ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ИНОЯЗЫЧНОЙ СРЕДЕ
|
Глава 1. Теоретические основы исследования психологических особенностей профессиональной идентичности личности в иноязычной среде Феноменологический анализ понятия «профессиональная идентичность
личности» 8
2. Понятие «личностные особенности»: определение, история исследования, значение 16
3. Этническая идентичность личности 21
Глава 2 Эмпирическое исследование психологических особенностей профидентичности личности в иноязычной среде 26
1. Программа эмпирического исследования психологических особенностей
профессиональной идентичности личности в иноязычной среде 26
2. Результаты исследования психологических особенностей
профессиональной идентичности личности в иноязычной среде 32
3. Программа тренингов для работы психолога с переселенцами у которых
возникают трудности в сфере профессиональной идентичности 47
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения 61
личности» 8
2. Понятие «личностные особенности»: определение, история исследования, значение 16
3. Этническая идентичность личности 21
Глава 2 Эмпирическое исследование психологических особенностей профидентичности личности в иноязычной среде 26
1. Программа эмпирического исследования психологических особенностей
профессиональной идентичности личности в иноязычной среде 26
2. Результаты исследования психологических особенностей
профессиональной идентичности личности в иноязычной среде 32
3. Программа тренингов для работы психолога с переселенцами у которых
возникают трудности в сфере профессиональной идентичности 47
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения 61
Современную Россию отличают глубокие изменения общества. Новые реформы, преобразования касаются множества областей общества, в том числе и те, к которым относится формирование и подготовка будущих специалистов. Основополагающим фактором ускорения научно-технического прогресса является развитие профессиональной идентичности человека [1]. Важным становится то, как сотрудник соотносит себя с профессиональной группой и профессией в целом. Человеку становится необходимым быстро осваивать профессиональные знания, и ориентироваться в профессиональных ценностях. В настоящее время становится важным и необходимым понимать, что подготовка высококлассных специалистов - это необходимость не только для общества, но и для человека. В первую очередь для качественной интеграции в обществе, а также для имения возможности найти себя в среде, которая постоянно находится в процессе трансформации и изменении [19;20;23].
Профессиональная идентичность совместно с этнической идентичностью является наиболее востребованным видом социальной идентичности. В силу постоянного изменения социально-экономических условий, проблемы подготовки современных профессионалов можно обозначить двумя терминами «развитие» и «идентичность» [20]. Это говорит о том, что в настоящих условиях, для того, чтобы быть востребованным в профессиональном плане, человеку необходимо находится в состоянии развития и анализа своего места в социальной среде.
Развитие - это непрерывная направленность на новое качество работы, гибкость в целеполагании и принятии решений, на профессиональный рост, открытость к информации [35]. Идентичность подразумевает осознанное внимание к вопросу «Кто Я?», сопровождающий человека на протяжении всей жизни, а также ответа, от которого зависит многое в профессиональной деятельности. На основании этого растущий интерес к профессиональной идентичности можно объяснить реакцией на изменения в социально -экономических условиях, а также, новых требований к подготовке профессионалов [12;18;35].
За последние годы профессиональная, этническая, культурная, религиозная идентичности рассматривались изолированно друг от друга [24] в рамках целостного явления. Все это в значительной степени нашло отражение в методологии изучения отдельных видов социальной идентичности, в том числе профессиональной идентичности [6;23;47].
С точки зрения Е.П. Ермолаевой [20] профессиональная идентичность - продукт длительного по времени личностного развития и профессионального развития. Оно складывается на высоких уровнях овладения профессии, когда происходит согласование реальных и идеальных профессиональных образов «Я».
Основоположниками изучения профессиональной идентичности стали зарубежные исследователи: Дж. Холланд, Д. Сьюпер и Ш. Бюллер. В отечественную психологию изучение профессиональной идентичности пришло в 50-е годы. Изучением профессиональной идентичности занимались В.С. Мерлин, Е.А. Климов, К.М. Гуревич. Работы В.С. Мерлина посвящены рассмотрению вопроса об индивидуальном стиле деятельности (ИСД). Отражение этого вопроса было в трудах К.М. Гуревич и Е.А. Климова. Были рассмотрены профессиональая пригодность как свойство системы «субъект труда - профессия»; объектные и субъектные компоненты профессиональной пригодности (Е.А. Климов). Так же, были рассмотрены абсолютная и относительная профессиональная пригодность (К.М. Гуревич) [9;35;52].
