Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты личностных изменений в процессе онлайн-коучинга как специально организованной среды взаимодействия с клиентом 9
1.1 Сущность и предпосылки возникновения коучинга, его принципы, процедуры и модели 9
1.2 Специфика личностных изменений в процессе коучинга 21
1.3 Особенности дистанционного взаимодействия с клиентами в психотерапии, консультировании и коучинге 31
Выводы 35
ГЛава 2. Эмпирическое исследование личностных изменений в процессе онлайн-коучинга 37
2.1 Программа исследования 37
2.2 Организация исследования 39
Заключение 44
Список использованной литературы 47
В настоящее время самой большой проблемой коуча, который проводил сессии с клиентами только лицом к лицу и действительно считал, что это лучший и, возможно, единственный способ работать, может стать изменение парадигмы о процессе коуч-сессии.
Актуальность исследования определяется социальной значимостью развития удаленных способов взаимодействия с клиентами специалистами помогающих и поддерживающих профессий. В связи с пандемией Ковид-2019 большое количество населения встало перед фактом невозможности решения своих задач путем личных (офф-лайн) консультаций, поэтому почти 80-85% специалистов перешли на онлайн-консультирование временно, а 35% - на постоянной основе [Обзор Tadviser, 2021].
Поскольку в настоящее время расширяется применение коучинга в целях достижения значительных личностных изменений, а также развиваются школы коучинга, меняется среда взаимодействия специалиста и его клиента, необходимо изучать современные актуальные способы сопровождения клиента в его личностных изменениях.
Разработанность темы исследования. Отдельные вопросы, входящие в тему исследования, изучались довольно подробно в психологической науке и научно-практических публикациях. Так, специфика взаимодействия клиента и консультанта в онлайн-пространстве подробно исследовалась в трудах авторов: Андерссон Г., Хедман Э., Барак А., Хен Л., Боньель-Ниссим М., Шапира Н., Чанг Т., Йе К. Дж., Крумбольц Дж. Д., Честер А., Гласс К. А., Дэй С.Х., Шнайдер П.Л., Гаррисон Д. Р., Хаберстро С., Парр Г., Брэдли Л. Общие представления о коучинге и коучинговые модели рассматривались: Голви У.Тимоти, Уитмором Д., Дауни М., Улановским А., Шмелевым И.М. Особенности взаимодействия между коучем и клиентом исследовались Бароном Л., Морином Л., Блюкертом П., Бояцисом Р.Э., Ховардом А., Раписарда Б., Тейлором С. Особенности личностных изменений в коучинге: Де Хаан Э, НиБ К., Де Хаан Э., Берти К., Дэй А., Силлс К., Фуско Т., Палмер С. и О’Риордан С. Сущность личностных изменений, личностного роста и развития были исследованы: Гулдингами М. и Р., Исаевой А.Н., Петровским В.А., Старовойтенко Е.Б., Станковской Е.Б., Шадриковыс В.Д., Суркоой Е.Г., Лазутиной А.Л., Леонтьевым Д.А., Миюзовой А.Е., Фрейджером Р, Фейдименом Дж. Отдельные феномены коучингового взаимодействия отражались в публикациях авторов: феномен присутствия - Браун К.В., Райан Р.М., эмоциональность в онлайн-взаимодействии - Кливленд-Иннес, М., Кэмпбелл, П., позитивная поддержка - Фарбер Б.А., Дулин Э.М.; создание альянса в коучинге - Гесснитцер С., Кауффельд С., Грейф С.
Таким образом, проблема данного исследования состоит в том, что сущность, философия и методология коуч-сессий достаточно подробно описаны и представлены в отечественной и зарубежной литературе научного и практического характера. Описание специфики онлайн-коучинговых сессий и их влияние на личностные изменения клиентов представлено недостаточно. Кроме того, на русскоязычном пространстве нет достаточных исследований об особенностях транзактно-аналитического подхода в коучинге, а также о специфике личностных изменений конкретно в онлайн-пространстве.
Цель исследования состоит в изучении изменений, происходящих с личностью в процессе и в результате коучинговых сессий, проводимых в онлайн-формате.
