Пути реализации права граждан на социальную защиту. Современная геронтология (Право социального обеспечения, Нижнетагильский государственный профессиональный колледж)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 Сущность и значение социальной защиты населения 6
1.2 Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения 9
1.3 Негативные факторы, влияющие на эффективность государственной политики в сфере поддержки граждан старшего поколения 18
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ГЕРОНТОЛОГИЯ В СОВЕМЕННОЙ РОССИИ 26
2.1 Сущность и значение геронтологии 26
2.2 План мероприятий по реализации первого этапа «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г.» 30
2.3. Федеральный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки повышения качества жизни граждан старшего поколения» (Федеральный проект «Старшее поколение») 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 Сущность и значение социальной защиты населения 6
1.2 Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения 9
1.3 Негативные факторы, влияющие на эффективность государственной политики в сфере поддержки граждан старшего поколения 18
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ГЕРОНТОЛОГИЯ В СОВЕМЕННОЙ РОССИИ 26
2.1 Сущность и значение геронтологии 26
2.2 План мероприятий по реализации первого этапа «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г.» 30
2.3. Федеральный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки повышения качества жизни граждан старшего поколения» (Федеральный проект «Старшее поколение») 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Социальная защита традиционно объединяет следующие сферы социальных интересов государства: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная поддержка. Реализация социальной политики предполагает использование следующих форм: закрепление на законодательном и подзаконном уровнях социальных гарантий, их обеспечение на основе соответствующих стандартов и др.; оказание социальных услуг населению; реализация целевых социальных программ; осуществление социального страхования населения и др.
В качестве основной проблемы социальной защиты многие исследователи выделяют тот момент, что до настоящего времени в нашей стране не произошло формирования подходов к реформированию сложившейся системы.
Можно сказать, что сейчас действуют приблизительно те же порядки и законы, что были приняты в 1996 году. Все документы, которые декларируют развитие сферы социальной защиты населения до 2020 года основаны на старых положениях, в которые были внесены незначительные правки.
Это значит, что для системы социальной защиты в России сегодня характерны высокая патерналистская роль государства, и при этом деятельность других социальных институтов скудно обозначена. Это не значит, что не происходит подвижек в развитии, но все они не имеют инновационных идей, и технически их можно считать старыми переработками, которые пытаются адаптировать под совершенно новое, постоянно динамично меняющееся общество, что очень неправильно и может привести к плачевным последствиям.
Анализ посланий Президента России за последние 7 лет показывает, что в каждой из них подчеркивается значение программ социальной защиты.
Между тем, в отечественной юридической науке вопросы социально-экономического программирования в достаточной мере не исследовались. Двумя случаями частного исследования социальных программ государства являются диссертация В.В. Проскряковой, где ей с позиций конституционного права был дан анализ государственной политики РФ в социально-жилищной сфере (прежде всего - через призму федеральных целевых программ) и диссертация А.С. Матненко о программно-целевом методе планирования и исполнения бюджетного процесса. Исследованиями общетеоретического характера (только двумя из всех, содержащихся в диссертационных фондах) можно назвать диссертации Е.И. Жаровой 2006 г. и А.Ю. Корнюшкиной 2018 г., на которых все изучение отечественной юридической наукой федерального программирования (не считая нескольких работ о программах борьбы с преступностью и диссертации о государственном программно-целевом планировании предпринимательской деятельности В.В. Ванина за 2000 год) можно признать иссякнувшим. Таким образом, исследованием программирования системы социальной защиты, несмотря на заявленную в Конституции России (ее статье 7) социальность российского государства, до сих пор не занимался никто.
Цель курсовой работы заключается в исследовании путей реализации прав граждан на социальную защиту, а так же в анализе геронтологии как науки о старении, выявлении ее проблем и путей их решения.
Задачи курсовой работы:
– Рассмотреть сущность и значение социальной защиты населения;
– Изучить формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения;
– Рассмотреть негативные факторы, влияющие на эффективность государственной политики в сфере поддержки граждан старшего поколения;
– Охарактеризовать сущность и значение геронтологии;
– Исследовать план мероприятий по реализации первого этапа «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г.»;
Охарактеризовать федеральный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки повышения качества жизни граждан старшего поколения» (Федеральный проект «Старшее поколение»).
Объектом исследования является система общественных отношений в сфере социальной защиты населения и геронтологии как современной проблемы.
Предмет исследования составляют нормы современного социального права и нормы социальной защиты населения, а так же теоретические характеристики психических процессов в период старения.
В качестве основной проблемы социальной защиты многие исследователи выделяют тот момент, что до настоящего времени в нашей стране не произошло формирования подходов к реформированию сложившейся системы.
Можно сказать, что сейчас действуют приблизительно те же порядки и законы, что были приняты в 1996 году. Все документы, которые декларируют развитие сферы социальной защиты населения до 2020 года основаны на старых положениях, в которые были внесены незначительные правки.