Профессиональная идентичность за последние годы в отечественной психологии изучается: Л.Б. Шнейдер, Е.П. Ермолаевой, Д.И. Завалишеной, Н.Л. Ивановой, Е.В. Коневой и другими [49].
Однако, стоит отметить, что вопрос о движущих силах процесса становления профессиональной идентичности, об этапах остается открытым на сегодняшний день. Малоизученным вопросом остаются особенности профессиональной идентичности в разнообразных условиях профессиональной деятельности. Помимо этого, за последние годы изучение различных областей идентичности, был рассмотрен изолированно. На основании этого, мы хотим рассмотреть взаимосвязь профессиональной идентичности и этнической идентичности в условиях иноязычной среды.
Объект: психологические особенности профессиональной идентичности личности.
Предмет: психологические особенности профессиональной
идентичности личности в иноязычной среде.
Цель исследования: изучить специфику психологических особенностей профессиональной идентичности личности в иноязычной среде.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме психологических особенностей профессиональной идентичности личности в иноязычной среде;
2. Описать специфику психологических особенностей профессиональной идентичности личности в иноязычной среде;
3. Разработать программу эмпирического исследования, основанную на теоретическом анализе литературы, по проблеме психологических особенностей профессиональной идентичности личности в иноязычной среде, провести эмпирическое исследование;
4. Проанализировать результаты исследования и описать психологические особенности профессиональной идентичности личности в иноязычной среде;
5. Разработать план рекомендаций для работы с людьми, у которых возникают трудности в сфере профессиональной идентичности в иноязычной среде.
Гипотезы:
1) Мы предполагаем, что у русских, проживающих на территории Казахстана и у казахов, проживающих на территории России имеются особенности в проявлении этнической идентичности и самоотношении.
2 Мы предполагаем, что у русских, проживающих на территории Казахстана и у казахов, проживающих на территории России имеются особенности в проявлении профессиональной идентичности.
Теоретико-методологические основания: Теория изучения этнической идентичности Г. Тэджфела; Конструктивистская концепция этничности В.А. Тишкова; Теории личности Л. Хьелл, Д. Зиглер; Концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина; Концепция профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер; Концепция самоотношения В.В. Столина.
Методы исследования:
1. Метод анализа литературы (клинико-психологической литературы; анализ документальных источников и информационных ресурсов сети);
2. Тестирование:
Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев);
Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов);
Методика «Типы этнической идентичности» (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова).
Метод математически-статистической обработки данных в программе SPSS 22.0. (Анализ средних значений, критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ).
Эмпирическая база исследования:
Исследование проводилось на базе миграционной службы УФМС по Алтайскому краю на основании запроса о въезде и выезде граждан. Критериями включения в исследование было: мужчины и женщины в возрасте от 26 до 46 лет. В исследовании приняли участие 60 человек. Из них 30 человек русской национальности, проживающие на территории Казахстана не менее 10 лет. И 30 человек казахской национальности, проживающие на территории России не менее 10 лет. Дополнительно была взята выборка из 30 человек: 15 казахов, проживающих на территории Казахстана и 15 русских, проживающих на территории России.
Достоверность и обоснованность
Достоверность результатов обеспечивалась использованием
стандартизированных апробированных методик, подбором выборки, обработкой результатов исследования методами математической статистики.
Апробация результатов исследования
Разработанные рекомендации по результатам данного исследования могут быть использованы в работе психолога.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются понятие, теоретические подходы к феноменам личностные особенности, профессиональная и этническая идентичность. Во второй главе раскрываются эмпирическое исследование психологических особенностей профессиональной идентичности личности в иноязычной среде и разработана программа тренингов для работы психолога с переселенцами у которых возникают трудности в сфере профессиональной идентичности.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Профессиональная идентичность совместно с этнической идентичностью является наиболее востребованным видом социальной идентичности. В силу постоянного изменения социально-экономических условий, проблемы подготовки современных профессионалов можно обозначить двумя терминами «развитие» и «идентичность» [20]. Это говорит о том, что в настоящих условиях, для того, чтобы быть востребованным в профессиональном плане, человеку необходимо находится в состоянии развития и анализа своего места в социальной среде.
Развитие - это непрерывная направленность на новое качество работы, гибкость в целеполагании и принятии решений, на профессиональный рост, открытость к информации [35]. Идентичность подразумевает осознанное внимание к вопросу «Кто Я?», сопровождающий человека на протяжении всей жизни, а также ответа, от которого зависит многое в профессиональной деятельности. На основании этого растущий интерес к профессиональной идентичности можно объяснить реакцией на изменения в социально -экономических условиях, а также, новых требований к подготовке профессионалов [12;18;35].
