Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………..
7
1.1. Онтогенетический аспект формирования процессов письма………… 7
1.2. Специфические нарушения письма младших школьников ………….. 12
1.3. Классификация дисграфии……………………………………………… 18
1.4. Обзор методов и приемов диагностики и коррекции дисграфии у младших школьников………………………………………………………...
23
Выводы по главе I……………………………………………………………. 30
Глава II. ВЫЯВЛЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………..
31
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 31
2.2. Методика обследования письменной речи и других когнитивных функций………………………………………………………………………..
33
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………... 42
Выводы по главе II…………………………………………………………… 48
Глава III. КОМПЛЕКСНОЕ НЕЙРОКОРРЕКЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСГРАФИЕЙ………………………………………………………………
49
3.1. Программа комплексного воздействия по коррекции дисграфии у младших школьников……………………………………………………….
49
3.2. Содержание и организация формирующего эксперимента………….. 52
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента…………………….. 56
Выводы по главе III…………………………………………………………. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… 69
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 75
Актуальность исследования. В настоящее время, современная система образования характеризуется непрерывным развитием, совершенствуются образовательные процессы, претерпевают изменения образовательные стандарты, посредством которых изменяются требования, предъявляемые к учащимся. Основной задачей педагогов на сегодняшний день выступает развитие полноценной, психологически здоровой личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей характера и здоровья. В связи с данным аспектом, в системе образования регулярно проводится работа по созданию условий для развития и самореализации каждого учащегося, при котором развитие личности становится гарантом социализации и благополучия.
На текущий момент, одной из актуальных проблем современного общества становится увеличение детей, имеющих трудности на начальном этапе обучения в школе. Нарушения письменной речи у младших школьников является одной из распространенных и наиболее важных проблем, возникающих в процессе школьного обучения. Трудности овладения письменной речью зачастую проявляются в виде стойких специфических ошибок, которые свидетельствуют о расстройстве письменной речи, связанной с работой мозга. Своевременное выявление причин нарушения становится основной задачей, стоящей перед педагогами и специалистами, работающими на начальной ступени образования. В связи с данным аспектом, педагог должен владеть полноценной информацией об основных проявлениях нарушений письменной речи и вовремя направлять ребенка на логопедическое обследование с целью оказания помощи в коррекции выявленных нарушений и психолого-педагогической поддержки. Комплексная работа логопеда позволяет определить патогенез дисграфии, выявить ее формы, изучить особенности психических функций ребенка при данной патологии, а также различные виды праксиса, гнозиса и памяти.
Таким образом, использование нейропсихологического подхода наряду с традиционной логопедической коррекцией нарушений письменной речи позволит осуществить комплексное воздействие не только на речевую, но и личностную сферу младшего школьника, что и определяет актуальность исследования.
Проблема исследования: необходимость осуществления логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи с позиции нейропсихологического подхода.
Цель исследования: реализация нейропсихологического подхода при коррекции нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Задачи:
1. Анализ отечественных и зарубежных литературных источников и публикаций по теме исследования.
2. Компиляция диагностической методики для выявления особенностей нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста с дисграфией и ее апробация.
3. Обобщение проявлений дисграфии у младших школьников.
4. Подбор нейропсихологических методов устранения нарушений письменной у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
5. Реализация программы комплексного воздействия по коррекции дисграфии у младших школьников.
6. Анализ эффективности разработанной программы.
Объект исследования: письменная речь детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Предмет исследования: процесс устранения нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Гипотеза исследования: использование модифицированной нейропсихологической методики коррекции дисграфии будет способствовать повышению эффективности преодоления специфических ошибок на письме у младших школьников.
База исследования: Экспериментальное исследование проводилось в 2021 - 2022 году в логопедическом центре «Алефтинка» г. Иваново.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
1. Теоретические методы (анализ психолого-педагогической, логопедической, учебно-методической литературы).
2. Эмпирические методы (сбор и анализ анамнестических данных продуктов деятельности, наблюдение, экспериментальное исследование).
