ВВЕДЕНИЕ 1-5
1 ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ,
ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ.148 УК РФ 6
1.1 Объект состава преступления, предусмотренного ст.148 УК
РФ 6-14
1.2 Объективная сторона состава преступления, предусмотренного
ст.148 УК РФ 14-23
2 СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ,
ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ.148 УК РФ 24
2.1 Субъект состава преступления, предусмотренного ст.148 УК РФ 24-30
2.2 Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного
ст.148 УК РФ 30-37
3 ПРОБЛЕМЫ ОТГРАНИЧЕНИЯ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ,
ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ.148 УК РФ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 38
3.1 Отграничение состава преступления, предусмотренного ст.148
УК РФ от смежных составов преступлений по объективным признакам 38-45
3.2 Отграничение состава преступления, предусмотренного ст.148
УК РФ от смежных составов преступлений по субъективным признакам 45-52
3.3 Судебная практика в Российской Федерации по статьи 148
Уголовного кодекса Российской Федерации 52-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60-62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Вопросы осмысления религии, соотношения ее норм с нормами права всегда находились в центре внимания теоретической мысли. В современном мире вместе с постклассической наукой, которая все шире проникает и в область юриспруденции, на смену принципу противопоставления научного знания и религии приходит иное понимание.
В настоящее время становится очевидным, что наука и религия не являются взаимоисключающими понятиями, а дополняют друг друга . Современные исследователи единодушно отмечают, что многомерная научная картина мира не укладывается в рамки одномерного, узконаправленного материалистического подхода. На смену безальтернативности общественного развития приходит представление о его многовариантности, что позволяет поставить в новом ключе вопрос о соотношении науки и религии, а также о формировании научного подхода к осмыслению религии, а также ее роли в развитии современного общества.
Свобода совести и вероисповедания в Российской Федерации не просто провозглашаются на самом высоком - конституционном - уровне, но и гарантируются и охраняются.
В любом развитом государстве считается свойственным, неотделимым правом человека возможность иметь и свободно высказывать свои взгляды на мир. Немаловажной составляющей мировоззрения является, в частности, отношение к религии. В связи с этим Конвенция о защите прав человека и основных свобод гарантирует каждому «право на свободу мысли, совести и религии». Исходя из этого, Российская Федерация, следуя заданным шаблонам, закрепляет в Конституции РФ «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». А так же, как и международными актами, и Конституцией Российской Федерации гарантируется равенство прав человека и гражданина независимо от его отношения к религии. Согласно ч.1 ст.14 Конституции Российской Федерации, «Российская Федерация - светское государство» , этот принцип не отражен в международно-правовых актах, но является важнейшей гарантией реализации права на свободу совести и вероисповедания, вместе с принципом равенства.
Данное право является одним из первоочередных для человека и общества, потому его нарушение должно влечь, в том числе, уголовную ответственность. Уголовный закон, в соответствии с ч.2 ст.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, должен основываться на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права. Однако обоснованность данного заявления кажется сомнительной в отношении к уголовно-правовой охране свободы совести и вероисповедания. Так, стоит отметить, что, во-первых, нормы Уголовного Кодекса Российской Федерации направленные на охрану свободы совести и вероисповедания, являются бланкетными, и отсылают правоприменителя к федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», вопрос о полноте и согласованности считается спорным. Во-вторых, в российском законодательстве отсутствует четкий категориально-понятийный аппарат, регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением свободы совести и вероисповедания. В-третьих, в Российской Федерации необходимо усовершенствовать механизмы, направленные на обеспечение принципа светского государства, в том числе - уголовно-правового. Тревожные тенденции клерикализации влекут конфликты между той частью общества, которая считает себя к исповедующей религию, и той, которая придерживается других убеждений. Одним из проявлений подобных конфликтов можно назвать введение уголовной ответственности за «оскорбление религиозных чувств верующих», которое вызвало серьёзные общественные дебаты, множество критических публикаций в средствах массовой информации, и обострило уже существующие в обществе противоречия. Кроме того, нельзя не отметить резонансную, хоть и немногочисленную практику применения данной нормы. В соответствии со статистикой Судебного департамента при Верховном суде России, в 2013 году никто не был осужден5; в 2014 г. - один человек по ч.1 ст. 148 УКРФ6; в 2015 г. - один человек по ч.1 и один - по ч. 2 ст. 148 УК РФ7; в 2016 г. - только 5 человек по ч.1 ст. 148 УК РФ8. За 2017 год - 4 человека по ч.1 ст. 148 УК РФ и 1 человек по ч.2 ст. 148 УК РФ9.