Объект исследования - коучинговый процесс.
Предмет исследования - личностные изменения клиента в процессе коуч-сессий.
В соответствии с целью, задачами исследования являются:
1.Изучение теоретических аспектов коучинга как специально организованной среды взаимодействия между специалистом и клиентом;
2.Обзор возможных личностных изменений, которые происходят у человека в результате посещения коуч-сессий;
3.Исследование проблем и перспектив применения коучинга он-лайн;
4.Описание дизайна исследования.
Общая теоретическая гипотеза - отсутствуют значимые различия между личностными изменениями клиентов, посещавшими онлайн и офф-лайн коучинговые сессии. Поэтому мы можем предположить необходимость формулирования исследовательских вопросов:
1. Что представляет собой онлайн-коучинговая сессия с позиции клиентского восприятия?
2. Какие феномены можно выделить в коучинговой сессии, проводимой в онлайн-формате?
Теоретико-методолическая база исследования:
Коучинговый подход Тимоти Голви, Джорджа Леонарда, Транзактный анализ Эрика Берна, школа пассивности Шиффов.
Методология будущего диссертационного исследования. Предполагается осуществить качественно-количественное исследование, поскольку есть необходимость в отражении межгрупповых различий, динамики личностных изменений, а также в исследовании специфических характеристик онлайн- и оффлайн- коучинговых сессий.
Целью курсовой работы являлось изучение теоретических аспектов изменений, происходящих с личностью в процессе и в результате коучинговых сессий, проводимых в онлайн-формате.
В результате теоретического обзора был сделан ряд выводов:
1. Коучинг представляет собой специально организованную среду, в которой коуч помогает клиенту достигать целей путем повышения и развития личностного потенциала и устранения внутренних препятствий. При этом коуч должен действовать согласно основной философии коучинга, в которой определено, что каждый человек обладает ответственностью и способен развивать свою осознанность, также коуч должен придерживаться «коуч-позиции», т.е. находиться в «карте» своего клиента, направлять его в зону развития потенциала, использовать навыки безоценочной и внимательной коммуникации, применять навыки формирования баланса «поддержки и фрустрации».
2. В курсовой работе произведен обзор основных аспектов коучинга: представлена характеристика понятия, история возникновения и развития в современном мире, произведен обзор основных методов и инструментов, применяемых при решении поставленных задач. Технология коучинга является универсальным средством, предоставляющим широкие возможности для развития творческого потенциала и креативности, увеличения осознанности, самостоятельности мышления, профессионального и личностного самосовершенствования. Все эти качества делают коучинг перспективным направлением в развитии современного общества в различных сферах.
3. Развитие системы личности происходит на основе различных факторов, вызывающих изменения в межсистемных внешних связях, которые требуют перестройки связей внутрипсихических. К основным эффектам личностных изменений в работе со специалистами помогающих профессий, в том числе и в коучинге, относят: повышение самоосознанности, принятие ответственности за свою жизнь, принятие новых решений, отличающихся от обычных поведенческих паттернов. Коучинг также обладает специфическими чертами, которые вызывают и другие личностные изменения: повышение мотивации достигать цели, улучшение коммуникативных способностей (способностей к общению), улучшение продуктивности и эффективности в профессиональнйо деятельности. Достигаются эти изменения, в основном, за счет следующих возможностей коучинга: перевод личности из Я1 в Я2, т.е. в состояние истинного Я, в котором человек получает доступ к внутреннему потенциалу, скрытому под слоями критики, контроля, низкой самооценки, недоверия себе и миру.
4. Онлайн взаимодействие помогающих специалистов (психологов, коучей) с клиентами представляется противоречивым с точки зрения его эффективности, многие специалисты сообщают об определенных трудностях, связанных с сложностью построения близкого контакта. Несмотря на это, ряд исследователей отмечали, что сами клиенты не видят значительных различий в предпочтениях онлайн и очных сессий. Недавняя пандемия коронавируса (Covid 19) означала, что многим лайф-коучам, которые когда-либо проводили сессии только лицом к лицу, теперь необходимо овладевать навыками удаленного коучинга с помощью Zoom, Skype или телефона.
