Обзор методов и приемов диагностики и коррекции дисграфии
|
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………..
7
1.1. Онтогенетический аспект формирования процессов письма………… 7
1.2. Специфические нарушения письма младших школьников ………….. 12
1.3. Классификация дисграфии……………………………………………… 18
1.4. Обзор методов и приемов диагностики и коррекции дисграфии у младших школьников………………………………………………………...
23
Выводы по главе I……………………………………………………………. 30
Глава II. ВЫЯВЛЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………..
31
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 31
2.2. Методика обследования письменной речи и других когнитивных функций………………………………………………………………………..
33
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………... 42
Выводы по главе II…………………………………………………………… 48
Глава III. КОМПЛЕКСНОЕ НЕЙРОКОРРЕКЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСГРАФИЕЙ………………………………………………………………
49
3.1. Программа комплексного воздействия по коррекции дисграфии у младших школьников……………………………………………………….
49
3.2. Содержание и организация формирующего эксперимента………….. 52
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента…………………….. 56
Выводы по главе III…………………………………………………………. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… 69
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 75
Глава I. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………..
7
1.1. Онтогенетический аспект формирования процессов письма………… 7
1.2. Специфические нарушения письма младших школьников ………….. 12
1.3. Классификация дисграфии……………………………………………… 18
1.4. Обзор методов и приемов диагностики и коррекции дисграфии у младших школьников………………………………………………………...
23
Выводы по главе I……………………………………………………………. 30
Глава II. ВЫЯВЛЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………..
31
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 31
2.2. Методика обследования письменной речи и других когнитивных функций………………………………………………………………………..
33
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………... 42
Выводы по главе II…………………………………………………………… 48
Глава III. КОМПЛЕКСНОЕ НЕЙРОКОРРЕКЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСГРАФИЕЙ………………………………………………………………
49
3.1. Программа комплексного воздействия по коррекции дисграфии у младших школьников……………………………………………………….
49
3.2. Содержание и организация формирующего эксперимента………….. 52
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента…………………….. 56
Выводы по главе III…………………………………………………………. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… 69
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 75
Актуальность исследования. В настоящее время, современная система образования характеризуется непрерывным развитием, совершенствуются образовательные процессы, претерпевают изменения образовательные стандарты, посредством которых изменяются требования, предъявляемые к учащимся. Основной задачей педагогов на сегодняшний день выступает развитие полноценной, психологически здоровой личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей характера и здоровья. В связи с данным аспектом, в системе образования регулярно проводится работа по созданию условий для развития и самореализации каждого учащегося, при котором развитие личности становится гарантом социализации и благополучия.
На текущий момент, одной из актуальных проблем современного общества становится увеличение детей, имеющих трудности на начальном этапе обучения в школе. Нарушения письменной речи у младших школьников является одной из распространенных и наиболее важных проблем, возникающих в процессе школьного обучения. Трудности овладения письменной речью зачастую проявляются в виде стойких специфических ошибок, которые свидетельствуют о расстройстве письменной речи, связанной с работой мозга. Своевременное выявление причин нарушения становится основной задачей, стоящей перед педагогами и специалистами, работающими на начальной ступени образования. В связи с данным аспектом, педагог должен владеть полноценной информацией об основных проявлениях нарушений письменной речи и вовремя направлять ребенка на логопедическое обследование с целью оказания помощи в коррекции выявленных нарушений и психолого-педагогической поддержки. Комплексная работа логопеда позволяет определить патогенез дисграфии, выявить ее формы, изучить особенности психических функций ребенка при данной патологии, а также различные виды праксиса, гнозиса и памяти.
Таким образом, использование нейропсихологического подхода наряду с традиционной логопедической коррекцией нарушений письменной речи позволит осуществить комплексное воздействие не только на речевую, но и личностную сферу младшего школьника, что и определяет актуальность исследования.
Проблема исследования: необходимость осуществления логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи с позиции нейропсихологического подхода.
Цель исследования: реализация нейропсихологического подхода при коррекции нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи:
1. Анализ отечественных и зарубежных литературных источников и публикаций по теме исследования.
2. Компиляция диагностической методики для выявления особенностей нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста с дисграфией и ее апробация.
3. Обобщение проявлений дисграфии у младших школьников.
4. Подбор нейропсихологических методов устранения нарушений письменной у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
5. Реализация программы комплексного воздействия по коррекции дисграфии у младших школьников.