Такое положение дел подтверждает необходимость проведения новых научных исследований в этой области. Ошибочно полагать, что все вопросы
по данной теме уже исчерпаны, поскольку именно в настоящее время все чаще ощущается потребность в тщательной систематизации и обобщении научных взглядов, а также в переосмыслении отдельных теоретических положений.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые направлены на охрану и защиту свободы совести и вероисповедания человека и гражданина.
Предметом исследования являются объективные и субъективные признаки состава преступления, предусмотренного ст.148 УК РФ, практика его применения, положения теории уголовного права.
Целью данной работы является анализ существующих уголовно-правовых признаков объективной и субъективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ, а также вопросы отграничения по ним данного деяния от смежных составов.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть объект преступления, предусмотренного ст.148 УК РФ;
2) проанализировать объективные признаки преступления, предусмотренного ст.148 УК РФ;
3) рассмотреть субъект преступления, предусмотренного ст.148 УК РФ;
4) изучить субъективную сторону преступления, предусмотренного ст.148 УК РФ;
5) проанализировать отграничение исследуемого преступления со смежными составами преступлений по объективным и субъективным признакам.
Решение поставленных задач осуществлялось комплексом классических методов научного познания. Универсальным методом любого научного исследования является диалектика, предъявляющая к процессу изучения правовых явлений требования объективности, всесторонности, комплексности и конкретности истины. Основными частно-научными методами, использованными в работе, являются сравнительно-правовой метод, дающий возможность рассматривать современное состояние соответствующих правовых норм в истории отечественного уголовного права; и догматический метод, предполагающий толкование основных понятий и институтов уголовного права.
Правовую основу исследования составили такие нормативно-правовые акты как Конституция РФ, Уголовный Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ.
Теоретическую основу исследования составили работы авторов: Арямова А.А., Бахметьева П.В. Заикиной И.В., Казанцева Д.А., Коняхина В.П., Пашенцева Д.А., Поздняка А.В., Политовой С.П., Сладковой М.М., Смирнова А.М., Шилина Д.В., Шнитенкова А.В. и другие.
Эмпирическая основа работы сформулирована изучением 5 приговоров и постановлений судов общей юрисдикции.
Структура работы состоит из введения, трех глав, разделенных на 2-3 параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
По результатам проведенной работы мы приходим к следующим основным выводам.
Общим объектом преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ являются общественные отношения, возникающие по поводу беспрепятственной законной деятельности религиозных организаций, совершения обрядов, свободы совести и свободы вероисповедания.
Родовым объектом нарушения права на свободу совести и вероисповеданий является личность, что следует из названия раздела VII УК РФ «Преступления против личности».
Видовым объектом нарушения права на свободу совести и вероисповеданий являются конституционные права и свобода человека и гражданина, что следует из названия главы 19 УК РФ «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина».
Непосредственным объектом нарушения права на свободу совести и вероисповеданий выступает право на свободу совести и вероисповеданий.
К объективной стороне нарушения права на свободу совести и вероисповеданий как формального состава относятся: общественно-опасное деяние, направленное на оскорбление религиозных чувств верующих и на незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, и оно считается оконченным с момента совершения самого деяния независимо от того, удалось ли оскорбить религиозные чувства верующих или воспрепятствовать деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.
Субъект рассматриваемого преступления общий - вменяемое физическое лицо, достигшее 16- летнего возраста. Так же можно выделить в ч.3 ст.148 УК РФ специальный субъект - преступление, совершенное с использованием своего служебного положения.
Субъективная сторона нарушения права на свободу совести и вероисповеданий характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо сознает, что выполняет действия (бездействие), препятствующие деятельности религиозной организации или совершению религиозного обряда, и желает их выполнить.
Деяния, предусмотренного ст.148 УК РФ отграничивается от смежных составов по признакам объекта, субъекта объективной и субъективной сторон.
Важным ограничительным признаком анализируемого преступления является публичный характер совершенных действий, в то время как в смежных преступлениях он не обязателен.