Построение будущего дизайна магистерского исследования включало в себя определение формата организации исследования, методик исследования, а также предположение о возможных гипотезах и исследовательских вопросах. Было сформулировано следующее:
1. Для реализации качественно-количественного дизайна исследования в данной работе предполагается проведение двадцати коуч-сессий с клиентами (десять в онлайн-формате и десять в оффлайн-формате) с последующим эмпирическим анализом полуструктурированных интервью, опросника и анкеты для исследования клиентских данных.
2. Предполагаются следующие методы: а) количественный анализ межгрупповых различий показателей опросника эмоционального осознания К.Штайнера и ответов клиентов на авторскую анкету, предъявляемую клиентам через временной промежуток после коуч-сессии; б) качественный феноменологический анализ по методике А.Джорджи на основе транскрибации видео-сессий с клиентами.
3. Основной гипотезой исследования является: нет значимых межгрупповых различий между личностными изменениями клиентов, посещавшими онлайн и офф-лайн коучинговые сессии. Также предполагается, что отличия представляют собой тонкие неявные феномены, которые можно исследовать качественными методами.
1.Большая олимпийская энциклопедия. Т. 2. О -Я / Автор-составитель В. Л. Штейнбах. - М.: Олимпия Пресс, 2006. - 968 с.
2.Голви У.Тимоти Работа как внутренняя игра. Раскрытие личного потенциала. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018 – 304 с.
3.Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычёв О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью и благополучием // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 46-58. doi:10.17759/chp.2016120205
4.Гулдинг М. Психотерапия нового решения. Теория и практика. – Москва: Независимая фирма “Класс”, 2001. – 239 c.
5.Дауни, М. Эффективный коучинг: уроки коуча коучей [Текст] / Майлз Дауни / Пер.с англ К.Гладкова. - М.: Добрая книга, 2008. - 288 с.
6.Исаева, А.Н. Знаемое и незнаемое «Я» в значимой жизненной ситуации. // Мир Психологии. – 2013. – № 2. – с. 96.
7.Карпов А.В., Пономарева В.В. Психология рефлексивных процессов управления. М.; Ярославль: ДИА-пресс, 2000. 284 с.
8.Коучинг как инструмент развития: философия и практика. Электронный ресурс: www.cfin.ru/education/coaching.shtml;
9.Лазутина, А.Л. Коучинг в России: становление и проблемы развития [Электронный ресурс] / А.Л. Лазутина // Приволжский научный вестник. -2014. -№12-2 (40).
10.Леонтьев Д.А, Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110-135.
11.Леонтьев Д.А., Миюзова А.Е. Личностные изменения как результат жизнетворческой работы // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 1. С. 44–63. doi:10.17759/cpp.2016240104
12.Обзор делового портала Tadviser «Удаленная работа в России», 2021. https://www.tadviser.ru/index.php/ Статья_удаленная_работа_в_России.
13.Описание Магистерской программы «Консультативная психология. Персонология». Онлайн-доступ 12.12.2020 года по ссылке www.hse.ru/ma/consult/personology
14.Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 91-110.
15.Отличие коучинга от смежных профессий [Электронный ресурс] / Первая профессиональная академия профессионального коучинга. URL.: www.1napc.ru/aboutcoaching/otlichie-kouchinga-2.html (дата обращения: 13.12.2020)
16. Парслоу, Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники [Текст] / Эрик Парслоу, Моника Рэй. — СПб.: Питер, 2003. — 204 с.
17. Петровский, В.А. Человек над ситуацией – М.: Смысл, 2010. – 559 с.
18.Психология индивидуальности: Новые модели и концепции // Под научной редакцией Старовойтенко Е.Б. и Шадрикова В.Д. – М.: Издательство МПСИ, 2009 - С.336
19.Скоренко А.Н. Методики оценки уровня личностного роста учащихся // Наука и образование сегодня. 2017. №12 (23). URL: cyberleninka.ru/article/n/metodiki-otsenki-urovnya-lichnostnogo-rosta-uchaschihsya (дата обращения: 14.12.2020).
20.Станковская Е.Б. Переживание «Я могу»: опыт реконструкции субъекта// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 4. С. 125–132.