6. Анализ эффективности разработанной программы.
Объект исследования: письменная речь детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Предмет исследования: процесс устранения нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Гипотеза исследования: использование модифицированной нейропсихологической методики коррекции дисграфии будет способствовать повышению эффективности преодоления специфических ошибок на письме у младших школьников.
База исследования: Экспериментальное исследование проводилось в 2021 - 2022 году в логопедическом центре «Алефтинка» г. Иваново.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
1. Теоретические методы (анализ психолого-педагогической, логопедической, учебно-методической литературы).
2. Эмпирические методы (сбор и анализ анамнестических данных продуктов деятельности, наблюдение, экспериментальное исследование).
3. Методы обработки полученных данных (количественный и качественный анализ результатов исследования, формирование статистических таблиц и графиков, сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов).
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что проведенный анализ научных исследований с использованием мультидисциплинарного подхода позволил расширить представления о дисграфии как одной из базисных причин нарушений письменной речи.
Проведен анализ научных исследований по причинам нарушений письменной речи у детей с использованием мультидисциплинарного подхода (клинического, психолого-педагогического, лингвистического и нейропсихологического).
Расширены представления о:
1) роли письменной речи в общем процессе развития детей;
2) дисграфии как одной из базисных причин нарушений письменной речи.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы комплексной нейропсихологической коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с дисграфией.
Материалы, полученные в ходе экспериментального исследования, могут быть использованы учителями-логопедами и учителями начальных классов в работе со школьниками, имеющими нарушения письма.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Структура ВКР: работа состоит из введения, трех глав с выводами по каждой, заключения, списка литературы, представленного __ источниками и приложения.
На текущий момент, одной из актуальных проблем современного общества становится увеличение детей, имеющих трудности на начальном этапе обучения в школе. Нарушения письменной речи у младших школьников является одной из распространенных и наиболее важных проблем, возникающих в процессе школьного обучения. Трудности овладения письменной речью зачастую проявляются в виде стойких специфических ошибок, которые свидетельствуют о расстройстве письменной речи, связанной с работой мозга. Своевременное выявление причин нарушения становится основной задачей, стоящей перед педагогами и специалистами, работающими на начальной ступени образования. В связи с данным аспектом, педагог должен владеть полноценной информацией об основных проявлениях нарушений письменной речи и вовремя направлять ребенка на логопедическое обследование с целью оказания помощи в коррекции выявленных нарушений и психолого-педагогической поддержки. Комплексная работа логопеда позволяет определить патогенез дисграфии, выявить ее формы, изучить особенности психических функций ребенка при данной патологии, а также различные виды праксиса, гнозиса и памяти.
Таким образом, использование нейропсихологического подхода наряду с традиционной логопедической коррекцией нарушений письменной речи позволит осуществить комплексное воздействие не только на речевую, но и личностную сферу младшего школьника, что и определяет актуальность исследования.
Проблема исследования: необходимость осуществления логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи с позиции нейропсихологического подхода.
Цель исследования: реализация нейропсихологического подхода при коррекции нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи:
1. Анализ отечественных и зарубежных литературных источников и публикаций по теме исследования.
2. Компиляция диагностической методики для выявления особенностей нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста с дисграфией и ее апробация.
3. Обобщение проявлений дисграфии у младших школьников.
4. Подбор нейропсихологических методов устранения нарушений письменной у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
5. Реализация программы комплексного воздействия по коррекции дисграфии у младших школьников.
6. Анализ эффективности разработанной программы.
Объект исследования: письменная речь детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Предмет исследования: процесс устранения нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Гипотеза исследования: использование модифицированной нейропсихологической методики коррекции дисграфии будет способствовать повышению эффективности преодоления специфических ошибок на письме у младших школьников.
База исследования: Экспериментальное исследование проводилось в 2021 - 2022 году в логопедическом центре «Алефтинка» г. Иваново.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
1. Теоретические методы (анализ психолого-педагогической, логопедической, учебно-методической литературы).
2. Эмпирические методы (сбор и анализ анамнестических данных продуктов деятельности, наблюдение, экспериментальное исследование).
3. Методы обработки полученных данных (количественный и качественный анализ результатов исследования, формирование статистических таблиц и графиков, сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов).