Все рассмотренные выше уголовные дела носят публичный характер. В каждом из случаев проявления неуважения были различными: начиная с высказывания о отрицании Бога и публикации фото в Интернете, «движениями лица» и заканчивая непосредственно совершением физических действий. В качестве граждан, чьи религиозные чувства были оскорблены, в необширной судебной практике российских судов представлены только верующие мировых религий: буддизм, христианство и ислам. При разрешении уголовных дел, возбужденных на основании 148 статьи УК РФ, судья должен будет разрешить серьезные вопрос, в том числе и богословский, на который зачастую даже сами религиозные чины не могут ответить - на каком основании суд будет считать человека верующим, по каким критериям будет определяться тяжесть вреда, нанесенного правонарушителем, а также степень общественной опасности, чтобы выбрать необходимую меру уголовного наказания: штраф, принудительные работы или же лишение свободы на определенный срок.
В настоящее время в уголовном законе не определен круг охраняемых общественных отношений в религиозной сфере, религиозные чувства верующих каких религий на территории России находятся под охраной уголовного закона, что затрудняет применение на практике данной уголовно-правовой нормы, не раскрыты понятия «верующие», «религиозные чувства», «традиционные религии». Поэтому, мы приходим к мнению, что нужно дать четкое определение вышеуказанным понятиям и пометить границы уголовно-правовой охраны общественных отношений в рамках ст.148 УК РФ, путем издания разъяснений Пленумом ВС РФ.
Полагаем, что реализация указанных предложений позволит повысить эффективность применения ст. 148 УК РФ «Нарушения права на свободу совести и вероисповеданий».
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. на 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Уголовный кодекс Российской Федерации : принят Гос. Думой от 24.05.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016) [Электронный ресурс] // Справ.- правовая система «КонсультантПлюс».
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : принят Гос. Думой от 20.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
Специальная научная и учебная литература
5. Акинина Н.Ю., Анисимов В.Ф., Анисимов И.В. Критерии степени общественной опасности деяния как способ разграничения преступного и непреступного // Российский следователь. 2018. № 12. С. 37 - 43.
6. Алебастрова И.А. Процессы секуляризации и клерикализации в современном мире: поиски конституционного баланса // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 5. С. 117 - 136.
7. Аринин Е.И. Термин «верующий»: лексема, социологические факты и парадоксы интерпретации // Сборник статей по материалам IV Международной научной конференции. Белгород, 2014. С. 26 - 37.
8. Арямов А.А., Руева Е.О., Пономаренко В.С. Вариация на тему уголовно-правовой охраны свободы вероисповедания в Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2014. № 3. С. 11.
9. Большая российская энциклопедия. URL:
https://bigenc.ru/religious_studies/text/2668936.
10. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова,
B. П. Зинченко. 4-е изд., расшир. URL: http://online-knigi.com/page/118634
11. Бондаренко, В.Е. Нарушение права на свободу совести и
вероисповеданий: проблема определения основания уголовно-правовой
охраны». Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014 - № 2. - С. 159.
12. Бурковская, В.А, Малиновский, А.А.,. Деятельность религиозных объединений (психологические и юридические аспекты) М., 2015. - 236 с.
13. Быкова Т.А., Быков Р.А. Роль традиционных и новых религиозных объединений в развитии культурного капитала населения в постсоветской России // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2014. № 2 (14). С. 7.
14. Винокуров В.Н. Предмет отношений как видовой объект
преступления и способы его установления // Современное право. 2018. № 3.
C. 87 - 94.
15. Гладких, В.И., Курчеев, В.С. Уголовное право России. Общая и Особенная части Новосибирск: НГУ, 2015. - 359 с.
16. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. URL: http: //slovardalj a.net/
17. Дозорцев, П.Н. Развитие светской государственности в России: история и современность. СПб. - 2008. - 508 с.
18. Еллинек Г. Декларация прав человека и гражданина. Одесса: Юридическая литература, 2017. - 345 с.
19. Ефименко М.Н. Религиозная традиция как предмет социально-философского анализа: Автореф. дис. ... докт. филос. наук. М.: АСТ, 2015. - 345 с.
20. Завидов, Б.Д. Уголовно-правовой анализ преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина / Подготовлен для системы Консультант Плюс. 2016. - 358 с.
21. Заикина И.В., Поздняк А.В., Сладкова М.М. Оскорбление религиозных чувств верующих: анализ судебной практики // Россия и мир: развитие цивилизаций. Феномен развития радикальных политических движений в Европе: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2018.