За последние годы профессиональная, этническая, культурная, религиозная идентичности рассматривались изолированно друг от друга [24] в рамках целостного явления. Все это в значительной степени нашло отражение в методологии изучения отдельных видов социальной идентичности, в том числе профессиональной идентичности [6;23;47].
С точки зрения Е.П. Ермолаевой [20] профессиональная идентичность - продукт длительного по времени личностного развития и профессионального развития. Оно складывается на высоких уровнях овладения профессии, когда происходит согласование реальных и идеальных профессиональных образов «Я».
Основоположниками изучения профессиональной идентичности стали зарубежные исследователи: Дж. Холланд, Д. Сьюпер и Ш. Бюллер. В отечественную психологию изучение профессиональной идентичности пришло в 50-е годы. Изучением профессиональной идентичности занимались В.С. Мерлин, Е.А. Климов, К.М. Гуревич. Работы В.С. Мерлина посвящены рассмотрению вопроса об индивидуальном стиле деятельности (ИСД). Отражение этого вопроса было в трудах К.М. Гуревич и Е.А. Климова. Были рассмотрены профессиональая пригодность как свойство системы «субъект труда - профессия»; объектные и субъектные компоненты профессиональной пригодности (Е.А. Климов). Так же, были рассмотрены абсолютная и относительная профессиональная пригодность (К.М. Гуревич) [9;35;52].
Профессиональная идентичность за последние годы в отечественной психологии изучается: Л.Б. Шнейдер, Е.П. Ермолаевой, Д.И. Завалишеной, Н.Л. Ивановой, Е.В. Коневой и другими [49].
Однако, стоит отметить, что вопрос о движущих силах процесса становления профессиональной идентичности, об этапах остается открытым на сегодняшний день. Малоизученным вопросом остаются особенности профессиональной идентичности в разнообразных условиях профессиональной деятельности. Помимо этого, за последние годы изучение различных областей идентичности, был рассмотрен изолированно. На основании этого, мы хотим рассмотреть взаимосвязь профессиональной идентичности и этнической идентичности в условиях иноязычной среды.
Объект: психологические особенности профессиональной идентичности личности.
Предмет: психологические особенности профессиональной
идентичности личности в иноязычной среде.
Цель исследования: изучить специфику психологических особенностей профессиональной идентичности личности в иноязычной среде.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме психологических особенностей профессиональной идентичности личности в иноязычной среде;
2. Описать специфику психологических особенностей профессиональной идентичности личности в иноязычной среде;
3. Разработать программу эмпирического исследования, основанную на теоретическом анализе литературы, по проблеме психологических особенностей профессиональной идентичности личности в иноязычной среде, провести эмпирическое исследование;
4. Проанализировать результаты исследования и описать психологические особенности профессиональной идентичности личности в иноязычной среде;
5. Разработать план рекомендаций для работы с людьми, у которых возникают трудности в сфере профессиональной идентичности в иноязычной среде.
Гипотезы:
1) Мы предполагаем, что у русских, проживающих на территории Казахстана и у казахов, проживающих на территории России имеются особенности в проявлении этнической идентичности и самоотношении.
2 Мы предполагаем, что у русских, проживающих на территории Казахстана и у казахов, проживающих на территории России имеются особенности в проявлении профессиональной идентичности.
Теоретико-методологические основания: Теория изучения этнической идентичности Г. Тэджфела; Конструктивистская концепция этничности В.А. Тишкова; Теории личности Л. Хьелл, Д. Зиглер; Концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина; Концепция профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер; Концепция самоотношения В.В. Столина.
Методы исследования:
1. Метод анализа литературы (клинико-психологической литературы; анализ документальных источников и информационных ресурсов сети);
2. Тестирование:
Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев);
Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов);
Методика «Типы этнической идентичности» (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова).
Метод математически-статистической обработки данных в программе SPSS 22.0. (Анализ средних значений, критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ).
Эмпирическая база исследования:
Исследование проводилось на базе миграционной службы УФМС по Алтайскому краю на основании запроса о въезде и выезде граждан. Критериями включения в исследование было: мужчины и женщины в возрасте от 26 до 46 лет. В исследовании приняли участие 60 человек. Из них 30 человек русской национальности, проживающие на территории Казахстана не менее 10 лет. И 30 человек казахской национальности, проживающие на территории России не менее 10 лет. Дополнительно была взята выборка из 30 человек: 15 казахов, проживающих на территории Казахстана и 15 русских, проживающих на территории России.