3. Методы обработки полученных данных (количественный и качественный анализ результатов исследования, формирование статистических таблиц и графиков, сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов).
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что проведенный анализ научных исследований с использованием мультидисциплинарного подхода позволил расширить представления о дисграфии как одной из базисных причин нарушений письменной речи.
Проведен анализ научных исследований по причинам нарушений письменной речи у детей с использованием мультидисциплинарного подхода (клинического, психолого-педагогического, лингвистического и нейропсихологического).
Расширены представления о:
1) роли письменной речи в общем процессе развития детей;
2) дисграфии как одной из базисных причин нарушений письменной речи.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы комплексной нейропсихологической коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с дисграфией.
Материалы, полученные в ходе экспериментального исследования, могут быть использованы учителями-логопедами и учителями начальных классов в работе со школьниками, имеющими нарушения письма.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Структура ВКР: работа состоит из введения, трех глав с выводами по каждой, заключения, списка литературы, представленного __ источниками и приложения.
В выпускной квалификационной работе проанализированы отечественные и зарубежные литературные источники характеризующие особенности нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста с дисграфией и нейропсихологические методы устранения нарушений письменной у детей младшего школьного возраста с дисграфией. По результатам теоретического исследования были получены следующие выводы:
– специфические ошибки на письме могут иметь различный характер выраженности вне зависимости от степени тяжести дефекта, который может быть при дисграфии. При этом особую важность представляет то, что в основе одних и тех же ошибок могут быть заложены абсолютно разные механизмы возникновения.
– методы устранения нарушений специфических ошибок письма у детей младшего школьного включают приемы, способствующие развитию речи и мышления, восприятия, памяти, воображения и других психических процессов. Особое внимание в коррекции специфических ошибок письма уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным включением различных анализаторов: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Коррекционная работа при этом выстраивается с использованием различных подходов, осуществляя разные методы и приёмы.
Актуальное состояние процесса письма у детей младшего школьного возраста изучалось при помощи экспериментального исследования, которое проводилось на базе логопедического центра «Алефтинка» г. Иваново. В эксперименте использовались методики, описанным в работах М.М. Кольцовой, Т.Г. Визель, Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой, Е.В. Архиповой. Основные методы диагностики были направлены на изучение мелкой моторики пальцев рук, серийной организации движений и действий, программирования, регуляции и контроля деятельности, исследование зрительно-пространственных представлений и переработки слуховой информации, а также анализ письменных работ испытуемых.
По результатам анализа полученных данных было установлено, что для детей, участвующих в экспериментальном исследовании характерна высокая утомляемость, функция внимания снижена, результаты зрительно-пространственных представлений и переработки слуховой информации показали замедление темпов включения левополушарных структур в осуществление зрительно-пространственной деятельности, трудности в переработке слуховой и кинестетической информации. При анализе письменных работ были отмечены специфические ошибки, которые были представлены в виде смешения звуков близких по произношению, смешения букв близких по звучанию и произношению, смешения букв, близких по написанию, пропусках букв, перестановке слогов и ошибках слухового восприятия. Характер нарушений письменной речи указывает на развитие акустико-кинестетической формы дисграфии и свидетельствует о необходимости проведения коррекционной работы по ее устранению.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была разработана и апробирована программа комплексного воздействия по коррекции дисграфии у младших школьников, вошедших в состав экспериментальной группы. Содержание программы включало различные формы и методы проведения, подобранные с учетом возрастных особенностей младших школьников, и направленные на развитие звукового анализа и синтеза, функций переработки кинестетической информации, развитие навыков слухового и зрительно-пространственного восприятия. Итоговым продуктом программы выступило творческое задание, которое способствовало закреплению полученных навыков письменной речи. Программа реализовалась в послеобеденное время с детьми, вошедшими в состав экспериментальной группы, в качестве дополнительных занятий в течение месяца, и состояла из десяти занятий, продолжительностью 30 минут каждое. Во время проведения занятий, создавались различные проблемные ситуации, которые дети решали в разнообразных видах собственной деятельности.