22. Игнатов, А.Н., Костофев Т.А. Лекция 4. Уголовная ответственность и состав преступления/ Под ред. проф. Ю.А. Красикова. - М., 2006. - 320 с.
23. Ильюк Е.В. Деструктивная секта как «психологическая» тюрьма (методы вовлечения и изменения сознания в деструктивных сектах) // Виктимология. 2018. № 1 (15). С. 50.
24. Ипполитова А.Г. Сатанизм и оккультизм: современные «скрытые» манифестации // Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры: Материалы IV Международной научно¬практической конференции: В 2-х ч. 2016. С. 121 - 122.
25. Казанцев Д.А. К вопросу об уголовно-правовой охране религиозных чувств верующих // Российский следователь. 2019. № 9. С. 36 - 40.
26. Коваль Т. Этика труда православия // Федеральный образовательный портал: экономика, социология, менеджмент. ПВЕ: http://ecsocman.hse.ru/.
27. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2015. [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
28. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. В.М. Лебедев. - 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
29. Коняхин В.П., Бахметьев П.В. Ответственность за публичные
действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих: доктринальный,
законодательный и правоприменительный аспекты // Российский судья. 2017. № 10. С. 34 - 39.
30. Котляревский С.А. Конституционное государство. Юридические предпосылки русских основных законов. М.: Зерцало, 2014. - 278 с.
31. Красиков, А.Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России. 2015. - 183 с.
32. Кругликов, Л.Л. Уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов М., 2015. - 257 с.
33. Макаров Д.Ю. К вопросу о понятии уголовно-правовой охраны // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 8 - 9. 2017. С. 2.
34. Максимова, С.В. Уголовное право. Общая часть: учебник / под ред. проф. Гаухмана, Л.Д. - М.: Изд-во Эксмо, 2016. - 416 с.
35. Малышкин А.В. Применение судами неправовых норм (по материалам социологического исследования) // Российский судья. 2018. № 4. С. 10 - 15.
36. Мачковский, Л.Г. Уголовная ответственность за нарушение равноправия, личных, политических, социально-экономических прав. М., 2015. - 187 с.
37. Наумов, А.В. Современное уголовное право. Общая и Особенная части: Учебник М., 2007. - 542 с.
38. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации: Комментарий, судебная практика, статистика / А.Н. Александров [и др.]; Под общ. ред. В.М. Лебедева; Отв. ред. А.В. Галахова. М.: Городец, 2019. - 239 с.
39. Оценочные признаки в Уголовном кодексе Российской Федерации: научное и судебное толкование : научно-практическое пособие / под ред. А.В. Галаховой. - М.: Норма, 2014. [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
40. Павлов С.П., Шушпанова К.Д., Васильченко Л.В. Взаимосвязь биологических и психологических аспектов стресса // Гуманитарный трактат. 2017. № 12. С. 34 - 38.
41. Пашенцев Д.А. Взаимодействие правовых и религиозных норм: историко-теоретический аспект // История государства и права. 2015. № 17. С. 33 - 38.
42. Политова С.П. К вопросу определения понятий при проведении психологических экспертиз в делах об оскорблении религиозных чувств верующих // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 9 (17). С. 363.
43. Поспелов А.И. Религия и культура автохтонных арктических народов: Философско-культурологический анализ: Автореф. дис. ... докт. филос. наук. М., 2000. URL: https://www.rsl.ru/.
44. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая / Р.В. Амелин, М.Б. Добробаба, М.Э. Капитанец и др.; под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 1. 1120 с.
45. Придворов, Н.А., Тихонова, Е.В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России. М., 2007. - 299 с.
46. Проект федерального закона «О социальном партнерстве
государства и религиозных организаций» (вносится депутатами С.Ю. Глазьевым и А.Н. Белоусовым, март 2003 г.). URL:
http : //www.atheism.ru/archive/text/1062.phtml.
47. Проект федерального закона «О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации». Православие. URL: http : //www.spasi .ru/biblt/zak2 .htm.
48. Проект федерального закона № 99048645-2 «О традиционных религиозных организациях России» (внесен депутатами Государственной Думы В.У. Корниенко, В.А. Лисичкиным, В.И. Шандыбиным) // СПС «Гарант». 1Ж1.: http://base.garant.rU/3109854/#ixzz5dWzoojSa.
49. Прус В.И. Понятие о сектах, их возникновение и методы воздействия // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. № 2 (4). С. 256 - 259.