Достоверность и обоснованность
Достоверность результатов обеспечивалась использованием
стандартизированных апробированных методик, подбором выборки, обработкой результатов исследования методами математической статистики.
Апробация результатов исследования
Разработанные рекомендации по результатам данного исследования могут быть использованы в работе психолога.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются понятие, теоретические подходы к феноменам личностные особенности, профессиональная и этническая идентичность. Во второй главе раскрываются эмпирическое исследование психологических особенностей профессиональной идентичности личности в иноязычной среде и разработана программа тренингов для работы психолога с переселенцами у которых возникают трудности в сфере профессиональной идентичности.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В нашей работе мы попытались прийти к осмыслению основ исследования психологических особенностей профессиональной идентичности личности в иноязычной среде. А также, понять механизмы закономерности и их природу.
Анализ литературы показал, что проблема психологических особенностей профессиональной идентичности в иноязычной среде изучена недостаточно глубоко. Аргументом является недостаточное количество работ, рассматривающих профессиональную идентичность и этническую идентичность во взаимосвязи. На основании этого, изучение данного вопроса требует дополнительных исследований, а также, постановки новых вопросов и поиска ответов на них. Стоит отметить, что группы переселенцев за последние годы возрастают, что дает почву для изучения данного вопроса.
В ходе работы, нами была рассмотрена профессиональная идентичность, как феномен, который возникает в ходе профессионального становления человека. Мы выяснили, что необходимость введения понятия обусловлена тем, что профессиональное становление личности является ведущей формой обретения идентичности.
Рассматривая этническую принадлежность, мы выяснили, что для представителей русской национальности более характерно: самообвинение, этноэгоизм и этнофанатизм, а также, неопределенная профессиональная идентичность и навязанная профессиональная идентичность. Для представителей казахской национальности более характерно: самоуважение, аутосимпатия, глобальное самоотношение, самоинтерес,
самопоследовательность, самопонимание, норма в восприятии национальности или же этническая индифферентность, сформированная профессиональная идентичность или мораторий. Помимо этого, мы выяснили, что для казахов, проживающих в Казахстане, более характерно находится в состоянии кризиса, осознавать проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, чем для русских людей, проживающих в России.
На основании проведенного исследования, нами была разработана программа для работы психолога с переселенцами, у которых возникают трудности в сфере профессиональной идентичности. Данная программа была направлена на формирование умения отстаивания личностных границ, этнических границ; принятия свое национальности такой, какая она есть. Также следует формировать в людях терпимость и уважение к другим этническим группам, принимать их право на уверенность и самобытность. В таком случае, людям, переселившимся в другую страну необходимо не только отстаивать собственную этническую идентичность, но и принимать и уважать правила и традиции этноса другой страны.
Таким образом, в ходе нашего эмпирического исследования, были сделаны следующие выводы:
- Для представителей русской национальности более характерно: самообвинение, этноэгоизм и этнофанатизм, неопределенная профессиональная идентичность и навязанная профессиональная идентичность.
- Тогда, как для представителей казахской национальности более
характерно: самоуважение, аутосимпатия, глобальное самоотношение,
самоинтерес, самопоследовательность, самопонимение, норма в восприятии национальности или же этническая индифферентность, сформированная профессиональная идентичность или мораторий.
- При разных типах национальной идентичности специфика самоотношения будет меняться. Так при этнической индифферентности, норме в восприятии национальности и этноэгоизме в большей степени будет обнаруживаться высокий уровень самопринятия, аутосимпатии, самоинтереса, тогда как при этнонигилизме, этнофанатизме и этноизоляции мы видим отсутствие самопринятия и самопонимания, желание отождествления себя со значимой национальностью и отстаивание ее интересов.
- При сформированной профессиональной идентичности и моратории (кризисе выбора) человек более уверен в себе или же компенсирует неуверенность за счет позитивного отклика со стороны, можно отметить сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. Тогда как при навязанной профессиональной идентичности и неопределенной профессиональной идентичности люди, как правило, не понимаю, и не принимают себя со своими положительными и отрицательными сторонами, стремятся в вербальном выражении или агрессивных формах выделить значимость своей принадлежности к нации.
- По результатам исследования было выявлено, что для русской национальности более характерна неопределенная профессиональная идентичность, и более выражена она у тех русских людей, которые проживают в России, тогда как для казахов более характерен кризис выбора профессиональной идентичности, при этом, более высокие показатели предъявляют люди, проживающие в России.
