Введение 10
Г лава 1. Основы набора и отбора персонала в организации 15
1.1 Процедура набора и отбора персонала: сущность и значение 15
1.2 Факторы и источники успешного поиска потенциальных работников 22
1.3. Эффективные методы подбора персонала 30
Глава 2. Технологии набора и отбора персонала в АО Шахта «Казахстанская» 40
2.1 Общие сведения о предприятии 40
2.2 Анализ системы управления персоналом 45
2.3 Анализ существующей системы набора и отбора персонала 51
Глава 3. Программы по усовершенствованию системы подбора и оценки персонала в АО Шахта «Казахстанская» 61
3.1. Психологическое изучение потенциальных работников при отборе 61
3.2. Использование рекомендаций при приёме специалистов 70
3.3 Применение современных форм собеседования 75
Заключение 79
Список использованных источников 82
Приложение А. Модель оценки ИТР 86
Объектом исследования является персонал предприятия и служба управления персоналом АО Шахта «Казахстанская»
Предметом исследования является система элементов процесса подбора и отбора персонала на предприятии.
Цель работы - поиск путей совершенствования системы подбора и отбора персонала.
Основным информационным источником работы послужили данные, содержащиеся в научной литературе и в периодических изданиях, учебных пособиях, интернет источниках.
При проведении исследования использован метод теоретического анализа полученных данных, включенного наблюдения, анкетирования.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых в ходе работы источников и приложений.
В процессе исследования проводился анализ системы подбора персонала в АО Шахта «Казахстанская» с целью выявления недоработанных сторон в процессе подбора.
В результате исследования были разработаны рекомендации по совершенствованию системы подбора и отбора кадров в организацию.
Деятельность любого предприятия в современных условиях требует непрерывного развития, совершенствования всей системы управления, в том числе и системы управления персоналом. Возрастает значимость управления персоналом, поскольку это одна из центральных сторон жизни организации, способного во много раз повысить его эффективность.
Определяющим фактором, оказывающим большое влияние на конкурентоспособность, экономический рост и результативность производства, является работа в компании квалифицированного персонала, который способен грамотно и компетентно решать поставленные производственные задачи.
Если руководитель стремится, чтобы его предприятие развивалось, расширялось, приносило прибыль и занимало устойчивое положение в определённом сегменте рынка, необходимо акцентировать внимание службы по набору и отбору персонала на подборе именно качественных сотрудников.
Поэтому подбор персонала - важнейший этап становления любой компании, даже если численность ее далека от численности крупных организаций. Особенно это касается предприятий малого бизнеса, так как в этом случае практически невозможно задействовать системы управления, разработанные для крупных корпораций. Там действуют другие финансовые потоки, более широкие возможности замены одних сотрудников другими. Кроме того, на малых предприятиях совсем другая иерархия подчинения, нежели, к примеру, на заводе с многотысячным коллективом.
Тема управления системой подбора и отбора на предприятии становится все актуальнее: в настоящее время большое количество специалистов различных уровней уделяют внимание исследованиям в данной области с целью использования практических результатов на благо развития организации.
От того, как проведен набор и как отобраны кандидаты для работы на предприятии, зависит последующая деятельность в процессе управления персоналом.
Известно, что персонал любого предприятия - важнейший актив, требующий существенных затрат.
Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой организации, так как от того, насколько качественно менеджер по подбору персонала отобрал кандидатов для компании напрямую зависит эффективность деятельности организации в целом. В этой связи ошибки в процессе подбора персонала могут дорого обойтись организации, а найм хороших работников представляется успешными для предприятия инвестициями.
Одним из важнейших направлений в деятельности многих организаций является грамотное управление персоналом и считается главным критерием экономического успеха. Вопреки тому, что еще несколько лет назад основное внимание было направлено на развитие технологических процессов, введение инноваций в производство и изменению организационных структур на предприятии.
На сегодняшний день уделяется основное внимание человеческим факторам, так как эффективность и сущность бизнеса определяют люди. Ключевым ресурсом любой организации являются именно люди.
Можно с уверенностью утверждать, что спрос на высокопрофессиональные кадры намного превышает предложение, об этом свидетельствует сегодняшняя обстановка на рынке труда. Уже сейчас кадровые службы предприятий сталкиваются с трудностями поиска высококлассного специалиста. Несомненного успеха добьются компании, внимательно и профессионально подходящие к решению задач набора и последующего отбора кадров, которые не сэкономят на организации и четком соблюдении процедуры и технологии подбора.