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что проведенный анализ научных исследований с использованием мультидисциплинарного подхода позволил расширить представления о дисграфии как одной из базисных причин нарушений письменной речи.
Проведен анализ научных исследований по причинам нарушений письменной речи у детей с использованием мультидисциплинарного подхода (клинического, психолого-педагогического, лингвистического и нейропсихологического).
Расширены представления о:
1) роли письменной речи в общем процессе развития детей;
2) дисграфии как одной из базисных причин нарушений письменной речи.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы комплексной нейропсихологической коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с дисграфией.
Материалы, полученные в ходе экспериментального исследования, могут быть использованы учителями-логопедами и учителями начальных классов в работе со школьниками, имеющими нарушения письма.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Структура ВКР: работа состоит из введения, трех глав с выводами по каждой, заключения, списка литературы, представленного __ источниками и приложения.
В выпускной квалификационной работе проанализированы отечественные и зарубежные литературные источники характеризующие особенности нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста с дисграфией и нейропсихологические методы устранения нарушений письменной у детей младшего школьного возраста с дисграфией. По результатам теоретического исследования были получены следующие выводы:
– специфические ошибки на письме могут иметь различный характер выраженности вне зависимости от степени тяжести дефекта, который может быть при дисграфии. При этом особую важность представляет то, что в основе одних и тех же ошибок могут быть заложены абсолютно разные механизмы возникновения.
– методы устранения нарушений специфических ошибок письма у детей младшего школьного включают приемы, способствующие развитию речи и мышления, восприятия, памяти, воображения и других психических процессов. Особое внимание в коррекции специфических ошибок письма уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным включением различных анализаторов: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Коррекционная работа при этом выстраивается с использованием различных подходов, осуществляя разные методы и приёмы.
Актуальное состояние процесса письма у детей младшего школьного возраста изучалось при помощи экспериментального исследования, которое проводилось на базе логопедического центра «Алефтинка» г. Иваново. В эксперименте использовались методики, описанным в работах М.М. Кольцовой, Т.Г. Визель, Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой, Е.В. Архиповой. Основные методы диагностики были направлены на изучение мелкой моторики пальцев рук, серийной организации движений и действий, программирования, регуляции и контроля деятельности, исследование зрительно-пространственных представлений и переработки слуховой информации, а также анализ письменных работ испытуемых.
По результатам анализа полученных данных было установлено, что для детей, участвующих в экспериментальном исследовании характерна высокая утомляемость, функция внимания снижена, результаты зрительно-пространственных представлений и переработки слуховой информации показали замедление темпов включения левополушарных структур в осуществление зрительно-пространственной деятельности, трудности в переработке слуховой и кинестетической информации. При анализе письменных работ были отмечены специфические ошибки, которые были представлены в виде смешения звуков близких по произношению, смешения букв близких по звучанию и произношению, смешения букв, близких по написанию, пропусках букв, перестановке слогов и ошибках слухового восприятия. Характер нарушений письменной речи указывает на развитие акустико-кинестетической формы дисграфии и свидетельствует о необходимости проведения коррекционной работы по ее устранению.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была разработана и апробирована программа комплексного воздействия по коррекции дисграфии у младших школьников, вошедших в состав экспериментальной группы. Содержание программы включало различные формы и методы проведения, подобранные с учетом возрастных особенностей младших школьников, и направленные на развитие звукового анализа и синтеза, функций переработки кинестетической информации, развитие навыков слухового и зрительно-пространственного восприятия. Итоговым продуктом программы выступило творческое задание, которое способствовало закреплению полученных навыков письменной речи. Программа реализовалась в послеобеденное время с детьми, вошедшими в состав экспериментальной группы, в качестве дополнительных занятий в течение месяца, и состояла из десяти занятий, продолжительностью 30 минут каждое. Во время проведения занятий, создавались различные проблемные ситуации, которые дети решали в разнообразных видах собственной деятельности.
С целью определения эффективности предложенной коррекционной программы, в контрольном эксперименте проводился сравнительный анализ показателей детей экспериментальной группы, с показателями детей контрольной группы, в которую вошли 10 школьников с дисграфией в возрасте 8-9 лет, обучающиеся по традиционной программе. По результатам контрольного эксперимента был сделан вывод, что разработанная программа комплексного воздействия по коррекции дисграфии у младших школьников экспериментальной группы, в отличие от школьников, вошедших в контрольную группу, способствовала снижению общей утомляемости детей, повышению уровня зрительно-пространственных представлений и переработки слуховой и кинестетической информации. При анализе письменных работ детей экспериментальной группы было отмечено снижение специфических ошибок, которые были представлены в виде смешения букв близких по звучанию и произношению, по написанию, пропусках букв, перестановке слогов и ошибках слухового восприятия у 80% школьников.