50. Радугин, А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М., 2014. - 405 с.
51. Савельев, В.Н. Свобода совести: история и теория. М., 2008. - 499 с.
52. Серебренникова, А.В. Уголовно-правовое обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина по законодательству Российской Федерации. М., 2014. - 378 с.
53. Смирнов А.М. К вопросу об объекте преступного посягательства при оскорблении религиозных чувств верующих // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 7 (23)
54. Трусов А.И., Техов Д.Н. О необходимости совершенствования конструкции состава ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» // Российская юстиция. 2019. № 8. С. 15 - 18.
55. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учебник / под ред. А.И. Чучаева. - М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2013. [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
56. Федотова, Ю.Е Оскорбление религиозных чувств верующих и
уголовный закон: работа над ошибками. Юридическая наука и
правоохранительная практика. 2016. - № 1. - 448 с.
57. Христос Яннарас. Религиозное чувство. Православная энциклопедия «Азбука Веры». ГГЕ: http://azbyka.rU/vera-cerkvi#n5
58. Черемных, Г.Г. Свобода совести в Российской Федерации. М., 2006. - 488 с.
59. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. - 624 с.
60. Шилин Д.В. Уголовная и административная ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповедания: проблемы разграничения // Журнал российского права. 2016. № 5. С. 81 - 89.
61. Шевкопляс, Е.М. Уголовно-правовая охрана свободы совести в России: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2009. - 409 с.
62. Шнитенков А.В. Оскорбление религиозных чувств верующих: проблемы законодательной регламентации уголовной ответственности // Современное право. 2014. № 3. С. 107 - 109.
Материалы судебной практики
63. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1993 № 10-П
«По делу о проверке конституционности Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июля 1992 года «О газете «Известия» и по индивидуальной жалобе членов журналистского коллектива редакции газеты «Известия» в связи с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 17 июля 1992 года «О газете «Известия» // Вестник
Конституционного Суда РФ, № 2 - 3, 1994.
64. Постановление Московского городского суда от 31.07.2017 № 4а- 4148/2017 // СПС Консультант Плюс.
65. Приговор по делу № 1-170/12 Хамовнического районного суда г. Москвы. URL: https://rospravosudie.com/court-xamovnicheskij -raj onnyj-sud- gorod-moskva-s/act-401049212/
66. Решение Верховного суда Республики Дагестан от 08.08.2018 по делу № 7-176/2018 // СПС Консультант Плюс.
67. Решение Московского городского суда от 08.11.2017 по делу № 7-11814/2017 // СПС Консультант Плюс.
Электронные ресурсы
68. А. Бородихин. «Первое, что я увидела: автомат с фонариком,
направленный в лицо». Как в Иркутске задерживают за оскорбление чувств верующих. [Электронный ресурс] // Медиазона. URL: https://zona.media/article/2017/10/04/irkutskie-chuvstva
69. Р. Исмаилов. Епархия внесла в «черный список» профессора УрФУ, вступившегося за Сколовского. [Электронный ресурс] // ZNAK. URL: https: //www.znak.com/2017-04-07/eparhiya_vnesla_v_chernyy_spisok_professora_urfu_vstupivshegosya_za_sokolovskogo
70. П. Махмудова. Вынесение приговора об осквернении статуи Будды в Элисте назначено на 28 июля. [Электронный ресурс]// Кавказский узел.
URL:http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/286446/
71. «Отрицает существование Иисуса»: 10 цитат из приговора
Сокловскому. [Электронный ресурс] // Русская служба BBC. URL: http://www.bbc.com/russian/features-39883972
72.О PussyRiot и Путине говорили 86% мировых средств массовой информации. [Электронный ресурс] // Голос Америки.иРЕ: http: //www.golos-ameriki .ru/content/media-on-pussy-riot/1490739/html(архив от: 13.09.2012)
73. «Подслушано Ставрополь». [Электронный ресурс] // Вконтакте. URL: https://vk.com/podslyshano_stavropol?w=wall-61047943_451431
74. Прямая речь: Какое максимальное наказание должен понести человек, оскорбивший Ваши религиозные чувства? [Электронный ресурс] URL: http://sreda.org/2013/pryamaya-rech-kakoe-maksimalnoe-nakazanie-dolzhen-ponesti-chelovek-oskorbivshiy-vashi-religioznyie-chuvstva/29636