С развитием управленческой науки во времени не что иное, как человеческий ресурс или человеческий потенциал стал одним из организационных ресурсов, скрывающим максимальные резервы с целью повышения эффективности функционирования современной организации.
«Человеческий фактор» начал рассматриваться через призму объекта вложений не менее важный, чем здания, оснащение, технологические процессы и т.п.
Для решения проблемы текучки кадров в связи с повышенным
травматизмом на предприятии АО Шахта «Казахстанская» необходимо
разобраться, каким образом руководство предприятия подходит к отбору
персонала и определению компетентности сотрудников. Исправление ошибок
на этапах подбора может скорректировать и стабилизировать текучесть кадров
в организации.
В аналитической части выпускной квалификационной работы обозначены
характеристики исследуемого предприятия - АО Шахта «Казахстанская»,
описана действующая система управления человеческими ресурсами,
особенности ее функционирования. На основе анализа модели подбора кадров с
указанием основных методов и технологий отбора были выявлены проблемы,
затрудняющие подбор надежных и квалифицированных специалистов и, как
следствие, порождающие высокий процент травматизма персонала.
Анализ результатов анкет уволившихся сотрудников показал, что
причиной увольнения являются, прежде всего, недостаточная квалификация
сотрудников, которая приводит к повышенному травматизму в процессе
работы, а это в свою очередь приводит к повышенной текучести кадров.
Недоработанная система оценки профессионального уровня и личностных
качеств кандидатов и его соответствия принятому стилю взаимодействий в
подразделениях и предприятии в целом. Используемые в процессе отбора
кандидатов различного рода тесты признаются невалидными. Происходит
не всегда корректная оценка личных качеств кандидата – некоторое число
работников не уживаются с коллективом в силу личностных качеств.
Стихийный подбор - фактический отсев сотрудников уже в процессе
работы. Вследствие стихийного подбора к работе допускается не всегда
квалифицированный персонал, который не задерживается надолго на
шахте.
Методы подбора и расстановки персонала, такие как внутренний подбор и
сверхурочная работа сказывается на сотрудниках не в лучшую сторону. Со80
временем ценные кадры увольняются в том числе и по той причине, что с
их помощью экономили на найме дополнительных сотрудников, не беря во
внимание моральные затраты на выполнение такой работы.
Недостаточное информирование принимаемых в организацию кандидатов
на этапах собеседования
На основе выше сказанного, нами был сделан вывод, что действующая
система набора и отбора персонала нуждается в дополнении, и в практической
главе выпускной квалификационной исследовательской работы нами
поставлена цель - представить рекомендации по усовершенствованию
функционирующей на шахте системы подбора кадров.
По результатам анализа с учётом необходимости совершенствования
существующей системы набора и отбора кадров были разработаны
практические рекомендации как с целью повышения эффективности подбора
персонала, так и с целью сокращения процента текучести работников на
предприятии.
В процессе разработки рекомендаций был сделан упор на самостоятельный
подбор шахты новых сотрудников, так как в ходе исследования было выяснено,
что бюджет на поиск человеческих ресурсов у организации ограничен.
Резюмируя полученные результаты и синтезируя их в практические
рекомендации, в работе предложены следующие программы по
усовершенствованию системы подбора персонала:
1. С целью более тщательного подбора квалифицированного персонала
предлагается использование профдиагностики с детальным анализом
личностных и профессиональных качеств кандидата.
2. Более подробное изучение характерных качеств претендента на вакантную
должность с помощью проверки рекомендательных писем.
3. Применение современных методов отбора и оценки, таких как
проективное интервью, для более глубоко выявления мотиваций
соискателя.81
4. Применение методов поиска новых сотрудников хоть и затратных, но
оправданных.
Каждый этап подбора персонала должен проводится с особой
тщательностью. От решений принимающего на работу зависит то, как в
дальнейшем поведет себя трудовой коллектив. Нужно понимать, что работник с
посредственными знаниями или опытом будет лишь усложнять работу
предприятия.
