01.2019).
99. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 2006. 352 с.
100. Юркевич И.Г. Советская семья: функции и условия стабильности. Минск: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1970. 208 с.
101. Rosenberg M., Kaplan H. Social psychology of self-concept. Arlington Heights, 1982. P. 3-19.
102. Wilkinson R., Chilton G. Positive Art Therapy Theory and Practice. New York: Routledge, 2018. 300 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