Это значит, что для системы социальной защиты в России сегодня характерны высокая патерналистская роль государства, и при этом деятельность других социальных институтов скудно обозначена. Это не значит, что не происходит подвижек в развитии, но все они не имеют инновационных идей, и технически их можно считать старыми переработками, которые пытаются адаптировать под совершенно новое, постоянно динамично меняющееся общество, что очень неправильно и может привести к плачевным последствиям.
Анализ посланий Президента России за последние 7 лет показывает, что в каждой из них подчеркивается значение программ социальной защиты.
Между тем, в отечественной юридической науке вопросы социально-экономического программирования в достаточной мере не исследовались. Двумя случаями частного исследования социальных программ государства являются диссертация В.В. Проскряковой, где ей с позиций конституционного права был дан анализ государственной политики РФ в социально-жилищной сфере (прежде всего - через призму федеральных целевых программ) и диссертация А.С. Матненко о программно-целевом методе планирования и исполнения бюджетного процесса. Исследованиями общетеоретического характера (только двумя из всех, содержащихся в диссертационных фондах) можно назвать диссертации Е.И. Жаровой 2006 г. и А.Ю. Корнюшкиной 2018 г., на которых все изучение отечественной юридической наукой федерального программирования (не считая нескольких работ о программах борьбы с преступностью и диссертации о государственном программно-целевом планировании предпринимательской деятельности В.В. Ванина за 2000 год) можно признать иссякнувшим. Таким образом, исследованием программирования системы социальной защиты, несмотря на заявленную в Конституции России (ее статье 7) социальность российского государства, до сих пор не занимался никто.
Цель курсовой работы заключается в исследовании путей реализации прав граждан на социальную защиту, а так же в анализе геронтологии как науки о старении, выявлении ее проблем и путей их решения.
Задачи курсовой работы:
– Рассмотреть сущность и значение социальной защиты населения;
– Изучить формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения;
– Рассмотреть негативные факторы, влияющие на эффективность государственной политики в сфере поддержки граждан старшего поколения;
– Охарактеризовать сущность и значение геронтологии;
– Исследовать план мероприятий по реализации первого этапа «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г.»;
Охарактеризовать федеральный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки повышения качества жизни граждан старшего поколения» (Федеральный проект «Старшее поколение»).
Объектом исследования является система общественных отношений в сфере социальной защиты населения и геронтологии как современной проблемы.
Предмет исследования составляют нормы современного социального права и нормы социальной защиты населения, а так же теоретические характеристики психических процессов в период старения.
Социальная защита в России охватывает все проблемные группы граждан, а также способствует предотвращению возникновению трудных жизненных ситуаций.
Таким образом, анализ реализации социальной политики в отношении пожилых людей в Российской Федерации показал, что имеются как преимущества, так и недостатки. Осуществляется комплексная работа по обеспечению пожилых людей достойными условиями жизни, содействие им в поддержании и укреплении здоровья, предоставление социального обеспечения, оказание социальной помощи и социального обслуживания. Несмотря на это существуют и проблемы, требующие пристального внимания.
Это такие проблемы, как финансовые трудности с приобретением лекарств, необходимых вещей, продуктов питания, проблемы со здоровьем и ряд других проблем. Поэтому приоритетами социальной политики в отношении пожилых людей должны стать повышение качества жизни и здоровья пожилых людей, доступности и качества медико-социальной помощи и социального обеспечения, увеличение пенсионного обеспечения.
Анализ положения дел в российской геронтологии позволяет утверждать, что выполнение Россией обязательств в рамках реализации Мадридского плана по обеспечению достойного старения граждан, включая поддержание их здоровья и благополучия, невозможно без развития исследований в области геронтологии и использования геронтотехнологий в процессе адаптации общества к демографическим изменениям. Для повышения эффективности государственных программ в области социальной поддержки граждан старшего поколения необходима их корректировка на основе внедрения современных геронто-, информационных и образовательных технологий.
Определение перспективных направлений научных разработок, способствующих модернизации государственной политики в указанной сфере, требует структурирования геронтологии как системного интегратора исследований, направленных в осуществлении деятельности по направлению «Геронтология–гериатрия» на продление периода активного долголетия граждан. Геронтологию следует позиционировать как комплекс научных направлений, обеспечивающих синтез естественнонаучного и социо-гуманитарного знаний, включающий биологические, медицинские, психологические и социальные исследования на фундаментальном и прикладном уровнях. Влияние геронтологии на реализацию государственной политики в сфере социальной поддержки граждан старшего поколения может быть обеспечено только при органичном синтезе, взаимодополнении исследований по перечисленным направлениям.