Внедрение предложенных программ по совершенствованию системы
подбора персонала на предприятии окажет влияние на:
результаты работы в целом на предприятии АО Шахта «Казахстанская»
формирование более сплоченного коллектива
эффективность расходования средств за счёт подбора уже
профессионально-подготовленного персонала.
Подводя итоги выполненного исследования, можно сделать вывод о том,
что задачи, поставленные в начале работы, выполнены, цель работы
достигнута.
Подбор персонала, осуществляемый на высоком уровне, поможет со
временем приумножить доход предприятия, повысить эффективность труда и
поднять дух единства коллектива. Некачественный же подбор приведет лишь к
невыполнению поставленных целей и задач и сбоям в процессах предприятия.
Анисов Л.М. Организация работы кадровых служб / Л.М. Анисов, И.И.
Терехов. - Минск: Часта, ин-т упр. и предпр., 2009. – 55 с.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб, 2004. –
832 с.
3. Балашов Ю.К. Оценка персонала - основа кадровой политики зарубежных
фирм / Ю.К. Балашов. - М.: Юнити-Дана, 2002. – 95 с.
4. Басаков М.И. Как найти хорошего работника. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. –
256 с.
5. Боуз Р., Байноу Д. Интервью по компетенциям. Отбираем лучших,
избавляемся от остальных. Методы проведения интервью. - М.: Карьера,
2009. - 198 с.
6. Валинуров И. В. Рекрутинг на 100%: искусство привлекать лучших. - Спб.:
Феникс, 2014. - 314 с.
7. Волгин А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. - М.:
Гиппо, 2013. - 202 с.
8. Вензенко И.Б. Все о работе директора по кадрам: Лучшие кадровые решения.
- Нск.: Интер, 2012. - 252 с.
9. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 2005. - 234 с.
10. Вырковский А. Тест для тестов // Секрет фирмы. - 2004. - № 6. - 15 с.
11. Вязигин А.В. Оценка персонала: высшего и среднего звена. - М.: Вершина,
2006. – 256 с.
12. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2003. -
345 с.
13. Головко Г.Н. Принципы приема и набора персонала. дис. канд. психол. наук /
Ин-т ВЭГУ. - М., 2002. – 227 с.
14. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для
высшего управленческого персонала. - М., 2004. - 247с.
15. Джеральд К. Управление персоналом в современных организациях. - М.:83
Вершина, 2004. – 702 с.
16. Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. - М.: Знание, 2009. -
223 с.
17. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. - М.:
ПРИОР, 2004. - 365 с.
18. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 2002. - 522 с.
19. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2012г. ООО «Научно-исследовательский
и проектный институт нефтеперерабатывающей и нефтехимической
промышленности» - Нск.: 2012. - 49 с.
20. Жув Д., Массони Д. Подбор персонала. - М.: Нева, 2004. - 96 с.
21. Иванов А.В. Как закрыть вакансию. Органайзер рекрутера. - М.: Вершина,
2006. - 224 с.
22. Иванова С. П. Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час. -
М.: Альпина Паблишер, 2011. - 269 с.
23. Йеттер В. Эффективный отбор персонала. Метод структурированного
интервью. - Нск.: Гуманитарный центр, 2011. - 397 с.
24. Каймакова М.В. Анализ использования человеческих ресурсов: текст лекций
/ сост. М. В. Каймакова. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 80 с.
25. Карташов C.А., Кокорев И.А., Одегов Ю.Г. Рекрутинг. Найм персонала. -
Спб.: Экзамен, 2009. - 320 с.
26. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в
организации. М.: ИНФРА-М, 2000. - 64 с.
27. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. - М.: ИНФРА – М, 2002. -
304 с.
28. Коломасова Н.Ж. Актуальные вопросы современного трудового права,
аспекты правовой регламентации договорных отношений. дис. канд. соц.
наук/ Ин-т ВЭГУ. - М., 2009. - 250 с.
29. Колпакоков В.М., Дмитриенко Г.А. Стратегический кадровый менеджмент. -
Киев: МАУП, 2005. - 752с.
30. Колесов Д. Оценка объекта: черты, свойства, качества // Методология и84
история психологии [Электронный ресурс]: от 06.03.2006. №1.: URL: http: //
rl-online.ru/articles/rl01_99/504.html (дата обращения: 10.05.2017)