21.Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений. / Е.Б. Старовойтенко. – М.: Акад. проект, 2004. – с. 288.
22.Старовойтенко, Е. Б. Персонология: жизнь личности в культуре. М.: Академический проект, 2015.
23.Суркова Е.Г. Сущность понятия "личностный рост" в современной психологии (системный подход) // Акмеология. 2014. №3 (51). URL: cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-lichnostnyy-rost-v-sovremennoy-psihologii-sistemnyy-podhod (дата обращения: 14.12.2020).
24.Технология коучинга: принципы, инструменты, возможности и ограничения [Электронный ресурс]. - URL: studfile.net/preview/6810626/page:5/ (дата обращения: 13.12.2020)
25.Уитмор Д. Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства. - М.: Альпина Диджитал, 2017. – 330с.
26.Улановский А. Карта коучинга. Корни, школы, влияния, диллемы. Видео-презентация, 2019. ulanovsky.org/2019/04/28/coachingmap/
27.Франкл, В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990 – 372с.
28.Фрейджер Р, Фейдимен Дж. Теории личности и личностный рост. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004.
29.Харрис Т. Э. Я – окей, ты – окей. – М.: Академический проспект, 2015.
30.Шмелев И.М. Материалы по лекциям к дисциплине «Транзактные модели коучинга», Высшая школа экономики, 2020 год.
31.Andersson G., Cuijpers P., Carlbring P., Riper H., Hedman E. Guided internet-based vs. face-to-face cognitive behavior therapy for psychiatric and somatic disorders: a systematic review and meta-analysis. World Psychiatry, 13 (3) (2014), pp. 288-295
32.Barak, A., Hen, L., Boniel-Nissim, M., and Shapira, N. (2008). A comprehensive review and a meta-analysis of the effectiveness of internet-based psychotherapeutic interventions. J. Technol. Hum. Serv. 26, 109–160. doi: 10.1080/15228830802094429
33.Baron, L., & Morin, L. (2009). The coach–coachee relationship in executive coaching: A field study. Human Resource Development Quarterly, 20, 85–106. doi.org/10.1002/hrdq.20009.
34.Bénabou, R., & Tirole, J. (2003). Intrinsic and extrinsic motivation. The Review of Economic Studies, 70(3), 489-520.
35.Bluckert, P. (2005). Critical factors in executive coaching—the coaching relationship. Industrial and Commercial Training, 37, 336–340. doi.org/10.1108/00197850510626785.
36.Boyatzis, R.E., Howard, A., Rapisarda, B. & Taylor, S.N. (2004). Coaching can work, but doesn’t always. People Management, 11 March.
37.Brown K.W., Ryan, R.M. The benefits of being present: mindfulness and its role in psychological wellbeing // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84(4). P. 822-848.
38.Chang, T., Yeh, C. J., and Krumboltz, J. D. (2001). Process and outcome evaluation of an on-line support group for Asian American male college students. J. Couns. Psychol. 48, 319–329. doi: 10.1037/0022-0167.48.3.319
39.Chester, A., and Glass, C. A. (2006). Online counseling: a descriptive analysis of therapy services on the internet. Br. J. Guid. Couns. 34, 145–160. doi: 10.1080/03069880600583170
40.Ching, A. M., Yeh, C. J., Siu, W. Y., Wu, K. A., and Okubo, Y. (2009). Evaluation of a school-based internship program for Chinese immigrant adolescents in the United States. Adolescence 44, 601–620.
41.Cleveland-Innes, M., & Campbell, P. (2012). Emotional presence, learning, and the online learning environment. The International Review of Research in Open and Distance Learning, 13 (4), 269–292.
42.Day S.X., Schneider P.L. Psychotherapy using distance technology: a comparison of face-to-face, video, and audio treatment. J. Couns. Psychol., 49 (4) (2002), p. 499
43.Day, A., De Haan, E., Sills, C., Bertie, C. & Blass, E. (2008). Coaches’ experience of critical moments in the coaching. International Coaching Psychology Review, 3, 207–218.
