Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Цифровая грамотность пожилого населения и цифровизация предприятий: на примере России и Италии

Работа №89155

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социология

Объем работы25
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1. Государственные пенсионные реформы и зарплатные изменения в России и Италии как фактор развития цифровой грамотности населения стран 6
1.2. Методы и анализ уровня цифровой грамотности пожилого населения в России и Италии 9
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА II. РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА И ЭМПИРИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА УРОВНЕМ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ИТАЛИИ 16
2.1. Числовые показатели аналитических данных и их описание 16
2.2. Результаты и сравнительный анализ полученных данных 17
Выводы по второй главе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25


Объект исследования: цифровая грамотность пожилого населения в России и Италии.
Предметом исследования явились цифровизация предприятий в России и Италии.
Используя данные Евростата о цифровизации экономики и общества, мы описываем различия уровней цифровой грамотности в разных странах ЕС. Цель работы – определить взаимосвязь между такими показателями, как цифровая культура пожилого населения и цифровизация компаний.
Для достижения этой цели решается несколько задач:
1) отразить динамику между Россией и Италией по уровню цифровой грамотности и оцифровке бизнеса;
2) выявить различия в показателях цифровой грамотности среди населения в возрасте;
3) сравнить уровни цифровизации компаний по странам;
4) определить взаимосвязь между уровнем цифровизации компаний и цифровой грамотностью пожилого населения России и Италии;
5) обобщить результаты эмпирической работы по анализу.
Теоретико-методологическую основу исследования составили подходы к пониманию цифрового устройства российских компаний, а также к уровню цифровой грамотности пожилых специалистов России и Италии.
Теоретическая значимость работы: данное исследование позволяет внести вклад в изучение уровня цифровизации населения в возрасте на примере сравнительного анализа разных стран.
Практическая значимость: результаты данного курсового проекта могут быть использованы в разработке лекционных и практических занятий по социологии, при проведении университетских семинаров по социально-экономической географии, а также в спецкурсах по изучению цифрового образования.
Структура курсовой обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Оценка цифровизации компаний проводилась на примере предприятий России и Италии (с числом сотрудников более 10 человек) из промышленных секторов. Для оценки цифровизации компаний использовались следующие показатели: 1) уровень использования цифровых технологий компаниями; 2) наличие возможностей предоставления компаниями своим сотрудникам удаленного доступа в Интернет (например, к электронной почте, документам, обучающим ресурсам по работе с приложениями); 3) наличие у сотрудников различных видов гаджетов и устройств (ноутбуков, смартфонов, планшетов и др.), в том числе выданных самими компаниями.
Чем выше уровень цифровизации компаний и число компаний, использующих цифровые технологии на рабочих местах, тем выше уровень потребности бизнеса в рабочей силе, имеющей не менее начального (базового) навыка цифровой грамотности. Итак, базовые цифровые навыки пожилого населения как России, так и Италии, являются промежуточным шагом на пути к более высокому уровню цифровой грамотности и при общем их росте ожидается, что цифровая грамотность населения стран повысит долю населения с базовыми цифровыми навыками. Таким образом, трудоустройство пожилого населения в условиях цифровизации экономики может расти, а не только сокращаться.
В результате анализа установлено, что, если люди пользуются Интернетом каждый или почти каждый день в течение трех месяцев, то они считаются активными пользователями. С большой долей вероятности они без проблем разбираются в Интернете и в своей деятельности на рабочих местах. В России доля работающих Интернет-пользователей среди пожилых была меньше (79%), чем в Италии (85%).
Сегодня среди пожилого населения доля людей, которые никогда не пользовались Интернетом, неуклонно сокращается, но остается самой высокой по сравнению с другими возрастными группами. В возрастной группе 55 лет - 74 года процент людей, никогда не использовавших Интернет, упал с 63% до 15% (в Италии) и с 84% 2004 г. до 33% в 2021 – в России. Несмотря на рост интернет-грамотности, различия между двумя странами сохраняются.
В условиях цифровизации экономики базовые цифровые знания и навыки становятся необходимыми для продвижения сотрудников по карьерной лестнице, защищают их от потери работы, стимулируют рост доходов и т.д. Для безработного населения пожилого возраста как в России, так и в Италии овладение этими навыками повышает вероятность трудоустройства.
Базовые цифровые навыки пожилого населения положительно коррелируют с уровнем занятости группы лиц, активно использующих гаджеты, на рынке труда и связаны с экономикой страны. Чем хуже экономическая ситуация в стране (Россия), тем меньше в ней возможностей для людей пожилого возраста освоить цифровые технологии с сохранением рабочего места. С ростом цифровой грамотности пожилого населения его связь с уровнем занятости ослабевает: если в России она остается значимой, то в Италии в последние годы она не так ощутима.
В ходе исследования выявлено: Россия отстает от Италии не только по уровню цифровой грамотности пожилого населения, но и по тесной взаимосвязи между цифровой культурой пожилого населения и уровнем их реализации на рабочих местах в отдельности и на рынке труда в целом. Возможно, по этой причине средний уровень занятости пожилых людей в России ниже (58%), чем в Италии (65%). Занятость пожилых людей в России зависит и от других факторов, а не только от уровня их цифровой грамотности.
Итак, при отсутствии мер по повышению цифровизации пожилых специалистов население России в дальнейшем может столкнуться с рисками безработицы и лишений дополнительного заработка