С целью определения эффективности предложенной коррекционной программы, в контрольном эксперименте проводился сравнительный анализ показателей детей экспериментальной группы, с показателями детей контрольной группы, в которую вошли 10 школьников с дисграфией в возрасте 8-9 лет, обучающиеся по традиционной программе. По результатам контрольного эксперимента был сделан вывод, что разработанная программа комплексного воздействия по коррекции дисграфии у младших школьников экспериментальной группы, в отличие от школьников, вошедших в контрольную группу, способствовала снижению общей утомляемости детей, повышению уровня зрительно-пространственных представлений и переработки слуховой и кинестетической информации. При анализе письменных работ детей экспериментальной группы было отмечено снижение специфических ошибок, которые были представлены в виде смешения букв близких по звучанию и произношению, по написанию, пропусках букв, перестановке слогов и ошибках слухового восприятия у 80% школьников.
Айнетдинова, И.Г. Особенности механизмов письменной речи у детей // Специальное образование. – 2018. – № 12. – С.9-17.
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Л. С. Цветкова. – М. – Воронеж, «МОДЭК», 2006. – 296 с.
3. Азова, О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: диссертация … канд. пед. наук: 13.00.03/ Азова Ольга Ивановна. – М. – 2016. – 220с.
4. Ахутина,Т.В. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей. Индивидуальный подход / Т.В. Ахутина., И.О. Камардина, Н.М. Пылаева. – М.: В.Секачев, 2014. – 56с.
5. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т. В. Ахутина. – М.: МПСИ, 2017. – С.7 – 20.
6. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. – СПб.: Изд-во С.-Петрб. ун-та, 2017. – С. 195-213.
7. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: Нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. – М.: Академия, 2018. – 288с.
8. Безруких, М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей / Молодой ученый. 2020. – № 8. – С. 68-77.
9. Безруких, М.М. Психофизиологические критерии трудностей обучения письма и чтению у школьников младших классов // Актуальные проблемы логопедической практики. 2004. – № 6. – С.247-253.
10. Вартапетова, Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Вартапетова Галина Михайловна. – Екатеринбург. – 2018 . – 242 c.
11.Визель, Т.Г. основы нейропсихологии. – М.: Атриум, 2017. – 312 с.
12. Волкова, Л.С. Вопросы дифференциальной комплексной диагностики и коррекции аномального речевого развития. – М.: Юрайт, 2017. – 352 с.
13. Волоскова, Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов. – М.: АСТ, 2017. – 158 с.
14. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Атриум, 2016. – 519 с.
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь. – М.: Юрайт, 2017. – 267 с.
16. Гинжул, И. Ю. Формирование навыков звукового и слогового анализа у младших школьников с нарушениями чтения и письма // Школьный логопед – 2018. – №2.– С. 30-34.
17. Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2019. – №4. – С.23
18. Глозман, Ж.М. Концепция функциональных блоков мозга в коррекции дисграфии и дислексии // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. – 2018. – № 5. – С.103-113.
19. Голомазова, Л.А. Нарушения письма, или как отличить дисграфию с дизорфографией от нежелания грамотно писать [Электронный ресурс] / Л.А. Голомазова // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения. – 2016. – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_25896878_54550607.pdf
20. Городилова, В.И. Чтение и письмо. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 311 с.
21. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2017. – 96 с.
22. Гуадзе, Т.В. Приемы работы с ребенком, страдающим дисграфией, на пропедевтическом этапе логопедической работы // Школьный логопед, 2018. – № 2. – С.25-32.
23. Добрынина Э.Г. Коррекция нарушений письменной речи младших школьников: учебно-методическое пособие. – М.: АСТ, 2018. – 48с.
24. Домишкевич, С.А. Функционально-уровневый подход в психодиагностике, коррекционно-развивающей работе и психологическом консультировании. Монография. Часть 1. Функционально-уровневый подход в психолого - педагогической диагностике / С.А. Домишкевич. – Иркутск, 2016. – 40 с.
25. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.– М.: ВЛАДОС, 2018. – 335с.
26. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 2020. – 206с.
27. Жукатинская, Е.Н. Обучение в начальной школе: Дисграфия у детей младшего школьного возраста и методы её устранения [Электронный ресурс] / Е.Н. Жукатинская // Еразийский Союз Учёных (ЕСУ). – 2017. – выпуск 11 (20). – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_ 25444033_87968270.pdf
28. Иваненко, С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект) // Дефектология, 2016. – №1. – С.52-55.
29. Иншакова, О.Б. Иншакова, А.Г. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ/ О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия, 2003. – № 1-2 (4-5). – С.37-41.
30. Киселёва, В.А. Выявление предпосылок нарушений письменной речи у дошкольников // Дефектология, 2018. – № 6. – С.41-47.
31. Коноваленко, С.В. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Эксмо, 2018. – 128 с.
32. Коваленко, О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. – М.: Астрель, 2018. – 157 с.
33. Козырева, Л.М. Программно - методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. М.: Ярославль, 2017. – 142 с.
34. Корнев, А.М. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2017. – 330 с.
35. Лалаева, Р.И. Венедиктова, Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – СПб.: «Союз», 2017. – 179 с.
36. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Юрайт, 2018. – 224 с.
Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи – М.: Юрайт, 2018. – 228 с.
37. Леонтьев, А.А. Психолингвистика / Леонтьев А.А. – СПб.: КАРО, 2018. – 236 с.
38. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 680 с.
39. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 384 с.
40. Мазанова, Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии, Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2017. – 128 с.
41. Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии, Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2017. – 184 с.
42. Мазанова, Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, Конспекты занятий для логопедов. – М.: ГНОМ и Д, 2017. – 128 с.
43. Мазанова, Е.В. Коррекция оптической дисграфии, Конспекты занятий c младшими школьниками. – М.: ГНОМ и Д, 2017. – 87 с.
44. Мазанова, Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. – М.: ГНОМ и Д, 2016. – 48 с. 37. Мазанова. Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1/2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии младших школьников. – М.: ГНОМ и Д, 2017. – 32 с.
45. Микфельд, Я.О. Диагностика и коррекция предпосылок оптической дисграфии и дислексии у детей от 5 до 7 лет // Логопедия, 2018. – №3. – С. 39-46.
46. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей.– СПб: Стройлеспечать, 2019. – 64с.
47. Мисаренко, Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков // Логопед, 2017. – № 2. – С. 4-14.
48. Никашина, Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников – М.: Юрайт, 2017. – 189 с.
49. Обследование речи младших школьников: методические рекомендации / под ред. А.В. Мамаевой.- КГПУ им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2017. – 118с.
50. Обухова, Н.А. Некоторые особенности психического развития детей, имеющих нарушения чтения и письма // Школьный логопед, 2018. – № 2. – С.41-44.
51. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л. Г. Парамонова. – СПб.: 2017. – 128с.
52. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – Спб.: Союз, 2019. – 286с.
53. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. М.: Атриум, 2017. – 173 с.
54. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 2017. – 256 c.
55. Свободина Н.Г. Коррекция нарушений письма: методическое пособие. – М.: Сфера, 2018. – 160 с.
56. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002. – 314 с.
57. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и физиологическое сопровождение обучения. – М.: АСТ, 2017. – 282 с.
58. Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Серебрякова Н.В. – СПб.: СОЮЗ, 2017. – 225 с.
59. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма / Токарева О.А. – М.: ЭСКМО, 2017. – 217 с.
60. Хватцев, М.Е. Логопедия. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 286 с.
61. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Цветкова Л.С. – М.: ЭСКМО, 2017. – 345 с.
62. Щукин, А.В, Елецкая, О.В. Интеллектуально-личностное развитие детей с различными видами дисграфии А.В. Щукин // Логопед. - Москва: Сфера. – 2017. - № 6.- С.10-17.
63. Ястребова, А.В., Спирова, Л.Ф., Бессонова, Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. - М.: АРКТИ, 2017. - 131 с.