44.De Haan, E. & NieB, C. (2011). Change through executive coaching. Training Journal, July, 66–70. www.trainingjournal.com
45.De Haan, E., Bertie, C., Day, A., & Sills, C. (2010). Clients’ critical moments of coaching: Toward a “client model” of executive coaching. Academy of Management Learning & Education, 9(4), 607–621.
46.DeVaux, V. (2010). Coaching benefits: From winning the race to winning in the office. T + D, 64, 20.
47.Elliott, R., Bohart, A. C., Watson, J. C., & Greenberg, L. S. (2011). Empathy. In J. Norcross (Ed.), Psychotherapy relationships that work (2nd edn., pp. 132–152). New York: Oxford University Press.
48.Farber, B. A., & Doolin, E. M. (2011). Positive regard and affirmation. Psychotherapy relationships that work, 2, 168–186. doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199737208.003.0008.
49.Fusco, T., Palmer, S. & O’Riordan, S. (2011a). Can coaching psychology help develop authentic leaders. Coaching Psychology International, 4, 3–5.
50.Garrison, D. R. (2009). Communities of inquiry in online learning. In P. L. Rogers, G. A. Berg, J. V. Boettcher, C. Howard, L. Justice, & K. D. Schenk (Eds.), Encyclopedia of Distance Learning (2nd ed., pp. 352–355). Hershey: IGI Global.
51.GeorgeV., Alasjöa A., Miloffb A. Carlbringb P. Anderssonac G. Features and functionality of the Iterapi platform for internet-based psychological treatment// Internet Interventions. Volume 6, November 2016, Pages 107-114. doi.org/10.1016/j.invent.2016.09.006
52.Gessnitzer, S., & Kauffeld, S. (2015). The working alliance in coaching: Why behavior is the key to success. Journal of Applied Behavioral Science, 51(2), 177–197. doi.org/10.1177/0021886315576407.
53.Grant, A. M., Passmore, J., Cavanagh, M. J., & Parker, H. M. (2010). The state of play in coaching today: A comprehensive review of the field. International review of industrial and organizational psychology, 25(1), 125–167. doi.org/10.1002/9780470661628.ch4.
54.Greif, S. (2010). A new frontier of research and practice: Observation of coaching behaviour. Coaching Psychologist, 6(2), 21–29.
55.Haberstroh, S., Parr, G., Bradley, L., Morgan-Fleming, B., and Gee, R. (2008). Facilitating online counseling: Perspectives from counselors in training. J. Couns. Dev. 86, 460–470. doi: 10.1002/j.1556-6678.2008.tb00534.x
56.Hanft, B.E., Rush, D.D. & Shelden, M.L. (2004). Coaching families and colleagues in early childhood. Baltimore: Brookes.
57.Hoppe, D. (2013). What happens in consulting? A microanalytical investigation of the interaction between consultant and client. Braunschweig: Technische Universitaet Braunschweig. Doctoral dissertation
58.Ianiro, P. M., & Kauffeld, S. (2014). Take care what you bring with you: How coaches’ mood and interpersonal behavior affect coaching success. Consulting Psychology Journal, 66, 231–257. doi.org/10.1037/cpb0000012.
59.Jones, R. J., Woods, S. A., & Guillaume, Y. R. (2016). The effectiveness of workplace coaching: A meta‐analysis of learning and performance outcomes from coaching. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 89(2), 249–277.
60.Jung C.G. Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten. S. 172-173; Collected Works, vol. 7, par. 360.
61.Kit, P. L., Wong, S. S., D’Rozario, V., and Teo, C. T. (2014). Exploratory findings on novice group counselors’ initial co-facilitating experiences in in-class support groups with adjunct online support groups. J. Spec. Group Work 39, 316–344. doi: 10.1080/01933922.2014.954737
62.Klonek, F. E., Wunderlich, E., Spurk, D., & Kauffeld, S. (2016). Career counseling meets motivational interviewing: A sequential analysis of dynamic counselor – client interactions. Journal of Vocational Behavior, 94, 28–38.
63.Kristal, Z. (2010). Critical reflection in the coaching process. Paper presented at the 8th International Transformative Learning Conference: Reframing Social Sustainability in a Multicultural World, Bermuda.