- Для казахов, проживающих в Казахстане более характерно находится в состоянии кризиса, осознавать проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, чем для русских людей, проживающих в России.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, решены. Гипотезы подтверждены, из этого следует, что наша цель в работе достигнута.
Наше исследование позволит продемонстрировать влияние средовых факторов на формирование профессиональной идентичности людей, разных национальностей в условиях иноязычной страны.
Анализ литературы показал, что проблема психологических особенностей профессиональной идентичности в иноязычной среде изучена недостаточно глубоко. Аргументом является недостаточное количество работ, рассматривающих профессиональную идентичность и этническую идентичность во взаимосвязи. На основании этого, изучение данного вопроса требует дополнительных исследований, а также, постановки новых вопросов и поиска ответов на них. Стоит отметить, что группы переселенцев за последние годы возрастают, что дает почву для изучения данного вопроса.
В ходе работы, нами была рассмотрена профессиональная идентичность, как феномен, который возникает в ходе профессионального становления человека. Мы выяснили, что необходимость введения понятия обусловлена тем, что профессиональное становление личности является ведущей формой обретения идентичности.
Рассматривая этническую принадлежность, мы выяснили, что для представителей русской национальности более характерно: самообвинение, этноэгоизм и этнофанатизм, а также, неопределенная профессиональная идентичность и навязанная профессиональная идентичность. Для представителей казахской национальности более характерно: самоуважение, аутосимпатия, глобальное самоотношение, самоинтерес,
самопоследовательность, самопонимание, норма в восприятии национальности или же этническая индифферентность, сформированная профессиональная идентичность или мораторий. Помимо этого, мы выяснили, что для казахов, проживающих в Казахстане, более характерно находится в состоянии кризиса, осознавать проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, чем для русских людей, проживающих в России.
На основании проведенного исследования, нами была разработана программа для работы психолога с переселенцами, у которых возникают трудности в сфере профессиональной идентичности. Данная программа была направлена на формирование умения отстаивания личностных границ, этнических границ; принятия свое национальности такой, какая она есть. Также следует формировать в людях терпимость и уважение к другим этническим группам, принимать их право на уверенность и самобытность. В таком случае, людям, переселившимся в другую страну необходимо не только отстаивать собственную этническую идентичность, но и принимать и уважать правила и традиции этноса другой страны.
Таким образом, в ходе нашего эмпирического исследования, были сделаны следующие выводы:
- Для представителей русской национальности более характерно: самообвинение, этноэгоизм и этнофанатизм, неопределенная профессиональная идентичность и навязанная профессиональная идентичность.
- Тогда, как для представителей казахской национальности более
характерно: самоуважение, аутосимпатия, глобальное самоотношение,
самоинтерес, самопоследовательность, самопонимение, норма в восприятии национальности или же этническая индифферентность, сформированная профессиональная идентичность или мораторий.
- При разных типах национальной идентичности специфика самоотношения будет меняться. Так при этнической индифферентности, норме в восприятии национальности и этноэгоизме в большей степени будет обнаруживаться высокий уровень самопринятия, аутосимпатии, самоинтереса, тогда как при этнонигилизме, этнофанатизме и этноизоляции мы видим отсутствие самопринятия и самопонимания, желание отождествления себя со значимой национальностью и отстаивание ее интересов.
- При сформированной профессиональной идентичности и моратории (кризисе выбора) человек более уверен в себе или же компенсирует неуверенность за счет позитивного отклика со стороны, можно отметить сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. Тогда как при навязанной профессиональной идентичности и неопределенной профессиональной идентичности люди, как правило, не понимаю, и не принимают себя со своими положительными и отрицательными сторонами, стремятся в вербальном выражении или агрессивных формах выделить значимость своей принадлежности к нации.
- По результатам исследования было выявлено, что для русской национальности более характерна неопределенная профессиональная идентичность, и более выражена она у тех русских людей, которые проживают в России, тогда как для казахов более характерен кризис выбора профессиональной идентичности, при этом, более высокие показатели предъявляют люди, проживающие в России.
- Для казахов, проживающих в Казахстане более характерно находится в состоянии кризиса, осознавать проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, чем для русских людей, проживающих в России.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, решены. Гипотезы подтверждены, из этого следует, что наша цель в работе достигнута.
Наше исследование позволит продемонстрировать влияние средовых факторов на формирование профессиональной идентичности людей, разных национальностей в условиях иноязычной страны.