В современной России этого не происходит, что лишает геронтологию перспектив развития и делает неэффективной государственную политику в сфере повышения качества жизни старшего поколения, в частности из-за некорректности позиции чиновников, подменяющих конструктивное сотрудничество с научными центрами учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в процессе внедрения отечественных инновационных разработок представлением декларативных формальных отчетных документов по созданию системы гериатрической помощи в отдельных регионах России.
Непрозрачность принимаемых решений, декларируемых целей программ, объемов средств, выделяемых на решение конкретных задач, приводят к подмене реальных действий в интересах граждан старшего поколения формализованными административными мерами. В силу ограниченного объема публикации мы не стали подробно рассматривать государственную программу по совершенствованию паллиативной помощи, разработанную с учетом положений Федерального закона от 06.03.2019 г. № 18 ФЗ, которая ориентирована на оказание паллиативной помощи всем категориям граждан и прямо не увязана с повышением качества жизни граждан старшего поколения. Представленные материалы по современной ситуации с развитием гериатрии в России подтверждают некорректную трактовку руководителями отраслевых органов государственной власти направления «Гериатрия», а также их непонимание значения развития отечественной геронтологии и гериатрии как определяющего фактора «системной поддержки и качества жизни граждан старшего поколения». Чтобы устранить это непонимание, необходимо структурировать взаимосвязь понятий «Геронтология», «Гериатрия», «Гериатрическая помощь» и «Комплексная медико-социальная помощь гражданам старшего поколения».
Таким образом, анализ реализации социальной политики в отношении пожилых людей в Российской Федерации показал, что имеются как преимущества, так и недостатки. Осуществляется комплексная работа по обеспечению пожилых людей достойными условиями жизни, содействие им в поддержании и укреплении здоровья, предоставление социального обеспечения, оказание социальной помощи и социального обслуживания. Несмотря на это существуют и проблемы, требующие пристального внимания.
Это такие проблемы, как финансовые трудности с приобретением лекарств, необходимых вещей, продуктов питания, проблемы со здоровьем и ряд других проблем. Поэтому приоритетами социальной политики в отношении пожилых людей должны стать повышение качества жизни и здоровья пожилых людей, доступности и качества медико-социальной помощи и социального обеспечения, увеличение пенсионного обеспечения.
Анализ положения дел в российской геронтологии позволяет утверждать, что выполнение Россией обязательств в рамках реализации Мадридского плана по обеспечению достойного старения граждан, включая поддержание их здоровья и благополучия, невозможно без развития исследований в области геронтологии и использования геронтотехнологий в процессе адаптации общества к демографическим изменениям. Для повышения эффективности государственных программ в области социальной поддержки граждан старшего поколения необходима их корректировка на основе внедрения современных геронто-, информационных и образовательных технологий.
Определение перспективных направлений научных разработок, способствующих модернизации государственной политики в указанной сфере, требует структурирования геронтологии как системного интегратора исследований, направленных в осуществлении деятельности по направлению «Геронтология–гериатрия» на продление периода активного долголетия граждан. Геронтологию следует позиционировать как комплекс научных направлений, обеспечивающих синтез естественнонаучного и социо-гуманитарного знаний, включающий биологические, медицинские, психологические и социальные исследования на фундаментальном и прикладном уровнях. Влияние геронтологии на реализацию государственной политики в сфере социальной поддержки граждан старшего поколения может быть обеспечено только при органичном синтезе, взаимодополнении исследований по перечисленным направлениям.
В современной России этого не происходит, что лишает геронтологию перспектив развития и делает неэффективной государственную политику в сфере повышения качества жизни старшего поколения, в частности из-за некорректности позиции чиновников, подменяющих конструктивное сотрудничество с научными центрами учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в процессе внедрения отечественных инновационных разработок представлением декларативных формальных отчетных документов по созданию системы гериатрической помощи в отдельных регионах России.
Непрозрачность принимаемых решений, декларируемых целей программ, объемов средств, выделяемых на решение конкретных задач, приводят к подмене реальных действий в интересах граждан старшего поколения формализованными административными мерами. В силу ограниченного объема публикации мы не стали подробно рассматривать государственную программу по совершенствованию паллиативной помощи, разработанную с учетом положений Федерального закона от 06.03.2019 г. № 18 ФЗ, которая ориентирована на оказание паллиативной помощи всем категориям граждан и прямо не увязана с повышением качества жизни граждан старшего поколения. Представленные материалы по современной ситуации с развитием гериатрии в России подтверждают некорректную трактовку руководителями отраслевых органов государственной власти направления «Гериатрия», а также их непонимание значения развития отечественной геронтологии и гериатрии как определяющего фактора «системной поддержки и качества жизни граждан старшего поколения». Чтобы устранить это непонимание, необходимо структурировать взаимосвязь понятий «Геронтология», «Гериатрия», «Гериатрическая помощь» и «Комплексная медико-социальная помощь гражданам старшего поколения».