64.Lancer, N., Clutterbuck, D., & Megginson, D. (2016). Techniques for coaching and Mentoring. London: Routledge.
65.Lewis, J., and Coursol, D. (2007). Addressing career issues online: perceptions of counselor education professionals. J. Employ. Couns. 44, 146–153. doi: 10.1002/j.2161-1920.2007.tb00033.x/full
66.Martin L.S., Oades L.G. & Caputi P. Clients’ experiences of intentional personality change coaching// International Coaching Psychology Review l, Vol. 10, No. 1, March 2015.
67.Martin, L.S., Oades, L. & Caputi, P. (2014). Intentional personality change coaching: A randomised controlled trial of client chosen personality facet change using the Five-Factor Model of Personality. International Coaching Psychology Review, 9(2), 196–209.
68.Maslow A. H. A theory of metamotivation: The biological rooting of the value-life. Journal of Humanistic Psychology, 1967. № 7. P. 93-127.
69.Miller, W. R., & Rose, G. S. (2009). Toward a theory of motivational interviewing. American psychologist, 64(6), 527–537. doi.org/10.1037/a0016830.
70.Möller, H., & Kotte, S. (2012). Die Zukunft der Coachingforschung. Organisationsberatung, Supervision, Coaching, 18(4), 445–456. doi.org/10.1007/s11613-011-0256-7.
71.Nolan, C., Quinn, S., and MacCobb, S. (2011). Use of text messaging in a mental health service for university students. Occup. Ther. Ment. Health 27, 103–125. doi: 10.1080/0164212X.2011.565702
72.Olthuis J.V., Watt M.C., Bailey K., Hayden J.A., Stewart S.H. Therapist-supported Internet Cognitive Behavioural Therapy for Anxiety Disorders in Adults. The Cochrane Library (2016)
73.Rogers C. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston. 1961.
74.Spence G.B., Grant A.M. Professional and peer life coaching and the enhancement of goal striving and well-being: An exploratory study// The Journal of Positive Psychology, 2007, Vol.2. – P.185-194. doi.org/10.1080/17439760701228896
75.Spence, G. B. (2007). GAS powered coaching: Goal Attainment Scaling and its use in coaching research and practice. International Coaching Psychology Review, 2(2), 155-167.
76.Stenbom S. Online coaching as a Relationship of Inquiry: Exploring one-to-one online education. – Stockholm: KTH Royal Institute of Technology, 2015. – 67p.
77.Stubbings D.R., Rees C.S., Roberts L.D., Kane R.T. Comparing in-person to videoconference-based cognitive behavioral therapy for mood and anxiety disorders: randomized controlled trial. J. Med. Internet Res., 15 (11) (2013)
78.Theeboom, T., Beersma, B., & van Vianen, A. E. M. (2013). Does coaching work? A metaanalysis on the effects of coaching on individual level outcomes in an organizational context. Journal of Positive Psychology, 9, 1–18. doi.org/10.1080/17439760.2013.837499.
79.Wagner, B., Horn, A. B., and Maercker, A. (2014). Internet-based versus Face-to-Face cognitive-behavioral intervention for depression: a randomized controlled non-inferiority trial. J. Affect. Disord. 152, 113–121. doi: 10.1016/j.jad.2013.06.032
80.Will T.,· Schulte E., Kaufeld S. Coach’s Expressed Positive Supportive Behaviour Linked to Client’s Interest to Change: An Analysis of Distinct Coaching Phases// Coaching Theor. Prax. (2019) 5:1–10. (2019). doi.org/10.1365/s40896-019-0027-6
81.Wong Kah P., Bonn Gregory, Tam Cai L., Wong Chee P. Preferences for Online and/or Face-to-Face Counseling among University Students in Malaysia// Front Psychol. 2018; №9: 64. doi: 10.3389/fpsyg.2018.00064
82.Zemojtel-Piotrowska M, PiotrowskiJ., Osin E.N., CieciuchJ., Adams B.G., et al. Mental Health Continuum- Short Form: The structure and application for cross-cultural studies // Journal of Clinical Psychology.