Acemoglu D., Restrepo P. Secular stagnation? The effect of aging on economic growth in the age of automation. NBER Working Paper, No. 23077. – 2017.
Balsmeier B., Woerter M. Is this time different? How digitalization influences job creation and destruction. Research Policy, Vol. 48, No. 8, 2015.
Bechichi N., Grundke R., Jamet S., Squicciarini M. Moving between jobs: An analysis of occupation distances and skill needs. OECD Science, Technology and Industry Policy Papers, No. 52. Paris: OECD Publishing, 2018.
Benešová A., Tupa J. Requirements for education and qualification of people in Industry 4.0. Procedia Manufacturing, 2017. - Vol. 11, pp. 2195-2202.
Boeri T., Garibaldi P., Moen E. A clash of generations? Increase in retirement age and labor demand for youth. CEPR Working Paper, No. DP11422, 2016.
Carretero S., Vuorikari R., Punie Y. DigComp 2.1: The digital competence framework for citizens with eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017.
Conen W., Henkens K., Schippers J. Employers’ attitudes and actions towards the extension of working lives in Europe. International Journal of Manpower, 2012. - Vol. 33, No. 3, pp. 648—665.
European Commission. Digital economy and society index 2020. – URL: http://www.Digital-agenda-data.eu. (Дата обращения: 27.03.2022).
Frey K., Osborne M. The future of employment: How susceptible are jobs to computerization? Technological Forecasting & Social Change, 2017. - Vol. 114, pp. 254-280.
Naegele G., Walker A. A guide to good practice in age management. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2006.
Phillipson C. Commentary: The future of work and retirement. Human Relations, 2013. - Vol. 66, No. 1, pp. 143-153.
Phillipson C. Reconstructing work and retirement: Labour market trends and policy issues. In: J. Field, R. Burke, C. Cooper (ed.). The Sage handbook of aging, work and society. – 2013. - London: Sage, pp. 445-460.
Posthuma R., Campion M. Age stereotypes in the workplace: Сommon stereotypes, moderators, and future research directions. Journal of Management, 2009. - Vol. 35, No. 1, pp. 158-188.
Taylor P., Loretto W., Marshall V., Earl C., Phillipson C. The older worker: Identifying a critical research agenda. Social Policy and Society, 2016. - Vol. 15, No. 4, pp. 675—689.
Thijssen J., Rocco T. Development of older workers: revisiting policies. In: European Centre for the Development of Vocational Training. Working and ageing: Emerging theories and empirical perspectives. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2010, pp. 13-27.
Walker A. The emergence of age management in Europe. International Journal of Organizational Behavior, Vol. 10, 2005. - No. 1, pp. 685-697.
Zheltoukhova K., Baczor L. Attitudes to employability and talent. London: Chartered Institute of Personnel and Development, 2016.
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (2020). Цифровые технологии в промышленности и ИТ отрасли. - М.: Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, 2020. – URL: https://issek.hse.ru/news/368076191.html. (Дата обращения: 27.03.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