– специфические ошибки на письме могут иметь различный характер выраженности вне зависимости от степени тяжести дефекта, который может быть при дисграфии. При этом особую важность представляет то, что в основе одних и тех же ошибок могут быть заложены абсолютно разные механизмы возникновения.
– методы устранения нарушений специфических ошибок письма у детей младшего школьного включают приемы, способствующие развитию речи и мышления, восприятия, памяти, воображения и других психических процессов. Особое внимание в коррекции специфических ошибок письма уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным включением различных анализаторов: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Коррекционная работа при этом выстраивается с использованием различных подходов, осуществляя разные методы и приёмы.
Актуальное состояние процесса письма у детей младшего школьного возраста изучалось при помощи экспериментального исследования, которое проводилось на базе логопедического центра «Алефтинка» г. Иваново. В эксперименте использовались методики, описанным в работах М.М. Кольцовой, Т.Г. Визель, Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой, Е.В. Архиповой. Основные методы диагностики были направлены на изучение мелкой моторики пальцев рук, серийной организации движений и действий, программирования, регуляции и контроля деятельности, исследование зрительно-пространственных представлений и переработки слуховой информации, а также анализ письменных работ испытуемых.
По результатам анализа полученных данных было установлено, что для детей, участвующих в экспериментальном исследовании характерна высокая утомляемость, функция внимания снижена, результаты зрительно-пространственных представлений и переработки слуховой информации показали замедление темпов включения левополушарных структур в осуществление зрительно-пространственной деятельности, трудности в переработке слуховой и кинестетической информации. При анализе письменных работ были отмечены специфические ошибки, которые были представлены в виде смешения звуков близких по произношению, смешения букв близких по звучанию и произношению, смешения букв, близких по написанию, пропусках букв, перестановке слогов и ошибках слухового восприятия. Характер нарушений письменной речи указывает на развитие акустико-кинестетической формы дисграфии и свидетельствует о необходимости проведения коррекционной работы по ее устранению.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была разработана и апробирована программа комплексного воздействия по коррекции дисграфии у младших школьников, вошедших в состав экспериментальной группы. Содержание программы включало различные формы и методы проведения, подобранные с учетом возрастных особенностей младших школьников, и направленные на развитие звукового анализа и синтеза, функций переработки кинестетической информации, развитие навыков слухового и зрительно-пространственного восприятия. Итоговым продуктом программы выступило творческое задание, которое способствовало закреплению полученных навыков письменной речи. Программа реализовалась в послеобеденное время с детьми, вошедшими в состав экспериментальной группы, в качестве дополнительных занятий в течение месяца, и состояла из десяти занятий, продолжительностью 30 минут каждое. Во время проведения занятий, создавались различные проблемные ситуации, которые дети решали в разнообразных видах собственной деятельности.
С целью определения эффективности предложенной коррекционной программы, в контрольном эксперименте проводился сравнительный анализ показателей детей экспериментальной группы, с показателями детей контрольной группы, в которую вошли 10 школьников с дисграфией в возрасте 8-9 лет, обучающиеся по традиционной программе. По результатам контрольного эксперимента был сделан вывод, что разработанная программа комплексного воздействия по коррекции дисграфии у младших школьников экспериментальной группы, в отличие от школьников, вошедших в контрольную группу, способствовала снижению общей утомляемости детей, повышению уровня зрительно-пространственных представлений и переработки слуховой и кинестетической информации. При анализе письменных работ детей экспериментальной группы было отмечено снижение специфических ошибок, которые были представлены в виде смешения букв близких по звучанию и произношению, по написанию, пропусках букв, перестановке слогов и ошибках слухового восприятия у 80% школьников.
Подобные работы
- Коррекция дисграфии у младших школьников с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Технология коррекции дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция дисграфии у младших школьников с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМНОГО РАСПОЗНАВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРИ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ IV УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Технология коррекции дисграфии у младших школьников с задержкой
психического развития
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



